Содержание:
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика"
2001.
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия
холдинг" 2001 г.
"Древняя Русь в лицах боги, герои, люди" Б. Путилов - СПб, Азбука, 1999.
В. И. Даль Поверия суеверия и предрассудки русского народа. Москва ЭКСМО 2003
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства:
"АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
Гуменник, гумённый, гумённый хозяин — дух, обитающий на
гумне (гумно — площадка для молотьбы, а также сарай для сжатого хлеба)
или в ригах (рига — сарай для сушки снопов и молотьбы), прикрытых
бревенчатыми срубами с непротекающими крышами. Гуменника нередко
отождествляли с овинником; иногда его
смешивали и с домовым или
дворовым.
Согласно поверьям, гуменник оберегает хлеб от всякой напасти, беды
и нечисти; часто дает хороший примолот; подметает гумно, обмолачивает
снопы, веет зерно, обеспечивает необходимый для просушки зерна сквозняк
и т.п. Крестьяне верили, что если гуменник любит хозяев и доволен ими,
то таскает им «Бог весть откуда» хлеб, так что хозяева не только не
покупают хлеб в течение всей зимы и весны, но и сами еще продают лишний
хлеб.
Гуменник представлялся небольшим человечком с ярко горящими
глазами; нередко его также считали мохнатым существом с лапами. По
некоторым поверьям, он мог принимать облик кошки, барана, медведя и т.д.
Мохнатость гуменника соотносилась с достатком хозяина дома («Гуменник
мохнат — крестьянин богат»).
Как дух, связанный с хлебными злаками и с помещением, в котором
обрабатывают и хранят урожай, составляющий достаток семьи, залог ее
благополучия, гуменник весьма почитался крестьянами. Очевидно, некогда
ему приносили различные жертвы; так, в некоторых местах на Покров
Пресвятой Богородицы хозяева ставили на току ведро пива и оставляли его
там на несколько дней как жертву гуменнику.
По поверьям, гуменник, как «свой», домашний дух, может защитить
хозяев и все свои владения от нечистой силы. Однако он считался не
только добрым, благосклонным к людям духом и мог вредить хозяевам за то,
что те нарушили какие-то правила поведения. Так, гуменник, по поверьям,
наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой; он вообще не
любит ночных посетителей и может даже задавить человека, который
«ночлежничал» на гумне. Считалось также, что иногда гуменник вредит без
всякой причины: так, в ночь на
Аграфона-гуменника (4.IX) гуменник бегает по селам и деревням,
«дурит» и раскидывает по гумнам снопы; для того, чтобы уберечь гумно от
его проказ, люди в эту ночь стерегли свои гумна в вывернутых наизнанку
тулупах, с кочергами в руках.
Как и овинника, гуменного хозяина нередко призывали в гаданиях
(преимущественно девичьих). Так, девушки ходили на святки на гумно;
считалось, что если гуменник погладит гадающую голой лапой, то это «к
худу», к бедному жениху и т.д.; если же погладит шерстистой, мохнатой
лапой — это «к добру», к богатому жениху, семейному благополучию и т.д.
На Новый год ходили слушать на гумно, стараясь по звукам определить,
каков будет будущий год: «как хорошо будет жить, так метлой гребут, а
как нет, так разметают».
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство
"Азбука-классика" 2001.
ГУМЕННИК, ГУМЕННЫЙ ХОЗЯИН, ХОЗЯЙНУШКО ГУМЁННЫЙ, ГУМЕНЩИК,
ГУМЁННЫЙ — дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне.
«Как увидел отчаянный мужичек нелюдское лицо еретика, и зубы его,
взмолился он не своим голосом: „Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в
бедности, побратайся с поганым еретиком; за эту службу весь я твой,
душой и телом!"» (Арх.); «Овинны, баенны, гуменны, стройте царю мост!» (Онеж.)\
«Собирается хозяин хлеб молотить, скромно метет овин и курит в нем
ладаном для умилостивления хозяинушка гуменного» {Арх.).
Гуменный (как и овинный, рижный) — один
из духов крестьянских хозяйственных построек, в которых сушат, молотят,
хранят снопы,, хлеб.
«По народным представлениям, на гумне живет гуменник, дух двора,
которого часто отождествляют с овинником. Русские Лужского уезда
Петербургской губернии 14 октября (Покров
Пресвятой Богородицы) ставят на току ведро пива и оставляют его там
на несколько дней; можно рассматривать это как жертву гуменнику»
<Зеленин, 1991>.
Иногда гуменный отождествляется и с домовым, но, по-видимому, это
самостоятельный персонаж. Он связан и с хлебными злаками, соломой,
растительностью, и с помещением, в котором обрабатывается, хранится
урожай, составляющий достаток семьи, залог ее благополучного будущего.
Сведения о гуменнике немногочисленны. На севере России его представляли
человеком с ярко горящими глазами. Он может явиться в виде барана
(Смол.). Гуменник может быть мохнат, с лапами, и его мохнатость
соотнесена с достатком крестьян: «Гуменник мохнат — крестьянин богат».
Как и овинник, рижный, гуменный хозяин участвует в святочных гаданиях:
он должен погладить гадающих на гумне. Если он погладит голой лапой, то
это «к худу», шерстистой — «к добру». «На Новый год на гумне ходили
слушать: как хорошо будет жить, так метлой гребут, а как нет, так
разметают. Только надо очертиться» (Лен.). В одном из рассказов гуменник
защищает мужика от покойника-еретика (Арх.).
Крестьяне Архангельской губернии верили, что гуменник «мужику, дружному
с ним, заправляет, Бог весть откуда, хлеб, так что мужик в течение зимы
и весны, не прибегая к купле, сам еще продает лишний хлеб на базарах»;
кроме того, считали, что гуменник «не любит ночлежников», поэтому в
овине старались не спать, «чтобы не задавил гуменник».
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль
"Академия холдинг" 2001 г.
ГУМЕННИК — дух-хранитель гумна, вариант
домового-берегини. Если гуменник дружит с хозяином, то и гумно и зерно
содержит в порядке. И зерна в этом гумне столько, что его хватает и
хозяевам на весь год, да еще и на продажу полным-полно остается. Как
хорошему хозяину не помочь!
«Однажды ночью погнался за мужиком покойник. Пустился мужик бежать
что есть силы, да только чувствует, что покойник его догоняет. Заскочил
в первую попавшуюся дверь, запер ее, огляделся — да он же на свое гумно
попал. А тут и покойник подоспел, ломится в дверь, грызет ее, только
щепки летят. Вот-вот дыру проделает.
— Дядя Гуменник, помоги, спаси! — взмолился мужик.
Тут покойник в овин ворвался. Только видит мужик, что кто-то
невидимый его схватил и давай мотать и вертеть по-всякому. А тут вскоре
и петух пропел, и покойник неподвижно растянулся на земле».
Не любит гуменник, чтобы его ночами беспокоили, ночевали на гумне,
особенно какие-либо чужие люди (представление, связанное с заботой о
предотвращении опасности пожара, в результате которого можно было
лишиться хлеба).
"Древняя Русь в лицах боги, герои, люди" Б. Путилов - СПб, Азбука, 1999.
Овинник мог быть и «хозяином» гумна, но наряду с ним, по
славянским верованиям, существовал и специальный «дух» — гуменник. Он
следил за порядком на гумне, подметал ток, насылал сквозняки, нужные для
веяния зерна, наблюдал за тем, чтобы провевае-мое зерно хорошо
отделялось от мякины.
Севернорусский овин — обиталище овинника
В. И. Даль Поверия суеверия и предрассудки русского народа. Москва ЭКСМО 2003
На тех же деревенских задворках, а в некоторых случаях
вблизи к избам и подручным приспешням торчат безобразные, своеобразного
вида бревенчатые строения — овины. Словно какие чудовища с разинутой
черной пастью, готовою проглотить человека целиком и без следа,
обсгупают'они со всех сторон порядок приземистых жилых изб, возвышаясь
над ними целою головою.
В сумерки, а особенно ночью, при легком просвете на утренних зорях
овины в особенности обманчивы своим неуклюжим видом, обещая нечто
необычное из этой темной пропасти, называемой садилом, куда принимают
снопы хлеба для сушки на колосниках над глубокой ямой, мрак которой еще
гуще и зловещее. Там, где огонь в этих «подлазах» разводится не в курной
печи, а прямо на деле, задымленные и почернелые в уголь овины в самом
деле являют из себя (как подсказывает загадка) «лютого волчища, выхвачен
бочище, не дышит, а пышет». Так как без огня овин не высушишь, а сухи
снопы, что порох, то суждено овинам гореть. И горят овины сплошь и
рядом, везде и каждую осень. Кому же и приписать эти несчастья,
сопровождающиеся зачастую тем, что огонь пепелит гумно со всем хлебным
старым запасом и новым сбором. Кого же завинить в труднопоправимом горе,
как не злого духа, и притом совершенно особенного.
Вот он и сидит в нижней части строений, где разводят теплиц, к днем
пекут деревенские ребята картошку,— сидит в самом углу подлаза днем и
ночью. Увидеть его можно лишь во время Светлой заутрени Христова дня:
глаза горят калеными угольями, как у котов, и сам похож на огромного
кота величиной с дворовую собаку, весь черный и лохматый.
Умеет брехать по-собачьи и, когда удается ему
напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего. Сидеть
под садилом (в ямине, отчего чаще зовут его «подовинником») указано ему
для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за
временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать
этого под большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и на Покров.
Тогда, как известно, все овины бывают «именинниками» и, по старинным
деревенским законам, должны отдыхать (с первого Спаса их готовят).
Топить овины в заветные дни гуменник не позволяет: на добрый случай
попихнет у костра в бок так, что едва соберешь дыхание; на худой конец
разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину
заняться и сгореть. Не позволяет также сушить хлеба во время сильных
ветров и безжалостно больно за это наказывает.
Гуменник, хотя и считается домовым духом, но самый злой изо всех:
его трудно ублажить-усмирить, если он рассердится и в сердцах залютует.
Тогда на овин рукой махни: ни кресты по всем углам, ни молитвы с обносом
иконы Богоматери Неопалимой Купины не помогут, и хоть шубу выворачивай
мехом наружу и стереги гумна с кочергой в руках на Агафона-гуменника (22
августа).
Ходят слухи, что в иных местах (например, в Костромской губернии)
удается задабривать в его именинные дни. Приносят пирог и петуха: петуху
на пороге отрубают голову, кровью кропят по всем углам, а пирог
оставляют в подлазе. Однако сведущие люди этим приемам "е доверяет и
рассказы принимают за сказки.
В Брянских лесных местах (в Орловской губернии) рассказывают такой
случай с бабой, захотевшей в Чистый понедельник в риге лен трепать для
пряжи. Только что успела она войти, как кто-то затопал, что лошадь, и
захохотал так, что волоса на голове встали дыбом. Товарка этой со страху
кинулась бежать, а смелая продолжала трепать лен столь долго, что
домашние начали беспокоиться ее продолжительным отсутствием.
Пошли искать и не нашли: как в воду канула. Настала пора мять
пеньку; пришла вся семья, и видят на гребне чью-то висячую кожу. Начали
вглядываться и перепугались: вся кожа цела, и можно было различить на
ней и лицо, и волосы, и следы ножных и ручных пальцев.
В Смоленщине (около Юхнова) вздумал мужик сушить овин на Михайлов
день. Гуменник за такое кощунство вынес его из подлаза, на его глазах
подложил под каждый угол головешки с огнем и столь застращал виновного,
что он за один год поседел, как лунь. В вологодских краях гуменника
настолько боятся, что не осмеливаются топить и чистить овин в одиночку:
всегда ходят вдвоем или втроем.
Из Калужской губернии (Мещовского уезда) получились такие вести:
Лет 40—50 тому назад одного силача Валуя овинник
согнул в дугу на всю жизнь за то, что он топил овин не в указанный день
и сам сидел около ямы32. Пришел этот
невидимка-сторож в виде человека и начал совать Валуя в овинную печку,
да не мог изжарить силача, а только помял его и согнул. Самого
овинника схватил мужик в охапку и закинул в
огонь. Не прошло это ему даром: выместила злобная нечисть все на сыне
Валуя — тоже ражем детине и силаче, и тоже затопившем овин под великий
праздник: гуменник поджег овин и спалил малого. Нашли его забитым под
стену, и все руки в ссадинах — знать, отбивался
кулаками.
На кулаках же ведут свои расчеты и все эти духи, когда случается,
что они между собою не поладят. Вот что пишут из
Белозерского уезда (Новгородской губернии).
К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит:
— Укрой меня к ночи — пусти ночевать.
— Вишь, у самого какая теснота. Ступай в баню: сегодня топили.
— Ну, вот и спасибо, я там и переночую.
На другое утро вернулся чужак из бани и рассказывает: «Лег я на
полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужик, ровно бы подовинник, и
говорит:
— Эй, хозяин. На беседу к себе меня звал, а сам пущаешь
ночлежников: я вот его задушу.
Поднялась той порой половица, и вышел сам
банник.
— Я его пустил, так я его и защищаю. Не тронь.
И начали они бороться. Боролись долго, а все не могут одолеть друг
друга. Вдруг банник крикнул:
— Сыми крест да хлещи его.
Поднялся я кое-как, стал хлестать — оба они и пропали».
Угождения и почет гуменник так же любит, как все нечистые родичи.
Догадливые и опытные не иначе начинают топить овин, как попросив у
хозяина позволения. А вологжане (Кадниковского уезда) сохраняют еще
такой обычай: после того как мужик сбросит с последнего овина последний
сноп и перед тем как уходить домой, обращается он к овину лицом, снимает
с головы шапку и с низким поклоном говорит: «Спасибо, батюшка
овинник, послужил ты нынешней осенью верой и
правдой».
Не отказывает овинник и тем девицам в
своей помощи предсказанием судьбы, когда самые смелые из них дерзают
мимо бань ходить гадать к нему на гумно. Та, которой досталась очередь
гадать первой, поднимает на голову платье (как и в банях) и становится
задом к окну сушила:
— Овинник-родимчик, суждено, что ли, в
мае в нонешнем году замуж идти?
А гадают об этом всегда на Васильев вечер (в канун Нового года).
Время его, им любимое и заговоренное,— полночь, между вторыми и третьими
петухами (по привычному деревенскому счету времени).
Погладит овинник голой рукой — девушка
будет жить замужем бедно, погладит мохнатой — богато жить. Иные в садило
суют руку, а по тому и судят, что если никто не тронет — в девках
сидеть; голой рукой погладит — за бедным быть, мохнатой — за богатым и
т. п.
Сергей Максимов «Нечистая сила»
Сноски:
32 На
Феклу-заревницу (зарево от
овинных огней) происходят обыкновенно замолотки (начинают молотить по
углам с огнем); это первый именинный овин, на Покров — вторые именины.
|