Рушник

Спонсор странички :

перейти на страницу: предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; следующая

Содержание:

"Рушники Центральной России - наше языческое настоящее". Татьяна Блинова (Пятница) стр. 1

"Вологодчина: невостребованная древность"  М.В. Суров., Вологда 2001 г. стр. 2

"Язычество древних славян" Борис Рыбаков. "София" ИД "Гелиос" Москва 2002 стр. 3

"Русская вышивка XVII- начала XX века"  Е.Моисеенко Ленинград 1978 г. стр. 4

"Ткани и одежда поморья" Каталог Г. А. Григорьева - Архангельск  Изд. "Правда Севера", 2000 стр. 5

Выдержки из книги Н.Т.Климовой "Народный орнамент в композиции художественных изделий" Москва 1993  Электронная версия. запакован rar 170 kb

 

"Рушники Центральной России - наше языческое настоящее". Татьяна Блинова (Пятница)


Эта работа посвящается светлой памяти Бориса Александровича Рыбакова - выдающегося учёного и хорошего человека.
Он лично направил мои широко разбросанные исторические интересы в русло этнографии и благословил написать отчёт о своих разысканьях.
Я не успела показать ему эту работу, но даже если бы и успела, не думаю, что он был бы согласен со всеми моими выводами. Но сам факт сбора коллекции домотканых рушников с традиционной вышивкой его бы порадовал.

Б.А.Рыбаков со студентами исторического ф-та МГУ, 1997 г.

Отдавая себе, отчёт в том, что Борис Александрович, будучи внимательным и позитивно настроенным человеком, многим давал добрые советы, я понимаю, что это вовсе не повод для пространных предисловий. Но дело в том, что благословенье, данное мне Б. А. Рыбаковым, было освящено его кровью. Придерживаясь языческого мировоззрения, я не считаю кровь человека пустяком. Дело было так.
Моя дочь училась в то время в МГУ на историческом факультете, Б.А.Рыбаков вёл у них курс отечественной истории до XIX века. Будучи уже очень пожилым человеком он был забывчив, часто повторялся. Но студенты любили его. Потоку, на котором училась моя дочь, почему - то особенно понравилась одна из догадок Бориса Александровича в области русских сказок о том, что "чудо-юдо хоботистое" - это образ мамонта. Скинувшись, студенты подарили Борису Александровичу игрушечного мехового слона с соответствующими комментариями.
По словам очевидцев, Борис Александрович был тронут до слёз. Но его трогали не только подарки студентов, но и их проблемы. Моей дочери была необходима одна из книг Рыбакова, а в университетской библиотеке её не нашлось. Студентка обратилась с просьбой к академику, и он ответил готовностью предоставить экземпляр из своей личной библиотеки, причём извинился за то, что не может подарить ей эту книгу, так как она у него единственная. Ссылаясь на забывчивость, он попросил напомнить ему о просьбе и дал номер домашнего телефона.
Зачитываясь "Язычеством древней Руси" и "Язычеством древних славян", я не могла не воспользоваться этим случаем, и позвонила Борису Александровичу, для того, чтобы выразить ему свою признательность и уважение. К моему удивлению, он оказался не просто вежлив и разговорчив, но и проявил интерес к моей скромной на его фоне персоне. Причём проявил интерес не как к почитательнице своего творчества, но как к человеку, имеющему с ним общие научные интересы.
Мы долго беседовали. Зная, что Борис Александрович - человек одинокий, я предложила ему любую помощь от мытья окон, до исторических разысканий. Он с благодарностью отказался от помощи лично ему, и сказал, что было бы хорошо помочь этнографии! Посетовав о том, что в данный момент достаточно историков и археологов, но мало этнографов, он сказал: - займитесь сбором материалов, пока ещё что - то осталось, проанализируйте, напишите статью, и это будет полезно.
Говорил он всё это очень увлечённо, а потом вдруг сказал, растеряно, но без укора: - знаете, мы с вами разговариваем, а у меня палец порезан, и кровь никак не останавливается….Пойду в соседнюю квартиру, попрошу сделать перевязку. Мы распрощались, мне было очень неудобно.
А потом вдруг ко мне пришло понимание того, что если человек говорит что-то другому, истекая кровью, значит, это что-то для него важнее собственного здоровья. Значит, он очень хочет, чтобы его услышали, поняли и поддержали. И мне стало совсем худо….
Дело в том, что в то время, впрочем, как и сейчас, я сидела дома с маленьким больным ребёнком и была, что называется "не выездной", то есть реализовать совет - просьбу Бориса Александровича никак не могла.
Прошло несколько лет. Я, по-прежнему, не имела возможности заняться сбором этнографического материала. Читала по теме, мечтала, как говорится "…жила от сада вдалеке, но с яблоком надкушенным в руке…". И, как ни странно, именно слабое здоровье ребёнка, бывшее причиной моего домоседства, дало мне возможность воплотить свою мечту в жизнь. В одно прекрасное февральское утро 2002 года отдел социального обеспечения предложил нам с сыном путёвку в один из санаториев Тульской области, где я и собрала коллекцию рушников.
Если бы я не получила напутствия от Бориса Александровича, то при своей застенчивости я никогда бы не решилась приставать к деревенским старушкам с просьбами и вопросами….
Не дали бы ребёнку путёвку, я бы вряд ли попала в глушь Суворовского района…
Не порежь Борис Александрович палец, я бы вряд ли несколько лет так прочно "держала" цель, поставленную им. Помнила бы конечно, но до конкретных действий дело едва бы дошло.
Вот так, разрозненные события перекликаются, сплетаются между собой и, иногда, приводят к результату, оценить который я предоставляю своим читателям.


"…прочно установленная обрядовая роль
полотенец-убрусов и делает вышивки на них
неоценимым источником для изучения
славянского язычества".
Академик Б. А. Рыбаков .


Случайно оказавшись в Российской глубинке - Суворовском районе Тульской области, - я опрашивала местное население по теме своего давнего увлечения - традиционного костюма. Данных оказалось очень мало. Зато я с приятным удивлением обнаружила, что почти в каждом сельском доме имеются домотканные рушники разной степени сохранности.

Мне удалось приобрести всего 9 полотенец, но при других финансовых возможностях коллекция могла бы легко стать на порядок больше - столь велики запасы местных жителей. Так же просто можно было найти ткацкий стан и десятки метров льняной домотканины. Причем где-то с послевоенных времен (50-е годы XX века) на станках уже не работали, а использовали материю, сотканную ранее. Запасы полотна столь велики, что их хватило на 50-70 лет вперёд дочерям, внучкам и правнучкам. Поневоле вспоминаются Пушкинские строки:
Кабы я была царица…
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна…
Мастерицы же Тульской области не только не были царицами, но и работали в крайне неблагоприятных условиях начала ХХ века - две мировые войны, революции, голод, коллективизация. К счастью, большевикам была не нужна домотканина, и она не конфисковывалась. Создаётся впечатление, что крестьянки в это тяжёлое время специально производили непомерно большое количество полотна впрок, а не продукты питания, которые неизбежно изымались.
Ныне из старых запасов ткани делают рушники и вышивают их преимущественно к свадьбам. Меня очень заинтересовал этот вид народного творчества. Предлагаю вам плоды своих разысканий на тему: русского рушника.

Слово рушник происходит от корня "руш", "рух". В словаре Фасмера "рушить" - ломать, рвать, то есть рушник - оторванный кусок ткани, отрез. Полотнища ткались очень длинные.

В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих простыню, рубашку, одежду - рухо, рухлядь. Они несут семантику нарушения целостности сотканного полотна. Многим пишущим известен "страх перед чистым листом бумаги", его жалко портить, то же испытывали наши предки, когда рвали с таким трудом созданную ткань.
Возникает вопрос: почему же рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. В период неолита (новый каменный век) одежду кроили, сделав надрез острым камнем, ракушкой или щепкой, и далее рвали ткань руками. До сих пор именно этим способом работают с тонким ситцем некоторые продавцы и портные. Ткань рвется ровно по долевой или поперечной нити, в зависимости от направления приложенного усилия.
Созвучие со словом "рука" дает повод ошибочного толкования слова "рушник" как полотенца для рук . Однако для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник - ветошка, висящая при рукомойнике - куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником. О малом размере полотенца для рук говорит пословица - одним рукотёрником вытираться - на том свете разодраться. Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников - ведь в крестьянском быту старые тканые изделия никогда не выбрасывались, а изнашивались буквально в прах.
Настоящий же рушник при ширине около 35 - 40 см. (в зависимости от кросна) имеет длину 3 - 5 и более метров, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием невозможно вытирать руки


Впрочем, дальнее родство со словом рука возможно. Анализ семантического поля всех русских слов с корнем "руш", "рух" наводит на мысль, что первоначальный смысл был приблизительно таков: нарушение, изменение любой ситуации или предмета путем решительных действий преимущественно руками:
Отрушить сукна - отрезать;
Не руш - не тронь;
Рушать крупу - драть, молоть, дробить;
Рухъ - беспокойство, набат;
Рухнуть - бросить, опрокинуть, низвергнуть;
Рухольня - рабочая изба для ремесла, поделок, мастерская, то есть место для рукоделия.
В средневековых описях наследства зажиточных граждан встречается выражение " мягкая рухлядь", что переводится как "меха". Я же добавлю, что это не просто шкурки, но ещё и изделия из них: шубы, плащи, одеяла. Уточнение " мягкая" предполагает, что была и твёрдая рухлядь - вероятно, предметы домашнего обихода, которые вместе с мягкой рухлядью составляли движимое имущество.
В этом смысле рушник - изделие, сделанное руками тоже в своём роде "мягкая рухлядь".
Рыбаков в своей книге "Язычество древних славян" назвал русскую вышивку, в том числе и на рушниках "сокровищницей больших и малых мифологических сюжетов", "полотняным фольклором", драгоценным для нас сохранением глубинной архаики .
Я же добавлю, что рушник - единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению - защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза, урока - любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей
Замечательно описаны способы применения рушников в книге "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке": "Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, "рукобитное"- жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.
Жених и невеста - Орловская губ.



Свою особую роль играло оно в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нём " отдыхает" душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы " пришедшие" умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные берёзки, обетные, придорожные и намогильные кресты". (М. "Советская Россия"1990.С. 7-8).
В 1994 году на Тарусской фабрике художественной вышивки в Калужской области этнограф И. Л. Симакова провела анкетирование среди мастериц- вышивальщиц. Ответы опрашиваемых позволили исследовательнице сделать вывод: "…опотропейные функции вышивки существуют в сознании мастериц вышивального промысла и в настоящее время" .
В утилитарном смысле рушник является показателем трудолюбия и художественного вкуса хозяйки дома. Присмотримся к нему поближе.
Б.А.Рыбаков определяет степень архаичности соответствием сюжетов вышивки сюжетам на археологических находках, например на свинцовых табличках II - III вв н.э. с Дуная или приднепровских фибулах VI - VII вв. новой эры. Но, как уже отмечалось выше, ткачество и вышивка древнее металла, следовательно, логичнее предположить, что на таблички и фибулы сюжет попал с вышивок, а не наоборот.
Почти синхронно с ткачеством появляются гончарные изделия, и если уж искать истоки вышитых узоров, то на керамике.
В марте 2002 г. в Г.М.И.И. им. Пушкина была представлена выставка "Диалоги в пространстве культуры". В основу этой необычной выставки легло выявленное искусствоведами "сродство некоторых отдалённых явлений". "Оригинальное включение в тему выставки предложил В. Полевой, соединив в пределах одного диалога древнегреческую Дипилонскую вазу геометрического стиля и Эйфелеву башню" .
Но у каждого свои ассоциации. Эта ваза середины VIII века до н.э. вызвала у меня чувство "дежа вю" совсем в другой области. Некоторые русские вышивки XIX - XX вв. в точности повторяют композицию росписи древнегреческой вазы.

Раппорты орнамента - разные, антропоморфный сюжет в центре - другой, но композиция в целом - идентичная. Полосы орнамента разделяются тремя линиями, центральный прямоугольник выделен одинаковым приемом вертикальной постановки части горизонтального орнамента. Это соответствие не означает, конечно, что славяне заимствовали композицию у греков, хотя такая ситуация возможна, а скорее об общности представлений, уходящей в индоевропейскую древность.

Многие считают, что геометрический орнамент древнее геометризированного растительного. Это не так. Самые древние наскальные рисунки реалистичны, так как человек ещё не "дорос" до абстракций.
Геометрический узор появляется повсеместно только на гончарных изделиях, то есть при достижении человечеством определённой степени развития мелкой моторики рук и соответствующих отделов головного мозга. Посмотрите на рисунки детей, повторяющих индивидуально путь развития всего человечества. Они рисуют коряво, но только реальные объекты. Орнамент, в том числе и геометрический они осваивают ближе к школьному возрасту.
Однако четкий геометрический орнамент знаком местному населению. Рубахи, мужские и женские, из этого района украшены только им. Следовательно, можно предположить, что цветы на рушниках отличительная особенность данного района.
Рушники, собранные мною, были изготовлены на исконно русской территории. Суворовский район граничит с Калужской областью, и изначально относился к ней, а Калужская губерния, по словам академика Рыбакова, - "чисто русский район" , не имевший прямого влияния угро-финнов и прибалтов, больших мастеров геометрических узоров. На эту территорию большее влияние оказали культурные импульсы из Северного Причерноморья, в частности греческая колонизация.
К сожалению, ничего древнегреческого, кроме романа "Метаморфозы или Золотой осёл" Апулея (II в. н.э.) у меня под рукой не было. Но раскрыв его, я тут же нашла описание покрывала: у него "… со всех сторон была вышита сплошная гирлянда из всех цветов и плодов, какие только существуют" . Это об одежде Великой богини плодородия и прочая. Я продолжила поиски и с удивлением прочитала: "… полотнища …, развешенные по веткам деревьев и дверным косякам. Значилось в них имя богини, которой дары посвящались" . Это об украшении храма средь "сумеречной рощи".
Во времена моего детства (70-е гг. XX в.) в тверской деревне я видела рушники на дверных проемах, развешенные к какому-то празднику. А вот, что свидетельствует академик Рыбаков: "Во время полуязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Этнографам известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца" . Схожие приёмы оформления торжеств в древней Греции и в современной России скорее всего не заимствование той или иной стороны, а свидетельство былой общности языческого мировоззрения.
"В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Но во второй половине прошлого - начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться" .


Вышивки в целом, и рушники в частности, имеют разнообразное, но вполне обозримое количество сюжетов. И если их смысл понимался, логично предположить, что на каждом обряде использовался свой, определённый сюжет.
Женщины, продававшие мне свои изделия, не могли объяснить с точностью, какой рушник, где и когда использовался. Удалось выявить только некоторые тенденции применения.
• На полотенцах с бранным ткачеством чаще подносили хлеб-соль.
• Для икон были особые, именные и молённые, с инициалами святых и молитвами.
• Рушники с крупными маками чаще использовались в свадебном обряде.
• Но все они могли заменять друг друга и просто украшать интерьер дома.
На ниже изложенную версию меня натолкнуло сообщение хозяйки рушника с маками о том, что оно одевалось на жениха . Мне вспомнилась описание индийской свадьбы, где на жениха, невесту, гостей надевают гирлянды из цветов . Цветы своим ярким цветом и сильным запахом являются оберегом от враждебных сил. Это аксиома для всех культур на Земле, и она известна со времён становления человеческого общества. Вспомним пыльцу цветущих растений в палеолитических захоронениях, букетик цветов в гробнице Тутанхамона и т. д. Но аналогичные способы оформления участников торжеств в индийских и славянских культурах позволяют вывести равенство: гирлянда= рушник. В нашем климате даже в период цветения невозможно обильно украситься цветами (будучи сорванными, многие быстро вянут), но наши предки нашли способ сохранить традицию - стали вышивать невянущие гирлянды.
В моей коллекции два рушника с сюжетом "Маки".Сами вышивальщицы называют его "банки". Исследователь традиции русской народной вышивки И. Л. Симакова отмечает, что узор, составленный из мотивов цветов в вазонах пришёл на Русь много веков назад с привозными тканями- парчой и бархатом . Почему же народное творчество выделило и закрепило именно этот мотив?
Рассмотрим значение растения мак в русской традиции. В настоящее время мак растёт только в южных районах России. Однако так было не всегда. Вплоть до 14 века европейский климат был значительно теплее и, следовательно, зона распространения мака была шире. Растёртые маковые зёрна применяли в качестве добавки улучшающий вкус выпечки, на них делали настойку - сонное зелье, из них выжимали масло, а так же зёрна самосейного мака считались сильнейшим оберегом от ходячего покойника и домового .
Иногда как оберег использовали семена льна или конопли. Из них тоже выжимали масло, а жмыхи называли макуха - маковая макуха, макуха конопляная, макуха льняная. Обычно обобщающие понятия происходят от предмета наиболее употребительного или наиболее значимого. В. Даль сообщает, что "иконописцы пишут на маковом масле" . Для растирки мака использовали большой широкий горшок, называемый макитра, макотра. Такую форму горшка можно назвать мисообразной. Имеется множество примеров ритуального использования мис или чар славянами. До нашего времени дошёл термин "чародейство", объясняемый Рыбаковым как гадание на воде налитой в чару. Но чародейство это действие с чарой - мисой, а в ней может быть и мак. Возможно, что растирание мака, как и замес теста, например, воспринималось как волшебство, ритуальное действо, чародейство.
Растёртый мак смешивали с мёдом, формировали лепёшки и засушивали, полученный продукт назывался пряники-маковники. Это десертное блюдо славянской кулинарии, наше исконное, возможно ритуальное лакомство не заслужено забыто.
Варианты использования мака как оберега от ходячего покойника различны: завязанное в льняную тряпицу маковое семя клали под голову умершего; сыпали семена в ямку, вырытую на могиле; осыпали поверхность могилы; насыпали круг около погребения; вокруг дома, в который приходит покойник; сыпали в доме на пол; сыпали в люльку к ребёнку. На вопрос, каким образом действует мак, информанты отвечали: - покойник начнёт брать мак по зёрнышку и до утра собрать не успеет, а с первыми петухами он обязан вернуться в могилу . Этот вопрос - ответ похоже из серии профанических, типа: откуда берутся дети? - аист принёс. Ответ для непосвящённых, охрана до поры таинства, сокровенного знания .
Я считаю, что наиболее приближены к исконному смыслу действия первого и последнего примеров. Гроб и люлька в своём роде спальные места, а мак снотворное средство. Оберегом считался самосейный мак, то есть дикий, а на огороде выращивали садовый, у которого маковка без помощи человека не открывалась. Использование в сакральных целях дикого вида, параллельно с возделыванием окультуренного, несет в себе память о до земледельческой форме развития хозяйства, о стадии собирательства. А на этой стадии славяне, как и многие другие народы, еще не выделились из индоевропейского единства.



Хорошо известно применение, в том числе и сакральное опийного мака у иранских (арийских) народов востока. На обложке книги изображен курдский традиционный узор. Глядя на него, трудно утверждать, что это цветок мака. Однако, сопоставив его с русским мотивом "маки", мы видим некую общую схему, которая, в свою очередь, похожа на антропоморфные фигуры русских вышивок, которые разные исследователи называют по-разному: женщина-вазон, змееногая богиня, рожаница. Общность композиции некоторых изображений, разумеется, ничего не доказывает. Но замечать и отмечать их необходимо, так как накопленное количество фактов со временем может перейти в качественно новое их переосмысление.
Центральная фигура (богиня) часто имеет по сторонам двух оленей, птиц, всадников. На рушнике с маками тоже имеются спутники, только они находятся выше центральной фигуры.

Академик Рыбаков определил центральную фигуру некоторых трехчастных композиций как Макошь. Как известно, в условиях двоеверия, образ Макоши вытеснился образом христианской святой Параскевы Пятницы. Икона с ее изображением копирует трехчастную композицию вышивки: крупная центральная фигура с двумя предстоящими. На рушнике же два мелких цветка расположены выше центрального, в современном восприятии они понимаются как стоящие сзади, а не перед центральной фигурой. Однако в древности существовал изобразительный прием обратной перспективы, который можно увидеть на иконе Рублёва "Троица" (XII век).
Мы видим три фигуры за столом странной формы. Стол изображен в перспективе, но так, как видят его святые. Они важнее зрителя, и их точка зрения доминирует. Они видят перед собой стол, а за столом нас, стоящих и смотрящих на них, а не наоборот.
На полотенце можно предположить тот же прием. Сначала идут предстоящие, за ними богиня, а сзади, за ними - мы, зрители. Этим подчеркивается значимость центральной фигуры, и это - аргумент, позволяющий назвать ее Макошью. Она - единственное божество женского рода, входящее в официальный пантеон Владимира Красное Солнышко, в отличие от множества других богинь (Лада, Леля, Жива и др.) и, следовательно, богиня большего масштаба (на тот период времени, по крайней мере).
Имя Макошь точно не этимологизируется. Нет даже единого мнения о правильном произношении и написании его. Возможно, это говорит в пользу глубокой древности слова. И интересно, что и слово мак окружено туманом. В словаре М. Фасмера предполагается, что это "древнее средиземноморское слово". В сборнике "Вопросы этногенеза славян и восточных романцев" один из авторов ссылается на Левенталя, который предполагает родство с латинским macto - "колю" . Это предположение вполне оправдано тем, что стебель мака покрыт маленькими мягкими иголочками. Эта не колючесть мака напоминает свойства иголок лиственницы, которая в некоторых славянских языках называется macosna, masosna.
Академик В.Н. Топоров этимологизирует Мокошь из "мокрый". Он связывает её с культом Матери - сырой Земли, где сырая не только влажная, но и кислая, острая, солёная, то есть имеющая вкус, смачная и связана с сурьей, алкогольным напитком, а также с индоевропейским корнем *su - "рождать", "производить на свет" .
Доктор филологических наук, профессор М.М. Маковский в своём "Сравнительном словаре мифологической символики в индоевропейских языках" отмечает, что слова со значением мокроты, жидкости, сока могут восходить к словам со значением сна. Связь Макоши с влагой известна, следовательно, опираясь на исследования Маковского, выходим на возможность связи Макоши со сном и опьянением, вызывающим сон.
Академик Рыбаков считает наиболее приемлемой формой произношения и написания Макошь и объясняет ее как Ма-кошь, мать урожая, богиня счастливого жребия и всё внимание уделяет доказательствам этих аспектов. Лишь мельком в одном небольшом абзаце приводит древнерусские письменные свидетельства о связи Макоши со сном, сновидениями, их толкованием, астрологией и гаданием .
Мак удивительно подходит под эти характеристики - он дает опьяняющий напиток, порождает множество семян, которые применяются для придания еде и питью вкуса. Я думаю, что наши предки не могли не заметить этих параллелей. "Народно-психологическое чутье" могло синкретизировать образ Макоши и мака.
Я не лингвист, но поскольку интуитивный способ познания никто так и не смог опровергнуть и в наше время он набирает силу , попробую предложить свою этимологию. Учитывая, что гласные взаимозаменяемы, а звук "к" в разных индоевропейских языках переходит в "х", "г", "ч", можно предположить семантическое единство с маком и Макошью следующих слов:
*mek (индоевр.) - сила, мощь;
maha (древне-индийск.) - великий (ая), большой, главный;
mag (готское) - я могу;
makhas (древнеинд) - богатый, благородный, демон;
(греч. дорическ.) - махина, громадина, орудие;
магьосница (болг.) - ведьма;
мокша (ведийск.) - истекание, освобождение души от цепи перерождений.
Даже если мои этимологические умозаключения не верны, связать мак "растение силы" с могущественной Макошью можно по внешним признакам. Спелый мак имеет крупную по сравнению с тонким стеблем головку - маковку, увенчанную как бы короной, Макошь в народном представлении имеет вид женщины с большой головой и длинными руками .
Учитывая всё выше изложенное, можно с большой долей вероятности считать мак цветком Макоши. И это не единственное божество славянского пантеона, имеющее цветок-символ. К Перуну-громовержцу, кроме дуба, имеет отношение ирис, называемый в некоторых славянских языках перуникой.
Как современные подростки, симпатизирующие молодежной субкультуре, в которой часто употребляются слабые наркотики, носят на кепках знак листа марихуаны, так и в древнерусской традиции венок из маков, вышивка с его изображением несли определенную семантику, понятную тогда, но сейчас нами забытую и воспринимаемую только с эстетической точки зрения.
Рассмотрим ещё один рушник, вышитый специально для иконы святой Анны. Его композиция повторяет композицию рушника с маками. В центре крупная виноградная ветвь с листьями и ягодами (тоже используемые для приготовления опьяняющего напитка), а наверху две буквы: "А" и "Л". Это инициалы святой Анны и Елизаветы (Лизаветы в народном произношении), первая является матерью Марии, вторая матерью Иоанна Предтечи. "Только рождение детей этими двумя женщинами и отмечалось христианской церковью (кроме рождения Иисуса Марией)" , то есть их можно с полным правом назвать рожаницами.
В древнерусских письменных источниках Макошь упоминается наряду с рожаницами. Двойственное количество рожаниц соблюдалось почти во всех вышивках. "Схематические рисунки (почти идеограммы) рожаниц нередко изображались в верхнем, небесном ярусе …"
Возможно, на этом рушнике также зашифровано изображение Макоши с предстоящими рожаницами. Мастерица, создавая дар святой Анне, следуя традиции, невольно повторила схему вышивки с языческой богиней и божествами меньшего ранга.



Рушник, о котором пойдёт речь далее, попал ко мне в руки в виде рваной, сырой заплесневелой тряпки. Однако с первого взгляда было видно, что на нём выполнена очень тонкая, художественная работа. Никогда ещё стирка, кипячение и глажение не доставляли мне такого удовольствия, как в случае с этим рушником! Я назвала его нескромно и торжественно - рушник "Вселенная".
Рушник этот составной. Нижние его части прикреплялись к основной полосками фабричной кисеи, которая буквально рассыпалась в прах, и мне пришлось заменить её современным кружевом.
Верхняя основная часть рушника украшена рядами фигур и знаков. Если принять условно два ряда птиц, составляющих смысловое единство, за первый ряд, то мы насчитаем семь рядов. Каждый ряд отличается от других рядов количеством, формой и величиной изображений.

Начнём попытку чтения узоров с верхнего ряда. Давно замечено, что петушки, птицы в верхних ярусах русских вышивок означают небо. Но не просто небо, а Небо с большой буквы, рай, ирий, из которого они прилетают на землю. Седьмое Небо - синонимом слова "рай", а наши петушки занимают как раз седьмой, верхний ряд вышивки. Следовательно, можно предположить, что ниже на рушнике изображены все остальные небеса.

Шестой ряд украшен мелкими четырёх лучевыми "снежинками". Их малая величина и большое количество (по сравнению с другими фигурами) говорит о том, что это изображение "частых звёзд". В одной русской народной песне есть слова о том, что девица вышивала "…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды". Наш рушник являет собой иллюстрацию к этому фольклорному тексту.

Пятый ряд занимают три огромные распластанные фигуры на фоне "частых звёзд". Как уже отмечалось выше, учёные-этнографы называют подобные изображения то "женщиной-вазоном", то "змееногой богиней", то "рожаницей". Обратим внимание на то, что исследователи сходятся в одном - это женские фигуры. Их тройственность и равновеликий масштаб напомнили мне отражённое в фольклоре представление о неких трёх матерях. Например, в величании Масленницы в числе прочих определений упоминается загадочная фраза "трёх матерей дочка". Расшифровку этому дает полуязыческая "Голубиная книга":
"Первая мать - Пресвятая Богородица,
Вторая мать - сыра Земля,
Третья мать - кая скорбь приняла. (Гол. Кн.220)" .
Опираясь на эти широко распространённые в народе представления, можно предположить, что на рушнике изображены три Матери, средняя из которых Мать - сыра Земля в её божественной, небесной ипостаси.
Третья мать по тексту - это мама каждого отдельного человека. Но родная мама это собственно жена родного папы, его супруга. В древнерусском языке супругу означает слово "лада". Небесная богиня Лада была покровительницей жён, рождающих детей. Именно её, матушку Ладу, а не просто земную женщину-мать, логично поместить рядом с грандиозной Матерью - Землёй.
В официальном древнерусском языческом пантеоне, установленном князем Владимиром, мы найдём имя богини, по масштабу не уступающей двум вышеназванным: это Макошь - мать урожая, счастливого жребия, судьбы и прочая.
Итак, три Великих Матери: Макошь, Мать - сыра Земля и матушка Лада находятся в верхней части небес, которая отделяется от четырёх "низших" небес чёткой границей-линией.

На 4 небе мы видим три крупные розетки. Уже давно установлено, что подобные фигуры являются изображением солнца . Его тройственность означает утро, день и вечер, иначе говоря, утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.

На 3 небе находятся четыре четырёх лепестковые розетки как бы перечёркнутые крест на крест "на все четыре стороны". Это настойчивое повторение "четвёрки" и более мелкой масштаб по сравнению с солярными знаками, наводят на мысль о 4-х фазах луны. Мне могут возразить, что полная и новая луны отличаются от растущего и ущербного месяца, а на рушнике все четыре розетки выглядят одинаково. Я считаю, что вышивальщица могла не ставить своей задачей изображение каждой фазы луны, а отметить только то, что они есть и их четыре, показав этим своё представление о цикличности времени.

На втором небе водят хоровод похожие на цветы или деревья женские фигуры. Они значительно меньше аналогичных "растительных" богинь с 5 неба. Их множественность, "приземлённость" и "мажорный настрой" позволяет предположить, что это берегини.
Первое небо представляет собой две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии. Всё вместе выглядит весьма капитально, это поистине "твердь небесная" с запасами небесной влаги.

К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля. Она показана не в своей божественной ипостаси, но весьма конкретно, той землёй, по которой мы ходим ногами. В отличие от некоторой зашифрованности верхних небесных знаков, изображения на земле легко читаются.
На ней мы видим 2 мужские фигуры, чередующиеся с цветочными розетками. Первое что бросается в глаза в розетках, это гвоздики или васильки, торчащие опять-таки "на все четыре стороны". Меж цветами вышиты непомерно пышные колосья, и всё это берёт начало в перекрещенных ромбиках с точкой по середине, сгруппированных в косые кресты. Центр розетки, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле , колосья - некую злаковую культуру. Известно, что в пшеничных полях растёт преимущественно дикий мак, а во рожи - васильки. Цветы на нашем рушнике никак не маки, и, как выяснилось, не гвоздика, а известный полевой сорняк василёк, следовательно, колосья изображают рожь . Интересно, что с древнейших времён возделывание ржи являлось отличительной особенностью славянских племён от, например, германских племён, которые рожь не культивировали.
Вся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, языческую Вселенную. В ней имеются семь Небес, разделённых на верхние и нижние. На верхних, звёздных небесах находятся богини Матери и рай, на нижних, отделённых от земли твердью с запасами воды, светила и благожелательные духи. На земле человек занимается земледелием, причём исконно славянским.
Не могу не отметить некоторую феминистическую направленность этой Вселенной. Если на земле царят мужчины, то на небесах изображены только женщины.
Нас не должно смущать то, что Вселенная, изображённая на этом рушнике, не во всём совпадает с вселенными, выявленными другими исследователями русской традиции на основе устного фольклора, резьбы по дереву или росписи прялок. Дело в том, что в отличие от христианства, представляющего собой "достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянское язычество являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований." .
Наша вышивальщица или её предшественницы, у которых она училась, имели полное право видеть мир так, а не иначе. Главное то, что это видение полностью укладывается в некие не очень жёсткие, но всё-таки имеющие границы этнические рамки, отличающие славянскую систему мировоззрений от систем мировоззрений соседних этносов .


Следующий рушник, на первый взгляд, имеет маловыразительный узор и не привлекает внимания. Я даже сомневалась, стоит ли приобретать его. Но всё-таки купила, присмотрелась более внимательно и поняла, что он удивительный!
Чёткая полоса разделяет узор горизонтально. Всё что под ней, вышито вверх ногами. Это известный приём изображения подземного "иного" мира, "того света". Что же помещает туда воображение вышивальщицы? Там, так же, как и наверху, пышно цветут деревья и травы, текут подземные воды (зигзагообразная линия, змейка), то есть ничего общего с христианским адом!
Верхняя часть, "белый свет", имеет традиционную трехчастную композицию. Однако центральная и боковые фигуры резко контрастируют друг с другом. В середине стройное геометрическое изображение "столба" с восьмилепистковой розеткой. В ее центре изображен ромб с косым крестом - древнейший знак земли, почвы, обработанной для посева. Фигура увенчана дубовым листком - символом Перуна. Связь громовержца (в христианской традиции Илья) с земледелием можно проследить по русским заклинательным песням.
Например:
А святой Илья
По межам ходил,
По межам ходил,
Житушко родил .
Вокруг и по сторонам центрального изображения изгибаются и как бы склоняются перед ним растения (розы?). Этот контраст позволяет предположить антитезу: живое - неживое, природное - рукотворное, а именно: капище Перуна среди леса. Рыбаков упоминает в своем исследовании русских вышивок, что "идолы изображались иногда … среди деревьев, что можно считать выражением идеи священной рощи" . Однако не иллюстрирует свое сообщение. Похоже, что рассматриваемый рушник и изображает такую священную рощу с идолом.
Центральная розетка имеет в каждом из своих восьми лепестков по крупной красной точке и напоминает археологический памятник Новгорода в урочище Перынь. Вот его описание: "В результате… раскопок выявилась круглая площадка,… в центре которой находилась круглая яма со следами дерева в ней. Исследователь справедливо считает яму основанием деревянного идола Перуна. Вокруг площадки-капища был вырыт неглубокий ров с восемью расширениями по сторонам света, в каждом расширении на дне рва обнаружены следы кострища. Капище освещалось восемью кострами".


В целом вышивку можно расшифровать так: прямая дорога среди леса, ведущая к восьми кострам, окружающим священный дуб, у подножия которого изображен знак вспаханного поля, предмет основной заботы крестьянства на протяжении не одного тысячелетия .
Если расшифровка верна, то, учитывая Ильинские песни, можно сделать вывод о достаточно широком распространении культа Перуна среди крестьянства, вопреки расхожему мнению о том, что это было божество только военной аристократии.
Я показывала этот рушник многим заинтересованным лицам. Кто-то был со мной согласен относительно прочтения узоров, кто-то нет. Основным аргументом не согласных было то, что цветы и розетка оказались вместе случайно и ничего не означают. На это я приведу следующие возражения.
Русская вышивка являет собой образец выдержанности стиля. На рушнике же смешение геометрического и растительного геометризированного изображения бросается в глаза, тревожит своим дисбалансом, заставляет внимательней всмотреться и вдуматься в сюжет. Давно замечено, что в вышивках нет ничего случайного. "Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах - сам по себе законченный символ, но и все вместе они представляют художественное и смысловое единство" .
Стоя на этих позициях, я не претендую на единственность прочтения. Мне были бы интересны и другие варианты расшифровки. И хотя в спорах истина рождается не всегда, движение мысли на эту тему лучше, чем её застой.


Дополнения.
В том же 2002 году мне удалось пополнить мою коллекцию экземплярами, собранными в посёлке Восход Обнинского района Калужской области. Этот посёлок основан в 1966 году, население в нём в основном пришлое и рушников нашлось немного.
Рушник, названный мною "виноградье", не поражает воображение смысловой наполненностью узора и изысканностью исполнения. Но он дорог мне тем, что получен в дар. То есть я его сначала купила, но потом, узнав, что эта вещь интересна мне с исторической точки зрения, его хозяйка вернула мне деньги, которые её, пожилой пенсионерке, не были бы лишними.
Итак, в конце Х1Х века, для создания этого рушника Дарья Тихоновна Тихонова (1875-1960?), жительница деревни Хорошая Медынского уезда Калужской губернии, вырастила и обработала лён, спряла пряжу, ссучила нить, соткала полотно и вышила на нём весьма популярный тогда образ виноградной лозы (см. рушник "св. Анна").

Как уже отмечалось выше, вышивки иногда иллюстрировали устное народное творчество. Глядя на этот рушник, вспоминается припев многих песен и колядок: "виноградье красно - зелено моё". Изображения и воспевания виноградной лозы, шишечек хмеля и мака уводят нас по крайней мере в древность Х века, когда впервые было письменно зафиксирована одна из черт этнической характеристики русского народа: "веселие на Руси есть пити" . Употребление "зелена вина", хмельного пива, маковой настойки и мёда, изобразить который растительным символом трудно, отличало древнерусскую народность от соседей. Греки, например, предпочитали разбавленное вино, скифы и возможно их потомки - пары конопли, а фино - угорские племена "компот" из мухоморов. Ритуальные действия, праздники требовали создания приподнятого настроя, который достигался не только возбуждающими напитками, но и красивым оформлением. Сегодня для этих целей в городах используют воздушные шарики и букеты цветов, а в старину повсеместно, как и сейчас в деревнях эти функции выполняли рушники с изображениями цветов, листьев и плодов.
Возможно, что рушники с виноградом вывешивались на Коляду, так как колядки в некоторых районах России так и называются "виноградья".
Интересно, что припев "виноградье красно - зелено моё" более распространён на севере России. Возможно, это память о том, что до 14 века климат был теплее и зона распространения винограда, мака и других южных культур была значительно ближе к северу.


Следующий рушник я назвала "А.П." по инициалам его создательницы Александры Ивановны Приказчиковой (1909-1981), жившей в деревне Жиливки Тульской области Алексинского района. Со слов её дочери, продавшей мне этот рушник, он был вышит до замужества матери в 1928 году и был частью приданного. Конец 20-х годов ХХ века был для России временем ломки и перестройки моральных и материальных основ бытия. В городах бушевали футуристы, дадаисты, кубисты и прочие "исты", сбрасывающие традиционную городскую культуру с "корабля современности", а в деревне Жиливки девица Александра, в полном соответствии с веяниями времени, ломала древние каноны, вышивая рушник на швейной машинке.
Это был кропотливый труд. На полотне остались следы споротых неудачных швов и предварительная прорись узора. Чувствуется, что девушка старалась, и результат оказался необычным и удачным… Узор рушника выполнен в стиле, похожим на стиль "модерн", но в нём нет утончённого упадничества, характерного для пика этого стиля. От рушника веет торжеством молодости, надеждой на богатую и сытую "красивую" новую жизнь.
Такой рушник плохо вписывался в интерьер крестьянской избы с лавками, полками и полатями. Зато хорошо подходил к резному буфету, металлической кровати с шарами - набалдашниками и фикусу. Жажда всех этих атрибутов "мещанства", как их называли большевики, стремление ублажить "бренную плоть", как называла её церковь, были ничем иным, как желанием женщин того времени выполнить свой долг перед Родиной и предками - свить уютное гнездо и продолжить свой Род. Александре Приказчиковой, несмотря на все препоны, это блестяще удалось. Она скончалась более 20 лет тому назад, но живут её потомки и её позитивное мироощущение, отражённое на рушнике, продолжает радовать глаз.

 

перейти на страницу: предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; следующая

 

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz