Вверх 1 марта Мариамна Праведная 2 марта — Федор Тирон 5 марта — Лев Катанский 6 марта Тимофей - Весновей 9 марта обретение 10 марта — Тарасий Кумошник 12 марта — Прокоп Перезилишй 13 марта — Василии Теплый 14 Марта — Евдокия Весновка 15 марта— Федот Ветронос 17 марта— Герасим Грачевник 18 марта —Конон Огородник 22 марта — Сорок мучеников 25 марта — Феофан Проломи Наст 29 марта — Саввин 30 марта — Алексей Теплый |
Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
1 марта Мариамна Праведная, Маремьяна Кикимора
Странное, казалось бы, название дано в народном календаре
первому дню весны. Хотя то, что покровительницей его является святая
праведница Мариамна, наверняка понятно каждому, ну а Маремьяна Кикимора,
не беспокойтесь, никакого отношения к ней не имеет. Просто, согласно
бытующему в народе мнению, она в этот день просыпалась, справляя на
радостях свои Кикиморовы именины, чем страшно досаждала хозяевам дома, в
котором проживала без всякого на то согласия домочадцев. Впрочем, если
уж очень холодным и неприветливым оказывался первый весенний день,
Кикимора позволяла себе подремать еще недельку-другую. На это время мы
ее и оставим, поговорив о главных и куда как более приятных героях
славянской мифологии.
В средней полосе России, а тем более в Сибири и на Дальнем Востоке
первый мартовский день, казалось бы, не должен отличаться от последнего
февральского. Но ведь недаром о нем говорят: «Вздел Ярило зиму на вилы».
И хочется верить, что в это время солнце действительно светит особенно
ярко и празднично, будто радуется встрече обаятельного славянского бога
удали и страсти Ярилы с сестрицей своей, богиней весны Живой.
Кратким было их первое свидание. Перекинувшись несколькими словами,
отправлялись сестра с братом в свои небесные чертоги отдохнуть от
дальней дороги и сил набраться.
Жива возвращалась, когда зеленели поля и пашни, расцветали луга и
сады, когда птицы — верные ее спутницы— приветствовали каждое утро
нового дня веселым ликующим пением. Именно в это время можно было и саму
Живу встретить и молоденьких ее подружек Живиц. Легкими облаками реяли
они над землей, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она под ними
еще краше и наряднее становилась.
Была у Живы и старшая сестрица— Кострома. Славяне считали ее
богиней плодородия и называли «матерью колосьев». Век Костромы был
недолог — от начала посевных работ и до того времени, когда рожь начнет
колоситься.
Провожали Кострому всем миром, выпекая ритуальный каравай и сжигая
соломенное чучело, с обрядовым оплакиванием и искусно разыгранной
скорбью. После чего устраивали веселый праздник с песнями, хороводами и
далеко не всегда пристойными, на наш просвещенный взгляд, игрищами. Этот
ритуал, по мнению далеких наших предков, должен был обеспечить земле
вечное процветание и плодородие.
Подобное праздничное действо очень напоминало Масленичные гуляния.
Только на Масленицу зиму провожали, а Костроме зима лишь присниться
могла, она ведь с теплом на землю приходила. А кроме того, у Костромы
помощник был, звали которого ласково и чуть снисходительно—
Костробунькой. Да он и не обижался, потому что, согласно поверью, хоть
невысок и нескладен был, зато расторопен и участлив. А что касаемо игр и
забав, то тут Костробуньке равных не находилось. Всех, бывало,
перепляшет и перепоет озорной славянский радетель пахотных полей.
Но весенние разгульные праздники впереди. А пока на продрогшей
земле плотно, будто на веки вечные, залег снег, иногда лишь сердито
крякая и нервно поводя плечами, обожженными Яриловыми лучами.
|