Рушник стр. 5

Спонсор странички : Фурнитура для украшений - http://biser-vyshivka.ru/catalog/furnitura-dlya-sozdaniya-ukrasheniy/

перейти на страницу: предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; следующая

 

Содержание:

"Рушники Центральной России - наше языческое настоящее". Татьяна Блинова (Пятница) стр. 1

"Вологодчина: невостребованная древность"  М.В. Суров., Вологда 2001 г. стр. 2

"Язычество древних славян" Борис Рыбаков. "София" ИД "Гелиос" Москва 2002 стр. 3

"Русская вышивка XVII- начала XX века"  Е.Моисеенко Ленинград 1978 г. стр. 4

"Ткани и одежда поморья" Каталог Г. А. Григорьева - Архангельск  Изд. "Правда Севера", 2000 стр. 5

 

Ткачество
Домашнее ткачество в конце XIX — начале XX века практиковалось в основном на Летнем, Онежском и частично на Поморском и Зимнем берегах.
В коллекции музея представлено более ста образцов тканей и готовых изделий с Летнего берега, более шестидесяти — с Онежского, около двадцати — с Поморского.
Ткачество в этих районах не носило товарного характера. Почти все ткани изготавливали для нужд семьи, и лишь незначительное количество продукции шло на продажу или делалось на заказ для односельчан и жителей соседних деревень. На продажу ткали полотно, Камчатку, пестряди, полушерстяные ткани, сукно, пояса. В 1885 году аршин домотканой материи, в зависимости от материала и сложности узора, стоил от 10 до 35 копеек.
Материалом для ткачества служили шерстяные нити домашнего изготовления, а также покупные растительные волокна льна и конопли, хлопчатобумажные и шерстяные нити промышленного производства, которые закупали в Архангельске и на ярмарках. Из хлопчатобумажных нитей, которые в Поморье называли бумагой, использовали преимущественно красные и белые, реже — черные, синие, желтые и зеленые. Покупали шерстяные нити — гарус, — предпочитая яркие оттенки красного, розового, зеленого, желтого, синего цветов. Шерстяные нити домашнего изготовления окрашивали естественными красителями, а с конца XIX века — анилиновыми. Из естественных красителей наиболее распространенными были корень подмаренника (матура) и кора ольхи. Матурой окрашивали шерсть, лен, коноплю в неяркий красный, розовый, желтый цвета. Отваром коры ольхи красили шерсть в оранжевый и коричневый цвета. Анилиновые красители обогатили цветовую гамму поморских тканей, особенно популярными здесь стали красный, синий, вишневый, фиолетовый и желтый цвета.
Из льна, конопли, бумаги и шерсти поморки ткали, используя полотняное и саржевое переплетения, в большом количестве разнообразные ткани для изготовления будничной и рабочей одежды и бытовых предметов. В ряде местностей, особенно на Летнем берегу, из льна и бумаги изготавливали узорные ткани Камчатку и клетчатину. Узорное браное ткачество в конце XIX — начале XX века в Поморье было развито лишь на Летнем берегу. В орнаментации праздничных и обрядовых предметов и одежды ткачество здесь зачастую уступает место вышивке. Недостаток в узорных тканях в этих районах восполнялся также за счет привозных (торговых) браных концов и камчатного полотна.
Наибольшее употребление в быту нашли тонкие полотна и более грубые ткани типа холста, называвшиеся портно; их ткали способом полотняного переплетения из льна, реже — конопли. Из полотна шили верхние части женских рубах, мужские рубахи, полотенца, простыни, наволочки и другие бытовые предметы. Портно применяли для изготовления нижних частей рубах, мужских портов и прочих предметов (Кат. 13). Портно шло и на изготовление рабочих юбок. Для этого использовали окрашенные нити: в основу закладывали волокно конопли, а в уток пропускали изгриби или пачеси — нити, полученные после первого или второго чесания конопли щетью. Нити для юбок красили в синие, фиолетовые, серо-черные, вишневые цвета. Юбки получались однотонными, украшенными понизу подзором — узкими полосами контрастного цвета (Кат. 252, 253, 261).

1. Нагольник Пестрядь из х/б нитей: на красном фоне — бело-синяя клетка, раппорт узора 1,8 х 1,8. Для изготовления сарафанов и платьев. 24,7 х 18,2 Конец XIX — начало XX века Летний берег, Уна. Т. О. Мошкова (1887 - 1942). Поступил в июне 1982 года. Экспедиция музея в деревню Уну Приморского райо¬на Архангельской области. Инв. 651 Т Аналоги. Образцы х/б пестряди наголь¬ник (Кат. 2, 10, 11, 12). Из ткани нагольник изготовлены сарафаны, фартуки и платье (Кат. 230 - 232, 235, 262, 264, 270).
2. Нагольник Пестрядь (белые нити — льняные, красные и синие — хлопчатобумаж¬ные): на красном фоне — узорная бело-синяя клетка, раппорт 4,2 х 4,2. 18,5 х 35,5 Конец XIX — начало XX века Летний берег, Уна. Т. О. Мошкова (1887 — 1942). Поступил в июне 1982 года. Экспедиция музея в деревню Уну Приморского района Архангельской области. Инв. 652 Т
4. Рядно Пестрядь полосатая (белые нити — льняные, красные и лиловые — хлопчатобумажные). 23,5 х 27 Начало XX века Онежский берег, Лямца. Поступило в 1981 году. Экспедиция музея в деревню Лямцу Онежского райо¬на Архангельской области. Инв. Т 648
7. Бумажник Пестрядь (белые нити — льняные; красные, черные, желтые — хлоп¬чатобумажные): на красном фоне — узорная клетка, раппорт 4,9 х 4,7. Для изготовления сарафанов. 29,8 х 33 Начало XX века Онежский берег, Пурнема. Л. Л. Егорова (1884 — 1968).
 

Высоким качеством отличались поморские пестряди — хлопчатобумажные, льняные и смешанные ткани полотняного переплетения в клетку или полосу. Для повседневных мужских рубах и рукавов к женским рубахам ткали пестряди в мелкую клетку с использованием белых льняных нитей и красной бумаги (Кат. 5, 9).4 В пестрядях для сарафанов, платьев, выходных женских и мужских рубах преобладает красный фон и более крупная узорная клетка, образуемая узкими белыми, синими, черными, а иногда также желтыми и зелеными полосами. Бумажная пестрядь повсеместно называлась бумажник, а в Уне и Луде наряду с этим словом бытовало название нагольник (Кат. 1, 2, 7, 10 — 12). Для постельных принадлежностей ткали льняные и хлопчатобумажные ткани с использованием красных и синих цветов приглушенных оттенков (Кат. 3,4).
Широко применяли для изготовления тканей и шерсть. На Онежском берегу ткали полушерстяные ткани полотняного переплетения в узорную клетку с использованием окрашенной и неокрашенной шерсти с добавлением цветных льняных или конопляных нитей. Из таких тканей шили рабочие и будничные сарафаны, юбки, кофты, кафтаны. Определенным видам одежды соответствовали устойчивые сочетания цветов. Так, в клетчатых тканях для сарафанов и юбок наиболее характерными являются сочетания красного, белого и синего цветов, иногда эта гамма обогащается за счет коричнево-бежевых или вишнево-фиолетовых нитей (Кат. 17, 18, 22, 24, 25, 27 — 29). На Онежском берегу клетчатые полушерстяные ткани и некоторые изделия из них называли клеточниками..

22. Клеточник Ткань полушерстяная, клетчатая, раппорт узора 7 х 6 (в основе — нити конопли, белые и окрашенные в синий цвет, в утке — нити конопли белого цвета и шерстяные нити, окрашенные в красный, вишневый и фиолетовый цвета). 32 х 66 Около 1920 года Онежский берег, Кянда. М. С. Шемякина (1885 - 1977). Поступил в 1980 году. Экспедиция музея в деревню Кянду Онежского района Архангельской области. Инв. 360 Т Реставрация. 1981 год. Удалены обрывки нитей по краям, ткань очищена от загрязнений.

Женские кафтаны горбушки и короткие кофты спензели шили из ткани в красно-бело-коричневую клетку (Кат. 475, 480, 476, 488, 489, 491, 493). В Пурнеме изготавливали грубую ткань в продольную полосу белого, красного, коричневого, желтого и синего цветов, из которой шили теплые рабочие юбки (Кат. 254 — 256). На наматрасники шла тяжелая ткань саржевого переплетения в широкие коричневые, оранжевые, белые полосы (Кат. 32).
Повсеместно на Летнем и Онежском и местами на Поморском и Зимнем берегах ткали сукно из овечьей шерсти и грубых нитей льна или конопли. Основу домотканого сукна составляли пачеси льна или конопли, иногда чередовавшиеся с шерстяными нитями. В некоторых тканях встречается чисто шерстяная основа. Для утка всегда брали только шерстяные нити. Сукно изготавливали как полотняным, так и саржевым переплетением. Готовую ткань полстили, то есть делали ее более мягкой и плотной. Это достигалось довольно своеобразным способом: два человека усаживались по сторонам большого корыта и мяли ногами смоченную в горячей воде ткань. Из сукна домашнего изготовления шили рабочие кафтаны, штаны, юбки, рукавицы, одеяла, платки и прочие предметы (Кат. 15, 19, 23, 30, 31). Ткань для кафтанов вырабатывали однотонной, серого или коричневого цветов, для штанов — в бело-коричневую клетку или полосу.5 В коллекции музея представлены юбки, сшитые из красного сукна с нешироким подзором (Кат. 257, 260), мужские штаны из клетчатого и полосатого сукна (Кат. 446 — 451), рубахи из светлого и оранжевого сукна, надеваемые поверх меховой одежды для ее предохранения (Кат. 464 — 469, 470), и кафтаны из однотонного сукна (Кат. 478, 479, 481, 484, 485).
Изготовление узорных тканей с применением более сложных техник в Поморье не было широко развито.
Применение многоремизной узорной техники экспедициями музея зафиксировано лишь на Летнем берегу в Неноксе и Солзе. Эта техника является наиболее поздним, технически сложным и вместе с тем наиболее производительным видом домашнего ткачества.6 Узор ремизной ткани получается путем групповых подъемов нитей основы в особом порядке и их пропускания в нити с помощью специальных приспособлений — ремизок (местное название — ластюшки) и определенной последовательностью хода подножек. На Летнем берегу в вышеупомянутых населенных пунктах было известно тканье как с парным, так и с непарным количеством нитов: здесь ткали на четырех, пяти, шести, восьми и двенадцати подножках.7
Ткани ремизного ткачества называли "Камчаткой", их применяли для изготовления скатертей и полотенец (Кат. 34—36). На концах полотенец в утке иногда пробрасывали красную нить и таким образом создавали тот же вариант узора, но уже в цвете, как на единственном полотенце, вытканном в ремизной технике, представленном в коллекции музея (Кат. 34). Единичные образцы Камчатки из Солзы и Неноксы представлены в альбоме, хранящемся в Архангельском областном краеведческом музее,— "Образцы камчатных изделий. 1885 год."

34. Полотенце В основе — льняные нити, в утке — х/б нити. Ткань Камчатка, белая, клетчатая, раппорт узора 8 х 8,5, на концах в утке пропущена красная нить (ширина 15). 30 х 120 Начало XX века. Летний берег, Ненокса. Ю. Е. Коковина (1888 - 1978). Поступило в 1984 году. Экспедиция музея в село Ненокса Северодвинского городского совета Архангельской области. Инв. 886 Т
35. Скатерть Льняная, белая, клетчатая, раппорт узора 15 х 19,5 (сшита из двух кусков ткани), с трех сторон по краям — вязаная кайма с кистями. 142 х 150 Начало XX века Летний берег. Поступила в 1980 году. Экспедиция музея в деревню Лопшеньгу Приморского района Архангельской области. Инв. 363 Т

36. Скатерть Льняная, белая. Узор — клетка и ячея, раппорт 7x7. Сшита из двух кусков ткани, соединенных кружевной прошвой (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 4,5). По краю — строчевая вышивка (ширина 2). 78 х 156 1920-е годы. Летний берег, Уна. А. Ф. Мошкова (1872 — 1954) и А. А. Мошкова (1908 г. р.). Поступила в 1973 году. Экспедиция музея в деревню Уну Приморского района Архангельской области. Инв. 127 Т
 

На Летнем берегу для орнаментации скатертной ткани, концов полотенец, краев станов женских рубах применяли браную технику, которая является одной из самых древних техник узорного ткачества. Название техники происходит от слов " брать", "набирать", так как узор набирается с помощью специальных дощечек.
Для орнаментации полотенец и станов женских рубах использовали двухуточную браную технику "клетчатину" (в одном утке использована красная нить, в другом — белая): орнамент выткан красной нитью по белому фону, часто в рельефную ячею или клетку. Узоры на концах полотенец из Яреньги и Уны составлены из крупных ромбов или свастик, красный цвет узора и белый фон ткани уравновешены одинаковой шириной линий и протоков (Кат. 37, 38, 43).

37. Конец полотенца Из льняных и х/б нитей. На белом фоне в ячею — многорядный узор красного цвета: в центре два ряда разветвленных свастик, раппорт 9 х 7, сверху и снизу — орнаментальные ряды из углов и ромбов. По краю — кружево в виде фестонов (красные, белые и желтые х/б нити; вязание крючком). 33 х 42,3 Конец XIX века Летний берег, Яреньга. Ф. Н. Калинина (1866 - 1936). Поступил в 1980 году. Экспедиция музея в деревню Яреньгу Приморского района Архангельской области. Инв. Т 354 Реставрация. 1982 год. Очищен от загрязнений, укреплена ткань по верхнему краю.
Аналоги. Концы полотенец с крупным узором из ромбов и свастик (Кат. 38, 39). Полотенце. Начало XX века. Летний берег, Луда (Инв. АОМИИ 539 Т).
38. Концы полотенца Из льняных, х/б и шерстяных нитей. Узор многорядный и многоцветный: в центре — три красных ромба на фоне в красно-белую клетку, сверху и снизу — полосы желтого и оливкового цветов. По краю — кружево, узор — восьмилепестковые розетки (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 13,5). 35 х 52 Первая четверть XX века Летний берег, Яреньга. Поступили в 1980 году. Экспедиция музея в деревню Яреньгу Приморского района Архангельской области. Инв. 355 Т
43. Полотенце В основе — льняные нити, в утке — х/б нити. На концах — многорядный красный узор с вариациями ромба, фон белый в ячею с красными точками (35 х 34). По нижнему краю — кружево, узор — ряд ромбов (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 11). 35 х 242 1924 год Летний берег, Уна. М. И. Коковина (1908 г. р.). Поступило в июне 1982 года. Экспедиция музея в деревню Уну Приморского района Архангельской области. Инв. 410 Т

 На полотенце из Неноксы из собрания ГМО "Художественная культура Русского Севера" в этой технике вытканы геометрические белые узоры на белом фоне. В двадцатые и тридцатые годы нашего века узоры, выполненные в этой технике, мельчают: красный узор в рельефный рубчик заполняет почти весь фон, преобладающими становятся орнаменты из несложных ромбов, клеток, полос (Кат. 39 — 42, 44 — 46).

39. Полотенце Хлопчатобумажное, на концах — узор из красных ромбов с отходящими лучами (26 х 19). По нижнему краю — строчевая вышивка (ширина 1,5). 26 х 214 1915-1918 годы Летний берег, Уна. А. Ф. Мошкова (1896 г. р.). Поступило в 1973 году. Экспедиция музея в поселок Пертоминск Приморского района Архангельской области. Инв. 100 Т Аналоги. Полотенца с однолицевым узором (Кат. 40, 41, 44 — 46). Полотенце с узором из ромбов, вытканным клетчатиной. Начало XX века. Летний берег, Уна. (Инв. АОМИИ 171 Т). Клетчатиной орнаментированы края станов женских рубах (Кат. 125, 127, 131, 135, 162).
40. Полотенце Хлопчатобумажное, на концах — узор: на красном фоне — белые клетки, сгруппированные по четыре. По нижнему краю — кружево, узор — ромбы (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 10,5). 28,5 х 194 1920 год Летний берег, Уна. И. И. Мошкова (1898 — 1960). Поступило в июне 1982 года. Экспедиция музея в деревню Уну Приморского района Архангельской области. Инв. 413 Т
41. Полотенце Из льняных и х/б нитей. На концах — многорядный узор красного цвета (28 х 18): в центре — ряд ромбов, по краям — полосы в клетку. В промежутках между тканым орнаментом вышиты волнообразные полосы, под ними — ряд птиц (красные х/б нити; вышивка двусторонним швом). По нижнему краю — кружево, узор — восьмилепестковые розетки (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 8). 28 х 264 1920-е годы Летний берег, Уна. П. И. Мошкова (1899 — 1979). Поступило в 1973 году. Экспедиция музея в поселок Пертоминск Приморского района Архангельской области. Инв. 88 Т Аналоги. Полотенце с тождественным тканым узором (Кат. 42).
42. Полотенце Из льняных и х/б нитей. На концах — четыре орнаментальные полосы красного цвета. Центральную полосу с мотивом ромба и креста обрамляют узкие полосы с узором из групп белых клеток на красном фоне (ширина полос 7,7, 2 и 1,3). Вни¬зу — полоса орнамента из ромбов с отростками (льняные нити; строчевая вышивка вязьба; ширина 4,7). 24 х 192 1924 год. Летний берег, Уна. М. И. Коковина (1908 г. р.). Поступило в июне 1982 года. Экспедиция музея в деревню Уну Приморского района Архангельской области. Инв. 412 Т

 

Вышивка
Во второй половине XIX — первой трети XX века одним из самых распространенных способов украшения текстиля оставалась вышивка. Вышивкой украшали праздничную и обрядовую одежду: рубахи, передники, головные уборы, а также предметы интерьера избы и различного ритуального назначения: каймы простыней, скатерти, полотенца и другие. Особенно славились работы рукодельниц Поморского, Онежского и Летнего берегов, на других берегах вышивка была развита намного слабее. Вышивка в Поморье являлась домашним занятием, не имела ремесленнического значения, хотя часть готовых изделий и шла на продажу. Так, в начале XX века некоторые женщины Кемского Поморья буквально кормились от пялец. Они сбывали изделия через скупщиков, которые перепродавали их в Норвегии, Англии, Дании и других европейских странах.20 На других берегах некоторые мастерицы вышивали на заказ для своих односельчан.
По технике исполнения вышивки подразделяются на две группы: выполненные в счетной технике (по счету нитей ткани) и в несчетной — по контурам узора. На отдельных поморских берегах были известны обе группы вышивок. Из счетных швов здесь знали вышивки по цельной ткани: набор под браное ткачество, двусторонний шов, крест, и по разреженной ткани: вязьбление, шов по выдергу. Из несчетных швов поморки использовали тамбур, веревочку, гладь, строчевую технику в сочетании с тамбуром. Особо следует выделить бытование таких видов вышивки, как золотное шитье в прикреп и шитье жемчугом и бисером.
Шитье набором под браное ткачество является древнейшим видом шва.21 Техника его заключается в том, что стежок кладется то сверху, то снизу ткани, так же как пробрасывается нить в утке при браном ткачестве, и на изнанке получается негативное по отношению к лицевой стороне изображение. К началу XX века в Поморье этот шов сохранился на Летнем берегу, его местное название — шов по-плотному. Вышивкой под браное ткачество украшали концы полотенец и края рукавов, подолов и воротов у обрядовых рубах. Все орнаменты вышивок по-плотному геометрического характера: ромбы, полусвастики, кресты, полосы в шашку, в городок (Кат. 95 — 99). В качестве материала для вышивок на концах полотенец использовали в основном красную и черную бумагу. Узоры на некоторых полотенцах оживлены введением в орнамент ярких оранжевых нитей. Узоры на рубахах вышиты исключительно красными нитями.
Двусторонний шов также является одним из старинных швов. В технике двустороннего шва орнаментирована наиболее ранняя из сохранившейся до наших дней одежда из Онежского уезда Архангельской губернии и из Олонецкой губернии.22 Двусторонний шов выполняется в пялах: иголку направляют сначала вперед по горизонтали, вертикали или диагонали, образуя пунктирную линию, затем поворачивают назад и заполняют пропуски, создавая одинаковый узор с лицевой и изнаночной сторон ткани. Узор сначала вышивают по контуру, затем фигуру заполняют внутри.
В Поморье фигуры, вышитые в технике двустороннего шва, заполняли прямыми и косыми линиями, клетками, крестами, гладьевыми настилами. В конце XIX — начале XX века двусторонним швом вышивали на Летнем, Онежском, Поморском и Карельском берегах. На Онежском и Летнем берегах это был самый распространенный способ вышивки. Ею украшали полотенца, каймы к простыням, рубахи, головные уборы сороки. Все вышивки двусторонним швом выполнялись, за редким исключением, красной бумагой по белому фону (Кат. 100 — 113).

110. Полотенце Домотканое, полульняное, на концах — вышивка (33 х 24,5), сюжет
— стилизованный двуглавый орел с крупной розеткой посередине, внизу
— орнаментальный ряд чередующихся птиц и ладей. По краю — кружево с орнаментом из узорных косых полос (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 12). 33 х 284 1918 - 1924 годы. Летний берег, Яреньга. Ф. Д. Волокитина (1902 г. р.). Поступило в апреле 1982 года. Экспедиция музея в поселок Пертоминск Приморского района Архангельской области. Инв. 406 Т. Аналоги. Тождественный узор на полотенце. Летний берег, Лопшеньга (Инв. АОМИИ 520 Т). Реставрация. 1983 год. Очищено от загрязнений. Укреплено кружево по узору.
111. Полотенце Из домотканого льняного полотна, на концах — вышивка (26,5 х 12), сюжет: в центре — женская фигура, по ее сторонам — всадники на конях. По краю — кружево с узором из восьмилепестковых розеток (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 10). 25,6 х 238 1920-е годы Летний берег, Луда. С. С. Колтакова (1901 г. р.). Поступило в 1983 году. Экспедиция музея в деревню Луду Приморского района Архангельской области. Инв. 4804 КП
112. Полотенце Домотканое, полульняное, на концах — вышивка (32 х 37), сюжет: внутри архитектурной композиции — небольшое растение и две женские фигуры с опущенными руками, вверху — две женские фигуры и птицы, внизу — полоса геометрического орнамента. По краю — кружево, узор — ряд квадратов в восьмилепестковых розетках (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 13). 32 х 253 1927 год
Летний берег, Лопшеньга. П. Н. Петрова (1911 г. р.). Поступило в 1983 году. Экспедиция музея в деревню Лопшеньгу Приморского района Архангельской области. Инв. 4733 КП
113. Полотенце Из домотканого льняного полотна, на концах — вышивка (36 х 31), сюжет: стилизованное дерево в рамке, внизу — орнаментальный ряд чередующихся растений и птичьих ладей с женскими фигурами. По краю — кружево, узор — сгруппированные по три восьмилепестковые розетки (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 21). На одном конце веревочкой вышиты инициалы Н. Е. (Нечаева Евдокия). 36 х 310 1924 — 1934 годы. Летний берег, Ненокса. П. Е. Нечаева (1887 —?) — ткачество.
Е. Н. Нечаева (1911 —?) — вышивка. Поступило в 1981 году. Экспедиция музея в село Ненокса Северодвинского городского совета Архангельской области. Инв. 403 Т. Реставрация. 1983 год. Очищено от загрязнений. Укреплены ткань, вышивка и кружево. Аналоги. Тождественный узор на подольнице (Кат. 177).

 

Узорные композиции вышивок двусторонним швом разнообразны, они сочетают растительные, геометрические, зооморфные и антропоморфные мотивы. В Поморье, как и в других районах Русского Севера, чистый геометрический орнамент встречается редко, чаще всего он сопровождает сюжетные сцены. Наиболее популярными были изображения стилизованных растений, птиц (пава, курица, петух, двуглавый орел), птичьих ладей, солярных знаков в виде сложных розеток, антропоморфных фигур, фигур в постройках. Их вышивали либо крупным планом в виде отдельных изображений, либо в составе сложных композиций. Обычным приемом композиционного построения часто была трехчастная сцена. Центром трехчастной композиции служила антропоморфная фигура, птица или дерево, а по краям изображались птицы, растения или кони.
По набору изобразительных мотивов преимущественно архаического извода (женская фигура или дерево со всадниками или всадницами по сторонам, антропоморфная фигура на слившихся корпусами конях, разнообразные трактовки всадников, типичные женские сюжеты: женщина с птицами в руках, женщина и дерево, женщина в храме или святилище) поморские вышивки двусторонним швом примыкают к вышивкам Северо-Запада. Район распространения этих сюжетов в вышивке (в преобладающей технике двустороннего шва, преимущественно в монохромной гамме) определен Г. С. Масловой. Он охватывал Новгородскую, Петербургскую и Псковскую губернии, бассейны Ладожского и Онежского озер, территории по реке Онеге, северо-восточную часть Тверской губернии, Подвинье, бассейн реки Сухоны в западной части Кадниковского уезда и северной части Тотемского уезда Вологодской губернии.23 Подобная вышивка характерна и для неславянских народов этого ареала — карел, вепсов, ижор, води.24
В конце XIX — первой трети XX века повсеместно в Поморье использовали для украшения тканей вышивку крестом по счету нитей или по канве (Кат. 116 — 119).

116. Концы полотенца Из красного кумача. Узор — орнаментальный ряд из зубцов, между ними — цветущие растения, раппорт 3,7 х 5,1, ниже — две узкие полосы меандра (черный и желтый цвета). По краю — кружево, узор — ажурные полосы и фестоны (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 10). 29,5 х 24. Первая четверть XX века Летний берег, Яреньга. А. Г. Серухина (1895 — 1975). Поступили в 1980 году. Экспедиция музея в деревню Яреньгу Приморского района Архангельской области. Инв. 353 Т Аналоги. Полотенца, вышитые крестом (Кат. 117 — 119). Полотенце, узор — восьмилепестковые розетки. Летний берег, Луда (Инв. АОМИИ 183 Т). Полотенце, узор — растительный. Поморский берег, Кемь (ККМ). Вышивка на женских рубахах (Кат. 133, 154, 155, 159 — 165, 171, 180), на мужской рубахе (Кат. 438, 439), на рукавах (Кат. 190, 191). Вышивка на фартуке, узор — растительный. Зимний берег, Мезень (МИКМ).
 

При орнаментации станов женских рубах вышивка крестом заменила технику двустороннего шва, сохранив при этом традиционные орнаменты, состоящие из растений, стилизованных фигур людей, птиц, животных, и материал — красную бумагу. В других вышивках крестом чаще всего использовали хлопчатобумажные нити красного и черного цветов, реже применяли бумагу и гарус других цветов. Крестом вышивали рукава, мужские и женские рубахи из пестряди, полотна, коленкора, полотняные полотенца и концы из кумача. Праздничные женские рубахи и рукава украшены вышивкой по вороту, манжетам, кокетке. На мужских рубахах вышивка располагалась на груди, вороте, манжетах. Крестом вышивали растительные и геометрические орнаменты, причем узоры брали не только со старых вышивок, но также из газет и журналов начала века и из печатных альбомов с образцами вышивок крестом, гладью, строчкой.25 Вышивка крестом, так же как вышивка гладью и некоторые виды строчки, развивалась под влиянием городской культуры и была распространена в данный период во многих губерниях России.
Из других несчетных швов по цельной ткани в Поморье были известны петельчатые швы — тамбур и веревочка. Тамбурный шов широко бытовал на Поморском берегу. Местное название этого шва — верёвочка — отражает технику вышивки: шов состоит из цепи стежков-петелек. На Поморском берегу вышивали тамбурной иглой (крючком) в пялах, реже простой иглой. Тамбурной вышивкой орнаментировали полосы к простыням, концы полотенец, оподблья рубахсенокосниц. Преимущественно вышивали красной бумагой по белому полотну фигуры фантастических зверей, затейливые растительные узоры (Кат. 114, 115).26

114. Полотенце Из миткаля, на концах — вышивка (30 х 29), сюжет — пышное растение в маленьком горшке. По краю — кружево с узором из ромбов (белые х/б нити; вязание крючком; ширина 9,5). 34 х 269 Конец XIX века Поморский берег, Шижня. Поступило в 1976 году. Экспедиция музея в деревню Шижню Беломорского района КАССР. Инв. 186 Т Реставрация. 1982 год. Очищено от загрязнений. Укреплены ткань, кружево и вышивка. Аналоги. Вышивки тамбурным швом, орнаменты — растительные (Кат. 115). Полотенце. Поморский берег, Сумский посад (Инв. ГМЭ К 2325-17). Полотенце. Поморский берег, Нименьга (Инв. ОКФ 1120 КП).
115. Подзор Из домотканого льняного полотна, внизу — полоса растительного орнамента, раппорт 28,5 х 13 (ширина 13). 190 х 32 Конец XIX века Поморский берег, Кемь. Е. П. Тихонова (1881 - 1922). Поступил в 1983 году. Экспедиция музея в город Кемь КАССР. Инв. 873 Т
 

Вышивки тамбуром отличались высоким художественным вкусом и профессиональным мастерством, поэтому находили сбыт далеко за пределами Кемского уезда. Поморские вышивки тамбурным швом отличает сдержанность в использовании выразительных средств и приверженность к традиционном мотивам. Этим они отличаются от ярких, многокрасочных вышивок ряда других районов Севера.
На Летнем и Онежском берегах для украшения праздничных рукавов пользовались швом с тем же названием — верёвочка, но образованным не петлями, а слегка скошенными стежками. Этим швом вышиты несложные цветочные узоры на рукавах и женских рубахах, в основном красного цвета (Кат. 165, 192 — 194).

191. Рукава Из фабричного х/б полотна, рукава на манжете с оборкой. По вороту и манжетам — растительный орнамент (черные и красные х/б нити; вышивка крестом по канве). Праздничные. 112 х 31. Начало XX века Летний берег, Красная Гора. А. В. Корельская (1886 — 1938). Поступили в июне 1982 года. Экспедиция музея в деревню Красную Гору Приморского района Архангельской области. Инв. 4164 КП. Аналоги. Рукава из белого полотна с вышивкой крестом красными и черными х/б нитями на кокетке, манжетах и оборке. Начало XX века. Летний берег (Инв. СГМ 2905 КП).
192. Рукава Из фабричного х/б полотна, рукава с ластовицами, длинные, на манжете с оборкой. На кокетке и манжетах — цветочный орнамент (розовые х/б нити; вышивка веревочкой). Праздничные. 132 х 50 Первая четверть XX века Летний берег, Ненокса. А. К. Феликсова. Поступили в 1983 году. Экспедиция музея в село Ненокса Северодвинского городского совета Архангельской области. Инв. 3775 КП Аналоги. Рукава (Кат. 193).
 

В Поморье на отдельных берегах знали разные виды строчевой вышивки со счетными и несчетными швами. Основным признаком строчевой техники является разреженная ткань, полученная путем выдергивания части нитей из основы и утка. Все виды строчки в Поморье выполнены белым по белому, изредка встречается обводка узора красной бумагой или цветным гарусом.
На Летнем берегу края одежды и предметов быта обрабатывали строчевой вышивкой с названием вязьба (вязьбить, визбление), которая, по-видимому, является одной из очень ранних.27 Вязьба выполнялась следующим образом: по утку удалялась часть нитей, выдернутыми нитями узорно перевивали оставшиеся нити, образуя несложные геометрические орнаменты или просто узор из дырочек (Кат. 36, 39, 41, 100, 109, 125, 127 - 129, 131 - 140).

Вышивание с выдергиванием части нитей из основы и утка бытовало на Поморском и местами на Летнем берегу. Местное название строчевых швов — по-выдергу (по-выдерги), перевить, строка. Для достижения различных художественных эффектов использовали ряд технических приемов: обвивание сетки белой бумагой (по-обвиви), настилы, обметывание ячеек (рябить) и другие. Такими способами вышивали каймы к простыням и концы полотенец. Самыми распространенными мотивами вышивок были орел, пава, рысь, лев, звезда, компас, дерево, геометрические элементы. Использование смешан¬ных приемов в вышивке: глади, строки, тамбура — создавало своеобразный эффект игры переливов белого цвета. Вышивку строкой и строкой в сочетании с другими швами объединяли под названием «белошвейные работы». Особым техническим совершенством отличались работы белошвеек Поморского берега. В этой технике вышивали тонкие батистовые и коленкоровые рукава сорочек, платки, наволочки, простыни, полотенца.
До начала нашего столетия в Поморье сохранилась традиция украшать головные уборы и некоторые детали одежды золотным шитьем, речным жемчугом и бисером. Известным центром золотного шитья в Поморье был Сумский посад. Наиболее ранние сведения о развитии золотошвейного дела в Сумском посаде относятся к XVII веку, когда Соловецкий монастырь обменивал изделия сумских поморок у купцов «немецких королевствий» на заморские товары и хлеб.28 В конце XIX — начале XX века в Сумском посаде и ряде других населенных пунктов Поморского, Карельского, Кандалакшского и Терского берегов мастерицы вышивали на заказ кружки — донца к повойникам, а также пояса и девичьи повязки.29 Изделия поморских золотошвеек широко представлены в коллекции Соловецкого музея и в музеях города Петрозаводска.
Материалы для золотного шитья: пряденое серебро, бить, блестки, канитель, мишуру — покупали в Архангельске.30 Мастерицы шили золотными нитями в прикреп по бархату и шелку с подложкой из холста, золотные нити крепили разными швами бумажными или шелковыми нитями, чаще всего желтого цвета. Практиковалось шитье как с оставлением фона, так и сплошное. При шитье использовали разные приемы: плоское шитье без подклада, когда швы ложатся прямо на ткань, и высокое шитье по карте, когда стежки кладутся на узор, вырезанный из бересты, картона или плотной бумаги. В начале XX века преимущественно шили по карте, особенно ценились у поморок вышивки, сделанные по высокой карте. Большое количество сохранившихся головных поморских уборов, украшенных золотным шитьем, позволяет составить довольно полное представление о сюжетах и характере поморского золотного шитья. Орнаменты этого периода в основном растительного характера. В декоре повойников преобладают симметричные или свободные растительные узоры с длинными узкими листьями, побегами из листьев и цветов. Некоторые узоры напоминают собой вершину пальмы. Иногда в растительные узоры вписаны всевозможные шести- и восьмилепестковые розетки. Розетки и сердцевидные фигуры также входят в композиции узоров с акантом. Для оживления узоров на свободные участки фона нашивали блестки, речной жемчуг, бисер, стеклярус.
На Зимнем берегу круглые донца повойников украшали растительными узорами в технике золотного шитья с использованием как позолоченного пряденого серебра, так и позолоченной бити — тонких металлических полосок, отчего узор выглядел, точно выкованный, что объясняет местное название таких повойников — кованые.
На Онежском и Летнем берегах не было своих центров золотного шитья. Головные уборы здесь шили из покупных кружков с Поморского берега и фрагментов старинного шитья XVIII — XIX веков, которые перекупали у «двинских женок» из тех мест, где традиционный костюм быстрее всего был вытеснен городской модой.31
По стилистическим и техническим приемам эти вышивки, вероятнее всего, происходят из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии.
О добыче жемчуга в реках бассейна Белого моря на Поморском, Карельском и Терском берегах известно по письменным источникам XV — XVI веков. В XIX — начале XX века кустарная добыча жемчуга в Онежском, Кемском, Александровском уездах находилась в руках карел и пришлых финнов, среди поморов этим промыслом занимались единицы.32
В Поморье из речного жемчуга низали бусы, жемчужные нитки для украшения головных уборов (Поморский берег), подвески к серьгам (Летний, Терский, Зимний берега), им расшивали шейные украшения — заборочники (Летний берег).33 К концу XIX века вместо жемчуга стали чаще, чем прежде, применять белый матовый или прозрачный бисер, стеклярус, стеклянные бусины. На Поморском, Карельском, Кандалакшском, Терском и местами на Онежском берегах черным бисером и стеклярусом вышивали праздничные фартуки, подолы сарафанов, покупные платки из гаруса и кашемира. К сожалению, получить представление об этих вещах можно лишь по воспоминаниям и старинным фотографиям, запечатлевшим извивающиеся растительные узоры из листьев и цветов. В коллекции ГМО "Художественная культура Русского Севера" хранится редкий образец — фрагмент тонкого кашемира от праздничного сарафана или фартука жительницы Онежского берега, на котором черным граненым бисером вышит узор из цветов.
Поморские вышивки из музейных коллекций, выполненные в разных техниках, свидетельствуют не только об умении и техническом уровне мастериц, но и о высокой духовной культуре населения, сумевшего сохранить и донести через века древние образы русских вышивок.

перейти на страницу: предыдущая 1; 2; 3; 4; 5; следующая

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz