Содержание:
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
"Славянская энциклопедия" Киевская Русь-Московия. Москва "Олма-пресс" 2002.
"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999
"Словарь символов" справочник Надя Жульен изд. лтд. Урал
"Быт русского народа" А. Терещенко "Русская книга" 1999
"Быт русского народа" А. Терещенко "Русская книга" 1999
игры
"Русская изба" иллюстрированная энциклопедия С-Пб, "Искусство-С-Пб"
Энциклопедический словарь "Славянский мир I-XVI
века" В. Д. Гладкий, Москва Центрополиграф 2001 г.
"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995
"Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского
языка" В. И. Даль "Белый город" Москва 2005
"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"
"Энциклопедия русских примет" "ЭКСМО - Пресс" 2000
Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.
"Энциклопедия символов", Шейнина Е.Я. Издательство "Торсинг" Москва 2003
В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
Большая советская энциклопедия
М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"
"Жилище в обрядах и представлениях восточных славян" А. К. Байбурин Ленинград
"НАУКА" 1983 г.
Лошадь игрушка деревянная. L=25 см. H=15 см. № П/22
Конь игрушка, клей, опилки, темпера. Середина XX века L=17см., H=24 см. № П/25
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
КОНЬ — одно из наиболее мифологизированных священных
животных; атрибут высших языческих богов и христианских святых; хтоническое
существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром;
проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как
Белбога (стихии света), так и
Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый
конь, а темному — черный.
В народных поверьях конь наделялся способностью предвещать судьбу, и прежде
всего — смерть. По этой причине коней часто
использовали в гаданиях: так, например, во время
святочных гаданий у русских лошади завязывали
глаза, садились на нее задом наперед и следили: куда она пойдет, туда гадающая
выйдет замуж. Некогда при храме высшего бога балтийских славян
Свентовита держали священного белого коня, которого
при гаданиях подводили к трем рядам копий: если конь ступал с левой ноги, то это
считалось дурным знаком, а если с правой — добрым.
Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно
божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ
всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так,
например, Перун неизменно представлялся всадником
на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея.
Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например,
сезонные божества Авсень и
Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали
священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так,
например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает
на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.
В более поздние времена, когда языческих богов сменили христианские святые, конь
стал являться атрибутом многих христианских персонажей. Так, например, конными
представлялись такие святые, как Георгий Победоносец
и Илья-Пророк. Кроме того, появились святые —
покровители лошадей: ими, в первую очередь, считались «лошадники»
Флор (Фрол) и Лавр, а также
Егорий, Никола и др. Дни памяти таких святых
нередко именовались «конскими праздниками»: так, например, у восточных славян
такими днями считались «Фролы» (18.VIII) и
Юрьев день. У южных славян покровителем коней считался
св. Федор (Тодор) Тирон;
Тодорова суббота (первая суббота Великого поста)
также была «конским праздником».
В «конские праздники» на лошадях не работали, кормили их досыта, а также
совершали с ними различные обрядовые действия: подводили их к
церкви и кропили святой водой,
купали, украшали лентами хвост и гриву, устраивали конские выставки и скачки
(при этом, однако, лошадей запрещалось седлать) и т.д. Кроме того, во многих
местах в дни конских праздников табуны прогоняли сквозь «земляные
ворота» , «живой огонь» и т.п. с целью
защитить коней от порчи, болезней и т.д.
Характерной чертой «конских» святых и конских праздников являлась их календарная
приуроченность к периодам смены сезонных циклов: зимнего и весеннего (Георгий
и Тодор), летнего и осеннего (Флор
и Лавр). Связь коня с культом плодородия и календарными обрядами
проявлялась также в обычаях ряжения конем на святки
и в другие праздники. Так, на Юрьев день
у русских делали «коня» (ряженого), на котором ездил пастух; на выгоне этот
«конь» вступал в потешный бой с «конем» из другой деревни. При обрядовых
проводах русалок на Ивана Купалу карнавальное
чучело изготовлялось с использованием маски — конского черепа, который в
завершение обряда сжигали на костре, бросали в воду и т.п.; конский череп здесь
воплощал нечистую силу,
русалку, ведьму,
смерть и т.д., которую следовало уничтожить либо изгнать.
В похоронных обрядах и вообще обрядах, связанных со смертью, кони играли особую
роль. Конь в народных поверьях связывался с «тем светом», загробным миром, и
нередко воспринимался как проводник в мир мертвых. В языческие времена коня
хоронили (сжигали) вместе с хозяином; известен был также обычай хоронить павшего
коня как человека, оставляя на могиле перевернутые сани.
Среди семейных обрядов конь занимал важное место в свадебных обычаях. Так,
например, в русском средневековом свадебном обряде коня давали в качестве выкупа
за невесту; коней и кобылиц привязывали у сенника (подклета),
где молодые проводили первую брачную ночь, и т.д.
"Славянская энциклопедия" Киевская Русь-Московия. Москва "Олма-пресс" 2002.
КОННИЦА — один из подвижных родов войск в средневековой Руси.
В войске Киевской Руси, которое было организовано в виде феодального ополчения,
ядром его были конные дружины киевского князя и местных князей, но основную
массу составляла пехота — ополчение из смердов и ремесленников. На вооружении К.
были мечи, луки со стрелами, копья и щиты. С течением времини К. становится
более многочисленной, повышается ее роль в сражениях. В X в. на вооружении К.
появилась сабля, что свидетельствует о развитии в этот период легкой К. В
сражениях К. применялась главным образом на флангах боевого порядка. Русские
князья часто одерживали победу над врагом, нанося удар на флангах «стены»
(боевой порядок того времени) своей конной дружиной. С ростом значения К. в
государстве появились специальные должностные лица — «воеводы конюшие»,
ответственные за обеспечение войска конским составом. Служба в К., однако, была
доступной лишь состоятельным людям. Значительную роль играла К. в войске князя
Александра Ярославича Невского; она показала высокое мастерство и большую
ударную силу (например, в Ледовом побоище 1242 г.). Засадный конный полк решил
исход всей Куликовской битвы в 1380 г. В XV и в 1-й пол. XVI в. основу русских
войск составляла поместная К. Бояре и дворяне, получавшие поместья, обязаны были
являться на войну «конно, людно и оружно». Служилые люди объединялись в
отдельные конные полки, носившие название своего города. Поместная система
комплектования армии Московского государства давала возможность иметь
многочисленную дво-
Поместная
конница (с рис. А. Жука)
рянскую К. При Иване IV К. была ведущим родом войск. Особый
многочисленный разряд К. составляли казачьи войска, окончательно сложившиеся в
XVI— XVII вв. Казачья К. обладала большой маневренностью, умением вести бой в
сложных условиях и была всегда лучшей русской К. Основным оружием у казаков были
сабли и пики.
"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999
(ЛОШАДЬ) В Откровении Иоанна Богослова
упоминается четыре коня. Конь белый означает чуму, конь рыжий - войну, конь
вороной - голод, конь бледный - смерть. Четыре коня Апокалипсиса составляют
эсхатологический мотив конца света. Это тетрада.
В Древней Греции лошадь была посвящена Приапу. Следы конских копыт были знаками,
дарующими благодать. В более поздние времена эту функцию стали исполнять
подковы, которые подвешивали над дверью.
Лошади - символы ветра, который в свою очередь -атрибут женской символики,
связанной с сексуальностью и вожделением.
В германских сагах разгуливающий под ветром дикий охотник похищал и преследовал
девушек. Дикие местности часто берут свои названия от имен лошадей. В
восточнославянском фольклоре есть мотив дикой охоты и дикого всадника. Души
умерших скачут с королем Стахом (белорус, фольклор).
Огромная
60-метровая лошадь, выдолбленная в меловой горе рядом со стоянкой кельтов в
Брайтоне конь
Неожиданное
сочетание рога и скачущего коня в этом сосуде для вина заключает в себе начало и
конец винопития. Выпитый рог вина кладет начало необузданности, выраженной конем
Лошадь имеет значение огня и света. У одного поэта
мусульманского Ренессанса есть строчка: «Примчались кони рассвета в один сияющий
день». Еще одним примером этой темы являются огненные кони Гелиоса.
Легенда приписывает лошади свойства, присущие бессознательному человека, что
выражено в самой метафоре Кентавра. Туловище
человека - его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) - бессознательное.
Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника,
выводит заблудившихся на верную дорогу. Присущ лошади и дар прорицания. В
«Илиаде» лошадь произносит зловещую речь, озвучивая для людей слова покойника,
когда того везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что
он завоюет мир.
Пегас - источник вдохновения. Крылатый конь
Пегас крылат не только в иносказательном смысле, он
не только символ поэтического вдохновения, крылья Пегаса
возносят его выше даже такого хорошего летуна, как химера.
Поэтическое вдохновение обладает не только реальностью, оно становится
сверхреальностью.
Образы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится
впереди с темной гривой, за ним конь-утро- с него падает пена, покрывая землю
первой росой. И замыкает это дерби конь-день - у него светлая грива, которая
озаряет землю и воздух.
В Упанишадах конь выражен не только через ритуал жертвоприношения, но и через
соотнесенность с календарем. Туловище - год, времена года - другие части тела,
суставы - месяцы и полумесяцы, ноги - день и ночь.
С древнейших времен с образом коня отождествляла себя и Русь: «Куда ты несешься,
Русь?».
Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона
дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном
движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную
полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над
кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало
свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к
другому нижнему концу кровли.
Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском.
Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную
победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который
гарцует перед войском. Русский небесный воин Георгий
Победоносец тоже на белом коне. Город Карфаген построен по предсказанию
оракула: там, где будет найдена конская голова.
На эмблематическом уровне прыгающий конь означает Испанию или
Пегаса.
Критская Рея изображалась с лошадиной головой. Ночная кобыла превращалась в
трехликую богиню Музу.
Троянский конь - символ скрытности и коварства. Отсюда выражение «ход конем». По
совету хитроумного Одиссея мастер
Эпей строит огромного деревянного коня, внутрь
которого забирается отряд. Синон убеждает троянцев
в том, что этот конь - дар Афине, которая в
благодарность за столь щедрую жертву сделает Трою неприступной. Ночью, вышедшие
из чрева коня греки, открывают ворота. Так была заложена победа над троянцами.
Атрибутивные знаки дьявола традиционно передаются через лошадиные зубы и гривы.
В христианской традиции лошадь входит основным элементом в символ
единорога, являясь одновременно эмблемой мужества и
благородства.
Конь изоморфен дереву. Древо Иггдрасиль буквально
означает конь-игга, то есть конь Одина.
У разных народов существовали ритуалы убийства коня и его жертвоприношения. У
римлян
- это обряд октябрьского коня, у индусов - аш ва мед ха. Были подобные ритуалы и
у славян. Однако, боевой конь славян - это, скорее, боевой товарищ и помощник
витязя. Он наделен чудесными свойствами и часто выступает в роли волшебного
помощника. Он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу, в муху;
встряхнувшись, оборачивается маленьким Коньком-Горбунком. Конь может дать имя
герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных
препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя
через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он
воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает
его из подземной темницы одним волоском своего хвоста. Примеры такой дружбы:
Сосуд
для воды в форме рыцаря. Саксония. Конец ХIIIв.
Буцефал и Александр, конь-Баярд (старофранцузские баллады),
Рустам и Ракша в «Шахнаме» Фирдоуси, Байчибар (в тюркском эпосе) и Алпамыш.
Существовал целый набор процедур выбора коня героем. Он выбирает из табуна
необъезженного жеребца и укрощает его, ибо для первого подвига герою нужен
именно этот конь. Выбор и поимка коня является первым испытанием сил героя и
испытанием самого коня. Молодой витязь выбирает того коня, который может
выдержать тяжесть богатырской руки и дает себя оседлать и объездить лишь тому, в
ком он узнает своего будущего господина.
Белая лошадь была родовым знаком ганноверского родового дома. Во времена двух
первых королей Англии Георга I (1714-1727гг.) и Георга II (1727-1760гг.) белая
лошадь вместе с королевским дубом Стюартов была на многих вывесках пивных.
Впоследствии этот мотив перекочевал на этикетку бутылки виски «White Horse».
Белая лошадь встречалась и на более древних штандартах саксов.
Ставшая на дыбы лошадь - торговый знак фирмы «Феррари», которая была основана
Энцо Феррари в 1929 году. Впервые это изображение появилось на фюзеляже
истребителя летчика Франческо Баратти. По латыни эта эмблема называется
cavallino rampante.
Летчик был сбит во время первой мировой войны в 1918 году. По предложению матери
воздушного аса Энцо Феррари взял идею этого изображения во время победы на
автогонках в 1924 году. После этого оно стало товарным знаком фирмы Феррари.
Вздыбленная лошадь - товарный знак немецкой фирмы «Порше», названной в честь
дизайнера Фердинанда Пороше в 1897 году. В 1930 году он создал проект народного
автомобиля «Volkswagen», который стал самой популярной моделью до и после второй
мировой войны. Вздыбленная лошадь позаимствована с герба города Штудгард,
который был основан в средние века на месте конного завода и тогда он назывался
Штуденгарден, что переводится как «Сад кобыл».
В плане настенных знаков попадаются надписи «кони» - обозначение фэнов команды
ЦСКА. В.К.
"Словарь символов" справочник Надя Жульен изд. лтд. Урал
ЛОШАДЬ
вселенская энергия, либидо
Лошадь была тотемическим животным германских
народов и солнечным символом: в бегах, символизирующих движение небесных светил,
лошадь воплощала солнце.
- В Библии лошадь является символом разума, призванного усмирять инстинкты,
подобно тому как всадник укрощает дикого скакуна.
Аллегорический призыв: Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать
трупы... коней и сидящих на них (Апок. XIX, 17, 18),— означает требование
приноравливать разум к божественным истинам, где всадник выступает символом
мудрости, которая направляет разум, повозку, религиозную доктрину.
Не на силу коня смотрит Он (Пс. CXLVI, 10) — указывает на разум, не
подкрепленный мудростью.
Не будьте как конь, как лошак несмысленный (Пс. XXXI, 9): разум человека
притупляется в стремлении к материальному.
- В разных трактовках от масти Лошади зависит смысл символа. В Апокалипсисе
белая лошадь является символом победы, рыжая — разрушения.
Вороная или мертвенно-бледная связывается с луной и водой и является воплощением
дьявола или проклятия.
Белая и крылатая (духовность) символизирует самообладание:
Единорога могла поймать только девственница,
наделенная силой и могуществом такими чудесными, что христианская Церковь
сделала ее символом веры, чистоты и непорочности. Крылатый
Пегас — одухотворенная жизненная сила: его копыто высекало свет интуиции,
поэтического вдохновения... Белая лошадь перевозит Священные писания из Индии в
Тибет. Сверкающая лошадь уносит Магомета на небо, о
Материнский архетип сказок и легенд, воплощающий чисто животную и телесную
жизнь, Лошадь является также символом материнского лона: троянский конь послужил
падению Трои, потому что в своем чреве заключал ее врагов.
- Лошадь — сложный и многогранный символ. Это и солнечный символ жизни, и
хтонический образ, символизирующий смерть во многих
сюжетах (мифологические кони-людоеды Диомеда, поедающие чужеземцев, рыжая лошадь
Апокалипсиса и др.). Лошадь ассоциируется со всеми космическими силами, с
женским земным и мужским духовным началами. Она же — воплощение гордости и
стремления к владычеству, чуждых духовности. Скрытая противоречивость символа
наглядно представлена в мифологическом образе кентавра.
- Ассоциируемая со сладострастием в бестиариях средневековья,
лошадь рассматривается в качестве вселенского символа психической энергии,
поставленной на службу человеческим страстям, в особенности сексуальному
влечению, которое, если оно неуправляемо, приводит человека к саморазрушению.
Лошадь воплощает также импульсивность, неудержимость желаний, инстинктивные
влечения, выступающие движущими факторами человеческого поведения. Лошадь
посвящалась Нептуну-Посейдону, богу морей и штормов, ассоциировалась с пылким
Фаэтоном, который осмелился пойти против воли Зевса.
Связь Лошади с темными силами человеческого естества, с мужским началом,
сексуальностью была замечена многими авторами (Ницше устами Заратустры: Мои ноги
— это ноги лошади, они семенят и галопируют, несмотря на препятствия, и их
стремительный ход дарит мне дьявольское удовольствие).
- Приснившаяся лошадь — многогранный символ, связанный с психическими
процессами, означает сформированность и определенность инстинктивных влечений,
подталкивающих человека к достижению реальных целей.
Черная лошадь смерти и разрушения во сне является синонимом нищеты; она
воплощает негативное, извращенное либидо. Белая лошадь говорит об утрате чувства
реальности и может быть связана со смертью.
Лошадь, которая встает на дыбы, фыркает, неистовствует, убегает,—
свидетельствует о внутренней безнравственности эротической жизни сновидящего.
- Седьмой знак китайского гороскопа, Лошадь (ма) представляет
веселую и очаровательную личность, однако с холерическим темпераментом,
переменчивую и упрямую. Год Лошади является беспокойным и наполненным событиями,
благоприятствующими рискованным начинаниям; насыщенным и напряженным в
дипломатической и политической сферах.
"Быт русского народа" А. Терещенко "Русская книга" 1999
ЛОШАДЬ
Выводят ночью из конюшни белую лошадь, за неимением же белой другую какую-либо и
завязывают ей глаза. Одна из девушек садится на лошадь, дает ей волю идти, куда
она хочет. В которую сторону она пойдет, с той стороны придет суженый; но лошадь
всегда идет в конюшню. Белая лошадь избирается потому, что на ней видны следы
дьявола, если он успел поездить на ней.
Самое древнее славянское гадание лошадью состоит еще в том, что ее переводят
через оглоблю или шест. Если она зацепится ногами, то будет муж злой и жизнь
несчастливая; если перейдет, не зацепив, будет муж тихий, добрый и житье
счастливое. Это доселе в употреблении в Малороссии и северо-восточной части
России, Польши, Литвы и Белоруссии. На остров Рюгель жрецы переводили через
шест, с замечаниями, белого коня, на коем ездил бог Святовид. В Штеттине
переводили вороного коня через копье. Если он не касался копья ногами, то успех
в предприятии; а если дотрагивался, то неудача или несчастие.
"Быт русского народа" А. Терещенко "Русская книга" 1999
игры
Детская игра
ЛОШАДКА
В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду встретите мальчишек с
веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватясь за руки, представляя из
себя лошадок. Ими правит бой — кучер, который неумолчно хлопает плетью и кричит
на них. Эта игра есть одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва
станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на
палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его.
Когда может уже бегать по улице, тогда он с восторгом снаряжает тройку, которая
иногда впрягается в тележку, и на ней помещается кучер. Тройка бежит сначала
тихою рысью, потом несется, бьет и опрокидывает повозку. Ушибленный кучер
забывает о своей боли: он бежит за лошадьми, останавливает их, гладит каждую по
головке и внимательно рассматривает: не засеклась ли которая? Мочит им ноги
водою, а о себе не думает. Эта игра выражает страсть ямщиков к своему занятию.
Играют в лошадки еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и,
воображая себе, что они едут на лошадке, зануздывают ее шнурочком или
веревочкою, хлещут плетью, а за неимением ее — тонким прутиком, сворачивают свою
головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть и кричат: «Пошел! Пади!»
Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая собою с
детства, что это не свойственно их полу, — потому они предоставляют ездить
мужчинам.
"Русская изба" иллюстрированная энциклопедия С-Пб, "Искусство-С-Пб"
КОНИК (ЛАВКА МУЖСКАЯ). 1. Короткая широкая лавка, врубленная
в стену. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской
крышкой или ящика с задвижными дверцами.
Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской
голове, украшавшей его боковую сторону. Коник располагался в жилой части
крестьянского дома, около дверей. Он считался «мужской» лавкой, так как это было
рабочее место мужчин. Здесь они занимались мелким ремеслом: плели лапти,
корзины, ремонтировали упряжь, вязали рыболовные сети и т. п. Под коником
находились и инструменты, необходимые для этих работ.
Традиционное представление о конике как мужском месте сохранялось довольно
долго. Так в деревнях, расположенных по течению р. Вятки, даже еще в конце 30-х
гг. XX в. сесть на коник женщине считалось неприличным. 2. Высокая толстая
широкая доска, закрепленная вертикально возле двери; отгораживает короткую, или
«мужскую», лавку от входных дверей избы. Название свое получила потому, что ее
верхней части придавалась форма конской головы.
Коники были характерны в основном для изб северных губерний Европейской России.
Энциклопедический словарь "Славянский мир I-XVI
века" В. Д. Гладкий, Москва Центрополиграф 2001 г.
КОНЕК, князек, конь, князь — верхнее ребро (гребень)
2-скатной, а иногда и 4-скатной крыши. В русских деревянных постройках К. часто
сверху для большей прочности накрывался охлупнем —
толстым выдолбленным бревном, фасадный конец которого иногда вырезался в виде
головы коня, оленя, птицы и т. п.
"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995
ЛОШАДЬ
Выходя из дому, встретить белую лошадь — дурная примета; нужно тут же плюнуть на
землю, чтобы отвести беду. (Йоркшир).
Гроздовник срывает подошвы с лошадиных копыт. (Повсеместно).
Мошонка борова с отверстием, привязанная к дверям конюшни, защитит лошадей от
колдовства. (Повсеместно).
Лошадь с одинаковыми белыми "чулками" на передних ногах приносит несчастье
своему хозяину; но если чулки находятся на непарных ногах (например, передней и
задней), то это приносит удачу.
Если в лошадином стаде начинается мор, его можно прекратить, спалив одну из
больных лошадей целиком. (Западный Райдинг, Йоркшир).
Если лошади становятся крупом к загородке — жди бури. (Повсеместно).
В день Нового Года выстирай кухонное полотенце и просуши его на ограде. Если
затем ты вытрешь им своих лошадей, они будут толстыми и холеными. (Уэльс).
В йоркширском Райдинге всего лишь около 80 лет назад еще был распространен
следующий способ лечения болезни, поражавшей лошадиные копыта. Его описание
заверено авторитетом преп. Г. Ормсби.
Хозяин лошади должен был в полночь выйти в свой сад и "вынуть" дерн у подножия
самой большой яблони, а затем осторожно повесить
его на самую высокую ветку дерева, все в молчании и одиночестве. Когда дерн
"осыпался" на землю, болезнь покидала животное.
Этот способ лечения был известен во многих других районах Северной Англии, но с
дополнением, что дерн следовало брать в том месте, где больное животное щипало
траву.
Денем ("Folk Lore of the North of Eng¬land") утверждает, что многие крестьяне не
применяли для лечения зараженных копыт никаких других средств и игнорировали все
советы ветеринаров, считая, что подвешенный дерн помогает лучше.
В Олкомбе династия сельских кузнецов на протяжении многих поколений владела
талисманом, с помощью которого можно было вынимать гвозди из "стрелок" лошадиных
копыт и мгновенно исцелять раны. Суеверие, связанное с этим талисманом, гласит,
что применять его может только один человек.
В 1940 г. лечением лошадей занималась дочка последнего кузнеца и лечение (пусть
и основанное на суеверии) всегда было успешным.
Без коня не родит земля, а без хлеба -нет жизни крестьянину. В традиционной
земледельческой России коня почитали за основного кормильца: "Лошадь — человеку
крылья" [1].
Забота о лошади предписывалась крестьянину самой жизнью, что и отразилось в
многочисленных русских народных пословицах: "На лошадь не плеть покупают, а
овес. Не лошадь везет, а хлеб (или овес). Казак сам не ест, а лошадь кормит. Не
потчуй лошади ездом, а корми тестом; не гладь рукой — посыпай мукой" [2].
Т.
Блинке. (XIX в.). Вы¬езд. Холст, масло.
Народная фантазия опоэтизировала коня, наделив его даром
целительства и способностью защищать от нечистой силы,
порчи и сглаза (см.
ПОДКОВА). Так, на кликуш во время истерических припадков повсеместно в России
надевали хомут с потной лошади (см. БЕЗУМИЕ), дымом
от конского копыта окуривали больных лихорадкой (см. ЛИХОРАДКА) и т. д.
Согласно народному убеждению, лошадь обладает особой интуицией и по ее поведению
можно предугадать всевозможные перемены как в семейной жизни, так и в погоде:
"Если дорогой распряжется лошадь -- в доме нездорово или жена неверна" [3].
"Лошади фыркают в дороге — к радостной встрече. Лошадь трясет голову и
закидывает ее кверху -к ненастью. Лошадь храпит -- к ненастью. Лошадь фыркает —
к дождю. Зимой лошадь ложится — к теплу" [4]. (Ср. английское поверье о лошадях,
становящихся "крупом к загородке" перед бурей). "У пожарных команд есть поверье,
что если лошади сверх ожидания повернут не в ту улицу, куда их направляют, то
значит быть в этой местности пожару; тоже скоро быть близь погоревшего дома
пожару, когда кони не стоят на месте и бьют копытами; тоже говорят, что быть в
городе пожару, когда они в конюшне не стоят смирно" [5].
Помимо изнурительного земледельческого труда, лошадь разделяла с человеком все
тяготы военного времени. Нe случайно в русских волшебных сказках и былинах конь
всегда изображается преданным боевым другом, бесстрашно сражающимся с врагом и
нередко своим умом и волшебными знаниями спасающим жизнь героя.
Вместе с тем бытует и представление, что лошадь скотина проклятая, по народному
выражению, "псово мясо" [6]. "Народ говорит, что Богоматерь положила
Христа в ясли и
прикрыла сеном, чтобы схоронить его от убийц,
посланных Иродом. Стоявший у
яслей вол, как бы поняв важность момента, перестал есть; но лошадь ела и
беспрестанно открывала убежище Божественного Мла-
денца. Поэтому, заключает легенда, Бог проклял лошадь и сказал ей: "Ты будешь
всегда есть и никогда не будешь насыщаться"... А вола Бог благословил и сказал:
"Твое мясо люди будут употреблять себе в пищу" [7].
В крестьянском хозяйстве забота о лошадях "отдана"
домовому (дворовому): "Лошадь любит домовой дедушка, когда она под цвет
волос на голове и бороде хозяина. Лошадь боится ласки, которая сосет кровь из
гривы и головы лошади. Лошадь любит козла, который своей вонью и, в то же время
пользуясь свободой, изгоняет всех вредных животных" [8]. (См. КОЗЫ).
Но особыми заступниками лошадей в России повсеместно считаются
Свв. Фрол и Лавр. Пензенская легенда так
рассказывает об истории покровительства этих Святых лошадям: "На второй день
третьего Спаса [30 августа, третий Спас — 29 августа] пахал мужик свой "пар",
чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик
хлестать ее кнутом, а потом стал из всех сил колотить палкой. Лошадь пала на
колени и заржала. Хозяин осыпал ее бранью и проклятиями и пригрозил вспахать на
ней целую десятину* в один день. На этот сказ, откуда ни взялись два странника с
посохами.
"За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика. — Ведь ты ответишь за нее
Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться 1. У
вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в
круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Фрола и
Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на
село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы
и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам
быть их заступниками и ходатаями перед Ним"...
По орловскому поверью, почитание этих Святых мучеников вызвано следующим
случаем. Оба брата, Фрол и Лавр, жили тем, что
ходили по деревням
Св. Фрол
и Лавр. Перевод с древнерусской иконы.
и рыли колодцы. Один раз работа их была настолько неудачна,
что обвалилась земля и похоронила обоих, и при том так, что никто этого не
заметил. А колодец, между прочим, завалился обычным порядком. Необычна была лишь
та лужица, которая стала протекать из обвала и обнаружила чудодейственную силу:
ходившая сюда чахлая лошаденка одного мужика начала добреть, — не с
овса (так оказалось по справке у хозяина), а именно
от этого самого пойла. Стали гонять своих кляч сюда и другие и достигли того же.
Тогда вздумали мужики рыть на этом месте колодезь и наткнулись там на
Фрола и Лавра: стоят оба брата, с железными
лопатами в руках, целы и невредимы. Замечательно при этом стремление легенд
приурочить этих Святых греческой церкви к сонму Святых русской церкви, как
наиболее освоившихся с нуждами русского народа" [9]. Православная церковь
чествует Свв. Фрола и Лавра 31 августа, в народе
этот день называется "лошадиным праздником". Еще в начале XX столетия "в Москве,
на Мясницкой, против почтамта, и около старинной церкви Фроловской, вдоль стены
бывшего Строгановского училища живописи, можно было любоваться выставкою
первостепенных московских рысаков, приводимых сюда для молебствия и до сих пор
составляющих любительскую слабость купечества, глубоко вкоренившуюся и в
городские нравы. Другой такой разнообразной и блестящей выставки, не похвальбы,
а мольбы ради, только один раз бесплатно предоставляемой для обозрения
любителям, положительно нигде уже нельзя видеть на всем пространстве
Великороссии" [10].
В день празднования Свв. Фрола и Лавра лошадей
приводили к церквям по всей России: "До 300-400 голов лошадей приводят в село
... для окропления святой водою... На "лошадиный
праздник" пригоняют их подкормленными овсецом и даже крутопосоленным ячным
хлебцем2). Гривы и хвосты расчесаны, и в них вплетены девками ленточки или
лоскуточки кумача или ситцев самых ярких
цветов... За сто верст ... со всех сторон съезжаются сюда служить водосвятный
молебен после обедни, а также и после того, как все верхом по три раза успеют
объехать кругом церкви. Священник выносит крест со святою
водой, благословляет крестом и все время кропит, при чем каждый,
проводящий мимо него лошадей, старается о том, чтобы хотя одна капля св[ятой]
воды попала на лошадь" [11].
В некоторых местностях после молебна и окропления лошадей устраивались скачки.
"Повсюду установлено общим и неизменным правилом кормить в этот день лошадей в
полную сыть и ни в каком
Мужчины
с конской уп¬ряжью. Фотография начала XX в. Россия.
случае на них не работать (даже на скачках седлать лошадей не
принято)" [12].
В отдаленных губерниях России еще в XIX веке сохранялся обычай в день
Свв. Фрола и Лавра приносить в жертву лошадь или
иное домашнее животное [13].
В ряде областей 15 августа, в день Св. Степана-сеновала
"многие поселяне поят ... лошадей через серебро. Искупавши лошадей, они проводят
их к студенцам, бросают в воду мелкую серебряную монету и потом поят лошадей из
шапки, где также лежит монета. Поселяне думают, что от этого обряда лошади
добреют, не боятся лихого глаза, приходят в милость у домового. Серебряную
монету берут из шапки и кладут, скрытно от всех, в конюш¬ню под яслями. Такая
монета в старину часто переходила от отца к сыну" [14].
См. БРАУНИ; КОЗЫ; ПОХОРОНЫ.
1) На основании этого поверья и в черноземных губерниях соблюдается обычай
вешать в конюшнях, с правой стороны, над яслями образ
Фрола и Лавра; редкий решается (наприимер], в Пензенской губ.) там
испражняться, и в редких стойлах не подвешена убитая сорока (чтобы лошади были
веселее). — Прим. С.В. Максимова.
2) "В некоторых местах заведен обычай закапывать фроловскую просфору (ржаную).
Каждый домохозяин несет за пазухой одну такую просфору, чтобы разломить дома на
кусочки и дать по частице каждой дворовой скотине, начиная с коня и кончая
поросенком. — Прим. СВ. Максимова.
"Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского
языка" В. И. Даль "Белый город" Москва 2005
ЛОШАДЬ ж. лошадка, —дочка, —душка; лошадёнка, —ночка;
лошадища; вообще конь; особ, не жеребец и не кобыла, мерин. По употреблению,
бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная,
выносная (подседельная и подручная). Oн работает как лошадь, т. с. усердно.
Лошадь человеку крылья. Возить воду, возить и воеводу. Си лошадка нон эст, пеши
ходаре дебет, семинар. Нам бы лошадка ружье везла, а мы бы за ней и пеши шли.
Лошадка в хомуте везет по могуте. Лошадь и не мала, да обычаем пропала: ты с
хомутом, а она и шею протянула! Под ножку и лошадь валяют, веревкой пол переднюю
ногу и через хребет. Не ложкой, а едоком, не лошадью, а ездоком, берут. Добрую
лошадь одной рукой бей, другою слезы утирай. Сытая лошадь меньше съест. И с
сытой лошади тень тоща. Видел мужик во сне хомут — не видать ему лошадки до
веку! Счастье не лошадь: не везет по прямой дорожке. На лошадь не плеть
покупают, а овес. Не лошадь везет, а хлеб (или овес). Казак сам не ест, а лошадь
кормит. Не корми лошади тестом, да не нудь ездом. Не потчуй лошади ездом, а
корми тестом; не гладь рукой, посыпай мукой. Лошадь что жернов: все мало корму.
То лошади и холя: пой да катай, а овса не давай! Лошадь молодая: первая голова
на плечах, и шкура не ворочена. Не дорога лошадь, коли у кого бабушки во дворе
нет. Жила лошадь у семи попов, по семи годов, стало ей семь годов. На худой
лошадке поскорей в сторонку. Семь деревень, а лошадка одна. На семь деревень
одна лошадь. Лошадь (кобыла) с волком тягалась, хвост да грива осталась! Нелы ль
сани, а лошади пропали. На чужой лошадке, да верть в сторонку, на краденой. В
ссуду
|
|
Экстерьер
|
|
|
Выездка: пиаффе
|
|
|
Выездка: левада
|
|
|
Выездка:круппада
|
|
|
Выездка: баллотада
|
|
|
|
Арабская порода
|
|
|
Бельгийская порода
|
|
|
Донская порода
|
|
|
Першерон
|
|
|
Пони и венгерская лошадь
|
|
|
|
Тракененская лошадь
|
|
|
Орловская порода
|
|
|
Английская чистокровная лошадь
|
|
|
Шаг
|
|
|
Иноходь
|
|
|
|
Короткая рысь
|
|
|
Усиленная рысь
|
|
|
Галоп слева
|
|
|
Галоп справа
|
|
|
Карьер
|
|
|
|
Карьер
|
|
|
жена никогда не дается, а лошадь — смотря по человеку. Лошадь молодую покупай, а
за старую денег не теряй. Игреную лошадь за рекою купи. Не купи у цыгана
лошади, не бери у попа дочери. С чем лошадь покупается, то с нее нe сьмается.
Лошадь холь, корми как сына, а берегись как ворога (как вора). Кто донских
лошадей объезжает, тот отца и мать не почитает. Калмыцкую лошадь один только
калмык и переупрямит. К собаке сзади подходи, к лошади спереди. Ты боишься
лошади, а она тебя боится. И лошадь кашляет. На потную лошадь овод валится. Нет
такой лошади, чтобы не спотыкалась. Большая лошадь хозяину не ко двору: травы не
достанет. Шутник покойник: помер во вторник, а в среду встал да лошадку украл!
Поедешь на той лошадке, что самого ездока погоняет. Две лошади белые, третья
голая, вздор. Домовой лошадь изломал, крестец надсадил, в подворотню протащил.
Лошади фыркают в дороге — к радостной встрече. Лошадь трясет голову и
закидывает ее кверху — к ненастью. Лошадь храпит — к ненастью. Лошадь фыркает —
к дождю. Зимой лошадь ложится — к теплу. Двужильную лошадь зарывай на дворе,
не то выпадет за нею еще 12 лошадей. Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет
(почему не берут с собою кошки в дорогу). Лошадь ржет — хоть обругай ее, да
здравствуй! Домовой ('или дедушка, суседко) лошади гриву завил. Выше лошади,
ниже собаки? седло. Волга-матушка добрая лошадка: все везет! Дикою лошадью
зовут, либо одичалую, в русских и южноамериканских степях, либо кулана,
джигетая киргизских степей, более похожего на осла. Водяная лошадь или водный
конь, неуклюжее животное гиппопотам. || Лошадка ниж. кобылка, кузнечик.
Лошадиный, конский, к лошадям относящийся. — день, в барщине, или конный,
рабочий день с лошадью. — праздник, 18 августа, день св. Флора и Лавра,
покровителей лошадей. Лошадиная сила, в паровых и др. машинах, вчетверо более
силы крепкой живой лошади; принятая единица, как мерило. — хвост, растение
Anabaris aphylla. Лоша ср. лошёнок и. юж. жеребенок. Лошняк м. нвг. прм. лошак
или лоншак тмб. годовалый жеребенок; составлено из лошак и лоншак (см. лони).
Лошак м. полуконь, животное от осла и кобылы (осляк или мул — от жеребца и
ослицы). Лошачиха ж. лошачья кобыла. Хвалился лошак родом-племенем. Лошаков,
ему принадлжщ. Лошачий, к ним относящийся. Лошаково ухо, растение сальный
корень, живокост, свербигуз, Symphitum. Лошачёнок м. жеребенок от осла и кобылы
(лошаки не плодны). Лошевод м. вор. конокрад (коневод, конский заводчик;
коновод, зачинщик, или хозяин коноводки).
|
|
Английская подкова
|
|
|
Венская и замкнутая подковы
|
|
|
"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"
конский волос
В прежние времена бытовало поверье, что если конские волосы оставить в воде, они
превратятся в угрей. Один из авторов «Книги дней»
(1864 г.) отмечает, что всего за несколько месяцев до написания книги один
суффолкский житель утверждал, что экспериментально доказал это. Он, по его
словам, поместил несколько конских волос в ручей, пробегавший мимо его дома,
чтобы посмотреть, что из этого выйдет. В очень недолгом времени он обнаружил в
ручье множество молодых угрей.
То обстоятельство, что некоторые виды глистов напоминают волосы из конской гривы
или хвоста, можно, вероятно, считать ответственным за знаменитое народное
средство против глистов у детей. Действуя по магическому принципу, согласно
которому болезнь излечивается чем-то напоминающим ее самое, заботливые родители
очень мелко нарезали конский волос, вдавливали в бутерброд и давали есть
ребенку.
Средство против зоба, описанное в Оксфордшире в нынешнем веке, состояло в том,
что нужно было попросить у всадника несколько волос из конского хвоста, не
объясняя ему, зачем они нужны. Если затем постоянно носить эти волосы на шее,
опухоль постепенно спадет и в конце концов совсем исчезнет.
Среди школьников существовало твердое убеждение, что если во время порки
зажимать в кулаке конский волос, то розга расщепится и ее нельзя будет
использовать, или, если не расщепится, то во всяком случае будет бить небольно.
"Энциклопедия русских примет" "ЭКСМО - Пресс" 2000
ЛОШАДЬ (КОНЬ)
Сытая лошадь меньше съест.
Конь тощой — хозяин скупой.
Погоняй коня не кнутом, а овсом.
Не гладь коня рукою — гладь мешком с овсом.
От хозяйского глаза и конь добреет.
Корм коня краше: овесец и чистит, и гладит.
Ретивому коню тот же корм, а работы вдвое.
Люблю серка за обычай: кряхтит, да везет.
Если на Феофана (25 марта) лошадь заболеет, то все
лето работать не станет.
"Будь гладка, как яичко!" — говорят на
Пасху, поглаживая лошадь яйцом.
Никола вешний (22 мая) считается покровителем
лошадей, ему заказывают молебны с водосвятием,
чтобы уберег коней от волков и
медведей и даровал табунам здоровье.
На Ивана Купалу (7 июля) полезно купать больных
лошадей.
14 августа, после первого Спаса, поят лошадей через
серебро (опустив в бадью серебряную монетку). Потом она должна скрытно
храниться под теми яслями, из которых ест сено эта
лошадь. Таким образом двор ограждается от конского падежа.
На Фрола и Лавра (31 августа) лошадиный
праздник: кропят лошадей, украшают их, прикармливают. На лошадях в этот день не
работают, не то падеж будет.
На Савву (18 декабря) нельзя ругаться тому хозяину,
у кого есть лошадь.
Лошадь храпит — к вьюге, к ненастью, фыркает — к теплу.
Лошадь фыркает — летом к дождю, зимою к метели. Трясет головой и закидывает ее
кверху — к дождю. Часто скребет ногами — к дождю.
Если лошади собираются косяком в лощину, то к непогоде, к метели.
Если лошади выходят на бугор, то к перемене погоды, к оттепели.
Копыта у лошади потеют — к теплу.
Зимою конь ложится, катается, спит на назьму — к теплу.
Если по весне дергач (коростель) крикнет прежде
перепела, то лошади во все лето будут худы; если же
перепел крикнет прежде
дергача, то лошади будут сыты.
Лошадь следует запрягать первый раз в соху именно в
тот день, в который родилось это животное; в случае, если день рождения не
известен, он выясняется с помощью жребия.
Лошадь сменяет одно положение другим, вздыхает — она больна.
Нельзя на лошади перевозить кошку, так как лошадь
от этого может похудеть.
Чепрак из барсовой кожи вреден для лошади.
Не следует возить собаку на лошади, иначе лошадь
взопреет; собака, хотя бы и самая маленькая,
необыкновенно парит (вгоняет в пот) лошадь, словно огромная тяжесть. То же
бывает, если в возу случайно окажется мышь; подобно
собаке, она также сообщает возу огромную тяжесть.
Чтобы иметь лошадей добрых, в теле, следует класть в конюшне кусок дерева,
расщепленного громом.
Хорошо на лошади перевозить табак и
шерсть, так как от этого лошадь добреет.
Если лошадь грызет землю, значит, сильная.
Едешь на лошади, а она упирается, и собака жмется к
лошади — значит, волк где-то рядом.
У норовистой лошади передние зубы (резцы) кривые. Рыжие кони хитры и злы,
особенно — светлой золотисто-рыжей масти.
Если у лошади на морде фонарь (белая отметина, заходящая на глаза) — это верный
признак дурного нрава.
Но точнее всего на скверный характер коня указывает постоянно видный белок
глаза.
Если лошадь ест корм, закрыв глаза, — скоро умрет.
С чем лошадь покупается, то с нее снимается.
Не купи лошади слепой, так не споткнется ногой.
Повод новокупленной лошади передают из полы в полу.
Глаженный (то есть хорошо осмотренный) конь лучше хваленного.
Свой глаз лучше чужого нахвалу!
Если издохшую лошадь вывозят через ворота и вперед головой, то могут околеть
оставшиеся лошади; поэтому следует вывозить мертвую лошадь со двора через
разобранное на дворе прясло и вперед ногами.
Обнося тельник изгородью, на колья натыкают
лошадиные черепа, чтобы отпугивать всякую порчу.
заговор, чтобы лошади не выходили с пастьбы на другое место
Нужно взять палку из муравейника и объехать с нею
вокруг стада три раза, а потом воткнуть посредине круга и сказать:
— Заговариваю я, раб Божий (имя рек), сей заговор над моим табуном. Как мураши,
где ни ходят, ни гуляют, а приходят и не отлучаются от своего гнезда, — так бы
мои добрые кони, вороные, гнедые, не вышли бы из своего круга; век по веку,
аминь. Встану я, раб Божий (имя рек), благословясь, пойду перекрестясь, из
избы в двери, из
ворот в ворота, в чистое поле к острову Буяну, к
Георгию Храброму и скажу: Той еси,
Георгий Храбрый, укрепи своей силой мощной мое
стадо, чтобы оно от поступа не разбегалось, а ходило бы в куче смирнехонько, ело
хорошохонько и было глаже гладкого горностая". И заключу слова мои поклоном
низким. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Встану я, раб Божий (имя рек), пойду
перекрестясь из избы в двери,
из ворот в ворота, а из ворот в чистое
поле, и поклонюсь на все четыре стороны и скажу:
'Той еси, Георгий Храбрый, исцели от недуга и
всякой скорби стадо раба Божия (имя рек) и пошли все недуги и скорби на нечистые
гады". Заключаю мои слова поклоном низким.
Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.
ЛОШАДЬ
Символ животной жизненной силы, скорости и красоты. За исключением Африки и
Северной и Южной Америки, где лошади загадочным образом исчезли на многие
тысячелетия, до тех пор, пока испанцы не ввезли их, лошадь везде связывали с
приходом господствующих цивилизаций и с превосходством. Объезженная лошадь —
важный символ власти; отсюда популярность конных статуй. В наскальной живописи,
как и в романтической, лошади «плывут по поверхности» — воплощение силы жизни.
Они ассоциировались со стихийной силой ветра,
бури, огня,
волн и текущей воды.
По сравнению с другими животными, их символизм ограничен в наименьшей степени,
он простирается от света к
тьме, от неба к земле,
от жизни к смерти. Во
многих обрядах лошадь служила символом непрерывности жизни. Каждый октябрь
римляне приносили лошадь в жертву богу войны и плодородия
Марсу и сохраняли ее хвост в течение зимы
как символ плодородия. По древним поверьям, лошадь знала тайны загробного мира,
земли и циклы ее развития. Этот ранний хтонический символ был замещен более
широко распространенной ассоциацией лошади с богами солнца
и неба, хотя лошади продолжали играть роль в
похоронных обрядах в качестве проводников или посланцев в загробный мир. Лошадь
без седока до сих пор используется как горький символ в похоронах военачальников
и государственных деятелей.
Смерть обычно представлялась в виде черной лошади, но она же едет и на бледном
коне в книге Откровение. Белая лошадь почти всегда солнечный символ света, жизни
и духовного просветления. Она эмблема Будды
(сказано, что он покинул земную жизнь на белой лошади), индуистского
Калки (последнего воплощения
Вишну), милосердного Бато Каннон в Японии и
Пророка в исламе (для которого лошади были
эмблемами счастья и благополучия). Христа иногда
изображают верхом на белом коне (христианство таким образом связывает коня с
победой, восхождением, мужеством и великодушием). Белая лошадь, символизирующая
меловые земли Южной Англии, изображалась на знаменах саксов; возможно, эта
символика была связана с кельтской богиней-лошадью Эпоной,
которая пришла из римской мифологии и считалась покровительницей лошадей.
Крылатые лошади также солнечный и духовный символ. Лошади везут колесницу
солнца в античной, иранской, вавилонской, индийской
и скандинавской мифологиях. На них скачут многие другие боги, включая
Одина, чей восьминогий конь
Слейпнир символизировал восемь ветров. Облака были лошадьми
валькирий, скандинавских дев-воительниц,
служительниц богини Фрейи. Хотя лошадь в основном
связывалась со стихийной или врожденной силой, она может символизировать и
скорость мысли. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой
предсказания. Они ассоциируются с сексуальной энергией, порывами желания или
вожделением, как на картине Фузели «Ночной кошмар»
(1781) молодая девушка видит во сне, что лошадь с безумными глазами просовывает
голову под полог ее кровати.
"Энциклопедия символов", Шейнина Е.Я. Издательство "Торсинг" Москва 2003
Конь
Символ солнца, степи. Конь символизирует грацию и
мужество. Белая лошадь была эмблемой саксов и Ганноверского королевского дома.
У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно восходящему
и заходящему солнцу.
Нагруженная лошадь является символом человеческого тела, несущего ношу своей
духовной конституции. Либо, наоборот, это символ духовной природы человека,
несущей на себе бремя материальной личности.
Троянский конь — символ коварства под видом подарка.
С точки зрения герметического знания, деревянный троянский конь, вмещающий в
себя отряд, готовый к захвату города, представляет человеческое тело, скрывающее
в себе бесконечные возможности, которые развиваются позднее и завоевывают все
окружающее.
В геральдической символике конь сочетает свойства нескольких животных: храбрость
льва, зрение орла,
силу вола, быстроту оленя
и ловкость лисицы. В гербе всегда изобра-
герб
Штудгарда
Пегас
жается в профиль. Называется бешеным (effare, carbe), если представляется
поднятым на дыбы, играющим (anime), если цвет глаз
отличается от цвета тела, диким (gai), если он без узды,
взнузданным (bride), оседланным (selle), покрытым латами (barde), попоною (caparaconne).
При описании точно указывается цвет украшения, сбруи
и покрова коня.
В символике тибетской медицины конем называют вещество, которое сопровождает
основное лекарственное средство к пораженному органу.
Пегас
Крылатый конь; символ поэтического вдохновения. Пегас — волшебный конь,
родившийся из туловища убитой Персеем горгоны
Медузы. Впоследствии вознесся на
Олимп, где доставлял Зевсу
молнии. На укрощенном им Пегасе мифологический
герой Беллерофонт победил трехглавое чудовище
Химеру. (Иносказательно: крылья
Пегаса возносят выше крыльев
Химеры!)
Древние связывали Пегаса с богиней зари Эос и
считали, что он после смерти Беллерофонта был
помещен на небе в виде созвездия Пегаса.
В III веке до нашей эры александрийские поэты создали о Пегасе представление как
о коне поэтов. Выражение «оседлать Пегаса» означает стать поэтом.
Кони в Библии
В Библии, в книге пророка Исайи сказано: «Горе тем, которые идут в Египет за
помощью, надеясь на коней и полагаясь на колесницы,
потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на святого
Израилева не взирают и к Господу не прибегают! Египтяне — люди, а не Бог, и кони
их — плоть, а не дух» (XXXI, 1-3).
Одновременно с этим конь в Библии — воплощение статности, красоты и
грациозности, совершенного творения Божьего. Жених уподобляет свою возлюбленную
кобылице в колеснице фараоновой.
Конь — символ силы, быстроты и неутомимого бега; символ бесстрашия, военной
доблести и славы.
«Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? Можешь ли ты испугать его как
саранчу? Храпение ноздрей его — ужас! Роет ногой
землю и восхищается силою; идет навстречу оружию. Он смеется над опасностью и не
робеет и не отворачивается от меча...» (Иов. XXXIX, 19 - 25).
В «Откровении» Иоанна Богослова говорится о четырех конях. Конь белый означает
чуму, конь рыжий — войну, конь вороной — голод, конь бледный — смерть. Четыре
коня Апокалипсиса означают эсхатологический конец света.
В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
КОНЬ м. стар. комонь, славянское. клюся, стар. арабс. фарь;
лошадь; лошадь добрая, не кляча: на юге, сев. и в Сиб. редко говорят лошадь:
жеребец или мерин, не кобыла; особ. верховая лошадь. Кляча воду возит, лошадь
пашет, конь под седлом. Годовалый жеребенок, лоншак (от ланской, лони), иногда
произн. лошняк, и путается с лошаком. По третьему году, стригун, остригают
гриву, астрах. доган. Дикая лошадь, тарпан, а особый вид ее, киргизский,
джигетай, кулан. || В шахматной игре, шашка вырезанная конем. || Верхний брус на
кровле, под коньком; такой же продольный брус под кровлей или палубой речных
судов, на стойках, от которого идут вроде стропил к бортам чоблоки. Он ходит
конь конем, здоров, бодр. Царство без грозы — конь без узды, стар. Не конь
везет, Бог несет. Конь не выдаст, и враг не съест. Помилуй (вынеси). Господь,
коня и меня! Конь под нами, а Бог над нами, казачья. Жалеть коня, истомить себя.
Конь мой, конь, ты мой верный друг! Конь мой вся моя надежда. Кто коней меняет,
у того хомут гуляет. Если больной бредит дорогой (о дороге, о конях), то умрет.
Конь воина обнюхивает, убитым быть. Конь копытом сдачи дает. Добр конь, да
копыта отряхивает. Где конь ложится, тут и шерсть валится. Счастье не конь (не
кляча): хомута не наденешь, или: не взнуздаешь. Кто в кони пошел, тот и воду
вози. Счастье на коне, бессчастье под конем. Счастливый на коне, бессчастный пеш
(или под конем). Хотелось на коня, а досталось под коня. Пропал конь, так и
оброт в огонь! Увели коня, так возьмите и оброт. Куда конь с копытом. туда и рак
с клешней. Весело коням, когда скачут по полям. Хорош конь, хорош и датина. Конь
до коня, а молодец до молодца. Добрый конь не без седока (не без корму). Чей
конь, того и воз. Даровому коню в зубы не смотрят. Непродажному коню и цены нет.
С чужого коня и середи грязи долой. Спит, как коней продавши, напившись с
могарычей. Заемщик на коне ездит, плательщик на свинье, ни с месга. Все люди на
конях, а конный пеш. Прыгнул бы на коня, да ножки коротки. На коне сидит, а коня
ищет. Волк коню не товарищ. Чешись конь с конем, а свинья с углом. Свинье коню и
рылом под хвост не достать. Конь горбат, не мерину брат. Деньгами коня не
купишь, а удачей. Бурого коня за рекой примечают. Купи коня, и хода твоя (хода
даром). Конь с ходой, а хода с конем (идет, продается). Конь ко двору пришелся:
суседко колтун сколтунил. Обойдешь, огладишь, так и на строгого коня сядешь.
Стой конь, не шатайся, никому в руки не давайся! Конь, нога бела, 10 рублев: две
ноги белы, 20 рублев; три ноги белы, 30 рублев; а четыре ноги белы, 4 рубля.
Коню не верь — кобылью голову найдешь, и ту зануздай! Неверь жене в подворье, а
коню в дороге. Не отведывай счастья (не надейся на счастье), не купи коня хрома!
Не ржут други (кони), а лают! Кони ржут, к добру. Кабы на добра коня не спотычка,
цены б ему не было! Конь без спотычк, корова без передою, да закром без
переводу! Конь о четырех ногах, да спотыкается. Был конь, было и поезжено. Был
конь, да изьездился. Одним конем всего поля не изъездишь. Выше меры и конь не
скачет (не прянет). Усталому коню хомут не хомут, все неладно. Старый конь
борозды не портит. Погоняй коня не кнутом (или гладь коня не рукою), а овсом.
Доброму (или ученому) коню лишь плеть покажи. Не накормлен конь, скотина, не
пожалован молодец, сиротина. Вола гущей откормишь, коня гущей раздуешь
(распучишь). Сенным конем не ездить, соломеным конем не орать. Рабочий конь на
соломе, а пустопляс на овсе. Корм коня дороже. В худого коня корм тратить, что в
худую кадушку воду лить. Конь гнед, да шерсти на нем нет: передом сечет, зад
волочет. Конь тощой — хозяин скупой. От хозяйского глаза и конь добреет. Сыпь
коню мешком (холь, гладь коня мешком). так не будешь ходить пешком. Конь копытом
бьет, удила грызет. Конь бежит. земля дрожит: из ушей полымя пышет, из ноздрей
дым столбом. Седлай порты, надевай коня! Найди пегого коня, да чтоб был весь
одной масти! Ехал не конем, погонял не кнутом, жег не палку, угодил не в галку;
сварил, не отеребил? на лучину рыбачить. На избном коньке пестра подушка лежит?
звёзды. Конь скакун, скаковой, для скачки, легкий и скорый на скаку; беговой, у
которого сильная побежка, рысь или иноходь, рысак и иноходец; конь шагистый, с
крупным шагом; конь с ходою, у которого шаг частый, близкой к рыси. Конь водный,
болотный, животное гипопотам. Конь морской, сивуч, род тюленя с гривою, Рhoca
jubatа. Конь-камень, тул. и др. стоящий от природы или на могиле, кургане камень
на ребро, стоймя; под конем, по поверью клад; камень по ночам, обращаясь в коня,
скачет тяжким топотом по полям и ржет.
Конек м. умалит. конь; особ. употреб. в знач. коня или гребня кровли, стыка двух
скатов, князек, охлупень, шелом, череп, черепное бревно. || Колодочка с
подрезом, стальною полосою, которых пара пристегивается к подошвам для бегу по
льду. Коньки бывают бороздчатые, нарезные, с бороздкою по ребру подреза, и
гладкие. || Насекомое кузнечик, кобылка, скакунчик,. Gryllus || Рыбка с конскою
головкою и шейкою, Syngnathus hippocampus, морской конек. || Арх. вид съедобного
гриба. || Лощилка, лощило, у сапожников. || Мельничный шестик, привешенный к
ковшу и лежащий другим концом на жернове; им потряхивается ковш. || *Чья либо
слабость, охота, страсть. У каждого свой конек. Политическая экономия его конек.
|| Коньки также круглые качели с деревянными конями. Коньковый, к коньку,
конькам относящ. Коник умалит. конек; морской коник, рыбка с конской головкой;
|| прузик, кузнечик или кобылка. См. также койка. Конища м. увелич. конь. Конище
ср. ряз. конское пастбище, место, где пасется табун, а иногда || самый табун,
косяк. Коня ср. коняшенок, коняшка м. в отличие от кобылки, жеребя, жеребенок.
Конев, коню прнадлежщ. Коневы ноги, коневы ясли. Коневий, конячий стар. и южн.
конский или кониный, лошадиный, к коням относящ., им прнадлежщ., свойственый.
Конским хвостом пепелище размету. Коневий лук, растен. Teucrium scordium. —
щавель, растен. Rumex (hydrolapathum, obtussifolius и пр..), он же конечки.
Конская грива, растен. Eupatorium cannabinum. Конский гриб, поганка серая,
Аgaricus cinereus. — каштан, желудник, дикий каштан, дерево Aesculus
hyppocastanum. Конский хвост, вид хвоща, конехвост, Equisetum palustre. Кониное
мясо. Конский барышник, торгующий из барыша лошадьми; звание непочетное, даже
бранное, потому что тесно связано с плутовством разного рода. У барышиков есть
свои выражения, по ремеслу, непонятные сторонним: искаженные татарския слова и
счеть Коневий товар. Конячье копыто. Конский хвост, грива; конская скачка, бег.
Иногда употреб. Коневый, и пр. коневый товар, коневья юфть. Коневатый, конястый,
на коня похожий видом или побежкою, тупотнею и пр. Коневина, конина или конятина
ж. кобылятина, конское, лошадиное мясо; || конская шкура. Коневник м. стар.
конный ратник; || пск. работник у невода, с лошадью. Конязь, вершник; конник,
всадник, конный воин, кавалерист. || В ночную конязем ездит; чередовой конязь,
ряз. тамб. чередовой табунщик, стерегущий лошадей. || Перм. сарай для конской
сбруи. См. коник. Конница ж. собират. конное войско, кавалерия, верховая рать.
Конный, к коням относящ.; верховой, сидящий на коне, или у кого есть верховая
лошадь. Конная площадь, конный базар, рынок. Конный бег, ристанье. Конный ворот,
конная толчея, приводимые в движение лошадьми. Конный ратник, —полк. Конные
казаки в строй, безконные (пешие) к обозу. Худоконные казаки отстали, а дошли
одни доброконные. Конная артиллерия, у коей прислуга верхом. Конная статуя.
Пеший конному не товарищ. Конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот. Ни
конному, ни пешему не нагнать, ни царским указом заворотить? вестей. Ни пешему
проходу, ни конному проезду. Конная ж. конная площадь, базар, торг, рынок, где
продаются лошади. Конничный, —нический, к конникам или коннице относящ. Коневник
м. трилистник, дятельник, Тrifjlium pratensе. Коневщик м. новг. работник с
лошадью, на ильменской рыбной ловле. Коняк м. ряз. или конятник тул. орл.
конский щавель, Rumex acutus. || Конятник, —ница, также любитель лошадей.
Конековка, коняковка ж. растен. Vucua sativа, кормовой, мыiиный горошек, и
Securigella coronillа. Конюх м. служитель при конях, для чистки и корму лошадей,
особ. верховых и охотничьих или заводских. || Конский пастух. || Твер. ниж.
ковш, ковшик, говор. также конюк, конюшек. Конюхов, ему, конюху прнадлежщ.;
конюший, к конюхам относящ. Конюшня ж. конюшник м. строение разного вида, в
котором держат лошадей. Конюшенный, к конюшне относящ. — корм, овес и сено,
заготовленный, не подножный. || В виде сущ. главный конюх, а у владетельных
особ, почетное звание заведующего конюшнями, конюший, а ныне шталмействер.
Конюшина ж. твер. пск. коневина, конская шкура; || растен. конский-щавель.
Коняшка м. ряз. жеребя, жеребенок (не кобылка). Конишка, кляча, кляченка,
лошаденка. Конек, а иногда коник умалит. по множеству сторонних значений слов
этих, см. их на своем месте.
Коника ж. растен. чернобыль, быльняк. Коница ж. растен. истод. Коничник м.
растен. Аlhagi camelorum, колкая, щетинная трава, калмыцкие шилья. Коневод,
коновод, коноводец, коноводчик м. конный или конский заводчик, кто разводит
лошадей, держит маток и жеребцов. || Коновод, извозчик, погонщик лошадей,
тянущих бичеву берегом, подымаюших суда тягою, на лямках. В Старой Руси, слово
это бранное. || Зачинщик, см. кон. Коноводка ж. коноводное судно или машина:
самое огромное и неуклюжее из всех волжских судов, на котором держат сотню и
более лошадей, для обращения, на три смены, конного ворота, коим тянется судно
по завозу и тащит за собою несколько подчалков с хлебом, до 300 т. пудов. Лошади
закупаются в губ. Саратовской, Самарской, Симбирской, Казанской, Оренбургской,
Вятской, Пермской и распродаются выгодно в Нижнем и в Рыбинске. Пароходы
вытесняют коноводку. Коневодство, коноводство ср. занятие коновода, промысел
конного заводчика, разводка лошадей. Коноводский, коноводственый, к коноводству
относящ., прнадлежщ. Конепас, конский пастух, табунщик. || Конепас, конюх,
улита, степняга, степной кулик, кроншнеп, Numenius arcuata. Конепаства,
конепастьба, пастьба коней, особ. по ночам; также || место, где кони пасутся.
Конепасный, относящ. до пасения табунов, вообще до присмотра за ними на
подножном корму. Конеристанье, —ристательство ср. бег и скачка, состязание
разного рода и вида на лошадях, джигитовка, наездничество, в значения искусства
и действия; конеристалище, то же, в знач. действия и места, где оно происходит;
поприще скачки, наездничества, ристанья; ипподром. Конеристалищный, к конным
играм относящ. Конехвост м. полевой хвощ, конский хвост. || Индейский, китайский
бык, горбатый, с конским хвостом, як, кутас. Конехвостка, такая же корова.
Конобоиться, см. кон. Коновал м. простой, неученый конский лекарь; коновальством,
ремеслом этим, промышляют цыгане и другие тунеядцы, напр. Егорьевцы Рязанской
губ. Коновалов, ему принадлежш.; коновальский, им вообще свойственый;
коновальный, к ним относящ., либо к коновальству принадлежщ. Коновалить,
заниматься и промышлять коновальством. Коновальчик, растен. Trifolium alpesrе,
красная кашка. || Тrifolium montanum, белоголовка, коневник. Коновязь ж.
устройство для привязки лошадей на открытом воздухе: надолбы с прогоном: колья с
протянутою по ним веревкою. Коновязный, к коновязи относящ. или прнадлежщ.
Коновязный кол не подковный гвоздь. Коне(о)клад м. конекладчик м. коновал, либо
иной кто, занимающийся кладкою жеребцов. Конокрад, конекрад, коневор, конный
тать, промышляющий кражею лошадей и угоном их; бранное прозвище курганцев,
вообще татар и || комиссаров для прекращения конокрадства ср.. воровского
промысла конокрадов. Конокрадный, к конокрадам относящ. Конноартилерийский,
конной артилерии прнадлежщ.. Конногвардейский, прнадлежщ. к конной гвардии, как
у нас называется один полк. Конногвардеец, служащий в этом полку.
Коннозаводский, относящ., прнадлежщ. к конским заводам или к коннозаводству ср.
знанию распложения лошадей. Конножелезная дорога, народное, конка, рельсовый
путь, по которому вагоны возятся лошадьми. Коннопионерный, относящ. к разряду
пионеров, образующих конницу. Коннопионер м. служащий в этом войске. Коннопеший
полк, войско; драгунский, одинаково приспособленный к конному и пешему строю и
бою.
Большая советская энциклопедия
Костяные коньки известны народам северных стран с 12 в.,
деревянные с железными полозьями появились в 14—15 вв., металлические — в конце
17 в. и в начале 18 в. (впервые в Нидерландах и Англии), спортивные для С. б. и
фигурного катания — в конце 19 в. (беговые коньки сконструированы норвежскими
конькобежцами К. Вернером и А. Паульсеном в начале 80-х гг. 19 в.). Первые
конькобежные общества созданы в Норвегии (1864), России (1877), первая
национальная федерация К. с. учреждена в Великобритании в 1879, впервые крупное
международное соревнование конькобежцев состоялось в 1882 в Вене. С 1890
международные соревнования по С. б. организуются в России. Первое официальное
первенство России проведено в Москве в 1889 (чемпион — А. Н. Паншин, победивший
в том же году на 2 дистанциях 1-го неофициального чемпионата мира). В 1892
создан Международный союз конькобежцев — ИСУ. С 1893 проводятся чемпионаты мира
(в 1896 и 1903 — в Петербурге) и Европы среди мужчин. С 1911 в России в
соревнованиях по С. б. стали участвовать женщины (на дистанции 500 м).
Лошадиные, лошади (Equidae), семейство из отряда
непарнокопытных. Включает 3 подсемейства, объединяющие около 20 родов, в том
числе ряд вымерших (гиракотерий, анхитерий, мезогиппус, миогиппус, мерикгиппус,
гиппарион, плиогиппус) и единственный ныне существующий род лошадей. К Л.
принадлежат очень разнообразные по внешнему виду и строению животные. За
исключением самых древних (эоценовых) представителей, Л. имеют стройное, лёгкое
строение, высокие ноги с сильно развитым массивным 3-м пальцем, одетым роговым
чехлом — копытом; 2-й и 4-й пальцы сильно редуцированы, а у настоящих лошадей
отсутствуют. Лицевая часть черепа сильно удлинена, коренные зубы высокие,
гипсодонтные (растут по мере стирания). Эволюция Л. шла по пути приспособления к
быстрому бегу на открытых пространствах и к питанию жёсткой растительной пищей.
В процессе эволюции конечности удлинялись, суставы выпрямлялись, средний палец
становился массивным, боковые постепенно редуцировались. Лицевая часть черепа в
связи с увеличением коренных зубов удлинялась. Предкоренные зубы приобрели облик
коренных и сложную складчатую жевательную поверхность. История Л. хорошо изучена
в Северной Америке, где они обитали с раннего эоцена до позднего плиоцена. В
Восточном полушарии в разные отрезки геологического времени существовали
представители Л., не связанные друг с другом эволюционно; предки настоящих
лошадей появились тут из Северной Америки в позднем плиоцене и в разных частях
своего обширного ареала дали начало разным группам современных лошадей. История
развития Л., детально изученная В. О. Ковалевским, — классический пример
исследования конкретных путей эволюции большой группы животных.
Последовательный ряд ископаемых лошадиных: 1 — гиракотерий; 2
— миогиппус; 3 — мерикгиппус; 4 — лошадь.
М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"
"Жилище в обрядах и представлениях восточных славян" А. К. Байбурин Ленинград
"НАУКА" 1983 г.
Особый интерес вызывает верхняя часть крыши. «На щель,
образуемую сходящимися наверху тесинами обоих скатов, насаживалось сверху
толстое бревно с угло¬ватым желобом снизу; это — охлупень, шелом. Своей тяжестью
он зажимал тесины кровли и удерживал их от сноса ветром. Переднюю, комлевую
часть охлупня, прикрывающую с фасада стык тесин и торец князевой слеги, часто
обтесывали в виде коня или птицы».145 Верхнее ребро князевой слеги (коня)
называлось конек или князек. Изображение лошадиной головы на крыше связано,
по-видимому, не только с космической («солнечной») символикой коня.146 Учитывая
сказанное в разделе о «строительной жертве», можно сделать предположение о
наличии связи между конскими головами, приносившимися в жертву, и «коньками» на
крыше. Дом, как бы «выраставший» из закопанной в землю конской головы,
увенчивался ее же изображением, что придавало всему жилищу вид коня в плане
общего архитектурного реше¬ния.147 Аналогия дом — конь включает, по-видимому,
еще один семантический пласт: представления о жизни и смерти.148 Известно, что
конские черепа, выставленные на изгороди, на шестах, имели значение оберега.
И, наконец, конек (князек) на крыше можно рассматривать как одну из реализаций
общеиндоевропейского мотива коня у мирового дерева, подробно рассмотренного Вяч.
Вс. Ивановым,149 при том, что дом, как уже неоднократно говорилось, может
выступать в роли субститута мирового дерева. Вяч. Вс. Иванов рассматривает коня
у мирового дерева как замену человеческой жертвы. Для нас важен и сам факт
замены. То, что именно конь рассматривался во многих культурных традициях как
наиболее адекватная замена человека, служит еще одним подтверждением нашей
интерпретации синонимии «конька» и «князька».150
|