Содержание:
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства:
"АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
"Славянская магия и ведовство" Леонард Малевин, Павел Гросс, Изд. дом "РИПОЛ
КЛАССИК" Москва 2002
"Энциклопедия русских примет" "ЭКСМО - Пресс" 2000
"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995
"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"
"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
Б. А. УСПЕНСКИЙ филологические разыскания в области славянских
древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского) Издательство Московского университета 1982
Энциклопедия Брокгауза и
Ефрона
М. Фасмер
"Этимологический словарь русского языка"
В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
ГОРОХ — растение, используемое в
обрядовой практике. Считалось, что горох (его зерна, стручки и ботва)
способствуют урожаю в поле, плодовитости скота и процветанию в
хозяйстве, поэтому, когда горох созревал, в северорусских селах
устраивали праздники чествования гороха («Горохов день» и т.п.),
совпадающие с праздником св. Спаса; в этот день в поле рвали горох и с
поздравлениями угощали друг друга.
У западных славян, украинцев и
белорусов горох был важнейшим блюдом на святки; с приготовленной из него
пищей совершались разнообразные магические действия. Так, у словаков
хозяин бросал по ложке гороха в каждый угол и на потолок со словами:
«Сто мер гороху, сто мер маку, сто мер пшеницы и сто мер ржи»; если к
стене прилипало много горошин, это предвещало урожайный год. За
рождественским ужином оставляли по ложке неразваренного гороха в углу и
под столом, чтобы весь год в семье водились деньги. У западных славян
специальное блюдо из набухшего и обжаренного гороха готовилось в Великий
пост; это кушанье, называемое «пучалка», употребляли в пищу во время
исполнения обряда потопления чучела Смерти. Само чучело часто делали из
гороховой соломы; участники обрядовых обходов на святки, масленицу,
пятую неделю Великого поста также рядились в гороховую солому.
Горох использовался в ритуалах,
связанных с браком и обеспечением деторождения. Горох в некоторых местах
был основным свадебным блюдом; участники свадьбы даже исполняли танец с
миской гороха в руках. Невесту обсыпали горохом и по застрявшим в платье
зернам гадали о количестве будущих детей. Молодых стегали гороховыми
плетями при входе в дом после венчания.
В народной поэзии горох также связывался с браком. Так, например, в
одной из веснянок, сопровождавших весенние игры, поется:
«Вийся горошок в три стручечки, Роди Боже в чотири,
Щоб тебе
черви не точили, Щоб наши парубки ся женили».
В поминальной обрядности горох
предназначался мертвым. Его раскидывали по углам или бросали за печь для
душ умерших; иногда говорили, что голодные души с плачем ходят по дому,
где забыли этот обычай. Горох, фасоль, бобы, сваренные в медовой сыте,
служили ритуальной пищей в поминальные дни. Во время еды отворяли окна и
двери, старший в семье обходил дом, глядел в сторону кладбища и призывал
родителей на угощение из гороха.
Горох использовался и во вредоносной магии. У восточных славян
считалось, что с помощью положенного в повозку стручка с девятью или
двенадцатью горошинами можно остановить лошадей; колдуны перебрасывали
через свадебный поезд стручок с двенадцатью горошинами, что превращало
участников свадьбы в стаю волков. Человек, съевший горох
натощак, приобретал способность сглазить кого-либо. Насылая болезнь,
закапывали горшок с горохом под дикой грушей в период убывания луны: у
человека будет столько чирьев, сколько горошин в горшке.
Горох использовали также для того, чтобы избавиться от кожных
заболеваний. Бородавки, лишаи, мозоли, рожу лечили, прикасаясь к
пораженным местам горошиной, после чего ее бросали в печь, в колодец.
Знающие хозяева советовали сеять горох в первые дни новолуния и
прибавляли еще, что ни в коем случае нельзя сеять его при ветре с
полуночи (с севера) — иначе горох будет редок. Во многих местах
старались не сеять гороха и при западном и юго-западном ветре, полагая,
что от этого горох родится мелок и червив.
Про горох, одно из любимых блюд деревенских едоков, в народе ходило
немало различных поговорок:
«Кабы на горох не мороз, он бы и тын
перерос!»; «Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, надуешься,
лопнешь!»; «Наш горох никому не ворог!»; «Завидна девка в доме да горох
в поле: кто ни пройдет, ущипнет!»; «Девку в доме да горох в поле не
уберечь!» Были и такие смешливые присловья: «И за морем горох не под печыо сеют!»; «Лежебок шилом горох хлебает, да и то отряхивает!»; «С
твоим умом только в горохе сидеть!», и т.п.
Вспоминая о чем-нибудь
стародавнем, говорили: «Это было тогда, когда царь Горох с грибами
воевал!» Бытовали в народе и такие изречения: «К тебе слово — что в
стену горох!»; «С ним говорить — горох в стену лепить!», и т.п.
Ходили про горох и различные загадки, например: «Малы малышки катали
катышки, сквозь землю прошли — синю матку нашли; синяя, синяя да и
вишневая!» Во многих местах бытовали и присловья-прибаутки типа: «Хороши
пирожки-гороховички, да я не едал, а от дедушки слыхал; а дедушка видал,
как мужик на рынке едал!», или: «Сею, сею бел горох: уродися, мой горох,
и крупен, и бел, и сам тридесят — старым бабам в потеху, молодым ребятам
на веселье!»
"Славянская магия и ведовство" Леонард Малевин, Павел Гросс, Изд. дом
"РИПОЛ КЛАССИК" Москва 2002
Горох посевной
Культивируется как пищевое растение.
В пищу употребляются семена, с лечебными целями — семена, трава, стебли,
листья, цветки. Семена собирают в июле — августе; траву — в июне — июле.
Семена гороха содержат белок, крахмал, жир, витамины группы В, витамин
С, каротин, соли калия, фосфора, марганца, холин, метионин и другие
вещества. Сильное мочегонное средство.
"Энциклопедия
русских примет" "ЭКСМО - Пресс" 2000
ГОРОХ
Горох да репа — животу не крепа!
Ласточки прилетели — время сеять горох. Горох сеять советуют накануне
Благовещенья. Ранний горох сей до Георгия (6 мая), поздний — после
Георгия.
С Ильина дня (2 августа) защипывают (собирают) горох.
Месячная звездная ночь на Новый год
обещает урожай гороха. Но если ночь будет безлунная и беззвездная, горох
и чечевица не уродятся, тогда их сеют мало, а то и вовсе не сеют.
Можно также ожидать отменный урожай гороха, если:
— снег зимой струистый и дорога
высокая;
— будет посеян именно в тот день
недели, когда выпал первый снег осенью;
— зоряно (ясно) на Новый год;
— курицы в Новый год все смотрят в
одну сторону;
— много звезд в Кутью (на Рождество,
7 января), на Васильеву ночь (на 14 января), на Богоявление (18 января),
в крещенскую ночь (на 19 января);
— в крещенский Сочельник ясный день;
— на Масленицу в субботу снег;
— весною можно пройти по насту и не
провалиться;
— зимние дороги долго не тают, а по
бокам видна уже земля;
— журавль прилетит еще при снеге;
— вода большая да берега моет;
— на осине в начале весны много
крупных серег. Будет урожай на горох, если на березах много серег.
Первую пригоршню высеваемого гороха непременно
нужно бросать против ветра, тогда такой горох будет хорошо
развариваться.
Если горох сеять при северном ветре, он будет жидок; при западном и
юго-западном — мелок и червив.
В день посева гороха нельзя его
есть, так как он будет от того червив.
Горох надо сеять на старом месяце
вечером, тогда будет хороший стручок.
Сей горох, когда цветет черемуха.
Много в стручках черных горошин — к
неблагополучному сбору плодов.
Много еловых шишек — много гороха.
"Энциклопедия
суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995
ГОРОХ
Если при лущении гороха тебе попадется стручок с девятью
горошинами, брось его через плечо, загадав желание, — и это желание
исполнится. (Повсеместно).
Однако с горохом связано еще одно девичье суеверие (может быть, оно живо
и до сих пор).
Девушка, которая лущит горох и находит заветный стручок с девятью
горошинами, должна положить его над кухонной дверью, и первый человек,
который войдет в эту дверь, станет ее мужем. Именно это поверье имеет в
виду Шекспир, когда говорит: "Я ухаживал не за девушкой, а за гороховым
стручком".
А вот обычай, некогда бытовавший в Камберленде. Если какой-нибудь
девушке изменял возлюбленный, соседские парни натирали эту девушку
гороховой ботвой. Зачем они это делали, неизвестно.
Горох является одним из основных компонентов русской традиционной
кухни. Блюда из гороха особенно часто готовились во время постов. От
урожая гороха во многом зависело питание крестьянской семьи во время
зимнего рождественского и долгого Великого постов.
Сев этой культуры нередко сопровождался произнесением заговоров.
Например, в Тульской губ.:
"Сею, сею бел горох; уродися, мой горох, и крупен,
и бел, и сам
тридесять, старым бабам — на потеху, молодым ребятам — на веселье" [1].
В день сева особенно внимательно следили за направлением
ветра, т. к. "если горох сеять при северном ветре, то он будет жидок;
при западном и юго-западном — мелок и червив" [2].
Будущий урожай определялся по ряду примет, например: "Если на
Рождество Христово и Богоявление не будут видимы на небе звезды, то, по
понятию простого народа, на этот год сеять гороха не нужно, по
предвестию плохого урожая; напротив того, если ночи звездные, то нужно"
[3].
В приведенных английских поверьях о горохе улавливается определенная
взаимосвязь с эротической тематикой. На русском материале она так же
проявляется в ряде пословиц: "Горох да девка — завидное дело. Мимо
гороху да мимо девки так не пройдешь. Девку в доме да горох в поле не
уберечь. Горох в поле, что девка в доме: кто ни пройдет, всяк щипнет"
[4]. В шуточных плясовых песнях:
"Была в поле, горох ела —
червячонка съела,
Уродился червячонок с руками,
с ногами,
Он с руками и с ногами,
с носом и глазами,
На тот год жива я буду —
горох есть не буду.
Она снова дождалася —
опять нажралася" [5].
А также в сказках, в частности, в мотиве беременности
героини от съеденной горошины.
В русской свадебной обрядности находим аналогию английскому "заветному
стручку с девятью горошинами". Колдун, желая испортить жениха (сделать
его неспособным "к совершению полового акта" в первую брачную ночь)
читал заговор "на стручок с девятью горошинами. Стручок этот, наводя
порчу, колдун убирал в щель между бревнами в клети своего дома" [6].
Точно так же для того, чтобы остановить свадебный поезд, колдуны "горох
со стручком, в котором было бы деветь зёрнышкоф, бросают в повозку и
говорят: "Деветь мер гороху, десятая невеста, добры лошади не с места"
"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"
ГОРОХ
Хороший знак — при лущении гороха найти стручок с
единственной горошиной или, наоборот, с большим их числом, чем обычно.
Еще лучше найти стручок с девятью безупречными горошинами, особенно если
это самый первый стручок. Если незамужняя девушка положит такой стручок
на перемычку наружной двери, первый мужчина, который после этого
пересечет порог, станет ее мужем; если же она при этом прошепчет имя
другой женщины в доме, то этот посетитель станет суженым последней.
В Северной Англии был обычай в пятое воскресенье Великого поста
есть вареный или жареный в сливочном масле зеленый горох. В
Нортумберленде в этот день гадали на свадьбу. Все присутствующие брали
из блюда с горохом по одной ложке по очереди, пока на нем не оставалось
лишь несколько горошин. Тогда их брали по одной. Мужчина или женщина, на
чей черед выпадет взять последнюю горошину, раньше всех из компании
вступит в брак. Другой способ узнать то же самое — положить среди
горошин фасолину и ждать, кто подхватит ее своей ложкой — он и будет
искомый счастливчик (или счастливица, конечно). Брэнд (27) повествует о
«стручковом ухаживании». Молодой человек выбирал стручок, растущий на
лозе, срывал его и смотрел, прилеплены ли горошины к перепонке стручка.
Если да, то его ухаживания будут приняты благосклонно, и он презентовал
стручок своей избраннице как памятку любви. По обеим сторонам
шотландской границы девушку, покинутую возлюбленным, парни из ее прихода
обтирали гороховой ботвой, и точно такое же ироническое утешение
доставляли деревенские девушки парню, чья зазноба ушла к другому. В
Дербишире еще совсем недавно с девушки, которую никто не поцеловал или
не навестил в Валентинов день, точно так же «стирали пыль» гороховой
ботвой, а за неимением таковой — просто
метлою.
В Корнуолле знали способ выведения бородавок: взять стручок с
девятью горошинами, потереть им бородавку и выбросить, сказав:
«Бородавка, бородавка, засохни». Другое очень старинное средство,
упоминаемое в «Естествознании» Плиния, — дотронуться до каждой бородавки
отдельной горошиной в первый день новолуния, завернуть горошины в
тряпочку и выбросить через спину. Плиний этого не утверждает, но надо
полагать, что тот, кто подберет тряпочку, получит и бородавки.
Современный бектингемширский вариант этого средства требует каждую
горошину завернуть в отдельную бумажку и закопать в землю. По мере того
как горошина сгниет, исчезнет и соответствующая ей бородавка.
"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999
Горох
Еще в детстве мы слышим выражения «шут гороховый»,
«чучело гороховое», «царь-горох» и «гороховый медведь». Сталкиваясь с
этими атрибутами гороха, мы не всегда проясняем их значение, которое у
многих остается на уровне бессознательного восприятия. Например, читая
сказку «Принцесса на горошине», поражаемся чувствительности нежной
принцессы, которая под перинами могла почувствовать одну единственную
горошину. Способность к первым символическим мироощущениям - это первые
неосознанные шаги, первые выходы к символическим истокам и первые победы
над реакциями темных клише. Вся обрядная атрибутика гороха окрашена,
несомненно, сексуально-сфинктерными темами. Горох в психоаналитическом
телесном смысле связан с анальным сфинктером.
Украинское выражение «скачите в горох» означало супружескую
неверность. У поляков мотив гороха -это отказ от сватания. Горох
употреблялся в ритуальных блюдах семейной обрядности как апотропей.
Вообще, горох у славян связан с темой лесного ореха. Горошина
ассоциируется с человеческими слезами и предстоящей бедой. Может быть
поэтому в старину в наказание ставили в угол коленями на сухой горох.
Выражение «шут гороховый» связано с тем, что у поляков, украинцев и
немцев ходили ряженые парни с головы до пояса обмотанные гороховой
соломой. Гороховый царь - символ тотального плодородия. Различные звуки
издавались при помощи глиняных трещеток, куда клалась сухая горошина или
из зеленого стручка вынимались горошинки и делались пищалки под
названием «уди-уди». Колдуны в деревнях часто использовали для
колдовских операций стручок с девятью горошинами - очень сильное
магическое средство. В этимологическом отношении корневая форма ГРХ
связана со словами «грохот», «гром», «гроза», которые являются символами
бога Перуна.
«Гороховое пальто» - так называли сыщиков в дореволюционной России,
потому что они носили одежду цвета гороха. В.К.
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
19 апреля — Евтихий
Ha Евтихия обычно об урожае гороха загадывали. Если день
тихим выдавался, а ночь звездной была, можно было не беспокоиться:
чем-чем, а горохом в хозяйстве все довольны останутся. Вот только
засиживаться на улице не стоило: «Не считай звезды, а гляди под ноги;
ничего не найдешь, так хоть не упадешь». Эта меткая поговорка жила в
народе еще со времен самого царя-Гороха, когда людишек была кроха. Был
этот легендарный правитель сказочным персонажем, воплощающим в своем
образе незапамятную старину.
Но и сам царь и сказочное его царство в Лету канули, а горох, что
ему сделается, он и сейчас зеленеет себе на полях и огородах, наливаясь
соками земными, малым детям на развлечение, хозяйкам на радость. А
отголоском старины незапамятной живут в народе приметы и обычаи, с ним
связанные.
Говорят, стручок с двенадцатью горошинами счастье и благополучие
приносит, а, если бросить его в повозку, можно лошадь на бегу
остановить. Рассыпать горох — к скорым слезам, есть вдвоем из одного
стручка — к ссоре. В доме, где по ночам бродят голодные плачущие души
(привидения), надо разбросать горох по углам или положить его в печь,
все сразу же успокоится. Лишаи, мозоли, бородавки исчезнут, если
прикоснуться к ним горошиной, а потом сжечь ее в печи.
Но даже если все, о чем мы вам сейчас рассказали, можно отнести к
разряду «бабушкиных сказок», у гороха все равно останется пусть одно, но
зато главное и очень важное качество — вкусен он, и вся недолга!
там-же
Впрочем, в некоторых областях России, словно памятуя о
пословице: «Сей бобы и горох, тогда и огурец будет неплох», этот день
считали именинами Иова Горошника, начиная сажать горох и приглашая на
свои огороды соседей: «Приходи работать на белые горохи, ведь они не
грибы, не посеешь — не взойдут». А «кто горох сеет — год от года
богатеет». «От гороха проку много. И кабы не прошлогодний мороз, он бы
тын перерос, до неба дорос и добро принес».
Кипела, спорилась работа под озорные шутки деревенских хозяек,
весело приговаривающих: «Сею, сею горох, уродится он и крупен, и бел, и
сам тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье».
«Горох да репа животам не крепа», «Горох да девка — завидное дело: кто
не пройдет — всяк щипнет». На Ильин день защипывают
горох
Б. А. УСПЕНСКИЙ филологические разыскания в области славянских
древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского) Издательство Московского университета 1982
...В этой же связи следует отметить соотнесенность
медведя с горохом, которая, имеет, по-видимому, праславянские корни
(Иванов и Топоров, 1965, с. 164) 151; в
частности, западнославянский “гороховый медведь”, изображаемый
человеком, одетым в гороховую солому или в мех (ср. отсюда выражения шут
гороховый, чучело гороховое и т. п.), способствует плодородию и
предвещает удачную свадьбу (Иванов и Топоров, 1965, с. 161; Фаминцын,
1889, с. 95—96; Богатырев, 1971, с. 39; Живанчевич, 1963, с. 53;
Штернберг, 1936, с. 391; ср. также: Романов, VIII, с. 111); горох, как
известно, вообще выступает как символ плодородия (ср.: Пропп, 1976, с.
210), и одновременно он может ассоциироваться с золотом, богатством,
размножением и т. п. 152. Знаменательно,
что с горохом явно соотносится и Никола: это проявляется в целом ряде
сельскохозяйственных примет и предписаний, связываемых с праздником как
зимнего, так и вешнего Николы (Добровольский, III, с. 20; Добровольский,
1914, с. 138, 486; Магницкий, 1888, с. 3, № 41—42; Ермолов, 1, с. 267).
Ср. образ Николы, сеющего горох, в волочебной песне:
Святы Микола, старая особа,
Горох сеиць, по полю ходзиць,
По полю ходзиць, житца глядзнць.
(Шейн, 1874, с. 89)
Обычай сеять горох около Николина дня следует сопоставить с
великорусским запретом есть свежий горох до Ильина дня (Зеленин, I, с.
139).
Примечания:
151 Ср. представление о том, что в
горохе сидит баба-яга (Афанасьев, III, с. 591), которое отвечает
отмеченной выше (§ II 1.5.2) близости бабы-яги, лешего и медведя. Точно
так же считают, что в горохе живут русалки, кикиморы и т. п. (Шейн, I,
1, с. 197; Зеленин, 1916, с. 147, 202; Яворский, 18976, с. 439— 440).
152 Ср. выражение «покушать горошку» в значении
«забеременеть» (Афанасьев, II, с. 490). Мотив чудесного рождения от
съеденной горошины в русских сказках (Афанасьев, 1957, № 133—134, 560)
следует сопоставить с мотивами зачатия от выпитой воды и от съеденного
пепла, о которых мы говорили выше (§ II 1.3.1.1): вода, пепел и горох
могут рассматриваться как атрибуты Волоса. Для связи гороха с золотом и
богатством показателен, в частности, белорусский обряд, совершаемый в
крещенский сочельник, когда хозяин дома, взяв в руки лукошко с горохом,
«обращается к семье с следующими словами: „Во время рождения Спасителя
три Короля приезжали и сыпали около новорожденного золото; а мы, за
неимением золота, сыплем одни другим горох". При этих словах он сыплет
на стол горох, а сидящие стараются ловить его. Думают, кто поймает
большое количество гороху, у того будет много овец. Кто в продолжение
трех лет ловил много гороху, тот уже приобрел даже счастливую
способность успешно разводить овец» (Крачковский, 1873, с. 174).
Вместе с тем, горох может соотноситься с поминальным обрядом и
вообще с царством мертвых: так у белорусов горох выступает как
ритуальное кушанье в поминальные дни (Шейн, III, с. 372, 374). Русская
сказка упоминает о гороховом стебле, выросшем до неба (Афанасьев, 1957,
№ 19, 20, 409, 420), в котором можно узнать образ мирового дерева.
Соотнесенность гороха с противником Громовержца, возможно, отразилась в
загадке: «Без рук, без ног на батог ползет — горох» (Садовников, 1959,
с. 156, № 1349). См. о колдовстве с помощью гороха: Афанасьев, II, с.
570, 759; Шейн, III, с. 346—347; Зеленин, 1914—1916, с. 224, 892, 1152;
Мансикка, 1912, с. 132.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Горох
(Pisum) — род растений из семейства бобовых. Однолетние
травы со слабыми лазящими стеблями; листья у них перистые и
заканчиваются ветвистыми усами, с помощью которых они и цепляются за
другие растения, тычинки и пр.; прилистники необыкновенно велики.
Родовым отличительным признаком в цветке служит трехребрый столбик с
желобком внизу и пучком волосков вверху. Сюда относятся только 2 вида.
Г. посевной (Р. sativum) — самый известный и распространенный. Семена
его (горошины) шаровидные или слегка сжатые, но не угловатые, цветы
почти всегда белые, хотя бывают розовые. Разводится с древнейших времен;
но египтянам, кажется, не был известен. О. Геер утверждает, что семена
его найдены им в свайных постройках бронзового и даже каменного века. В
Индии он разводился издревле. Происхождение Г. поэтому хотя и признается
восточным, но не с полною уверенностью. Породы его чрезвычайно
многочисленны. Другой вид, Г. полевой (Р. arvense), хотя и отличается
угловатыми семенами, но не считается многими авторами даже за особый
вид. Разводится в поле, на Западе, но гораздо реже предыдущего.
А. Б.
Горох очень богат белковыми веществами (20-26%). Гороховина —
солома и мякина Г. — весьма питательна для скота (в ней содержится 6,5%
сырого протеина и 34,0% безазотистых экстрактивных веществ) и составляет
около 66% по весу от общего урожая. Г. возделывается повсюду в России
[Преимущественно в Волынской, Подольской, Ковенской, Тамбовской,
Пензенской, Саратовской, Самарской и Вятской губ., хотя произрастает и в
северных, даже Архангельской. Средний ежегодный урожай в 50 губерниях за
7 лет (1883-1889 гг.) — 2803900 четвертей.], даже в Онежском у.
Архангельской губ., так как не боится весенних морозов; но гораздо
успешнее в средней полосе, где его средняя урожайность 5-7 четв. в
десятине, тогда как в степных губ. только 2-3 четв. Изобилие или
недостаток влаги одинаково неблагоприятны для его роста: в теплое и
влажное лето Г. сильно развивает стебли и листья в ущерб урожаю зерна.
Лучшие почвы для Г. суглинистые и суглинисто-песчаные, средней
влажности, содержащие известь, мергель и перегной. На очень плодородных
почвах, развиваясь вначале роскошно, Г. обыкновенно скоро полегает,
вообще на мало подходящих почвах разводится Г. в смеси с овсом,
кукурузой, картофелем, рапсом, конскими бобами и другими растениями. Г.,
как все бобовые растения, обогащает почву связанным азотом и потому не
выносит навозного удобрения, отчего и занимает в севообороте место
непосредственно после хлеба, картофеля или пара, и оставляет после себя
тоже хорошее поле для хлеба. Из минеральных удобрений полезны: известь,
мергель, хлористый калий и зола. Сорта Г. (более 250) различаются по
высоте стеблей, форме листьев, стручков и зерен, цвету зерен и их
величине и т. п. Низкорослые сорта Г., с мелкими стручьями и зернами,
как скороспелые, более пригодны для разведения на полях ("гороховищах"),
чем высокорослые, позднее созревающие и удобнее взращаемые в огородной
культуре. Это сорта обыкновенного посевного или полевого Г., назыв. по
времени созревания и цвету зерна: ранний зеленый — наиболее пригодный
для северных губ. и менее всего страдающий от насекомых; крупный зеленый
— созревающий 2 неделями позже; ранний желтый — ниже по вкусу и
созревает позже; белые крупный и мелкий — вызревающие позже ржи; новый
сорт "Виктория" — с крупными, розовато-белыми, вкусными зернами; желтый
восковой — очень урожайный и вкусный, и серый средний; но мелкий не
пригоден для разведения. Огородные или садовые сорты Г. подразделяются
на две группы: сахарный Г., с широкими, не кожистыми оболочками стручьев
— "лопаток", употребляемых всецело в пищу, и лущильный Г., зерна
которого только съедобны. Главнейшие сорта сахарного Г., с угловатыми
зернами: парниковые -де-Грас и парижский (высотою 4½ — 5 врш.); весьма
ранние — Бретона и князь Бисмарк; ранние — голландский, Вильморена
мозговой (единственный из этой группы с морщинистыми семенами), Гейнриха
и сорокадневный, и поздние — голландский, английский сабельный и
исполинский серый (до 5-6 фт. высоты). Лущильный Г. бывает двоякого
рода: а) с круглыми гладкими семенами, и б) мозговой, морщинистый, или
марро (marrow), отчасти с морщинистыми семенами, отчасти с гладкими, но
особенно крупными и нежными. Лучшие сорта первых: парниковые — белые
московский и кустовой и синий Мак-Лина; ранние — Бишопа, Dunet's first
early, белый майский скороспелый, длинностручный епископский, царский
зеленый (цветы и семена зеленые), зеленые экспресс и Лакстона супплантер,
эрфуртский фольгер, изумрудный и этампское чудо; средние — сюпрем
зеленый Лакстона, саксонский и белый казачий и поздние — белый Виктория
(самый высокий до 40 врш.), Ватерлоо и русский сорт — ростовский,
мелкостручковый и мелкосеменной. Из вторых: парниковые — зеленые чудо
Америки и шотландский первенец и белый драгоценный Суттона; ранние —
зеленые Abondance, Climax (Napoleon), Хорсфорда, жемчужный и Критерион;
средние — Стратеджем Картера, Nonpareil и Champion of England; поздние —
Imperial Wonder, Britsh Queen и белый Найта. Способность Г.
развариваться зависит не только от сорта, но и от качеств почвы:
изобилие извести и кали, а равно недостаток фосфорной кислоты
неблагоприятно на это влияют. Обработка почвы под Г. требуется глубокая
и наичаще ограничивается осенней вспашкой с заделкой высева плугом.
Семена, лежавшие 2-3 года, следует предпочесть свежим. Вообще семена
очень скоро вырождаются. Время высева семян в поле самое раннее, как
только оттает земля; способ посева — вразброс и рядовой, при расстоянии
между рядами 7-9 врш. Наиболее густой посев — около 9 мер на десятину —
в московской промышленной области, Белорусском полесье и прибалтийских и
привислянских губ.; в местности, ближайшей к этой полосе, — 8 мер; в
остальных губерниях 6-7 мер, кроме степных, где 3½—4 меры.
В огороде высевают Г. в разные сроки, для более продолжительного
пользования им в свежем виде. Посев — около фунта на 15-саженную грядку.
Если после сильных дождей на поверхности плотной почвы образуется кора,
то ее уничтожают в поле боронованием, если растеньица не свыше ½—¾ врш.,
а в огородах ручными граблями; при засорении же поля сорными травами —
"ломают посев" сохами и скоропашками. Уход за огородным Г. состоит в "перении"
его, или "тычинении", т. е. в постановке хвороста возле растений для
подпорки и обвивания, мотыжении между рядами и ощипывании верхушек при
сильном росте стебля и слабом цветении. Враги Г.: грибки — мучная роса (Erysiphe
communis и Oidium Grysiphoides), виковая переноспора (Perenospora Viciae)
и ржавчина (Uromyses appendiculatus и Gleosporium Pisi); насекомые,
повреждающие семена, — личинки жуков: гороховника, зерноеда или
горохового зерновика (Bruchus Pisi), причиняющие особенно большой вред в
южных губ., и долгоносика (Туchius quinquepunctatus), и гусеницы
Grapholita rebritana; стебли и листья повреждаются виковой тлей (Aphis
Viciae и Aph. Ulmаriае), жуком полосатым короткоусом (Sitones lineatus),
личинкой Phytomyza Pisi и гусеницами ночнянок: гороховой (Mamestra Pisi)
и почечуйной (M. Persicariae). Против тли советуют подсевать к Г.
табак-махорку, ¾ фунта семян на 8 мер Г. Уборка Г. начинается при
дозревании нижних стручков, когда на верхушках стеблей бывают еще цветы,
чтобы избежать высыпания семян. Выдернутые руками или скошенные стебли
после недолгой просушки в рядах складываются в небольшие кучи, которые
по временам разрыхляются вилами и затем молотятся цепами или на
молотилках. Кроме разведения на зерно, Г. сеют в смеси с овсом и яровою
рожью (5-6 пуд. с 8 пуд. на десятину) для получения зеленого корма или
сена. Эта смесь косится во время цветения Г. — 2) Г. называют и
некоторые другие растения — гороховники, — доставляющие стручковые
семена. Сюда относятся, кроме рода Рisum, еще Arachis, Astragalus,
Lathyrus, Lotus, Soya и Vicia: a) Г. воробьиный, журавлиный, кормовой,
мышиный (Vicia saliva); Г. голубиный (V. villosa); Г. гусиный, мыший,
мышиный (V. сrасса); Г. дикий, журавлиный, заборный, изгородный,
луговой, мышиный, полевой, стенной, бобовина [Бобовина или бобовняк —
общее название растений, имеющих стручья или бобы.] заборная (V. sepium)
и Г. мыший, или бобовина узколистная (V. angustifolia), см. Вика; б) Г.
гусиный, желтый, журавлиный, или чина луговая (Lathyrus pratensis); Г.
дикий, журавлиный, или чина лесная (L. sylvestris); Г. луговой, или чина
клубненосная (L. tuberosus); Г. клинчатый, немецкий, угластый,
угольчатый (L. sativus и L. cicera), см. Чина; в) Г. полевой (Pisum
arvense) и гирчак (Coronilla varia); г) Г. (горошек) заячий (Astragalus
glycyphyllus), Г. кошачий, или астрагал (Astr. creticus) и Г. кофейный,
или шведское кофе (Astr. baeticus); последний разводится для получения
зерен, употребляемых как суррогат в виде примеси к обыкновенному кофе
(см. также Астрагал); д) Г. земляной (Arachus hypogaea L.) — низкорослое
американское растение, у которого плодовые завязи, развиваясь на
удлиненных стеблях, опускаются в почву и там образуются стручки с двумя
маслянистыми крупными семенами весьма приятного вкуса; может быть
разводим в южных губерниях; е) Г. китайский масляный, соя (Soya hispida
Manch., Dolichos Soya L.), см. Соя; ж) Г. спаржевый (Lotus
tetragonolobus L.) — дико произрастает в Южной Европе и разводится в
цветниках благодаря красивым темно-пурпуровым цветам; цилиндрические
мясистые стручки съедобны в полузрелом виде, а спелые зерна служат
суррогатом кофе; маловажное огородное растение.
С.
М. Фасмер
"Этимологический словарь русского языка"
Слово:Гороґх Ближайшая этимология: Царь: При Цареґ Гороґхе "в
незапамятные времена". Неясно. Страницы: 1,444
Слово:Гороґх, Ближайшая этимология: Укр. Гороґх, болг. Граґх(ът),
сербохорв. гра? х, словен. gra°h, род. п. graґha, чеш. hraґch, слвц.
hrach, польск. groch, в.-луж. hroch, н.-луж. groch, полаб. gorch.
Дальнейшая этимология: Вероятно, родственно лит. gar«va° "Aegopodium
podagraria", сорная трава "сныть", gar~«as -- какая-то трава, лтш.
ga~rsa "Aegopodium podagraria", др.-инд. ghaґrs·ati "трет", ghr•s·t·aґs
"тертый", д.-в.-н. gers, нов.-в.-н. Giersch "Aegopodium podagraria". С
точки зрения знач. ср. лат. pisum "горох" от pinsere "толочь" и Зерноґ;
см. Фортунатов, AfslPh 4, 587; Педерсен, IF 5, 54; Бернекер 1, 331 и сл.;
Траутман, BSW 79 и сл.; М. -- Э. 1, 555, 619; Моргенстьерне 10.
Комментарии Трубачева: [См. еще Славский 1,346 и сл. -- Т.] Страницы:
1,444
В. И.
Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
горох м. известное повойное, стручковатое растение и плод или семя
его, Рisum. У нас более известны породы: горох простой или серый, г.
толстый, г. сахарный. Горох не жнут и не косят, а крючат. Перить,
оперять горох, утыкать хворостом. Горох да репа животу не крепа. Вор
горох: воду привел, а сам ушел! о похлебке. Кабы на горох не мороз, он
бы через тын перерос. Не смейся, горох, не лучше бобов! Не смейся,
горох, над нами (над бобами): будешь и ты под ногами. Не смейся (не
хвалися), горох, не лучше бобов: размокнешь, надуешься, лопнешь. Не
ботвися, горох: стручки ощиплем, а на китину мороз придет! Наш горох
никому не ворог, не тронь, не обижай его. Наш горох всякому ворог, всяк
его щиплет. Завидны девка в доме, да горох в поле: кто ни пройдет,
ущипнет. Горох да девка завидное дело. Мимо гороху да мимо девки так не
пройдешь. Девку в доме да горох в поле не уберечь. Горох в поле, что
девка в доме: кто ни пройдет, всяк щипнет. Горох да репа - завидное
дело: кто ни идет, урвет. Житье, что гороху при дороге: кто ни пройдет,
тот и скубнет. Сват, не сват, а в горох не лезь. И за морем горох не под
печью сеют. Шилом горох хлебает, да и то отряхивает. Гороховое чучело. С
твоим умом только в горохе сидеть, пугалом. Давно, когда царь горох с
грибами воевал. Жди Арсенья с дорогим горохом. Как в стену горох, не
льнет. Как горохом об стену. Ему говорить, что в стену горох лепить.
Рассыпался горох на четырнадцать дорог? люди из церкви. В первые дни
новолуния сей горох. При северяке гороху не сеют. Если горох сеять при
северном ветре, то он будет жидок: при западном и юго-западном - мелок и
червив. Малы малышки катали катышки, сквозь земли прошли, синю матку
нашли: синя, синя, да и вишневая? горох. | Горох журавлиный, воробьиный,
мышиный, кормовой, вика, Vicia sativa и др. виды; г. гусиный, Vicia
cracca, грабельки, вязель, горошек: г. желтый, Lathyrus, журавлиный и
пр.; г. луговой, Lathyrus tuberosus, земляные орешки; г. полевой,
Сoronilla, рябчик; горох кошачий, рогатая трава, Аstragalus; г. заячий,
А. glycyphyllos, петров крест; г. лататный, лядвенец, Lotus corniculatus.
| Горох, на мячковских приломах, аршинный пласт известняка, гороховый
камень, из окаменелостей; пласты сподряд назыв. там: земляной, песчаный,
лыска, товар, клинный, назольник, налога, горох, донник, лещедка или
подводный. ГорОшек умалит. ростовский или зеленый, сушеный горох; |
стручковатые кормовые растения, Vicia, см. повыше. Гороховый, к гороху
относящийся; из гороха приготовленный; цвета вареного серого гороха,
желто-серый, дико-желтоватый. Гороховое дерево или гороховик, сибирское
дерево Сaragana arborescens, попросту акация. Гороховый шут, чудак.
Гороховик м. хлебенное из гороховой муки, столбцы, которые пекутся также
из гречневой муки, гречневики. | Пирог (на сев. ячневый) с гороховою
начинкой. Хороши пирожки гороховички, да я не едал, а от дедушки слыхал,
а дедушка видал, как мужичок на рынке едал. Охтихти, гороховики: солоны,
велики, а с рук нейдут! Гороховник м. стручковатое растение Lathyrus.
Гороховина, гороховый стебель, китина; гороховая солома. Горофина ж.
влад.-суд. т. е. гороховина, род лакомства, печенье из гороховой муки и
гороха. Гороховище, гороховое жниво (как говор. ржанище, овсянище и
пр.). Горошина, горошинка ж. гороховое зерно, семечко. Горощатый,
горошистый, похожий на горох, округлый и зернистый. Горошница ж.
гороховая похлебка, иногда с ячной крупой. Гороховка ж. шуточн.
гороховая настойка, наливка, т. е. сивуха. Горошить кого, бранить,
журить, озадачивать; более употреб. огорошить. Горошиться пск.
задориться; ломаться, важничать. День 6 мая, в народе, горошник; Иова
горошника, росенника. Иов росы распустил. Сеют горох; приходи работать
на белые горохи. Сею, сею, бел горох: уродися, мой горох, и крупен, и
бел, и сам-тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье!
приговаривают, сея горох. Большая роса, либо ясный день, на горошника, к
урожаю огурцов. |