Содержание:
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства:
"АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство
"Азбука-классика" 2001.
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства:
"АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
ПОДПОЛЯННИК, подпольник — домашний дух, обитающий в
подполье; возможно, одно из названий дворового или
домового духа, который, по народным
поверьям, часто селится в подполье.
Согласно народным поверьям, подполянник живет в подполье дома, где
проводит время так же, как крестьяне в избе. Подполянников в доме может
быть несколько, у них есть свой большак (главный подполянник), большуха,
дети и т.д. Как правило, подполянников бывает столько же, сколько членов
крестьянской семьи, живущей в этом доме, и каждый из домочадцев может
иметь своего двойника-подполянника.
В некоторых местах подполяннику приписывали больше дурных, чем
хороших черт, считая, что он вообще «не добр». Верили, например, что
подполянник утаскивает к себе детей, проклятых матерью; эти дети
исчезают из избы, но продолжают невидимо жить и расти у подполянников,
пополняют их семьи и сами становятся подполянниками, выходят замуж и
женятся на подполянниках из других домов и т.д.
Известна быличка о женщине, проклявшей свою дочь, которую
подполянник после этого затащил в подполье; говорили, что «она там и
замуж выйти успела, и стала уж сына женить, да и пришла к матери просить
сыта: «Матушка, — говорит, — коли хочешь видеть, как я живу, сойди три
ступени в подполье и гляди промеж ног своих». Ну и увидела их, мать-то.
Сидят они все, как наши мужики. Так она и сыта принесла дочке, и
рубашку».
Подполянники, как и другие сверхъестественные существа, могли, по
поверьям, предсказывать будущее, поэтому в некоторых местах девушки
ходили гадать в подполье. Каждая из девушек по очереди разувалась,
босиком спускалась в подполье и там ждала; если там ее ногу гладило «мохнашкой»,
это предвещало ей богатого жениха. При этом в подполье спускались все
гадающие девушки, кроме одной, поскольку считалось, что эту последнюю
там «задавит».
Возможно, вера в подполянников отразила некогда существовавший
обычай погребения покойников в доме, а также представления о том, что
все умершие родственники и в загробном мире остаются одной семьей,
продолжают жить (иногда даже в той же избе) и сохраняют связь с живыми
людьми.
Подрижный — см. Рижиый.
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство
"Азбука-классика" 2001.
ПОДПОЛЬНИК, ПОДПЛЯННИК, ПОДПОЛЯНИК
- дух, обитающий в подполье;
домовой; проклятый, «отсуленный»
домовому.
ПОДПОЛЬНИЦА — девушка, отсуленная подпольнику.
«В подполье подпольник живет» (Волог.); «Мать свою дочку прокляла.
Подплянник и затащил ее к себе в подполье» (Олон.).
Согласно поверьям Русского
Севера, домовые могут жить в подполье
дома, где проводят время «так же, как крестьяне в избе» (среди них есть
большак, большуха, дети и т.п.) (Олон.).
В семью подпольников принимаются и крестьянские ребятишки, которых
матери сгоряча «посулили» подпольнику, прокляли: проклятые исчезают из
избы, но продолжают невидимо «жить» и расти у
домовых духов (сами становятся
подпольниками, подпольницами). Девушки-подпольницы вырастают, выходят
замуж и даже навещают перед замужеством своих сестер, матерей,
приглашают их посмотреть на свое житье. По поверьям, увидеть
подпольников можно, встав на третью ступень ведущей в подполье лестницы
и поглядев между ног (Олон.).
В рассказе, записанном на Терском
Берегу Белого моря, многодетная мать с горя сулит одну из
дочерей-двойняшек подпольнику. Девочка вмиг исчезает. Через семнадцать
лет девушка-подпольница приходит к оставшейся в избе сестре и приглашает
поглядеть на свою свадьбу. Сестра, по совету подпольницы, вечером
открывает подпол и видит там ярко освещенную избу, множество гостей и
красивого жениха. Сестра-подпольница дарит ей гостинец и просит закрыть
подпол около двенадцати ночи. Все исчезает. Утром живущая в избе девушка
заставляет мать повиниться, попросить прощения у отсуленной подпольнику
дочери.
В псковской быличке «проклятая
невеста» появляется перед оставшимся в пустой избе парнем: «Видит:
показывается с подполу девушка, красавица, говорит: „Женись на мне, я
твоя судьба". Он от вжаху едва опомнился, потом говорит: „А как же мне
тебя взять?" Она говорит: „Собирай гостей, хоть двенадцать человек, хоть
больше, приезжай сюда за мной ночью, угощение про всех будет готово"»
(после свадебного пира «невеста из подполья» становится обычной
девушкой).
Дети-подпольники иногда
возвращаются к людям, но чаще навсегда остаются у
домовых. В Сургутском крае, как и в
некоторых других районах России, при участии сверхъестественных
обитателей подполья гадали: «Каждая из девушек по очереди разувается до
боса и спускается в подполье. Если там ее нога будет поглажена „мохнашкой",
это предвещает богатого жениха...» Ходят в подполье все, кроме одной,
поскольку последнюю там «задавит». Во Владимирской губернии гадающие
спускали гребень в подполье и смотрели, каких волос «начесал
домовой». «На Святках ходили в
подпол. Брали зеркало и стакан воды. Через воду смотрели в зеркале:
„Чертово место, покажись жених невесте"» (В. Повол.).
В новгородской быличке гадатель обращается к пребывающим в подполье
всеведущим чертям (см. ГАД).
Из некоторых крестьянских
рассказов и обычаев очевидно, что пребывающими в подполье могли
представляться и покойники (смешиваемые с
домовыми духами, подпольниками) (см.
ДОМОВОЙ). Ср.: «Для того, чтобы покойник не тосковал, его
родственники после похорон заглядывали в хлев, в подполье» {русские
Удмуртии) <Федянович, 1984>.
«На зимнего Николу в 1922 г. в
селе Алексине Берендеевской волости ночью во вьюгу „черт бабу украл" и
нашли ее только на другой день. Хватились бабушки Марьи Голубевой,
больной старушки, ночью: ее не оказалось на печи. Когда рассвело,
бросились искать по соседям, советовались со знахаркой, так сказала, что
„в пути". Жгли ладан и смотрели, куда потянет, звонили в колокола на
колокольне, рассылали везде гонцов и не нашли. А на второй день заметили
в „прирубе" в подполье красное одеяло. Разобрали мешки с зернами и нашли
бабушку спящей на подушке и завернутой в одеяло. Когда ее разбудили, она
сказала, что ей приснился ночью покойный муж, который и увел ее с печи»
(Влад.).
Вера в подпольников, возможно,
отразила и некогда существовавший обычай погребения в доме, возле дома
и, главное, давние представления о том, что все умершие родственники,
предки и в загробье остаются «семьей», продолжают «жить» (нередко в той
же избе), сохраняют связь с близкими им людьми.
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
19 июля — Еремей
Еремеи, согласно народному календарю, не раз и не два
свои именины справляют. И им лучше других известно: «Когда сеять, когда
жать, когда в скирды убирать». На июльского Еремея все порядочные
хозяева уже отсеялись, а к жатве приступать, пожалуй, рановато было. Вот
и получалось: «Не та забота, что много работы, а та забота, когда нет
работы». Хотя где уж в июле да без дела сидеть! Вот-вот овощи пойдут, а
погреба, подполья, подвалы с прошлого года не чищены. Так что —
закатывал рукава не привыкший к праздности да лености крестьянин и, Богу
помолившись, к делу приступал.
Но именно хозяин, а не хозяйка, и уж тем более не хозяйская дочь.
Боялись люди с Подполяником ненароком встретиться. Потому что жил он в
подполе, на двор носа не казывал, а нрава был такого злобного да
вредного что только мужик да и то не
всякий, с ним управиться мог. А девок красных Подполяник за веселый нрав
не любил, пугал и даже затаскивал иногда к себе в подпол, приживая с
ними детей, которых, впрочем, за своих не признавал и принимать никак не
хотел.
Редко кто желал с Подполяником по своей охоте встретиться, а чтоб
увидеть его, надо было спуститься по лестнице, ведущей в погреб, ровно
на 3 ступеньки, нагнуться и посмотреть промеж ног. Да не зевать, а то
такого «леща» получить можно было, что кубарем по ступенькам покатишься,
и потом долго эту встречу помнить будешь, и на второе свидание уже
наверняка не пойдешь.
Но, к слову сказать, так жестоко расправлялся Подполяник
лишь с праздно любопытствующими, а тех, кто по делу в подпол заглядывал,
он обычно не трогал и даже помогал иногда мышей да крыс гонять. Впрочем,
в июле в подпольях еще практически пустых им и делать-то было нечего.
Зато крестьянам заботы хватало
|