Самопрялка

Спонсор странички :

Содержание:

"Русский традиционный быт" энциклопедический словарь издательство "Азбука" 2003

"Быт и верования древних славян" М. Семенова. СПб, Азбука 2000

Тайгана "Магия прядения, вязания, плетения в русской мифологии"

Град Китеж

"Русский традиционный быт" энциклопедический словарь издательство "Азбука" 2003

САМОПРЯЛКА — станок для прядения ниток.
Состояла из колеса, плоской подножки, шпульки с катушкой, деревянного шатуна, кожаного приводного ремня, или струны. Колесо соединяли со шпулькой струной, или ремнем, а с поднож-

Самопрялка
Самопрялка — лежак:
а — колесо;
б — катушка-шпулька;
в — подножки; г — шатун;
д — струна; е — стояк;
ж — винт.
XX в. Новгородская обл.
Самопрялка — калаурот


Самопрялка — стояк: а — колесо; б — шпулька; в — подножки; г — шатун; д — струна; е — стояк; ж — винт; з — гонок

кой — деревянным шатуном. Все это было закреплено в определенном порядке на стояке. Колесо могло располагаться в одной плоскости со шпулькой или находиться под шпулькой. Подготовленное для прядения льняное волокно или шерсть прикрепляли к деревянной лопасти, вставлявшейся в верхнюю часть стояка самопрялки, или к обычной прялке. Работа начиналась с того, что пряха вручную скручивала немного волокна в нить, проводила его через крючья шпульки и закрепляла на катушке. Затем она, нажимая ногой на подножку, приводила в движение колесо, которое, в свою очередь, заставляло вращаться шпульку. Одновременно женщина вытягивала рукой волокно, которое благодаря вращению шпульки выпрядалось в нить и наматывалось на катушку. Главным достоинством самопрялок являлась эффективность работы: в день можно было спрясть 400 г шерсти. Однако в прошлом веке в крестьянской среде самопрялка, появившаяся на Руси в конце XVII в., не была столь широко распространена, как веретено — более простое и дешевое приспособление.
 

"Быт и верования древних славян" М. Семенова. СПб, Азбука 2000

Нынешние сельские хозяева, решившие возрождать домашнее прядение (в основном, конечно, из шерсти домашних животных), по большей части пользуются так называемыми самопрялками разных конструкций, с ручным, ножным и электрическим приводом: они скручивают нить вращением колеса. Подобные устройства (кроме электрических, конечно) иногда приходится видеть и в фильмах из «былинных» времён. Между тем специалисты указывают, что самопрялка (ручной вариант её употреблялся ещё древними римлянами) вошла в обиход на Западе около 1480 года. Когда она попала в Россию, в точности не известно, — во всяком случае, не позже XVII века. Что же касается древних славян, они пряли иным способом — на веретене.

Тайгана "Магия прядения, вязания, плетения в русской мифологии"

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.

Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).
Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть.
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету - изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа - изба "непряха").
Духи прядущие, ткущие, вышивающие
Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» - говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.
Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.
Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» - «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa - освобождение, спасение души, мокшака - разрывающая связи). Другие версии имени - Макош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac - "быть видимым, проявляться").
Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».
Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.
Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).
Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» - «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».
Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».
Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.
Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, "на воде", на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-"недоростки", часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена "от себя" (против часовой стрелки).
Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая - создавать, вынашивать и рождать желаемое).
Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).
Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.
Используемый в прядении материал - чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.
В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне - и видят тонкие плетения - с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них "плести" потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).
Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке - браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-накрест.
Использование нити/кудели/веревки в обрядах:
Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.
1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, - жди сватов, от дверей – в девках куковать.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колдуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).
7. На свадьбах пряли "нитки долгой жизни", связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.
9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).
12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.
15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).
16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.
18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».
Пересказала Тайгана
Литература:
Обратила внимание, что найти "первоисточники" крайне тяжело, цитаты и выводы переписываются из книги в книгу. Пожалуй, наибольшее доверие (в т.ч. по работе с источниками) вызывает труд Н. Криничной. Русская мифология: мир образов фольклора. М., 2004.
Также см: Е. Шубина. Ритуалы: зашифрованная сила тысячелетий;
Н. Гусева. Славяне и арьи: путь богов и слов;
Е. Старовойтова. Пряди моя пряха, не ленися...
 

Град Китеж

 Прялковеденье
Прялка – вещь в ведьмовском хозяйстве и красивая и полезная. Когда-то прялки были у каждой девушки и женщины, известно множество образов, связанных с прялками и прядением.
Для ведьмы прялка – инструмент Силы, со временем она становится частью ее женской сущности, по этой причине прялка не одалживается в другие руки. Она может быть передана другой женщине только по наследству или отдана насовсем.
Однако в этом случае вам придется прялку какое-то время «приручать» к новым рукам. У прялки есть свой дух, в каком-то смысле она способна вас видеть и слышать, прялка понимает обращение с ней, поэтому после того как вы купили прялку или вам ее отдали, позаботьтесь о ней, чтобы ей было у вас уютно и тепло и тогда прялка не станет рвать вам уже спряденые нити.
Куда уж лучше спрядать для науза свои собственные нити из натуральной шерсти или льна, когда уже на этапе скручивания нити можно впрядать в нее намеренье.

Однако такой прялка была не всегда. Это довольно современная модель, она была создана в начале 19 века, когда руки пряхи были освобождены от наматывания нити на веретено и от кручения колеса.

Она и сегодня не потеряла своей актуальности. К «донцу» или «лопате», к которой привязывается шерсть, полагается еще и веретено, на которое наматывается скрученная руками нить. Веретено оснащено пряслицем, которое обеспечивает ему дополнительную инерцию.
Получившуюся нить можно характеризовать по толщине, количеству оборотов на единицу длины и направлением скручивания – по солнцу или против солнца. При прядении нитей для наузов учитывайте направление скручивания и качество намеренья.
Н. Я. Никифоровский еще в 19 веке отмечал, что на выводимой ниткеотражается настроение и физическое состояние пряхи. У людей неуравновешенных нередко нитка получается неровной: то толстой, то тонкой, то крутой, то слабой. А современный ученый из Северной Америки утверждает, что по обрывку нити может точно сказать возраст и национальность пряхи. Создание нити окутано шлейфом легенд. Первую спряденную нить девушка сохраняла в укромном месте, чтобы потом тайком вшить в одежду своего жениха. Это действо имело магическую силу и упрочивало семейную жизнь. Такую нить могли повязать первенцу на ручку или покойнику после омовения.
В 15 веке в Европе, а на Руси примерно в 17 веке, появилась самопрялка. Работа на ней была более производительной: на самопрялке в день прядут 400 г шерсти, а на веретене то же количество шерсти прядут 7 дней.
За все время существования прядения сам способ и принцип практически не претерпел изменений.
Сейчас прялка и самопрялка чаще всего связаны в одно. С лопаты на самопрялку подается кудель.

Кудель – это приготовленная для прядения шерсть. Когда вы только купите ее, она еще не готова к тому, чтобы крутить из нее нити. Сначала вы должны перебрать шерсть и удалить из нее разный мусор, потом несколько раз перебрать еще раз или расчесать, стараясь при этом, чтобы разные клочки шерсти связались в более-менее однородное и воздушное полотно. Проверить готовность можно, потянув небольшое количество шерстинок. Если шерсть готова, они будут легко вытягиваться из кудели. Так же при желании вы можете постирать шерсть, но чаще стирка, а точнее варение происходит уже на этапе клубка, чтобы во-первых еще лучше закрепить нити и во-вторых, отбелить или выстирать шерсть. Потому что нити, которые вы спрядете, можно использовать не только для колдунства, но и для вязания разных шарфиков-носочков-варежек. Хотя кто сказал, что там не будет колдунства? ;)))
Потом готовую шерсть вы привязываете к лопате.
Сделаем небольшое отступление. Скажем вы купили самопрялку или вам ее подарили. Что делаем? Очищаем от грязи и старой смазки. Самопрялку можно помыть водой с мылом. Так как детали ее делаются из березы, то дерево не рассохнется, но злоупотреблять этим не следует.
Кроме того, снимаем с прялки старые струны. Струны – это толстые нити (вроде бечевы), которые протягиваются на пазухи колеса (по одной на каждую сторону) и натягиваются плотно на шкив (это такие катушки у веретена и шпульки). Потом, когда вы будете вращать колесо, эти струны будут вертеть рогачь и шпульку.
Рогач (деталь, похожая на подкову с крючками) - самая главная часть прялки. Собственно эта часть вместе со шпулькой и прочим скручивает нить.
Прежде чем самопрялка начнет прясть, вы должны вручную скрутить нить, достаточную, чтобы протянуть ее через отверстие на торце веретена, проложить по крючкам (начинаем с самого крайнего, ближнего к вам, потом постепенно перекидываем на второй, третий и тп, чтобы нить наматывалась ровно) и закрепить на катушке в несколько оборотов.
Для существ, никогда в данной жизни не прявших, подскажу одну хитрость. Ясно, что толком скрутить нить вы сначала не сможете, поэтому можете взять любую достаточно толстую нить, протянуть ее и закрепить на катушке. Потом свободный конец нити привязываем к спряденой вашими руками, вытянутой из кудели, нити.
Потом начинайте медленно вращать колесо. Причем сначала лучше вращайте его руками, за спицы, потому что педаль крутит колесо с достаточно высокой скоростью и вы будите не успевать за прялкой.
Когда колесо завращается, ваша нить будет протягиваться и скручиваться, а потом наматываться на катушку.
Вам не достаточно потом просто тянуть кудель, особенно на первых этапах обучения. Вы должны слегка ее подкручивать, чтобы в отверстие веретена попадала хоть и слабо скрученная, но вполне уже нить. С увеличением скорости вы заметите, что крутящий момент передается к нити, которая еще не поступила на прялку. Нить начнет скручиваться еще ДО попадания в отверстие. В принципе ваша цель именно в этом – найти ту скорость, которая будет скручивать вашу нить, не перекручивая ее (в такие моменты разматывайте нить с катушки и правьте вручную. Разматывается нить обратным вращением колеса), не разрывая и скручивая с достаточной плотностью оборотов. Прялка должна позволять вам успевать вытягивать кудель.
Вытягивание кудели тоже получится не сразу, вы будите вытягивать то слишком много, то очень мало. Нить будет то чересчур тостой, то тонкой. Постоянно следите за крючками.
Ну вот, пожалуй, и все. Если есть какие-то вопросы, то прошу вас в Форум, где с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
Кроме того, если кто-то не знает где взять самопрялку или прялку, то вот вам несколько мест, где можно найти:
1 – деревни. Поездите по деревням, если вам повезет, вы можете найти прялку на продажу.
2 – антикварные магазины и лавки
3 – можете сами изготовить самопрялку. Как изготовить смотрите вот на этом сайте клуба «Град Китеж»

© Дара Ши, 17 января 2007 г.
 

У/274 Самопрялка стояк конец XIX начало XX века H=98 диаметр колеса D=48

У/275 Самопрялка стояк начало XX века H=94 диаметр колеса D=63

У/276 Самопрялка лежак конец XIX начало XX века H=78 диаметр колеса D=54

У/277 Самопрялка стояк начало XX века H=97 диаметр колеса D=51

У/278 Самопрялка стояк XIX век H=98 диаметр колеса D=39

У/279 Самопрялка лежак конец XIX начало XX века H=81 диаметр колеса D=47

Реклама :

            &nbssp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz