15 февраля — Сретение Господне

Спонсор странички : цена кондиционер panasonic

Содержание:

   "Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

   "Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

15 февраля — Сретение Господне

   Сретение, что в переводе на русский язык означает «встреча», православная церковь отмечает на 40-й день после Рождества Христова. Когда, согласно Ветхозаветному обычаю (закону Моисееву), Мария принесла сына-первенца в Иерусалимский храм, «чтобы представить его перед Богом и исполнить обряд очищения».
   В те времена в Иерусалиме при храме жил старец Симеон, ученый-книжник, переводивший священное писание на греческий язык. Однажды, читая Книгу Пророчеств Исайи, он усомнился в правильности написания следующей строки: «Сам Господь даст вам знамение, и Дева примет и родит Сына Его». Симеон решил, что в текст вкралась досадная ошибка, и хотел уже исправить слово «Дева» на слово «жена». Но тут, согласно преданию, явившийся перед благочестивым старцем ангел «отвел его руку», произнеся удивительное пророчество: «Имей веру в написанные слова и сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
   Прожив на земле триста шестьдесят лет, Симеон смог убедиться в правдивости всего сказанного ему когда-то, встретившись в храме с Богоматерью, зачавшей и родившей сына «в чистоте и непорочности». Взяв на руки чудесного младенца, старец, ликуя и радуясь, произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицом всех народов...». А пророчица Анна, «подойдя, славила Господа и говорила о младенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
   Итак, согласно церковным канонам, Сретение — это встреча последних праведников Ветхого Завета — Симеона и Анны — с носителем Нового Завета Иисусом Христом, «в лице которого встретились божество и человечество». А в народном сознании этот большой православный праздник воспринимался еще и как встреча зимы с весной. «В Сретение весна с зимой встретилась»,— говорили наши предки, не без основания подчеркивая: «Покров не лето, Сретение — не зима».
   Но в середине февраля погожие деньки лишь чередовались с метелями и морозами. Хотя, если на Сретение оттепель свое брала, весну ждали раннюю и солнечную. Сретенская капель предвещала хороший урожай пшеницы, снежная пороша заставляла думать о раннем севе овса, а ветер плодородие фруктовых деревьев гарантировал.
   По погоде этого дня и об урожае трав судили, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если заметет ее снегом, значит корма скоту до первого выгона может не хватить, а травы весной будут дороги. А еще на Сретение принято было племенных птиц овсом закармливать, чтобы летом и осенью они неслись хорошо.
   Рассказывая об обычаях и приметах большого христианского праздника Сретения Господня, было бы несправедливо не упомянуть и о том, что по времени он совпадал с древним славянским обрядом почитания огня, так называемым языческим праздником Громницы.
Когда-то в этот день далекие наши предки разжигали у дорог за околицами грандиозные костры. А всего лишь столетие назад обряд поклонения «живому огню» сменился обычаем изготовления на Сретение «обчественной», или громничной свечи. Ее крутили из воска, собранного с восьми-десяти крестьянских дворов, и хранили по очереди до определенного обетного праздника: Николы зимнего, Варвары, Флора и Лавра и т.п. На торжественную церемонию обязательно приглашался священник, зажигая общественную свечу и служа молебен для всей деревни.
   Ежегодно сретенскую, или громничную свечу принято было восстанавливать, наращивая новым воском, и, когда вес ее достигал пуда (16 кг), свеча передавалась на хранение в церковь, а для личного пользования крестьяне оставляли себе небольшие сретенские свечки, хранившиеся за божницей.
   Веря в чудодейственную силу громничных свечей, их непременно брали с собой на поля в дни начала пахоты, сева и уборки. Считалось, что они способны сохранить в неприкосновенности зреющие хлеба, предотвратить заломы, сберечь от дурного глаза урожай. А зажженную громницу давали в руки покойнику, искренне надеясь, что пламя маленькой свечки поможет душе умершего отыскать правильную дорогу на «пути загробных мытарств и хождения по мукам».

День Второй (15 февраля) Сказание о Сретении Господнем
 

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру