ШИШИГИ

Спонсор странички : результаты онлайн ставки

Содержание:

Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия холдинг" 2001 г.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.


Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия холдинг" 2001 г.

ШИШИГИ

   ШИШИГИ, ШИШИМОРЫ — черти с волосами, торчащими шишом. Маленькие, пузатенькие, горбатенькие с кривыми суковатыми руками. Обитают дома в темных местах, в закутках, в мелких водоемах — в камышах. Днем отсыпаются, а ночами шуршат камышами, шуршат дома по темным углам, возятся — все стараются напугать человека , да так, чтобы и у него волосы шишом встали . А шишимора не только Шуршит-шебуршит, но и привидением показаться может (шишига, шиш — пусто; нет ничего, и мора — морока). Создает вид, что будто есть кто-то там, где нет никого, мрочит -людей, чтоб нагнать на них побольше страху.

В иных толкованиях шишимора отождествляется с кикиморой.


"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

   ШИШИГА, шишиха, шошычиха, шишитиха, шишимора — женский демонический персонаж; чертовка, лешачиха, кикимора, водяница. Шишига (как и другие наименования с корнем «шиш-») — родовое, обобщающее название нечистой силы, которое может быть отнесено и к нечистому духу неопределенного облика, и к духу банному, лесному, водному и т.д.
Во многих поверьях шишига весьма напоминала русалку, и особенно северную «страшную» русалку (разновидностью которой, возможно, являлись и кикимора, и лешуха, и водяница). Так, в великорусских поверьях шишига часто была связана с водой и банями; во Владимирской губернии на Троицу принято было тайно украшать березку специально для шишиг (считалось, что во время праздника шишиги пляшут перед такой березкой). По поверьям Костромской области, «шишига предстает в образе скромной, робкой, застенчивой и неповоротливой женщины, живет в воде, в болоте, часто выходит из воды на берег, а в воде то полощется, то моется... Живет иногда в лесу. Любит баню и ходит в нее, если дверь в бане оставлена без молитвы». По некоторым поверьям, «шошыга, лешачиха — то онно»; считалось, что шишигу можно увидеть в лесу, например, сидящей на дереве или бегающей по лесу. В некоторых местах (по большей части на Печоре) шишигой называли даже Бабу-Ягу: «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычиха и есть».

   Шишигу, образ которой весьма близок к образу кикиморы или Бабы-Яги, представляли в некоторых местах святочные ряженые: изображали ее в «бабьем» сарафане, но без кики, с распущенными волосами; мог ее изображать и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове (вместо кокошника), который потом разбивали. Чаще всего, однако, шишигу изображали старухи: на Святках они «одевались шишиморами», т.е. наряжались в рвань и пряли, сидя на полатях (видимо, пародийно вторя действиям ши-шиморы-кикиморы): «Пряху (копыл) ставили меж ноги... Девушки смеялись над шишиморой, хватали ее за ноги, а она била их палкой».

   В некоторых местах шишига воспринималась только как банный (реже — вообще домашний, пребывающий не только в бане, но и в овине, в риге, в избе и т.д.) дух. Так, согласно некоторым поверьям, шишига — демоническое существо, сходное с кикиморой или обдерихой и обитающее преимущественно в банях (хотя может селиться и в подполье, в голбце и т.д.). По народному убеждению, шишига часто кажется в бане тем, кто идет туда без молитвы: она принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться, но может запарить человека до смерти, если он уступит и подойдет к ней (о человеке, который вышел из бани поцарапанным, иногда говорили, что его «шишига драла»).

   В некоторых местах шишигой называли преимущественно водяного духа (водяную чертовку). Такую шишигу иногда описывали как маленькое горбатое существо, брюхатое и хвостатое, очень холодное, с длинными сучковатыми руками. По поверьям, обитает она в камышах, в мелких речушках и болотистых озерках; появляется только в сумерках, а днем спит в камышовых зарослях или где-нибудь на дне. Считалось, что шишига набрасывается на зазевавшихся прохожих и утаскивает их в воду или щекочет до смерти. Существовали также поверья о шишигином хвосте, которым она закрывает человека, после чего человек пропадает; «и сколько ни ищи — не найдут тебя, да и сам себя не найдешь». См. также Кикимора.

Шишик — см. Шиш.

Шишимора — см. Кикимора, Шишига.

Шишитиха, шишиха — см. Шишига.

Шишик, шишко, шишок — см. Шиш.

Шошычиха — см. Шишига.


М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.

   ШИШИГА, ШИШИХА, ШИШИЦА, ШИШИТИХА, ШИШИЧИХА, ШОШЫЧИХА — нечистый дух, чертовка; водяная чертовка; лешачиха; овинник; черт, бес; баба-яга.

   «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили» (Ю. Урал); «Шошычиха, лешачиха — то онно» (Печ.); «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычиха и есть» (Печ.); «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба) <Даль, 1882>; «Вино жрут, как шишихи» (Печ.); «Разве не видите: вон он, шишига, на часах сидит да дразнится» (Моек.); «Домовушка должен быть тот же шишига, то ись Дьявол, — по крайности прежде был шишигой, а теперь, видится, обрусел» (Урал); «Сам ли в забытьи забежал или шишиги затащили — хоть убей, не знаю. И не прошла эта история мне даром» (Урал).

   Шишига, как и другие наименования с корнем шиш- (см. ШИШ, ШИШОК), — родовое, обобщающее название нечистой силы, которое может быть отнесено и к нечистому духу неопределенного облика, и к подпольнику, баннику, лешему и т. п. Шишига — злой дух в подполье дома (Арх.); нечистая сила в бане (Влад.). Обитающая в бане шишига имеет отвратительный вид, может запарить до смерти (Сарат.) (здесь шишига определенно напоминает обдериху - см. ОБДЕРИХА).

   «Года три тому назад истопила матушка баню и посылает меня мыться, — рассказывает владимирская крестьянка. — Я пошла. Вхожу в предбанник, отворила в баню дверь. Гляжу, а там моется тетка Марфа, сестра покойного батюшки. Я было хотела взойти, да раздумалась. А она увидела меня, да и баит: „Пойдем, Машка, я помою тебя“. Я слышу, что голос-то не походит на теткин, скорее захлопнула дверь, да ну домой. <...> Матушка мне и баит: „Тебе и показалось, как нито шишига вместо тетки Марфы, они, баит часто кажутся тем, кто без молитвы приходит в баню. Пойдем со мной". Приходим в баню — нет никого. А эфто должно и впрямь мылась шишига».

   По мнению В. Даля, шишига — «нечистый, бес», а также «злой кикимора или домовой, нечистая сила, которого обычно поселяют в овине; овинный домовой» <Даль, 1882>. В поверьях Ярославщины шишига — домовой бес, злой дух. Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в «бабьем» сарафане, но без кики, с распущенными волосами; шишигой мог быть и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника, который разбивали <Маслова, 1984>.

   В великорусских поверьях шишига нередко связана с водой и напоминает русалку. Во Владимирской губернии на Троицу было принято тайно украшать березку для шишиг. Считалось, что во время праздника шишиги-нечистые пляшут перед такой березкой.

   «Шишига предстает в образе скромной, робкой, застенчивой и неповоротливой женщины, живет в воде, в болоте, часто выходит из воды на берег, а в воде то полощется, то моется... Живет иногда в лесу. Любит баню и ходит в нее, если дверь в бане оставлена без молитвы» (Костр.).

   Шишихой, шишитихой, шошичихой может именовать и чертовка, а также лесной, водяной дух (лешачиха, русалка); нечистый дух неопределенного, угрожающего облика, а на Печоре — даже баба-яга.

   Шишигой именуется вездесущий черт, который морочит пьяницу (Моск.) (см. ПЬЯНЫЙ БЕС). На Урале рассказывали, что Ермак Тимофеевич (слывший колдуном), «когда недоставало у него войска, выставлял против неприятелей шишигов» (чертей).

«Чаще всего он, шишига-то... нападает на гулебщиков (охотников. — М. В.). Покажется сначала каким зверем или какой птицей, а потом превратится в чудо, напустит на человека робу [ужас]; человек испугается; у человека язык отнимется, ум помрачится; человек и умрет, пожалуй, с испуга, без языка, а умереть без языка, значит — без покаяния умереть, а эвто, значит, Дьяволу и на руку» (о запрете охотиться в праздник) (Урал) <Железнов, 1910>.

   ШИШИМОРА - черт, бес; нечистый дух в доме; кикимора.

  В поверьях ряда районов России шишимора — вариант наименования домашнего духа в женском облике или кикиморы. «Если нечистый водится в комнате, то это — шишимора»; иногда слышат, как она прядет; «если оставить пряжу с куделей в избе, особенно накануне праздника, напрядет, путая на веретене так, что придется расстригать» (Костр.).

   На Святках старухи «одевались шишиморами», то есть наряжались в рвань и пряли, сидя на полатях (по-видимому, пародийно вторя действиям существ, сходных с кикиморой, суседкой, доманушкой): «Пряху (копыл) ставили меж ноги... Девушки смеялись над шишиморой, хватали ее за ноги, а она била их палкой» (Костр.).

   В Саратовской губернии шишимора — «привидение в виде белого старика». Шишимора — «кто любит все и везде осмотреть, вышарить, обшарить» (Вятск.).
 

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру