Народные праздники

Спонсор странички : Пеноблоки. Наше производство пеноблоков. Москва.

Выбери дату и нажми

Январь 1 января — Новый год 3 января — Петр Полукорм 4 января — Настасья Узорешительница 6 января — Рождественский сочельник, кутейник, свят вечер 7 января Рождество 8 января — Бабьи каши 9 января — Стефанов день 12 января — Анисья Порезуха Желудочница 14 января — Васильев день 15 января — Сильвестр — Куриный праздник 16 января — Малахия Доильница, Тихий день 18 января — Крещенский сочельник 19 января — Крещение, Богоявление 20 января — Иван Бражный. Перезимье 21 января — Емельян Зимний, Кумишнын 23 января — Григорий Летоуказатель 25 января — Татьянин день 28 января — Павел Фивейский 31 января — Афанасий-Ломонос Февраль1 февраля — Макарьев день. Весноуказчик4 февраля — Тимофеи Полузимник6 февраля — Аксинья Полузимница, Полухлебница8 февраля — Федор Студит, Поминальник, Застольник10 февраля — Ефрем Сирин Ветродуй14 февраля — Трифон Перезимник, Мышегон15 февраля — Сретение Господне16 февраля — Симеон и Анна — Расчинай починки18 февраля — Агафья Коровница, Голодуха19 февраля — Вукола Телятник, Жуколы21 февраля — Захарий Серповидец23 февраля — Прохор Весновей24 февраля — Власий— Скотин бог, коровий праздник28 февраля — Онисим Овчар, Зорник, Зимокор29 февраля — Касьян Високос, Завистник, Корыстник1 марта Мариамна Праведная, Маремьяна Кикимора2 марта — Федор Тирон6 марта Тимофей - Весновей10 марта — Тарасий Кумошник12 марта — Прокоп Перезилишй13 марта — Василии Теплый14 Марта — Евдокия Весновка или Авдотья Плющиха15 марта— Федот Ветронос17 марта— Герасим Грачевник18 марта —Конон Огородник22 марта — Сорок мучеников25 марта — Феофан Проломи Наст29 марта — Саввин30 марта — Алексей Теплый23 Апреля — Юрьев день, Руф1 апреля — Дарья Грязные пролубницыАпрель4 апреля — Василий Солнечник6 Апреля Захарии и Яковы7 апреля — Благовещение8 апреля — Гавриил и Василий9 апреля — Матрена Настовица, Полурепница12 апреля — Иоанн Лествичник14 апреля — Марья Зажги Снега, Заиграй Овражки15 апреля — Тит Ледолом, Поликарпов день6 Апреля — Никита Водопол17 апреля — Иосиф Песнопевец18 апреля — Федул Ветренник19 апреля — Евтихий21 Апреля — Родион ледолом, Родион ревучие воды24 апреля— Антип-Половод25 апреля — Василий Парийский27 Апреля — Мартын Лисогон28 Апреля — Пудов день29 апреля — Ирина-Разрой Берега30 апреля — Зосима Пчельник6 мая — Юрьев день, Егорий Вешний, храбрый22 мая — Никола Весенний, Травный, Теплый1 мая — Козьма (Кузьма)3 мая — Федор Неводник, Власяничник5 мая — Лука8 мая —Марк11  мая — Иасон13   МАЯ— ЯКОВ14 мая — Еремей-Запрягальник15 мая — Борис и Глеб, соловьиный праздник16  мая — Мавра-Молочница18 мая — Ирина Рассадница19 мая — Иов Огуречник, Горошник, Росенник23 мая— Симон Зилот24 мая — Мокий Мокрый25 мая — Епифан26 мая — Лукерья Комарница27 мая — Сидор28 мая — Пахом Бокогрей31 мая — Федот Овсяник3 июня — Константин-Огуречник и Олена-Леносейка1 Июня — Иван Долгий2 июня — Фалалей4 июня — Василиск, день7 июня — Иванов день11 июня — Федосья Колосяница12 июня — Исаакий Змеевик13 июня —Еремей Распрягальник16 июня — Лукьян Ветреник21 июня — Федор Стратилат, Федор Колодезник22 июня — Кирилл23 июня — Тимофей25 июня — Петр Афонский, Поворот, Солнцеворот26 июня — Акулина Гречишница29 июня — ТихонИюль2 июля — Зосима3 июля — Мефодий-перепелятник6 июля — Аграфена Купальница7 июля — Иван Купала8 июля — Петр и Феврония9 июля — Давид Земляничник. Тихвинская10 июля — Самсон Сеногной12 июля — Петр и Павел. Петровки14 июля — Кузьма и Демьян17 июля — Андрей Налива19 июля — Еремей21 июля — Казанская. Прокопьев день22 июля — Панкратий и Кирилл24 июля — Ефимья Стожарница25 июля — Прокл Великие Росы26 июля — Гавриил28 июля — День Кирика, Улиты и Владимира29 июля — АфиногенИльин день1 Августа — Макрида4 августа — Мария Магдалина. Громовой день5 августа — Трофим Бессонник6 августа — Борис и Глеб7 Августа — Анна Зимоуказательница9 августа — Пантелеймон Кочанный10 августа — Прохор и Пармена11 августа — Калинник, Калинов день12 августа — Сила и Силуян27 сентября — Воздвиженье11 сентября— Иван Постный, Полеток14 сентября— Семенов день1 сентября — Стратилат Тепляк, Фекла Свекольница2 сентября — Самойлин день3 сентября— Фаддей и Василиса4 сентября— Агафон Огуменник5 сентября — Лупп Брусничник7 сентября — Тит и Варфоломей8 сентября — Адриан Осенний и Наталья Овсяница13 сентября — Куприянов день15 сентября — Мамонт-Овчарник17 сентября— Неопалимая Купина18 сентября — Захарий и Елизавета, изгнание Кумохи19 сентября — Михайлов день20 сентября— Созонт, Луков день21 сентября — Малая Пречистая, Оспожинки23 сентября — Петр и Павел Рябинники24 сентября— Федора-Обдера, Замочи хвосты26 сентября— Корнилов день28 сентября— Никита Репорез, Гусепролет30 сентября— Вера, Надежда, Любовь и мать их СофьяПокровОктябрь1 октября — Арина Шиповница, журавлиный лет2 октября — Трофим и Зосима — Пчелиная девятина3 октября— Астафий Ветряк4 октякря — Кондрат да Ипат5 октября — Иона и Фока6 октября — Ираида Спорная7 октября — Фекла Заревница, Запрядальница8 октября — Сергий Радонежский, Капустник, Курятник9 октября — Иоанн Богослов10 октября— Савватий Пчельник13 октября— Григорьев день17 октября — Ерофей Лешегон19 октября — Денис Позимний. Фома20 октября — Сергий зимний, Начальник22 октября —Яков Древопилец   25 октября — Пров27 октября — Параскева Грязнила, ПорошихаНоябрь2 ноября — Артемии, Садок4 ноября — Осенняя Казанская5 ноября —Яков10 НОЯБРЯ — ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА11 ноября — Анастасия Овечница, Аврдмий Овчар12 ноября — Зиновий Синичник, Зинькин день13 ноября— Андрей Осенний14 ноября — Кузьма и Демьян18 ноября — Галактион21 ноября— Михайлов день23 ноября — Родион и Ераст24 ноября — Федор Студит25 ноября— Иван Милостливый27 ноября — Гурьев деньДекабрь1 декабря — Платон и Роман Зимоуказчики3 декабря — Прокл4 декабря— Введение5 декабря — Прокоп Вехостав6 декабря — Митрофан 7 декабря — Екатерина Санница9 декабря — Егорий (Юрии) Холодный19 декабря— Николин день11 декабря— Иринархов день12 декабря — Парамонов день13 декабря — Андрей Первозванный14 декабря — Наум Грамотник17 декабря — Варвара Зимняя, Заваруха20 декабря— Абросим-НИКОЛИН БАТЬКА22  декабря—Анна Зимняя,Темная25 декабря — Спиридон Поворот, Солнцеворот26 декабря— Евгений, Арсений, Аркадий, Евстрат29 декабря — Аггей Инессей, Зимоуказчик30 декабря — Ананий, Азарин, Мисаил31 декабря — Модест Скотохранитель

Алфавитный перечень праздников

Праздники

 

   Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.
   Прежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не вступили в брак.
   Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.
   В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.
   Различались русские праздники и по своему происхождению. К установленным православным вероучением относились Пасха с двунадесятыми, то есть двенадцатью праздниками в честь Иисуса Христа и Божьей Матери, и храмовые — местные праздники, отмечавшиеся в дни освящения храмов или в дни памяти о значительных событиях из жизни святых, в честь которых построены храмы. К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица, заветные праздники — в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские, молодежные праздники.

   Народный календарь

   Календарь — это упорядоченный счет времени, выработанный обществом на основе наблюдений природы и длительного хозяйственного опыта.
   На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный), которые не всегда совпадали. Встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве было определено, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I. Указом от 15 декабря 1699 г. новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский. В связи с этим Россия в XX в. «отстала» от Европы на 13 суток. В 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России.
   Народный аграрный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года. Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.
   Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.
   Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница. Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.
   Принятие христианства на Руси в X в. и распространение его в народной жизни в XV—XVI вв. привело к овладению русскими крестьянами церковным календарем, в котором каждый день посвящен одному или нескольким святым. Святцы оказались очень нужными. С их помощью русский крестьянин превратил свои знания о мире и природе в удобную систему летосчисления. Они стали основой для систематизации привычного языческого мира, практического крестьянского опыта.
   Христианские святые в народном сознании получили свои определенные обязанности. Одни должны были заботиться о здоровье людей, другие присматривать за скотиной, охранять ее от диких зверей, третьи должны были отвечать за домашние работы или нести ответственность за состояние природы. В благодарность за эти «услуги» крестьяне оказывали святым различные почести: праздновали их дни, ставили свечи в церквах, приносили подарки и жертвы. Таким образом, в народном календаре XIX в. переплелись язычество и православие, языческое и христианское осмысление мира.
   Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали «заветные, колдовские тетрадки», в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» — умеющий разбираться в этих зарубках человек — всегда мог сказать односельчанам, «когда сеять, когда жать, когда в скирды метать», когда какого святого почитать.


И.И. Шангина "Русские традиционные праздники"

Реклама : афиша на DayMusic.ru

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру