14 Октября
Восход - 7.58
Заход - 18.32
Долгота - 10.34
Оглавление:
Энциклопедия
русских примет
Православный народный
календарь
Древняя Русь в лицах
Быт русского народа
Краткая
энциклопедия славянской мифологии
Энциклопедия символов, знаков и эмблем
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
Энциклопедия русских примет
ПОКРОВ(14 ОКТЯБРЯ)
Покров — первое зазимье.
На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима.
С какого краю на Покров ветер подует, оттуда начнутся морозы.
Если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна.
Откуда в Покров ветер, оттуда начнутся морозы.
Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера — к
холодной; при переменном ветре быть зиме непостоянной.
Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — к легкому году, а не
чисто — к строгой зиме.
Покров землю покроет где листом, где снежком.
На Покров земля снегом укрывается, морозом одевается.
Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (8
ноября) будет непременно то же.
Если в Покров голо, то и в Екатерину (7 декабря) голо. От первого снега
до санного пути шесть недель.
Отлет журавлей до Покрова — на раннюю, холодную зиму.
Белка до Покрова чисто вылиняла — зима будет хорошая.
С Покрова следует на зиму конопатить избы, приговаривая: "Батюшка
Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина — добром!"
Захвати тепла до Покрова!
Если на Покров истопят печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло.
Между Покровом и родительской субботой (8 ноября)
зима не становится.
Идет последний сбор груздей и рыжиков.
Православный народный
календарь
Покров Пресвятой Богородицы
В этот день Православная Церковь празднует великий праздник Покрова
Пресвятой Богородицы. Для Руси память о том, как Богородица простерла
свой покров над Константинополем в минуту грозной опасности, имела
глубокий смысл, так как считалось, что над Русью тоже простерт покров
Богородицы.
• Покров — первое зазимье.
• Каков Покров, такова и зима.
• Если последние журавли отлетают до 14 октября — к ранней зиме.
• Если к Покрову дуб и береза полностью сбрасывают листья, значит, зима
будет теплой.
• До Покрова — осень, за Покровом — зима идет.
• Покров землю покроет — где листом, а где и снежком.
• Коли белка к Покрову чиста (вылиняла) — зима будет хороша.
• Последние журавли улетают на Покров.
• Захвати тепла до Покрова: не ухватишь до Покрова — изба будет не
такова.
• Батюшка Покров не натопит хату без дров.
• На Покров ветер с востока — к холодной зиме.
• Накануне Покрова женщины сжигают летние постели от недоброго глаза.
• Ребятишек обливают водою сквозь решето на пороге хаты, чтобы не
простужались.
• На Покров скотину закармливают пожинальником — последним снопом
нынешней жатвы. С Покрова скотину держат дома.
Родившимся в этот день следует носить
алмаз.
Древняя Русь в лицах
Покров Пресвятой Богородицы отмечали 1 октября (по
новому стилю — 14). Праздник этот был чисто русским, хотя и отражает
событие, которое якобы произошло в далекой Греции в 911 году. На
Царьград тогда напали полчища сарацин, и осажденным оставалось лишь
уповать на помощь свыше. Во время всенощной во Влахернском храме
Андрею Юродивому явилось чудесное видение:
в воздухе будто воспарила Богородица, она помолилась за осажденных и
развернула над ними свой широкий шарф — покров. Эпизод этот неоднократно
был воспроизведен на русских иконах. Богородица на них возвышалась перед
алтарем с поднятыми руками, ангелы держали над ее головой покров яркого
цвета, другие ангелы и святители стояли по сторонам, а
Андрей Юродивый с апостолами и мучениками —
внизу.
Мотив «покрова» на русской почве был осмыслен как заступничество
Богородицы вообще за всех попавших в беду, помощь и спасение всем
несчастным и страждущим. С самого начала христианства на Руси в народе
распространились представления о Богородице-заступнице, печальнице. В
церковных хвалебных песнопениях-акафистах к ней обращались так: «Нет у
нас иной помощи и иного представительства на утешение — только Ты, Мати
всех скорбящих и обремененных»; «Будь нам заступница и ходотаица перед
престолом Всевышнего, где предстоишь; к кому же еще прибегнем, если не к
Тебе, Владычица, кому принесем слезы и воздыхание, если не Тебе,
Пресвятая Богородица; нет у нас иной помощи, нет иной надежды — разве
только на Тебя, Небесная царица!» Народные настроения находили поддержку
и в книжных памятниках. Знаменитый переводной апокриф (апокрифами
принято называть сочинения «неканонические», то есть не признававшиеся и
даже осуждавшиеся Церковью за различные отступления от единственно
верных «канонов», догматов христианского учения) «Хождение Богородицы по
мукам» рассказывает, как Богоматерь, сопровождаемая
архангелом Михаилом, спускается в ад и
становится свидетельницей мучений, которым подвергаются здесь грешники.
Сами мучения описаны подробно, во всем их ужасном многообразии — за
каждое преступление или нарушение полагались свои. Богородица вникает во
все обстоятельства прегрешений, расспрашивает архангела. Все, что она
видит, вызывает в ней сострадание и слезы, она и сама готова разделить
муки грешников и укоряет святителей и ангелов за равнодушие к ним. В
конце концов, не в силах выдержать зрелище ада, она обращается к Богу с
молитвенной просьбой пощадить мучающихся: «Да припадем пред невидимым
Отцом и не двинемся с места, пока не послушает нас Бог и не помилует
грешных». Спустившийся «с невидимого престола» Сын Божий подтверждает
справедливость адских наказаний, но соглашается на уступку: «За
милосердие Отца моего... и за молитвы Матери моей, как она плакала много
за вас... даю вам, мучающимся, день и ночь от
Великого четверга до Святой Пятидесятницы
(то есть около двух месяцев), имеете вы (грешники) покой». Та же идея
заступничества перед Богом составляет содержание центрального ряда
иконостаса — Деисуса (от греч. «моление», «прошение»): в центре — Спас
на престоле,
Покров Пресвятой Богородииы. Икона, XV -начало XVI в.
с Евангелием в левой руке, правой рукой благословляет; по сторонам —
стоящие лицом к нему фигуры великих деятелей христианства; левый ряд
всегда возглавляет Богородица. Облик ее исполнен достоинства и мольбы.
Согласно замыслу, Деисус изображает, как
представшие перед Богом святые, апостолы и архангелы молят Спасителя за
весь грешный род человеческий. И Дева Мария — первая просительница о
милосердии к людям.
В народе к Покрову относились по-хозяйски. Считалось, что Покров
отмечает переход от осени к зиме: «До Покрова — осень, за Покровом —
зима идет!» Хозяева начинали утеплять дома, конопатили избы, затапливали
печи («Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров»). В этот день
последние журавли улетали на юг (при более раннем отлете говорили: «Быть
холодной зиме»). В этот день первый снег, по приметам, покрывал землю.
Перед Покровом устраивали ребятам на пороге домов «душ» — обливали водой
через решето (тем самым хотели предохранить от зимних простуд). Скоту по
случаю приближения зимы скармливали специальный сноп овса —
«поджинальник», а также обрядовый сноп, чтоб не досаждала зимой
бескормица и вообще от всяких зимних бед. С этого дня скотину уже не
выгоняли на пастбище.
Быт русского
народа
БОЖЬЯ МАТЕРЬ И ПОКРОВ. ОКТ. 1
Суеверные поселяне говорят, что Божия Матерь засевает поля, а Покров
собирает плоды. Всем известно, что этот праздник бывает осенью, октября
1. С этого времени начинаются свадьбы между поселянами, почему девушки
прибегают к Покрову с молитвою о даровании им жениха.
Молодые девушки молятся в этот день с особым усердием и просят Матерь
Божию о ниспослании им женихов. Непременно каждая ставит свечу перед Ее
образом, и весь день проводят девушки в своем кругу. Если попадает к ним
случайно молодец, то замечают его движения и разговоры, по коим судят о
будущем. Для этого дня делают складчину и пируют как можно веселее,
говоря: «Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».
Краткая энциклопедия
славянской мифологии
ПОКРОВ — праздник явления Покрова Пресвятой
Богородицы (1/14.Х). Согласно легенде, произошло это событие в середине
X в., в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранились риза
Богоматери, ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из
Палестины в V в. В воскресный день, во время всенощного бдения, когда
храм был переполнен молящимися, Андрей, юродивый,
славянин по происхождению, в юности попавший в плен и проданный в
рабство местному жителю, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу,
увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву Марию, озаренную небесным светом
и окруженную ангелами и святыми; святой Иоанн
Креститель и св. апостол Иоанн Богослов
сопровождали ее. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами
молиться за христиан; закончив молитву, она сняла с головы покрывало,
распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов
видимых и
невидимых, и просила Иисуса Христа принять молитвы всех людей,
прибегающих к ее заступлению. Покров ее при этом блистал «паче лучей
солнечных». Затем Царица Небесная исчезла, и покрывало ее также
сделалось невидимым, по люди «долго еще ощущали благодать, осенившую
храм».
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII в.; праздник
же Покрова был установлен святым князем Андреем
Боголюбским около 1164 г.
На Руси праздник Покрова издавна считался временем свадеб; вероятно, это
было связано с тем, что к этому времени заканчивались все полевые работы
и определялся итог урожая. Покров воспринимался как покровитель свадеб,
и считалось даже, что если в этот день очень ветрено или выпадает снег,
то это предвещает «большой спрос на невест». А так как о свадьбах
заботились, в первую очередь, девушки, то Покров в народе считался также
и девичьим праздником. В этот день спозаранку каждая девушка-невеста
считала обязательным побывать в церкви и поставить свечку перед образом
Покрова Богородицы, причем повсюду считалось, что девушка, которая
первой поставит свечку, и замуж выйдет раньше всех. Кроме такой
умилостивительной свечи, перед образом читались и особые молитвы,
долженствующие ускорить брак: «Батюшка-Покров, мою голову покрой.
Матушка-Пятница Параскева, покрой меня поскорее!» Подобную же молитву
девушки в этот день читали, отходя ко сну: «Покров-праздничек, покрой
землю снежком, а мою голову венцом».
С Покрова во всей Великороссии, да и в других местах, начинались
«беседы» — девичьи посиделки, на которые заходили и парни. Кроме того, с
этого дня начинались покровские ярмарки. От Покрова начинали наниматься
на работу; срок при этом устанавливали: от Покрова до
Евдокии, до Егорья
или до Крещения.
Простое население с Покрова начинало подготовку к зиме. Вообще, среди
крестьян Покров считался «первым зазимьем» (началом зимы); к этому дню
обязательно чинили избы, а на Покров начинали их конопатить с
приговором: «Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром».
Начиная с Покрова, в жилых горницах топили печи, причем во многих местах
старались первый раз истопить печь яблоней (чтобы в доме всю зиму было
тепло), и затопить непременно с приговором: «Батюшка-Покров, натопи нашу
хату без дров». Иногда в этот день пекли блины, и это называлось
«запекать углы».
На Покров скот принято было «закармливать» на зиму, причем этот обычай
обставлялся весьма торжественно. Так, скотине скармливали особый сноп
овса, именуемый «пожилышком», т.е. последний сноп с последней полосы.
Такой сноп иногда вязался из тех колосьев, которые оставлялись «Илье на
бороду»; эту «бороду» дожинали непременно всей семьей, храня во время
работы ритуальное молчание. Из «бороды»
потом вязали отдельный сноп, который прославляли вовремя праздника
окончания жатвы, а затем ставили на лавку в переднем углу, где он и
стоял до Покрова. На Покров же его торжественно выносили на двор и
давали скотине с целью предохранить ее от зимней бескормицы и от всех
бед и напастей, связанных с суровым и тяжелым временем года.
Энциклопедия символов,
знаков и эмблем ПОКРОВ
«Передается только ошибка - не истина» и «Тот, кто хочет добраться до
ядра, должен разбить скорлупу», -эти две максимы акцентируют вопрос о
природе знания, которая символически представлена в образах вуали,
покрова или скорлупы. Вуаль, покров или скорлупа - это иные структуры.
«Разоблаченная Исида» -так назвала Е.П.Блаватская один из своих
фундаментальных трудов, посвященных этой проблеме. Проблема передачи
посвятительного знания решалась каждый раз по-иному. Одним из путей
передачи такого знания является устная трансмиссия «от учителя ученику»
и «из уст в уши». Это наиболее надежный, хотя и ограниченный метод,
зависящий от переменчивых условий и ситуаций. Другой способ, скорее
экстенсивный, нежели интенсивный, - создание кодированных текстов,
предполагающих у читателя наличие ключа.
Таковы Священные Писания Востока и Запада, ключи к которым в
значительной степени сегодня утеряны, и таковы апокрифические и
эзотерические тексты и карты посвященных, как древних так и нового
времени. Каббала и суфизм разработали идеи экзо-эзотерического симбиоза
(баланса), основанного на аллегорической экзегетике традиционных
текстов. Дионисий Ареопагит предложил два взаимодополняющих друг друга
подхода: катафатический и апофатический. Адвайта-Веданта в лице Шанкары
пошла по пути чистого и бескомпромиссного апофатизма. Буддизм выбрал
путь апофатики, трактуя в этом духе идеи шуньяты и дхарм, однако
проводил его не достаточно последовательно. Наконец, дзен-буддизм
разработал практическую методику применения учения вне традиционных
инструментов и технологий на чисто импровизационном уровне. На пути
истолкования каждый раз возникает опасность подмены лица или ядра вуалью
или скорлупой. Однако обнажение лица или скорлупы приводит к еще более
катастрофическим последствиям: к их мгновенному окостенению или взрыву
при взаимодействии с экзотерическим (профаническим) уровнем восприятия.
Об этом же говорит Абу Хураира: «Я бережно храню в моей памяти две
стороны учения, которое я получил от посланника Бога; я передаю одну из
них, но если бы я сообщил вторую, вы бы перерезали мне горло». Об этой
же проблеме рассказывают стихи, посвященные встрече Моисея с Аль-Хидром,
репрезентацией примордиальной мельхиседековской духовности в суре
«Пещера», и о том же - полученные Мухаммадом указания, связанные с его
дополнительными женами. Эту проблематику развивает Газали в своем
комментарии к хадису: «Тот, кто умирает, зная, что нет бога, кроме Бога,
вступает в рай». Ибн-Араби говорит, что здесь речь идет не о тех, «кто
верит» и не о тех, «кто провозглашает», а о тех, «кто знает». Он же
замечает, что Иблис (Сатана) знал, но извратил свое знание, возомнив
себя равным Богу.
Есть различие между сакральным содержанием и условным, относительным,
временным сосудом. Мусульмане говорят о первом как об Аллахе и о втором
как об Исламе (подстраивании, покорности, стремлении к Абсолюту), а
индуисты - как о Дхарме (законе).
В.А..А.Р.
14 октября — Покров — Зазимник, Свадебник
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы —
один из самых почитаемых на святой Руси. И, подобно многим другим
христианским торжествам, он был установлен в честь события многовековой
давности, произошедшего в Византии.
В воскресный день 14 октября 910 г. в Константинополе в церкви, где
хранилась риза
Богоматери, ее головной покров и часть пояса, во время всенощного
бдения, когда храм был переполнен молящимися, одному из них привиделась
идущая по воздуху в сопровождении ангелов Царица Небесная. Рядом с ней
шествовали святые, а среди них Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
Преклонив колена, Богоматерь начала молиться за христиан, а потом, сняв
с головы покров, распростерла его над находящимися в храме людьми, как
бы укрывая или защищая их от «врагов видимых и невидимых».
А надо сказать, как раз в это время шла кровопролитная война между
греками и сарацинами, которые осадили Константинополь и уже готовы были
праздновать победу. Явление Богоматери было воспринято молящимися как
счастливое знамение. И действительно, вскоре грекам удалось наконец
снять осаду Константинополя, разбить войска сарацинов и изгнать врагов
за пределы своего государства.
На Руси это событие издавна связывали с идеей всеобщего
заступничества Царицы Небесной перед Спасителем. Поэтому слово «покров»
трактовали и как покрывало, и как покровительство, приписывая
многочисленные победы русского воинства именно покровительству,
исходящему от образов Богоматери.
Первые храмы, возведенные на русской земле в память о чудесном
явлении Царицы Небесной перед народом, появились уже в XII веке. А самым
известным из них до сих пор считается непревзойденный по своим
архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г.
стараниями святого князя Андрея Боголюбского. Его заботам обязаны мы и
установлению на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Да и в народном календаре Покров— дата знаменательная. Не раз
удивлял в этот день людей октябрь-грязник обилием выпавшего снега
и крепким морозцем. Бывало, еще накануне праздника серым киселем
расползались дороги, перепаханные под зиму поля напоминали болота, а
ночью вдруг начинал валить с небес решительный снежок, к утру на целый
вершок покрывая чистым белым пологом уставшую от сырости землю. Недаром
до сих пор живут в народе пословицы и поговорки: «Покров землю кроет то
листком, то снежком», «На Покров до обеда осень, а после обеда — зима»,
«Вот тебе и Покров, коли белые мухи на нос садятся».
По тому, какая случалась в этот день погода, судили о предстоящей
зиме: «Если на Покров ветер дует с севера или востока — зима будет
студеная, если с юга — теплая, с запада— снежная», «Коли на Покров ветры
с ветрами путаются, то и зиму надо ждать непостоянную», «Гол Покров (то
есть бесснежен), Дмитрий (8 ноября) тоже голым простоит», «Текло и
замерзло, с крыш сосульки свисают — осень протянется долго, а если крупа
падет (выпадет снег) — жди на неделю мороз».
Впрочем, иногда выдавалась на Покров теплая погода, да и потом
«провертывали теплые деньки, но реденько». Поэтому к празднику избы
старались утеплить, конопатя двери и окна, «приваливая» и без того,
казалось бы, надежные завалинки. Для этого стаскивали с конопляников
сутолоку (спутанную солому), наваливали ее плотно вдоль стен, захватывая
порой и часть окон, а сверху слегами или досками укрепляли. Нехитрая эта
затея помогала, не расходуя лишних дров, тепло в избах удерживать. Хотя
находились среди деревенских старожилов люди, не обременявшие себя
подобными хлопотами, а искренне считающие, что если на Покров протопить
печь яблоней, то всю зиму в тепле проведешь, ни о чем не заботясь.
Проверить столь смелое заключение можно было только зимой, а пока
по осенним законам проходила деревенская жизнь. На Покров, например,
полагалось скотину «закармливать», чтобы она зимой от бескормицы не
страдала. Поэтому в этот день, с утра пораньше, выносили во двор
«пожинальник» — особый, специально заготовленный ильинский сноп овса — и
торжественно скармливали его Буренкам, Зорькам и Ночкам, благодарно
мычащим в ответ на столь лестное для них обхождение.
Покровом завершался сельскохозяйственный год, и, «подводя итоги
урожаю», в некоторый российских губерниях разворачивались широкие,
шумные ярмарки. У деревенских мужиков после уборки хлеба работы
оставалось мало, поэтому они охотно шли в отходники, устанавливая сроки
найма от Покрова до Евдокии, Егория или Крещения.
О многих еще обрядах и обычаях, совершаемых на Покров, можно было
рассказать, но главным событием этого праздничного дня оставались
все-таки свадьбы. Готовились к ним всем миром, ждали с нетерпением, ведь
октябрь хоть и был месяцем ненастья, зато сулил семейное счастье. А если
игралась свадьба на Покров, да к тому же выпадал в этот день снег,
считалось, что крепким и благополучным будет союз, заключенный в этот
день между двумя любящими сердцами.
Но не всем улыбалось счастье, поэтому девушки, не сумевшие на
Покров сыграть своей свадьбы, торопились в церковь, чтобы первыми успеть
поставить праздничную свечу, гарантирующую, если верить слухам, скорое
замужество. Только вслушайтесь, сколько надежды и горячего желания
заключали в себе слова их бесхитростной молитвы: «Батюшка Покров, покрой
землю седу и меня молоду, покрой воду ледком, а меня — платком».
Конечно, не о получении обновки пеклись красавицы, просто платок в те
времена был своеобразным символом замужества. А кто в молодые годы не
стремился к самостоятельной «взрослой» жизни, стараясь побыстрее
освободиться из-под опеки родителей.
По тому, как горела свеча, можно было о своей дальнейшей судьбе
загадывать. Ровное, невысокое пламя сулило жизнь тихую, безмятежную, без
особенных осложнений, но и без неожиданных радостей. Пламя яркое, слегка
мигающее говорило о доле переменчивой, в которой и счастью и волнениям
было место. Если свеча горела очень ярко, да к тому же громко
потрескивала, ее обладательнице предстояла жизнь веселая, бурная, полная
чудесных приключений и необыкновенных событий.
Пока одни лишь мечтали о супружестве, другие, захмелев от
морозного, снежного Покровского утра, мчались в свадебных поездах
навстречу своей счастливой судьбе.
Говорят, кто первым из молодоженов вставал во время венчания на
обрядовый коврик, тот в семье и верховодил. После венчания следовало
другой дорогой домой возвращаться, а молодым строго-настрого запрещалось
в главные ворота проходить. Они либо в заднюю калиточку протискивались,
либо через забор во двор перелезали. Старшая в семье жениха или невесты
женщина перед приходом из церкви молодой четы прятала под порогом
незапертые замки, и, как только молодые заходили в дом, замки запирала,
а ключ в колодец выбрасывала, чтобы брак нерушимым был и муж с женой
никогда не расстались, а жили долго и счастливо.
Если на Покров (14 октября) истопят печь яблоневыми дровами, то в доме
всю зиму будет тепло.
Слово на Покров Пресвятой Богородицы.
День первый (14 октября)
|