Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
19 декабря— Николин
день
Святитель Николай —
наиболее любимый и почитаемый в народе угодник. Не только на Руси, но и
во многих странах мира он считается вторым после Бога заступником людей,
покровителем земледелия и скотоводства, хозяином земных вод, спасителем
всех
странствующих на суше и на море. В сказаниях о его жизни описывается
множество чудес, творимых им на благо людей, поэтому святого не без
основания называют Николаем Чудотворцем, а помня о его особой
благосклонности к тем, кого несчастье застало во время морского
путешествия, еще и Николой Мокрым зовут.
Нет, пожалуй, ни одного города в христианском мире, где святителю
Николаю не посвящался бы собор, монастырь или церковь. А за чудесные его
деяния славят святого дважды в году. Первый раз 22 мая в день
перенесения мощей Николая из города Миры в город Бары. Этого
Николу вешним, теплым и травным называют. А
19 декабря — в день смерти святого — отмечают православные Николу
зимнего, холодного.
Считается, что оба Николы погоду устанавливают, в декабре примечая:
«Первые серьезные морозы — Никольские», «Подошел бы Николин день — будет
и зима», «Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу летнего», «Коли
на Николин день заметет след — дороге стоять». А у земледельцев с
Николой зимним свои приметы связаны: «Если день холодным и ясным
выдастся — к урожайному году», «Перед Николой иней — овсы хорошо
уродятся», «Сколько Никола зимний даст снегу, столько
Никола вешний травы».
К Николе зимнему приурочивалась на Руси распродажа лишнего хлеба,
поэтому повсеместно шло открытие шумных базаров и ярмарок с
установлением единой цены на муку и зерно: «Никольский торг всему указ»,
«Цены на хлеб Никольский торг строит». И никто не боялся остаться
обманутым, ведь за мошенниками сам Никола присматривал, по преданию, в
свой день спускавшийся с небес на землю и обходивший ее из конца в конец.
А еще славился Никола зимний своими братчинами, в которых принимали
участие лишь старшие в роду мужики. Молодежь к «николыцине» не
допускалась, а, готовясь к святочным посиделкам, шила наряды и мастерила
маски для ряженых, с завистью поглядывая на отцов, которые, оказывается,
не только сеять да пахать были горазды, но и гулять могли отменно.
На Руси этот день считался своеобразным праздником примирения,
потому что на Никольские братчины в гости созывались не только
родственники и соседи, но и друзья с недругами. И в каждом доме
непременно подавалось к столу хмельное, пенистое
пиво, которое из чего только не варили, поражая гостей своей
сноровкой и изобретательностью.
|