Содержание:
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия
холдинг" 2001 г.
М.
Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство
"Азбука-классика" 2001.
"Русский
народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
ШИШ
ШИШ, шишик, шишко, шишок, шыш, шешка —
черт, бес, нечистый дух, обитающий обычно на
обочинах дорог, на перекрестках, в лесах и водах, в банях и овинах, на
гумнах и вообще повсюду. Шишком, шишом мог в табуистических целях
именоваться и леший, и
водяной, и
банник, и в особенности
черт (бес). Как и черт,
шишок — нечистый дух в самом общем понимании; это обобщающее, родовое
название для всякой нечистой
силы.
Повествования о шишках, нечистых духах, были известны практически
повсюду и, в общем, были сходны с рассказами о
чертях, а также леших,
банниках и т.д. Так, в былинках
Новгородчины шишки задерживают в лесу коней припозднившегося путника;
появляются в бане; обитают в подполье и т.д. По поверьям разных мест,
«под веником всегда живет домовой, а
в бане живет шишок»; «в двенадцать часов в байну ходить нельзя, там
шишики парятся»; «в ригачах есть особый хозяин, которого зовут Шишко»; «ето
уж в лесу живут, много их там, шишки ето, леши, людей пужают»; «как на
росстанях гадаешь, обчертиться нужно, а то шишок схватит»; «их повсюду
много, шишков-то, и в лесу, и в байне, и в дому есть». Шишка-черта в
быличке показывает сыну колдун; в рассказе шишок обучает парня игре на
гармони (шишок в бане учит парня, а когда тот, хорошо обучившись,
спрашивает, какова будет плата, шишок велит ему: «Я стану раком, а ты
меня ударь ногой, и все»; парень соглашается, но, ударив, попадает не по
шишку, а по каменке: «вдарил ногой, себе ногу и выбил»).
По народному убеждению, когда шишки справляют свои свадьбы, на
дорогах поднимается ветер, пыльные вихри; если в это время наклониться и
посмотреть между ног, то можно увидеть шишей, пляшущих и беснующихся в
вихре. Видеть шишей может и сильно пьяный человек: по народному
выражению, «допиться до хмельных шишей» означает допиться до белой,
опойной горячки, когда начинают грезится чертенята.
Так, в одном из рассказов мужик утверждал, что когда он напьется, то
вокруг него появляются черти, у которых голова
«с кулачок», а нос длинный и очень вертлявый, как шиш (кукиш).
Этимология слова «шиш» не вполне ясна. По большей части это слово
связывается с поверьями о том, что у многих нечистых духов «голова
шишом», т.е. они остроголовы (голова у них сужается кверху
клином), носят островерхие шапки или имеют спутанные, «всклокоченные
шишом» (т.е. стоящие дыбом) волосы. Представления об остроголовости
черта и подобных ему персонажей нечистой силы были распространены
повсеместно; поэтому связь названия «шишок» со словом «шиш» (означающим
«шишка, дуля, кукиш; островерхая куча, маленькая копна сена»)
представляется вполне вероятной.
Кроме того, «шиш» — это и старое «лазутчик, соглядатай, переносчик»
(возможно, некогда оно использовалось как подставное для слова «тать»),
а также «разбойник, бродяга, мародер, праздношатающийся, никчемный
человек»; бранное «шиш» — «разбойник, бродяга» — упоминается в тексте
XVII в. по отношению к русским бродячим шайкам. По мнению некоторых
исследователей, слово «шиш», могло быть заимствовано из зырянского
языка, где sys — «лесной бродяга», или из эстонского языка, где siss —
«разбойник, грабитель».
Северорусское «шиш, шишко», возможно, было заимствовано из
финно-угорских языков как табуистическое наименование хищных зверьков, в
первую очередь ласки, которая, по народному убеждению, может быть
дворовым духом. По-марийски «шешка» —
табуистическое, ритуально-почтительное наименование хорька, ласки;
по-башкирски «шэшке» — «норка, хорь» и т.д. Мифологизация ласки, которая
селится поблизости от людей, прослеживается на всем Русском Севере и
северо-западе: по народным поверьям, она (или
дворовой дух в ее облике) оберегает двор от всяческих бед, бережет
скотину, приносит счастье и т.д.; в некоторых поверьях она
отождествляется с дворовым, а также с
хозяйкой дома. Возможно, со временем «произошло распространение
табуистического наименования мифологизированного зверька и
дворового на ряд иных персонажей и
параллельно — вливание слова «шишко» в обширное гнездо слов с корнем
шиш-». Наименования нечистой
силы с корнем «шиш-» (например, шишанка, шишига, шишик,
шишимора)
были широко распространены во многих районах, преимущественно на севере
и северо-западе России.
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия
холдинг" 2001 г.
ШИШ — нечистая сила, поселяющаяся у нерадивых, ленивых
хозяев. Обосноваться для житья может где угодно: и в доме и во дворе, и
в овине и в амбаре, и в хлеву и в кладовке. Ну, а уж где Шиш поселится,
там двери остаются настежь, двор пустеет, запирать его не надо - скота
нет, припасы все исчезают. В овине — одна мякина. По всем углам, по
амбарам и клетям хоть шаром покати. Только ветерок пыль поднимает, с
места на место ее перегоняет да паутину по углам качает. Это Шиш Шиша
погоняет. А иначе-то его и не увидишь. Ни на нем, ни у него ведь нет ни
шиша. И сам он, как пустой и голый пузырь, и голова пустая, маленькая.
Только нос длинный, и все вертится — выискивает, не осталось ли еще
где-то что-то, что будет мешать Шишу шаром кататься. Так и остаются в
хозяйстве шиш да ничевушка.
М.
Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство
"Азбука-классика" 2001.
ШИШ, ШИШИК, ШИШКО, ШИШОК, ШАШОК, ШАШКО, ШЕШКА,
шыш — нечистый дух; черт, бес; дух, обитающий в лесу, в воде, в
бане, на гумне (в овине, в риге).
«Шиши свадьбу играют, такой ветер» (Пск.); «А под веником всегда
Живёт дамавой, а в бани живет шишок» (Пск.); «Шышки — это черт. В
двенадцать часов не ходи в байну, там шышки парятся» (Пск.); «А колдун,
раз уж он умеет колдовать, показывал сынку шишка» (Новг.); «В ригачах
есть особый хозяин, которого зовут Шишко или Мишко Дыроданьюшко» (Арх.);
«Ето уж в лесу они живут, много их там, шишики ето, леши, людей пужают»
(Печ.); «Когда гадала на ростани, нас мужик-то обчертил, чтобы шишко не
схватил» (Арх.); «Если человек увидит шишка, он заболеет» (Печ.);
«Благословясь, нигде шишка никакого не будет, это все Выдумки!» (Новг.);
«Он колдун. Шишки к ему ходили за работой: от где что от кого наделать,
где что кому начудить. Колдун стал жалеть народ. А дал им работу — семя
подбирать» (Новг.); «Он пошел, между ног смотрит, а там и пляшут и
скачут и рогаты и мохнаты. Один шишко и говорит: „Зять смотрит! Зять
смотрит!"»; «Шиш бы тебя взял!» (Мурм.); «Шишки-то и есть черти. Кто
хочет покультурней сказать, тот „шишок" говорит, а мы, грешные, все
„черт" говорим» (Новг.); «Шишко его знает!» (Печ.); «„Хмельные шиши" —
опойная горячка, когда грезятся чертенята» <Даль, 1882>.
Шишком (шишом, шашком и т. п.) может называться и
водяной, и
леший, и
банник, и в особенности
черт; шишко — дьявол (Олон.). Как и бес, демон,
черт, шишок — «нечистый дух в самом общем
понимании»; это обобщающее, родовое название для различных нечистых. Д.
К. Зеленин полагал, что слово шиш — самое старое подставное для
запретного «тать» <3еленин, 1930>.
Исследователи по-разному подходят к решению проблемы происхождения
многочисленных названий нечистых духов, которые имеют в основе корень
шиш. Шиш — старое «лазутчик, соглядатай и переносчик»; а также
«разбойник, бродяга, мародер, праздношатающийся, никчемный человек»;
бранное шиш — «разбойник, бродяга» — встречается в тексте XVII в. по
отношению к русским бродячим шайкам. М. Фасмер и А. Марков пытаются
связать это значение со значением «черт, нечистый». А. Марков считает
слово шиш заимствованным из зырянского языка, где SyS — «лесной
бродяга»; М. Фасмер утверждает, что источник заимствования — эстонское
siss — «разбойник, грабитель». Этимологически слово «шиш(ко)» связывают
и с тюркским sis — «опухоль, вертел», шишмек — «пухнуть, опухать»
<Черепанова, 1996>.
О. А. Черепанова полагает, что севернорусское шиш, шишко было
заимствовано из финно-угорских языков как «табуистическое Наименование
хищных зверьков, в первую очередь ласки», которая может быть, по
поверьям, дворовым духом, «хозяином» (см.
ДОМОВОЙ, ДВОРОВОЙ).
По-марийски «шешке» — табуистическое, ритуально-почтительное
наименование хорька, ласки; по-башкирски «шэшкэ» — «норка, хорь» и т. д.
Мифологизация ласки (как и близких к ней маленьких хищных зверьков),
которая селится поблизости от людей, прослеживается на всем Русском
Севере и северо-западе. По поверьям Псковщины, «ласка скотину бережет»,
она «лошадям гривы заплетает» (Мурм.).
По мнению О. А. Черепановой, «произошло распространение табуистического
наименования мифологизированного зверька и дворового на ряд иных
персонажей и параллельно — вливание слова шишко в обширное гнездо слов с
корнем шиш-» <Черепанова, 1983>.
Допуская возможность такого происхождения названия шишок на уровне
глубинной семантики, нельзя не отметить, что в языковом сознании XIX в.
наименование шишок в отношении нечистого духа устойчиво связывается с
представлением о его остроголовости. По распространенным поверьям,
нечистые духи, лешие и чаще всего
черти имеют спутанные, «всклокоченные шишом»
волосы или сужающуюся кверху (клином) голову, носят островерхие шапки
ит. п., ср.: «Волос шишом стал»; «Все люди как люди, один
черт в колпаке» <Даль, 1882>. Поэтому вероятной
представляется связь названия шишок с «шиш» — «шишка, дуля, кукиш»,
«островерхая куча, маленькая копна сена».
Повествования о шишках, нечистых духах, распространены среди крестьян
многих районов России и, в общем, сходны с рассказами о
леших,
банниках, чертях. Ср.: «шишки водятся в
байнях большинство», в ригах, в гумнах и в других «непоказательных
местах» (Новг.). В быличках, недавно записанных на Новгородчине,
вездесущие шишки задерживают в лесу коней припозднившегося путника; они
появляются в бане; шишка-черта может показать сыну колдун; шишок обучает
парня игре на гармони: «Я еще слышала вот такой рассказ. В гармошку кто
хочет научитца играть, но не научитца. Ну, парень, может, у колдуна
спрашивал... Стал ходить в байну учитца играть. Все учился, учился.
Научился хорошо играть. И, наверно, шишок там был, что он и говорит,
парень: „А что мне тебе платить за это, что ты меня научил играть в
гармонь?" — „А я, — говорит, — стану раком, а ты меня ударь ногой в
ж..., и всё". Видишь. Шишок раком стал — этот, и вправду, дурак
согласился, который учился-то. Вдарил его ногой, себе ногу и выбил. А
это каменка! Шишок его и заставил в каменку бить ногой, чтобы вот так и
был кривой. А в гармонь-то все-таки научился играть. Знаете, это вот
шишки больше в байне, то и говорят, что в байне ничего нельзя [нужно
вести себя осмотрительно]» (Новг.).
Название шишок, шишко, при его популярности в разных районах России,
получило преимущественное распространение на севере и северо-западе, в
районе Средней Волги (с выходом в Заволжье) и на юге — до Пензы,
Саратова, Воронежа и Дона <Черепанова, 1983>.
Широко распространены также и разнообразные наименования нечистой силы с
корнем шиш-: шишанка, шишига, шишик;
шишимора, шишига и т. п. (см.
ниже).
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
21 АВГУСТА — Мирон-ветрогон
Говорят, сколько людей — столько характеров. Мирон
наверняка в миру человеком вспыльчивым слыл, а иначе зачем его таким
днем заведовать поставили, да еще и Ветрогоном нарекли.
«Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красному лету стонут».
А пока они по уходящему лету горюют, кто только в пыли Ветрогонами
поднятой не прячется! Одни Шиши чего стоят.
Считается, что живут эти зловредные существа по обочинам, сами
махонькие, голова с кулачок, а нос до того вертлявый и длинный —
точь-в-точь шиш или кукиш. Ходят
Шиши плохо, а бегать и вовсе не могут, но
зато любят в пыльном вихре, ветром с дороги поднятом, покататься.
Попадет в такой вихрь незадачливый прохожий, затолкают, закрутят его
Шиши, глаза пылью запорошат. Надолго
отобьют охоту с ними связываться.
|