Подполяник, подпольник

Спонсор странички :

Содержание: 

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004


"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

 

   ПОДПОЛЯННИК, подпольник — домашний дух, обитающий в подполье; возможно, одно из названий дворового или домового духа, который, по народным поверьям, часто селится в подполье.
Согласно народным поверьям, подполянник живет в подполье дома, где проводит время так же, как крестьяне в избе. Подполянников в доме может быть несколько, у них есть свой большак (главный подполянник), большуха, дети и т.д. Как правило, подполянников бывает столько же, сколько членов крестьянской семьи, живущей в этом доме, и каждый из домочадцев может иметь своего двойника-подполянника.
   В некоторых местах подполяннику приписывали больше дурных, чем хороших черт, считая, что он вообще «не добр». Верили, например, что подполянник утаскивает к себе детей, проклятых матерью; эти дети исчезают из избы, но продолжают невидимо жить и расти у подполянников, пополняют их семьи и сами становятся подполянниками, выходят замуж и женятся на подполянниках из других домов и т.д.
   Известна быличка о женщине, проклявшей свою дочь, которую подполянник после этого затащил в подполье; говорили, что «она там и замуж выйти успела, и стала уж сына женить, да и пришла к матери просить сыта: «Матушка, — говорит, — коли хочешь видеть, как я живу, сойди три ступени в подполье и гляди промеж ног своих». Ну и увидела их, мать-то. Сидят они все, как наши мужики. Так она и сыта принесла дочке, и рубашку».
   Подполянники, как и другие сверхъестественные существа, могли, по поверьям, предсказывать будущее, поэтому в некоторых местах девушки ходили гадать в подполье. Каждая из девушек по очереди разувалась, босиком спускалась в подполье и там ждала; если там ее ногу гладило «мохнашкой», это предвещало ей богатого жениха. При этом в подполье спускались все гадающие девушки, кроме одной, поскольку считалось, что эту последнюю там «задавит».
   Возможно, вера в подполянников отразила некогда существовавший обычай погребения покойников в доме, а также представления о том, что все умершие родственники и в загробном мире остаются одной семьей, продолжают жить (иногда даже в той же избе) и сохраняют связь с живыми людьми.
Подрижный — см. Рижиый.


М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.

ПОДПОЛЬНИК, ПОДПЛЯННИК, ПОДПОЛЯНИК

   - дух, обитающий в подполье; домовой; проклятый, «отсуленный» домовому.
ПОДПОЛЬНИЦА — девушка, отсуленная подпольнику.
«В подполье подпольник живет» (Волог.); «Мать свою дочку прокляла. Подплянник и затащил ее к себе в подполье» (Олон.).
   Согласно поверьям Русского Севера, домовые могут жить в подполье дома, где проводят время «так же, как крестьяне в избе» (среди них есть большак, большуха, дети и т.п.) (Олон.).
В семью подпольников принимаются и крестьянские ребятишки, которых матери сгоряча «посулили» подпольнику, прокляли: проклятые исчезают из избы, но продолжают невидимо «жить» и расти у домовых духов (сами становятся подпольниками, подпольницами). Девушки-подпольницы вырастают, выходят замуж и даже навещают перед замужеством своих сестер, матерей, приглашают их посмотреть на свое житье. По поверьям, увидеть подпольников можно, встав на третью ступень ведущей в подполье лестницы и поглядев между ног (Олон.).
   В рассказе, записанном на Терском Берегу Белого моря, многодетная мать с горя сулит одну из дочерей-двойняшек подпольнику. Девочка вмиг исчезает. Через семнадцать лет девушка-подпольница приходит к оставшейся в избе сестре и приглашает поглядеть на свою свадьбу. Сестра, по совету подпольницы, вечером открывает подпол и видит там ярко освещенную избу, множество гостей и красивого жениха. Сестра-подпольница дарит ей гостинец и просит закрыть подпол около двенадцати ночи. Все исчезает. Утром живущая в избе девушка заставляет мать повиниться, попросить прощения у отсуленной подпольнику дочери.
   В псковской быличке «проклятая невеста» появляется перед оставшимся в пустой избе парнем: «Видит: показывается с подполу девушка, красавица, говорит: „Женись на мне, я твоя судьба". Он от вжаху едва опомнился, потом говорит: „А как же мне тебя взять?" Она говорит: „Собирай гостей, хоть двенадцать человек, хоть больше, приезжай сюда за мной ночью, угощение про всех будет готово"» (после свадебного пира «невеста из подполья» становится обычной девушкой).
   Дети-подпольники иногда возвращаются к людям, но чаще навсегда остаются у домовых. В Сургутском крае, как и в некоторых других районах России, при участии сверхъестественных обитателей подполья гадали: «Каждая из девушек по очереди разувается до боса и спускается в подполье. Если там ее нога будет поглажена „мохнашкой", это предвещает богатого жениха...» Ходят в подполье все, кроме одной, поскольку последнюю там «задавит». Во Владимирской губернии гадающие спускали гребень в подполье и смотрели, каких волос «начесал домовой». «На Святках ходили в подпол. Брали зеркало и стакан воды. Через воду смотрели в зеркале: „Чертово место, покажись жених невесте"» (В. Повол.).
В новгородской быличке гадатель обращается к пребывающим в подполье всеведущим чертям (см. ГАД).
   Из некоторых крестьянских рассказов и обычаев очевидно, что пребывающими в подполье могли представляться и покойники (смешиваемые с домовыми духами, подпольниками) (см. ДОМОВОЙ). Ср.: «Для того, чтобы покойник не тосковал, его родственники после похорон заглядывали в хлев, в подполье» {русские Удмуртии) <Федянович, 1984>.
   «На зимнего Николу в 1922 г. в селе Алексине Берендеевской волости ночью во вьюгу „черт бабу украл" и нашли ее только на другой день. Хватились бабушки Марьи Голубевой, больной старушки, ночью: ее не оказалось на печи. Когда рассвело, бросились искать по соседям, советовались со знахаркой, так сказала, что „в пути". Жгли ладан и смотрели, куда потянет, звонили в колокола на колокольне, рассылали везде гонцов и не нашли. А на второй день заметили в „прирубе" в подполье красное одеяло. Разобрали мешки с зернами и нашли бабушку спящей на подушке и завернутой в одеяло. Когда ее разбудили, она сказала, что ей приснился ночью покойный муж, который и увел ее с печи» (Влад.).
   Вера в подпольников, возможно, отразила и некогда существовавший обычай погребения в доме, возле дома и, главное, давние представления о том, что все умершие родственники, предки и в загробье остаются «семьей», продолжают «жить» (нередко в той же избе), сохраняют связь с близкими им людьми.


"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

                     19 июля — Еремей

   Еремеи, согласно народному календарю, не раз и не два свои именины справляют. И им лучше других известно: «Когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать». На июльского Еремея все порядочные хозяева уже отсеялись, а к жатве приступать, пожалуй, рановато было. Вот и получалось: «Не та забота, что много работы, а та забота, когда нет работы». Хотя где уж в июле да без дела сидеть! Вот-вот овощи пойдут, а погреба, подполья, подвалы с прошлого года не чищены. Так что — закатывал рукава не привыкший к праздности да лености крестьянин и, Богу помолившись, к делу приступал.
   Но именно хозяин, а не хозяйка, и уж тем более не хозяйская дочь. Боялись люди с Подполяником ненароком встретиться. Потому что жил он в подполе, на двор носа не казывал, а нрава был такого злобного да вредного что только мужик да и то не
всякий, с ним управиться мог. А девок красных Подполяник за веселый нрав не любил, пугал и даже затаскивал иногда к себе в подпол, приживая с ними детей, которых, впрочем, за своих не признавал и принимать никак не хотел.
   Редко кто желал с Подполяником по своей охоте встретиться, а чтоб увидеть его, надо было спуститься по лестнице, ведущей в погреб, ровно на 3 ступеньки, нагнуться и посмотреть промеж ног. Да не зевать, а то такого «леща» получить можно было, что кубарем по ступенькам покатишься, и потом долго эту встречу помнить будешь, и на второе свидание уже наверняка не пойдешь.
   Но, к слову сказать, так жестоко расправлялся Подполяник лишь с праздно любопытствующими, а тех, кто по делу в подпол заглядывал, он обычно не трогал и даже помогал иногда мышей да крыс гонять. Впрочем, в июле в подпольях еще практически пустых им и делать-то было нечего. Зато крестьянам заботы хватало
 

реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру