ДЬЯВОЛ

Спонсор странички :

Содержание:

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

"Словарь символов" справочник  Надя Жульен изд. лтд. Урал

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.

"Энциклопедия Колдовства и демонологии" Рассела Хоупа Роббинса 2001 . Москва. Астрель. Миф.

"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999

"Энциклопедия нечистой силы" Шлионская И . 2005

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

Дьявол Жорж Минуа 179 Kb rar скачать бесплатно без смс


Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

ДЬЯВОЛ (ДЕМОНЫ), Сатана

   Противник совершенства, персонифицирует тьму, обман и зло, особенно в рамках моральных норм христианства и иудаизма. Зло и неудачи с древности символизировались монстрами или гоблинами, а также божествами с противоречивым характером, имевшими, наряду с положительными, и капризные, жестокие, разрушительные и другие демонические черты. Иранский пророк Заратустра (Зороастр) в VII в. до н. э. предложил свое объяснение недостатков человеческой натуры — существование Аримана, темного созидающего духа, который выбрал сторону зла и стал составляющей и неотъемлемой частью материального мира. Эта идея оказала влияние на изменение толкования образа сатаны: из ангела, посланного Богом удостовериться в совершенстве созданного Им мира, — в падшего ангела, чья гордыня привела его на сторону зла и сделала врагом Бога. Его исламский двойник носит имя Иблис. Другие важные концепции дьявола включают манихейское представление о том, что Адам был создан сатаной (использовавшим похищенный у Бога божественный свет), а также идеи гностиков (подвегшихся в этом случае влиянию восточных традиций), что материальный мир создал сатанинский Демиург, а Человек пытается вырваться из этого мира, вернувшись к Господу, частью которого он когда-то был. Другие имена дьявола: Люцифер (сатана до падения), Вельзевул (имя заимствовано в филистимлянском пантеоне, одного из богов которого иудеи презрительно называли «Повелитель мух») и Мефистофель (который известен в литературе как заключивший дьявольскую сделку с немецким алхимиком Фаустом). Обычно дьявол изображается с рогами, раздвоенными копытами и хвостом (образ, произошедший от языческого бога Пана) и иногда с крыльями летучей мыши. Черти и бесы окружают его, вооруженные вилами и копьями. Идея средневековых христиан относительно греха похоти выразилась в представлении о существовании у дьявола еще одного лица на гениталиях или ягодицах.
   Как дух зла, дьявол связан с символизмом дракона в западной традиции и змеи в иудейской и христианской традициях. Он может быть также символом раздора, разобщения и искушения бессмертием.

Дьявол (деталь с гравюры «Искушение Христа», 1492 г.)


"Словарь символов" справочник  Надя Жульен изд. лтд. Урал

 


ДЬЯВОЛ, ДЕМОН

   Для теологов падшие ангелы — это бесы, а их господином является Сатана (Дьявол, дьявол-искуситель), или Люцифер (называемый еще Светоносцем, Сияющим, из-за света, который он излучал до своего падения), или еще Азазель, Вельзевул.
    Рогатый и поросший шерстью, с копытами и длинным хвостом, дьявол является символом заблуждающегося ума, лжи, бессознательных сил, которые оказывают влияние на сознание и заставляют человека нравственно и физически регрессировать, что неизменно приводит к распаду личности. Враг духовности и нравственного возвышения, Сатана символизирует душевную смерть.
   В древнееврейской традиции демоны делятся на десять иерархических категорий (десять темных сефирот), каждая из которых является олицетворением какой-либо страсти, порока. Их верховный вожак — Самаэль, ангел яда и смерти. В Коране это Шайтан, который, согласно Зогару, соблазнил первую женщину.
   Супруга Дьявола Лилит является царицей разврата и ночного могущества в Каббале, где демоны рассматриваются как слепые силы мироздания, существа, стоящие ниже человека.
   Согласно древней теологии, обыкновенные (рядовые) демоны были божественными эманациями, воплощающими принцип жизненного тепла и животное начало, охраняемое и защищаемое Моисеем.
   Астрология усматривает в дьяволе пагубное влияние планет: боги и демоны, святые и бесы являют собой оборотные стороны одних и тех же планетных влияний, и дьявол есть тень, или затемненная сторона, Бога... неотделимая от Него, подобно тому как теневая сторона планеты неотделима от ее освещенной стороны.
   Каббалисты говорят, что истинное имя Сатаны есть перевернутое Иеговы.
   По мнению Юнга, демоны являют собой неврозы и комплексы, то есть вытесненные в подсознание эмоции, способные вызвать устойчивые расстройства нашей психики... То, что заставляет нас «принимать черное за белое» — ложное за суть,— неизбежность проявления негатива "царства теней».
    XV аркан карт Таро, Дьявол воплощает примитивные инстинкты человека и персонифицирует крайнюю степень эгоизма. Он, враг единства, властвует, разделяя, противопоставляя существа друг другу... Дьявол овладевает нами, когда мы рождаемся... А мы, в свою очередь, призваны к постепенному преодолению тирании низменных инстинктов: гордыни, лености, гнева, чревоугодия, зависти, жадности, сладострастия.
   К счастью, дьявол (наш животный организм, наши примитивные инстинкты) не так страшен, как его малюют; он является нашим неизбежным спутником в жизни. Если мы отдадим себе отчет в его существовании, мы овладеем тогда магической благодетельной силой... Божественная искра, которая находится в нас, должна победить грубый инстинкт и приручить «животное», что позволит достичь гармонии между материей (телесными инстинктами) и разумом.
   Истолкование при гадании: чрезмерное возбуждение, неуравновешенность, безумие, алчность, всевозможные злоупотребления. Согласно представлениям конфуцианцев, дьявол — это зло, эгоизм, тенденция к неуступчивости во всем, стяжательское стремление, которое восстанавливает Я против другого, а будучи неудовлетворенным, превращается в насилие.


"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001


Дьявол

   ДЬЯВОЛ — злой дух (от греческого —      «клеветник»). Образ Дьявола был привнесен в народные поверья христианством и получил преимущественное развитие не столько в устной, сколько в письменной традиции — в апокрифах, житиях святых и т.п., причем в памятниках древнерусской и средневековой литературы Дьявол чаще именовался Сатаной.
   Один из традиционных обликов Дьявола — черный человек огромного роста, ужасный великан, «иже до облак доседаше высотою, под ним же озера, яко моря кипящие». В народных поверьях Дьяволу также приписывался темный, черный цвет, большой рост, сиплый и очень громкий голос, способность к оборотничеству (излюбленный облик Дьявола — змей, змий). При этом образ Дьявола в народных рассказах, быличках и сказках мог быть таким же, как у чертей и бесов: считалось, например, что у него нет ресниц, он прихрамывает; может принять обличье «высокого черного мужика» или толстого безбородого человека.
   Согласно библейскому учению, Дьявол — «первейший среди падших ангелов». Таковым он представлялся и в народных поверьях: крестьяне верили, что Дьявол, как и другие злые духи, — это падший ангел, который обязан своим появлением Богу. По легенде, злые духи «произошли тоже от Бога, как и весь мир, то есть по Его желанию»; «Когда ангел возгордился перед Богом, Бог обратил его в Дьявола». Существовали, однако, и другие народные повествования о миротвореиии; в них Дьявол (Сатана) принимал участие в создании мира. Так, согласно некоторым народным легендам, некогда Бог встретил Дьявола и предложил ему сотворить мир; Дьявол, нырнув под воду, достал со дна немного земли, из которой Бог сотворил землю. Но Дьявол утаил часть земли во рту, за что был проклят Богом; когда Бог стал творить мир, Дьявол выплюнул землю и из нее образовались болота, рытвины и т.п. Дьяволу вообще нередко приписывалось создание всего «злого» — топей, пропастей, мороза, крутых гор и пр.
   В апокрифах повествуется о многих злых деяниях Дьявола: ему приписывалась попытка соблазнить Еву; считалось, что он подговаривал Каина убить Авеля, пытался испортить ковчег, а после потопа соблазнял людей в идолопоклонство. Дьявольским наваждением считались самоубийство, болезни (особенно психические), пьянство, курение табака и т.п. Дьявол, по народному убеждению, всегда соблазняет людей (и особенно монахов, пустынников, святых людей), «вводит во грех», толкает на преступление; он также ловит человеческие души, летающие в виде птиц, забирает себе души соблазненных им людей и т.д. К Дьяволу, дьявольским силам были обращены многие из «черных», вредоносных заговоров; кроме того, с ним иногда старались заключить договор, полагая, что Дьявол в обмен на человеческую душу может дать красоту, богатство, уважение и пр. Вообще, Дьявол у крестьян считался иногда самым страшным врагом рода человеческого, против которого может не подействовать даже молитва «Да Воскреснет Бог»; поэтому его старались не злить и даже ублажать, насколько это позволяла христианская вера: так, например, «известны случаи, что Дьяволу ставят свечи, известно и то, что в церкви где-нибудь да нарисован Дьявол, наконец и то, что некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение Дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника».
   Дьявола часто описывали пребывающим в Аду, где кипят в огне и смоле грешники. Дьявол при этом иногда считался главным в иерархии злых духов; однако эта иерархия в народных поверьях была очень своеобразной: Дьявол и Сатана в ней были равнозначными, самостоятельными, одновременно существующими злыми духами, каждый из которых заведовал своей областью злых дел. Так, считалось, что «черт смущает, бес подстрекает, Дьявол нудит, а Сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих»; согласно некоторым поверьям, «самый главный начальник ада — Демон; Сатана — сильный и особенно злой и коварный; Дьявол — это главный соблазнитель людей на всякий грех... он производит вихри; черти же — это общее название злой силы». По мнению крестьян, «черт и леший не искушают людей, а бес или Дьявол, по приказанию начальника своего, Сатаны, прилетают в мир для искушения рода человеческого и делания ему всяких пакостей»; «Дьявол, если вздумает шутить, то шутки его всегда очень злые и вредные, подчиненные же ему чертенята, народ молодой, постоянно шалят и шутят, но шутки их не приносят особого вреда человеку». Вообще, иерархия злых духов в народных поверьях не единообразна, в ней нет четкого различения даже главенствующих злых духов; и потому Дьявол в народных поверьях мог восприниматься и как высший (или один из высших) адский дух, и как черт «низшего ранга» (ср.: «Говорят, когда Господь сверзил Сатану и дьяволов его с небеси, тогда все дьяволы и посыпались на землю, словно дождь»).


М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.


   ДЬЯВОЛ — старший над злыми духами, Сатана; злой дух; черт. ДЬЯВОЛОВКА — чертовка.
   «Бог дает путь, а Дьявол крюк»; «Свят дух по земле, а Диавол сквозь земли (при крике петуха)» <Даль, 1984>; «Дьявол стар, да празднества ему нет»; «Гнев дело человеческое, а злопамятство — дьявольское»; «Всех чертей знаю, одного Дьявола не знаю»; «При церквах проживают, а волю дьявольскую совершают» <Даль, 1880>; «Дьявол, заступи дорогу [имя], едущему на торг, чтобы не имел счастья и обнищал» [из заговора] <Запольский, 1890>; «Дьяволы легко попадают внутрь, если зевая не перекрестишься» (Волог.); «Ограждается раб Божий [имя] железными тынями, медными листами, замыкается сорока тысячью замками от колдуна, от колдуницы, от ведуна, от ведуницы, от черного глаза, от серого глаза, от кривого, косого глаза, от женского и девичьего глаза, от дьяволов денных, ночных, полуночных, от бесов денных, ночных, полуночных и всех злых духов нечистых» (Ворон.); «И заревел же Дьявол благим матом, идно пустыня огласилась» (Урал); «Если петух поет раньше времени, то значит, что он видит нечистую силу, то есть Дьявола, и пением своим прогоняет его» (Арх.); «Боже страшный, Боже чудный! Сам казни врага своего Дьявола, всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь» (Арх.); «Прежде божественны люди были, так дьявола шутили с народом, а теперь все дьявола» (Мурм.).
   Образ Дьявола (от греческого — «клеветник») привнесен в народные поверья христианством: «Новый Завет различает Сатану или Дьявола, названного также Вельзевулом, Велиалом, искусителем и другими именами, описывающими его сущность» <Рязановский, 1915>.
   Образ Дьявола получил преимущественную разработку, развитие не столько в устной, сколько в письменной традиции — в апокрифах, житиях святых и т.п., причем в памятниках древнерусской и средневековой литературы Дьявол, пожалуй, чаще именуется все же Сатаной (Сатанаилом) (см. САТАНА).
   Один из традиционных обликов Дьявола — черный человек огромного роста. В средневековом видении святого Антония Дьявол — великан, «иже до облак доседаше высотою, под ним же озера, яко моря кипящие». Он ловит души, летающие в виде птиц. В народных поверьях Дьяволу также приписывается темный цвет, большой рост, сиплый, очень громкий голос, способность к оборотничеству. Излюбленный облик Дьявола — змей (змий).
   Образ Дьявола как героя народных поверий (с неизмененным именем) чаще встречается, пожалуй, в северных и северовосточных районах России. Облик его здесь традиционен для чертей, бесов: у него нет ресниц, он прихрамывает (Волог.); может принять обличье «высокого, черного» мужика, толстого безбородого человека (в таком виде — по материалам судебного разбирательства XVIII в. — он является «волхвам» — см. ЧЕРВИ).
   Согласно библейскому учению, Дьявол (Сатана) — «первейший среди падших ангелов». «Учение Библии о присхождении злых духов, проходит через апокриф „денницын". Этот апокриф в краткой редакции сообщает по летописи греческий философ князю Владимиру» <Рязановский, 1915>.
   Взгляд на Дьявола как на «первейшего среди падших ангелов» получил дальнейшее развитие (а иногда и своеобразную разработку) в народных поверьях. По мнению некоторых крестьян, он обязан своим появлением Богу: злые духи «произошли тоже от Бога, как и весь мир, то есть по Его желанию» (Волог.); «Когда ангел возгордился перед Богом, Бог обратил его в Дьявола» (Новг.).
   «В истории человечества по книгам Ветхого Завета Дьявол почти не играет никакой роли. Но в новозаветных книгах от Дьявола были произведены многие (губительные для людей) события из Ветхого Завета. Эти новозаветные толкования ветхозаветных преданий были предлогом для переработки их в апокрифические» <Рязановский, 1915>.
   В некоторых крестьянских версиях повествований о деяниях Дьявола они не только вредны, но и необходимы, объясняют двойственность, несовершенство земного мира (привнесенные христианством воззрения здесь переплетены с дохристианскими; сказывается и влияние апокрифов, богомильских ересей и т.п. - см. САТАНА).
   Дьявол (Сатана) принимает участие в создании мира, например, он достает из-под безбрежных вод землю, затем, будучи проклят Богом (за попытку утаить часть земли), творит болота, рытвины, а также полчища демонов и мороз (Новг.). В рассказе сибирских крестьян Дьявол творит «немерянные версты»: «У нас версты-то разве путевые? Кто их мерил? Мерили черт да Дьявол. Черт говорит: „Свяжем", а Дьявол: „Так скажем" (т. е. наугад, не мерявши). Ну так и сказали» (Енис).
   В апокрифах (и их крестьянских интерпретациях) повествуется и о других деяниях Дьявола: ему приписывается попытка соблазнить Еву; он подговаривает Каина убить Авеля; пытается испортить ковчег (сотворив грызущую дно ковчега мышь).
   После потопа Дьявол соблазняет людей в идолопоклонство. Кроме того, он творит болезни (проделав на «чертеже человека» — при его создании — семьдесят семь дырок-ран).
   Дьявольским наваждением считались самоубийство, психические расстройства, пьянство.
   Дьявол властен над половой любовью. В «Повести о Савве Грудцыне», желая преуспеть в любви, Савва «дает рукописание» Дьяволу.
   Искушая человека, завладев им, Дьявол стремится посеять зло, объясняемое не корыстными или необдуманными поступками людей, но «дьявольскими кознями», что находит отражение уже в летописи. В княжеской среде «Лукавый пронырливый Дьявол, не хотяй добра межи братьею», вводит здесь в междоусобицу, научает забывать крестное целование, братскую любовь и страх Божий, воздвигает междоусобные войны и научает убивать братьев, превращаясь таким образом вместе с Богом в единственный летописный политический фактор <Рязановский, 1915>.
   Дьявол особенно старается искушать монахов, поскольку человеку (и прежде всего монахам) предназначено занять на небе место отпадших ангелов. «Мотив искушения людей Дьяволом был подхвачен и художественно разработан подвижниками монахами, с IV в. наполнившими пустыни Египта, Синая, Палестины, а затем и множество других мест. В творениях отцов-аскетов находим подробно описанную психологию греха. Зерно греха называется у аскетов помыслом. Развиваясь и укрепляясь постепенно, помысл переходит в греховное направление. Помысл, называемый также приражением или прилогом, есть лишь простая попытка со стороны духа зла — склонить ко греху. Воля человека при этом не участвует, и потому помысл не подлежит нравственному вменению. Следующий момент искушения — сдружение или сочетание, когда душа принимает помысл, внушенный врагом, услаждается им; это уже — акт, подлежащий вменению, т. к. здесь уже начинается колебание воли», и т. п. <Рязановыми, 1915>.
   Народные версии повествований об искушениях обычно гораздо проще. В одном из популярных в крестьянской среде XIX —XX вв. сюжетов «дьявола» стараются погубить досаждающего им пустынника: «Один пустынник тридцеть лет молился в пустыне. Мимо ево стали ходить дьявола, большой артелью; вперед идут нерадостны, невеселы, а обратно скачут и пляшут. <...> Видит, одинова, идут оне, и позади их костыляет и ташшится коё-как на хромой ноге Потанька-дьяволенок. Пустынник остановил его и спрашивает: „Куды вы так ходите артелью?" — „Ходим к царю на обед; у его все стряпки, что ни делают — не говорят николда: «Господи благослови!» — Вот мы и ходим туда". После того как царь, по письму пустынника, переменяет всех стряпок, он видит дьяволов нерадостных, невеселых. „Молчи! — говорят оне ему. — Каковы мы тебе не будем, да будем!" <...> Прошло сколько-то время, пустынник живет спокойно. Вот, однажды, пришли к ему гости и с имя женщина. Стали с им разговаривать и соблазнять его жениться; он соблазнился жениться и пошел с имя венчаться. Пришли куда-то оне и пустынник с имя: к венчанью тут было налажено. Вот стали его венчать с женщиной, вот подошла пора уж и винцы надевать. „Не крестись!" — говорят оне ему. Он взял, да и перекрестился, и как только перекрестился, увидел перед собой петлю, направлену на его голову. То были дьявола. Оне все отскочили от его, заржали, захохотали и убежали. Вот до чего обморочили оне пустынника, что чуть и не задавили. Таковы дьявола-те! После пустынник ешо молился тридцать лет» (Перм.).
   Дьявол — главный в иерархии злых духов, однако иерархия эта в крестьянских поверьях очень своеобразна: Дьявол и Сатана (как черт и бес) в ней могут быть равнозначными, самостоятельными, одновременно существующими злыми духами, каждый из которых заведует своей областью злых дел: «Черт, Дьявол, бес, Сатана, сим вымышленным особам простолюдины определяют разные степени и достоинства и уверяют, что черт смущает, бес подстрекает, Дьявол нудит, а Сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих», — писал в конце XVIII в. М. Чулков <Чулков, 1786>; «Самый главный начальник ада — Демон; Сатана - сильный и особенно злой и коварный; Дьявол — это главный соблазнитель людей на всякий грех... он производит вихри; черти — это общее название злой силы» (Волог.); черт и леший не искушают людей, а бес или Дьявол, «по приказанию начальника своего, Сатаны, прилетают в мир для искушения рода человеческого и делания ему всяких пакостей» (Волог.). «Дьявол, если вздумает шутить, то шутки его всегда очень злые и вредные, подчиненные же ему чертенята, народ молодой, постоянно шалят и шутят, но шутки их не приносят особого вреда человеку» (Волог.).
   Однозначно определенного различения главенствующих и подчиненных злых духов в подобных иерархиях нет, точнее, тождественные названия одного и того же верховного духа зла нередко осмысливаются как вполне самостоятельные, что, в свою очередь, порождает уже целый ряд главенствующих злых духов.
   В то же время дьяволами могут именовать и всех чертей «низшего ранга», представляющих как бы «уменьшенное подобие» Дьявола, ср.: «Говорят, когда Господь сверзил Сатану и дьяволов его с небеси, тогда все дьяволы и посыпались на землю, словно дождь» (Урал). Установить здесь различия тем более трудно, что крестьяне часто избегают называть нечистых духов собственными именами (из опасения «привлечь» их), говорят «он», «лукавый» и т. п.
   Некоторые исследователи связывают такую расплывчатость воззрений с отсутствием «стройной системы демонологических представлений» вообще, подчеркивая, что идея о Дьяволе (Сатане) в восточной Церкви не была так разработана как в западной <Антонович, 1877; Краинский, 1900>.
   Дьявола (как и Сатану) крестьяне часто описывают пребывающим в аду (см. САТАНА). По мнению вологодских крестьян, ад, где грешники горят в огне и кипят в смоле, сторожит Дьявол Солча или иначе — адский за-жигатель; дорога, спуск в ад начинается от Давидова дома в Старом Иерусалиме.
   В этой же губернии рассказывали о дворце Дьявола: «...в Кокшеньге недалеко от проезжей дороги лежат шесть больших камней... По поверьям местных жителей, на этих камнях невидимо стоит воздушный дворец господина Дьявола. В этот дворец по временам собираются черти большие и малые и здесь производят свои торжества и сборища. Здесь же живут под строгим надзором мелких бесов и некоторые из тех людей, которые прокляты или похищены Дьяволом... В Кокшеньге есть даже человек, который знаком с чертями и может показывать как самый дворец, так и его обитателей; показывает он, само собой, не даром, а за плату, которую и вносит исправно чертям».
   Дьяволом (как и бесом, Сатаной) может именоваться древнее языческое божество, обитающее в дереве. В «Житии Трифона Вятского» читаем рассказ о посечении преподобным вотяцкой священной ели, увешанной „утварью бесовской": серебром, золотом, шелком, ширинками и кожей: «Обычай бо бе им, нечестивым по своей их поганской вере идольские жертвы творити под деревом ту стоящим, и всякой злобе начальник враг-Диавол вселися ту и обладаше деревом тем, мечту творя всяким злоказньством» <Рязановский, 1915>. Вообще же, в народных поверьях Дьяволом именуется всепроникающее существо, отождествляемое то с всемогущим Дьяволом, то с иными нечистыми духами.
   Подобно всем нечистым духам, «Дьявол имеет привычку гадить в воду, если не покрыть сосуда с водой или не перекрестить его. Впрочем, как утверждается, крест вернее всякой крышки. Дьявол говорит: „Я не могу обмыться ни в реке, ни в колодце, ни даже в луже (потому что Спаситель освятил воду), а обмоюсь на столе, если тут стоит вода, а не то в пресном молоке"» (Волог.). Это общераспространенное поверье нашло отражение в «Повести о скверном бесе».
   Как и вездесущие бесы, дьяволы легко проникают в зевающего, но забывшего перекреститься при этом человека. Дьявол заманивает, сбивает с дороги, душит заплутавших путников (Волог.). Он завладевает «умершими без языка», без покаяния (Урал); овладевает пьяными. Поступками самоубийцы и сумасшедшего руководит «враг» — злой дух, Дьявол: «Вишь как он его, голубчика, мает», — говорят о психически больных или о пьяных (Арх.). Согласно некоторым поверьям, в непосредственном распоряжении Дьявола находятся «проживающие в аду» болезни (Смол., Калу ж.); болезни живут между небом и землей в доме из железа и стали, печати на этот дом наложены Богом, а ключи находятся у Дьявола, выпускающего болезни по указанию Бога (Орл.).
   «Читая из книги, ее нельзя оставлять незакрытою, потому что будет читать тогда Дьявол и читатель все позабудет прочтенное» (Арх.).
   Соотнесение вредоносных действий Дьявола с «волей Божьей» в верованиях крестьян XIX — начала XX вв. неоднопланово. Дьявол противодействует Богу и силам добра (и здесь важны воля, разумное, ориентированное на принятые этические нормы поведение подверженного «нападениям Дьявола» человека). Но дух зла может быть и своеобразным «орудием Бога», руководимым Божьим попущением, которое направляет губительные влияния Дьявола (наказующие «за грехи и неправду людей» — см. СМЕРТЬ).
   «Классический» образ Дьявола Священного Писания, в общем, достаточно далек от повседневной жизни крестьян. Он — верховное, но пребывающее «где-то в аду» существо, хотя и повелевающее постоянно сообщающимися с людьми чертями (бесами), но иноположное обыденности, обладающее особыми разрушительными силами. К ним прибегают в исключительных случаях — к Дьяволу, дьявольским силам, Сатане обращены «черные», вредоносные заговоры (см. САТАНА).
   По мнению ряда собирателей и исследователей, отношение крестьян к главенствующему духу зла остается в XIX — начале XX в. неоднозначным: «Дьявол с целым легионом своих ангелов-чертей — страшнейший враг человека. Бороться с ним — представляет едва преодолимую задачу, так как иногда и крестное знамение и самая важная охранительная молитва „Да Воскреснет Бог" — не действуют. Потому раздражать Дьявола — значит идти на верную погибель. Благоразумный человек должен стараться жить с Дьяволом в мире, и если не угождать ему — за это опять последует наказание от Бога — то, во всяком случае, задабривать его всеми позволительными средствами. Известны случаи, что Дьяволу ставят свечи, известно и то, что в церкви где-нибудь да нарисован Дьявол, наконец и то, что некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение Дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника» (Волог.) <Иваницкий, 1890>.
   «С Дьяволом можно заключить договор. Договор этот может дать красоту, богатство, но безусловно требуется подписать его своею кровью. Чтобы избавиться от выполнения такого договора, надо отстоять в церкви три ночи, не оглядываясь назад и не смотря по сторонам» (Волог.).
   Увидеть обычно невидимого Дьявола можно было с помощью некоторых трав (см. АДАМОВА ГОЛОВА); ряд трав служил оберегом от него и прочих нечистых духов. Кроме чертополоха и др., в Травниках упоминается трава пострел (прострел) (см. САТАНА) — «трава именем архангел, собою мала, на сторонах по девяти листов, тонка в стрелку, четыре цвета: червлен, зелен, багров, синь» (ее необходимо рвать в ночь на Иванов день, сквозь золотую или серебряную гривну).
   Оберегали от Дьявола крестное знамение, курение ладаном, молитвы, особенно молитва ночная (см. БЕС).
   Согласно распространенным поверьям, нашедшим отражение и в «бродячем» сюжете из «Луга Духовного», просьба произнести или повторить молитву помогает распознать скрывающегося под личиной человека Дьявола, ср.: Дьявол в иноческом одеянии является к келье старца, но повторить по его просьбе молитву не может: «Не добро ты пришел, — сказал старец. — Сотвори молитву и скажи: „Слава Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и вовеки веков". После этих слов Дьявол исчез, как бы убегая от огня» («Луг Духовный»). В севернорусской быличке, записанной в 80-х гг. XX в., таким же способом распознают Дьявола, пытающегося проникнуть к рыбакам на тоню.
   В севернорусских поверьях дьяволами именуются леший, черт; на Камчатке дьяволовка — чертовка. Слова «дьявол», «дьяволяк», «дьяволовка» часто употребляются в бранных выражениях.


"Энциклопедия Колдовства и демонологии" Рассела Хоупа Роббинса 2001 . Москва. Астрель. Миф.
 

Дьявол

   Слово «дьявол» обозначает воплощение высшего зла, противостоящее христианскому Богу. При использовании во множественном числе, «дьяволы» являются синонимами демонов или злых духов, зловредных существ, обладающих сверхъестественной силой, так что именно Дьявол или Вельзевул становится «князем бесовским» (Матф., 12, 24).
В данной «Энциклопедии» Дьявол пишется с заглавной буквы, когда он рассматривается теологически, т.е. как высшее воплощение зла. Человек подписывает договор с Дьяволом или продает свою душу Дьяволу. С другой стороны, ведьма может действовать заодно с демоном или низшим дьяволом; подсудимого обвиняют во вступлении во внебрачную связь с демоном или низшим дьяволом, получении клейма дьявола или обращении за помощью к дьяволу для совершения maleficia; дьявол, вселяющийся во время демонической одержимости также представляется одним из подобных уполномоченных Сатаны. В данном случае «дьявол» пишется со строчной буквы. Это различие, однако, является весьма условным.
   Слово «дьявол» происходит от греческого diabolos, которое имеет следующие аналоги: в итальянском языке — diavolo, испанском — diablo, французском — diable. Первоначальное значение — обвинитель или клеветник.
   При переводе Ветхого Завета на греческий египетские евреи Ш в. до н.э. использовали слово diabolos вместо еврейского Сатана для обозначения ангелоподобного существа, чьей обязанностью было удостоверяться в верности людей Богу. Он не был злым, но стал таковым после отождествления его внутренней сущности с его функциями. Гак, Сатане была дана власть причинить страдания Иову (Иов, 1, 6-17; ср. с I Царств., 21, 1). Когда же греческая Септуапгинта была переведена на латынь, diabolos превратилось в diabolus (в первых переводах) или в Salan в Вульгате (за исключением Пс, 19).
   Однако в Новом Завете греческое слово satanas использовалось для обозначения чего-то иного, не противника людей, как в книге Иова, а противника Бога, искушавшего Христа на горе: «Отойди, сатана» (Матф., 4, 10). Везде в Новом Завете «сатана» означает «дьявол», а в Апокалипсисе — именуется как «великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною» (Апок, 12, 9).


Раннее изображение дьявола. Из «Travels» .Манде-вилля, напечатанного в Страсбурге (1484); хранится в БКУ

Страшный суд. Душа взвешивается на весах перед Богом Отцом и Пресвятой девой Марией. Из рукописи, хранящейся в НБП.


   В английских переводах Ветхого Завета еврейское слово satan, как и в греческом тексте satanas, следуя за латинской традицией, переводились как «Сатана» (кроме перевода 9 псалма, сделанного Уиклифом, где он использовал слово «дьявол»). Так две различные концепции перемешались, заставив ошибочно поверить в то, что христианская идея злого полубога
была известна евреям до вавилонского пленения, в то время как идея о существовании главного врага Божьего развилась гораздо позже, уже под персидским влиянием.
В дальнейшем «дьявол» сравнялся с «демоном», хотя первоначально слова различались. Греческое demon означало охранительный дух или источник вдохновения и иногда использовалось в этом значении в английском языке (пишется daemon), как у Шекспира: «О Anthony! Thy daemon that thy spirit which keeps thee, is noble, courageous, high inmatchahle».
(О, Антоний! Тот демон, что хранил тебя — воплощенье мужества и силы! — пер. М.Донского).
В греческой «Септуагинте» использовалось demon вместо еврейских слов, означающих «карающие идолы» (schedim) и «волосатые сатиры» (seirim) и также для «разрушителя» в поздней истории о Товии, где злой дух убил 7 мужей Сары, прежде чем был побежден ангелом Рафаилом (Тов., 6, 14; 8, 3). Вульгата латинизировала греческое слово в demon или demonium. В английской Авторизованной версии (1613) оба слова переводились как «дьявол», но Уиклиф также иногда использовал старое англосаксонское слово fiend, означающее «враг». В обновленной версии (1881) во Второзаконии и Псалтири оно заменено на «демон», а в Новом Завете сохранено слово «дьявол».

Дьяволы, держащие совет в аду, внизу слева. В доме справа рождается Мерлин (будущий чародей), отпрыск женщины и Дьявола. Из рукописи, хранящейся в НБП.

Ангелы, спасающие душу, преследуемую дьяволом. Из легенды о Те-офилусе из Собрания чудес, хранящегося в НБП.


   Так первоначальное различие видов духов было унифицировано взаимозаменявшимися переводами «дьявола», «демона», «недруга». Все эти термины перешли на Сатану, который вобрал в себя все библейские ссылки на любого врага Господа, начиная со змея (Быт., 3), князя противного царства зла (Енох) и кончая «князем, господствующем в воздухе» (Еф., 2, 2). Кроме того, Дьяволу давались имена: Вельзевул, «глава дьяволов» (Лука, 11, 15), Асмодей, «злой дух» из легенды о Товии (Товит, 3, 8), «ангел бездны, имя ему по-еврейски — Аваддон [«разрушитель»], а по-гречески Аполлион» (Апок., 9, 11), Бегемот и Левиафан (Иов, 40, 5; 41, 1), Велиар (2 Кор., 6, 15) или Люцифер, чьим именем пророки называли Сатану до его падения (Исайя, 14, 12). Доктора демонологии изобретали различные личности под каждое имя, и на основании этих примеров создали и назвали легионы новых дьяволов.
   Человек создает своих богов, хороших или плохих, по своему подобию, результат зависит от степени развития личности и от того, в какое время она живет. Концепция христианского дьявола была во многом определена так называемыми отцами-пустынниками, отшельниками египетских пустынь в IV-III вв. до н.э., которые создали из своих видений и воспоминаний о развенчанных богах (таких, как парнокопытный Пан) синтетический образ гротескного человекообразного Дьявола, представленный в иллюстрациях данной «Энциклопедии». Облик Дьявола был узаконен Толедским собором в 447г. н.э., и последующие авторы внесли в него мало новшеств.
   Но ранние христиане не всегда представляли дьявола в виде человека. Так, например, в «Житии святого Антония» (примерно 360г. до н.э.), приписываемом Афанасию, Дьяволы появляются во множестве обличий, кроме черного мальчика и огромного мужчины. Они выглядят как «зверь, похожий на мужчину, у которого ноги и ступни, как у осла», и как леопарды, медведи, лошади, волки и скорпионы. «Лев рычал, как будто хотел напасть, буйвол, казалось, хотел поднять на свои рога, змея извивалась». Священные образы голубя и ягненка были запрещены Дьяволу. Дьяволы часто меняли облик, «принимая вид женщин, диких зверей, ползучих тварей, гигантских тел и трупов солдат... в другое время они принимали подобие монахов и подражали речи святых людей». Наиболее опасным проявлением дьявола было появление его в виде ангела, наводящего ужас, «полуденного дьявола» из Псалтири; подразумевалось, что именно его испугалась Мария во время благовещения.
   Считалось, что дьяволы возвещали о больших беспорядках, с «звуками и криками, какие бывают от невоспитанных юнцов или от разбойников» («Житие св. Антония»), или от «плачущих младенцев, мычания быков, львиного рыка, шума [движущейся] армии» (Иероним, «Житие св. Илария», ок. 390 н.э.). Афанасий свидетельствует, что дьяволы появлялись и уходили, хотя двери были закрыты. Часто они испускали зловоние и св. Иларий писал, что «запахи тела, одежды и испражнений демона причиняют обычному человеку страдания».
   Временами дьявол не создавал для себя тело из воздуха, но брал во владение тело человека или животного, как в истории о дьяволе по имени Легион, вошедшем в гадаринских свиней (Марк, 5). Михаил Пселл рассказывает о демонах, живших под землей, неспособных выносить ни чрезвычайного холода, ни лучей солнца, искавших «убежище и жилье в телах животных». В «Житии святого Илария» описывается изгнание подобного дьявола, жившего в верблюде [см. Экзорсизм].

Искушение святого Антония. Офорт Мартина Шонгауэра.
«На житии св. Антония и его последователей основывалась... целая наука демонология, со своей особой литературой, особой системой уголовного правосудия». — Чарльз Кингсли (1868).

Известное изображение рогатого бога ведьм Элифа-сом Леви (1861).

   Пселл тщательно разработал виды дьяволов и различал шесть разновидностей, в соответствии с местом их обитания — в воздухе, море и т.д. Его перечень цитировал Гваццо и позже Генри Холиуэлл в «Melampronoea» (1681). Приводим описание из «Compendium Maleficarum» Гваццо (1603):
   «Первые — огненные, потому что обитают в верхнем воздухе и никогда не спускаются в низшие территории, пока не наступит Судный день, не общаются с людьми.
   Вторые — воздушные, потому что они обитают в воздухе вокруг нас. Они могут спускаться в ад, образуя тела из воздуха, могут временами быть видимыми для людей. Очень часто, с соизволения Господа, перемешивают воздух и вызывают штормы и бури, и все это они замышляют для уничтожения человечества.
   Третьи являются земными, и очевидно, что они сброшены с небес на землю за их
грехи. Некоторые из них живут в лесах и рощах и расставляют ловушки для охотников; некоторые обитают в полях и сбивают с пути ночных путешественников; некоторые обитают в потайных местах и пещерах, в то время как другие наслаждаются тайной жизнью среди людей.
   Четвертые — водяные, поскольку обитают под водой в реках и озерах, и полны гнева, буйства, беспокойства и обмана. Они вызывают штормы на море, топят корабли в океане и уничтожают жизнь в воде. Когда подобные дьяволы являются людям, они бывают чаще женского пола, чем мужского, поскольку они живут во влажных местах и ведут более легкую жизнь. Но те, которые живут в более сухих и твердых местах, обычно представлены мужским полом.
   Пятые — подземные, потому что живут в пещерах и расщелинах гор. Они самого низкого происхождения, обычно надоедают тем, кто работает в ямах или шахтах в поиске сокровищ, и всегда готовы навредить. Они же вызывают землетрясения и смерчи, сотрясают фундаменты домов.
   Шестые — светобоязненные, потому что они особенно ненавидят и презирают свет, и никогда не появляются в дневное время; они также не могут принять телесный облик до наступления ночи. Эти дьяволы совершенно непостижимы, и их характер вне человеческого понимания, потому что они — черные изнутри, сотрясаемы холодными страстями, злобны, беспокойны и возбуждены; и когда они встречают людей ночью, они яростно душат их и, с соизволения Господа, часто убивают их своим дыханием или прикосновением. ...Этот вид дьявола не имеет никакого отношения к ведьмам; их нельзя удержать заговорами, поскольку они избегают света, голосов людей и любого шума».


Низшие демоны — сельские боги, сатиры и гоблины. Из «Historia de Gentibus Septentrionalibus» (1555) Олафа Магнуса.

Ведьмы, несущие кота (гравюра XVI b.)


   В действительности подобная классификация имела мало общего с реальной практикой обнаружения ведьм. Судьи не были образованными теологами и адвокатами, которые могли оценить эти тонкости, и дьявол представлялся им (как и их подсудимым) вполне человекообразным. Это видно из описаний двух основных разновидностей дьяволов, фигурирующих на судах: мужчина {инкуб) и женщина (суккуб), изредка принимающие облик животного (козла), т.е. почти всегда в виде человека. В статьях Сексуальные сношения с дьяволом, Кошмары и Шабаш описаны страшные, но человекоподобные проявления Сатаны. Другие аспекты, связанные с образом христианского Дьявола, овладевающего человеческими существами, можно найти в статьях Экзорсизм и Одержимость — о разумном, решительном противнике, все же чувствительном к оскорблениям и заботящемся о собственной безопасности. Самым низшим дьяволом был Полтергейст, но описания его немногочисленны или сделаны уже после эпохи колдовских суеверий, и полтергейст больше попадает в сферу спири-
туализма. Дальнейшее обсуждение дьяволов — см. в статье Демонология.

 

Демонология

   Демонология, т.е. «логия» или наука о демонах, рассматривается здесь как составная часть теории колдовства, а не как антитеза теологии (наука о Боге). Теологи исходили из того, что их просвещенные читатели уже имеют некоторое понятие по поводу проблемы добра и зла. Демонологи же перелагали эту труднейшую теоретическую проблему простым языком для священников и магистратов низших уровней. Суд над Жанной д'Арк был международным событием, и ее ответы изучались не только ее судьями и схоластами, но даже различными факультетами Сорбонны. Хитроумнейшие вопросы, например, действительно ли святой Михаил был благосклонен к ней? — рассматривались европейскими экспертами, определявшими степень ее виновности. Подобным же образом схоласты различали формы обращения к Дьяволу: просьба означала признание его могущества и, следовательно, была ересью. Признание же, учитывающее, что Господь дал Сатане некоторую власть (например, над погодой), ересью быть не могло. Среди других исследователей этой дилеммы особенно пунктуальным был юрист Гриландус [см. Чародейство].
   На практике священники и судьи, которые допрашивали ведьм, не были высоко образованными людьми — Карпцов жаловался, что большинство судей в Саксонии грубы и малограмотны. Сами обвиняемые, пусть даже состоятельные и грамотные, чаще всего были простыми городскими или деревенскими жителями, чье религиозное образованием не выходило за рамки, определяемые приходской церковью. И для судей, и для их жертв Дьявол был сверхчеловеческой личностью, воплощением зла; он действовал подобно безжалостным разбойникам военных лет, чьи повадки были особенно хорошо знакомы в начале XVIII b. Теологи-теоретики подробно обсуждали, каким образом дьявол мог украсть семя у мужчины и достаточно долго сохранять его теплым, чтобы оплодотворить женщину [см. Сексуальные сношения с дьяволом] — на практике же судьи заставляли обвиняемую признаться в сношениях с дьяволом, а затем выносили ей приговор, не задумываясь о том, теплым или холодным было семя.

Вместилище беззакония. Голова дьявола из книги Ф. Барретта « Magus» (1801).


  «Простонародное мнение, — подводил итог епископ Хатчинсон в 1718г., но это справедливо и для более раннего времени, — заключается в том, что дьявол в общем похож на мужчину, но с хвостом, когтями, рогами и раздвоенным копытом».
  Специалисты вроде Бодена, дель Рио или Реми, несмотря на всю свою образованность и опыт, более подробно писали о проделках ведьм (таких, как договор с дьяволом и шабаш), чем о кознях демонов. Права дьявола не оспаривались, но его агенты представали перед судом.
  Дьявол обладал властью, хотя о ее масштабах не было единого мнения. Вейер, врач-скептик, писал в 1563г.:
  «Сатана обладает большим мужеством, невероятной хитростью, сверхчеловеческой мудростью, острейшей проницательностью, совершенной рассудительностью, несравнимым мастерством в плетении самых хитрых интриг и злобной и беспредельной ненавистью ко всему человечеству, безжалостной и непреходящей».
   Французский судья по делам ведьм Боден распространял отличительные признаки Сатаны на дьяволов, занимающих более низкое положение (1580г.):
   «Очевидно, что дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всем. Ни один богослов не может истолковать Священное Писание лучше них, ни один адвокат лучше них на знает законов и установлений, ни один врач или философ лучше них не разбирается в строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц и рыб, деревьев и трав, земли и небес».
   Примерно в то время, когда работал Боден, во Франции появилось много небольших памфлетов, подтверждающих удивительные способности дьявола. Так, например, одна книжка, опубликованная в Париже в 1619г., имела следующий заголовок: «Удивительная, но правдивая история, происшедшая в Солье, в Провансе, с мужчиной, который посвятил себя церкви, но, поскольку он не выполнил своих обязательств, дьявол отрезал его интимные части».
   Михаил Пселл классифицировал дьяволов по месту их обитания [см. Дьявол], и по крайней мере две их разновидности не имели отношения к ведьмам. Другие демонологи пытались классифицировать их по степени демонического могущества. Альфонс де Спина устанавливает 10 разновидностей дьяволов:
   1. Парки. Некоторые говорят, что видели парок, снующих нить судьбы; но, если это так, то они не женщины, а демоны (ибо Августин говорит, что судьбу определяет воля Божья).
   2. Полтергейсты, обычно называемые duende de casa, которые производят мелкие пакости ночью, вроде разбивания вещей, стаскивания постельных принадлежностей, имитации шагов наверху. Они передвигают вещи, но наносят незначительный ущерб [Бинсфельд считал, что полтергейст следует рассматривать как заявление «нанимателя» о том, что договор расторгнут].
   3. Инкубы и Суккубы. Особенно подвержены воздействию этих дьяволов монахини. Когда они пробуждаются утром, они «обнаруживают себя нечистыми, как будто имели дело с мужчинами».
   4. Марширующие призраки, которые являются в виде толпы людей, производящей много шума.
   5. Домашние духи ведьм, которые едят и пьют с людьми, подражая ангелу из книги Товита.
   6. Демоны, вызывающие ночные кошмары, которые пугают людей во сне.
   7. Демоны, образующиеся из семени и его запаха., когда мужчина вступает в связь с женщиной. Эти демоны заставляют мужчин мечтать о женщинах с тем, чтобы иметь возможность «получить их семя и создать нового демона» [де Спина в это не верил].
   8. Демоны-обманщики, которые иногда появляются в облике мужчин, а иногда и женщин.
   9. Чистые демоны (но в действительности, возможно, самые отвратительные), которые нападают только на святых.
   10. Демоны, которые обманывают старух (называемых xorguinae или bruхае), внушая им мысль о том, что они якобы летали на шабаши [см. Перемещения].
   Другие демонологи строили иерархию демонов согласно приписываемой им способности побуждать людей к совершению 7 смертных грехов. Бинсфельд, (1589), например, привел такой список:


Люцифер — гордыня
Маммона — алчность
Асмодей — разврат
Сатана — гнев
Вельзевул — обжорство
Левиафан — зависть
Бельфегор — праздность


   В книге «Magus or Celestial Intelligencer», опубликованной в Лондоне в 1801г., Френсис Баррет, оккультист, родившийся на два столетия позже, чем следовало бы, изменил список дьяволов и классифицировал грехи. Маммона стал князем искусителей и соблазнителей, Асмодей — мстителей за причиненное зло, Сатана — обмана (обслуживающим ведьм и заклинателей) и Вельзевул — ложных богов. Кроме того, Пифон был представлен как князь духов лжи, Велиал — вместилище порока (карт и костей), Мерихим — духов, вызывающих заразные болезни, Абаддонна — войн и Астарот — обвинителей и инквизиторов.
   Частью процедуры экзорсизма, до сих пор включаемой в «Rituale Romanum» (издание 1947г.), является допрос вселившегося дьявола. Священник требует, чтобы он назвал свое имя и ранг, и дьявол, подобно военнопленному, обязан честно ответить. В известном экзорсизме в Аухе (1618) дьявол назвал свое имя как «Махонин, третьей иерархической ступени и второго лика архангелов, и добавил, что прежде, чем войти в тело одержимого, он жил в воде» [см. Экзор-сизм]. Согласно первобытным анимистическим представлениям знание имени дьявола давало экзорсисту власть над ним.
   Во время экзорсизма люди всегда называли имена дьяволов, вселившихся в них [см. Фери]. Знакомые с существующей номенклатурой из прочитанного или услышанного на проповеди, одержимые обычно называли имена, знакомые экзорсисту — если сам дьявол не желал представиться. Так, когда были околдованы луденские монахини, сестра Мария на основании знания Священного Писания сказала, что была одержима Потифаром, а сестра Мария — святым духом Дагона; оба дьявола были насланы колдунами, отцом Пикаром и сестрой Мадлен Буве («Recit veritable», 1643). Другие монахини добавили к списку:

Сестра Анна — Левиафана
Сестра Барбара — Анситифа
Сестра Луиза де Пинтевилль — Арфаксата
Сестра Анна — Гонзагу
Сестра Мария Шерон — Гронгада
Сестра Мария дель Джезу — Фаэтона
Сестра Елизавета — Асмодея
Сестра Франсуаза — Кальконикса

Бегемот, демон желаний желудка. — Коллин де Планси, «Dictionnaire infernal» (1863).
 

   Один из наиболее полных списков дьяволов и их функций был сделан известным экзорсистом отцом Себастьяном Михаэли-сом в «Admirable History» (1612).
   Балберит, демон, вселившийся в сестру Мадлен из Прованса, послушно рассказал священнику не только о других дьяволах, вселившихся в монахинь, но добавил имена особых святых, чьей функцией было противостоять им. Поскольку дьяволы были восставшими и падшими ангелами, они установили свои ранги по типу ангельских. Ангельская иерархия, из трех ликов по три чина каждый, была установлена в IV b. н.э. в трактате «Божественные имена» Псевдо-Дионисия и в посланиях апостола Павла (Кол., 16, Еф-, 21).
  

   Первый лик:
Серафимы
Херувимы
Престолы

   Второй лик:
Господства
Начала
Власти

   Третий лик:
Силы
Архангелы
Ангелы


Балберит упоминает многих бывших ангелов, докучавших сестре Мадлен, самые важные из которых описаны Михаэлисом:
   Первый лик
   1. Вельзевул был князем Серафимов и следующим после Люцифера. Поскольку все «князья», т.е. все начальники девяти ангельских хоров, являются падшими, то следует знать, что первыми от хора Серафимов отпали Люцифер, Вельзевул и Левиафан, которые возглавили все восстание. Но четвертым был Михаил, который первым выступил против Люцифера, и все добропорядочные ангелы последовали за ним, так что теперь он является самым главным из них. Когда Христос спускался в ад, Люцифер сидел там в оковах и управлял всеми... Вельзевул склоняет людей к гордыне. И как Иоанн Креститель занял место Люцифера в Раю благодаря своему смирению, так и Вельзевул имеет на небесах своего противника — святого Франциска.
   2. Левиафан является князем той же степени, и главарем еретиков, склоняющим людей к грехам, прямо противоречащим вере [Противостоятель: апостол Петр].
   3. Асмодей, той же степени. Он продолжает быть Серафимом до сегодняшнего дня, сгорая от желания соблазнить людей своей свинской роскошью, и является князем желаний [Противостоятель: Иоанн Креститель].
   4. Бальберит является князем Херувимов. Он склоняет людей к самоубийствам, склоке, сваре и злословию [Противостоятель: Варнава].
   5. Астарот, князь Престолов, всегда любит пустое времяпрепровождение и праздность. Он склоняет людей к безделию и лени [Противостоятель: Варфоломей].
   6. Веррен, также князь Престолов, следующий после Астарота, склоняет людей к нетерпимости [Противостоятель: Доминик].
   7. Грессил. Третий в ряду Престолов, склоняет людей к нечистоте и неряшеству [Противостоятель: Бернар].
   8. Соннелон, четвертый в ряду Престолов, возбуждает в людях ненависть к врагам [Противостоятель: Стефан].
   Второй лик
   9. Карро, князь Властей, склоняет людей к жестокосердию [Противостоятель: Вин-цент].
   10. Карнизам, также князь Властей, склоняет людей к непристойностям и бесстыдству [Противостоятель: Евангелист Иоанн].
   11. Элле, князь Господств, подстрекает людей к нарушению обета бедности [Противостоятель: Мартин].
   12. Розье, второй в ряду Господств, сладкими речами склоняет людей к любострастию [Противостоятель: Василий, который не слышит его очаровывающих речей].
   13. Верье, князь Начал, склоняет людей к нарушению обета послушания и делает шею жесткой, как железо, чтобы она не могла согнуться в поклоне [Противостоятель: Бернар].
   Третий лик
   14. Велиал, князь Сил, склоняющий людей к высокомерию. Его противостоятель — святой Франциск Полский, известный великою кротостью и человеколюбием. Велиал также склоняет благородных дам украшать
себя в соответствии с новой модой, развращать своих детей и болтать с ними во время мессы, отвлекая их от служения Господу.
   15.0ливий, князь Архангелов. Подстрекает людей быть жестокими и безжалостными к бедным [Противостоятель: Лаврентий].
   Подобные списки были распространены в работах теологов и демонологов, и знаменитый Амбруаз Паре в главе о чудовищах в «Opera Omnia» (1572) описывает дьяволов подобным образом. Знание святого, который противостоял дьяволу, имело практическое значение не только для экзорсистских молитв, но и для неблагочестивых сношений с дьяволом. Дьявола можно было вызвать более безопасно, если обратиться вначале к его противостоятелю; многие grimoires — самодельные книги по вызыванию духов — состоят из подобных заговоров.
   Число дьяволов было легион. Святой Макарий Египетский молил Господа позволить ему увидеть силы зла; глаза святого открылись, и он увидел дьяволов «многочисленных как пчелы». Де Спина в 1459г. полагал, что около трети ангелов стали дьяволами, особенно 133, 306, 668. Один «кибернетик» XVI b. насчитал 66 князей, командующих 6 660 000 дьяволами. Другой установил более точно — 7 409 127 демонов управляются 79 князьями преисподней. Вейер уточнил эти цифры, доведя их до 7 405 926 демонов и 72 князей ада. Спустя несколько лет другой исследователь говорил, что количество дьяволов больше, чем половина всего населения мира.


"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999

 

ДЬЯВОЛ, АРКАН ТАРО

   (15 - Владыка ночи, Шабаш - магия, тайна, ложь, риторика, коммерция, а также измена себе). Карта изображает хозяина преисподней, к встрече с которым человек: должен быть готов, когда изменяет себе. Дьявол являет собой противоположность спокойной занятости ан-гелического существа 14 карты. Он изображен на постаменте, с козлиной головой, волосатыми ушами и ногами, с бородой и загнутыми рогами. Большие перепончатые крылья летучей мыши распростерты у него за спиной. В руке у него смердящий факел разрушения, окрашивающий в кровавый цвет рога и хвосты его и прикованных за кольцо к его постаменту подручных, образующих с ним инфернальную триаду. Иногда - это фигуры мужчины и женщины, напоминающие фигуры любовников из 6-й карты. Цепи означают несвободу как результат ложного выбора. Дьявол означает как преисподнюю, так и испытания.
В.А.,А.Р.


Дьявол. Аркан таро

 

ЗВЕРЬ

   В тибетском колесе жизни петух, змея и свинья олицетворяют основные человеческие пороки, которые привязывают человека к колесу рождения и смер-ти и не дают приблизиться к области Нирваны. Символизм зверя используется во многих культурах. Воспринимается в ряде традиций как олицетворение определенных творческих сил, формирующих жизнь в ее природном, без вмешательства интеллекта, воплощении. Благодаря своей непосредственной причастности к тайнам природы, животное иногда воспринимается как источник мудрости и силы, а также демонстрирует влияние инстинктов и эмоций в человеческом поведении. Может служить проводником к тайной мудрости, явленной в природе, и свидетельствовать о райском состоянии природы до грехопадения.
   Древние египтяне полагали, что определенные животные могут воплощать космические и божественные энергии. 12 животных зодиака представляют собой архетипичес-кие символы и олицетворяют замкнутый цикл энергий. Боги древнего Египта были представлены различными животными. Богиня-мать Хатор ассоциировалась с коровой. Крокодил был животным бога Себека, дававшего изобилие и плодородие, но, с другой стороны, наполнявшего души людей греховными помыслами.
   Широко пользуются символикой животных индуизм и буддизм. В индуистских Пуранах Брахма в виде золотого вепря поднимает Землю из вод пространства и удерживает ее на своих клыках. В христианской иконографии три евангелиста изображаются как лев, бык и орел, а Христос - в виде Агнца Божия. Эти образы навеяны древним восточным символизмом и четырьмя животными Иезекииля, согласно которому тетрада представляет четырех хранителей земли или четыре опоры неба. Зверь является метафорой для выражения определенных космических и психологических сил.
   Восприятие животных в разных культурах совпадают и разнятся. Они могут выступать также как олицетворение сложных интеллектуальных символов. Особенно многозначны фантастические животные, воплощающие космические силы. Гибрид человека и зверя обозначает двухосновную телесно-духовную природу человека. Сатана изображается с рогами и хвостом козла, с носом стервятника, копытами лошади и крыльями летучей мыши. Дракон- гибрид нескольких животных, включая змея, ящерицу, птицу и даже льва - мифический персонаж, используемый во многих культурах.


Ф. фон Штук. Люцифер. 1890г.

Ф. Ропс. Холод дьявола. Литография (ок. 1860)


  Часто изображается с несколькими головами. Огнедышащий дракон, покрытый чешуей рыбы и с крыльями птицы, живущий в темной пещере, воплощает парадокс в центре нашего бытия - взаимосвязь тьмы и света, созидания и разрушения, женского и мужского - и служит объединяющим эти противоположности принципом. Сводя в себе принцип воды (змею, рыбу) и воздуха (птицу), ассоциирующуюся с дыханием жизни, он знаменует соединение духа и материи. Позитивная сила дракона проявляется в одушевлении земли - через его символические артерии проходит энергия земли. В языческие времена многие традиции Востока и Запада концентрировались на положительных аспектах энергии дракона. В христианские времена дракон стал восприниматься только как зло, коренящееся в материи, как злая разрушительная сила и демонический символ. Копье победителя дракона -символ мужского начала и луч солнца, пронизывающий мир. Воспринимается также как страж порога, охраняющий пути, ведущие к духовному сокровищу. Покорение дракона означает победу духа над материей.
   В Видении четырех зверей Даниила «и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
   Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.
   И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!»
   Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.
   После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
   Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно». (Дан. 7, 3-8).
   Последний зверь, в истолковании, - это четвертое царство, которое будет на земле, которое будет попирать и сокрушать всю землю, когда будут попираться все святые Всевышнего «до времени и времен и полувремени». Затем воссядут судьи и царство и власть будут даны «народу святых Всевышнего». Зверь Откровения является как бы синтезом этих зверей Даниила. Он подобен барсу и выходит из моря. Ноги у него, как у медведя, а пасть, как у льва, и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. У него семь голов с десятью рогами. «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю» (13, 1-4),
   Символ материи в процессе инволюции. Символика связана с идеей царства, власти и слепого могущества. Известны также звери Откровения, стоящие вокруг трона Агнца, призывающие придти и увидеть Божественного младенца Христа. У Блейка эти четыре зверя называются четырьмя Зоа (множ. число от греч, слова zun- животное). Обозначают четыре аспекта человека: тело, разум, эмоции и воображение. Зверь также ассоциируется с четырьмя реками жизни, текущими в четыре стороны света, где запад был родительское ощущение, язык, юг - нервами глаз, восток - в реках блаженства был нервами расширенных ноздрей и север - лабиринтом уха. В многочисленных сказках и баснях о животных для обозначения бесчисленных пороков человеческой природы, таких как сластолюбие, насилие, жадность, которые должны быть приручены или искоренены, широко используется символика животных. В .А., А. Р.


ЗВЕРЯ, ЧИСЛО - 666

   Есть знамение Христа, есть знамение Антихриста.
   Число 666 проникнуто богатой образной символикой. В откровении Иоанна Богослова это зверь, выходящий из воды с семью головами и десятью рогами.


Ф. Ропс. Жертвенник Сатана (1882). Ропс, превосходный график, один из немногих художников символистов, умеющих придать свежее дыхание изможденной символической музе. Клише "Женщина превращает в жутковатый спектакль рождения мертвой головы, напоминающей силуэт танцующей балерины

Изображение Зверя Апокалипсиса с семью головами в окружении его адского воинства


   Это перевернутые вниз головой три девятки. В них сокрыта мудрость, и тот, кто сочтет число зверя - узнает имя Антихриста.
   Приводим кусок текста из Апокалипсиса, где отчетливо видна усложненная семантика этого символа и его бесчисленных интерпретаций. «Зверь, которого ты видел, был и нет его. (Сила дьявола в том, что он убедил людей в собственном несуществовании, - так можно интерпретировать смысл этого выражения). Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена и
семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет - недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой из числа семи. Жена, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».
   Этот абзац можно трактовать чисто нумерологически, используя значение развернутой семерки, восьмерки, но для нас интереснее, как этот момент трактовали первые христиане. Они символику считывали под ту действительность, в которой жили. Город, построенный на семи холмах - Рим. Шестой царь - это Гальба, который оставил после себя империю Нерону (Нерон еще не пришел). А зверь, которого не было или был - Нерон, слухи о преступлениях которого разнесли по всему миру. В глазах первых христиан он был действительно Антихристом, а Рим - «блудницей Вавилонской, женой, которую ты видел».
   На одном тексте нет смысла показывать исчерпывающие интерпретации символов, уподобляясь Пьеру Безухову, который при помощи каббалистических методов прочтения вычислил, что 666 -имя Наполеона Бонапарта.
   Можно также рассмотреть значение 666 как утроенную гексоду, а в картах Таро это может быть картой Луны в сочетании с картой Дьявола.
   «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение Иоанна 13: 16-18).
   В современном мире все товары имеют свой код, все подсчитано, контролируется через числа, так что древняя игра по нахождению числа продолжается. Но если для христиан имеет значение знамение Христа, и в то же время есть знамение Дьявола и его посланников, Антихриста и лжепророков, то для них решающим значением является событие выбора, которое происходит под знаком и перед лицом знака 666. Для христианина акцент лежит на знамении, требующем веры и верности Богу, для буддистов важен психофизический акцент, для мистиков - оккультный намек на сокрытое от непосвященных. Воистину универсальна нужда в символическом языке, где можно увидеть различия исторических типов интерпретации, которые мы приводили выше.
   При помощи каббалистических процедур нотари-кона, темуры и гематрии, можно было вычислить имя в те старые времена. Сейчас во времена вселенской деперсонализации произошло стирание внутренней сущности имени, уничтожение границ между именем собственным и нарицательным, статус имени исчез, пропала его связь с календарем. В такой ситуации, когда имя ничему и никому не соответствует, остается только его числовая суть.
   «Великий Зверь» более могущественен, чем все демоны ада. Обладая силой дьявола, зверь этот, как говорилось в текстах, будет править землей три с половиной года. Он развяжет войну против святых и победит, оставляя после себя опустошенные земли; он обучит людей поклоняться идолам, и тех, кто откажется от этого почитания, ожидает страшная кара. Чтобы следить за распространением своей веры, он ставит на лбу или на руке число 666.
   У древних иудеев существовало описание как он выглядит: лысый, один глаз заметно больше другого, левая рука длиннее правой и будет он глух на левое ухо (это знак асимметрии).
   При поддержке злых правителей Земли и своего покровителя Антихриста, он поведет войну против ангелов божьих и битва произойдет под Армагеддоном. Здесь Антихрист встретит равного противника и будет попран бесчисленными ангелами со сверкающими мечами. Антихрист и зверь будут схвачены и брошены в огненное озеро с горящей серой. «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20: 2-3).
   В наше время этот символ разыгрывают так называемые «демократы» всех церквей, причем 6 июня является днем, когда устраиваются черные мессы и посвящения. Например, известна магическая процедура, когда на распятие Спасителя подвешивается курица с отрубленной головой.

666 на уровне нумерологии - это сумма всех цифр в рулетке. В. К.


Визуализация сонма дьяволов в одержимом ими человеке


"Энциклопедия нечистой силы" Шлионская И . 2005
 

Дьявол

   Предания о кознях дьявола существовали всегда. В религии дьявол — это то же, что и Сатана, но сами теологи стали со временем осознавать недостаточность такого упрощенного подхода к проблеме. Скорее, можно предпо/-ложить, что дьявол — одно из «лиц» Сатаны, его земное воплощение.
   В XIII веке дьявола представляли вполне реальным существом, которое иногда могло неузнанным находиться среди людей. Впрочем, даже под маской человека он был очень неприятной личностью и, исчезая, оставлял после себя запах серы и разложения — так гласят средневековые легенды.
   ...В соборе французского города Бурже слуги ада изображались в виде изуродованных мужчин и женщин — их головы находились не на плечах, а на животах, крылья — на бедрах; были и другие изъяны...
   Считалось, что дьявол по образу мышления весьма схож с людьми и необыкновенно осведомлен обо всех земных делах. Поэтому людям, обладающим паранормальными способностями, например ясновидцам или телепатам, в те давние времена грозила опасность — их могли объявить пособниками дьявола. Иначе откуда им знать скрытое?
   ...Рассказывают, что в ИЗО году дьявол объявился в городе Хильдесхайме и устроился поваром в епископский дворец. Все с удовольствием ели приготовленные им блюда. Там был один поваренок, нещадно издевавшийся над поваром-чертом. В конце концов тот исчез, в отместку убив шестерых человек, тоже работавших на кухне...
   Существовало поверье, что дьявол появляется среди людей, чтобы совершить какое-нибудь страшное преступление или внести смуту — он может поссорить близких
друзей или возлюбленных, внести раздор в семью. Если человек ни с того ни с сего совершал плохой поступок, про него говорили, что его «подстрекает дьявол».
   Но были и случаи, когда дьявол помогал людям. Как-то раз путешественник, направляющийся в Гренаду, встретил по дороге незнакомца в черном, который предложил ему сесть в его карету. Не успел пассажир оглянуться, как ветер засвистел в его ушах, и он оказался в месте своего назначения. Но никакого вреда черт (а это, без сомнения, был он) ему не нанес...
   Для крестьян встреча с дьяволом сулила перемену к лучшему: тот мог и дать добрый совет, и наградить. В европейском фольклоре немало сказок о богатстве дьявола. Но нередко данные чертом деньги превращались вскоре в золу или навоз: за настоящие дары следовало платить — продать черту душу.
   ...В одном маленьком городке, по слухам, был человек по имени Арманд Шультхайс, пользующийся расположением дьявола. Тот давал ему деньги, но Шультхайс не хотел совершать злых деяний, требуемых от него чертом. Тогда тот умертвил его, превратившись в кошку и подсыпав яд непокорному в суп... Но на этом злоключения Шультхайса не закончились. Черт пожелал (как свидетельствует молва) получить обратно подаренный им золотой дукат, зашитый в сюртук покойника. Для этого он нанял нескольких местных парней, переодетых могильщиками, вырыть гроб Шультхайса из земли. Когда открыли крышку гроба, дьявол, до этого бывший в обличье человека, принял свой истинный бесовский облик, и один из гробокопателей от страха упал замертво...
Особо приглянувшимся дьявол мог указать место, где находятся несметные сокровища. Но их получал лишь тот, кто уже имел заслуги перед сатаной и делом доказал свою приверженность темным силам.
   Вера же в то, что дьявол способен вселяться в тела людей, жива и по сей день. Часто он использует в своих целях тела уже умерших, превращая их в сосущих кровь вампиров или зомби. Все эти россказни о живых мертвецах, возможно, не просто плод голой фантазии. В XX веке иные видят руку дьявола в катастрофах, войнах, стихийных бедствиях. Многие склонны винить дьявола и в личных неудачах и обращаются к экстрасенсам с просьбой избавить их от «чертовщины».
   Некоторые уверяют, что им довелось побывать в самой преисподней.
   ...Так, Нина К. из Оренбургской области жарким летним вечером 1990 года почувствовала в комнате сильный запах серы. Вскоре запах пропал — так же внезапно, как и появился. Нина вспомнила, что, по поверью, запах серы всегда сопровождает появление дьявола.
   Год спустя, ложась вечером спать, Нина вновь ощутила этот ужасный запах. Вдруг ей показалось, что в ее глаз воткнули какую-то трубку вроде перископа. И она увидела картинку: черное поле без травы, под ним синее, безоблачное небо. По полю двигались фигуры в длинных белых балахонах. Они тащили за собой плуги с впряженными лошадьми. То были пахари. На краю поля стоял маленький домик без окон. Возле него на камне сидела покойная мать Нины. Просмотр «фильма» сопровождался сильной болью в глазу. Когда он закончился, женщина потеряла сознание. Она убеждена, что ей «показывали» загробный мир, но все выглядело слишком зловещим — и пахари с плугами, и домик без окон... Может, это и впрямь был ад?


М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"



 

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского нарbsp;  

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz