Вверх 1 марта Мариамна Праведная 2 марта — Федор Тирон 5 марта — Лев Катанский 6 марта Тимофей - Весновей 9 марта обретение 10 марта — Тарасий Кумошник 12 марта — Прокоп Перезилишй 13 марта — Василии Теплый 14 Марта — Евдокия Весновка 15 марта— Федот Ветронос 17 марта— Герасим Грачевник 18 марта —Конон Огородник 22 марта — Сорок мучеников 25 марта — Феофан Проломи Наст 29 марта — Саввин 30 марта — Алексей Теплый |
Содержание :
"Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
17 марта— Герасим Грачевник
Стоит ли объяснять, отчего Герасима Грачевником прозвали. Март уж
полную силу набрал, все быстрее в лето катится, самое время грачам домой
возвращаться. Ведь коли «Грач на горе — весна на дворе». А о том, какой
она будет, по поведению этих серьезных, обстоятельных птиц судили. Если
грачи прямо на старые гнезда летели, обещала весна быть скорой и
дружной. А перемену погоды беспокойное поведение птиц предсказывало,
когда с
криком, сбиваясь в стаи, вились они над деревьями, не решаясь сесть. Но
как бы там ни было, а прилет грачей гарантировал сход снега через месяц.
Герасим, согласно поверью, не только грачами распоряжался, он еще и
Кикимору со Святой Руси гнал. Она к этому времени уже столько успевала
накуролесить, что те, в чьем доме поселялась эта беспокойная особа,
ждали святого Герасима с нетерпением, надеясь на его помощь и поддержку,
без которых им с Кикиморой и вовек не справиться было.
Кикиморой называли в народе недобрый дух, поселившийся в избе.
Откуда он брался, никто толком не знал. Одни говорили, что это души
проклятых родителями малых детей, другие считали, что Кикимора рождается
от красной девицы и Змея Огненного, а потому проклятой становится еще до
своего рождения. С виду Кикимора была нескладна и очень тоща, а ростом
до того мала, что боялась лишний раз из дома на двор выйти — как бы
ветром ненароком не унесло. Хотя и домоседкой ее тоже назвать трудно
было, потому что любила Кикимора при случае к своей товарке забежать или
в кабак заглянуть. Пошуметь, погреметь посудой, а то и в ногах у пьяного
мужичка покрутиться, чтобы, не дойдя до дома, тот свалился по пути и,
будучи не в силах подняться, проспал до утра.
Впрочем, и в хозяйском доме, куда ее никто на жительство не приглашал,
но и не обижал особенно, она находила, чем людям напакостить. И не из-за
злобного ненавистного характера, а ради развлечения. То решит Кикимора
тарелки переставить да и побьет все, то начнет луком из подполья
кидаться, то вдруг затеет хозяйским деткам волосы чесать да и
повыдергает половину. Но любимым ее развлечением было путать и рвать
пряжу, оставленную хозяйкой без благословления. Кто ее знает, зачем она
это делала, может быть, от зависти. Ведь, говорят,
Кикимора и прясть и
кружева плести умела, забираясь в подпол и оставаясь невидимой для
человека. Ну и пусть бы себе работала, все дело. Но нет. Давно замечено
было: пока озорничает в избе Кикимора, все, в общемто, неплохо идет, не
считая мелких неприятностей, конечно. А только стоит ей делом заняться,
застучать коклюшками из-под пола — в скором времени непременно с
кем-нибудь беда приключится.
А сколько неприятных минут должен был пережить человек, которого
Кикимора невзлюбила за что-то. Бывало, так заморочит ему голову, так
замучает своими проказами, что хоть из дома беги.
Хотя иногда она и сама из дома уходила, чтобы в овчарне или
курятнике пожить. С этого времени ни овцы, ни куры покоя не знали. У
одних она шерсть клоками выдирала: на пряжу, мол. Другие без хвостов по
деревне бегали, жалуясь на такое разнесчастное житье в родном курятнике.
Но внимательные хозяева, заметив, что у любимого кочета перьев в
когда-то роскошном хвосте недостает, тут же подвешивали к насесту
«куриного бога» — камушек-амулет с дырочкой посередине, а то и старым
лаптем или горлышком от разбитой бутылки обходились. И ничего, говорят,
помогало, переставала Кикимора кур мучить.
В доме, стараясь обезопасить от «забот» хозяйственной Кикиморы
посуду, все чашки и блюдца перемывали крепким настоем корня папоротника,
а полные горшки на ночь «закрещивали». Но самым надежным средством
считалась помощь Герасима Грачевника, у которого с Кикиморой,
по-видимому, были свои счеты, иначе почему же она его как огня боялась.
В общем, приходил этот мартовский день, собирались в избе, где
Кикимора
озорничала, самые старые и уважаемые жители деревни и с именем
святого
Герасима на устах изгоняли Кикимору, приговаривая: «Ой ты, гой еси!
Кикимора домовая! Выходи из горюнина дома скорее, не то задеру тебя
каленым прутом, сожгу огнем-полымем да смолой черной залью». После этого
Кикимору год не видели и не слышали, наслаждаясь покоем и благополучием.
Но приходила новая весна, а вместе с ней и Кикимора возвращалась. Хотя
еще задолго до этого могла она и своих «нечистых» ребятишек в
облюбованную ею избу пристроить. Называли их в народе
Шуликунами и не
очень-то жаловали. Рождались Шуликуны на Святки и отличались таким же
неуживчивым неспокойным характером, как у мамаши был. Говорят, любили
Шуликуны бегать по улицам с горящими углями на железных сковородах. И
мало кто мог с ними справиться, хотя сами они с вершок были, на ногах
имели конские копыта и носили кафтанчики домотканые да остроконечные
шапки. А из-за махонького своего росточка разъезжали Шуликуны по деревне
на ступах или
печах, пугая ночных прохожих и дразня собак.
|