Бык

Спонсор странички :

Содержание :

БиЕ

В. И. Даль

БСЭ

Макс Фасмер

Энциклопедия символов

Энциклопедия русских примет

Словарь символов

Энциклопедия символов, знаков и эмблем

Словарь символов

 Краткая энциклопедия славянской мифологии

 


БиЕ

Быки (Bovina) — подсемейство полорогих жвачных (Cavicornia). Это — крупные животные с различно изогнутыми, круглыми, гладкими, полыми рогами, сидящими на костяных лобных отростках, с широким, большею частью посредине голым концом морды (зеркальце), который всегда влажен от выделяемой слизи. Слезных ямок и копытных желез нет; верхняя губа не разделена бороздою. Резцы помещаются только в нижней челюсти и их у всех по 8; клыков нет; коренных зубов 24, а именно, на каждой стороне сверху и снизу по 6-ти. На шее у многих есть войло, т. е. висящая складка кожи. Ноги сильные, с широкими, глубоко расщепленными копытами и короткими копытцами. По большей части длинный хвост имеет кисточку волос на конце. Вымя расположено в паховой полости и имеет 4 сосца.

Новые исследования (главным образом Рютимейера) показали вероятность геологического сродства антилоп с самыми древними формами Б. — с буйволами. Гораздо труднее оказалось выяснить происхождение отдельных видов и пород Б., сильно изменившихся от одомашнения, неоднократных скрещиваний и проч. С большою вероятностью можно допустить, что азиатские формы буйволов происходят от плиоценового Probubalus sivalensis, который только величиною несколько отличается от ныне живущего Probubalus celebensis. Происхождение африканских буйволов совершенно неизвестно. Родоначальником еще ныне живущего зубра и более древнего американского бизона считается дилювиальный Bison priscus. Родоначальником современных быков собственно (Bos) предполагают плиоценового Bos etruscus. Наконец, многочисленные европейские породы Б., по Рютимейеру, замыкают собою морфологический ряд жвачных вообще; самым древним (ископаемым) представителем пород домашнего быка считают плиоценового Bos nomadicus, от европейских родичей которого, Bos primigenius и Bos brachyceros, по мнению Рютимейера, произошли эти породы.

Б. живут обществами и образуют стада, находящиеся под предводительством старых самцов; они вообще очень дики, отличаются малоразвитыми умственными способностями и многие виды их стали домашними животными, распространенными по всему земному шару, за исключением Австралии.

Различают два рода Б.: овцебык (Ovibos) и бык (Bos). Овцебык имеет короткий хвост, скрытый в густом мехе; зеркальце мало и помещается между ноздрями. Сюда принадлежит только один вид — овцебык мускусный (Ovibos moschatus). Бык имеет длинный хвост и широкое зеркальце, занимающее весь конец морды. Этот род разделяется на следующие подроды: 1) буйвoл (Bubalus), отличающийся редкою шерстью. В этом подроде различают следующие три группы: a) Probubalus с удлиненным затылком, плоскими, треугольными, направленными назад рогами и с удлиненными кзади хоанами и сошником. Виды: Probubalus sivalensis — плиоценовая ископаемая форма, остатки которой найдены в Сиваликских холмах на южном склоне Гималайских гор. Аноа (Probubalus celebensis) — представляет некоторое сходство с антилопами. Около 2 м. длины, темно-бурого цвета; пахи желтые; на щеках белые пятна. Водится в горах Целебеса и, подобно буйволам, любит воду; питается сочными растениями. По всей вероятности — прямой потомок предыдущего. b) Buffelus, с коротким затылком, плоскими, треугольными, направленными в бок рогами. Родина Азия. Сюда относится плиоценовый Buffelus palaeindicus из долины Нербудды и Buffelus indicus с тремя разновидностями: буйвол индийский (Buffelus s. Bubalus vulgaris); арни (В. Arni) и керабу (В. Kerabau). с) Bubalus, с слабо вытянутым затылком и полуцилиндрическими рогами, основания которых у самцов расширены. Сюда относится буйвол африканский (В. caffer). Подрод 2-й — Бизон (Bison). Лоб очень широкий, выпуклый; цилиндрические, короткие, направленные в бок рога круто загибаются кверху. Удлиненные остистые отростки последних шейных и первых спинных позвонков образуют горбообразное возвышение на загривке. На лбу, голове и шее длинная грива; на подбородке борода; войла нет. Виды: Bison priscus, в дилювии старого света и Северной Америки; этот вид есть, вероятно, родоначальник двух следующих. Бизон американский (Bison americanus). Зубр (Bison europaeus). Подрод 3-й — Бык собственно (Воs). Как уже сказано, родоначальником Б. собственно считается Bos etruscus, ископаемая форма из плиоцена Италии. К этому виду очень близок бантенг (В. sondaicus). Боковыми формами бантенга считаются: гаура (Bos gaurus) и гайял (Bos gavaeus), Затем к этому подроду принадлежат еще: як (Bos grunniens); зебу индийский (Bos indicus); зебу африканский (Bos africanus), и наконец, многочисленные породы быка домашнего (Bos taurus), которые имеют древнейшего (именно азиатского) представителя в плиоценовом быке — Bos nomadicus; в Европе последнего заменяют тур (Bos primigenius) и бык короткорогий (Bos brachyceros), которые считаются родоначальниками европейских пород.

Э. Брандт.
 


В. И. Даль

БЫК м. известное домашнее животное, Bos Taurus, коего самка называется коровой; быки, волы и коровы составляют наш крупный рогатый скот; овцы и козы мелкий. Бык, относительно своего рода, то же что жеребец между лошадьми, а вол отвечает мерину. На юге, бык и вол одно и то же, а плодный бык называется нерезь, бугай, сиб. порос, смол. кнорос. Стал (наелся) как бык, и не знаю как быть. Кому паит, у того и бык доит. Не сули бычка, а отдай чашу молочка. Уперся как бык в стену рогами. Чей ни будь бык, а теленок наш. Бык, да и тот отвык. Бей быка, что не дает молока. Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет. Здоров, как бык, и не знаю как быть. Думал купить корову, ан бык; ин так и быть. Ни мужика, ни быка не осталось, в вотчине. Хвать быка за рога, ан рассоха (вилы) в руках. Поживешь на веку — поклонишься и быку. Твое дело правое, да его-то (дело) быком прет. Был бы бык, а мясо будет. Благословенное ягня лучше неблагословенного быка. Хитер бычок: языком под репицу достает. Стоит бычища, проклеваны бочища? дом, окна. Бык ревет, на повет хвост дерет? очеп. || Буйволовый и других бычьих пород самец; напр. тур или зубр, Воs Urus; буйвол, Воs Bubalus; североамериканский, косматый, Воs Moschatus; южноамериканский, бизон; китайский, индийский или конехвостый, як, кутас, которого хвост идет на бунчуки, Воs grunniens и пр. || Арх. сиб. упряжной олений самец, легченый (нелегченый порос). || Бык вост.-сиб. медведь-самец. (Шейн ). Водяной бык, птица выпь, бугай, бухало, бухалень, бучило, Ardea stellaris. || Сиб. скала, огромный камень, торчащий с берега в воду, где упор о колено русла; на Лене, выдавшийся с берега утес; на Ангаре, небольшой поперечный порог. || Влад. быки, бычки, передовые серебристые и круглые тучи, перед грозой. || Строительн. контрафорс, устой, рубка или каменная прикладка, откосом, для укрепления здания; мостовые быки или устои иногда, по гребню откоса, снабжаются ледорезами. || Быки, главные стены домны, плавильной печи. Бычок умалит. малый, молодой бык, теленок (теля самка называется телушка, телка). || Сиб. мыс, угол речного берега; подводное продолжение его, образующее порог. || Ряз. площадка углом, меж двух сходящихся вершин, т. е. оврагов. || Сиб. коренная лошадь, идущая в оглоблях. Которая у тебя бычок? Гнедая. || Бычок, головастая черноморская рыбка Gobius, разных видов: бычок рябой, кнут. G. bathrachocephalus; бычок-головач, G. platicephalus; бычок-горлач G. Traufvetteri; бычок-губан, G. melanostomus; бычок каменный, G. ratan; бычок черный, коваль, G. melanio; бычок-гонец, G. gymnotrachelus; бычок белый речной, печкур, песочник колбь, кобль, G. fluviatilis; бычок-цуцик, G. marmoratus; бычок-сырман, G. Syrman; бычок-рыжик, G. cephalarges; бычок длинноволосый, G. Jozo; бычок-бланкет, G. pelluсidus; бычок травяной, травяник, G. ophiocephalus; бычок-круглыш, G. exanthematosus. || Народная русская пляска. Плясали бычка и журавля. || Яросл. народная игра, со жгутом, она же рыбка. || Одна из переводин, стропил на крыше коломенок, барок. Глядеть бычком, исподлобья, дичиться, коситься. Пить бычком, как пьют дети, тянуть не отставляя, дыша в это время через нос. Бык по четвертой, по пятой траве, четырех, пяти лет. Не дуйся, коровка, не быть бычком. Быцаюшка, быцайка, быцейка ж. ласкательная кличка быка. Бычачий, бычий, принадлежащий, свойственный быку, к нему относящийся. Бычачье упорство. Обычай бычий, а ум телячий. Бычачья трава, Ononis spinosa. Быковатый человек тоурый, угрюмый, кто глядит исподлобья. Бычатник м. промышленник убойным скотом, гуртовщик. Бычатина ж. говядина. Уж что же это за бычатинка, песня. Бычник м. перм.-шадр. мясник; бычничать перм. мясничать. Бычиться, тоуриться, дичиться, быть упорно и дико застенчивым при людях; суровиться, глядеть угрюмо; упрямиться. Быковник м. растен. Verbascum nigrum, коровяк синий, кошаник, д(з)еванна смол. опуховая, селиван, лампадочник.

БЫК-ГОРДЕНЬ м. морск. снасть, подтягивающая исподний лик (край) паруса, для помощи при уборке его; он принадлежит к числу гитовых, подтяг, снастей подбирающих парус.


БСЭ

Бык в сооружениях, промежуточная опора мостов и водосливных гидротехнических сооружений (плотин, водосбросов, водозаборов и др.). Б. воспринимают нагрузку от пролётных строений служебных и транспортных мостов, в гидротехнических сооружениях — от давления воды, передаваемого через затворы, их подъёмные механизмы и др. Б. сооружают из бетона, железобетона, камня, дерева. Б. обычно придают обтекаемую в плане форму и в верховой части устраивают ледорезы.

А. Р. Березинский.

Бык, река в Молдавской ССР, правый приток Днестра. Длина 155 км, площадь бассейна 2150 км2. В верхнем течении протекает по возвышенности Кодры, врезаясь в неё глубоким ущельем. В отдельные годы пересыхает на время от нескольких сут до 2—4 мес, превращаясь в цепочку озёр. Средне годовой расход воды у Кишинева 1 м3/сек, наибольший в паводки — 220 м3/сек. По долине

Быки,

1) крупные жвачные животные семейства полорогих отряда парнокопытных. Близки к буйволам. Характеризуются тяжёлым, грузным туловищем с короткой шеей и короткими сильными ногами; передняя часть верхней губы лишена волос, и на ней расположено голое и влажное «носовое зеркало»; хвост длинный, обычно с кисточкой удлинённых волос на конце; на нижней части шеи и груди кожа у многих видов образует свисающую складку (подгрудок); у самок по 4 соска. Рога у Б., в отличие от буйволов, округлые и гладкие, имеются как у самцов, так и у самок (кроме некоторых комолых пород домашнего скота). Дикие виды Б. встречаются в Европе, Азии и Северной Америке; многочисленные породы домашнего крупного рогатого скота распространены повсеместно. Дикие Б. живут в тропических лесах, в лесостепи, населяют открытые степные пространства и пустынные нагорья от областей, лежащих ниже уровня моря, до высоты 5 тыс. м. Стадные животные. Питаются разнообразной растительной пищей. Самки рождают по одному телёнку. Различают 4 рода Б.: настоящие Б., яки, лобастые Б. и бизоны.

Настоящие Б. (Bos) не имеют диких представителей. К этому роду принадлежал крупный дикий Б. — тур (Bos primigenius), ранее широко распространённый в Юго-Восточной Азии и Европе. Последний тур был убит в Европе в 1627. Тур был одомашнен и явился прародителем крупного рогатого скота (серая украинская, ярославская, холмогорская породы и др.).

Яки (Poephagus) представлены единственным диким видом — яком (Тибет и смежные с ним области). В одомашненном состоянии встречается в горных районах Средней и Центральной Азии (в СССР главным образом в Казахстане, Киргизии и Южной Сибири). Лобастые Б. (Bibos) включают 3 вида диких Б. из Южной Азии: гаур (гаял — его одомашненная форма), бантенг (домашняя форма бантенга — так называемый балийский скот), серый бык, или купрей (Bibos sauveli), обитающий в лесах Камбоджи. Бизоны (Bison) включают 2 диких вида — бизон и зубр, которые не были одомашнены.

2) Самцы крупного рогатого скота; см. Бык.


Лит.: Соколов И. И., Опыт естественной классификации полорогих, М. — Л., 1953 (Труды Зоологического института АН СССР, т. 14); его же, Копытные звери, М. — Л., 1959 (Фауна СССР. Млекопитающие, т. 1, в. 3); Боголюбски и С. Н., Происхождение и преобразование домашних животных, М., 1959; Млекопитающие Советского Союза, под ред. В. Г. Гептнера и Н. П. Наумова, т. 1, М., 1961; Bohiken Н., Vergleichende Untersuchungen an Wildrindern, «Zoologische Jahrbücher, Abteilung für allgemeine Zoologie und Physiologic», 1958, Bd 68, Н. 1/2.

И. И. Соколов.
 


Макс Фасмер


Энциклопедия символов

Бык
Символ плодородия земли, ярой силы. Самый распространенный символ сексуальной силы.
В Древнем Египте наиболее важным символическим животным был Апис, священный бык из Мемфиса. Апис — эмблема материального мира, внутри которого есть духовная природа. Бык был древней эмблемой элемента земли. Он означал также животную природу человека, а потому являлся жертвенным животным в мистериях древних.


Энциклопедия русских примет

БЫК
Быки принюхиваются — к дождю.
Быки расширяют ноздри, смотрят в южную сторону и лижутся — перед дождем.


Словарь символов

БЫК
физическая работа, жертвоприношение
Бык символизирует повиновение, мирный и размеренный тяжелый труд, отречение и жертвоприношение. Греки приносили быка в жертву некоторым богам (Аполлону, например). В индуистской мифологии корова символизирует плодородие.
О В Китае бык (Ниу) символизирует весну, потому что весенние работы начинаются с пахоты. Бык также связывался с водой: быков кидали в запруды, рискуя разрушить последние.
Китайцы почитали покровителя быков, врачевателя конца династии Сонг, ставшего земледельцем с приходом династии Юен.
О Второе животное китайского зодиака, Бык наделяет силой характера, терпением и методичностью. Год, которым .он правит, отмечен трудностями и испытаниями, требующими упорного труда.
О Для христиан бык связывается со святым Лукой, потому что Евангелие, по словам св. Луки, начинается жертвоприношением быка Захарием. Бык символизирует также жертвоприношение и отречение Христа.

О В качестве жертвенного животного бык заменил козла отпущения: в первобытные времена на Востоке ловили с помощью лассо диких буйволов, которых приносили в жертву богам в весеннее равноденствие. Этим ритуальным убийством, или искупительным жертвоприношением, надеялись обеспечить спасение народу (см. Козел). Этот ритуал лежит и в основе корриды.
БЫК
божественная сила
Бык — символ божественного могущества и животворящей силы: дикий бык, разбивающий рогами яйцо хаоса, некогда считался символом Создателя, освобождающего животворящее семя от пут инертной материи. В иконографии голову этого животного увенчивали детородные органы, что означало участие могущества Создателя в сотворении чувствующих существ. О В Индии бык и корова считаются символами мужского и женского начал, порождения и пропитания, божественного могущества. Шива восседает на быке Нанди, символизирующем справедливость, силу и закон (дхарму). Вришабха, ведический бык, соответствует Соме, Отцу изобилия, верховному пятнистому быку, во всем многообразии его проявлений. Каждая нога быка служит символом эпохи (юга) полного цикла (маха-яна), и с каждой эпохой он теряет по одной ноге.
Этот Бык-Дхарма похож на бизона (символ Вселенной, всей совокупности проявленных форм) из мифологии индейцев сиу, воплощение первоосновы Земли, представленной в видимом земном образе.
Каждая из частей его тела соответствует одной из категорий мироздания, а ноги — четырем космогоническим эпохам. Находясь в начале цикла на Западе, он сдерживает воды, угрожающие Земле.
Каждый год бизон теряет по шерстинке, а в каждую из циклических эпох — по ноге. Когда он потеряет всю свою шерсть и все четыре ноги, вода затопит Землю, и цикл закончится.
О В древних цивилизациях этот символ плодородия связывался с божествами, правящими атмосферными явлениями: ураганы и гром считали ревом быка, а полумесяц — его рогами.
О Символ мужественности, животворящей силы природы, он олицетворял собой Нил, несущий плодородие земле Египта. Бык Анубис был священным животным прародителя Амона и считался воплощением Осириса, бога смерти и возрождения, а корова Масре, породившая Солнце, сопровождала Нут, мать бога Фре (Солнца). Бык Апис, с уреем и солнечным диском между рогами (древнеримский Мневис), служил символом плодородия, защитником стад и ассоциировался с Осирисом.
На древнеегипетских памятниках он символизирует силу и мощь.
Символическое значение быка, увиденного во сне, идентично значению красного цвета и крови; в нем воплощены природные (в частности сексуальные) силы, готовые к действию, но требующие контроля над собой, поскольку спящий рискует стать их жертвой. Образ быка может выражать слепую необузданную импульсивность.


Энциклопедия символов, знаков и эмблем

 БЫК

         Ассирийский towra, греческий: tauros, латинс­кий taurus, турецкий - tur скандинавский Top, славянский тур. Когда Зевс влюбился в дочь финикийско­го царя прекрасную Европу, царь богов превратился в белого быка, и на спине этого прекрасного животного Европа («широкоглазая» - эпитет Луны) пересекла море и попала на Крит, где стала матерью трех детей, один из которых - Минос - стал царем Крита. Бык -зооморфный образ Зевса (светлое небо) на Крите. Бык и Орел были двумя аспектами Зевса - земным и кос­мическим. Зевс космический сопровождался орлом. Орел, эфир, свети молния - атрибуты Зевса косми­ческого. Бык - его земной аспект. Бык как космическое начало являет собой соединение четырех стихий и царств: неба, земли, моря и подземного царства. В первобытных космогонических представлениях вод­ная стихия связывалась с земной и представлялась змеем. Божество земли Энки {«господин земли») изображался как змей с рогами быка. Он был покровите­лем ремесел и играл роль воплощенной мудрости, как мифологический змей. В японской мифологии космическое яйцо было расколото быком. В то время старояпонский боггромовержец изображался как огненная птица и небесная птицалодка. В мифах Индии пра­родителями мира были бык и корова. В «Ригведе» бык-производитель являл собой воплощение плодородия. В митраистских ритуалах бык понимался как символ земли, с одной стороны, и как образ неба и отца, с другой. Принесение быка в жертву означало повышение плодородия земли. В иранской мифологии образ космического плодородия был воплощен в форме предвечного быка, которого победил Митра, и из тела которого появились все растения и животные. В зороастризме Ангро Майнью убивает первобыка.

Бык связан с символикой Тельца. Будучи переходной зоной между стихиями огня и воды, бык означал преодоление противоположностей. Как активное животное он был солнечным и лунным знаком. В нем переплетены черты лунного и солнечного божества. В хурритской мифологии у бога грозы два быка: утро (божественный бык Хурри) и вечер (бык Серри). Это -символ порождающей силы в двух ее аспектах: космическом и земном. В древнеиранской и древнеперсидской традициях бык - образ лунного божества. В «Риг­веде» бог Луны Сома употребляется с эпитетом бык, или самец. Бык бога Шивы - Нандин. В Шумере и Аккадии бог Луны Син (месопотамский). Синебородый Син был известен одновременно как источник зла и мудрости и считался первопредком людей. Принимал облик быка и он же был его священным животным. Его атрибут - серп Луны. Шумеры называли Луну «бородатым быком», который «правит временем посредством золотых рогов». Бычьи рога были знаком святости и изображались на голове любого бога. То же было у хеттов и вавилонян. В Малой Азии и боги и цари изображались с бычьими рогами. В образе быка почитался Древнеегипетский бог Бату. Он отождествлялся с Анубисом, покровителем мертвых. В черного быка воплощался египетский Бухие. Его матерью была небесная корова, родившая Солнце. Черный бык с белым треугольником на лбу воплощал египетского бога плодоро­дия Аписа. Центром его культа был Мемфис. Египетский священный бык Апис назывался также «быком Луны» и был произведен на свет лучом месяца. Чер­ный бык Хаппи известен также как Апис. Апис был солнечным богом и ассоциировался с богом Солнца Ра и богом-демиургом Пта. Изображался с атрибутами Солнца. Его супруга - Хатор - полуженщина-полукорова. Бык также ассоциировался с Осирисом. Считалось, что Осирис, убитый Тифоном, воплотился в священного быка Аписа, которого с большими церемониями приносили в жертву Осирису. Сет-Тифон связан с

 

 Бык в геральдике. Эскизы для печати с гербом Ганса гольбейна младшего. 1532-1543

1.        Щит с гербом Гольбейна  2. Полный герб Гольбейна. 3. Щит с гербом Гольбейна.

 

Поклонение Апису (древнеегипетская стела позднего периода) 

богом плодородия - быком Аписом. Пара: Осирис и Ik-фон, Ахура Мазда и Ангро-Майнью - представляют разные уровни творения. Осирис символизировал высшую духовную триаду. Тифон - это символ четы­рех первоэлементов, воюющих друг с другом в хаотическом состоянии во вселенной и в человеке. Это силы хаоса, которые борются с высшими принципами, представленными в Осирисе. Известен также как Серапис - синкретический бог эллинистического мира. Сохранил свои функции солнечного боже­ства. Был богом плодоро­дия и загробного мира, повелителем стихий, влады­кой наводнений и искусным врачевателем. Его изображения напоминают одновременно Зевса и Плутона. Как аспект Осириса он отождествлялся с Аидом - богом подземного царства, как хозяин вод и владыка наводнений - с Посейдоном, а как бог Солнца - с Аполлоном, а также с Зевсом и Асклепием. В «Вакханках» Еврипид писал об епифании быка, на­ряду с епифанией змеи и льва. Как бог-бык был известен греческий Дионис. Плутарх писал, что многие греки представляют Диониса в виде быка, а аргивяне величали его «быко-рогим». Бог-бык изобра­жался восседающим на быке. Белый бык был священным животным Посей­дона. Посейдон подарил критскому царю Миносу быка, чтобы тот принес этого быка ему в жертву. Но Минос оставил его у себя. В наказание Посейдон наслал на быка бешенство. Укрощение этого не принесенного в жертву богу моря быка составило седьмой подвиг Геракла. В виде быка изображался и бог рек. В облике быка иногда появлялся индийский бог грозы Индра. Солнечным быком был ведический бог Ширья. Шива связан с быком Нанди - творящей и охраняющей силой. У шумеров бог грозы Ишкур назывался «диким быком ярости». В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный Бык» богиня Ирнани (Иштар) рассердилась на Гильгамеша, не ответившего ей взаимностью. Она добивается, чтобы бог Ану создал не­бесного быка-мстителя, который выпивает Евфрат, но Гильгамеш побеждает его. В некоторых мифологиях молния изображалась в облике быка. Римляне приносили в жертву Юпитеру быка. Славяне жертвовали быка своему богу-громовержцу Перуну. Греки приносили в жертву Аиду черного быка. Бычьи головы высекались в Греции из камня как элемент архитектурного украшения. Известны неолитические захоронения с бычьими черепами. Считалось, что умершие принадлежали быку. Порфирий, автор III века писал: «Души тех, кто преданы земле, принадлежат быку».

В восточных культурах бык как солнечное божество подобно льву означает идею власти. Культ быка Аписа существовал в Мемфисе, где было открыто 30 мумий священных быков. В Гермонте мумии быков хоронили в некрополе Бухеуме. Черный бык Мневис, сын Птаха, был посвящен богу Ра в Гелиополе.

Бог-громовник Тор - сын Одина и Фрейи слыл победителем быка. Изображался с бычьими рогами. Был связан с созвездием Стрельца. Бык известен и  как тотемный знак гиперборейцев. Он - противник Черного Дракона.

Сочетание головы быка с телом человека свидетельство О СВЯЗИ неба и земли. Антропоморфный бык

 

Египетская богиня  Хатор в образе коровы  (XVIII династия)

Человеко-быки. Рельеф из Каргамиса, между 1050 и 850 до н.э. 

известен с мезолита. Человек-бык существовал в доарийской Индии. В авестийских текстах упоминается о человеко-быке Гипотшахе, давшем начало жизни на земле. Образ человекабыка впервые появился в Западной Европе в палеолитическую эпоху. Финикийскому Молоху-владыке - идолу с бычьей головой приносились человеческие жертвы. О связи женщины с бы­ком говорит миф о Пасифае - жене критского царя -матери Минотавра. Тесей убил Минотавра - чудовище с головой, копытами и хвостом быка. Минотавр - один из аспектов архаического критского Зевса. Греческая легенда о Минотавре, чудовище с бычьей головой, свидетельствует о жертвоприношениях человеку-быку, что является отголоском почитания бога-быка на Крите. Минотавр - мифическое чудовище с человеческим телом и головой быка - отголосок египетских представлений о совместимости двух этих принципов.

Подобно этому бог Солнца Митра - древнеиранское божество - изобра­жался с головой льва. Славянский Белее изображался в облике бога-быка, подобно человеку-козлу Пану. В Индии Шива ассоциируется с белым быком - символ подавленных чувственных инстинктов. Его элемент - земля. В буддизме и даосизме бык является выражением эго. Передвижение на быке или на буйволе означает укрощение эго. Бык - второй знак китайского гороскопа.   В.А., А.Р.

Митра, убивающий быка (античная статуя первых веков н. э.). 


Словарь символов

БЫК

Мощь, власть, мужская плодовитость — многозначный символ божественности, царственности, стихийных сил природы, изменявший свое значение в различные эпохи в различных культурах. Как воплощение множества ближневосточных богов, бык был одним из наибо­лее важных священных животных. В обрядах и иконог­рафии бык представлял как луну, так и солнце, как землю, так и небо, как дождь, так и засуху, силу, оберегавшую женщин, и мужскую потенцию, матриархат и патриархат, смерть и возрождение. Именно как символ смерти и возрождения он являлся центральной фигурой в культе Митры, дозороастрийской иранской религии, распространенной в значительной части Римской империи, раннего «конкурента» христианства. На ритуаль-

 

 Каменное рельефное изображение быка на воротах Иштар в Вавилоне (приблизительно 500 г. до н. э.)

 

ных священных праздниках в честь бога солнца Митры приносили в жертву быка, чья кровь и семя символизировали источник весеннего расцвета жизни. В Древнем Риме во время тавроболий, обрядов жертвоприношения быка, посвящаемого обливали бычьей кровью, символизировавшей поток Жизни. Аналогичный символизм цветения и жизненной силы был принят и в древних индоиранских мифах. Еще в раннем пещерном искусстве бык — второй после лошади образ, при­меняемый для обозначения жизненной энергии. На пространстве от Северной Европы до Индии бык был эмблемой божественного могущества, особенно связанной с богами луны, солнца, неба и ветра. В этом смысле стоит отметить скандинавских богов Тора и Фрейю; греческих Зевса (в римской мифологии Юпитера), Ди­ониса (Бахуса), Посейдона (Нептуна); египетских Ра, Осириса, Пта (в образе священного быка), Сета; месопотамских Ила (с рогами быка) и Ваала; индийских Индру, Адити, Агни, Рудру и Шиву (сидящего на быке по имени Нанди). Библейский Моисей, осуждая культ Золотого Тельца, стремился изменить долгую традицию поклонения семитских народов быку. В Индии главный святой секты аскетов Джайна предстает в образе золотого быка. Рога быка — знак неполной луны, его огромное тело — опора мира в исламской и ведической традициях; его обильное семя подпитывается луной в иранской мифологии; его мычание, топанье ногами и трясение рогами повсеместно связывали с громом и землетрясением, особенно на Крите, родине ужасного человекобыка Минотавра.

Как наиболее опасное из всех домашних животных, бык с древнейших времен был объектом как поклонения, так и соперничества, его сила была мерилом для многих легендарных героев, таких, как Геракл, и минойских акробатов, которые совершали сальто с опорой на острые бычьи рога. Тщательно организованный ритуал  современной  корриды  продолжает долгую  тради­цию использования быка в качестве партнера в игре со смертью. В этом случае идея откровенной насмешки над смертью, возможно, более основательна, чем морализаторский взгляд Юнга, считавшего, что обставленное  церемониями  убийство   быка  выражает  желание придать возвышенный характер низменным человеческим страстям. Сексуальный символизм быка очень силен в греческой мифологии, что подтверждается оргийными обрядами с участием быков в честь Диониса, а также тем, что Зевс предстал перед красавицей Европой в образе смирного белого быка, чтобы похитить ее. Диодор Сицилийский сообщает, что египетские женщины  обнажались  перед изображениями  священного быка Аписа. Однако символизм, связывающий быка со смертью и возрождением, зародившись в культе Мит­ры, распространился в позднее античное время весьма широко и отодвинул на второй план символизм сексу­альный; это очень заметно в египетской культуре, а также в Северной Азии, где смерть ездит на черном быке.


 Краткая энциклопедия славянской мифологии

БЫК
— одно из наиболее почитаемых животных, воплощение ярой жизненной силы, олицетворение плодородия; традиционное жертвенное животное.
Бык был необходимой частью множества славянских обрядов и молений еще с языческих времен, когда его приносили в жертву богам и духам. Древнейшее свидетельство о жертвенном быке принадлежит Прокопию Кесарийскому (VI в.), который сообщил, что славяне веровали в верховного бога громовержца и в жертву ему приносили быков и иных священных животных. Принесение быков в жертву высшим силам дожило в иных местах (например, на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской и Орловской губ.) и до Х1Х-ХХ вв., а некогда, судя по всему, было распространено повсеместно.
Наиболее часто быка жертвовали в Ильин день (2.VIII ст.ст.), некогда — день громовержца Перуна. Так, например, в восточной Сербии в Ильин день традиционно резали быка, варили его в большом котле и съедали сообща всем селом. Жертвенный бык покупался на общие деньги; например, в местности, где было пять священных ключей-колодцев, люди, приходя к этим ключам умываться по пятницам и воскресеньям, непременно оставляли там деньги, на которые потом и покупался бык, которого затем закалывали и поедали там же — на месте «Петикладенци». В Македонии быка также приносили в жертву в Ильин день: жители села или даже нескольких сел собирались на особом «оброчном» месте и после общей молитвы варили мясо быка, которое и поедали сообща.
У восточных славян существовал обычай устраивать в Ильин день мужскую скотоводческую братчину, на которой собравшиеся приносили своеобразную жертву — закалывали быка, специально к этому празднику выкармливаемого всей общиной. Подобные жертвоприношения совершались, например, во многих русских деревнях: поселяне, чествуя начало жатвы, устраивали общинные обеды в складчину (в Пермской губ., например, на такой пир собиралась вся волость) и непременно закалывали к трапезе быка или теленка. Убитого быка тут же варили в больших котлах и съедали или раздавали его мясо и сохраняли кости, которые, по народному убеждению, приносили владельцам удачу: так, например, олонецкие охотники и рыболовы верили, что кость «ильинского» быка утраивает добычу, и даже простые мужики на братчине старались во что бы то ни стало заполучить кусок бычьего мяса с костью, чтобы «захватить счастье» (так как, по поверью, «с тем, кто имеет ильинскую кость, всегда пророк Илья»). На Орловщине и в некоторых других местах кости быка после братчины нередко закапывали в хлеву, «чтобы не переводился скот в доме», или по краям поля, «чтобы хлеб лучше родился». При этом по жертвенному быку во время братчины иногда гадали об урожае и о погоде во время страды: так, например, в Олонецкой губ. считалось, что жертвенный ильинский бык «красного цвета» обеспечивает ясную погоду во время жатвы и сенокоса.
Схожее жертвоприношение быка во многих местах совершалось также и в праздники, посвященные Николаю Чудотворцу. Например, в Костромском крае при болезнях и падеже скота традиционно устраивали «Миколыцину» («величали Великому Миколе»): «обещали» новорожденного бычка растить до трех лет, чтобы затем заколоть его к празднику зимнего Николы и справить обед на всю деревню. На Нижегородчине такая же «Николыцина» — обеденный пир с поеданием трехлетнего бычка — приходилась на мясоед, глухую осень или раннюю весну.
Не менее часто связывалось жертвоприношение быка и с Петровым днем (29 июня ст.ст.). Так, например, в Новгородской губ. на первое воскресенье после Петрова дня у церкви устраивалась народная «мольба» или «жертва», где убивалось иногда до 30 голов скота; задние части при этом отдавали церковному причту, а все остальное жертвенное мясо складывалось на столы у церкви и после освящения и песнопений поедалось поселянами. При этом местные крестьяне рассказывали, что раньше для этого жертвоприношения к церкви приходили олени: «В старое время приходили к нашей церкви два оленя и было сказано, что брать для убоя только одного, а другого отпускать на волю. Вот по один год и удумали заколоть обоих оленей. Как только сделали против заповеди, олени и перестали ходить».
Вообще, схожие легенды о жертвенных оленях, замененных позже быками, были распространены в народе очень широко. Так, например, на Русском Севере, у верховьев реки Ваги, в первое воскресенье после Петрова дня перед обедней убивали быка, купленного «на общий счет целою волостью», варили его мясо в больших котлах и по окончании обедни съедали сообща, причем в трапезе принимал участие и священник. Предание из тех мест также уверяло, что некогда в этот день из леса выбегал олень, и именно его убивали для праздничного пира, но однажды олень перестал прибегать, и крестьяне, не дождавшись, заменили его быком, а олень с тех пор не появлялся.
Подобные же легенды рассказывали и крестьяне тех мест, где жертвоприношение быка совершалось около дня Рождества Богородицы, в осенний праздник урожая. Например, в Новгородской губ. «В старое время 8 сентября прибегали на погост Комоневского прихода две лани; одну из них резали и варили, а другая уходила. Но после того, как поп Ванька заколол обеих, лани уже не появлялись. Усердные богомольцы вздумали заменить их приводом домашнего скота». На Белоозере же, в окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря, бытовала такая легенда: «В день Рождества Богородицы самки оленя ежегодно приводили с собой детеныша, которого (крестьяне) закалывали и варили и им угощали приходящих, а мать отпущали. Когда же праздник приходился в постный день, тогда олени приходили накануне и праздновали накануне, что делается и до настоящего времени, но теперь олени уже не приходят, и крестьяне приносят в жертву рогатый домашний скот». Варианты этой легенды из тех же мест гласили, что некогда в день Рождества Присно девы Марии к церкви прилетали различные птицы (лебеди, гуси, утки) и приходили олени (и вообще разные звери; по одному из вариантов — даже особой породы быки, выходившие из озера), одного из которых убивали, а остальные исчезали; когда же крестьяне стали убивать и остальных животных, птицы и звери перестали приходить, и вместо них на храмовый праздник у паперти стали приносить в жертву «обещанного» быка: закалывали его, варили его мясо и отдавали это мясо нищим, а остальной «обещанный» скот продавали мясникам, передавая вырученные деньги в пользу церкви.
В принципе, такие легенды о чудесных жертвенных оленях, замененных позже быками, вполне можно объяснить древними преданиями о двух небесных важенках (оленихах или лосихах) — прародительницах всего живого. Представления о небесных лосях (позднее — наполовину женщинах, наполовину лосихах) были свойственны многим охотничьим народам: в образе лося первобытные племена представляли себе верхний мир, небесную стихию, само небо, солнце и звезды. Предания о небесных хозяйках мира в образе важенок, возникшие, по-видимому, еще в каменном веке, дожили у полудиких охотничьих народов тайги и тундры и до XIX в.: так, например, мифы эвенков знали и небесную лосиху Хэглэн, и лосиху или самку оленя Бугады Энинтын («относящаяся к Вселенной мать их»), являющуюся Хозяйкой Мира и матерью
зверей и людей. Но в земледельческой культуре славян культ двух зооморфных богинь, женщин-лосих, сменил культ антропоморфных богиньрожаниц, покровительниц земледелия, богинь плодородия и деторождения (посвященный им праздник при христианстве был заменен праздником Рождества Богородицы). Вероятно, в древности этим богиням действительно приносили в жертву оленей, а позже заменили их быками — рогатыми домашними животными, в народных представлениях тесно связанными с культом плодородия. Этот переход, в частности, нашел отражение в обрядовых вышивках: так, например, на одной из северорусских обрядовых ширинок (возможно, предназначавшейся для престольных праздников с жертвоприношениями) была изображена небольшая квадратная скатерка, по одну сторону которой располагалась женская фигура с поднятыми к солнцу руками, и по сторонам ее — две самки оленя с коротенькими хвостами, а по другую сторону скатерти находились олени с ветвистыми рогами, и между ними — похожий на плаху жертвенник с отрубленной головой быка на нем.
Таким образом, бык занимал важное место в обрядах, связанных с плодородием, в первую очередь, как традиционное жертвенное животное. Однако роль быка в подобных обрядах отнюдь не ограничивалась только принесением в жертву: так, в некоторые праздники быка не убивали, а, наоборот, наряжали, украшали лентами и цветами и в сопровождении торжественного шествия водили по селу. Например, в Польше бык выступал как центральный персонаж троицких обрядов: его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога венок из ветвей березы и гнали впереди стада; либо сажали на него чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд воловьей свадьбой. Подобные обряды явно были связаны с культом растительности, и бык в них, по-видимому, служил воплощением какого-то весенне-летнего божества солнца и плодородия наподобие Ярилы.
У восточных (а отчасти и у западных) славян культ быка был тесно связан со святками и масленицей. Так, например, в Архангельске на масленицу возили по городу быка на огромных санях, запряженных в двадцать и более лошадей. Бык также был излюбленным персонажем ряжения, традиционного для святочных и масленичных празднеств: участники святочных обходов и масленичных шествий надевали бычьи маски, вывернутые мехом наружу шубы, завертывались в бычьи (воловьи) шкуры и т.д., стараясь походить на быка. В Польше на святках по домам традиционно водили парня, наряженного быком.
Во многих местах известны были также святочные игры в быка, когда парень, держа горшок на ухвате (рога), приходил в избу, мычал около девок и махал головой, как бык; его «продавали» и, сговорившись о цене, кто-то из толпы «убивал быка» — бил по горшку, разбивая его, после чего парень, изображавший быка, убегал вон из избы, а другие парни били заранее приготовленными соломенными жгутами девок, спрашивая: «С кем быка ела?» Известен и другой вариант этой игры: парень, ряженный быком, вбегал на посиделки и начинал «бодать» девок, задирая им подолы, причем старался боднуть побольнее; потом быка «убивал» кто-нибудь из присутствующих парней. Подобные обряды, по-видимому, также были связаны с культом плодородия и должны были способствовать деторождению.
Итак, бык у славян считался священным животным, посвященным богам плодородия. Как представитель домашнего скота и как сакральное животное, он противопоставлялся диким зверям, обитающим вне сферы человеческого жилища. Болгары верили даже, что бык недосягаем для нечистой силы, наряду с волком и медведем. Но вместе с тем, бык в народной традиции мог иногда и соотноситься с нечистыми духами, что, в принципе, могло быть следствием его почитания язычниками и его связи с языческими божествами и духами, позднее объявленными церковью нечистыми «врагами рода человеческого». Так, например, сербы-лужичане верили, что «нечистый» может появляться в облике стада черных быков или бычков-телят, а украинцы полагали, что черт иногда принимает вид двух дерущихся бычков; в восточнославянской традиции облик бычка (порой черного или белого, а иногда и огненного быка) также мог приписываться полевому и вообще стихийному духу.
Наряду с этим в некоторых местах существовали и былички о бычках — «скотинках лесового бога» (ср. русское поверье о том, что леший иногда забирает потерявшихся коров в свое стадо) или быках и коровах водяного (черта). Существовали также поверья о том, что клады или духи-кладовики могут появляться в облике черного, белого или рыжего (огненного) быка. Например, в Нижегородской, Пермской, Вологодской, Архангельской и др. губ. существовали былички о людях, которым клад показался в облике быка; одних он словно подманивал, показываясь и исчезая в месте, где были зарыты богатства (ср., например: «Вот однажды шел мужик с поля, а вечер уже наступил, и вот видит — идет по полю белый бык. Мужик за ним, бык — от него, и вдруг не стало его. Мужик и догадался, что там клад зарыт...»), других же, наоборот, отгонял от найденного клада («Вот уже совсем было взял горшок с золотом, и тут, откуда не возьмись, налетел на него бык... Мужик вскочил и бежать. Потом опомнился, вернулся, а клада как не бывало, и даже места того отыскать не смог...»). У сербов также существовали поверья о быке, охраняющем клады, причем они считали, что для того, чтобы выкопать клад, «надо принести в жертву своего быка и зарезать его на месте закопанного клада».
Близко к преданиям о духах-кладовиках, появляющихся в бычьем облике, стояли предания о духах — охранителях ключей, источников, колодцев и озер, появляющихся в облике быка; причем таким духам

