Вверх 1 марта Мариамна Праведная 2 марта — Федор Тирон 5 марта — Лев Катанский 6 марта Тимофей - Весновей 9 марта обретение 10 марта — Тарасий Кумошник 12 марта — Прокоп Перезилишй 13 марта — Василии Теплый 14 Марта — Евдокия Весновка 15 марта— Федот Ветронос 17 марта— Герасим Грачевник 18 марта —Конон Огородник 22 марта — Сорок мучеников 25 марта — Феофан Проломи Наст 29 марта — Саввин 30 марта — Алексей Теплый |
Содержание :
"Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
В этот день Православная церковь поминает
Сорок
Мучеников Севастийских, пострадавших за веру Христову. Предание
свидетельствует, что все они были воинами, отличались силою и храбростью
и приняли мученическую смерть за христианские свои убеждения в Севастии
Армянской при императоре Лицинии (IV век). Их поставили раздетыми в
покрытое льдом озеро, а, чтобы страдания воинов были еще тяжелее, на
берегу озера для соблазна была построена теплая баня. Один из
горемычных, не выдержав пытки, попытался было до нее добраться, да не
добежал, умер.
Ночью свет озарил мучеников, пали на их головы 39 венцов, а вода в
озере чудесным образом согрелась. Пораженный мужеством и стойкостью
воинов, один из стражников, Аглай, уверовал во Христа и, сойдя в воду,
присоединился к страдальцам. На следующее утро оставшимся в живых
разбили молотами голени, тела сожгли, а кости в озеро бросили.
Сердобольный русский народ, почитая погибших в страданиях воинов
севастийских (Сороков), в их честь и в память о подвиге, ими
совершенном, возвел в Москве сорок сороков церквей.
А в народе этот мартовский день связывали с приходом весны,
прилетом певчих птиц и в их числе жаворонков. Считались они чистыми
Божьими птицами, потому что, согласно народному поверью, вместе с
ласточками вынимали колючие тернии из тела Христа, распятого на кресте.
Говорят, на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в
мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало
землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий,
приветствуя весну ликующим пением.
Впрочем, некоторые считали, что вовсе не в мышиной норе жаворонки
зиму пережидают, а высоко в поднебесье, уютно пристроившись на руках у
ангелов, которые их нежили и ласкали. А приходила весенняя пора,
вспарывала первая молния небесный полог, и вылетали из него жаворонки,
возвращаясь к людям и неся на своих маленьких крылышках солнечную теплую
погоду.
Радовались прилету звонких пичуг и стар и млад, ведь следом за
жаворонками не только тепло по земле разливалось, но и сорок птиц
домой возвращались. К их прилету готовили кормушки и скворечники,
вырезали из дерева забавные птичьи фигурки, выпекали из теста
жаворонков, голубков, ласточек, запекали сладкие колобки. «Сороки
святые, колобаны золотые,»— говорили в народе. А настоящим гимном весне
можно было считать обрядовый пирог «Лира с жаворонками».
Не было дома, в котором хозяйка не пыталась такие птичьи фигурки
испечь, каких никто еще не видывал. Им золотили крылышки и головки, их
украшали сухими ягодами, маком и конопляными семечками. Самых красивых
пичуг посылали в подарок родным и близким, а остальных раздавали
деревенским ребятишкам, которые бегали по улицам, привязав «жаворонков»
к шесту и напевая: «Жаворонки, жаворонки, к нам прилетите, принесите нам
весну-красну. Зима надоела, весь хлеб поела.»
Затем «сладких птичек» крошили и раскидывали крошки на все четыре
стороны.
|