Флора и Лавра

Спонсор странички :

Ильин день

Март
Апрель

31 августа

Имена: Георгий, Денис, Илларион, Макар, Фрол.

Оглавление:

Краткая энциклопедия славянской мифологии

Древняя Русь в лицах

Народный календарь

Энциклопедия русских примет

 

Краткая энциклопедия славянской мифологии

ФРОЛЫ — день памяти Флора (Фрола) и Лавра (Лавёра) —лошадников, конский праздник (31. VIII). Согласно легенде, братья Флор и Лавр были каменотесами, верующими в Христа; полученные за работу деньги они раздавали нищим, а сами соблюдали строгий пост и проводили много времени в молитвах. Однажды, когда они трудились над постройкой языческого храма, сын местного жреца неосторожно подошел слишком близко, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его; братья обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление, и взяли юношу к себе, наставили в вере в Христа и, после того, как юноша исповедал ее, помолились о нем, и глаз его исцелился (после чего отец юноши также уверовал во Христа). Но по окончании стройки храма братья собрали христиан, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест, за что были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.
Флор и Лавр повсеместно почитались как покровители лошадей; их образ во многих губерниях вешали в конюшнях с правой стороны, над яслями. В некоторых местах такое представление об этих святых объяснялось легендой, являвшейся, очевидно, переделкой библейского предания. Легенда эта гласила, что оба брата, Флор и Лавр, жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы; один раз работа их была настолько неудачна, что земля обвалилась и похоронила их обоих, да так, что никто этого и не заметил. Но вскоре из-под обвала стала сочиться вода, и вскоре местные жители заметили, что одна чахлая лошаденка, приходившая туда и пившая эту воду, начала вдруг добреть и здороветь. Хозяева из этой деревни принялись гонять туда своих лошадей, и все лошади вскоре стали выглядеть так, словно за ними ухаживали лучшим образом. Тогда мужики раскопали колодец и наткнулись там на Флора и Лавра: братья стояли с железными лопатами в руках, целые и невредимые.
Известна была и другая легенда, объяснявшая связь Флора и Лавра с лошадьми. Согласно этой легенде, один мужик на второй день Спаса выехал в поле пахать, чтобы посеять озимую рожь; но лошадь его заартачилась и остановилась, и мужик с бранью и проклятиями принялся хлестать ее кнутом, а потом начал колотить и палкой, пытаясь заставить ее работать и угрожая в случае неповиновения вспахать на ней целую десятину в один день. Лошадь пала на колени и заржала, и в этот момент на поле вдруг появились два странника с посохами, которые спросили у мужика: «За что ты бьешь лошадь? Ведь ты ответишь за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день -Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним».
Очевидно, в связи с подобными легендами, день этих двух святых — покровителей лошадей был связан в народном сознании с лошадьми и именовался «конским праздником». В этот день на лошадях ни в коем случае не работали, давая им отдых; правда, в некоторых местах в этот день принято было устраивать конские скачки, но и в этом случае седлать лошадей было не принято. Лошадей на Фролы купали, завивали лентами их хвосты и гривы и хорошо кормили, а также приводили их к церкви для окропления святой водой. Этот обычай соблюдали повсеместно, и даже крестьяне придерживались его: неказистых, но выносливых крестьянских лошадок с утра кормили «в полную сыть», в том числе и овсом, и даже круто посоленными яичными хлебцами, а также расчесывали им гривы и хвосты; девки вплетали в них ленточки, кусочки кумача или ситцев ярких цветов, после чего хозяева пригоняли их к церкви, где священники служили молебен святым мученикам и кропили лошадок святой водой (на окропление каждый хозяин считал обязательным пригнать если не всех, то хотя бы одну лошадь).
Вообще, для «конной мольбы» в некоторых местах (например, в вологодских и ветлужских лесах) существовали особые деревянные часовни, предназначенные специально для чествования мучеников в день их памяти. Некоторые из этих часовен были значительно удалены от сел и ставились на лесных полянах; в течение года они обычно бывали совершенно заброшенными и забытыми, но на праздник мучеников к ним собирались толпы народа со всех окрестных сел. После торжественной обедни прихожане — кто верхом, кто в телеге, а кто и пешком — отправлялись, по народному выражению, «к пиву»; лошадей на таких сборищах собиралось столько, что они нередко занимали всю поляну перед часовней. В часовне совершались молебны, а иногда и водосвятие, причем в конце службы священник выносил крест со святой водой, благословлял крестом и все время кропил водой, а прихожане проводили мимо него лошадей (при этом иногда считалось, что следует объехать на лошади вокруг часовни три раза), и каждый хозяин следил, чтобы хоть одна капля святой воды непременно попала на лошадь. Когда же все лошади объезжали церковь, священник осенял крестом и говорил: «С Богом», после чего все прихожане разъезжались по домам. Впрочем, нередко по окончании молебствий многие хозяева с лошадьми отправлялись на ровное поле, обыкновенно располагавшееся примерно за версту от часовни, где устраивались скачки.
«Фролы» в народе отличались особым торжеством и обилием различных яств. Хозяева к этому дню мыли и чистили избы, наряжались и готовили угощение, в том числе варили пиво: на «Фролах» даже женщины нередко давали себе волю и выпивали более обычного; при этом, однако, в некоторых местах (преимущественно в лесных губерниях) мужики, даже любители винца, пили очень мало, а некоторые даже отказывались совсем, но зато бабы пили и за себя, и за мужей, так что вечером едва добирались до дому.
Вероятно, такой обычай, как и обыкновение устраивать на «Фролы» скачки, являлся остатками какого-то древнего праздника, связанного с лошадьми (или даже со скотом в целом) и приурочивавшегося к этому дню в языческие времена. На это, возможно, указывает и обряд жертвоприношения, сохранившийся в некоторых местах вплоть до XIX в. и заключавшийся в том, что на вспаханное под пар поле приводили жертвенных животных (обычно молодых бычков), которым «жрец» перерезал горло; потом с животных сдирали шкуру, отрезали ноги и жарили туши на кострах; около двух часов ночи раздавался удар в колокол, возвещающий, что жертвенное кушанье поспело, и все собравшиеся немедленно набрасывались на горячее мясо, причем при дележке нередко образовывалась драка, так как мясо это в народе считалось обладающим «особым священным свойством», и каждый из участвующих в обряде желал первым получить лучший кусок.

Древняя Русь в лицах

Святые мученики Флор и Лавр

Судьба этих греческих святых в Древней Руси по-своему удивительна и трудно объяснима.
О братьях-близнецах Флоре и Лавре можно было узнать из греческих житий, переводы которых на русский язык появились по крайней мере в XV веке под названием «Мучения святых страстотерпцев Флора и Лавра» («страстотерпцами» называли святых, которые претерпевали во имя веры в Бога величайшие страдания — страсти). Братья жили в Иллирии (по другим версиям — во Фракии; время их жизни тоже указано разное — колеблется от II до IV столетия). Они были известными каменотесами-строителями. Правитель соседней страны, узнав об их мастерстве, попросил иллирийского правителя Ликиона прислать ему братьев для постройки языческого храма (по другой версии, на земле Ликиона стоял недостроенным древний храм, посвященный Геркулесу, и правитель задумал завершить его). Флор и Лавр были преданными христианами. Их учителя Прокл и Максим, тоже христиане, подверглись в свое время мученической казни. Явившись в чужую страну, братья стали проповедовать христианство и многих обратили в новую веру. Во время постройки храма случилось чудо. Сын жреца Анастас наблюдал за работой, и отскочивший осколок камня выбил ему глаз. Жрец готов был обвинить в случившемся братьев. Те увели юношу к себе и сказали ему, что зрение вернется, если он поверит в силу Христа и они попросят Бога об исцелении. Тот согласился, братья начали горячо молиться, и глаз чудесным образом восстановился. Этот случай заставил и самого жреца уверовать в Христа. Дело кончилось тем, что был возведен не языческий, а христианский храм. Верующие вместе с братьями истребили идолов, которые предназначались для храма. Участников этой расправы правитель повелел подвергнуть сожжению, а Флора и Лавра после жестокого наказания отправил домой. Здесь Ликион долго и безуспешно уговаривал братьев отречься от Христа, и в конце концов потерял терпение и велел сбросить их в безводный колодец и засыпать землей. Много лет спустя, уже при императоре-христианине, стали искать место гибели мучеников. Нашли некоего Зотика, казнившего братьев, но он после совершенного злодеяния ослеп и места казни указать не мог. Тогда «по божественному волеизъявлению» он прозрел и нашел это место. Когда колодец откапывали, земля сама поднималась, потом из глубины повеяло благоуханием и кости умерших открылись в своем серебряном блеске. Здесь была воздвигнута церковь, а позднее мощи святых перенесли в Константинополь. Есть еще одна версия жития о том, как Флор и Лавр стали строгими последователями Христа. Братья якобы служили под началом жрецов богини Немезиды, но однажды во сне им «явилось видение», и после этого они сразу перешли в воинство Христа. Рассказы о верной службе братьев Христу и о пережитых ими страстях остались далеко на периферии народных представлений о Флоре и Лавре, равно как и сведения об их искусстве каменотесов. В народе за ними укрепилась совсем другая слава — истовых и бескорыстных покровителей лошадей: святые оберегали их от зверя, от капризов природы и от людской несправедливости. Главным предметом постоянной заботы братьев была рабочая крестьянская лошадка. В Древней Руси возник специальный праздник, и обязан он был одному случаю. Какой-то мужик до того замучил свою лошадь на пашне, что она тут и упала. Хозяин принялся нещадно бить ее. Явились два странника с посохами в руках и стали пенять мужику: у него самого каждую неделю бывает хоть один праздничный день, а лошадь должна работать круглый год без отдыха. Флор и Лавр (это были они) заявили, что Бог приставил их защищать лошадей, и велели мужику в их день (18 августа — по старому стилю) привести свою лошадь к церкви и объявить всем сделать то же, если они хотят, чтобы лошади их были здоровы, крепки и охочи до работы. Вот так якобы и установился на Руси «лошадиный праздник», связанный с днем святых Флора и Лавра. В этот день было принято на лошадях не работать (а то падеж будет!), а сводить лошадей к церквам, к специальным часовенкам, которые ставились где-нибудь на лесных полянах, неподалеку от ровного поля. Лошадей ради такого дня хорошо кормили,
чистили, расчесывали им гривы, вплетали ленты. Совершались молебны, и лошадей окропляли святой водой. Пекли специальный хлеб, и на нем оттискивали знаки в виде конских копыт. Торжество включало скачки — при этом коней не седлали, чтобы они не думали, будто и здесь заняты работой. Участники праздника не забывали и себя — тут же устраивалось пиршество.
Легенда приписывала Флору и Лавру способность исцелять лошадей и возвращать им силу. Рассказывали, что братья занимались рытьем колодцев и однажды их завалило. Никто не хватился их, но на месте обвала появилась вода. Какая-то хилая лошадка, попив ее, обрела отличную стать. Тогда пригнали других лошадей — и с ними произошли чудесные изменения. Люди вырыли здесь колодец — и обнаружили живых Флора и Лавра с лопатами в руках. Вот как на русской почве преобразился житийный рассказ о чуде с колодцем.
С днем святых братьев у народа связаны разного рода приметы и хозяйственные советы: «Со Флорова дня засиживают (то есть работают допоздна, когда уже огонь зажигают) ретивые, а с Семена (1 сентября) — ленивые»; «Флор с добром, а Флориха с навозом»; «Кто сеет рожь на Флор-день, у того родятся флорки (то есть пустоцветы)». Характерно, что в древнерусской иконописи Флор и Лавр были представлены в первую очередь именно как покровители лошадей. Иконы были яркие, сверкали красками, излучали радость и торжество. Обычно композиция их была такая. Наверху изображался архангел Михаил, он держал в руках два конских повода и одновременно благословлял стоявших ниже по сторонам святых. Близнецов никогда не писали похожими: Флор изображался с бородой и усами, Лавр выглядел более молодым (здесь иконописцы следовали правилу: когда на одной иконе писали обоих святых, то одного надо было изображать бородатым). Еще ниже выступали оседланные кони-красавцы одной или разных мастей — ослепительно белой и вороной. Архангел благословлял братьев сесть на них. И, наконец, совсем внизу толпился табунок коней, которых гнали три пастуха.


Сюжет этой иконы толковался по-разному. По одному толкованию, у пастухов пропали кони, они обратились за помощью к святым, а те, в свою очередь, попросили архангела Михаила. Икона фиксировала тот момент, когда архангел возвращал потерянных коней: все довольны, и радостью дышит картина. Другая легенда рассказывала, что как-то в Новгородской земле свирепствовал падеж и, чтобы прекратить его, архангел Михаил возвестил об открытии мощей святых лошадников. Он и указал место, где погребены братья (характерно, что легенда переносит место захоронения на Русь). На иконах запечатлен счастливый миг: архангел простирает руки над выздоровевшими лошадьми и призывает святых седлать своих коней. Возможно, что кони эти — боевые и Флор с Аавром должны отправиться в военный поход. О конюхах (или пастухах) известно, что они тоже мученики из Каппадокии, три брата: Сневзипп (по-греч.: «ускоряющий ход коней»), Елевзипп («гонящий коня»), Мелев-зипп («заботящийся о коне»). Культ святых лошадников, хотя и широко отраженный в русской иконописи, не нравился представителям официальной Церкви. Дмитрий Ростовский обличал иконописцев, наставляя их, что связь христианских мучеников Флора и Аавра с лошадьми — это небылица. Но именно благодаря этой «небылице» святые братья вошли в народную память и в народные обычаи.

Народный календарь

Фрол и Лавр — покровители лошадей.
Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.
Последний срок озимого посева: «На Фрола и Лавра — досевки».
Коли на Фрола не отсеешься — фролы (то есть сорняки) и родятся.
Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут.
После поры родятся фролы.
Начинаются вечерние «засидки» (бабьи работы в избах при огне): «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».
Начало осенним утренникам.
Лошадей кормили в полную сыть, купали, завивали лентами хвосты и гривы; в этот день на них не работали.
Пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священнику.
На Фрола и Лавра лошадей кропили святой водой.
* Весь август заготавливают грибы. Идет массовый сбор черники и голубики, земляники и смородины, брусники и костяники,
ежевики и черемухи, облепихи и кизила,
малины и шиповника.
* В августе заготавливают корневища аира,
багульника, траву зверобоя, пустырника,череды, чистотела, кору калины, крапиву.

Энциклопедия русских примет

ФРОЛ И ЛАВР - ЛОШАДНИКИ; КОНСКИЙ ПРАЗДНИК (31 августа)
Фрол и Лавр — кончай посев ржи: дожинки, досевки. После этого дня посев ржи считается запоздалым.
Коли до Фрола не отсеешься, фролки (цветочки) и родятся.
Смотри у полыни корни: если побеги корня толсты — следующий год будет урожайным.
В эти дни начинают огурцы солить.
Фрол и Лавр — конский праздник, поэтому лошадей кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают; даже на скачках седлать лошадей не принято.
В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра.
В этот день на лошадях не работают, а то падеж будет.
Лошадей купали, завивали лентами их хвосты и гривы.
В этот же день пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священнику. На Фрола и Лавра лошадей кропят святой водой.
С Фрола и Лавра начинаются осенние утренники.
С Фролова дня засиживают (то есть работают при огне) ретивые, а с Семена (14 сентября) — ленивые.


 

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz