Водяной

Спонсор странички :

Содердание : 

Быкова М. Г. Легенда для взрослых: Размышления о потаен­ном живом.—М.: РИО ГПНТБ СССР. При участии агентства «Прогноз», 1990.—208 с.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

Быкова М. Г. Легенда для взрослых: Размышления о потаен­ном живом.—М.: РИО ГПНТБ СССР. При участии агентства «Прогноз», 1990.—208 с.

 

«В водяных верят так же, как в свое собственное существование, — писал в конце XIX века тамбовский краевед А. П. Звонков, — передают при этом целую массу «бывальщин», «оказий» и «страхов» (А. П. Звон­ков, «Очерк верований крестьян Елатомского уезда Тамбовской губ.», 1889).

О водяном говорят заговоры, пословицы, былины, сказки, а прежде всего бывальщины и былички. Образ его подобен лешему: их сходство отмечается почти всеми исследователями. В. И. Даль писал о водяном по народному представлению следующее: «Это нагой Старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится («О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». СПб., 1880).

Есть сведения и о волосатых вариантах. Л. Колчин, описывая «Верования крестьян Тульской губернии» («Этнографическое обозрение», 1899), сообщает: «Видом своим он подобен лешему, только шерсть на нем очень лохматая и белого цвета». Далее — «образом своей жизни он вполне подобен... лешему».

О водяных, что они «отвратительного вида и смешиваются в народных поверьях с лешими», писал Дм.  Шеппинг   («Мифы  славянского  язычества»,   1859).

В поверьях восточных славян он изображался чаще всего безобразным голым стариком — косматым, одут­ловатым, покрытым тиной, с большой бородой и зелеными волосами (И. В. Довнар-Запольский, «Белорусы». Киев, 1909). Справедливости ради следует заметить, что в научно-популярной литературе встречаются сооб­щения о животных, ведущих смешанный образ жизни (на суше и в водоеме), в шерсти которых поселяются водоросли. Такие сведения поступали, в частности, о белом медведе. Это можно увидеть и в Московском зоопарке.

Водяной (омутник, болотняник) пугает, топит, разгоняет, выпускает из невода рыбу, разоряет плотины, затягивает в водную глубину жертвы. Даже там, где полагают, что водяные сжились с людьми и существен­ного зла им не приносят, все же считают, что «рассердясь за что-нибудь, водяной прорвет плотину или угонит рыбу» (А. Н. Трунов, «Понятия крестьян Орловской губернии о природе физической и духовной». «Записки Российского географического общества», 1869). Или же, несмотря на все свое благодушие, так расша­лится, что испугает насмерть. В исключительных случаях он покровительствует рыбакам, пчеловодам и мельникам. Недаром о последних всегда ходят слухи, что они колдуны и знаются с нечистым. Но это исключение.

В середине XIX века был издан лубок с изображением водяного, кстати, и лешего тоже. Образы эти здесь ближе к быличкам, чем к былинам или сказкам, так как в подписях утверждается, что это реальные пойманные экземпляры страшных, удивительных существ, «монструмов». В несказочной прозе образ водяного менее изящен и галантен, чем в сказке. Здесь установка на необъяснимость и правду. Типичные былинки записаны С. Староверовым в Вологодской губернии от крестьянина Леонтия Никитича, который якобы сам видел  водяного  и  спасся  от него  молитвой: «Сам черный, вид его наподобие человека... только глаза красные, большие...» Другой раз того же Леонтия Никитича водяной схватил за руку, отчего «остался след пятерни».

А вот уже случай нашего времени. Корреспондент сообщает в ответ на статью Поршнева в журнале «Турист»:

«Я прочитал статью проф. Б. Ф. Поршнева в жур­нале «Турист» за 1969 год, №6 «Об одном первооткрытии, повторенном много раз» и решил в вашу редакцию написать об одной истории, услышанной мною в 1961 году в городе Щучинске Кокчетавской области от Юрченко Ивана.

В годы войны Иван Юрченко проживал в д. Николаевка, учился в начальной школе. Школа направляла учеников полоть сорняки в колхозных посевах, далеко за деревню, где от полей начинаются болота. Возле болот были сенокосы. Косцы устроили рядом сарай для ночевок, в сарае на нарах стелили сено. Однажды утром, придя на прополку, ребятишки зашли в сарай и заметили, что на сене остались вмятины от двух фигур огромного роста, видимо, ночевавших в сарае в эту ночь. Ребятишки удивились росту людей, судя по следам на сене, поговорили и принялись за работу. Иван захотел оправиться и ушел с поля к болоту, к кустам. В это время на болоте за кустами он заметил двух неизвестных, которые пристально следили за ним. Иван обратил внимание на то, что неизвестные были черными, на голове у них были длинные волосы, в плечах они были очень широкими. Рост не смог определить, так как мешали кусты. Разглядев их, Иван сильно испугался и со штанишками в руках, крича, побежал к полю, к ребятишкам. Узнав, что кто-то есть на болотах, все вместе побежали в деревню, к коменданту и председателю колхоза. Комендант и председатель, воору­жившись наганом, ружьем, с ребятами двинулись к месту происшествия (комендатура в то время существовала для ссыльных). Неизвестные черные люди ушли в глубь болота, в кустарник, и оттуда смотрели на людей, люди рассматривали неизвестных, никто не решался пройти к кустарнику. Мужчины выстрелили в воздух, неизвестные оскалили белые зубы (что особенно бросалось в глаза на черном фоне лица), стали издавать звуки, похожие на раскатистый хохот. По словам Юрченко  Ивана:   «ляс-ляс-ляс».  После чего  Ивану показалось, что они присели или погрузились в болото. Больше их никто не видел. В сарае на сене остались следы, видимо, самца огромного роста и самки (меньше размерами, и можно было рассмотреть большие груди)».

Приведу принципиально важные подразделения по элементам поведения описываемых существ, представ­ляющих интерес для меня (по Померанцевой)'.

Водяной принимает другие образы. Похищает детей и взрослых. Человек обманывает водяного, сделав свое чучело. Водяной не дает ловить рыбу, угоняет лодку, пугает, качает, развязывает невод. Водяные сидят ночью на камне, на плоту, ходят у реки.

 

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

16 Апреля — Никита Водопол


   Конечно, недаром Никиту в народе водополом прозвали, ведь все приметы этого дня так или иначе были связаны с водой и ледоходом. Если, например, он все еще продолжался, заполняя реку от берега до берега, бывалые рыбаки от досады лишь затылки чесали, зная наверняка, что ни в этот, ни в последующий день клева не будет. А если на Никиту лед и не думал трогаться, слегка осев под тяжестью где-то в верховьях прорвавшейся воды, затылки чесали уже крестьяне, ведь эта примета сулила холодное дождливое лето.
   Впрочем, хочется верить, что в этом году все пройдет как надо. И лишь отдельные льдинки, бесшумно и осторожно скользя вниз по течению, напомнят о давно уже прошедшей зиме, а приближающееся лето не обманет надежд земледельцев. Да и Водяные, выбравшие Никиту днем своего весеннего пробуждения, не будут голодными и злыми понапрасну тереться головой об лед. А как обычно, верхом на громадном соме вынырнув в полночь из глубокого омута, промчатся по речной глади, оповещая окрестности о своем новом «вступлении в должность». Говорят, в это время на пути им лучше не попадаться, а предосторожности ради, чтобы ублажить, уважить властителей рек и озер, полить воду маслом или гусем пожертвовать, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью».
   Впрочем, Водяных не только дедушками называли, на Волге, например, он Стерляжим царем считался, в омутах жили Омутники, а в болотах — Болотники. Причем одни полагали, что все водяные на почтенных старцев походят, другие божились, что своими глазами видели на реке красивого крепкого мужика с зелеными волосами и трезубцем в руках. А третьи слушали да посмеивались, потому что были уверены, что Водяные при молодой луне молоды, а на исходе месяца превращаются в стариков. Но стоит ли спорить, вспомнив о том, что Водяные — представители нечистой силы, а значит, легко и свободно владеют даром перевоплощения. Поэтому какими захотят, такими и покажутся.
   А чаще других с Водяными мельники видятся и якобы даже сделки с ними заключают. Ведь без людей Водяным обойтись трудно, они хоть и живут под водой, а хозяйство тоже немалое имеют. Во-первых, дворцы и палаты, в омутах построенные, ежегодного ремонта требуют, а, во-вторых, многочисленным стадам коров, лошадей, овец и свиней, которыми Водяные владеют, пастбища нужны, и не або какие, а ухоженные. Да и кто за ними присматривать будет, русалки и утопленники — народец беспечный, того и гляди без скотины останешься. Вот и приходится Водяным для подобных работ людей нанимать, а в качестве посредников мельников использовать.
   Впрочем, иногда и Водяным приходилось, хоть и ненадолго, но все же покидать свое речное царство, чтобы к людям за помощью обратиться. Случалось это, как правило, в те времена, когда жена Водяного должна была родить и ей повивальная бабка требовалась. Вот тут-то принимал Водяной человеческий облик и шел в деревню к знахарке на поклон, а при благополучном исходе дела, щедро наградив жалостливую старушку, на минуту-другую в кабачок заглядывал. Человек невнимательный никогда бы не догадался, что перед ним сам Водяной из чарочки медовуху потягивает, а приметливые тотчас замечали, что у мужика с левой полы кафтана все время вода сочится, да и с волос капает.
   Замечать-то замечали, а виду никогда бы не подали. Чего на рожон лезть? Водяной только на людях кроток, а как в свою стихию попадет — вновь грозным владыкой делается. Если кто ему глянется, он того своим вниманием не оставит и рыбой наделять начнет, и жемчугом речным. Но уж коль невзлюбит кого, не житье человеку будет — каторга. То поля его вешней водой размоет, то вдруг затопит погреба, а уж о купании и вообще надо будет забыть.
   Но особенно любит Водяной над пьяными потешаться. Только те с бережка в воду вступят, где и воробью-то по колено, а под ними уже омут глубокий, захочет пьяный нырнуть, да враз головой о корягу вдарится. Поэтому на Руси пьяным строго-настрого запрещалось даже близко к воде подходить, чтобы ненароком не попасть в услужение к Водяному.
   Хотя Водяных, конечно, побаивались, но к разряду злобной нечисти все же не относили. Уж больно обстоятельны и серьезны они были. Но все же, помня советы отцов, ни один богобоязненный человек не стал бы без креста купаться и поминать у воды Господа Бога, попа, медведя и зайца, потому что, по народному поверью, Водяной этого не любит, а со своим уставом в чужой монастырь умный человек никогда не пойдет.

 

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz