Русалка

Спонсор странички : лазерное удаление тату.

Содержание:

Быкова М. Г. Легенда для взрослых: Размышления о потаен­ном живом.—М.: РИО ГПНТБ СССР. При участии агентства «Прогноз», 1990.—208 с.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

 

Быкова М. Г. Легенда для взрослых: Размышления о потаен­ном живом.—М.: РИО ГПНТБ СССР. При участии агентства «Прогноз», 1990.—208 с.

Уже в XVIII веке рассказы о русалках исследова­телям славянской мифологии представлялись архаиче­ским пережитком. Но, надо отдать им должное, они в то же время отмечали широкое бытование их в про­стонародье. Так, в «Описании древнего словенского баснословия» М. Попова (СПб., 1752) говорится: «В простонародии и поныне носится об них таковая баснь. что будто видают их иногда при берегах озер и рек, моющих и чешущих зеленые свои волосы, а иных, качающихся на деревьях». То же писал А. С. Кайсаров: «Баснь говорит, что на них были зеленые волосы и что оне чрезмерно любили качаться на ветвях дерев. Этот предрассудок, обновляемый теперь преданьями, так укоренился в уме простолюдина, что сей и теперь еше верит, будто бы видел иногда своих русалок на берегу реки, чешущих зеленые волосы. Конечно, теперь уже мало таких премудрых людей на Руси» («Славянская и российская мифология». М, 1810).

В 1815 году П. Строев констатирует, что сведения о русалках «и поныне еще существуют», а в середине XIX века М. Н. Макаров свидетельствует, что «почти во всех местах великороссийских с самою большою подробностью рассказывают о русалках: «Вы встретите много простолюдинов, которые расскажут вам, как и когда они видели русалок».

А. Терещенко (Быт русского народа. СПб., 1848), описывая русский быт сороковых годов XIX века, так­же подтверждает, что русалки «доселе служат предметом суеверных толков» и что «многие с божбой уверя­ют,  что им  случалось  много раз видеть русалок».

В материалах Русского географического общества, собранных в основном в середине XIX в., находим мно­жество свидетельств о русалках. В Казанской губернии считали, что во время русальной недели по полям блуждают нагие существа женского пола с длинными волосами, нападают, умерщвляют щекотанием, то же в Калужской, жители которой «весьма важно рассказывают, как русалки на духовской неделе бегают во ржи, качаются на деревьях», аналогичные сведения записаны в Астраханской, Пермской губерниях и т. д. Материалы о русалках можно найти в каждом из трех томов А. И. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». В основе его труда лежали записи, собранные к середине XIX в.

Многочисленные записи второй половины XIX в. подтвердили те сведения, которые Афанасьев приводил в пересказах своих или собирателей.

В конце XIX в. отмечается четкое представление об этих существах. Так, П. И. Шеин («Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края». СПб., 1887) писал, что вера «в существование русалок и их пагубное влияние на человека еще доселе довольно крепка в среде крестьянского населения Великой, Малой и Белой России», что о ру­салках «еще до сих пор ходит в народе много преданий и рассказов».

В Калужской губернии бытовало много сведений типа: «Шел по лесу мужик, а оне за ним турятся, все голые, растрепанные. Сотворил молитву... Русалки за­голосили и убежали в лес». Здесь же было зарегистрировано, что русалки живут во ржи, когда она цветет и наливается, а остальное время года пребывают в лесах, но непременно на берегу реки или озера, где ку­паются и прячутся. Тот же корреспондент описывает их «дьявольскую красоту». Такие же поверья о лесных к водных русалках зафиксированы в Смоленской губернии. Крик их пронзителен, пенье мелодичное, в движениях они проворны и ловки, играют, плещутся водою. Здесь записано, что живут они на окраине леса, вы­ходящего к берегу реки, особо опасны на духовской неделе.

Из Орловщины М. Михеева дополняет образ: «Оне... выскакивают из речки, сваливают с лошади, сами садятся на борону и загоняют лошадей». Такие же сведения есть из Пензенской губернии. В Вятской губернии считали, что русалки — «нагие женщины с большими грудями, живут в лесу. Если кинется бежать, то на лошади не догонишь».

Ни одному из «духов природы» не было посвящено такого капитального монографического исследования, как труд Д. К. Зеленина «Очерки русской мифологии». Здесь, описывая суть образа, автор привлекает русские, белорусские, украинские свидетельства. Кроме водяных и лесных русалок, он описывает полевых и даже... домашних.    (Нельзя    не    восхититься    исследователем —когда он овладевает обширным и глубоким материалом, становится смелым и решительным!) Свидетельства о безобразии внешнего облика этих существ смущают автора, кажутся ему необоснованными (но зато ставят все на свои места!). Отмечает он и встречи с руса­лочьими детьми.

Нередко русалка рассматривается как спутник во­дяного, парой ему, подобно лешачихе. Были представ­ления, что русалки, обычно живущие в воде, после Троицы переселяются в леса и поля.

Русалку называют купалка, водяница, лоскотуха, мавка. Зрительно украинцами и южными великорусами она воспринимается как водяная красавица. У бело­русов связана с лесом и полем. У северных великорусов это чаще всего косматые, безобразные женщины с большой и отвислой грудью. Образ нашел воплощение в изобразительном искусстве. В просторечии эти изображения чаще назывались берегинями и фараонками.

У П. И. Мельникова (А. Печерского) читаем: «А через день от честного Семика (10 мая)—«Клечальна суббота» ... В тот день рубят березки, в домах и по улицам их расставляют ради Троицы, а вечером после всенощной молодежь ходит к рекам и озерам русалок гонять. Всю семицку неделю, что слывет в народе «зелеными святками», шаловливые водяницы рыщут по полям, катаются по зеленой ржи, качаются на деревьях, залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство дедушки Водяного. Всю троицкую ночь с березками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегают по полям, гоняя русалок, а на солнечном восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц...»

Встречи с русалкой обычно происходят вечером, ночью, при неверном свете луны, около воды, в лесу. Она показывается, пытается привлечь внимание и ис­чезает, как бы заманивая. Даже встретившись с ней лицом к лицу, человек лишь иногда успевает разгля­деть ее. Она не вступает с человеком в договорные от­ношения, как леший или водяной, она всегда чужда человеку.

Разновидностью русалок в некоторых местах, на­пример в Калужской губернии, считались опасные «овяточницы». Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут. Местопребывание их — бани и неосвященные избы. В этой же губернии бытовала быличка о том, как девки в бане встретили святочниц, которые набро­сились на них и стали «колупать». Спаслись они тем, что рассыпали по снегу бусы, которые святочницы бросились подбирать. Разновидностью русалки считалась мара — страшное растрепанное существо, которое в лун­ные ночи гремит самопрялкой.

О полевых русалках (полудницах) есть записи на Севере. Есть запись и у меня.

В 1971 г. моя сотрудница Е. Б. рассказала такую историю:

— Мои родители с 1947 года жили (мама и. поныне живет там) в д. Исаково Подольского района Москов­ской области (бывш. Калининский район, Михайловское лесничество). Помню рассказ отца о сеноуборке приблизительно в 1957 г., я была тогда школьницей. В полдень в июле разложили сено на просушку на своем участке, на поляне, а сами прилегли возле копны. Отец смежил веки и через несколько минут почувствовал чьето присутствие рядом, открыл глаза и увидел пробегающую мимо обнаженную женщину, обросшую длинными волосами. Сестра, находившаяся с другой стороны копны, вскрикнула, так как тоже ее увидела. С тех пор в моей семье никто не ходил на просушку сена. Привезут домой его — и раскладывают во дворе. О нескольких подобных встречах рассказывали и отдыхающие санатория, который расположен рядом.

В Ярославской губернии считали, что «полудница»— красивая, высокая, одетая в белое. Многие утверждают, что летом во время жатвы она ходит по полосам ржи и, кто в самый полдень работает, того берет за голову, начинает вертеть и вертит, пока не открутит голову. Показания о навыке откручивания голов, хотя и очень редко, встречаются. В этом обвиняется самый сильный из лесных людей Грузии — мозыль, прибегает он к этому крайне редко, в случае обнаружения его укрытия. Есть такая запись и у меня об Абхазии. Там было Две жертвы — пастух и подпасок (50-е годы). Аналоги такого поведения есть в других странах. Так, в № 5 журнала «Вокруг света» за 1974 год опубликован материал Э.  Белова  «Вторжение, в Долину безголовых». Речь  идет  о  канадской  провинции   Британская  Колумбия, о долине реки Саут-Наханни:

...Раннее утро открыло путешественникам Долину безголовых. Она предстала взору довольно мирной, если, конечно, забыть про окутывающие ее покровы легенд, где фигурируют обезглавленные скелеты, сжи­мающие заряженные ружья. Впрочем, легенды леген­дами, но факты, взятые из картотеки канадской поли­ции, свидетельствуют о следующем.

Золотоискатели, ринувшиеся в конце XIX века на поиски нового Клондайка, стали первыми, попавшими в анналы, жертвами долины. Группа из шести человек отправилась по каньону в 1898 году и ... бесследно исчезла.

Вскоре последовала трагедия братьев Маклеодов, после которой, собственно говоря, и пошла мрачная слава долины. В 1905 году Вильям и Фрэнк Маклеоды вместе с... Робертом Виром... отправились в Саут-На­ханни на разведку. Три года спустя их скелеты были обнаружены случайным охотником. Все без черепов. Немудрено, что безымянная до той поры долина полу­чила свое малопривлекательное имя. Дальнейшие события лишь закрепили его.

В 1921 году долина поглотила Джона О'Брайена,, а год спустя — Ангуса Холла. В 1962 году больше двух месяцев искали с помощью вертолета Блейка Маккензи, Тщетно. Столь же бесследно сгинули в следующем году два старателя — Орвил Уэбб и Томас Папп. ,В 1965 году экспедиция из трех человек — двух шведов и одного немца — отправилась на каноэ, чтобы «выяс­нить причину всех этих таинств». Пропала. Никаких следов.

Это далеко не полный список жертв канадской До­лины безголовых...

Каждый погибший был сильным, здоровым челове­ком, вполне способным при необычных обстоятельствах постоять за себя...

В индейском селении Наханни-Бьютт Финнес разговаривал с одним старожилом. Тот утверждал, что все эти смерти в Долине безголовых — дело рук «сасквачей», так зовется наханнийский вариант гималайско­го йети, «снежного человека».

Приведу принципиально важные подразделения по элементам поведения описываемых существ, представ­ляющих интерес для меня (по Померанцевой)'.

Русалки, сидя у реки, расчесывают волосы гребнем.

Полевик,  полудница  принимают  образы  человека в белом, простоволосой женщины, маленького человечка. Водят, манят.

 

 

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

24 мая — Мокий Мокрый

   Судя по характеристике, данной Мокию в народном календаре, день этот можно было смело сравнить с чудесным барометром, определяющим погоду предстоящего лета. А согласно его показаниям, «если небо прохудится — летом будет дождик литься». Потому что если «На Мокия мокро — жди лета еще мокрей». Сухой солнечный Мокиев день предвещал жаркое, засушливое лето, но если с утра по земле туман стелился, а восход солнца багряным был, лето обещало быть грозовым, ливневым.
   Впрочем не только своими способностями погоду предсказывать был в народе Мокрый Мокий знаменит. С его приходом люди суеверные связывали предание о пробуждении русалок. Русалки, по народному поверью,— фантастические существа, населяющие все водные источники земли. Греки называли их нереидами и гамадриадами, римляне — наядами и кверктетуланами, сербы — вилами, украинцы — гречухами.
   На Руси языческой русалка почиталась речной богиней. Но с приходом христианства образ богообразной красавицы померк. Русалка, как и многочисленные ее «родственники», населяющие луга, поля, леса, обитающие в крестьянских домах и овинах, попала в разряд нечистой силы, от которой, естественно, хорошего ждать не приходилось. Впрочем, и в христианстве русалка, в отличие от своих собратьев, изображающихся, как правило, уродливыми, оставалась все такой же бледнолицей красоткой, способной прекрасным пением своим очаровать и, конечно, погубить любого бравого молодца, рискнувшего забрести невзначай в русалочьи угодья.
   Знатоки утверждают, что само слово «русалка» дано длинноволосым забавницам, что называется, по месту жительства (русалка — русло реки).
Согласно преданию русалками могут стать не только молодые девушки, утопившиеся от неразделенной любви, но и девицы, купающиеся без креста, а также девочки, умершие в младенчестве и похороненные некрещеными. Правда, говорят, эту оплошность можно исправить, потому что души некрещенных младенцев лишь через семь лет уносятся на небо и оттуда трижды просят себе
крещения. И если кто-нибудь, услышав их мольбу, произнесет: «Я тебя крещу Иван и Марья, во имя Отца, Сына и Святого Духа», то души младенцев «возьмутся ангелами», а в противном случае — дьяволами.
   Считается, что живут русалки в сказочно красивых хрустальных дворцах, построенных на дне реки. Старшая над ними называется царицею и назначается водяным. Без ее согласия русалки шагу шагнуть не могут, а не то что погубить или хотя бы испугать человека. Впрочем, нрав у русалочьей царицы не столь суров, сколь безответственен. Ведь подданные ее сводят счеты с людьми весьма своеобразным способом. Например, понравившегося ей молодого человека русалка, защекотав до обморока, уносит в свое жилище, где он, ожив, становится русалочьим мужем. Хлопотливая зеленоволосая женушка окружает его такой немыслимой роскошью и любовью, что напрочь отбивает память и желание вернуться в свой земной мир. Причем, в отличие от обычных земных браков, в этой подводной семье царит полный матриархат, где жена куда как важнее супруга и свободой действий оделена полностью.
Русалки — существа, одинаково хорошо чувствующие себя как в воде, так и на земле. Хотя в зимнюю стужу и в осеннее ненастье они предпочитают находиться в своих водяных чертогах, а вот летом и особенно весной накануне Троицы их дома не удержишь. С большим удовольствием странствуют русалки по берегам рек, качаются на ветвях деревьев, прогуливаются по близлежащим лесам, рощам и полям, катаясь по ржи и гречихе и завивая березовые ветки пряжей, украденной у хозяев, которые легли спать без креста и молитвы.
   В русалочью неделю (8-ю по Пасхе), а также в ночь под Ивана Купала делаются русалки злобными и особо опасными для человека. В это время ни один уважающий себя христианин не только не решится купаться, а даже хлопать в ладоши на берегу реки.
   В четверг, на зеленой, или Троицыной, неделе, девушки не работают, а ходят завивать березки, плетут для русалок венки, чтобы они помогли добыть им суженых-ряженых. Говорят, что в этих венках бегают русалки ночью по полям и непрерывно кривляются, да так, что видевший хоть одну из них и сам будет потом всю жизнь кривляться да дурачиться.
   Отвадить русалок помогает крест, молитва да полынь — «трава окаянная». Случись, например, после Троицына дня в лес забрести, непременно полынь с собой прихватите. И коль придется с русалкой встретиться, на ее вопрос — «Что у тебя в руках, полынь или петрушка?»— отвечайте громко и смело: «полынь!» — и постарайтесь бросить ее прямо в лицо русалке. После этого она никогда уже к вам ни в лесу, ни в поле, ни даже на берегу реки не подойдет и вреда не причинит.

 

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz