Содержание:
"Русский
народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
14 августа — первый Спac медовый
Первый Спас — первые проводы лета. Поспевает
брусника, отцветают
розы, падают холодные
росы, а раннее утро может и легким морозцем
прихватить: «Пришел Спас—держи рукавички про запас».
Народные обычаи, связанные с этим днем, так тесно переплетаются с
христианскими установлениями, что их уже трудно отделить друг от друга.
Посудите сами.
14 августа Православная Церковь отмечает сразу несколько памятных дат.
Одна из них — праздник Происхождение (изнесение)
древ Креста Господня, с помощью которого в глубокой древности «отвращали
болезни», вынося его из царской сокровищницы и освящая им дороги и
улицы. В этот день, согласно церковной традиции, совершается обряд
малого освящения воды и
меда нового сбора.
Кроме того, 14 августа праздник Всемилостивого
Спаса и Пресвятой Богородицы, который
отмечается в честь победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими
булгарами в 1164 г. По преданию, благоверный князь, взяв в поход
чудотворную икону Владимирской Божьей Матери
и Честный Крест Христов, перед сражением усердно молился, прося защиты и
покровительства Владычицы, которые и были ему дарованы. В этот же день,
благодаря помощи свыше, была одержана не менее славная победа греческим
императором Мануилом над сарацинами.
А еще 14 августа считается днем памяти
семи
ветхозаветных мучеников Маккавеев, который в народе отмечают как
праздник уходящего лета «Макавей»,
ориентируясь скорее на звуковое сходство этих двух слов, нежели
задумываясь над первоначальным их смыслом. Навряд ли, выпекая
разнообразные «мачни-ки и маканцы» — постные пироги, рулеты и пряники с
маком, кто-то вспоминает о подвиге семи ветхозаветных мучеников,
пострадавших за веру свою. Да и хороводы, во время которых девушки
осыпают юношей маком и, щекоча их,
приговаривают: «Маки, маки, маковицы, золотые Головины», скорее
напоминают обряды языческие, нежели христианские.
Впрочем, в некоторых областях России первый Спас еще и «Спасом на
воде» называют в честь малого водосвятия. Согласно обычаю, в этот день
освящают новые колодцы, чистят старые, совершают крестный ход на
естественные водоемы и родники. Потом купаются сами и моют скот, чтобы
смыть грехи и защититься от болезней. А на следующий день никто уже,
кроме «малых ребят неразумных», в воду не лезет, так как считается она
для купания непригодной.
Да и что говорить, середина августа, лето к закату клонится.
Холодает, птицы уже не поют, а в стаи сбиваются, готовясь к отлету,
листья на деревьях желтеют, трава жухнет, а крестьян все больше осенние
хлопоты заботят: «Начинай на первый Спас заламывать
горох, пахать под озимы, отделывать овины».
А кроме того, «первый Спас — пчеле указ». Считается, что с этого дня
пчелы перестают носить взяток, и если не заломить вовремя сотов,
соседские пчелы весь
мед перетаскают. И
именно в это время строгие блюстители народных обычаев и религиозных
обрядов позволяют себе в первый раз за все лето
медку попробовать. Да и то после освящения его в церкви, где в
этот день благословляется его употребление в пищу, а потому первый Спас
еще и медовым называют.
Страдание святых ветхозаветных мучеников
Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных
с ними |