ШИШ

Спонсор странички :

Содержание:

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия холдинг" 2001 г.

М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004


"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

    ШИШ

 

   ШИШ, шишик, шишко, шишок, шыш, шешка — черт, бес, нечистый дух, обитающий обычно на обочинах дорог, на перекрестках, в лесах и водах, в банях и овинах, на гумнах и вообще повсюду. Шишком, шишом мог в табуистических целях именоваться и леший, и водяной, и банник, и в особенности черт (бес). Как и черт, шишок — нечистый дух в самом общем понимании; это обобщающее, родовое название для всякой нечистой силы.

   Повествования о шишках, нечистых духах, были известны практически повсюду и, в общем, были сходны с рассказами о чертях, а также леших, банниках и т.д. Так, в былинках Новгородчины шишки задерживают в лесу коней припозднившегося путника; появляются в бане; обитают в подполье и т.д. По поверьям разных мест, «под веником всегда живет домовой, а в бане живет шишок»; «в двенадцать часов в байну ходить нельзя, там шишики парятся»; «в ригачах есть особый хозяин, которого зовут Шишко»; «ето уж в лесу живут, много их там, шишки ето, леши, людей пужают»; «как на росстанях гадаешь, обчертиться нужно, а то шишок схватит»; «их повсюду много, шишков-то, и в лесу, и в байне, и в дому есть». Шишка-черта в быличке показывает сыну колдун; в рассказе шишок обучает парня игре на гармони (шишок в бане учит парня, а когда тот, хорошо обучившись, спрашивает, какова будет плата, шишок велит ему: «Я стану раком, а ты меня ударь ногой, и все»; парень соглашается, но, ударив, попадает не по шишку, а по каменке: «вдарил ногой, себе ногу и выбил»).

   По народному убеждению, когда шишки справляют свои свадьбы, на дорогах поднимается ветер, пыльные вихри; если в это время наклониться и посмотреть между ног, то можно увидеть шишей, пляшущих и беснующихся в вихре. Видеть шишей может и сильно пьяный человек: по народному выражению, «допиться до хмельных шишей» означает допиться до белой, опойной горячки, когда начинают грезится чертенята. Так, в одном из рассказов мужик утверждал, что когда он напьется, то вокруг него появляются черти, у которых голова «с кулачок», а нос длинный и очень вертлявый, как шиш (кукиш).

   Этимология слова «шиш» не вполне ясна. По большей части это слово связывается с поверьями о том, что у многих нечистых духов «голова шишом», т.е. они остроголовы (голова у них сужается кверху
клином), носят островерхие шапки или имеют спутанные, «всклокоченные шишом» (т.е. стоящие дыбом) волосы. Представления об остроголовости черта и подобных ему персонажей нечистой силы были распространены повсеместно; поэтому связь названия «шишок» со словом «шиш» (означающим «шишка, дуля, кукиш; островерхая куча, маленькая копна сена») представляется вполне вероятной.

   Кроме того, «шиш» — это и старое «лазутчик, соглядатай, переносчик» (возможно, некогда оно использовалось как подставное для слова «тать»), а также «разбойник, бродяга, мародер, праздношатающийся, никчемный человек»; бранное «шиш» — «разбойник, бродяга» — упоминается в тексте XVII в. по отношению к русским бродячим шайкам. По мнению некоторых исследователей, слово «шиш», могло быть заимствовано из зырянского языка, где sys — «лесной бродяга», или из эстонского языка, где siss — «разбойник, грабитель».

   Северорусское «шиш, шишко», возможно, было заимствовано из финно-угорских языков как табуистическое наименование хищных зверьков, в первую очередь ласки, которая, по народному убеждению, может быть дворовым духом. По-марийски «шешка» — табуистическое, ритуально-почтительное наименование хорька, ласки; по-башкирски «шэшке» — «норка, хорь» и т.д. Мифологизация ласки, которая селится поблизости от людей, прослеживается на всем Русском Севере и северо-западе: по народным поверьям, она (или дворовой дух в ее облике) оберегает двор от всяческих бед, бережет скотину, приносит счастье и т.д.; в некоторых поверьях она отождествляется с дворовым, а также с хозяйкой дома. Возможно, со временем «произошло распространение табуистического наименования мифологизированного зверька и дворового на ряд иных персонажей и параллельно — вливание слова «шишко» в обширное гнездо слов с корнем шиш-». Наименования нечистой силы с корнем «шиш-» (например, шишанка, шишига, шишик, шишимора) были широко распространены во многих районах, преимущественно на севере и северо-западе России.


Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия холдинг" 2001 г.

   ШИШ — нечистая сила, поселяющаяся у нерадивых, ленивых хозяев. Обосноваться для житья может где угодно: и в доме и во дворе, и в овине и в амбаре, и в хлеву и в кладовке. Ну, а уж где Шиш поселится, там двери остаются настежь, двор пустеет, запирать его не надо - скота нет, припасы все исчезают. В овине — одна мякина. По всем углам, по амбарам и клетям хоть шаром покати. Только ветерок пыль поднимает, с места на место ее перегоняет да паутину по углам качает. Это Шиш Шиша погоняет. А иначе-то его и не увидишь. Ни на нем, ни у него ведь нет ни шиша. И сам он, как пустой и голый пузырь, и голова пустая, маленькая. Только нос длинный, и все вертится — выискивает, не осталось ли еще где-то что-то, что будет мешать Шишу шаром кататься. Так и остаются в хозяйстве шиш да ничевушка.


М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.


   ШИШ, ШИШИК, ШИШКО, ШИШОК, ШАШОК, ШАШКО, ШЕШКА,

   шыш — нечистый дух; черт, бес; дух, обитающий в лесу, в воде, в бане, на гумне (в овине, в риге).
   «Шиши свадьбу играют, такой ветер» (Пск.); «А под веником всегда Живёт дамавой, а в бани живет шишок» (Пск.); «Шышки — это черт. В двенадцать часов не ходи в байну, там шышки парятся» (Пск.); «А колдун, раз уж он умеет колдовать, показывал сынку шишка» (Новг.); «В ригачах есть особый хозяин, которого зовут Шишко или Мишко Дыроданьюшко» (Арх.); «Ето уж в лесу они живут, много их там, шишики ето, леши, людей пужают» (Печ.); «Когда гадала на ростани, нас мужик-то обчертил, чтобы шишко не схватил» (Арх.); «Если человек увидит шишка, он заболеет» (Печ.); «Благословясь, нигде шишка никакого не будет, это все Выдумки!» (Новг.); «Он колдун. Шишки к ему ходили за работой: от где что от кого наделать, где что кому начудить. Колдун стал жалеть народ. А дал им работу — семя подбирать» (Новг.); «Он пошел, между ног смотрит, а там и пляшут и скачут и рогаты и мохнаты. Один шишко и говорит: „Зять смотрит! Зять смотрит!"»; «Шиш бы тебя взял!» (Мурм.); «Шишки-то и есть черти. Кто хочет покультурней сказать, тот „шишок" говорит, а мы, грешные, все „черт" говорим» (Новг.); «Шишко его знает!» (Печ.); «„Хмельные шиши" — опойная горячка, когда грезятся чертенята» <Даль, 1882>.

Шишком (шишом, шашком и т. п.) может называться и водяной, и леший, и банник, и в особенности черт; шишко — дьявол (Олон.). Как и бес, демон, черт, шишок — «нечистый дух в самом общем понимании»; это обобщающее, родовое название для различных нечистых. Д. К. Зеленин полагал, что слово шиш — самое старое подставное для запретного «тать» <3еленин, 1930>.

Исследователи по-разному подходят к решению проблемы происхождения многочисленных названий нечистых духов, которые имеют в основе корень шиш. Шиш — старое «лазутчик, соглядатай и переносчик»; а также «разбойник, бродяга, мародер, праздношатающийся, никчемный человек»; бранное шиш — «разбойник, бродяга» — встречается в тексте XVII в. по отношению к русским бродячим шайкам. М. Фасмер и А. Марков пытаются связать это значение со значением «черт, нечистый». А. Марков считает слово шиш заимствованным из зырянского языка, где SyS — «лесной бродяга»; М. Фасмер утверждает, что источник заимствования — эстонское siss — «разбойник, грабитель». Этимологически слово «шиш(ко)» связывают и с тюркским sis — «опухоль, вертел», шишмек — «пухнуть, опухать» <Черепанова, 1996>.

О. А. Черепанова полагает, что севернорусское шиш, шишко было заимствовано из финно-угорских языков как «табуистическое Наименование хищных зверьков, в первую очередь ласки», которая может быть, по поверьям, дворовым духом, «хозяином» (см. ДОМОВОЙ, ДВОРОВОЙ).

По-марийски «шешке» — табуистическое, ритуально-почтительное наименование хорька, ласки; по-башкирски «шэшкэ» — «норка, хорь» и т. д. Мифологизация ласки (как и близких к ней маленьких хищных зверьков), которая селится поблизости от людей, прослеживается на всем Русском Севере и северо-западе. По поверьям Псковщины, «ласка скотину бережет», она «лошадям гривы заплетает» (Мурм.).

По мнению О. А. Черепановой, «произошло распространение табуистического наименования мифологизированного зверька и дворового на ряд иных персонажей и параллельно — вливание слова шишко в обширное гнездо слов с корнем шиш-» <Черепанова, 1983>.

Допуская возможность такого происхождения названия шишок на уровне глубинной семантики, нельзя не отметить, что в языковом сознании XIX в. наименование шишок в отношении нечистого духа устойчиво связывается с представлением о его остроголовости. По распространенным поверьям, нечистые духи, лешие и чаще всего черти имеют спутанные, «всклокоченные шишом» волосы или сужающуюся кверху (клином) голову, носят островерхие шапки ит. п., ср.: «Волос шишом стал»; «Все люди как люди, один черт в колпаке» <Даль, 1882>. Поэтому вероятной представляется связь названия шишок с «шиш» — «шишка, дуля, кукиш», «островерхая куча, маленькая копна сена».

Повествования о шишках, нечистых духах, распространены среди крестьян многих районов России и, в общем, сходны с рассказами о леших, банниках, чертях. Ср.: «шишки водятся в байнях большинство», в ригах, в гумнах и в других «непоказательных местах» (Новг.). В быличках, недавно записанных на Новгородчине, вездесущие шишки задерживают в лесу коней припозднившегося путника; они появляются в бане; шишка-черта может показать сыну колдун; шишок обучает парня игре на гармони: «Я еще слышала вот такой рассказ. В гармошку кто хочет научитца играть, но не научитца. Ну, парень, может, у колдуна спрашивал... Стал ходить в байну учитца играть. Все учился, учился. Научился хорошо играть. И, наверно, шишок там был, что он и говорит, парень: „А что мне тебе платить за это, что ты меня научил играть в гармонь?" — „А я, — говорит, — стану раком, а ты меня ударь ногой в ж..., и всё". Видишь. Шишок раком стал — этот, и вправду, дурак согласился, который учился-то. Вдарил его ногой, себе ногу и выбил. А это каменка! Шишок его и заставил в каменку бить ногой, чтобы вот так и был кривой. А в гармонь-то все-таки научился играть. Знаете, это вот шишки больше в байне, то и говорят, что в байне ничего нельзя [нужно вести себя осмотрительно]» (Новг.).

Название шишок, шишко, при его популярности в разных районах России, получило преимущественное распространение на севере и северо-западе, в районе Средней Волги (с выходом в Заволжье) и на юге — до Пензы, Саратова, Воронежа и Дона <Черепанова, 1983>.

Широко распространены также и разнообразные наименования нечистой силы с корнем шиш-: шишанка, шишига, шишик; шишимора, шишига и т. п. (см. ниже).


"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

21 АВГУСТА — Мирон-ветрогон

   Говорят, сколько людей — столько характеров. Мирон наверняка в миру человеком вспыльчивым слыл, а иначе зачем его таким днем заведовать поставили, да еще и Ветрогоном нарекли. «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красному лету стонут».

   А пока они по уходящему лету горюют, кто только в пыли Ветрогонами поднятой не прячется! Одни Шиши чего стоят. Считается, что живут эти зловредные существа по обочинам, сами махонькие, голова с кулачок, а нос до того вертлявый и длинный — точь-в-точь шиш или кукиш. Ходят Шиши плохо, а бегать и вовсе не могут, но зато любят в пыльном вихре, ветром с дороги поднятом, покататься. Попадет в такой вихрь незадачливый прохожий, затолкают, закрутят его Шиши, глаза пылью запорошат. Надолго отобьют охоту с ними связываться.
 

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру