Содержание:
"Русская изба" иллюстрированная энциклопедия С-Пб, "Искусство-С-Пб"
Макс Фасмер
"Вологодчина: неизведанная давность" М.В. Суров., Вологда 2002 г.
"Русская изба" иллюстрированная энциклопедия С-Пб, "Искусство-С-Пб"
СТУПА С ПЕСТОМ. Приспособление для изготовления круп
из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные
для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см,
глубина — 50 см, диаметр — 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100
см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно
освобождается от оболочки и частично размельчается.
Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере
надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.
В народном сознании ступа с пестом имела мифологическую символику. Она
осмыслялась как соитие, соединение мужского и женского начала. До сих
пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а
нерасторопного застенчивого мужика — пестом. Это особенно ярко
проявлялось в шутках подгулявших на свадьбе гостей, в частушках
эротического содержания.
В связи с такой символикой ступа с пестом широко использовалась как
атрибут свадебного обряда. В некоторых русских деревнях сваха, прежде
чем войти в избу к девушке, трижды крутит вокруг себя в сенях ее ступу,
чтобы сватовство было удачным. В южнорусских губерниях в день венчания
женщины, налив воду в ступу, толкли ее пестом, имитируя половой акт,
который должен состояться между женихом и невестой. Распространены по
всей России.
СТУПКА С ПЕСТИКОМ. Приспособление для растирания и размельчения
различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака и т. п.
Выдалбливались из дерева, изготавливались из луженой меди, латуни.
Металлические ступки представляли собой невысокий сосуд, круглый в
поперечном сечении, плавно сужающийся к донцу. Деревянные ступки могли
повторять форму металлических или представлять собой невысокие широкие
чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. В
русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в
основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в
городах, а также в богатых семьях крестьян Русского Севера.
ступа I.
укр., блр. ступа, др.-русск. ступа, цслав. (XIV в.) болг. стъпа,
сербохорв. словен. чеш. stoupa, польск. stępa, в.-луж.,
н.-луж. stupa. || Праслав. заимств. из др.-герм. — ср.-нж.-нем.
stampe "трамбовка", англос. stampe ж., д.-в.-н. stampf; см. Мерингер,
WuS 1, 8 и сл., 19 и сл.; Герамб, WuS 12, 39 и сл.; Шрадер — Неринг 2,
80; Уленбек, AfslPh 15, 491; Кипарский 266; Mi. EW 324. Невероятно
предположение об исконнослав. происхождении, вопреки Зубатому (Wurzeln
17), Младенову (616), Преобр. (II, 408).
СТУПА (санскр ., букв. - куча земли,
камней), буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии;
надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы
(канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные,
квадратные, ступенчатые и др.
"Вологодчина: неизведанная давность" М.В. Суров., Вологда 2002 г.
При толчении льна в некоторых районах
дополнительно использовали ступу,— долбленую колоду из ствола
березы или осины
и деревянный пест с железной обивкой на конце.
Встречались также и двойные ступы, с одного конца служившие для толчения
проса, а с другого — для толчения льна. Использовали ступу и для мытья
(толчения) холста. Подобные долбленые ступы имелись в каждом
крестьянском доме.
В славянской традиции ступа с пестом наделялись ярко выраженной
эротической символикой Они осмыслялись как соитие, соединение мужского
(пест) и женского (ступа) начала, отсюда — широкое использование их в
свадебной обрядности. Молодую заставляли толочь
воду в ступе до тех пор, пока она не выплещет всей воды,
испытывая тем самым ее характер. В некоторых местах ступу во время
свадьбы рядили в женский наряд, а пест — в
мужской. В последний день свадьбы родителей новобрачных «венчали» вокруг
ступы. Известен обряд, при котором сваха,
прежде чем войти в избу к девушке, трижды
крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы
сватовство было удачным, приговаривая при этом: «Как не упрямится ступа,
так бы не упрямилась девица!»12.
Активно использовалась ступа и в народной медицине. Считалось, что в ней
можно истолочь болезнь, «перетолочь» больное животное на здоровое,
заморить под ней лихорадку. В Новгородской губернии «толкут в ступе
пестом снятую с больного ребенка рубашку»13.
В русских народных сказках Баба Яга летает «в
ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу
разметает». В северно-русской сказке человек валится на
землю и превращается в
камень от удара пестом
Бабы Яги. В некоторых местах детей пугали
Железной бабой, говоря им, что она хватает детей, которые «ходят одни по
полям и огородам, бросает их в свою железную ступу, толчет и ест»14.
В русских народных загадках ступа с пестом также имеют эротическую
окраску:
Маланья толста, Сухой Матвей Привязался к ней — Не отвяжется15.
Еще чаше ступа упоминается в русских народных пословицах и поговорках:
«Ее и в ступе не утолчешь» (упряма), «Его толочь заставь, так он в
ступке дно прошибет» (дурак), «Не ест ступа толокна, а мир кормит»,
«Дурака, хоть в ступе толки», «Его ведьма в
ступе высидела» и т. д.
12 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. М., 1995.— С. 22.
13 Торэн М. Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996.— С.
402.
14 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., ЭллисЛак. 1995.—
С. 306—307.
15 Русский эротический фольклор. М. Ладомир. 1995.— С. 414—415.
|
Ступа (c 3-мя ручками, березовая
с корой) XIX века № У/001 H=84 см. D=31
см. из коллекции музея.
Фрагмент (Ступа с корой)
фрагмент
Фрагмент
Ступа № У/002 Н=76, D=34 из
коллекции музея конец XIX начало XX
века.
Фрагмент
Ступка № У/003 конец XIX начало
XX века H=30, D=15, из
коллекции музея
Ступка № У/003
Фото "Очищение зерна в ступе" Воронежская
губ.,Задонский у. 1908г. из книги "Русская изба"
рис. из книги "Русская изба".
|