нередко приписывалась недоброжелательность по отношению к людям и домашнему скоту. Сербы в Метохии рассказывали, например, что на Подриме из глубокого источника некогда выходил большой бык и нападал на сельских волов; тогда кто-то из крестьян выковал железные наконечники, укрепил их на рогах своего вола, и вол забодал быка, после чего источник пересох на десять лет. У украинцев также были известны схожие предания о чудесных быках, появляющихся вблизи источников и никому не дающихся в руки, а порой и нападающих на людей, непочтительно относившихся к источнику (ср. германское поверье о том, что водяной выходит из болота или из моря оплодотворять коров в виде дикого быка).
В южнославянской космологии бык (иногда буйвол или вол) также был связан со стихией воды и считался опорой земной тверди. Схожие представления, впрочем, были известны и другим славянам: сербы, например, верили, что земля покоится на четырех быках — черном (на западе), сивом (на юге), белом (на севере) и красном (на востоке); считалось, что быки эти стоят в густой желтой воде, пьют ее и ею насыщаются, но при этом они постепенно стареют и слабеют, и однажды у них подкосятся ноги, тогда земля даст трещины, желтая вода проникнет в них и случится всемирный потоп.
Таким образом, во всех обрядах и поверьях, связанных с культом быка, прослеживается постоянная связь этого животного с водой и плодородием; наблюдается также и связь с небом, небесными светилами и огнем. Связь эта нашла отражение даже в народных загадках и некоторых названиях природных явлений. Так, например, во Владимирской губ. передовые ряды темно-красноватых, грозовых туч, выплывающих из-за горизонта, и в XX в. называли быками. Грохот грома в загадках издревле сближался с мычанием быка, а молнии — с его рогами: «Ревнувъ вилъ на сто гиръ, на тысячу городивъ», «Крикнувъ вилъ на десять дворйвъ, а на тысячу городивъ чутко», «Ревнулъ волъ за сто горъ, за сто речек» (гром), или: «Тур ходит по горам, турица-то по долам; тур свистнет, турица-то мигнет» (гром и молния). Огню домашнего очага, как символу небесного пламени грозы, давалось в народе все то же метафорическое название: «Бык железный, хвост кудельный» (огонь и дым), «Лежит бык — осмолёный бок» (печная заслонка), «Рыжы бык ды чорнага лiже» (огонь и горшок), «Бык в хлеве, хвост на хлеве» (пар, клубящийся из окна или дверей избы), и т.п. Помимо этого, народные загадки сближали быка с небесными светилами (и в первую очередь — с «рогатым» месяцем), ср.: «Лысый вил кризь забор дывиця» (месяц сквозь забор светит), «Белый бык (корова) в подворотню смотрит», «Два быка бодутся — вместе не сойдутся» (месяц и солнце, а также день и ночь, небо и земля), «Белый вол всех людей поднял» или «Лысый вил усих людей звив» (день), «Сирии бик у вокно ник» (рассвет) и т.п. (ср. также эпитет греческой Селены — «волоокая»). Под тем же образом быка представляли народные загадки и мороз (рассматриваемый как холодное дыхание тучи), и воду (соотносимую с небесным дождем), ср.: «Сивый вол выпил воды полный двор» (мороз, сковавший лужи), «Конец села забито вола, до каждой хижки (избы) тянутся кишки» (река или криница, из которой село берет воду), «Бык ревет, хвост к небу дерет» (деревенский колодец), и т.п.
Эта связь с водой, земной и небесной, а также с огнем и светилами, объяснялась, очевидно, одним из древнейших и наиболее распространенных верований, представлявших дождевые облака быками и дойными коровами, а дождь — молоком, ниспадающим на землю. Летние облака, питающие дождем нивы, уподоблялись быку, семя которого плодит стада, и корове, молоко которой кормило семью пастуха. В древние времена скот доставлял человеку и пропитание, и одежду; теми же благодатными дарами наделяли людей и земля, производящая хлеб и лен, и небо, яркими солнечными лучами и животворными дождями пробуждающее вегетативные силы земли. Поэтому пастухи и пахари древности обозначали творческие силы природы и стада коров, овец и коз схожими названиями. Так, например, в санскрите обозначения облаков, быков и коров, дождя и молока были тождественными или происходящими от одного корня: gotra означало стадо коров и облако, gddhrita (от go — корова и dhr — содержать) — коровье молоко и дождь, gaweduh (от go и duh — доить) — облако, a goduh — доящий корову, пастух.
Представление дождевых облаков стадами скота было известно многим народам. Так, например, по свидетельству гимнов Ригведы, Индра поражает своей громовой палицей демона Вритру, разрушает облачные скалы и освобождает небесных коров, даруя людям дождь; по другим же гимнам, Индра, как могучий мясник, разрезает облачному быку сухие, связующие жилы и низводит на землю шумные потоки вод, питающих землю. По представлениям последователей индуизма, бык (Индра) — это оплодотворитель неба, а облака — это трижды семь пятнистых коров. Индру при этом некоторые гимны прямо называли быком: «Ты наш бык! (т.е. шествующий в туче, одетый грозовым облаком) отверзи облака, всегдашний податель благ!», или: «Воспой мощного этой песнею, хвали Парджаныо, благоговейно чти его! С ревом скоро дарующий бык испускает свое семя (дождь) и дает плод злаку».
Те же представления были свойственны и грекам. Так, например, греческий бог-громовержец Зевс (по своим функциям близкий к индийскому Индре) иногда принимал облик быка (ср. миф о похищении Европы), и быков приносили ему в жертву. Посейдон нередко изображался с бычьей головой; при этом он, по легенде, выслал из моря (соотносимого с дождевыми потоками) дикого быка, который (подобно Зевсу, овладевшему Европой) вступил в любовный союз с Пасифаей, и плодом этого союза стал Минотавр —

чудовище с человеческим телом и шеей и головой быка. Дионис, бог плодородия, также часто изображался в виде быка (или хотя бы с головой или только рогами быка) и наделялся такими эпитетами, как «рожденный коровой» или «бык», «быколикий», «быкорогий» и т.п., причем посвященные ему обряды нередко включали в себя жертвоприношение быка: так, например, раз в два года жители Крита устраивали праздник, на котором собственными зубами разрывали на куски живого быка, инсценируя миф о страданиях, смерти и воскресении божества (согласно одному из вариантов мифа, Зевс в виде змея посетил Персефону, и та родила ему рогатого младенца Диониса; новорожденный, едва появившись на свет, воссел на трон своего отца, но вскоре на него напали титаны, и он, спасаясь от них, принимал разные облики, но в конце концов вражеские ножи настигли его в облике быка и разрезали на куски).
Скандинавская мифология говорит о четырех черных быках, порожденных богиней моря и великаном, а гольштейнская сага — о двух быках, которые роют рогами гору (тучу) и подымают бурю. Финская Калевала рассказывает, что на свадьбу громовника Ильмаринена привели столь огромного быка, что ласточке нужно было не менее дня, чтобы пролететь между его рогами, а белке пришлось бы целый месяц взбираться по его хвосту; когда этого быка убили, то мясом его наполнили сто ушатов, кровью — семь лодок, и семь же бочек — жиром. В Зендавесте первоначальным существом, из которого произошли все творения, называется бык Абудад, хранитель семян всего сущего; Митрас (Митра) убил его в темной пещере и его кровью (т.е. дождем) оплодотворил землю.
Существовало представление о быке-туче и у славян. Весеннего, плодотворящего землю богагромовника (Перуна, Ярилу и пр.) они соотносили с быком, яр-туром, символом могучей весенней живительной силы плодородия. При этом, соответственно различным поэтическим воззрениям, бог-громовник, податель оплодотворяющего землю дождя и, следовательно, плодородия, или сам выступал в образе ярого быка, златорогого буй-тура (золото — символ молнии), или представал пастухом, выгоняющим на небо облачные стада, либо пахарем, бороздящим облачное небо (возделывание земли издревле совершалось волами или быками; та же работа приписывалась в некоторых мифах и небесным быкам Перуна-громовержца).
Представление небесных туч, мечущих молнии и проливающих оплодотворяющий землю дождь, в облике чудесных небесных быков и послужило, очевидно, причиной того, что бык в народе стал восприниматься как священное животное, посвященное богам-громовержцам, заведующим всеми небесными операциями. По этой причине быки стали неотъемлемой частью обрядов и молений, посвященных таким божествам, как Перун (бог грозы и дождя, податель небесной влаги), Ярила (бог плодородия, возможно, одна из ипостасей Перуна), Радегаст (божество, схожее с Свентовитом; идол его, стоящий в городе Ретре, правой рукой держал щит с изображенной на нем черной бычьей головой) и пр. Быков приносили этим божествам в жертву; кроме того, в праздники, посвященные этим богам, быков наряжали и водили по улицам, а также рядились в быков, подражали их поведению, надевали украшения с изображением быка и т.д.
В некоторых весенних песнях бык, или тур, упоминался наравне с весенне-летними божествами плодородия (ср., например: «ой, Тур — Дид-Ладо!»); возможно, что под именем тура в этих песнях также под¬разумевалось некое божество (ср. одно из имен-эпитетов Ярилы — Яр-Тур). Сами весенне-летние праздники в некоторых местах некогда именовались «Турицами»: например, у южных славян так называли весенний карнавал на масленицу, а у западных славян праздники «турицы» отмечались около троицына дня. Именно с этими праздниками, возможно, были связаны различные женские украшения с изображением быка, тура. Например, в землях радимичей были найдены круглые подвески, на которых изображалась огромная голова быка с четко профилированными рогами, ушами, большими круглыми глазами и вырезанным на лбу двойным треугольным знаком, опускающимся углом книзу; вокруг головы быка располагались семь схематично изображенных женских фигурок. Помимо таких подвесок, были известны и головные уборы с рогами быка: так, например, у потомков дреговичей и вятичей вплоть до XIX в. сохранился девичий головной убор с большими «турьими» рогами из соломы и ткани; а в бывшей Калужской губернии у девушек и в конце XIX в. был довольно популярен праздничный головной убор с огромными рогами, хотя священники и не пускали таких «рогатых» девиц в церковь.


 

герефордской породы.

Быки: 1 — тур; 2 — зубр; 3 — як; 4 — бизон; 5 — бантенг; 6 — гаял.
Быки, Шотландия.

Африканский буйвол

Азиатские буйволы
Рога из коллекции музея № П/003

Череп быка коллекции музея № П/004

Череп быка коллекции музея № П/005

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа  &nbs/p>

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz