Рыбки

Спонсор странички :

Содержание:

"Энциклопедия символов", Шейнина Е.Я. Издательство "Торсинг" Москва 2003

"Энциклопедия русских примет"  "ЭКСМО - Пресс" 2000

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

"Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даль "Белый город" Москва 2005

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

"Словарь символов" справочник  Надя Жульен изд. лтд. Урал

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

"Энциклопедия символов", Шейнина Е.Я. Издательство "Торсинг" Москва 2003

Рыбы
В раннехристианских катакомбах встречается изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и с красным предметом (бутылью вина), — символическое изображение Христа и Его Евхаристии (причащения). Корзина является символическим аналогом пирога.
Ранние христиане носили рыбок из металла, камня, перламутра или стекла на шее подобно тому, как сейчас носят нательные крестики. Греческое слово «рыба» читалось как акростих, в котором I стоит вместо слова Иесус («Иисус»), С — Христос, Q — Теоу («Бога»), U — Уиос («Сын»), S — Сотер («Спаситель»). Этот знак вместе с «Хи-Ро», крестом Константина, составляет одну из священных монограмм. В других изображениях вместо корзины рыба несет на себе корабль — символ христианской Церкви. Символ таинства Евхаристии — указывает на значение хлеба и вина.
Рыба — символ философского камня в его первичном состоянии, ибо камень, как и рыба, рождается и живет в воде. Рыба — символ молчания.
Символ безвкусия: «Ни рыба, ни мясо», «Оставаться пресной в соленой воде».
Для рыбаков море — непаханое поле, в котором они собирают несеяный урожай.
Акула
Символ хищности.
Ерш
Символ неудобного человека, отстаивающего свои интересы.
Золотая рыбка
Символ исполнения любых, самых несбыточных желаний. Одновременно символ воздания по заслугам, справедливости.
Карп
Символ стойкости и упорства в Китае. Эмблема самураев в Японии. В традиционной рождественской кухне народов Западной Европы рождественский карп символизирует рыбу-Христа.
Пескарь
Премудрый пескарь. Мелкая рыбешка, которая много о себе мнит.
Рыбья кость
«Кость в горле» — именно острая рыбья кость. Символ помехи, с которой невозможно жить и от которой трудно избавиться.
Щука
Как главный речной хищник, символизировала прожорливость, агрессивность. В сказках выступает как волшебный помощник героя.

"Энциклопедия русских примет"  "ЭКСМО - Пресс" 2000

РЫБА
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Поешь рыбки — будут ноги прытки!
Чайки — вестницы весны и хода рыбы. Говорят: чай, примечай, куда чайки летят.
Живую рыбу домой носить — не станет ловиться.
Рыба выскакивает и над водою ловит мошек — к дождю и ненастью.
Вечером рыба играет и плещется — к хорошей погоде.
Большая рыба подходит к берегу — к солнечным дням.
"Кверху ходит" (неглубоко, близко к поверхности) — к хорошей погоде.
Если пойманная рыба без крови, это к вёдру. Кровяниста — предвещает ненастье.
Рыба подпрыгивает над водой днем перед дождем, который будет так велик, что поднимет воду до высоты рыбьего прыжка.
Если после теплого дня от рыбы вечером множество кружков на спокойной воде, то и следующий день будет такой же теплый.
Много рыбы весною — к неурожайному году. Рыба не клюет — перед дождем.
Если в засушливую пору рыба перестанет идти на приманку, это обещает скорый дождь. В народе говорят: "Нужен дождь — поклонись матушке-водице, пусть рыбку от клева отучит!"
РЫБАЛКА
Рыба будет плохо ловиться, если на Агафью и Никиту (16 апреля) лед не прошел.
На Благовещенье всегда хорошо ловится рыба. Если во время рыбной ловли больше попадаются окуни и ерши, то будут хороши пшеница, ячмень и рожь. Рыба хорошо клюет на новолуние. Когда цветет черемуха, тогда улов на лещей.
Если первый гром застанет рыбу подо льдом, будет хороший улов.
Рыба будет ловиться особенно хорошо, если все рыболовные снасти заготовить в один день и в тот же день поймать на них рыбу.
Чтобы рыба хорошо ловилась, необходимо перед тем, как забросить удочку, поплевать на червяка.
На невод не ступать и не плевать: рыба не станет водиться.
Рыбалка будет удачной, если в реке много раков. Попалась на рыбалке мелкая рыбешка — надо посечь ее со словами: "Пошли мать, пошли отца, пошли тетку!"
— и отпустить опять в реку, чтобы взамен ловились более крупные рыбы.
Если во время багрения рыбы попадется кому-то лягушка, то он в течение всей зимы рыбы не изловит, даже если будет менять багры и место.
Если первым на удочку попадется ерш, то лучше прекратить дальнейший лов, потому что после ерша к удочке не станет подходить другая рыба.
Рыба перестанет ловиться, если рыбак начнет соскребать с пойманной рыбки чешую.
Как только рыба начнет клевать, рыбак не должен оглядываться и смотреть по сторонам, иначе рыба перестанет удиться.
Чтобы последующая ловля была удачной, рыбак должен плюнуть в рот первой пойманной рыбке.
Если во время молотьбы попадет в рот зерно, то его следует сохранить; когда идут на рыбалку, то берут это зерно с собою, и от этого будет удачная рыбалка.
Рыбак не может рассчитывать на успешную ловлю рыбы, если во время забрасывания удочки или сетей перед последними всплеснула крупная рыба или же на высоте кружился какой-нибудь хищник.
Если удочку вырезать из дерева, растущего вблизи муравейника, то на такую удочку успешно будет ловиться мелкорыбица, но не крупная рыба.
Нельзя вырезать удочку из дерева, вершина которого наклонена на полдень, так как рыба будет срываться с крючка такой удочки.
Коли лед на Поликарпов день (15 апреля) или на Никиту-исповедника (16 апреля) не ушел, весь весенний лов на нет сойдет.
Петры-Павлы (12 июля) считаются праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду известен как покровитель рыбного промысла.
Рыбаки ему молятся, служат молебны, скидываются на "мирскую свечу", которая ставится в храме к иконе Петра.
Также о ловле рыбы молятся Алексею — человеку Божьему, переплывшему море в решете. В его день, 30 марта, прядут несколько ниток для сети, чтобы рыба всегда хорошо ловилась.
Ко дню Романа (10 декабря) рыба должна схорониться в зимовальных ямах и омутах, приготовиться к зи¬мовке, зато идут на нерест налим, сиг и ряпушка.
ЗАГОВОРЫ РЫБОЛОВА
При наживке на крючок сказать:
— Рыба свежа, наживка жирна, клюнь да подерни, ко дну потяни.
При забрасывании невода:
— Идите, рыба и малая рыбица, в мой матерь невод, широку матню.
Чтобы был улов, надобно взять свечу, горевшую на Страстной неделе во время стояния у Христовой заутрени, и окурить ею ловушку рыбную, приговаривая:
— Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы. Все мои слова лепки и крепки. Тем моим словам рот, зубы — замок, язык — ключ, в море брошены.

 

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

РЫБЫ — в народных поверьях «скот водяного». Крестьяне верили, что водяной является хозяином всех рыб и «рыбным пастухом»; он пасет рыб под водой, перегоняет их из озера в озеро, иногда может напустить рыбу в сети и даже принять облик рыбы (сома или осетра). Кроме водяного, покровителями рыбаков считались также св. апостол Петр (к его дню — 12.VII — был приурочен праздник рыболовов) и Алексей — Божий человек (в его день — 30.III — пряли несколько ниток для сети, «чтобы рыба ловилась»).
В народной традиции существовали поверья о некоторых видах рыб. Так, щуке приписывалось близкое знакомство с нечистой силой; верили, что если она плеснет хвостом перед рыбаком, то он вскоре умрет. С ершом у рыболовов связывались плохие приметы: если ерш попадется при первом улове, промысел будет неудачным; об утонувшем говорили, что он «ушел в ершову слободу». Впрочем, при этом в некоторых северных областях сушеного ерша вешали возле дома для защиты от нечистой силы. Сома считали «конем водяного» и верили, что водяной нередко ездит на нем по ночам, а порой и сам оборачивается сомом; поэтому эту рыбу нередко опасались трогать, чтобы не разгневать «водяногохозяина». Бешаница (рыба-верховодка), по некоторым поверьям, появляется перед падежом скота. Считалось также, что в Волге водится особая бешеная рыба железница; человек, съевший ее, сходит с ума, поэтому, случайно поймав ее, следует как можно скорее выбросить ее обратно в реку.
Змеевидных рыб (угря и вьюна) в народных поверьях повсеместно относили к гадам и считали их погаными, нечистыми, родственниками змей; рыбаки называли их «змеевыми братьями» и считали змеями в двенадцатом поколении. Так, в некоторых местах считалось, что угри и змеи нередко превращаются друг в друга, совокупляются и т.д.; считалось также, что и змеи, и змеевидные рыбы, достигая семилетнего (или тридцатилетнего) возраста, за всю жизнь ни разу не услышав церковного колокола, становятся летающими змеями. Кроме того, по некоторым поверьям, на Симеонов день (14.IX) ужи выползают не берег реки и «ходят по лугам на три версты»; в других же местах считалось, что это угри выметываются из реки и скачут по лугам, по росе на три версты, смывая с себя все свои болезни; в этот день, по народному убеждению, не стоит выходить на берег реки до спада росы, так как болезни, смытые с угря росой, могут перейти к человеку.
В народных песнях рыба обычно служила символом раздолья, простора, веселого житья. При этом из разных пород рыб упоминалась преимущественно щука, иногда имеющая значение видового названия рыбы — щука-рыба; в качестве ее пары иногда назывался окунь. В одной песне молодец противопоставляет щуке, ведущей раздольное житье в воде, свое бездолье: «Щука риба в мори гуляе до воли, / А я один сиротина, та не маю доли»; В другой песне девица хочет гулять, как рыба по Дунаю: «Щука риба по Дунаю, / А я молода погуляю», как щука-рыба с окунями, так она с молодцами: «Щука риба з окуицями, / Я молода з молодцями». В других песнях девица желала бы жить с молодцом, как рыба с водой: «Ой коби ти так за мною, як я за тобою, / Жили б, жили, мое сердце, як риба з водою»; да и мать любит дочь, как рыба воду: «Кахалася мати мною, як риба водою». Одиночество в песнях противопоставлялось рыбе, у которой всегда есть своя пара: «Щука риба грае, соби пару мае, / А я, бидний сиротина, пароньки не маю»; житейские же трудности и беды сопоставлялись с плаванием рыбы против воды ( «Ой як тяжко та рибоньци проти води плисти, / А ще тяжче, кохавшися, не мати користи»), с пребыванием рыбы в мутной воде («Ой як гирько рибоньци, / В коломутной водици, / Оттак мини, снротиньци, / В чужий стороньци») или вовсе без воды («Як трудно та нудно / Билий рибоньци без води, без води, / Так трудно, так нудно, / Молодому козакови без жони>>).
В некоторых народных поверьях и песнях рыбы соотносились с птицами небесными; ср., например, поговорки «Как птица в небе» и «Как рыба в воде». Рыб иногда представляли себе парящими в толще воды; а в песнях рыбы, подобно птицам, иногда посылались вестницами («Пливи, пливи, щука риба, уплинь за водою, / Скажи мому миленькому, що я сиротою»). В птичьем и в рыбьем обличье могли появляться разные стихийные духи и даже души умерших: так, в некоторых местах верили, что утопленники и люди, утащенные к себе водяным, иногда превращаются в рыб (ср. галицкую песню, в которой бедная вдова, гнетомая панщиной, бросает в озеро свое дитя и говорит: ты будешь в озере, как рыбка плавать, а я до смерти плакать под Маковицею — «Утопить тя мати, не будеш ся знати, / Будеш там в озери на вики плавати. / Ти будеш в озери як рибка плавати. / Я пид Маковицев до смерти плакати»). По-видимому, такое сближение птиц и рыб объяснялось соотнесением в народной традиции земных и небесных вод: крестьяне верили, что на небесах находятся большие запасы воды, и чтобы вызвать дождь в нужное время, совершали различные манипуляции с земными реками, криницами и пр. Соответственно, и представители стихии воздушной, т.е. птицы и насекомые, сближались в их сознании с представителями стихии воды (рыбами и т.д.).
У рыбаков нередко считалось, что рыбы, подобно зверям и птицам, имеют своего главу, царя; причем этот царь мог повелевать как всеми рыбами (обычно в такой роли выступал водяной), так и отдельными видами рыб. Так, в некоторых местах верили, что у стерляди есть свой царь, живущий в реке Суре; жилище его, по народному убеждению, убрано самоцветами и жемчугом, а живет он со своей женой — водяной русалкой. Рассказывали, что в ясные лунные ночи русалка выходит на берег, садится на камень и расчесывает золотым гребнем свои зеленые, как тина, волосы, а стерляжий царь плещется возле нее и трется о ее белую ногу, При этом, однако, считали, что если кто-нибудь из рыбаков увидит ночью эту картину, то ни одной стерлядки ему больше не поймать.

"Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даль "Белый город" Москва 2005

РЫБА ж. рыбка, рыбочка, рыбушка, рыбица, рыбонька; рыбчонка, рыбешка; рыбина (одна), рыбища, водяное животное с холодною алою кровью, жабрами (заместо легких), с чешуйчатою или нагою кожею; мечет икру (ест немного живородных). Главное деление этого класса: костистые и хрящйстые, или, как у нас их зовут: черная и красная рыба. Голова рыбы: башка; щека: мыс, шагла, щегла; язык: тумак; затылок: хрупалка, захрустовица; хвост: плеск, махалка; желудок: тамак; брюхо: тёжка; порошица: нарост, норост; чешуя: клёск; слизь: слён и слень; под брюхом красное перо, на плеску махалка. Рыба мечет, бьет или выбивает икру. Красная рыба вскатывается, переваливается, выказывая хребет. Рыба живет, арх. ловится; отжила, лов кончен. Рыба идет на полуводе, полуводой, посредине глубины. Рыба клюет, берется на удочку. Рыба уснула, умерла. Стая рыб, руно, юрово. - яловая, без икры. - кислая, тухлая. - снулая, мертвая. || Рыбы, последний, 12-й знак солнопутья, и созвездие это. || Рыбка, игра: кто водит, держится за веревочку у кола, и сторожит жгуты или ошметки; что растащат, тем его стегают, а кого он запятнает, засалит ногой, тот идет на его место. || Рыбки, астрх. две пластинки мяса, у почек; у барана: хурдинки. Мы с то¬бой как рыба с водой. Не все с рыбкою, ино с репкою. Рыба не хлеб, ею сыт не будешь (чувашек.). Дал Бог рыбу, даст и хлеба (архн. промышл.). Была бы рыба, а хлеб будет (то же). Ушица вместе, а рыбка в деле {дел, в дележ). Ни рыба ни мясо, ни кафтан, ни ряса. Кит-рыба под землей дрожит или на другой бок переваливается (землетрясение). Не учи рыбу плавать. Ловися рыбка малая и большая! Рыба в реке - не вруке


Чей берег, того и рыба. Рыба мелка, да уха сладка. И маленькая рыбка лучше большого таракана. Всякая рыба хороша, коль на уду пошла. Послать со дна рыбу ловить. Либо рыбу съесть, либо на мель сесть. Рыбу ловить, при смерти ходить. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Большая рыба маленькую целиком глотает. Рыба рыбою сыта, а человек человеком. Дешева рыба на чужом блюде. Хороша рыба, да на чужом она блюде. Хлебай уху, а рыба вверху. (Но низовью Волги красная рыба скупается и вся идет вверх, в столицы. Народ же ест одну разварную уху из черной рыбы.) Дядя Мосей любит рыбку без костей. Хоть рыбы не есть, да в воду (в подполье) не лезть. Спела б и рыбка песенку, когда б голос был! Нем как рыба, как безголосая рыба. Как рыба об лед бьется. Как рыба без воды. Рыба ищет глубже {где глубже), человек лучше {где лучше). Рыбки да рябки, прощай деньки! Рыбки да рябки потерять уповодкй (т.е. рабочее время). Рыбка да утка сделают без обудка. Держись берега, и рыба будет. Хороший лов рыбы, к урожаю хлеба. Рыба не клюет - перед дождем. Живую рыбу домой носить - не станет ловиться. Рыбина белужина хвостом вильнула, росы спали, горы стали (коса)? Есть крылья, а не летает; ног нет, а не догонишь (рыба)? Кину я не палку, убью не галку, ощиплю не перья, съем не мясо (рыба). Звал меня царь, звал меня государь к ужину, к обеду; я человек не такой: по земле не хожу, на небо не гляжу, звезд не считаю, людей не знаю (рыба). Звал меня царь-государь в гости; и говорил я: царь, я по земле не хожу, я на небо не гляжу, царя в очи не признаю; и зазвал токи царь-государь меня в гости (рыба)! Рыбий клей. В нем

рыбья кровь, холодное сердце. Рыбий жир, ворвань. Рыбкины жаберки. Рыбная ловля. Рыбное озеро или рыбистое, обильное рыбой. Рыбный стол, блюдо, из рыбы. Рыбчатое животное, на рыбу похожее. Рыбак и рыбарь нвг. рыбалка м. юж., рыболов, промышляющий ловлей рыбы; || рыбак, продавец, разносчик рыбы, донск. рыбас. Рыбак тер. рыбарь вор. рыбалка юж. рыбная птица чайка. Larus и другие большие роды и виды этой семьи: хохотуша, разбойник и пр. || Рыбалка, юж. и сиб. неводная рыбная ловля, тоня, ватага. || Рыбалка, железное решето воскобелов? || Рыболов, кучер с долгим немецким бичом, в ливрее. Рыбак рыбака видит (чует, слышит) издалека. На одном плесу двоим рыбакам не житье. Это рыбак, что из кармана удит. Кто в лесу убился ? бортник; кто в реке утонул ? рыбак. Сам рыбак в мережу попал! Подай мне рыбку, а рыбака не надо! Рыбу ешь, да рыбака-то не съешь. Отец рыбак, и дети в воду смотрят. Отец рыбак, туда ж и дети глядят (и детки туда же глядят). Он рыболов: пятерней нащупает и поймает. Рыбаку дождь не помеха. И Макар, да не рыболов, а и кадомец, да не целовальник. Рыбаков, рыбарёв, рыбалкин, рыболовов, им принадлежащий. Рыбачий, рыбацкий, рыбарский, рыболовный, —ничий, к ним относящ. Рыболовный багор, урал. короткий или сардмный (от сарма, перекат, мель), не длиннее 3 саж.; полуяровой, до 6 саж.; яровой, до 12-ти. Рыболовный атаман, назначается особо на каждый промысел. Рыбачничать, рыболдвничать, рыболдвить прм. рыбачить, ловить рыбу для промысла, либо для забавы. Рыбачничанье, —лдвничанье, рыбаче-

нье, занятие рыбной ловлей; рыболовство, то же бол. в самом общем значении промысла. Рыбарство, то же. Рыбник м. стар, смотритель княжеских рыбных ловель. || Пек. рыбный торговец; || пек. рыбак; || тмб. птица рыболов, чайка, мартышка, яре. клип, юж. рыбалка, сев. помор и пр; || сев. вост. кулебяка, или вообще пирог с рыбою; местами различают кулебяку, с красною рыбой в звеньях, от рыбника, с цельною, непластаною рыбой, капустой и луком. | Рыбник, яре. растертый на молоке картофель? || Рыбники мн. пек. рыбные лавки, ряды, торг, стар. рыбницкий ряд. Рыбница ж. рыбная торговка; || нвг. рыбная торговля. Промышлять рыбницею. || Волж. плоскодонная лодка, для привоза рыбы, не дырявая, чем и отлична от прорези. \\ Тер.
пора залова рыбы. || Рыбная неделя. Рыбня, рыбняшка ряз. прорезь, садок рыбный. Рыболдвка ж. прм. кашик, уполовник. || Влд. птица-рыболов, чайка. Рыболдвня ж. тоня, стан рыбаков, ватага;|| арх. рыбачья лодка, осиновка, долбушка. Рыбничать, разрешать в пост на рыбу, или, отказываясь от мясного, сидеть на рыбе. Рыбнитъся, обрыбниться, арх. поесть рыбы в сухоядный день поста.
Обрыбитъся, урл. поймать первую рыбу. Рыбопромышленник, —ница, кто содержит рыбные ловли или торгует рыбой; —ный, к сему относящийся. — ность, промысел этот. Рыбас м. орл. влж. хозяин, снявший воды для ловли; прочие товарищи его: рыбаки, ловцы. Рыбоед, рыбоядец, —дица, кто ест рыбу и вообще питается ею. Рыбоядное животное. Рыбоядение, питание себя рыбой. Рыбец, рыбчик, юж. рыба Abramis vimba. Рыбнуха арх. рвота и понос от сырой недоваренной рыбы.
 

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

РЫБА
Издревле считалось, что рыбы обладают знанием и мудростью. Те из них, что водились в целебных или очищающих источниках, были воплощением духов воды. Разумеется, они были священны, и возмущать их покой или наносить им вред было святотатством.
Рыбаки почти повсеместно верят, или, по крайней мере, верили до совсем недавних времен, что рыба, которая доставляет им их пропитание, знает, что происходит на берегу, и зависит от этого. Если там прольется кровь или случится самоубийство, она уйдет от этих берегов на несколько, может быть, лет, а то и навсегда. Элеонор Халл (106) рассказывает, как сельди на несколько лет покинули заводь Лох-Каррон после того, как там утопились двое молодых мужчин, и вернулись только тогда, когда для их умиротворения на месте, где были найдены тела, рыбаки разожгли два огромных костра. На Нормандском побережье говорят, что улов рыбы упал, потому что она последовала за Наполеоном в ссылку или, по другой версии, ушла, когда во Франции пала монархия, и не вернется, пока она не будет восстановлена. Кельтская легенда гласит, что во главе стаи сельдей стоит вожак — рыба необычно крупных размеров по имени «Королевская сельдь». Уничтожить это существо или ненести ему вред — очень дурная примета, и в некоторых местах, когда сельдь уходит, это объясняют тем обстоятельством, что кто-то так и поступил.
Первая рыба, пойманная в начале сезона, предсказывает, что он принесет, — в зависимости от того, какого она пола. Если женского, то улов будет богатый, если мужского — бедный. Очень часто эту первую рыбу прибивают гвоздем на мачту — как благодарственную жертву, а также в надежде на то, что другие последуют указанным ею путем. Если ее случайно уронить за борт, весь поход будет неудачен. В Йоркшире ее иногда хранили до самого возврата на берег и тогда сжигали в качестве жертвоприношения.
В Нортумберленде плохой приметой считают сжигать рыбьи кости — от них надо избавляться как-нибудь по-другому. В большинстве рыболовецких регионов селедку, сардины и скумбрию полагается есть только от хвоста к голове, но никак не наоборот. Если есть их с головы к хвосту, то голова косяка повернется прочь от берега и улов прекратится. В Корнуолле считают хорошей приметой, если сардины, когда их укладывают в большие правильной формы контейнеры голова к хвосту, издают скрипящий звук. Это значит, что они зовут своих товарищей и можно вскоре ожидать появления нового косяка.
В большинстве мест нехорошо пересчитывать рыбу. Это относится в равной мере к морскому и внутреннему рыболовству, как профессиональному, так и любительскому. Если рыбак-любитель посчитает пойманную рыбу, сегодня ему уже ничего не поймать; в море это может привести к исчезновению косяка. Впрочем, в Корнуолле до сравнительно недавнего времени для счета рыбы во время вытягивания сети применяли старинную считалку. По мере появления из воды пойманной рыбы один человек выкрикивал по одному номеру, сначала «скумбрия», потом «друг», потом «треть» и так далее. Что интересно в этой считалке, так это то, что она никогда не произносилась по-английски, а только на корнуолльском наречии, даже и тогда, когда на нем уже давным-давно никто в герцогстве не говорил.
Рыбу разными способами использовали и в лечебных целях. Линь (см.), которого называли «рыба-доктор», лечил других рыб своим подкожным жиром, который у людей исцелял желтуху, а угрей (см.) употребляли при растяжениях, для выведения бородавок и от алкоголизма. В Суффолке знали такое средство от коклюша: надо поймать плоскую рыбу (скажем, маленькую камбалу), приложить к голой спине больного и держать, пока она не сдохнет. Еще более изощренное Нортумберлендское средство от того же недуга — вставить в рот ребенку голову живой форели и «дать подышать рот в рот». (См. МОРСКОЙ АНГЕЛ.)



"Словарь символов" справочник  Надя Жульен изд. лтд. Урал

РЫБНАЯ ЛОВЛЯ, РЫБАК
эмоции, интуиция
В Книге мертвых рыбная ловля символизирует скрытую и беспощадную борьбу, происходящую в потустороннем мире. Умершие должны превратиться в духов-рыбаков, которые, укрывшись в тени, подстерегают злых демонов, чтобы сразиться с ними.

- Рыболов — символ мудреца, стяжавшего богатства глубин духа и подсознания. В христианской традиции рыболовом принято называть собирателя душ, то есть новообращенных; когда святой Петр спасает людей от ада, рыбы служат символами неверных, коих следует обратить в веру.
- В Китае ремесло рыбака (да ю-ди) считается одним из важнейших для общества, наряду с профессиями мясника, крестьянина и ученого.
 

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

РЫБА
Позитивный символ, связанный с плодородием, сексуальной гармонией; фаллический знак. Однако известен, прежде всего, как раннехристианский символ Иисуса Христа. Буквы греческого слова «рыба» («ichthus») образуют акроним слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» (Iesous Christos Theou Huios Soter). Эта эмблема в качестве секретного знака Иисуса Христа присутствует на печатях и лампадах в римских катакомбных церквах. Евангельские тексты подчеркивают этот символизм: упоминается о чудесной ловле рыбы, в которой принимал участие Иисус; сам Иисус проводит аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и «кольцо рыбака», которое носит Папа Римский); рассказывается о кормлении пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами; новообращенных крестят водой. Крещение на латинском языке называлось «piscina» («садок для рыбы»), а новообращенные — «pisciculi» («рыбки»). Рыбу изображали в сценах Тайной Вечери в связи со священным католическим обы-

Три переплетенные рыбы, представляющие Троицу (с витражного окна Рексхемского аббатства, Англия)

чаем есть по пятницам рыбу, а не мясо. Изображение трех сплетенных рыб (или трех рыб с одной головой) — символ Троицы. Такому символизму предшествовала многовековая иудейская традиция (рыба — эмблема правоверных иудеев, а также обычная пища во время шаббата и в иудейском раю). Священное значение приписывали рыбе также жрецы культа Эйи, месопотамского бога воды и мудрости. В индуистской мифологи рыбы считаются созданиями, обладающими абсолютной свободой, которым не грозит Потоп, а также предстают как спасатели — инкарнации богов Вишну и Варуны. Изображаемые на подошвах Будды, они символизировали освобождение от бремени мирских желаний. Будду и Орфея называли «ловцами людей». Сексуальный символизм рыбы присутствует во многих культурах, что связано с их обильной икрой, с водой — эмблемой плодородия, а также сравнением рыбы с пенисом. Они ассоциируются с богинями луны и материнства и деторождением. В Китае рыба — эмблема изобилия и удачи.

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

РЫБАЛКА НА МОРЕ
Встретить священника по дороге на рыбалку — не к добру. (Мэн).
Если, после того, как крючок наживлен, помянуть свинью или свинство, этот крючок непременно будет оборван. (Шотландия).
Если свинью или свинство помянут в море, рыбак должен прикоснуться к гвоздям своей лодки и сказать "cauld airn", иначе не миновать ему несчастья. (Рыбацкие поселки Шотландии. Те же самые волшебные слова шотландские рыбаки произносили в церкви, в день чтения о гадаринских свиньях).
Если рыбак упустит первую рыбу, которая клюнула на его крючок, рыбалка будет неудачной. (Мэн).
Поминать имя Господа всуе, находясь в море, — к несчастью. Если это произошло, каждый из находящихся на судне должен тут же схватиться за ближайший кусок железа и некоторое время подержаться за него. (Шотландия).
Если первую рыбу поймает тот, кто сидит на корме, — это не к добру. (Мэн).
Если в сезон лова сельдей на берегу произошла драка и была пролита кровь, косяк уйдет от берега и не вернется до конца сезона. (Шотландия).
Последнее суеверие использовалось, чтобы объяснить причину исчезновения сельдей из залива Мари-Ферт в царствование королевы Анны. Говорили, что здесь была жестокая битва, и в море попала кровь.
Еще одно шотландское поверье утверждает, что сельдь уходит от того берега, где было совершено самоубийство. Когда сельдь ушла от побережья Лох Каррон, люди решили, что причиной тому двое мужчин, якобы утопившиеся в здешних местах. После того, как сельдь не появлялась несколько лет, местные рыбаки разожгли костры на том месте, где были найдены трупы, как жертву для умиротворения сельдей. Удивительно, но спустя 12 месяцев сельдь вернулась к этому берегу.
Что же касается несчастья, которое якобы должно случиться с рыбаком, встретившим по дороге на рыбалку женщину в белом фартуке (см. ФАРТУК), то в Коккензи, одной из низин Шотландии, незнакомый человек, который скажет рыбаку "доброе утро" по пути на рыбалку, заставляет рыбака вернуться домой. Такое приветствие считается самым дурным предзнаменованием.
В тех же местах считалось, что любой человек, пересекающий дорогу рыбаку по пути на рыбалку, намерен "испортить" ее. Поэтому, достигнув места, где этот человек перешел дорогу, рыбак должен был вынуть нож и начертить на земле крест со словами "twell oto see-die", а потом плюнуть на это место. Крест был противоядием от предстоявшего зла, а плевок — знаком презрения к недоброжелателю.
Еще одно суеверие, некогда популярное и в рыбацких поселках Шотландии, и на острове Мэн, заключалось в том, что рыбакам, выйдя в море, некоторые вещи нельзя было называть теми именами, которыми они называются на суше. Этот обычай был особенно популярен у шотландских горцев.
Например, церковь, которую на берегу называли "kirk", в море следовало называть "колокольным домом" ("the bell hoose"), а священника — "человеком в черном" ("the man wi the black quyite").
Однако на берегах далекой Малайзии местные жители тоже избегают произносить "сухопутные" названия в море. Странно, не правда ли?
Суровое мэнское суеверие утверждало, что рыбачьи лодки должны всегда выходить в море только на рассвете. Если какая-то лодка лежала в гавани вверх дном, то переворачивать ее тоже можно было только на рассвете. Считалось, что отплытие в любое другое время приносит неудачу.
Мэнские рыбаки считали также, что третья лодка, выходящая в море после открытия сезона, непременно потерпит крушение. Чтобы избежать этого, после первых двух лодок выпускали несколько лодок в ряд, чтобы ни одну из них нельзя было назвать третьей. Очевидно, этот обычай сохраняется и по сей день.
Однако наиболее суеверными были рыбаки с йоркширского побережья. Некоторые йоркширские суеверия приведены выше, но они не исчерпывают списка "чар", бытовавших в Йоркшире. Например, во многих уголках графства до сих пор считается, что, спуская на воду рыбацкий баркас, следует взять монету, положить ее под мачту и все время хранить там, чтобы обеспечить лодке удачу.
Другое из здешних суеверий утверждает, что при покупке сетей непременно нужно надрезать пробковый поплавок и вложить туда монету, иначе улов будет бедным. Очевидно, когда-то этот обычай должен был известить Нептуна, владыку глубин, что люди готовы уплатить ему за рыбу, которую они возьмут из его владений.
Кроме того, если несколько ночей подряд рыба не ловилась, следовало сохранить первую рыбу, пойманную после этого, и, вернувшись домой, сжечь ее как жертву Фортуне. Это суеверие тоже родом из Йоркшира.
Одной из самых благоприятных рыбацких примет считалось, если одна или несколько команд по дороге на рыбалку встретят калеку. После этого рыбалка якобы должна была пойти наиболее удачно.
Почему? Потому что калека был "блаженным убогим". Хоть об этом и ничего не сказано, но мы полагаем, что за удачу рыбаки уделяли "блаженному убогому" некую толику благодарности.
Выше уже упоминалось о дурных предзнаменованиях, связанных со священником, с церковью и со свиньями, которых ни в коем случае нельзя было называть в море "сухопутными" именами. Подобное же табу распространялось и на некоторые личные имена.
В поселке Баки ни один рыбак не имел права в определенный период произносить имена Росс и Кулл. Рыбак, услышавший одно из этих имен, где бы он ни находился, должен был немедленно сплюнуть, чтобы отогнать неудачу. Когда же заходила речь о ком-либо носившем одно из этих имен, его следовало называть окольными путями, например, "тот парень, что живет там-то и там-то". Во время сезона ловли сельдей ни один Росс или Кулл не имел никаких шансов ни попасть в чью-то команду, ни набрать команду на свое судно.
Нам так и не удалось выяснить, почему именно эти имена считались столь неудачными.
Традиционный рыбный промысел и в России сопровождался многочисленными обрядовыми действиями, которые, согласно народным представлениям, должны были обеспечить богатый улов рыбы. Так, на Русском Севере, "чтобы удачно ловилась рыба, перед тем как опускают сети в воду, три раза произносится следующего рода заговор:
"Святые апостолы, Петр и Павел, Андрей Первозванный. Верховые апостолы, первые рыболовы, помолитесь со всеми Святыми угодниками Пресвятой Госпоже Богородице. Есть на святом престоле золотые ключи: возьмите эти ключи и отомкните ключи темный погреб рабу Божьему (имя), пригоните мелкой и крупной рыбы рабу Божьему (имя).
Сети мои шелковые, яруса мои медовые, я здесь, рыба тут есть.
Море святое, дно золотое, ловитесь и попадайте и меня не забывайте. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь" [1].
"Чтоб был улов рыбы, надобно взять свечу, горевшую на Страстной неделе во время стояния у христовой заутрени, и окуривать ею ловушку рыбную, приговаривая:
Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы. Все мои слова лепки и крепки! Тем моим словам рот, зубы — замок, язык — ключь, в море брошены" [2].
"Когда поморки отправляются "весновать" (ловить рыбу в озерах), они непременно стараются быть сытыми и иметь при себе деньги" [3].
"Когда пойдет у человека из носа кровь, то оную кровь высуши и имей при себе, и будешь много ловить рыбы" [4].
"Хороший лов рыбы, к урожаю хлеба.
Рыба не клюет — перед дождем.
Живую рыбу домой носить — не станет ловиться" [5].
Встреча со священником в русской народной традиции точно так же считалась знаком неудачи -- см. ДОРОГА*; СВЯЩЕННИК.
См. ВОДЯНОЙ*.
РЫБАЛКА НА РЕЧКЕ
Если сосчитаешь пойманную рыбу — больше не поймаешь ни одной. (Повсеместно).
Если ты не левша, никогда не берись за леску левой рукой, иначе не поймаешь ни одной рыбы.
Если по пути на рыбалку ты заметишь уховертку, рыбалка будет неудачной.
Если рыба не клюет, нужно бросить в воду одного из рыбаков и вытащить его оттуда, как будто бы он был рыбой. После этого клев начнется. (Шотландия).
Мы едва ли можем догадаться об истоках этого обычая, как и о том, почему в далекой Камбодже, если рыба не клюет, рыбак входит в озеро и не выходит из воды до тех пор, пока не исчезнут его следы на дне, чтобы озеро как бы "поймало" его самого. После этого он непременно должен поймать рыбу!
Кстати, когда один из авторов этой книги ловил рыбу с лодки на сушеных мух, ему пришлось пройти четыре мили подряд и держать леску левой рукой, хотя он и не левша — его вынудило к этому течение реки.
Английский запрет считать пойманную рыбу соответствует русскому поверью, согласно которому не следует считать деньги в копилке — иначе они "перестанут" скапливаться (см. ДЕНЬГИ).

 

"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999


РЫБА
Согласно Библии была создана в пятый день творения:
«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода». (Бытие, 1,21). Имеет множество значений, отражающих существенные аспекты ее природы как в духовном, так и в материальном планах. Считалась посредником между небом и землей, «птицей земли». Была также символом жертвы. Почиталась священной в разных традициях. У многих азиатских народов запрещалось употребление рыбы в пищу. В Вавилоне, Финикии, Ассирии и Китае была символом духовной плодотворности. Позднее стала символом углубленной внутренней жизни, скрывающейся под поверхностью вещей, а также знаком поднимающейся жизненной силы. Рыба олицетворяет проникающее движение, наделенное «повышающей», в отношении низких стихий, силой. Выражает творческий аспект жизни. Аватары ведических богов Вишну и Брахмы являлись в облике рыб. Вишну принял форму рыбы, чтобы предупредить одного из ранних предков человечества Ману о потопе. Он послал Ману корабль и приказал ему погрузить в него по паре каждого живого существа и семена всех растений. Едва Ману успел это сделать, как океан поглотил землю. Позднейший вариант этого мифа известен по Библии. Известен также халдейский миф об
Вода и воздух на этой работе М. Эшера даны в неразрывной взаимосвязи

Оаннесе, человеке-рыбе. У халдейских народов было также изображение рыбы с головой ласточки как знак новых циклических поколений, комбинация, фиксирующая идею пограничности знака рыб - последнего знака в системе Зодиака. Сын Астарты был назван Ихтусом (рыбой). Рыба была одним из первых символов христиан на основе анаграммы греческой фразы: Iesous Christos Theou Huios Soter Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», содержащейся в латинском слове Ichthus (рыба). Другое объяснение значимости симво-

Рыбы. Из восьми буддийских символов доброго предзнаменования

Воплощение Вишну в образе рыбы {фрагмент) (XVIIb.)

ла рыб в христианстве - это век Рыб, наступление которого связано с приходом Христа. Христианская символика использует этот астрологический символ в своем преломлении. Три рыбы, переплетенные между собой или имеющие одну голову, обозначают Троицу, явленную тем, у кого открыто духовное зрение. Встречаются на церковных эмблемах. Это интерпретируют также как попытку объединить рыбу, являющуюся знаком Христа, и зодиакальный знак Рыб. Рыба как христианский символ известна в Греции, Нормандии. На одной надгробной плите в римских катакомбах было высечены две рыбы, держащиеся за якорь - знак незыблемости веры в Христа. Образ рыбы связывают с Христом как провозвестником века Рыб. Семга в кельтской мифологии ассоциируется с пророчеством и инспирацией в связи ее способностью находить места, где она метала икру. Ловля рыбы означала изобилие и мудрость. Св. Лука предсказал св. Петру быть ловцом душ человеческих. Кит означает силу предвечных вод. Быть проглоченным китом, как в случае с Ионой, означало прохождение испытания и инициацию. В буддизме символизм рыбы означает свободу от желаний и привязанностей. В.А..А.Р.
РЫБЫ, ЗНАК ЗОДИАКА
20 февраля-20 марта. Последний астрологический знак в Зодиакальной системе, двенадцатый дом Зодиака. Двойственный знак, состоящий из двух рыб, глядящих в разные стороны: верхняя -указывает на начало нового цикла в системе манифестации, или направление инволюции, нижняя выход из цикла, или направление эволюции. Нептун, бьющий трезубцем по волнам и выводящий из них быков и коней, служит символическим выражением возрождения космических энергий из водных глубин первобытного океана. Другой знак этого символа - вертикальное расположение двух полукружий, пересеченных средней перекладиной, представляет душу и дух, человеческое и космическое сознание, соединенное знаком Земли, местом встречи материального и духовного. Кирхер видит в этом знаке египетские изображения божеств с рыбьими хвостами. В экзистенциальном и социальном планах означает поражение, изгнание, уединение, в психологическом аспекте - отказ от себя и от страстей, самоуглубленность, склонность к мистицизму, загадочный мир воображения и стремление к неведомому. Связан с символикой воды - глубокой загадочной стихией, пластичной, хорошо адаптивной, приспосабливающей себя к требованиям ситуации. Рыбы - это вода в ее наиболее текучей форме. Это северный холодный влажный флегматичный ночной женский и женственный и исключительно продуктивный знак, уступающий только Раку в продуктивности. Рыбы таинственны и не от мира сего, сновидцы и искатели неизвестного. В то же самое время Рыбы вполне адаптивны в ситуациях жизни. Рыбы текут навстречу другим знакам, но они уязвимы и легко ранимы. Их время - конец зимы, весенние дожди и ожидание тепла и света. Обозначают конечный момент растворения форм, который начинается в цикле Козерога. В алхимических трудах астрологический знак двух рыб рассматривается как связь символов Духа и Души, плавающих в теле (Лэмбспринг «De Lapide Philisophico», 1677). Соответствует еврейской букве Каф. Число- 19; Карта Таро - Солнце. Рыбы напоминают Афродиту - любовь. Вода ассоциируется с душой. Царства Рыб: Нормандия, Калабрия. Их города: Александрия и др.
В.А..А.Р.
Рыбы -19 февраля

рыбы

 

Не должно кормить ребенка рыбою прежде, нежели минет ему год; в противном случае он долго не станет говорить: так как рыба нема, то суеверие связало с рыбною пищею представление о долгой немоте ребенка.
[Древнерусская литература: Афанасьев А. Н., С. 28. Древнерусская культура: литература и искусство, С. 3345 (ср. Афанасьев: Из книги "Поэтические воззрения славян на природу", С. 30)]
 

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz