Содержание:
"Русский
народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
15 августа — Степан Сеновал
Обычно к этому времени заканчивали сенокос, но если на
полях отрастала отава — «второе сено»,— то и им не брезговали: «И отава
к сену прибавка», а придется туго, так «отава— осеннее сено, летнее сено
прибережет».
Конечно, трудная, ответственная, но очень приятная пора — конец
лета. Заполняются крестьянские закрома плодами нового урожая, а значит,
будет чем зиму встретить да проводить. И не только себя и семью свою
порадовать, но и тех, кто рядом поселился, уважить. А сколько их, по
преданию предков наших, внимания требовали и не перечесть. Тут и
Домовой,
и Дворовой,
и Полевой,
и Житник, и
Подполяник, и
Банник, и
Гуменник, и, конечно,
Овинник.
Говорят, черный, лохматый, с горящими, как у кошки, глазами, весь
измазанный сажей сидел
Овинник в самом
дальнем углу подлаза и наблюдал: правильно ли крестьянин укладывает на
сушку снопы, соблюдает ли сроки, как и когда затапливает овин.
Овинника — самого вредного из домашних
духов — не любили, боялись, но, считая, что от него зависит сохранность
убранного урожая, старались различными способами ублажить. Была раньше
традиция приносить к овину пироги и петуха. У входа в овин петуху
отрубали голову, а пироги оставляли в любимом месте
Овинника — дальнем углу подлаза. Оказывая
почет и льстя «хозяину», крестьянин никогда не затапливал овин без его
разрешенья, а, закончив все работы, снимал шапку, кланялся в пояс и
благодарил «батюшку-овинника» за помощь,
«за службу верой и правдой».
Суеверные люди утверждали также, что
Овинник
очень не любил «ночлежников», а спавших в овине в одиночку мог даже
задавить. Зато к девушкам, которые приходили под Васильев вечер к овину
погадать, он относился благосклонно. Преодолевая страх перед зловредным
«хозяином», протягивали они по очереди руку в окошко и спрашивали: «Овинник-родимчик,
суждено ли мне по нынешнему году замуж идти?» И какую гладил он голой
ладонью — той предстояло жить в бедности, кого мохнатой — в достатке и
богатстве, а не прикоснется
овинник к
протянутой руке, значит, еще год суждено гадавшей в девках сидеть.
Однако до Васильева вечера еще осень пережить надо, а нам пора о
Степане Сеновале вспомнить. Говорят, был в этот день обычай поить
лошадей «через серебро», бросая в воду серебряную монетку.
Предполагалось, что лошади после этого добреют, приходят в милость у
домового и не боятся «дурного глаза». А денежку, в воду брошенную, надо
потом достать и непременно скрытно ото всех под яслями в конюшне
спрятать, чтобы и в следующем году можно было ею воспользоваться. Такая
монета заветная пуще глаза береглась, переходя по наследству от отца к
сыну.
А по погоде этого дня судили о предстоящей осени: «Каков Степан
Сеновал — таков и ноябрь». Ну а если кто-то прогнозом ближайших 2-3 дней
интересовался, надо было либо вверх посмотреть, либо под ноги взглянуть.
Например, перистые неподвижные облака, появляющиеся утром, считались
верным признаком хорошей погоды. А костяника, расправлявшая свои
листочки пушистой лапкой, ненастье предсказывала.
|