Содердание :
Быкова М. Г.
Легенда
для взрослых: Размышления о потаенном живом.—М.: РИО ГПНТБ СССР. При
участии агентства «Прогноз», 1990.—208 с.
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
Быкова М. Г.
Легенда
для взрослых: Размышления о потаенном живом.—М.: РИО ГПНТБ СССР. При
участии агентства «Прогноз», 1990.—208 с.
«В водяных верят так же, как в
свое собственное существование, — писал в конце XIX века тамбовский краевед А.
П. Звонков, — передают при этом целую массу «бывальщин», «оказий» и «страхов»
(А. П. Звонков, «Очерк верований крестьян Елатомского уезда Тамбовской губ.»,
1889).
О водяном говорят заговоры,
пословицы, былины, сказки, а прежде всего бывальщины и былички. Образ его
подобен лешему: их сходство отмечается почти всеми исследователями. В. И. Даль
писал о водяном по народному представлению следующее: «Это нагой
Старик, весь в
тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив
и нередко даже с ним бранится («О поверьях, суевериях и предрассудках русского
народа». СПб., 1880).
Есть сведения и о волосатых
вариантах. Л. Колчин, описывая «Верования крестьян Тульской губернии»
(«Этнографическое обозрение», 1899), сообщает: «Видом своим он подобен
лешему,
только шерсть на нем очень лохматая и белого цвета». Далее — «образом своей
жизни он вполне подобен... лешему».
О водяных, что они
«отвратительного вида и смешиваются в народных поверьях с лешими», писал Дм. Шеппинг («Мифы славянского язычества», 1859).
В поверьях восточных славян он
изображался чаще всего безобразным голым стариком — косматым, одутловатым,
покрытым тиной, с большой бородой и зелеными волосами (И. В. Довнар-Запольский,
«Белорусы». Киев, 1909). Справедливости ради следует заметить, что в
научно-популярной литературе встречаются сообщения о животных, ведущих
смешанный образ жизни (на суше и в водоеме), в шерсти которых поселяются
водоросли. Такие сведения поступали, в частности, о белом медведе. Это можно
увидеть и в Московском зоопарке.
Водяной (омутник,
болотняник)
пугает, топит, разгоняет, выпускает из невода рыбу, разоряет
плотины,
затягивает в водную глубину жертвы. Даже там, где полагают, что водяные сжились
с людьми и существенного зла им не приносят, все же считают, что «рассердясь
за что-нибудь, водяной прорвет плотину или угонит рыбу» (А. Н. Трунов, «Понятия
крестьян Орловской губернии о природе физической и духовной». «Записки
Российского географического общества», 1869). Или же, несмотря на все свое
благодушие, так расшалится, что испугает насмерть. В исключительных случаях он
покровительствует рыбакам,
пчеловодам и мельникам. Недаром о последних всегда
ходят слухи, что они колдуны и знаются с нечистым. Но это исключение.
В середине XIX века был издан
лубок с изображением водяного, кстати, и
лешего тоже. Образы эти здесь ближе к
быличкам, чем к былинам или
сказкам, так как в подписях утверждается, что это
реальные пойманные экземпляры страшных, удивительных существ, «монструмов». В
несказочной прозе образ водяного менее изящен и галантен, чем в
сказке. Здесь
установка на необъяснимость и правду. Типичные былинки записаны С. Староверовым
в Вологодской губернии от крестьянина Леонтия Никитича, который якобы сам
видел водяного и спасся от него
молитвой: «Сам черный, вид его наподобие
человека... только глаза красные, большие...» Другой раз того же Леонтия
Никитича водяной схватил за руку, отчего «остался след пятерни».
А вот уже случай нашего времени.
Корреспондент сообщает в ответ на статью Поршнева в журнале «Турист»:
«Я прочитал статью проф. Б. Ф.
Поршнева в журнале «Турист» за 1969 год, №6 «Об одном первооткрытии,
повторенном много раз» и решил в вашу редакцию написать об одной истории,
услышанной мною в 1961 году в городе Щучинске Кокчетавской области от Юрченко
Ивана.
В годы войны Иван Юрченко
проживал в д. Николаевка, учился в начальной школе. Школа направляла учеников
полоть сорняки в колхозных посевах, далеко за деревню, где от
полей начинаются
болота. Возле болот были
сенокосы. Косцы устроили рядом сарай для ночевок, в
сарае на нарах стелили
сено. Однажды утром, придя на
прополку, ребятишки зашли
в сарай и заметили, что на сене остались вмятины от двух фигур огромного роста,
видимо, ночевавших в сарае в эту ночь. Ребятишки удивились росту людей, судя по
следам на сене, поговорили и принялись за работу. Иван захотел оправиться и ушел
с поля к болоту, к кустам. В это время на болоте за кустами он заметил двух
неизвестных, которые пристально следили за ним. Иван обратил внимание на то,
что неизвестные были черными, на голове у них были длинные волосы, в плечах они
были очень широкими. Рост не смог определить, так как мешали кусты. Разглядев
их, Иван сильно испугался и со штанишками в руках, крича, побежал к
полю, к
ребятишкам. Узнав, что кто-то есть на болотах, все вместе побежали в
деревню, к
коменданту и председателю колхоза. Комендант и председатель, вооружившись
наганом, ружьем, с ребятами двинулись к месту происшествия (комендатура в то
время существовала для ссыльных). Неизвестные черные люди ушли в глубь
болота,
в кустарник, и оттуда смотрели на людей, люди рассматривали неизвестных, никто
не решался пройти к кустарнику. Мужчины выстрелили в воздух, неизвестные
оскалили белые зубы (что особенно бросалось в глаза на черном фоне лица), стали
издавать звуки, похожие на раскатистый хохот. По словам Юрченко Ивана:
«ляс-ляс-ляс». После чего Ивану показалось, что они присели или погрузились в
болото. Больше их никто не видел. В сарае на сене остались следы, видимо, самца
огромного роста и самки (меньше размерами, и можно было рассмотреть большие
груди)».
Приведу принципиально важные
подразделения по элементам поведения описываемых существ, представляющих
интерес для меня (по Померанцевой)'.
Водяной принимает другие образы.
Похищает детей и взрослых. Человек обманывает водяного, сделав свое чучело.
Водяной не дает ловить рыбу, угоняет лодку, пугает, качает, развязывает невод.
Водяные сидят ночью на камне, на плоту, ходят у реки.
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
16 Апреля — Никита Водопол
Конечно, недаром Никиту в народе водополом прозвали, ведь все
приметы этого дня так или иначе были связаны с водой и ледоходом. Если,
например, он все еще продолжался, заполняя реку от берега до берега,
бывалые рыбаки от досады лишь затылки чесали, зная наверняка, что ни в
этот, ни в последующий день клева не будет. А если на Никиту лед и не
думал трогаться, слегка осев под тяжестью где-то в верховьях
прорвавшейся воды, затылки чесали уже крестьяне, ведь эта примета сулила
холодное дождливое лето.
Впрочем, хочется верить, что в этом году все пройдет как надо. И
лишь отдельные льдинки, бесшумно и осторожно скользя вниз по течению,
напомнят о давно уже прошедшей зиме, а приближающееся лето не обманет
надежд земледельцев. Да и Водяные, выбравшие Никиту днем своего
весеннего пробуждения, не будут голодными и злыми понапрасну тереться
головой об лед. А как обычно, верхом на громадном соме вынырнув в
полночь из глубокого омута, промчатся по речной глади, оповещая
окрестности о своем новом «вступлении в должность». Говорят, в это время
на пути им лучше не попадаться, а предосторожности ради, чтобы ублажить,
уважить властителей рек и озер, полить воду маслом или гусем
пожертвовать, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье,
люби да жалуй нашу семью».
Впрочем, Водяных не только дедушками называли, на Волге, например,
он Стерляжим царем считался, в омутах жили Омутники, а в болотах —
Болотники. Причем одни полагали, что все водяные на почтенных старцев
походят, другие божились, что своими глазами видели на реке красивого
крепкого мужика с зелеными волосами и трезубцем в руках. А третьи
слушали да посмеивались, потому что были уверены, что Водяные при
молодой луне молоды, а на исходе месяца превращаются в стариков. Но
стоит ли спорить, вспомнив о том, что Водяные — представители нечистой
силы, а значит, легко и свободно владеют даром перевоплощения. Поэтому
какими захотят, такими и покажутся.
А чаще других с Водяными мельники видятся и якобы даже сделки с
ними заключают. Ведь без людей Водяным обойтись трудно, они хоть и живут
под водой, а хозяйство тоже немалое имеют. Во-первых, дворцы и палаты, в
омутах построенные, ежегодного ремонта требуют, а, во-вторых,
многочисленным стадам коров, лошадей, овец и свиней, которыми Водяные
владеют, пастбища нужны, и не або какие, а ухоженные. Да и кто за ними
присматривать будет, русалки и утопленники — народец беспечный, того и
гляди без скотины останешься. Вот и приходится Водяным для подобных
работ людей нанимать, а в качестве посредников мельников использовать.
Впрочем, иногда и Водяным приходилось, хоть и ненадолго, но все же
покидать свое речное царство, чтобы к людям за помощью обратиться.
Случалось это, как правило, в те времена, когда жена Водяного должна
была родить и ей повивальная бабка требовалась. Вот тут-то принимал
Водяной человеческий облик и шел в деревню к знахарке на поклон, а при
благополучном исходе дела, щедро наградив жалостливую старушку, на
минуту-другую в кабачок заглядывал. Человек невнимательный никогда бы не
догадался, что перед ним сам Водяной из чарочки медовуху потягивает, а
приметливые тотчас замечали, что у мужика с левой полы кафтана все время
вода сочится, да и с волос капает.
Замечать-то замечали, а виду никогда бы не подали. Чего на рожон
лезть? Водяной только на людях кроток, а как в свою стихию попадет —
вновь грозным владыкой делается. Если кто ему глянется, он того своим
вниманием не оставит и рыбой наделять начнет, и жемчугом речным. Но уж
коль невзлюбит кого, не житье человеку будет — каторга. То поля его
вешней водой размоет, то вдруг затопит погреба, а уж о купании и вообще
надо будет забыть.
Но особенно любит Водяной над пьяными потешаться. Только те с
бережка в воду вступят, где и воробью-то по колено, а под ними уже омут
глубокий, захочет пьяный нырнуть, да враз головой о корягу вдарится.
Поэтому на Руси пьяным строго-настрого запрещалось даже близко к воде
подходить, чтобы ненароком не попасть в услужение к Водяному.
Хотя Водяных, конечно, побаивались, но к разряду злобной нечисти
все же не относили. Уж больно обстоятельны и серьезны они были. Но все
же, помня советы отцов, ни один богобоязненный человек не стал бы без
креста купаться и поминать у воды Господа Бога, попа, медведя и зайца,
потому что, по народному поверью, Водяной этого не любит, а со своим
уставом в чужой монастырь умный человек никогда не пойдет.
|