Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
4 сентября— Агафон Огуменник
Есть в народном календаре дни, сами по себе ничем
особенно не примечательные. К ним, наверное, и Агафона можно было
отнести, если бы не беспокойная ночь, ему предшествующая. А как,
скажите, не тревожиться, когда лешие,
побросав вверенные им лесные угодья, начинали вдруг буквально атаковать
близлежащие деревеньки, приводя в замешательство и ярость все местное
население.
Многие столь бесцеремонный лихой налет связывали с желанием
леших «над соломкой потешиться».
Знают, мол, лесные хозяева, что скоро их зима в снежные избы загонит,
вот и бесчинствуют напоследок, раскидывая снопы по гумнам, рассыпая
зерно и пуская по ветру солому. Но люди, в таких вопросах сведующие,
знали, что не бедовый характер заставляет леших по деревням колобродить,
а любовь, вернее, полное ее отсутствие.
Конечно, была у каждого уважающего себя
Лешака и семья, и родня
многочисленная, но никто из них ни добротой, ни красотой, ни статью не
отличался. Все как на подбор корявы да завистливы, а Лешачиха среди них
первая. Рядом с ней самая неопрятная и вздорная деревенская баба писаной
красавицей смотрелась. А Леший
хоть и не настоящим мужиком считался, но желание пожить «по-человечески»
даже в нем, пусть раз в году, а просыпалось.
Говорят, были случаи, когда, несмотря на строгие кордоны из
деревенских мужиков, вооруженных вилами и захватами, в тулупах,
вывернутых наизнанку, и заветными ладанками на шеях, пробивались Лешаки
в деревню. А там, уже не таясь, мчались они по улицам, хватали первых
подвернувшихся под руку девок и тащили их в свои лесные хоромы, чтоб
затемно еще успеть и свадьбу сыграть, и с молодой женой натешиться.
Считалось, что от подобных «браков» появлялись на свет дети, хоть и не
вполне пригожие, но все же не столь уродливые, как прижитые Лешим с
законной супругой.
Лешачихи к подобным «изменам» драгоценных своих муженьков
относились довольно снисходительно. Но иногда то ли не выдерживало
такого отношения к себе их «ретивое», то ли желая супруга ублажить,
приходили лешаковы жены в деревни, чтобы своих крикливых, уродливых
лешачат обменять на не успевшего принять обряд крещения новорожденного
младенца.
Но о Обменышах мы вам позже поподробнее расскажем. А сейчас пора с днем
Агафона Огуменника попрощаться. Кажется, на этот раз пронесло: и гумна
стоят нетронутыми, и девок по деревням никто в эту ночь не потревожил.
Отсиделись болезные за крепкими засовами и надежными дверями.
Память
святых мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия, Акиндина, Севириана и
прочих с ними |