Рушник стр. 4

Спонсор странички :

перейти на страницу: предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; следующая

 

Содержание:

"Рушники Центральной России - наше языческое настоящее". Татьяна Блинова (Пятница) стр. 1

"Вологодчина: невостребованная древность"  М.В. Суров., Вологда 2001 г. стр. 2

"Язычество древних славян" Борис Рыбаков. "София" ИД "Гелиос" Москва 2002 стр. 3

"Русская вышивка XVII- начала XX века"  Е.Моисеенко Ленинград 1978 г. стр. 4

"Ткани и одежда поморья" Каталог Г. А. Григорьева - Архангельск  Изд. "Правда Севера", 2000 стр. 5

 

Из старинных швов народной вышивки по сплошной ткани большое распространение получили счетные швы, выполнявшиеся с учетом количества нитей холста, которые они покрывали. Счетные швы встречались односторонние и двусторонние. Последние, как вытекает из их названия, воспроизводили одинаковый узор на обеих сторонах ткани. Подобное шитье было особенно удобно при украшении полотенец, занавесей, скатертей. К одной из наиболее ранних работ, выполненной подобным швом, относится столешница из собрания Эрмитажа. Она сшита из двух полотнищ льняной ткани. Ее ажурный узор, дополненный вышивкой мелким двусторонним косым стежком, создает плотный, насыщенный деталями, геометрический орнамент с мелкоузорчатой каймой другого рисунка по краю. В конце XVIII— первой половине XIX века типичным становится сочетание различных односторонних и двусторонних швов: набора, косого шва, росписи, счетной глади. Часто встречается шов набор, напоминающий тканый узор. Исполнялся он обычно одноцветной нитью. Вышивку выполняли вперед иголкой, направляя нить от одного края полотнища до другого и возвращая ее таким же образом обратно. При этом на изнаночной стороне получался узор, зеркальный рисунку на лицевой.
В северных губерниях все упомянутые швы выполнялись красной нитью по белому холсту с небольшими вкраплениями дополнительного цвета. Величественные павы со сложной орнаментальной разработкой, женские фигуры, кони, барсы, олени среди поясов с более мелкими изображениями зверей, птиц украшали широкие полосы подзоров простыней и концы полотенец. Славились своими работами мастерицы Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Каргопольские оплечья для женских рубах поражают нас своим тонким, ювелирным исполнением и бесконечным разнообразием геометрических орнаментов. Они выдержаны в красных тонах с добавлением других цветов для оживления и подчеркивания узора. Большой декоративностью и красотой обладали олонецкие подзоры, выполненные в основном счетными швами красной нитью.
Счетное шитье средней и южной России отличалось от северного большей многоцветностью и в отдельных местностях более мягкой трактовкой узоров. Своеобразные вышивки бытовали в Тамбовской и Воронежской губерниях. Их мелкие изящные рисунки со сложными сочетаниями геометрических фигур выполнялись черной или черной и золоченой нитью. Смоленская, Рязанская, Воронежская и другие губернии раскрывают многокрасочные мозаики своего шитья в различ-

37. Шитье счетными швами: набором, росписью, косым стежком, гладью, цвет¬ными бумажными, шелковыми и метал¬лическими нитями по полотну. Деталь оплечья рубахи. Первая половина XIX в. Embroidery worked in counted stitches: combination stitching, oblique and satin stitches with coloured cotton, silk and metal threads on linen. Detail of a shoulder-piece of a shirt. First half, 19th century

38. Шитье счетными швами: росписью, косым стежком, гладью красной бумаж¬ной нитью по полотну. Деталь подзора. Вторая половина XIX в. Embroidery worked in counted stitches: oblique and satin stitches with red cotton thread on linen. Detail of a valance. Second half, 19th century

ной тональности для каждой местности. Полосы шитья набором, крестом и другими приемами перемежались с полосами тканых узоров, кумача.
В вышивках счетными швами нашли применение самые различные узоры. Кроме уже упоминавшихся геометрических орнаментов, встречается большое количество многофигурных композиций. В этом шитье сохранилось наибольшее количество архаичных мотивов древнеславянской мифологии. В виде женской фигуры с птицами или ветками в руках изображалось одно из женских божеств — мать-земля. Парные кони, олени и птицы, так называемые «солнечные ладьи» связывались с культом солнца. Деревья, птицы, всадники и даже геометрические узоры в виде ромбов, кругов и других фигур — все имело когда-то определенное символическое значение. Постепенно первоначальная смысловая сущность изображений забывалась, и они или превращались в чисто орнаментальный узор, или получали новое содержание. Так, спутники солнца воспринимались как обычные всадники или охотники, богиня земли — как женщина в народном головном уборе. В XIX веке большое значение уделялось созданию декоративности орнамента. Он выполнялся в одном из трех композиционных построений. Либо это был ряд из одинаковых или повторяющихся фигур, либо трехчастная композиция, либо такой рисунок, в котором правая и левая части уравновешивались близкими по форме и массе изображениями. Используя одну из этих трех схем, мастерицы создавали сложнейшие многофигурные композиции. Одновременно вышивальщицами использовались уже имевшиеся старинные сюжетные вышивки. К концу XIX века орнаментальные мотивы делаются более сухими, с педантично переданными деталями узоров. В середине XIX века в вышивку счетными швами проникает шитье крестом. Энергичному наступлению вышивки крестом на счетные швы способствовала более простая и быстрая техника выполнения и возможность передавать новым приемом узоры счетных швов. Применение тех же цветных нитей красного цвета, которые использовались в счетных швах, способствовало этой замене. Лишь в отдаленных от городов районах счетные швы продолжали бытовать вплоть до XX века.
Шитье по разреженной ткани, то есть строчевые вышивки, исполнялось в большинстве губерний России. В своей основе строчка всегда имеет сетку из перевитых нитей ткани. Под влиянием местных традиций создавались различные варианты этого шитья. Одни из них выполнялись лишь белой ни-

39. Шитье красной бумажной нитью на¬бором и крестом по полотну и кумачу. Костюм женский. Конец XIX в. Embroidery worked with red cotton thread in cross stitch on linen and red calico. Female dress. Late 19th century

40. Шитье строчкой с цветной обводкой льняными и шелковыми нитями по по¬лотну. Деталь полотенца. Первая поло¬вина XIX в.
Embroidery, backstitched, with coloured outline in flax and silk threads on linen. Detail of a towel. First half, 19th century

тью по сетке-перевити, это так называемая белая строчка по перевити. Другие — строчка с цветной обводкой — вышивались с применением цветной нити, образующей контурную обводку рисунка. Цветные нити использовали для создания самого узора. И последний вариант, в котором цветные нити перевивали нити сетки, носил название «цветной перевити». На фоне прозрачной сетки выделяется плотный узор с разработками различными приемами: настилом — переплетением ячеек сетки в одном направлении, штопкой — переплетением, при котором нити направляются перпендикулярно друг другу, и другими способами. В зависимости от способов выполнения сетки и узоров вышивки получили различные названия. Большой декоративностью обладает белая строчка по перевити. Она выполнялась по холсту, из которого предварительно выдергивалась часть нитей, а оставшиеся переплетались белой льняной нитью по диагонали. Бесконечные вариации в заполнении клеток сетки создавали то плотные переплетения наподобие холста, то ажурные подтени. Прием белой строчки по перевити нашел самое широкое применение в северных губерниях России в украшении подзоров простыней и полотенец.
В районах Верхнего Поволжья предпочтение отдавалось строчевым работам с цветной обводкой. Обводка производилась по контуру узора разноцветными шелковыми или шерстяными нитями. Цветными нитями могли заполнять и узоры. Так, в строчевых работах Костромской губернии орнаменты выполнялись нежными, спокойными по колориту шелковыми нитями с дополнениями металлических. Эта особенность была свойственна вышивкам в первой половине XIX века и затем возродилась в работах рубежа XIX—XX столетий.
Строчевые вышивки южных и средних областей России исполнялись в технике цветной перевити. В цветной перевити оставшиеся после выдергивания части нитей столбики плотно перевивались яркими цветными нитями и сочетались со стланью, которой выполнялся узор. Стлань — заполнение пустых пространств после выдергивания нитей белой нитью наподобие плетения холста. Вышивки цветной перевитью отличались яркими, сильными тонами, для них использовались красные, синие, зеленые, желтые нити с определенным цветовым подбором для каждого района. На рубахах, передниках и полотенцах эти вышивки чередовались с полосами ткани — цветного холста, кумача, ситца, кружевом и шитьем другого вида. При этом использовали обычно геометрические узоры, основными компонентами которых

41. Шитье строчкой по письму льняной нитью по полотну. Деталь подзора.
Начало XIX в. Embroidery backstitched with flax thread on linen. Detail of a valance. Early 19th century

являлись ромбы, перекрещенные квадраты и другие фигуры. Встречались и растительные мотивы в виде гирлянд и стилизованных цветов.
В Вологодской и Олонецкой губерниях приобрел большую популярность «шов по письму». В работах этим швом нити выдергивались только из фона, а узор оставался из холста и обшивался по контуру белой нитью тамбурным швом. В некоторых местностях контур подчеркивался как бы двойным тамбурным швом, создающим более отчетливое рельефное обрамление. Узор из холста покрывался «атласниками» — геометрическими фигурами, выполненными счетной гладью. Кроме контраста между ажурным фоном и плотным узором в работах по письму большую роль играло сочетание блестящих атласников и матового фона холста, придававшее изделиям особую нарядность.
На рубеже XVIII—XIX веков появляется прием, внешне напоминающий вышивки по разреженной ткани, но выполненный по сетке, которая создавалась из льняных или бумажных ниток, закрепляясь по краям холста, образующего как бы рамку вышивки. Вышивки по плетеной сетке отличаются большой прозрачностью фона, легкостью узора и богатством внутренних разработок орнамента. Здесь также существуют плотный рисунок и подтень из различных заполнений клеток сетки.
Оригинальные работы с геометрическими орнаментами создавались вологодскими вышивальщицами. В этой местности появился тип вышивок с очень ограниченным использованием нитей холста и узором, сделанным при помощи дополнительных переплетений иглой. Узорные розетки выполнялись при помощи нитей-«сновок», обшитых петельным швом или с воздушными петельками. Это так называемое «вологодское стекло». Эти вышивки легки, прозрачны, их рисунки поражают изобретательностью. Они основаны на использовании в узорах фигур звезд, розеток, ромбов. Выполнялись вышивки из льняных белых или суровых ниток, иногда с вкраплением цветных или металлических. Полосы такого шитья, чередующегося с шелковыми лентами и кружевом, придавали нарядный вид крестьянским передникам, занавесам, полотенцам.
Орнаменты строчевых вышивок весьма разнообразны. Одни из них переносят нас во времена далекого прошлого, воспроизводя, как и счетное шитье, изображения матери-земли, солнечной ладьи, дерева жизни. Другие, появившиеся в течение XVIII и XIX веков, стремятся отобразить жизнь своего времени. В узоры мастериц прочно входят бытовые

42. Шитье белой льняной и цветными шелковыми нитями, цветной перевитью и стланью по полотну. Деталь полотенца. XIX в.
Embroidery worked with white flax and silk threads in coloured weave and drawn work on linen. Detail of a towel. 19th century

сценки: охота, праздничный поезд, изображения дам и кавалеров в обрамлении архитектурных мотивов. В большинстве этих своеобразных картин соединены рисунки различного времени. В подзоре, лейтмотивом которого является приезд гостя ко двору, фон заполняется изображениями фигурок птиц, рыб. Среди них, наряду с голубями и петухом, находится сказочная птица Сирин, символ благопожелания и предсказатель будущего, или двуглавый орел, прочно обосновавшийся в русской орнаментике XVIII—XIX веков, или фигуры единорогов и барсов, внесенные в русскую вышивку задолго до XVIII века из орнаментов восточного текстиля. Наибольший простор фантазия вышивальщиц получала при работе над сложными многофигурными композициями подзоров. Эти вышивки поражают своей декоративностью, умелым заполнением пространства и вместе с тем ясной компоновкой основного сюжета, живой передачей фигур животных, птиц, человека. Примером высокого мастерства вышивальщиц может служить подзор с изображением сцены охоты.
Красивы и разнообразны растительные мотивы. Это либо вьющаяся гирлянда с пышными цветами и листьями, либо вазоны с цветами. Нередко встречается узор граната, повторяющийся в различных вариантах. Для вышивок небольших размеров на концы полотенец, передники использовались подобные же композиционные построения из мотивов цветов, птиц, всадников, но в «сокращенном» виде. Они выполнялись с различной долей мастерства, но и самые простые из них, и наиболее тонкие и сложные по узору, обладали своеобразной красотой. Долгие годы строчевые вышивки по холсту бытовали в народной среде, украшая жизнь русского крестьянства и горожан. В некоторых районах они сохранились до конца XIX века.

43. Вышивка для полотенца. Первая половина XIX в. Embroidery on a towel. First half, 19th century

44. Рукав женской рубахи. Первая половина XIX в. Sleeve of a woman's shirt. First half, 19th century

45. Полотенце из бумажного полотна. Конец XIX в. Towel, cotton linen. Late 19th century

46. Подзор. Конец XVIII — начало XIX в. Valance. Late 18th—early 19th centuries

47. Конец полотенца. Конец XIX в. End of a towel. Late 19th century

48. Оплечье рубахи. Конец XIX в. Shoulder-piece of a shirt. Late 19th century

49. Полотенце. Первая половина XIX в. Towel. First half, 19th century

50. Оплечье женской рубахи. Первая половина XIX в. Shoulder-piece of a woman's shirt. First half, 19th century

51, 52. Два образца вышивки. Первая половина XIX в. Two samples of embroidery. First half, 19th century

53. Костюм женский праздничный. Вторая половина XIX в. Holiday female costume. Second half, 19th century

54. Оплечье женской рубахи. Конец XIX в. Shoulder-piece of a woman's shirt. Late 19th century

55. Деталь передника. Конец XIX — начало XX в. Detail of an apron. Late 19th—early 20th centuries

56. Деталь столешника. XVII в. Detail of a tablecloth. 17th century

57. Подзор. Конец XVIII — начало XIX в. Valance. Late 18th—early 19th centuries

61. Полотенце. Конец XVIII — начало XIX в. Towel. Late 18th—early 19th centuries

65. Вышивка для полотенца. Вторая половина XIX в. Embroidery on a towel. Second half, 19th century

66. Вышивка для полотенца. Середина XIX в. Embroidery on a towel. Mid-19th century

68. Вышивка для полотенца. XIX в. Embroidered towel. Late 19th century

69. Вышивка для полотенца. XIX в. Embroidered towel. 19th century

70. Конец полотенца. Конец XIX в. End of a towel. Late 19th century

перейти на страницу: предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; следующая

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz