Содержание: Выдержки из книги Б. Рыбакова "Язычество древних
славян"
Рис. 8. УЗОР НА СВАДЕБНОЙ ПАНЕВЕ
На свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах
женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один
и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат,
разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В
центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается
небольшая точка. Так как квадрат есть частный случай ромба, то назовем
эту композицию «ромбо-точечной». Обычно эта композиция не заслоняется
другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут
полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается
сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между
ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает
основной элемент этого узора — фигуру из четырех сомкнутых ромбов с
точками (см. рис. 8).
По материалам Брянской обл. (села Вщиж, Токарево, Дядьковичи, Спинка,
Овстуг и др.) удалось проследить, что ромбо-точечная композиция
вышивалась только на свадебной паневе, которую невеста готовила себе к
венцу и носила ее в первый год замужества. На детских или «старушецких»
паневах,
Рис. 9. НАРОДНАЯ ОДЕЖДА С АРХАИЧНЫМ УЗОРОМ (квадрат с четырьмя точками)
отличающихся бедностью орнаментации, ромбо-точечная
композиция никогда не вышивалась. По отношению к женским рубахам мы
видим точно такое же возрастное ограничение: крупные ромбо-точечные
узоры украшали предплечья только на рубахах молодых женщин и не
встречались ни на детских, ни на старушечьих22 (см. рис. 9).
Связь ромбо-точечного узора со свадебной обрядностью и с бытом молодой
замужней женщины заставляет нас обратить на него особое внимание, так
как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую
очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в
свадебной обрядности выступает в двух формах; во-первых, как будущая
плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и
засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание
зерном, подстилание соломы и
т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение
ребенка уподоблено рождению
нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал
сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности
жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и
благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность
полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый
комплекс, который выражался в древней Руси понятием «рожаницы» —
покровительницы как рождаемости, так и урожайности.
Большой интерес представляет запись этнографа В. В. Богданова о том, как
применялась ромбо-точечная схема в Белоруссии в XIX в. При постройке
новой избы (что являлось естественным продолжением образования новой
семьи) глава семьи должен был освятить участок
земли, отведенный под постройку нового жилища. С этой целью он чертил на земле большой
квадрат, размером с усадьбу, делил этот квадрат на четыре части так,
чтобы образовались четыре малых квадрата. Затем хозяин будущей усадьбы
отправлялся «на все четыре стороны» и приносил с четырех полей по
большому камню.
Камни укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на
земле. После этого земля будущей усадьбы считалась освященной23.
Белорусский крестьянин освящал свою землю той самой ромбо-точечной
композицией, которую девушки вышивали на своей свадебной одежде.
Географическое распространение ромбо-точечной композиции в украшении
женских одежд, поясов и головных уборов очень широко. Мы видим ее на
всем русском Севере (Архангельск, Вологда), у западных и южных
великорусов (Смоленск, Рязань, Брянск), у украинцев (Киев, Чернигов,
Карпаты), у белорусов, а за пределами восточнославянских земель — у
карел, марийцев, удмуртов, коми-зырян, эстонцев, немцев и у западных
славян24.
Кроме вышивок и тканей, ромбо-точечная композиция встречена в
этнографическом материале на прялках.
Прялки, как известно, часто
являлись свадебным подарком жениха
невесте. Рембо-точечный знак на
прялке символизировал землю, пашню, расположенную между полдневным и
«ночным», подземным солнцем25 (см. рис. 10).
Рис. 10. АРХАИЧНЫЙ УЗОР (квадрат с четырьмя точками) в русских
деревянных изделиях и в средневековой церковной росписи.
Этнография дает нам путеводную нить и понуждает
отправиться на поиски более ранних изображений ромбов или квадратов с
четырьмя точками. При этом нам необходимо не только найти аналогии в
древности, но и проверить предположение о ритуальном, магическом
характере. Углубляясь в века, мы встретим интересующую нас композицию в
средневековой церковной живописи на тех убрусах, которые изображались
на стенах храмов ниже сюжетной фресковой росписи, непосредственно над
полом. Иногда эта композиция встречается на изображениях
скатертей
(тайная вечеря, трапеза Авраама). Часто ромбо-точечные композиции
рисовались вперемежку с разными растительными символами. Ритуальный
характер узора в данном случае обусловлен местом его применения.
Значительный пласт археологических находок с ромбо-точечной композицией
относится к домонгольской Руси. Здесь мы найдем и ткани из курганных
погребений близ Чернигова и Смоленска со сплошным узором из ромбов с
точками, и различные ювелирные изделия26.
Интересна крестовидная дробница XII—XIII вв. с перегородчатой эмалью: в
центре ее изображены четыре квадратика с точками, а на лопастях креста —
четыре символических значка первого ростка прорастающего семени.
Сочетание квадратно-точечного знака с идеограммами первых ростков
должно войти в общую сумму тех признаков, которые помогут нам
расшифровать содержание загадочной композиции.
Не менее интересны два одинаковых серебряных двустворчатых массивных
браслета XII в., найденных в 1923 г. замурованными в стену Спасского
собора в Чернигове27. Богатая и многообразная орнаментация браслетов
подчинена идее семьи и благоденствия. Центральный медальон на каждой
створке украшен знаком огня — триквестром; концы створок оформлены в
виде голов львов и львиц таким образом, что в замкнутом положении
соприкасаются друг с другом лев и львица. В этом можно видеть выражение
мужского и женского начала, а в огне-триквестре — символ домашнего
очага. По сторонам знака огня на одной створке находятся изображения
древа жизни и четырех ростков, а на другой — солярный знак и
ромбо-точечная композиция. В промежутках между медальонами в овалах
изображены колосья.
Есть все основания предполагать, что необычный браслет связан со
свадебной обрядностью (может быть, свадебный подарок невесте?).
Композиционно древо жизни связано здесь с солнцем, а ромб с четырьмя
точками (как и на эмалевой дробнице) — с четырьмя ростками. Аграрная
магия сплетается здесь со свадебной.
Взаимозаменяемость идеограммы первого ростка и точки в квадрате может
быть хорошо прослежена по изображениям Бориса и Глеба на женских
украшениях XII — начала XIII в. Общеизвестна связь культа Бориса
«Хлебника» с аграрным культом: весенний праздник Бориса и Глеба,
установленный 2 мая 1072 г., был праздником первых всходов яровых
хлебов.
На эмалевых и черневых изображениях Бориса и Глеба XII—XIII вв. мы
видим то «крины» — символы первых всходов, первых ростков, то сетку из
небольших квадратов с точкой внутри каждого. Не было ли это
символическим изображением поля с семенами?28
Совпадений этнографического материала с археологическими данными XI—
XIII вв. очень много, и они нас уже не удивляют, так как на ряде
примеров, приводимых в «Слове об идолах», мы убедились в прямой связи
традиций на этом восьмисотлетнем отрезке времени. Для проверки истинной
глубины памяти нам необходимо двинуться еще далее, в века, значительно
отдаленные от Киевской Руси.
В античное время мы встречаем ромбо-точечную композицию на греческих
сосудах разных эпох, начиная от геометрического стиля. Ромбы с точками
изображаются около половых органов львов, жеребцов и фантастических
крылатых зверей. Иногда ромбо-точечная композиция превращается в
своеобразную свастику с меандровыми завитками; такой знак помещен у
полового органа оленя Артемиды на делосской вазе VII в.29
В эллинистическое время ромбо-точечная композиция
встречена на специальных глиняных алтариках (xavouv) для
жертвоприношений первых плодов30. В последнем случае крупный ромб,
разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю
горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены
два колоса. Встречаем мы этот сюжет и у скифов Причерноморья. На
городище Золотая Балка на правом берегу Нижнего Днепра в жилище, у самой
печи, найден небольшой плоский квадратный алтарик, разделенный тройной
линией на четыре части; внутри каждого малого квадратика изображено по
три концентрических круга, что в целом дает типичную ромбо-точечную
схему31.
Даже эти разрозненные примеры, количество которых, впрочем, можно
значительно увеличить, убеждают нас в устойчивом, древнем бытовании
нашего знака. Семантика его не выходит за рамки магии плодородия:
свадебная одежда, плоды земли, половая сила.
Двигаясь в своем ретроспективном пути еще далее, в более ранние эпохи,
мы достигаем земледельцев энеолита и неолита. Ромбо-точечную композицию,
как в ее полной классической форме, так и в сокращенном варианте (только
ромбы или один ромб с точкой), мы находим в Триполье. В 1965 г. мне
пришлось писать по поводу известных трипольских женских глиняных
фигурок следующее: «Обилие женских статуэток давно уже получило
истолкование как проявление культа божеств плодородия. Особый интерес
представляют изученные С. Н. Бибиковым глиняные фигурки с зернами
пшеницы в составе глины, относящиеся к раннему этапу трипольской
культуры. Прежде чем лепить фигурку божества плодородия, глину
замешивали на зернах (и муке?), выражая тем самым всю суть своих
пожеланий. С. Н. Бибиков очень остроумно приурочил изготовление таких
фигурок к новогоднему циклу заклинательных земледельческих обрядов»32.
Идея зерна, семени как начала новой жизни пронизывает всю трипольскую
пластику среднего и позднего периодов.
Женские фигурки, как правило, изображают не дебелых матрон, знакомых нам
по скульптуре палеолита, а стройных дев с едва обозначенной грудью, но
нередко с признаками начинающейся беременности.
Это — та же идея семени, новой зарождающейся жизни, но выраженная в иной
форме.
На животах некоторых фигурок мы видим то оттиск зерна, то небольшой
бугорок, обозначающий беременность, то изображение растения (колоса?).
Иногда живот женщины прикрыт магическим рисунком из четырех квадратов,
Рис. 11. ЗНАК ЗАСЕЯННОГО ПОЛЯ НА ЭНЕОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТАХ (алтарик для
первых плодов, женская статуэтка) и в античной росписи
с точками в каждом из них (символ поля с семенами?).
Иногда две змеи охраняют живот молодой матери (см. рис. 11).
Невольно возникает ассоциация с христианским божеством плодородия —
Богородицей, девой-матерью, изображаемой нередко так, что на ее животе
показан не родившийся еще ребенок Иисус Христос. Мы знаем, что в древней
Руси культ Богородицы слился с местным культом рожаниц — древних божеств
плодородия, рождения «обилия».
Трипольские статуэтки юных матерей были, по всей вероятности, одними из
ранних предшественниц христианской Богородицы, выразительницами идеи
бессменного круговорота жизни, идеи рождающей силы зерна. Мы знаем, как
тесно магия плодородия полей переплетена с магией человеческого
плодородия33.
«Четыре стороны света». Только в керамике земледельческих племен
энеолита впервые появляется и утверждается на тысячелетия принцип
четырехкратности. Узловые знаки орнамента располагались на боках сосудов
таким образом, что они смотрели «на все четыре стороны». Трипольские
четырехчастные жертвенники были точно ориентированы своими четырьмя
крестовинами по сторонам света, даже если это направление резко
расходилось с ориентировкой стен дома.
Крестообразны были не только жертвенники — знак четырехконечного креста
вписывался в солнечный диск; крестообразно располагались четыре листа в
орнаменте, четыре солнца на сосуде и т. д. Число четыре занимает очень
важное место в трипольском орнаменте, но не столько само по себе,
сколько в качестве обозначения четырех направлений.
Судя по данным языка, в это время уже сформировались понятия «впереди»,
«позади», «налево», «направо» и, очевидно, определились понятия «юг» и
«север», «восток» и «запад».
Вполне понятно, почему мысль трипольских художников постоянно
возвращалась к четырехчастной композиции, к распределению главных
элементов орнамента по «всем четырем сторонам»: ведь для земледельца
эти четыре направления были не только сторонами света —
полуднем,
полночью, заходом и восходом, но и сторонами его прямоугольного поля.
Поле вспахивалось в двух направлениях (борозда в одну сторону, борозда в
противоположную сторону), а затем боронилось в двух направлениях,
нередко перпендикулярных бороздам. Так ежедневный ритм основной
земледельческой работы создавал представление о движении вперед и назад,
влево и вправо, к которому добавилось представление о постоянных
географических координатах (тоже очень привычных для земледельца): север
— юг, запад — восток. Отсюда — идеограмма поля — квадрат, пересеченный
крест-накрест, с точками-семенами, и идеограмма солнца в виде диска,
пересеченного крестом, так как земные координаты определялись по солнцу.
Внимание к четырем сторонам света видно в той тщательности, с которой
ориентировали трипольцы среднего периода свои жертвенники34.
Родившись в представлениях энеолитических земледельцев, принцип
четырехкратности прошел через все эпохи и дожил в этнографии до близкого
нам времени. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя
магическим рисунком со всех четырех сторон, в заговорах предписывается
обращаться «на все четыре стороны», в сказках враги могут грозить герою
«со всех четырех сторон» и т. п.
Принцип четырех сторон был важной вехой в познании мира, и не
удивительна долговечность как самих представлений, так и тех
графических форм, в которые древние земледельцы сумели облечь свои
новые понятия о пространстве.
В том же 1965 г., когда вышла моя статья о трипольской символике, но
двумя номерами журнала позже (в № 3) древним символам плодородия
посвятил очень интересную статью А. К. Амброз, признавший, что
«шашечный ромб» (так он называет ромбо-точечный узор) — «скорее всего
знак земли-почвы, обработанной для посева... точки могли изображать
семена»35.
На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск
истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень
широкой территории у разных народов. Далее IV тысячелетия в глубь веков
ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще
нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно
связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой
вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной семенами нивы
(ромбы с точками в их середине).
Подтверждением расшифровки перекрещенного ромба или квадрата как знака
поля может являться древний китайский иероглиф «тянь» — «поле». Первая
этнографическая загадка увела нас на 5000 лет назад от той
этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили.
Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти достигает
того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы
производящего хозяйства, и в первую очередь земледелия. Другими
словами, орнамент привел нас к началу эпохи «рожаниц».
Продолжим поиск, так как земледельческой эпохе предшествовал измеряемый
сотнями тысячелетий период охотничьего хозяйства со своей особой
идеологией, и для нас очень важно выяснить, сохранилось ли что-либо из
той отдаленной эпохи в современном нам этнографическом материале.
22 Материалы собраны мною и сотрудниками
археологической экспедиции во Вщиже в 1940, 1948, 1949 гг. Коллекции
поступили в Музей народного искусства.
23 Сведения письменно сообщены мне покойным В. В.
Богдановым.
24 Русское декоративное искусство. М., 1965, т. III, рис. 199, 204, 205,
214; Украiнське народне декоративно мистецтво. Киiв, 1956, табл. XXXIV,
LXX, LXXII, LXXIII; Рязанская народная вышивка. Л., 1959, табл. 9, рис.
2; табл. 13, рис. 2; Kurrik Helmi. Eesti rahvaroivad. Tartu, 1938, табл.
IV, XVI, XVII, XIX; Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов Коми. М.,
1958, рис. 142; Она же. Народная одежда удмуртов. М., 1951, рис. 60;
Маслова Г. С. Народный орнамент верхневолжских карелов. М., 1951, табл.
XXX, XXXVII, XLIII; Лебедева Н. И. Народный быт в верховьях Десны и
верховьях Оки. М., 1927, с. 82, рис. 64в, 69; Крюкова Т. А. Марийская
вышивка. Л., 1951, табл. XXVI, XXIX; Orlov S. P. Hry a pisne deti
slovanskych. Praha, 1928; Hank Vilem. Variace a desymetrisace, 1949, fig.
26; Slovenske ludove umenie. Bratislava, 1954, I—II, № 358/113;
Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. Krakow, 1939, cz. II, вып. 2, s.
909, fig. 134-136.
25 Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. Л., 1970, табл. 51;
Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства //Декоративное
искусство, 1975, № 1 и 3.
26 Рыбаков Б. Л. Прикладное искусство и скульптура // История культуры
древней Руси. М., 1951, т. II, с. 405, рис. 195.
27 Рыбаков Б. А. Прикладное искусство и скульптура,
с. 428—429, рис. 211—212; Он же. Древности Чернигова // МИА, 1949, № 11,
с. 56, рис. 24.
28 Рыбаков Б. А. Славянский весенний праздник // Новое в археологии. М.,
1965, с. 254, рис. 1.
29 Histoire generate de l'art. Paris, 1950, p. 194; Блаватский В. Д.
История античной расписной керамики. М., 1953, с. 64, 86, 97.
30 Bacuh Милоjе. Кличевачка некропола // Старинар.
Новая серия, Белград, 1955, т. III—IV, с. 6, рис. 5 и 6.
31 Вязьмитна М. Г. Золота Балка. Киш, 1962, с. 209, рис. 86. Поселение
датируется II в. до н. э. — II в. н. э. Найдем мы эту схему и в
бронзовом веке, например на сосудах вучедольской культуры в Словении.
См.: Корошец Паола. Подела славонске културе. Нови Сад, 1959, с. 14,
рис. 14; с. 15, рис. 10 и 15. Ромбы с точками здесь нередко соседствуют
с идеограммами небесной воды и дождя.
32 Бибиков С. Н. Культовые женские изображения
раннеземледельческих племен юго-вос¬точной Европы // СА, 1951, XV, с.
135.
33 Рыбаков Б. Л. Космогония и мифология земледельцев
энеолита // СА, 1965, № 1, с. 28, 29, 31, рис. 7 и 8, 13.
34 Пассек Т. С. Периодизация трипольских поселений (III—II
тысячелетия до н. э.) //МИА, 1949, 16, с. 82-83, рис. 38а.
35 Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ («ромб с
крючками») // СА, 1965, № 3, с. 11, 22. В сводной таблице на рис. 2 А.
К. Амброз дал 76 вариантов «ромба с крючками», но некоторая часть знаков
сюда включена, на мой взгляд, без убедительных аргументов. Признание
ромбо-точечной композиции идеограммой за¬
сеянного поля А. К. Амброз не сопроводил ссылкой на мои более ранние
работы и доклады, где обосновывается этот тезис. См.: Рыбаков Б. А.
Семантика трипольского орнамента: Тезисы докладов первого симпозиума по
археологии и этнографии Юго-Запада СССР. Кишинев, 1964, с. 11 —13; Он
же. Отражение земледельческого миро-
воззрения в искусстве трипольской культуры // Вестник АН СССР, 1964, №
7, с. 51-52; Он же. Орнамент — мудрость тысячелетий // Советская
культура, 1964, 9 мая.
Умолчание об этих близких по времени публикации статьях не является,
разумеет¬ся, умышленным, и упомянуты они мною здесь только для того,
чтобы показать кон-вергентность мысли и тем самым укрепить высказанный
мною тезис о ромбо-точечном узоре как об идеограмме поля, засеянной
нивы.
Рис. 24. РОМБИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В РУССКОЙ ВЫШИВКЕ
Ромбический орнамент известен, начиная с
палеолитической древности и кончая современностью, на протяжении более
двух десятков тысячелетий. В настоящее время, по этнографическим данным,
ромбический орнамент во всем его многообразии встречается у всех народов
мира. Широчайшее распространение этого вида орнаментики можно
подкрепить ссылкой на все сводные работы по этнографии и народному
искусству типа академической серии «Народы мира», издаваемой Институтом
этнографии АН СССР110.
Такую повсеместность никак нельзя объяснить легкостью изображения
именно ромбической фигуры; обычный квадрат, тоже широко
распространенный в народной орнаментике, несравненно проще и легче для
воспроизведения, но из тысячелетия в тысячелетие разные народы в разных
частях Старого Света с неуклонным упорством изображали ромбы, создавали
сплошной ковровый узор из ромбов или рисовали символы плодородия, в
основе которых очень часто был ромб. Вся упомянутая выше система «ромбов
с крючками», тщательно прослеженная А. К. Амброзом, построена на
интересующем нас ромбе111. Амброзом прослежены земледельческие знаки,
известные с энеолита; более ранний орнамент не вошел в его схему. Кроме
того, осталась неразъясненной связь земледелия с ромбической формой
символа плодородия. При решении первой
загадки мы уже видели, что идеограмма «засеянное поле» нередко
представляет квадрат, а не ромб, в чем, быть может, сказалось
стремление пахарей к прямоугольным, а не косоугольным формам
поля,
пашни. Ромб как таковой был констатирован, но не разъяснен, и найти
его разгадку в орнаментике и реалиях земледельческих племен было
невозможно.
Разгадкой неожиданно оказалось наблюдение над структурой дентина
мамонтовых бивней. Палеонтолог В. И. Бибикова в 1965 г. установила, что
поперечный, или косой, срез мамонтовой кости образует на поверхности
любого изделия как бы ковровый узор, составленный из соприкасающихся и
надвигающихся друг на друга ромбов естественного происхожде¬ния112.
Основные, первичные ромбики дентина невелики — 0,5—0,8 мм по большой
диагонали, но все же хорошо различимы невооруженным глазом. Ромбики
группируются в крупные, тоже ромбические или зигзагообразные, системы,
достигающие 10 мм.
Системы эти менее геометричны, не так правильны, как первичные ромбики,
но они-то и создают впечатление коврового узора на поверхности костяного
изделия.
В. И. Бибикова при помощи своего открытия объяснила происхождение
ромбического орнамента, четко награвированного на костяных изделиях из
Мезинской позднепалеолитической стоянки на Черниговщине.
Исследовательница убедительно доказала, что ромбы, ромбический меандр и
серии параллельно идущих зигзаговых линий являются сознательным
воспроизведением первобытным художником естественного облика мамонтовой
кости, ее природного «коврового узора». Различный угол среза Мамонтова
бивня давал разные варианты ромбического «орнамента» на самой кости.
Художник придал четкость и строгую геометричность исходным естественным
формам, но его стремление покрыть свои изделия всеми видами
естественного «рисунка» дентина, увеличить его и подчеркнуть глубокими
бороздами гравировки не подлежит сомнению.
Рис. 25. ПОЛОТЕНЦЕ
В. И. Бибикова правильно осмыслила искусственный
ромбический орнамент как выражение «представлений о мощи, силе,
благоденствии», связанных с мамонтом как главным источником пищи, а
следовательно, и благоденствия.
Свое открытие В. И. Бибикова применила только к геометрическому
искусству палеолита, только к тому времени, когда у древних художников
был постоянно перед глазами природный образец — исходная форма для
подражания и воспроизведения.
Если же мы с позиций этого открытия посмотрим на последующее,
постпалеолитическое, искусство каменного и бронзового веков, то увидим,
что ромбический или меандровый ковровый узор, зигзаговый узор и
характерные для мамонтового дентина как бы разорванные зигзаги и меандры
продолжают существовать на протяжении нескольких тысячелетий113.
Орнамент, воспроизводящий не четкую геометричность мезинских
гравировок, а естественную, несколько переливчатую, лишь стремящуюся к
геометричности ромбоидальность реальной мамонтовой кости, мы встретим в
большом количестве в культурах неолита, энеолита и даже железного века.
Есть он на Балканах в культурах Старчево-Кёрёш, Винча, Караново I, Боян;
есть в линейно-ленточной культуре и в Триполье-Кукутены. Доходит этот
орнамент до Гальштата и до дипилонской живописи Греции114.
Ромбо-меандровый орнамент встречается на посуде (особенно на ритуальных,
щедро украшенных сосудах), на глиняных антропоморфных фигурках, тоже
несомненно ритуальных, на глиняных тронах богинь или жриц.
Однако во всех этих земледельческих культурах отсутствует, разумеется,
исходная позиция — Мамонтовы бивни. И если мы не установим каких-то
промежуточных звеньев между позднепалеолитическими граверами по кости и
художниками неолита и энеолита, украшавшими глиняные изделия, то
указанное сходство будет не континуитетом, а лишь случайной аналогией.
Поиск промежуточных звеньев следует начинать с палеолита. В той же
Мезинской стоянке, где был найден браслет с ромбо-меандровым и
зигзаговым узором, встречены небольшие фигурки из мамонтовой кости,
которых одни исследователи называют «птичками», а другие — женскими
фигурками. На фигурки нанесен тот же, имитирующий рисунок мамонтовой
кости, ромбо-меандровый и зигзаговый орнамент. «Птички» стоят на
плоском, округлом основании, на исходе которого тоже есть интересующий
нас узор, а это уже ведет к разгадке их назначения: если орнаментирована
та плоскость, на которой они
Рис. 26. ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ, УКРАШЕННЫЕ РОМБИЧЕСКО-КОВРОВЫМ
ОРНАМЕНТОМ, ВОСПРОИЗВОДЯЩИМ ЕСТЕСТВЕННЫЙ УЗОР ДЕНТИНА МАМОНТОВА БИВНЯ
(Мезинская стоянка. Украина)
стоят, плоскость, которая не видна при обычном их
положении, то, значит, нанесение на нее узора имело особый смысл. Мне
кажется, что все эти «птице-женщины» были печатками-пинтадерами для
нанесения татуировки. Выбор ромбического орнамента для ритуальной
татуировки вполне естествен: ведь главные священные предметы
палеолитического ритуального обихода — это знаменитые «венеры» — фигуры
зрелых плодовитых женщин, давших жизнь многочисленному потомству,
вырезанные из мамонтового бивня. На теле каждой такой фигуры проступала
естественная структура дентина в ее ромбо-зигзаговом виде. Даже на
некоторых публикациях фотографий палеолитической скульптуры мы видим
этот природный ромбический узор бивня, из которого изготовлена
статуэтка115 (см. рис. 26, 27).
Костяная фигура Матери-Прародительницы была для палеолитических женщин
образцом для подражания: если голое тело Матери покрыто ромбами и
зигзагами, то и обычные женщины, приступая к какому-либо празднеству,
священному танцу или жертвоприношениям, должны были украсить свое тело
Рис. 27. ПЕЧАТКИ ДЛЯ ТАТУИРОВКИ ТЕЛА РОМБИЧЕСКО-КОВРОВЫМ ОРНАМЕНТОМ
(Неолит)
подобным узором. Ромбический орнамент, как присущий
мамонту, главному источнику благоденствия, сам становился магическим
символом удачи и блага, успешной охоты и сытости, обилия и плодовитости
(см. рис. 28).
Мезинские «птички» по размерам своих ромбов относятся к человеческому
телу примерно так же, как естественные ромбики дентина к размерам тела
палеолитической Венеры. Другими словами, если кроманьонка покрывала
свое тело отпечатками узора, вырезанного на «птичках», то она
становилась вполне подобной статуэтке из мамонтового бивня.
Широкое применение красной охристой краски в палеолите общеизвестно.
Красной охрой на костях мамонта наносился крупный, размашистый
ромбический же или зигзаговый узор. Очень близкие к мезинским
печатки-пинтадеры, и, вероятно, одного и того же назначения с ними,
известны нам на следующем историческом этапе — на рубеже мезолита и
неолита, в культурах Старчево-Кёрёш VI—V тысячелетий до н. э.116 При
помощи этих глиняных печаток можно было покрыть тело более сложным
узором, чем тот, который вырезан на самом штампе, так как, будучи
поставлены рядом, отпечатки создавали тот ковровый ромбо-меандровый
узор, который известен нам благодаря открытию В. И. Бибиковой117.
Нет ничего удивительного в том, что ромбо-меандровый узор, в татуировке
став выражением определенных магических воззрений, пережил породившую
его эпоху охотников на мамонтов и сохранился вплоть до перехода к
производящему земледельческому хозяйству. Недаром этот узор от неолита
до бронзового века покрывал женские глиняные статуэтки, а от энеолита
до галыитата помещался на жертвенниках и ритуальной посуде 118.
Только приняв изложенную выше гипотезу, мы сможем объяснить, почему в
прослеженных А. К. Амброзом разновидностях знака плодородия неизменной
основой является ромб.
Ромб появился в позднепалеолитическом искусстве как сознательное
воспроизведение рисунка мамонтовой кости, как обобщенный символ
мамонта-блага. Осмысление рисунка дентина было, надо полагать, таким же
повсеместным, как повсеместна была охота на мамонта. При посредстве
ритуальной татуировки (когда простенькие печатки создавали на теле очень
сложные варианты меандрового узора) ромбический орнамент пережил
бытование мамонтовой кости и дожил до земледельческой эпохи. В
земледельческих культурах Европы ромбо-меандровый орнамент применялся и
как магический общий фон на ритуальных предметах, и как отдельный знак,
обособленный символ плодородия. Тот знак «засеянного поля», с которого
мы начали первый экскурс в глубину памяти, оказался не первоначальным,
не самым древним, а одним из последующих звеньев той длинной цепи,
начало которой уводит нас еще на несколько тысячелетий вглубь.
Ромбический знак, известный во многих вариантах, выражал
земледельческую идею земного, растительного плодородия; ромб оброс по
углам отростками (ромб с крючками), в чем сказалась его новая, аграрная
сущность. А. К. Амброзом собраны и изучены эти варианты с достаточной
полнотой, и поэтому я не буду на них останавливаться119.
Рис.
28. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ СТАТУЭТКА, ИЗОБРАЖАЮЩАЯ ЖЕНЩИНУ, ТАТУИРОВАННУЮ
КОВРОВЫМ ОРНАМЕНТОМ
Но древний ромбический символ палеолитических
охотников продолжал жить не только в земледельческой среде; он известен
нам и у древних охотников и скотоводов. Здесь он превратился не в ромб с
отростками, а в некоторое подобие мальтийского креста: ромб или
поставленный косо квадрат, к углам которого извне примыкают своими
вершинами четыре треугольника. Ромб крестовидный встречается
географически от Испании до Кавказа, а хронологически — от бронзового
века и скифов до этнографических материалов (в скотоводческих горных
районах) XIX в.
На сосуде бронзового века из Киллик-дага (Закавказье) подобный знак
связан, может быть, еще с охотничьей магией. На лощеной миске белой
пастой нанесены изображения: охотник с луком и стрелой, по сторонам его
— два оленя, между оленями — «мальтийский крест». На другом сосуде из
той же коллекции, на месте этого ромбо-креста, в такой же композиции
изображено нечто вроде «рожаницы», известной нам по вышивкам120.
Еще больший интерес представляют три ритуальных сосуда из одного
погребения той же культуры в Гюльлик-даге121. На трех глиняных чашах
даны три момента моления о плодородии. На первой чаше изображены двое
мужчин в перетянутых поясами одеждах и два рогатых животных. На второй
чаше две человеческие фигуры поднимают молитвенно руки к небу. Они в
длинных одеждах, без пояса, и трудно сказать, изобразил ли художник
здесь женщин или мужчин в особой ритуальной одежде. Между фигурами
помещены два «мальтийских креста». Внутри одного из них в центре —
миниатюрное изображение животного, а внутри другого — четыре неясные
черточки. Здесь изображается сам процесс моления о размножении животных:
священные символы и воздетые к небу руки. На третьей чаше изображен
благоприятный результат успешного моления символу плодородия: те же две
фигуры в длинных одеждах и уже не два, а четыре животных. Около каждого
взрослого животного изображено маленькое, недавно рожденное122.
«Мальтийский крест» известен как благожелательный символ в народном
искусстве тех областей, где охота и скотоводство дольше сохраняли свою
важную роль в хозяйстве. В качестве примера приведу скрыню для
приданого невесты из гуцульских районов Карпат123. Здесь замок
свадебного сундука охраняют разные символические знаки, среди которых
одно из главных мест принадлежит нашему «мальтийскому кресту». Возникнув
в палеолите, трансформируясь, варьируя у охотников-скотоводов и у
земледельцев, ромбический орнамент у всех народов Старого Света дожил до
этнографической современности, свидетельствуя об очень значительной
(хотя в ряде случаев уже бессознательной) глубине памяти в народном
искусстве. ...
110 См., например: Народы Африки. М.—Л., 1954, с.
148, 237, 270, 382, 511, 641; Народы Передней Азии. М.—Л., 1957, с. 322,
340, 526; Народы Восточной Азии. М.-Л., 1965, с. 447, 388; Народы
Юго-Восточной Азии. М., 1966, с. 100, 142, 221, 592, 786.
111 Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ..., с. 14—27.
112 Бибикова В. И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента
// СА, 1965, № 1, с. 3—8; Бiбiкова В. I. Про джерела геометричного стилю
в палеолггичному MИCTЕЦTBi Схiдноi Европи // Sbornik Narodniho Muzea v
Praze, 1966, t. XX, вып. 1/2, s. 7-15.
113 Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика
ромбического орнамента // Сб. тр. Науч.- исслед. ин-та художественной
промышленности. М., 1972, вып. 5, с. 127—134, рис. на с. 130.
114 Stocky Albin. Pravek zeme ceske. Praha, 1926, t. IX, fig. 4; t. XXII,
fig. 12, 24; t. XXI, fig. 19; Piggott Stuart. Ancient Europe from the
beginnings of Agriculture to Classical Antiquity. Edinburgh, 1965;
Dumitrescu Vlodimir. L'art neolithique en Roumanie. Bucurest, 1968, tab.
9, 13, 36, 38, 43, 59, 60; Pichlerowd Magda. Nove Kosariska. Kniezacie
mohyly zo starsej doby zeleznej. Bratislava, 1969, tabl. II,VII,XII,
XXVI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXXV; Comsa Eugen. Istoria communitatilor
culturii Boian. Bucuresti, 1974. fig. 74-8; 76-5; 67, 68.
115 См., например, публикацию известной костяной статуэтки из Брассампуи
(Франция, Ланды). L'homme avant l'ecriture. Paris, 1959. Цветная
вкладка между с. 50 и 51. На правой щеке скульптурной головки ясно виден
ромбический рисунок дентина (около 0,3 мм), равный по ширине глазу, а по
длине — носу этой статуэтки.
116 Piggott Stuart. Ancient Europe..., fig. 17, N 6
и 7.
117 Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика..., рис. на с. 129.
118 Для поздних стадий бытования ромбо-меандрового и зигзагового
орнамента перевод его в пластику мог объясняться не только татуировкой
на теле, но и наличием женской одежды с подобным орнаментом. См.: Comsa
Eugen. Istoria..., fig. 67, 68, 172 old. В женской народной одежде
ромбический орнамент сохраняется вплоть до XX в. Таковы, например,
свадебные и «молодецкие» паневы южных великороссов.
119 АмброзА. К. Раннеземледельческий культовый символ...
120 Путеводитель по экспозиции Музея истории Азербайджана. Баку, 1958,
с. 71.
121 Отчет Археологической комиссии за 1899 г., с. 73—75. Раскопки
Реслера. Курган № 3, гробница № 1. См. прорисовку: Рыбаков Б. А.
Происхождение и семантика..., с. 132.
122 Подобный «мальтийский крест» известен и у скифов. См.:
Археологические исследования на Украине 1965—1966 гг., вып. 1, с. 105,
рис. 7. Трахтемировское городище близ Переяславля-Хмельницкого.
123 Коллекции Львовского этнографического музея.
....
Трипольская пластика богата и многообразна; она не
уступает в этом неоэнеолитической пластике Балкано-Дунайского региона. И
содержание пластических образов, созданных трипольскими художницами,
мало отличается от балканского: преобладают обнаженные женские фигурки,
встречаются изредка мужские, есть изображения домашнего
скота
(преимущественно быка), есть чаши
Мовша Т. Г. Святилише трипольской культуры, с. 204.
Gimbutas M. The Gods and Goddesses..., p. 70, tab. 23.
со скульптурным поддоном в виде поддерживающих чашу женских фигур, есть
модели домов и утвари (стулья, чары, черпаки). Пластические элементы
часто дополняют глиняную посуду: на многих сосудах для хранения зерна и
для воды рельефно изображались две пары женских грудей. Поэтому пластику
и роспись нельзя полностью отрывать друг от друга46.
Если сущность мировоззрения первобытного земледельца выразить
простейшей формулой зерно +
земля + дождь =
урожаю, то в пластике триполья мы найдем отражение всех звеньев этой формулы, выраженных
посредством женяской фигуры.
Земля, почва, вспаханное
поле были уподоблены женщине; засеянная
нива,
земля с зерном —
женщине, «понесшей во чреве своем». Рождение из
зерна
новых колосьев уподоблено рождению ребенка.
Женщина и земля сопоставлены
и уравнены на основе древней идеи плодовитости, плодородия. В условиях
хорошо налаженного и продуктивного трипольского хозяйства, нуждавшегося
в расширении запашки, а следовательно, и в дополнительных рабочих руках,
рождавшиеся дети были не обузой, а желанным расширением трудового
коллектива.
Трипольские поселения разрастались до 3—10 тыс. человек. Рождение
детей
становилось таким же благом, как и рождение урожая. Вероятно, этому
положению и обязано то прочное, тысячелетнее уподобление, которое так
полно прослеживается как по археологическим, так и по этнографическим
материалам. Аграрная магия, изученная этнографами XIX-XX вв., является
в значительной мере половой магией; достаточно вспомнить русский обычай
ритуального coitus'a на вспаханном поле.
Огромное количество в трипольском материале женских нагих татуированных
статуэток обосновывает этот тезис. Самым убедительным доказательством
связи женских статуэток с аграрной магией является установленное С. Н.
Бибиковым наличие зерен и муки в составе глиняного теста47. Значит,
когда предполагали вылепить женскую фигурку, то в мягкую глину
добавляли зерно и муку, сливая воедино аграрное и женское начала! Вторым
доказательством является нахождение женских фигурок у каждой зернотерки
сабатиновского «святилища хлеба». Третью опору мы находим в орнаментации
статуэток. На животе (а порой и на чреслах) некоторых фигурок
изображается или растение, или сформировавшийся в эту эпоху
узор-пиктограмма, обозначающий засеянное поле. Он может быть упрощенным
(один ромб со знаком зерна), может быть более
46 Трипольской пластике посвящены многие работы. Помимо поименованных
выше общих работ М. Гимбутас и В. Думетреску, можно указать: Пассек Т.
С. Периоди¬зация трипольских поселений (III—II тысячелетия до н. э.) //
МИА, 1949, 16; Биби¬ков С. Н. Культовые женские изображения
раннеземледельческих племен юго-восточной Европы // СА, 1951, вып. XV;
Мовша Т. Г. К вопросу о развитии трипольской антро¬поморфной пластики //
КСИА, 1953, № 2; Она же. Об антропоморфной пластике трипольской культуры
// СА, 1969, № 2; Berlescu N. Plastica cucuteniana din vechile colectii
ale Mescului de Istorie a Moldovei // Arheoligia Moldovei, Jasi, 1964,
II, III; Погожева А. П. Глиняная антропоморфная пластика трипольской
культуры (Триполье А): Автореф. дис. ...канд. ист. наук. М.: Ин-т
археологии, 1971.
47 Бибиков С. Н. Культовые женские изображения..., с. 135.
усложненным (четыре соединенных ромба или квадрата), а иногда достигает
той законченной универсальной формы, которая на свадебных рубахах и
паневах дожила до середины XX в. н. э.: косо поставленный квадрат,
разделенный крест-накрест на четыре квадратика с точкой-зерном в центре
каждого из них. Символ нивы, засеянного поля иногда сочетается с
рудиментами архаичного ромбо-меандрового узора, символизирующего
обобщенное благо. Здесь он изображается как татуировка на теле женщины.
Среди трипольских фигурок, оснащенных пиктограммой засеянной
нивы,
особый интерес представляет фигурка из Кукутен. Она вся покрыта
татуировкой. На спине помещена прочерченная татуировка
«палеолитического» типа, воспроизводящая ромбический узор дентина. На
груди и животе даны два взаимосвязанных символа: посредине живота — косо
поставленный квадрат, разделенный на четыре части с точкой-семенем в
каждом. На груди — сплетение двух змей (ужей?), символизирующее воду,
дождь. Таким образом, кукутенская статуэтка при помощи своей татуировки
выражала три главных идеи земледельца: во-первых, благополучие
засеянного поля (и ребенка во чреве матери), во-вторых, орошение поля
дождем (материнское молоко) и, в-третьих, общую идею блага, благополучия, выраженную способом древних охотников (подражание рисунку
дентина мамонтового бивня), который мог быть известен трипольцам только
при условии непрерывной традиции ритуальной татуировки.
Связанные с аграрной магией женские фигурки делятся на два
хронологически различных типа: ранние изображения (IV тысячелетие) дают
нам зрелых матрон с необъятными чреслами, щедро украшенными затейливой
татуировкой. Более поздние (III тысячелетие) фигурки изображают юных
девушек с тонкой талией, неширокими бедрами и миниатюрными грудями.
Однако идея зарождения новой жизни проведена и при изготовлении этих
грацильных фигурок: иногда встречаются отпечатки зерен, иногда —
беременность юной женщины48. Различие между матронами и «девами»
настолько велико, что его следует расценивать как серьезное изменение в
самих представлениях трипольцев: на раннем этапе существовало стремление
отразить плодовитость вообще, и ее выражали посредством фигур массивных
зрелых женщин. В более позднее время внимание сосредоточилось на
первичном зарождении жизни (девушка становилась женщиной), что возможно
истолковать в связи с сезонностью сельскохозяйственных работ: весенняя,
еще не вспаханная яровая пашня пахалась в этом году впервые и засевалась
семенами. В ритуальной пластике эта ситуация отражалась изготовлением
фигурок едва созревших девушек, но уже беременных. Рождалась идея
«девы», «понесшей во чреве своем». Нельзя исключить и другой идеи,
которая могла повлиять на появление юных фигурок: по мере накопления
наблюдений над вегетативными фазами жизни хлебов у первобытных
земледельцев должна была осознаваться важность таких фаз, как цветение
и колошение хлебов, т. е. переход от ростка к колосу, к
зерну, переход
к зрелости. С этой порой связан большой цикл аграрных обрядов, известных
нам по этнографическим записям разных народов (см. рис. 45, 46).
48 Мовша Т. Г. Об антропоморфной пластике..., с. 33.
Рис. 45. ТРИПОЛЬСКИЕ СТАТУЭТКИ С ОТПЕЧАТКАМИ ЗЕРЕН ИЛИ СО ЗНАКАМИ
ЗАСЕЯННОГО ПОЛЯ
Е. В. Аничков в своей интереснейшей работе о весенних аграрных песнях
приводит русский обряд (выродившийся уже в игру), совершаемый тогда,
когда хлеба начинают колоситься. Игра называется «Колосок»; главное
действующее лицо — девочка лет 12, которую и называют «колоском».
Девушки и парни становятся друг против друга, берутся крест-накрест за
руки, образуя мост, и по этому мосту идет «колосок». Пары перемещаются
из конца вперед, двигаясь к полю. «Колосок» все время идет по этому
движущемуся мосту. Поется песня:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу,
Уродился на лето
Рожь с овсом со
дикушей (?) со пшеницею.
Дойдя до поля, девочка-«колосок» срывает горсть колосьев и несет в
церковь, где и бросает их49.
49 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. СПб.,
1913, с. 359.
Рис. 46. РИТУАЛЬНЫЕ СТАТУЭТКИ, СВЯЗАННЫЕ С АГРАРНЫМ КУЛЬТОМ
Быть может, именно эти девочки-«колоски», сами находящиеся в периоде
созревания и в силу этого выбранные для исполнения главной роли в обряде
оберегания созревающих хлебов, и отразились в позднетрипольской
пластике. Нам известны фигурки с изображением колоса на животе, что
усиливает аргументацию в пользу такого толкования50. Трипольская
девочка, погребенная в Выхватинском могильнике, в могилу которой были
положены три глиняные фигурки юных девочек, быть может, была
исполнительницей обряда «колосок»? Этнографическая запись
свидетельствует, что девочку-«колосок» нарядно одевали; на юных
фигурках позднего триполья (в том числе и на скульптурах девочки из
Выхватинец) нередко встречаем изображения разнообразных украшений:
ожерелий, поясов, набедренных повязок со свисающей бахромой.
Разгадывая семантику древней пластики, исследователи нередко ставят
перед собой несколько наивный вопрос: «какое божество изображено
здесь?». И различно отвечают на него: «Богиня Земли», «Великая Матерь»,
«Мать всего сущего» и т. п. Едва ли рассмотренные женские изображения
уполномочивают на подобную определенность. Массивные матроны почти все
безголовы или вместо головы у них какой-то штырь. Это не соответствует
представлениям о великом божестве. Сабатиновское «святилище хлеба» дает
нам целую толпу «великих матерей», а у каждого жерновка находилась
отдельная «Мать всего сущего»... Множественность фигурок говорит против
представлений о четкой персонификации. Скорее всего, в фигурках,
изготовлявшихся для обряда, отражалась общая идея плодородия,
символически выраженная в женском об-
Мовша Т. Г. Об антропоморфной пластике..., с. 33.
лике. Это еще не богиня — Прародительница Мира, не Мать-Природа, а
просто женское естество, олицетворяющее рождающую силу земли (если речь
идет о ранних матронах) или ярую силу ярового растения, превращающую
росток в колос (если речь идет о юных девах).
В своей статье 1965 г. я всех их назвал общим именем «рожаницы», т. е.
духи плодородия, рождения новой жизни. Не отрекаясь полностью от этого
определения, я считаю необходимым вернуться к этому вопросу после
рассмотрения трипольской живописи, дающей не ритуально-бытовой, а
космогонический уровень представлений.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
РОМБ (от греческого rhombos — веретено),
равносторонний параллелограмм
|
Из коллекции музея
Фрагмент рушника с ромбо-точечным узором
Валек с ромбическим узором
Фрагмент подзора с ромбо-точечным орнаментом
Фрагмент валека с ромбическим узором
Фрагмент подзора с ромбо-точечным орнаментом
Рубель с ромбическим орнаментом
Навершие прялки ромбическим орнаментом
Туес берестяной с ромбическим узором
Фрагмент подзора с ромбическим орнаментом
Рубель с ромбическим орнаментом
Навершие прялки ромбическим орнаментом
Коляска с плетением в форме ромбического орнамента
Сундук с ромбическим орнаментом
Чесалка с ромбическим орнаментом на донце
Фрагмент корневой прялки с элементами ромбического узора
Прялка с ромбо-точечным узором на донце
Покрывашка
на сундук с элементами ромбического узора
Головной убор девушки на выданье с ромбическим узором
Рубель с ромбическим рисунком и растительным орнаментом
Сундук с рисунком похожим на рисунки штампов палеолита
Скол бивня мамонта с характерным рисунком дентина.
|