Содержание:
"Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
О происхождении нечистой силы что только не говорят. Одни считают,
что это «плоды грехопадения» Адама и Евы, коих перепуганные родители
рассовали когда то по щелям и норам, убрав с глаз подальше. Другие
полагают, что «нечистые» появились на земле после вавилонского
столпотворения, когда Господь наказал смешением языков несчастные
народы, которые, «одичав», потеряли облик человеческий. Но большинство
уверены, что домовые,
водяные, лешие и даже черти — жалкие остатки
Сатанаилова войска, разбитого и свергнутого с небес архангелом Михаилом.
Сорок дней и ночей падали они на землю, а потому нет числа дьявольскому
отродью, заселившему, кажется, все вокруг.
Распознать «нежить» простому человеку бывает нелегко. Черт и пнем,
и ушатом обернуться может или, например, превратиться в черную кошку,
свинью, собаку, серым волком по лесам рыскать или змеей-медяницей
прикинуться. А то взять и принять человеческий облик, чтобы проще было
доверчивых людей своими россказнями смущать.
Но никто не слышал, чтобы решился нечистый коровой или петухом
обернуться, не говоря уже о голубе, чей образ принял когда-то сам
Господь, посетивший свою «земную невесту». А помня о том, что в Святой
град Христос верхом на осле въехал, в «его шкуру» даже беспечный
чертенок Анчутка рядиться не станет. Да и от козлов все, как один,
«нечистые» предпочитают подальше держаться, как от креста или ладана.
Впрочем, свою нелюбовь к козлам черти с лихвой восполняют особой
привязанностью к горьким пьяницам, забавляясь их кривлянием и толкая на
неблаговидные поступки. Люди, в этих вопросах сведущие, считают, что
бражники составляют дьявольское стадо, послушное, подобно овцам, любому
приказу своих рогатых пастухов. Поэтому, наверное, глядя на хмельные
выходки не просыхающего от запоя мужика, сердобольные бабы сетуют: «Еще
один черту баран».
А еще говорят, у «нечистых» в особом «почете» самоубийцы состоят.
Их на том свете сам Сатана вместо лошадей в телегу запрягает. А
развалясь на троне, обязательно Иуду-христопродавца на колени сажает,
раздавая из его кошелька своим хвостатым слугам жалованье, щедро
награждая особо отличившихся. Ведь черти не только для собственного
удовольствия пакостят, но и «корысти ради», потому что, крутясь столько
времени среди людей, многие их привычки переняли.
Вся «нежить», например, любит друг к другу в гости ходить, обмывая
удачно заключенные сделки, при этом обязательно напиваясь «до состояния
риз», куря ядреный табак и устраивая шумные потасовки.
Говорят, от самого рождения и до смерти сопровождают в земной жизни
человека крещеного ангел, за правым плечом стоящий, и дьявол — за левым
расположившийся. Первый старается удержать своего подопечного от любого
неблаговидного поступка, второй — жаркими речами и богатыми посулами на
грех толкает, нисколько не стесняясь при этом клеветать на своего «небесного»
противника. Поэтому, если у человека в левом ухе звенит, считается, что,
в очередной раз обманув ангела, полетел черт Сатане о проделанной за
день работе докладывать.
Среди множества мелких и крупных «пакостных» дел есть у чертей
любимое — соблазнять хорошеньких женщин, добиваясь их расположения
разного рода уловками. А так как любой, даже самый негодящий чертенок
может с легкостью принять образ бравого молодца — успешное завершение
этого нечистого мероприятия, можно сказать, предопределено. Если только
не догадается молодуха вовремя накинуть на ухажера-ловкача лошадиный
недоуздок, не начертит по углам избы крестов и не разживется травой
чертополоха. А для верности можно сбрызнуть «жениха» святой водицей,
окурить ладаном или сотворить над ним крестное знамение, прочитав слова
следующей молитвы: «Ангел мой, сохранитель мой! Сохрани мою душу, укрепи
мое сердце на всяк день, на всяк час, на всякую минуту. Поутру встаю,
росой умываюсь, пеленой утираюсь Спасова Пречистова образа. Враг-сатана,
отшатнись от меня на сто верст, на тысячу, на мне есть крест Господень!» |