День Второй (15 февраля) Сказание о
Сретении Господнем
По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса
Христа и по исполнении дней законного очищения Пречистая и
Преблагословенная Дева Матерь, вместе со святым Иосифом
обрученником, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию,
принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения закона
Моисеева. По сему закону нужно было, во-первых, по рождении
очиститься чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез
иерейскую молитву, - и во-вторых, нужно было поставить пред
Господом первородного младенца и сделать выкуп за него
установленной ценой (Лев 12:7). Так было повелено Господом в
Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения
матери пишется так: "Если женщина зачнет и родит младенца
мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмой же
день обрежется у него крайняя плоть его: и тридцать три дня
должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не
должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не
исполнятся дни очищения ее (Лев 12:2-4). По окончании дней
очищения своего она должна принести однолетнего агнца во
всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех (Лев
12:6). Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть
возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во
всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник,
и она будет чиста" (Лев 12:7-8). А о посвящении Богу первенцев
мужеского пола в законе так говорится: "Освяти Мне каждого
первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающего ложесна1".
И в другой раз: "Отдавай Мне первенца из сынов твоих" (Исх
22:29). Это требовалось за то великое благодеяние Божие в
Египте, когда Господь, избивая египетских первенцев, пощадил
израильских (Исх 11:5-7). Посему израильтяне приносили своих
перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную
дань, установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе
установленной ценой, которая называлась "выкупным серебром" и
отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как об этом
написано в четвертой книге Моисея (Чис 3:49. 51). Установленная
же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного
веса, а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей2.
Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с
Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения,
как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая
зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей
девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам,
родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты,
как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее, как плод
от древа; и как древо по рождении своего плода не повреждается и
не оскверняется, так и Дева по рождении Христа, плода
благословенного, осталась неповрежденной и неоскверненной.
Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь
стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл
солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более
освещает. Не повредил девства Матери Своей и Солнце Правды -
Христос. И дверь естественного рождения, чистотой запечатленной
и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин
кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил
ее чистоту, освятив ее своим происхождением и просветив
Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого
очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но, дабы не
нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно
чистая и не имущая никакого порока. Вместе с этим исполненная
смирения, Она не гордилась Своей нетленной чистотой, но пришла,
как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми
храма Господня и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и
грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие
непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух
горлиц или двух птенцов голубиных, во всем проявляя смирение и
любовь к нищете и избегая гордыни богатых. Ибо из золота,
принесенного волхвами (Мф 2:11), Она взяла немного, и то раздала
нищим и убогим, удержав для Себя только самое необходимое на
дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их по
закону для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего
первородного Младенца. "А когда исполнились дни очищения их по
закону Моисееву, - говорит евангелист Лука, - принесли Его в
Иерусалим, чтобы представить пред Господа" (Лк 2:22); т.е.
возвратить Божие Богу, ибо в законе Господнем написано, что всяк
младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, должен быть
посвящен Господу (Исх 13:2). Держа на руках Своих
Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колени пред
Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар,
возносила и предавала Младенца Богу, говоря: "Се Сын Твой,
Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для
спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без
Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила
Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом Святым
во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня
происшедший: Он первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе
соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному
подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего
Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил (Евр 1:2)
и с Которым вместе свету воссиять повелел: приими воплотившееся
от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю,
собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого
приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как
Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотью и кровью,
принятою от Меня".
Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки
архиерею, как наместнику Божию, как бы отдавая Его Самому Богу.
После сего Она выкупила Его, как требовал закон, установленной
ценой, - пятью священными сиклями, число которых как бы
предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им
на кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и
от работы вражьей3.
В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса
для исполнения над Ним предписанного законом обычая, в храм
пришел руководимый Духом Святым старец Симеон, человек праведный
и благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей наступить с
пришествием Мессии. Он знал, что ожидаемый Мессия уже
приближается, ибо скипетр перешел от Иуды к Ироду, и исполнялось
пророчество праотца патриарха Иакова, предрекшего, что не
оскудеет князь от Иуды, пока не придет ожидание народов, Христос
Господь (Быт 49:10). Точно так же окончились и Данииловы седмины
числом семьдесят, после чего, по пророчеству, должно быть
пришествие Мессии4. Вместе с тем и
самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть
смерти, прежде чем он не увидит Христа Господня (Лк 2:26).
Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца, бывшего на ее
руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, и,
уведав от Святого Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия, поспешно
подошел и, приняв Его с неизреченною радостью и благоговейным
страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный
сединами, как лебедь перед своей кончиной, воспел пророческую
песнь: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему,
с миром.
Не имел я, - как бы так говорил он, - мира в мыслях своих, все дни
ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне
же, увидев Тебя, я получил мир, и, освободившись от печали,
отхожу отсюда с радостной вестью к моим отцам: возвещу о Твоем
пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии
и прочим святым отцам и пророкам, неизреченную радость принесу я
им, пребывающим доселе в печали; к ним и отпусти меня, дабы,
оставив печаль, они возвеселились о Тебе - Избавителе своем.
Отпусти меня, раба Твоего, после многолетних трудов успокоиться
на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое,
уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для
рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им
неведомых Божественных Тайн, - Свет, воссиявший для прославления
людей Твоих Израиля, Который Ты обещал через пророка Исаию,
сказав: "Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Мое не
замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу мою" (Ис 46:13).
Иосиф и Пречистая Дева, слыша все сказанное Симеоном о Младенце,
удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к младенцу, не
как к младенцу, но как к "Ветхому денми"5
и, молясь, обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу,
имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить
старца к иной жизни или удержать в настоящей. Симеон обратился с
благословением и к ним, восхваляя и величая пренепорочную
Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца
святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству.
Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не к Иосифу - ибо он
прозревал в Ней очами своими безмужнюю Матерь, Симеон произнес:
"Сей послужит на падение и восстание многим во Израиле: на
падение тем, которые не пожелают веровать словам Его, на
восстание же тем, которые с любовью примут святую проповедь Его,
на падение - книжникам и фарисеям, ослепленным злобой, на
восстание - простым рыбарям и людям немудрым. Он изберет не
мудрых, мудрых же века сего посрамит, - на падение
ветхозаветного иудейского сборища и на восстание благодатной
Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий6,
ибо великий раздор произойдет в людях из-за Него: одни назовут
Его благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат
Его, по слову пророка Иеремии, "Как бы целью для стрел" (Иер
3:12), повесив на крестном дереве, уязвив как стрелами, гвоздями
и копьем. В то время безмужняя Матерь, - продолжал старец, -
душу Твою пройдет оружие печали и сердечной боли, когда увидишь
пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с великой болью в
сердце и рыданиями будешь провожать из мира сего Того, Кого в
мир Ты родила без болезни".
Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена
Ассирова. Она была вдова, уже сильно состарившаяся, - ей было
восемьдесят четыре года; она семь лет только прожила со своим
мужем и, овдовев, проводила богоугодную жизнь, не отходя от
храма, но в посте и молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот
час в храм, Анна много пророчествовала о принесенном в храм
Господень Младенце, ко всем ожидавшим избавления в Иерусалиме7.
Слыша и видя все это, книжники и фарисеи распалялись в сердцах
своих и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об
Отроке. Они не умолчали, но обо всем случившемся и сказанном в
храме известили Ирода царя8. Тотчас
он послал воинов с приказанием отыскать Божественного младенца
Христа - Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по
повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святой
Иосиф с Пречистой Богородицей, исполнив в храме все требуемое
законом, не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой
город Назарет9, а оттуда быстро
скрылись в Египет (Мф 2:13. 14). Отрок же возрастал, и
укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия
пребывала на Нем (Лк 2:40).
Празднование Сретения Господня установлено в царствование Юстиниана10;
ранее же, хотя Сретение Господне и вспоминалось в Церкви11,
но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиниан
установил праздновать сей праздник, как Господский и
Богородичный, наряду с другими великими праздниками. Побуждением
к установлению сего праздника были особенные обстоятельства. В
царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ее, в течение
трех месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был
сильный мор, так что сначала умирало по пять тысяч человек в
день, а потом по десять тысяч; тела даже богатых и
высокопоставленных людей оставались без погребения, ибо слуги и
рабы все вымерли и некому было погребать самих господ. А в
Антиохии12 к моровой язве, за грехи
людей, присоединилась и другая казнь Божия - страшное
землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокие
здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе
погибших был Евфрасий, епископ Антиохийский13,
задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и
погибельное время одному благочестивому человеку было
откровение, чтобы установлено было торжественное празднование "ипапан-
ти"14, т.е. Сретению Господню, как
и прочим Господским и Богородичным великим праздникам. И вот,
при наступлении дня Сретения Господня, февраля второго числа,
когда начали праздновать со всенощным бдением и исхождением с
крестами15, смертоносная язва, мор
и землетрясение тотчас прекратились, по милосердию Божию и по
молитвам Пречистой Богородицы. Ей с родившимся от Нее Христом
Богом да будет честь, слава, поклонение и благодарение во веки.
Аминь.
Примечания
1 Исх 13:2. По силе этого закона в память того, что
в ночь пред исходом евреев из Египта Ангел Погубитель истребил
всех первенцев египетских, все первенцы еврейские должны были
быть посвящены в особенное служение Богу, т.е. для служения при
святилище. Когда же впоследствии для сего избрано было одно
только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в
пять сиклей серебра.
2 Священный сикль составляет на наши деньги около
50 копеек.
3 По сказанию святого Дмитрия Ростовского, святые
отцы добавляют, что святой пророк Захария, родитель Предтечи,
пришедшую в храм для очищения Пречистую Деву с Младенцем
поставил не на месте жен, приходящих для очищения, а на месте
девиц, на котором женам, имеющим мужей, становиться не
позволялось. И когда книжники и фарисеи при виде этого начали
выражать негодование, Захария, став пред ними, возвестил, что
эта Матерь и по рождестве есть Дева чистая. Когда же они не
поверили этому, Захария сказал, что человеческое естество, как и
всякое создание, должно служить Создателю своему, и в Его
всесильных руках находится устроение Своей твари, как угодно Его
изволению, а равно и устроение того, чтобы Дева родила, и по
рождестве пребыла Девою: по сему и я сию Матерь не устранил, -
сказал он, - с места, назначенного для девиц, потому что Она
превыше всех дев.
4 Пророчество о 70-ти седминах находится в Дан 9.
5 Под образом ветхого денми, т.е глубокого старца,
видел Бога пророк Даниил (Дан 7:9-13) В Священном Писании
старость иногда служит символом вечности Божией.
6 В предмет пререкания, в спорное знамя, - образ
взят от военного знамени во время битвы, которое одна сторона
старается отбить, а другая защитить. Господь стал знаменем
пререкания в том же смысле, что одни - неверующие - силились
уничтожить Его (чего и мнили достигнуть распятием Сына Божия),
другие же - верующие - стояли и стоят под этим знаменем и за
него ратуют.
7 Из этого видно, что в Иерусалиме в то время было
довольно людей, которые жили надеждой на скорое явление
Обетованного Мессии, истинных израильтян, которые, без сомнения,
возрадовались радостью великой, услышав об исполнении их
ожиданий и молитв.
8 Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра,
царя иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом
римском императоре Октавии Августе, в 40 г. до Р. Х., получил
титул иудейского царя и управлял всей Иудеей, которая тогда была
подчинена Римскому государству.
9 Лк 2:39. Вифлеем - маленький город, недалеко от
Иерусалима, по направлению к югу, а от Назарета, галилейского
города, Вифлеем находится на расстоянии дней трех пути или
немного более.
10 Император Юстиниан Великий царствовал с 527 до
565 года. Указ о торжественном праздновании Сретения Господня по
всей империи издан был им в 542 году.
11 На этот праздник есть указания в сочинениях
отцов Церкви Ш, IV и V веков.
12 Здесь разумеется Антиохия Сирийская - один из
древнейших и богатых городов Сирии, столичный ее город; лежит
при р. Оронте, верстах в 10-ти от впадения ее в Средиземное
море. Для христианской церкви Антиохия имеет особенную важность,
как второе после Иерусалима великое средоточие христианства и
как мать христианских церквей из язычников. В настоящее время
Антиохия представляет собой небольшой и бедный городок, в
котором насчитывается до 10-ти тысяч жителей.
13 Евфрасий был епископом Антиохийским от 523 до
527 г.
14 'Ypapantn - с греч. и значит сретение, встреча.
15 В память прекращения язвы, бывшей в
Константинополе, и страшного землетрясения в Антиохии в
некоторых местах принято Церковью исходить с литиею перед
литургией вне обителей и во время этого крестного хода воспевать
стихиры праздника и канон, по обычаю; а по возвращении в храм
совершать литургию.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Второй день (15.02), С. 16. Жития
святых, С. 1828 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 385)]
|