1 Августа — Макрида 2 Августа Ильин день 4 августа — Мария Магдалина. Громовой день 5 августа — Трофим Бессонник 6 августа — Борис и Глеб 7 Августа — Анна Зимоуказательница 9 августа — Пантелеймон Кочанный 10 августа — Прохор и Пармена 11 августа — Калинник, Калинов день 12 августа — Сила и Силуян 14 августа — первый Спac медовый 15 августа — Степан Сеновал 17 августа — Авдотья 18 августа — Евстигней Житник 19 августа — второй Спас. Преображение 20 августа — Марины, Пимены 21 АВГУСТА — Мирон-ветрогон 23 августа — Лаврентий 24 ABГУCTA — Евпл 27 августа — Михей Тиховей 28 августа — Успение |
Месяц
август
Слово август — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии.
Коренные, славянские названия сего месяца были другие. Наши предки
называли его:
зарев, малоруссы, поляки, чехи и словаки: серпень,
сорабы: женчъ, жнейска, прашник, яцменски,
карниольцы: велик серпен,
венды: осемник (осьмой), госпожник,
кроаты: великомешняк, кимовец,
иллирийцы: коловоц. — Народное название: зорничник. В
старой русской жизни август был шестым месяцем, с XV века денадцатым. С
1700 года он считается восьмым.
Замечание старых людей в августе месяце
Наши поселяне об августе сохранили в поговорках свои
наблюдения: Батюшка август крушит, да после тешит. — У мужика в августе
три заботы: и косить, и пахать, и сеять. — Кому работа, а нашим бабам и
в августе праздник. — Овсы да льны в августе смотри.
1. Наблюдения.
Наши поселяне говорят: Во что Маккавеи, во то и розговины. — С
первого Спаса и росы хороши. — Олень обмакивает лапу в воду.
С этого дня в селах зачинают защипывать горох, выезжают пахать под озимы,
заламывают в ульях соты, отделывают овины, очищают гумны.
Поселяне уверены, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Если
пчельник не заломает сота, то они говорят, что соседние пчелы вытаскают
весь мед.
Неизвестно откуда зашло к нашим поселянам странное понятие о розах.
Они думают, что, когда перестают цвесть розы, тогда происходит перемена
и в росах. Общее мнение их, что с 1 августа выступают росы хорошие и
безвредные, — известно повсюду. Перенесение роз в русскую землю
последовало в царствование Алексея Михайловича. Следовательно, это
поверье нестарое. На этот день бывают народные гулянья. В Москве
сходятся гулять под Симоновым; в Туле бывает собрание на Поповом болоте,
за городом.
2. Поверье.
Многие поселяне поят в сей день лошадей чрез серебро. Искупавши
лошадей, они проводят их к студенцам, бросают в воду мелкую серебряную
монету и потом поят лошадей из шапки, где также лежит монета. Поселяне
думают, что от этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза,
приходят в милость у домового. Серебряную монету берут из шапки и
кладут, скрытно от всех, в конюшню под яслями. Такая монета в старину
часто переходила от отца к сыну.
3. Приметы.
Поселяне замечают, что если в сей день будет ветер с юга и появятся
вихри, то ожидают зимою больших снегов. Отчаянные люди выходят на
перекрестки допрашивать вихрь о зиме. Для сего они заранее запасаются
ножом и петухом. Выходя на перекресток, они сторожат вихрь. Едва он
появится, отважный втыкает в самый вихрь нож и, в то же время, держит за
голову петуха. После сего допрашивается вихрь. Люди, испытавшие это на
самом деле, уверяют, что вихрь им сказывал всю правду. Заметим одно: все
такие рассказы основаны на преданиях. Подробности таких подвигов будут
изложены в русской демонологии.
4. Сеногнойки.
По замечанию сибиряков, с этого дня начинают идти дожди,
вредные для сена. Эти дожди называют сеногнойками.
5. Жнивы.
Рачительные домоводы из наших поселян находят
нужным заклинать жнивы. Это, говорят они, будто нужно для того, чтобы
нечистая сила не поселилась на жнивах и не выжила с пажитей скот. Для
сего они, раннею зарею, выходят на жнивы с маслом конопляным. Обращаясь
на восток, говорят: «Мать сыра-земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от
приворота, оборота и лихого дела». Проговоривши, выливают на землю
масло. Потом, обращаясь на запад, говорят: «Мать сыра-земля! Поглоти ты
нечистую силу в бездны кипучия, в смолу горючую». После сего выливают
масло на землю. Обращаясь на юг, говорят: «Мать сыра-земля! Утоли ты все
ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со мятелью». И здесь
опять выливается масло. Обращаясь на запад, говорят: «Мать сыра-земля!
Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со мятелями». Здесь
бросают сткляницу на землю. Есть люди, которые уверяют вас, что такое
дело необходимо должно исполнять всякое лето. Многие из робости не
решаются на такой подвиг, несмотря на свое непреодолимое желание.
6. Наблюдения.
Во всей Великой Руси с этого дня начинают есть плоды и фрукты.
Люди, имевшие сады, в старину принашивали в храмы плоды для освящения.
Здесь они, из рук священника, раздавались всем прихожанам. Кроме того,
наши предки поставляли себе в обязанность наделять всех бедных плодами,
а больным посыпать в дом. Неисполнившие сего старого обычая почитались
людьми недостойными общения. Об них говаривали наши старики: «А не
дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он стараго и сираго, не уделил им от
своего богачества малаго добра, не призрил своим добром хвораго и
беднаго». К сожалению, должно заметить здесь, что заморские новизны
вытесняют этот старый обычай. Со слезами смотрят старики на равнодушие
молодых людей.
Во многих местах на этот день бывают народные гулянья. В Москве гулянье
бывает у Нового Спаса, в Туле за городом, в селе у Спаса на Рогожни.
Поселяне наблюдают в этот день захождение солнца. Выходя
вечером на пригорки, они с песнями и плясками проводят время. Едва
начнет скрываться солнце на запад, они поют:
Солнышко, солнышко, подожди! –
Приехали господа бояре
Из Велика-де Новагорода
На Велик день пировать.
Уж и вы ли, господа бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещеного,
Для всей братии названой.
Строили господа бояре пир,
Строили бояре новгородские
Про весь крещеный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик званый пир;
Есть про вас мед, вино,
Есть про вас яства сахарные.
А и вам, крещеный мир,
Бьем челом и кланяемся.
10. Приметы.
В Тульской губернии поселяне на этот день примечают в полдень колебание
воды. Если реки, озера и болоты не волнуются ветром, лодки стоят
покойно, то ожидают, что осень будет тихая и зимой не будет метелей.
11. Поверье.
В Рязанской губернии, в селениях, расположенных на берегах рек Вожи и
Быстрицы, есть предание, что на могилках Перекольских бывает чудо
чудное, диво дивное. Там, на болоте Ермачковом, бывает свист, слышны
песни. Кто свистит, кто поет — никто не ведает. Из болота выбегает на
могилки белая лошадь. Эта белая лошадь обегает все могилки,
прислушивается к земле, раскапывает землю и жалобно плачет над
покойниками. Зачем она бегает, что слушает, о чем плачет, никто не
знает, не ведает. Ночью над могилками появляются огни и перебегают на
болото. А эти огни не то, что в городах бывают на свечах, а в деревнях
на лучине; нет, эти огни горят по-своему, светят иначе. Как загорят они,
так видно каждую могилку, а как засветят, то видно, что и на дне болота
лежит, да уж так видно, что в избе лавка. Пытались добрые люди поймать
белого коня, дознать, кто свистит, кто поет, поймать огонь на могилках и
на болоте. Не тут-то было. Конь никому в руки не дается, от свисту и от
песней только глохнут, а про огонь и нечего говорить. Вестимо дело: кто
огонь пойма¬ет? Поселяне говорят, что здесь когда-то было побоище.
Сражались русские князья с татарами, бились не на живот, а на смерть.
Татары начали одолевать князей, как ни отсюдова, ни оттудова выезжает на
белом коне неведомый богатырь с своими сотнями. Бьет и колет татар,
направо и налево, и добил их чуть не всех. Тут подоспел окаянный Батый;
он убил богатыря, а белого коня загнал в болото. С тех пор белый конь
ищет своего богатыря; а его сотня удалая поет и свищет, авось отклинется
удалый богатырь.
15. Обычаи.
Во многих селениях Великой Руси, с проходом Оспожинок, празднуют
окончание жатвы. Этот праздник слывет у народа Успенщиною. Поселяне на
мирскую складку варят пиво, убивают барана, пекут пироги и сзывают
родных и соседей на пир пировать. Наши старые бояре угощали на этот день
своих крестьян и праздновали с ними окончание жатвы. Поселянки выходят в
поле, обвязывают последней соломой все серпы, потом катаются по жнитве,
приговаривая: «Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на пест, на колотило, да
на молотило и на криво веротионо». После сего последний сноп, именинный,
наряжают в сарафан и кокошник, и с песнями несут на гостиный двор. Здесь
их бояре встречают и угощают обедом и вином. Сноп во весь обед стоит на
столе. В Юхновском уезде Смоленской губернии, к именинному снопу
приделывают руки, на кичку надевают белую насовку. Именинный сноп две
бабы несут на руках на господский двор, а другие бабы вокруг их поют и
пляшут. Приходя на двор, одна из баб выходит с веником и сечет сноп с
припевами. Мужчины в старое время прихаживали от всего мира с караваем
на барский двор ударить боярину челом на новой новине. Боярин угощал
челобитчиков и всему миру крещеному посылал подарки. В Гродненской
губернии, по Украине, Подолии и Больший, с сжатием последнего снопа,
сплетали с песнями венок и клали на голову почетной девице. После сего
все отправлялись на боярский двор ударить челом своему боярину. Девица
на дворе вручала боярину венок, а боярин, принимая венок, целовал девицу
и угощал поселян. Так в старину праздновали на руси Дожинки. Все это
было воочию и быльем поросло. Старина, старина! Как была ты мила нашим
предкам, и как мы, их потомки, успели скоро променять тебя на заморские
причуды!
С 15 августа начинаются осенние хороводы в городах и селах. В селах с
этого дня в старину начиналось молодое бабье лето и продолжалось до 29
августа, до Ивана
постного.
16. Посевы.
Степные поселяне посев озимого хлеба начинают за три дня до Успеньева
дня и продолжают еще три дня после. Все это зависело от погоды и скорой
уборки. Были времена, говорят старики, что в старину наши отцы
отсевались к Преображению, а к Успению весь хлеб стоял на гумне. Пред
посевом, вся семья приносила усердные моления ко Господу, женщины
провожали мужей с хлебом и солью, на телегу клали три снопа, а на них в
мешках укладывали рожь. На поле встречали засевалыцика ребята с
грешневой кашей. После отсевания, пирог и каша съедались всей семьей.
Досевки в старину отправлялись целым миром и в складчину. В городах с
этого дня начинаются великоденские гулянья. В Туле сходбище бывает на
кладбище, за оружейной стороной.
18. Приметы.
В старину к этому дню оканчивали поселяне посев. О ленивых они
говаривали: Кто сеет рожь на Флоров день, у того родятся флорки. В
Костромской губернии говорят: С Флорова дня засиживают ретивые, а с
Семена ленивые.
Наши поселяне этот день празднуют с своими лошадками. Купают их в реке,
для корма дают овса, гривы убирают лентами, приводят к церкви, где,
после молебна, кропят их св. водой.
В степных губерниях с этого дня начинаются помочи, работы,
предпринимаемые крещеным миром в пользу вдов и сирот. Наш народ говорит:
на вдовий двор хоть щепку брось. На таких сходках косят сено, сжинают
хлеб, удобряют поля, рубят дрова, молотят снопы. Все эти работы имеют
свои названия: полотушки, потрепушки, супрядки, назъмы, дровяницы,
сеновницы. Помочи у зажиточных людей сопровождаются угощениями. Для
рабочих тогда выставляются на дворе столы с хлебом-солью, пирогами, или
калачами, кадки с брагой, сулейки с вином. Такое угощение продолжается
во все время работы.
19: Наблюдения.
Поселяне степных мест наблюдают в это время течение ветра. Если дует
ветер с юга, тогда они говорят: Пошли овсы на спех. — Батюшка юг пустил
ветер на овес.
В Москве на этот день бывает народное гулянье под Донским монастырем; в
Туле веселятся у Николы за валом.
22. Поверье.
В Тульской губернии поселяне выходят ночью осматривать снопы и караулить
их от потехи лешего. Они уверены, что в эту ночь леший выходит на луга и
гумны потешиться над соломкой. Потехи лешего заключаются в раскидывании
снопов с одного гумна на другое, или в развязывании их. Если хозяин
караулит свое гумно, то будто леший тогда не смеет подойти к загороди.
Поселяне, сбираясь в ночную, надевают тулуп навыворот, голову обвязывают
полотенцем, для обороны берут кочергу. Приходя на гумно, они кочергою
обводят круг и садятся в него. С этими предосторожностями никакой леший
не смеет подойти к полю и гумну.
24. Наблюдения.
Поселяне замечают в этот день: если поспела брусника, то и овес созрел.
Другие говорят, что на этот день льны лупятся. По их наблюдениям: лен
две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит. В
Сибири появляются с этого дня первые морозы. Об осенних морозах там
говорят: морозы лупенские, покровские, екатерининские, михайловские.
26. Овсяницы.
С этого дня начинают косить овес. Поселяне, в первый день покоса,
скосивши пук овса, вяжут сноп, несут его с песнями на боярский двор, или
в свои избы. Сноп ставят в большой кут, под образа, в сутки. Хозяин с
своими работниками садится за стол. Здесь хозяйка начинает угощать их
деженем — толокном, замешанным на кислом молоке, или на воде с медом,
потом овсяными блинами. Гости, вставая из-за стола, благодарят хозяев:
За сладкий дежен и за сытые блины, спасибо, хозяин с хозяюшкой! В
старину угощение на боярском дворе за овсяный сноп состояло мужикам из
деженя и браги, а бабам из грешневой каши. Во все время овсяного покоса,
за паужиною — полдником, поселяне лакомятся
толокном.
В Москве на этот день бывает народное гулянье у Сретенского монастыря; в
Туле веселятся у Георгия на Ржавцах.
28. Скирдницы.
С этого дня степные поселяне начинают убирать сжатый хлеб в скирды. Там
из 13 снопов складываются прежде на поле: хрестцы, из хрестцов делают
одонья и копны, из копен и одоней уже убирают скирды. В северных
губерниях вместо хрестцов делают суслоны, из озимого хлеба в 13, из
ярового в 6 снопов. В других местах вместо скирдов делают городки. Эти
городки складываются в три больших стены, а четвертая вполовину; или
треугольником в три стены, или длинною полосою с углами. Число снопов в
одоньях и копнах соразмеряется местными обычаями.
29. Наблюдения.
В Тульской губернии поселяне наблюдают полет птиц. Если журавли
летят на Киев, к югу, тогда говорят: Скоро наступят холода. Вообще, все
наблюдения о птицах они сохранили в поговорках: Лебедь летит к снегу, а
гусь к дождю. — Лебедь несет на носу снег. ~ Ласточка день начинает, а
соловей вечер оканчивает. — Сколько раз бухало (филин) будет бухать, по
столько кадей хлеба будет молотить с овина. — Одна ласточка весны не
делает. — Петух не человек, а свое все скажет и баб научит. — Чай,
примечай, куда чайки летят. — Прилетела бы чайка, а то будет весна. —
Видна птица, что журавль, коли летит на юг. — У журавля та и дорога, что
на теплые воды лететь.
Богатый месяц август— всего вдосталь.
Недаром говорят: «Август-гу-старъ, густоед, разносол». Только успевай
заготовки делать и наполнять кладовые. Но постепенно спадает летнее
тепло: позже занимается рассвет, раньше смеркается, ночи становятся
холодными, стынет в реках и озерах вода. Все чаще поднимается в небо
птичья молодежь, делает пробные облеты перед дальней дорогой. Потому и
называют август месяцем птичьих стай. А наши предки в старину называли
его зарев, серпень, жнивень, госпожник, зорничник. Свое современное
название месяц получил в честь римского императора Августа, внучатого
племянника великого Юлия Цезаря. Почему Август выбрал именно этот месяц?
Возможно потому, что он следует за июлем, а, возможно, настроение
императора было так же непостоянно, как погода в августе: «В августе до
обеда лето, после обеда —осень», <<В августе всего в запасе: и дождь, и
ведро, и сыропогодье», «В августе всему час: держи рукавички про запас»,
«Август придет, свои порядки заведет». Были и приметы: «Если в августе
днем солнце парит, а ночь была холодная — значит, погода сохранится
теплая», «Паутина в августе ложится на растения — к теплой погоде»,
«Если в августе поспевший овес вторично зазеленеет — к ненастной осени»,
«Если дуб в августе желудями богат —к урожаю хлеба», «Если в августе
—октябре лошадь на пастбище не задерживается и шерсть на ней лежит
гладко — к суровой зиме», «В августе солнце греет, а вода холодеет».
|