Содержание:
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия
холдинг" 2001 г.
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство
"Азбука-классика" 2001.
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль
"Академия холдинг" 2001 г.
ШИШИГИ
ШИШИГИ, ШИШИМОРЫ —
черти с волосами, торчащими шишом. Маленькие,
пузатенькие, горбатенькие с кривыми суковатыми руками. Обитают дома в
темных местах, в закутках, в мелких водоемах — в камышах. Днем
отсыпаются, а ночами шуршат камышами, шуршат дома по темным углам,
возятся — все стараются напугать человека , да так, чтобы и у него
волосы шишом встали . А шишимора не только Шуршит-шебуршит, но и
привидением показаться может (шишига, шиш — пусто; нет ничего, и мора —
морока). Создает вид, что будто есть кто-то там, где нет никого, мрочит
-людей, чтоб нагнать на них побольше страху.
В иных толкованиях шишимора отождествляется с
кикиморой.
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства:
"АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
ШИШИГА, шишиха, шошычиха,
шишитиха, шишимора — женский демонический персонаж; чертовка, лешачиха,
кикимора, водяница. Шишига (как и
другие наименования с корнем «шиш-») — родовое, обобщающее название
нечистой силы, которое может
быть отнесено и к нечистому духу неопределенного облика, и к духу
банному, лесному, водному и т.д.
Во многих поверьях шишига весьма напоминала
русалку, и особенно северную
«страшную» русалку (разновидностью
которой, возможно, являлись и кикимора,
и лешуха, и водяница). Так, в великорусских поверьях шишига часто была
связана с водой и банями; во Владимирской губернии на Троицу принято
было тайно украшать березку специально для шишиг (считалось, что во
время праздника шишиги пляшут перед такой
березкой). По поверьям Костромской области, «шишига предстает в
образе скромной, робкой, застенчивой и неповоротливой женщины, живет в
воде, в болоте, часто выходит из воды на берег, а в воде то полощется,
то моется... Живет иногда в лесу. Любит
баню и ходит в нее, если дверь в бане оставлена без молитвы». По
некоторым поверьям, «шошыга, лешачиха — то онно»; считалось, что шишигу
можно увидеть в лесу, например, сидящей
на дереве или бегающей по лесу. В
некоторых местах (по большей части на Печоре) шишигой называли даже
Бабу-Ягу: «Ягабиха страшна шошычиха.
Баба-яга та же шошычиха и есть».
Шишигу, образ которой весьма
близок к образу кикиморы или
Бабы-Яги, представляли в некоторых
местах святочные ряженые: изображали ее в «бабьем» сарафане, но без
кики, с распущенными волосами; мог ее изображать и парень, одетый
по-старушечьи, в лохмотьях, с
горшком на голове
(вместо кокошника), который потом разбивали. Чаще всего, однако, шишигу
изображали старухи: на Святках они «одевались шишиморами», т.е.
наряжались в рвань и пряли, сидя на полатях (видимо, пародийно вторя
действиям ши-шиморы-кикиморы): «Пряху (копыл)
ставили меж ноги... Девушки смеялись над шишиморой, хватали ее за ноги,
а она била их палкой».
В некоторых местах шишига
воспринималась только как банный
(реже — вообще домашний, пребывающий не только в бане, но и в овине, в
риге, в избе и т.д.) дух. Так, согласно некоторым поверьям, шишига —
демоническое существо, сходное с
кикиморой или обдерихой и обитающее преимущественно в банях (хотя
может селиться и в подполье, в голбце и т.д.). По народному убеждению,
шишига часто кажется в бане тем, кто идет туда без молитвы: она
принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться, но
может запарить человека до смерти, если он уступит и подойдет к ней (о
человеке, который вышел из бани поцарапанным, иногда говорили, что его
«шишига драла»).
В некоторых местах шишигой
называли преимущественно водяного духа (водяную чертовку). Такую шишигу
иногда описывали как маленькое горбатое существо, брюхатое и хвостатое,
очень холодное, с длинными сучковатыми руками. По поверьям, обитает она
в камышах, в мелких речушках и болотистых озерках; появляется только в
сумерках, а днем спит в камышовых зарослях или где-нибудь на дне.
Считалось, что шишига набрасывается на зазевавшихся прохожих и
утаскивает их в воду или щекочет до смерти. Существовали также поверья о
шишигином хвосте, которым она закрывает
человека, после чего человек пропадает; «и сколько ни ищи — не найдут
тебя, да и сам себя не найдешь». См. также
Кикимора.
Шишик — см. Шиш.
Шишимора — см. Кикимора, Шишига.
Шишитиха, шишиха — см. Шишига.
Шишик, шишко, шишок — см. Шиш.
Шошычиха — см. Шишига.
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство
"Азбука-классика" 2001.
ШИШИГА, ШИШИХА, ШИШИЦА, ШИШИТИХА, ШИШИЧИХА, ШОШЫЧИХА — нечистый
дух, чертовка; водяная чертовка; лешачиха; овинник;
черт, бес; баба-яга.
«Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили» (Ю.
Урал); «Шошычиха, лешачиха — то онно» (Печ.); «Ягабиха страшна шошычиха.
Баба-яга та же шошычиха и есть» (Печ.);
«Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба) <Даль, 1882>; «Вино жрут, как
шишихи» (Печ.); «Разве не видите: вон он, шишига, на часах сидит да
дразнится» (Моек.); «Домовушка должен быть тот же шишига, то ись
Дьявол, — по крайности прежде был шишигой, а
теперь, видится, обрусел» (Урал); «Сам ли в забытьи забежал или шишиги
затащили — хоть убей, не знаю. И не прошла эта история мне даром»
(Урал).
Шишига, как и другие наименования с корнем шиш- (см.
ШИШ, ШИШОК), — родовое, обобщающее название
нечистой силы, которое может
быть отнесено и к нечистому духу неопределенного облика, и к
подпольнику,
баннику,
лешему и т. п. Шишига — злой дух в
подполье дома (Арх.); нечистая
сила в бане (Влад.). Обитающая в бане шишига имеет отвратительный
вид, может запарить до смерти (Сарат.) (здесь шишига определенно
напоминает обдериху - см. ОБДЕРИХА).
«Года три тому назад истопила матушка баню и посылает меня мыться,
— рассказывает владимирская крестьянка. — Я пошла. Вхожу в предбанник,
отворила в баню дверь. Гляжу, а там моется тетка Марфа, сестра покойного
батюшки. Я было хотела взойти, да раздумалась. А она увидела меня, да и
баит: „Пойдем, Машка, я помою тебя“. Я слышу, что голос-то не походит на
теткин, скорее захлопнула дверь, да ну домой. <...> Матушка мне и баит:
„Тебе и показалось, как нито шишига вместо тетки Марфы, они, баит часто
кажутся тем, кто без молитвы приходит в баню. Пойдем со мной". Приходим
в баню — нет никого. А эфто должно и впрямь мылась шишига».
По мнению В. Даля, шишига — «нечистый, бес», а также «злой
кикимора или
домовой,
нечистая сила, которого
обычно поселяют в овине; овинный домовой» <Даль, 1882>. В поверьях
Ярославщины шишига — домовой бес, злой дух. Шишигу, похожую на
кикимору-пустодомку, представляли
ряженые во время Святок: ее изображали в «бабьем» сарафане, но без кики,
с распущенными волосами; шишигой мог быть и парень, одетый
по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника,
который разбивали <Маслова, 1984>.
В великорусских поверьях шишига нередко связана с водой и
напоминает русалку. Во Владимирской
губернии на Троицу было принято тайно украшать
березку для шишиг. Считалось, что во
время праздника шишиги-нечистые пляшут перед такой
березкой.
«Шишига предстает в образе скромной, робкой, застенчивой и
неповоротливой женщины, живет в воде, в болоте, часто выходит из воды на
берег, а в воде то полощется, то моется... Живет иногда в
лесу. Любит баню и ходит в нее, если
дверь в бане оставлена без молитвы» (Костр.).
Шишихой, шишитихой, шошичихой может именовать и чертовка, а также
лесной, водяной дух (лешачиха, русалка);
нечистый дух неопределенного, угрожающего облика, а на Печоре — даже
баба-яга.
Шишигой именуется вездесущий черт, который
морочит пьяницу (Моск.) (см. ПЬЯНЫЙ БЕС). На Урале рассказывали, что
Ермак Тимофеевич (слывший колдуном), «когда недоставало у него войска,
выставлял против неприятелей шишигов» (чертей).
«Чаще всего он, шишига-то... нападает на гулебщиков (охотников. — М.
В.). Покажется сначала каким зверем или какой птицей, а потом
превратится в чудо, напустит на человека робу [ужас]; человек
испугается; у человека язык отнимется, ум помрачится; человек и умрет,
пожалуй, с испуга, без языка, а умереть без языка, значит — без покаяния
умереть, а эвто, значит, Дьяволу и на руку» (о
запрете охотиться в праздник) (Урал) <Железнов, 1910>.
ШИШИМОРА - черт, бес; нечистый дух в доме;
кикимора.
В поверьях ряда районов России шишимора — вариант наименования домашнего
духа в женском облике или кикиморы.
«Если нечистый водится в комнате, то это — шишимора»; иногда слышат, как
она прядет; «если оставить пряжу с куделей в избе, особенно накануне
праздника, напрядет, путая на веретене так, что придется расстригать» (Костр.).
На Святках старухи «одевались шишиморами», то есть наряжались в
рвань и пряли, сидя на полатях (по-видимому, пародийно вторя действиям
существ, сходных с кикиморой,
суседкой, доманушкой): «Пряху (копыл)
ставили меж ноги... Девушки смеялись над шишиморой, хватали ее за ноги,
а она била их палкой» (Костр.).
В Саратовской губернии шишимора — «привидение в виде белого
старика». Шишимора — «кто любит все и везде осмотреть, вышарить,
обшарить» (Вятск.).
|