Пятилапая лягушка

Спонсор странички : Телескопы celestron - как выбрать телескоп и наблюдать с ним?

Содержание:

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

"Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даль "Белый город" Москва 2005

М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.

"Словарь символов" справочник  Надя Жульен изд. лтд. Урал

"Энциклопедия символов", Шейнина Е.Я. Издательство "Торсинг" Москва 2003

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

"Энциклопедия русских примет"  "ЭКСМО - Пресс" 2000

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

 "Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

 

ЛЯГУШКА — в поверьях обычно нечистое животное, родственное змее и другим гадам. Так, например, жабу в некоторых местах считали матерью или женой ужа. Лягушка, семь лет не видевшая солнца, превращается, по поверью, в летающего змея; считалось также, что у лягушек есть свой царь, который носит на голове корону. Лягушка, по народному убеждению, способна оживить мертвого ужа, а куски разрубленной ящерицы срастаются под воздействием жабьей мочи. Как и змей, лягушек считали ядовитыми; яд, их, по поверьям, даже сильнее змеиного, но кусать человека им запрещено. Змеиный яд лягушка, по поверьям, способна поглощать и может очистить отравленный змеей источник.
В народных поверьях лягушке была присуща женская символика. Так как лапки лягушки похожи на человеческие руки, во многих местах считалось, что лягушка в прошлом была женщиной (ср. восточнославянскую сказку о Царевне-лягушке, основанную, возможно, на некоем древнем мифе). В некоторых местах существовала даже примета, что в доме будет много лягушек, если первым гостем на Рождество, Новый год, Пасху, Благовещение и другие большие праздники окажется женщина.
По некоторым поверьям, лягушки — это люди, утонувшие во время всемирного потопа, или войско фараона, преследовавшее евреев во время их исхода из Египта и потопленное в водах Чермного (Красного) моря (из-за этого лягушек нередко называли «фараонами»). По поверьям некоторых мест, у самки лягушки длинные волосы и женская грудь, а у самцов есть борода; придет время, когда лягушки снова станут людьми, а ныне живущие люди превратятся в лягушек, поэтому бить лягушек грешно. Рождение детей в некоторых местах объясняли тем, что аист бросает в печную трубу лягушек, которые, пройдя через дымоход, приобретают человеческий облик.
В лягушке часто видели дух умершего, душу ребенка, похороненного некрещеным; иногда при виде лягушки в доме высказывали пожелание вечного упокоения. Часто считалось, что у убившего лягушку умрет мать (реже — умрет сам убивший или его родственники); рука отсохнет, будут болеть глаза, или его будет рвать выпитым молоком; у него не будет удаваться хлеб; другие лягушки покусают или задушат убийцу, или сама убитая лягушка придет ночью и задушит, а у девушки отберет красоту. При этом, однако, считалось, что убийство лягушки способно вызвать дождь, поэтому при засухе во многих местах совершали обрядовое убиение, а иногда и похороны лягушки или других «гадов»: ужа, гадюки, ящерицы, рака, вши, медведки, паука и др.
В народном представлении лягушка и жаба наделялись такой силой взгляда, что считалось, будто они могут сглазить человека или животное. Крестьяне некоторых мест верили, что когда лягушка смотрит на человека, она пересчитывает ему зубы, отчего те выпадают; жаба может плюнуть человеку в глаза, отчего он ослепнет, и т.д.
По народному убеждению, появление лягушки в доме служит предвестьем прихода нежеланных гостей, несчастья, смерти в доме. По некоторым поверьям, сыр от присутствия лягушки в доме становится ноздреватым; считалось также, что женщине нельзя брать лягушку в руки, иначе у нее не будет удаваться хлеб. Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником (особенно рыбаком), сулит неудачу; если же у рыбака в начале ловли станут ловиться лягушки, то это значит, что «нечистая» женщина перешла через его невод и рыбы ему не поймать. Если корова доится кровью, говорят, что она наступила на лягушку или спала на змеином месте. Но при этом лягушка или жаба в глазах крестьян могла также иногда выступать и как дворовой дух, воплощение домового, приносящего дому удачу и достаток; по-видимому, такое представление перешло на лягушку от родственной ей в поверьях змеи (ср. представление о домовой змее как хранительнице благополучия дома). Так, у восточных славян нередко считалось, что в каждом доме есть своя «хозяйка» в виде лягушки; лягушка, живущая под порогом дома, по поверью, оберегает дом от несчастий; схожее поверье существовало и у чехов, которые верили в домовика-лягушку, кваканьем предвещающую дождь.
По некоторым поверьям, в облике лягушки могут показываться домовой и душа некрещеного ребенка. Лягушкой оборачивается «змора», душащая спящих; богинки, подменяющие младенцев, принимают иногда вид жаб; банник и водяной могут показываться в виде огромной лягушки. Ведьма, обернувшись лягушкой или жабой, проникает в хлев и отбирает у чужих коров молоко, высасывая его из вымени; проклятая родителями девушка, по народному поверью, превращается в «лягушку-коровницу», которая по ночам выходит из воды выдаивать коров. В одной из быличек грибы маслята ночью превратились в жаб и душили спящего ребенка, который после этого заболел лихорадкой и вылечился только тогда, когда проткнули веретеном огромную жабу, прятавшуюся за печью. Саму лягушку нередко считали злым духом, способным наслать чары на человека; такая лягушка, по поверьям, не горит в огне, обладает разрыв-травой, открывающей любые замки, и может охранять клады, разные «тайные» цветы (папоротник, разрыв-траву) и т.д. В славянских сказках и поверьях ведьмы нередко окружают себя всевозможными гадами и пользуются ими как необходимыми орудиями для колдовства: варят их в кострах, поджаривают на огне, приготовляют из них различные волшебные составы и даже питаются ими, а кроме того, прикармливают их самих. С помощью лягушки ведьмы и колдуны иногда насылали порчу: натирали лягушачьим жиром дверь человека, которого хотели ослепить, и т.д. В древности считалось также, что собственно грозовые тучи бывают наполнены змеями, жабами и лягушками (их шипение и кваканье люди воспринимают как гром), которые иногда падают на землю вместе с дождем.
Как с предвестницей дождя, существом, тесно связанным с водой, с лягушкой в народе связывалось немало поверий и примет. Так, согласно народным поверьям, если лягушки в первый раз весной заквакали в скоромный день, коровы будут давать больше молока (молоко — символ дождя и вообще воды). Увидеть первую лягушку в траве — к удаче, в воде — к несчастью, вверх животом — к покойнику. У поляков считалось, что св. Бартоломей (24.VIII) прутьями хмеля загоняет лягушек в болото, после чего они уже не квакают, так как рты у них зарастают илом; считалось также, что к весне в лягушек превращаются старые ласточки, у которых во время зимовки в болоте под водой выпали перья.
Лягушке, как символу женщины, в поверьях была свойственна брачная символика. Так, о забеременевшей вне брака говорили, что она объелась лягушек. Лягушек часто использовали в любовной магии: так, например, считалось, что если посадить в муравейник двух спаривающихся лягушек, то потом среди лягушачьих косточек можно найти «крючок и лопатку»; крючком следует зацепить (а лучше всего — незаметно прицепить на одежду) того человека, которого желаешь привлечь к себе, а лопаткой можно оттолкнуть его же от себя. При этом иногда считалось, что от муравьиной кучи надо уходить задом наперед (чтобы таким образом обмануть лешего: когда он пустится в погоню, то увидит, что оба следа ведут в лес, и не сможет найти человека). В некоторых местах считалось также, что следует до 12-ти ночей кряду ходить к муравейнику и обходить его молча три раза, а волшебные косточки дадутся в руки только на тринадцатую ночь. Полученные таким образом косточки обычно действуют безотказно, и неудача может грозить лишь в том случае, если девица, которой прицепили на платье «крючок», не доносит его на себе три недели кряду.
Особыми магическими свойствами, по народному убеждению, обладает палка, которой разняли ужа и лягушку. По поверьям, с ее помощью можно расстроить брак или любовные отношения, облегчить тяжелые роды, а также отвратить градовую тучу, усмирить борющихся врагов, выиграть суд, совершать выгодные торговые сделки и т.д.

 

"Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даль "Белый город" Москва 2005


ЛЯГУХА нвг. лягуша, лягвуша прм. ляготка, лягва тер. тмб. лягушка, скакуха сев., веселуха нврс, жаба юж., квакуша, болотное земноводное, гад, четвероногое животное, которое ходит прыжками {лягать), Rana. Ученые делят семью эту на четыре рода: лягушка, квакша (древесница), жаба, пипа (или жерлянка). В своем болоте и лягушка поет. Допросились лягушки царя (от бас. Крылова). Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко. Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить. Не поймаешь скакуху (лягушку) за уши. До грозы лягушка не квакает (т. с. до первой грозы). Лягушки квакают к дождю. Лягушки кричат: пора сеять. Лягушка квачет — овес скачет (сеять пора). Лягушка с голосом — сей овес. Если лягушки заквакают и опять замолкнут (от холодов), то будет такая ж помела, когда хлебу красоваться. Лягуша ср. —шенок м. молодая лягушка, недавно обратившаяся из головастика: лягушечка, небольшая лягушка. Лягухин, лягушин, лягвин, ей принадлежащий. Лягуша(е)чий, лягушный, лягуховый, лягушечный, к ней относящийся.
 

Стадии развития лягушки

Лягушка

Бурая лягушка

Жаба обыкновенная

Пипа суриманская

Рогатая лягушка

М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика" 2001.

ЛЯГУШКА-КОРОВНИЦА — наделенная сверхъестественными свойствами лягушка, жаба; проклятая девица.
Крестьяне Ярославщины рассказывали, что в лягушек-коровниц «обращаются некрещеные и проклятые родителями девицы. Они живут в воде, но выходят и на землю и ночью выдаивают коров. Если тронуть лягушку-коровницу, то она сердится и пускает на тронувшего ее струю молока. Молоко, побывавшее в лягушке, очень ядовито и производит сильную боль, если попадет на человеческое тело» <Якушкин, 189б>.
В поверьях, связанных с лягушками-коровницами, полагает Е. Якушкин, они характеризуются как русалки и ведьмы, «хотя во многих местностях Ярославской губернии слово русалка вовсе неизвестно, а слово ведьма употребляется только как бранное выражение» <Якушкин, 1896> (можно отметить и отдаленное сходство этого образа со сказочными персонажами типа Лягушки-Царевны).
Добавим также, что проклятыми (заклятыми, превращенными людьми) лягушки считались во многих районах России, ср.: лягушки — проклятые дети

"Словарь символов" справочник  Надя Жульен изд. лтд. Урал

ЛЯГУШКА
жизненный импульс, плодовитость
Символика лягушки близка идее зачаточного творения (а также символике медведя). Как правило, это земноводное предстает в качестве результирующей регрессивной силы.
- В Китае лягушка — лунное (химерическое) животное, ассоциируемое с водой, дождем; как и жаба, соответствует женской энергии инь. Древние тексты утверждают, что одна из двух душ человека похожа на лягушку (уа). Своим криком лягушка испрашивает божественной защиты для всех живых существ.
- В Египте жабу считали воплощением хаоса, первичной материи, влажной и зыбкой... еще не сформированного человека.
- Для древних евреев она воплощала зачаточное состояние души человека, который еще с трудом осознает себя и только-только начинает обращаться к мудрости; неофита, духовно еще не оформленного, но находящегося на пути становления.
Она воплощает также нерешительность, ибо последняя может снова погрузиться в небытие.
Кроме того, лягушка является символом наглого невежды, который своими ложными умствованиями намеревается разрушить мудрость; именно в этом смысле в Апокалипсисе говорится о трех нечестивых, схожих с лягушками.
- Опора Вселенной, в Ведах она представлена как воплощение земли, оплодотворенной первыми весенними дождями, а ее крик — это благодарность.

- Метаморфозы лягушки в волшебных сказках делают ее воплощением различных стадий психического развития, перехода к высшему состоянию. Она является также символом сексуальных отношений (например, предсказывает зачатие Красавицы в Сонном Лесу); сказка обращается к сфере бессознательного каждого отдельного ребенка и помогает ему принять ту форму сексуальности, которая соответствует его возрасту, делая восприимчивым к идее о том, что... его сексуальность также подвергнется метаморфозе.

 

"Энциклопедия символов", Шейнина Е.Я. Издательство "Торсинг" Москва 2003

Лягушка
У забайкальских эвенков лягушка — творец Вселенной: она вынесла в лапах землю из-под воды, но злое божество убило ее из лука, и тогда лягушка, перевернувшись кверху брюхом, лапами стала поддерживать землю, окруженную со всех сторон водой.
В качестве символа земли лягушка фигурирует на бубнах шаманов.
У финно-угорских народностей Поволжья была символом покровительницы домашнего женского дела и особенно ткачества. Мотив этот сохранен в русской народной сказке «Царевна-Лягушка», в одном из вариантов сказки Лягушка оборачивается веретеном. В древних зооморфных подвесках женщин-мерянок част мотив лягушачьих лапок.

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.


ЛЯГУШКА
Недоброжелательный символ, связанный с египетской богиней-лягушкой (помощницей роженицам). В других культурах лягушка также ассоциировалась с первобытным состоянием материи, плодородием, произрастанием, развитием, лунными фазами, водой и дождем. Ее эмбриональный символизм, ее превращение из яйца и головастика в ходящее по земле создание с рудиментарными человеческими чертами помогает понять сказку братьев Гримм о лягушке, которая превратилась в принцессу. Лягушки были забавными символами глупых желаний. В Откровении (16:13) лягушка определена как нечистый дух и иногда ассоциируется с ересью. Лягушка широко встречается как символ плодовитости и воскрешения и как предвестник весенних дождей и пробуждения природы, особенно в Древнем Египте и Азии.
В ведическом мифе Великая Лягушка, в качестве первобытного состояния однородной материи, поддерживает Землю. В Древнем Китае образ лягушки использовали, чтобы вызвать дождь, — в фольклоре лягушачья икра появляется с утренней росой. Лягушки означали удачу в Японии, особенно для путешественников. Их кваканье — распространенная метафора докучливых советов. Их любовные игры заставили греков связать лягушек с Афродитой.
 

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

ЛЯГУШКА
Лягушек, как и жаб (см.), одно время наделяли особыми свойствами и часто использовали в колдовстве с лечебными, а также и менее безобидными целями. Известное народное средство от молочницы — подержать во рту живую лягушку вместе с головой. Дыша, она оттягивала от десен и всасывала в себя болезнь. Бородавки выводили, потерев их лягушкой и затем бросив ее на терновое дерево на погибель. В России, напротив, считали, что бородавки появляются от лягушачей мочи, и потому брать их в руки не советовали.
Высушенное тельце лягушки, носимое в шелковой ладанке на шее, предотвращало эпилепсию и другие виды припадков. Проглоченные живьем лягушата помогали в Йоркшире от общей слабости, а также от чахотки. В некоторых других регионах это несколько чересчур радикальное средство рекомендовали против рака. Практиковавшийся в семнадцатом веке метод остановки крови, описанный в «Arcana Fairfaxiana Manuscripta» (6), состоял в том, что рану перевязывали льняной тряпочкой, смоченной в «зеленой пене, куда лягушки метали икру за три дня до новолуния».
Как и другие мелкие существа, лягушки нередко использовались в тех ужасных чародействах, где животное подвергали пыткам, чтобы вызвать подобный же эффект у какого-нибудь человека. Эдди (1) описывает два случая использования лягушек в любовной магии. Одна дербиширская девушка, чей возлюбленный ей изменил, утыкала булавками все тело живой лягушки и потом закопала ее в землю. Юноша начал испытывать мучительную боль во всем теле и в конце концов вернулся к ней. Она выкопала лягушку и вынула булавки, после чего боли прошли и молодой человек, поступив, пожалуй, не очень мудро, на ней женился. Рассказавшая эту историю женщина, знавшая всех ее участников, была убеждена в ее подлинности и говорила, что она вызвала большой переполох в округе.
В другом из приведенных Эдди примеров некая девушка из восточного Йоркшира прибегла к знаменитому лягушачьему чародейству. Она положила утыканную булавками лягушку в шкатулку и держала там, пока та не погибла и не высохла. Тогда она вынула из трупа маленькую косточку в форме ключа и потихоньку пристегнула ее к плащу молодого человека, за которого хотела выйти замуж, проговорив при этом:
Не лягушку загубить, А дружка приворожить. Пусть не знает он покоя, Не венчавшися со мною.
После этого бедняга испытал все те же муки, что пережила лягушка, и не прошло и недели, как он пришел к девице и сказал, что женится на ней, хотя и знает, что им не быть счастливыми вместе. Он женился, и они не были счастливы, что, принимая во внимание обстоятельства возникновения этого брака, вовсе не удивительно.
Более известно использование лягушачьей кости не в любовных делах, а в части обретения власти над лошадьми. Этот ритуал описан в статье ЖАБА.
Если лягушка запрыгнет в дом, это обычно плохая примета, хотя и не везде. В Бреконе и Херефордшире счастливой приметой считается найти лягушачий камень, то есть один из тех маленьких шершавых желтоватых камешков, по форме действительно напоминающих лягушку, что порой встречаются близ озер.

"Энциклопедия русских примет"  "ЭКСМО - Пресс" 2000

ЛЯГУШКА (ЖАБА)
До первой грозы лягушка не квакнет: даже если первого грома не было слышно людям, без грома не заквакает.
Если лягушки заквакают и опять замолкнут (от холода), то холодно будет хлебу красоваться.
Жаба в траву выползла — к дождю. Лягушки по суше прыгают — к дождю. Квакают — к ненастью.
Если лягушки держатся на воде и квакают, выставляя мордочки наружу — жди ненастья.
Кваканье лягушки вечером, с приятной трелью, — к ясной погоде.
Лягушки замолкают — жди скорого дождя.
Если лягушки начинают осенью глубоко прятаться в воду, то это предвещает раннее наступление осенних холодов.
Лягушки кричат: "Пора сеять!"
На Николу вешнего (22 мая) лягушка квачет — овес скачет (то есть время его сеять настало). Лягушка с голосом — сей овес. Убьешь лягушку — накличешь дождь.
У человека не будут потеть руки, если он часто и подолгу будет брать и держать лягушек.
 

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

ЛЯГУШКА
Чтобы излечить молочницу, больной должен некоторое время подержать во рту голову молодой лягушки, чтобы она приняла болезнь на себя. (Чешир).
Чтобы свести бородавку, наколи лягушку на палку и потри ею бородавку. Бородавка сойдет, когда лягушка издохнет. (Уэльс).
Чтобы излечить рак, глотай лягушат. (Мидленд).
Вместе с лягушкой в дом входит удача. (Повсеместно).
Источник последнего суеверия, некогда широко распространенного, — в том, что лягушка якобы содержит в себе душу мертвого ребенка. А это поверье, в свою очередь, возникло из-за того, что крик раненой лягушки очень похож на крик ребенка. В связи с этим убить лягушку считалось дурным знаком.
Вышеупомянутая "молочница" — это болезнь, поражающая ротовую полость ребенка. Одна старая женщина рассказала сэру Джеймсу Фрэзеру об эффективности этого "лечения", которое сама она проводила неоднократно. "Уверяю вас, — сказала она, — мы сами слышали, как бедная лягушка потом хрипит и кашляет несколько дней, прямо сердце ноет, когда услышишь, как бедняжка надрывается от кашля в нашем саду".
Невероятно, но некоторые люди — по крайней мере, в одном из районов Мидленда — до сих пор считают, что проглатывание лягушат исцеляет рак. Очевидно, здесь действует та же теория, что и в случае с жабами, которые якобы способны высасывать рак. Если вы считаете, что это абсурдное суеверие уже безвозвратно кануло в прошлое — прочтите письмо, которое нам довелось получить однажды:
"Нью-Кингс Роуд, Фулхэм Лондон, Ю.- 3.6
Уважаемые господа! Что касается такого средства от рака и туберкулеза, как проглатывание живых лягушат, то нужно сказать, что лягушки ассимилируют болезнь и очищают систему. Это столь же научное средство, как и пенициллин.
Искренне Ваш <...>
Очевидно, эпоха суеверий еще не миновала.
См. РАК (БОЛЕЗНЬ).
Лягушки, впрочем, как и все земноводные, пользуются в фольклоре разных народов большой популярностью. Их боятся убивать, так как считают, что они каким-то мистическим образом связаны с миром мертвых и, следовательно, с плодородием земли и дождем; их используют в лечебной, любовной и вредоносной магиях; в то же время их считают животными "нечистыми" и оборотнями. Те же представления о лягушке хорошо известны и в русском фольклоре.
В России и сегодня во многих местах бытует поверье, что если убить лягушку, то непременно пойдет дождь (см. ДОЖДЬ).
В юго-западных областях соблюдается запрет убивать "домашних" лягушек (т. е. тех, 'которые живут в подполье, под печкой, на дворе и т. д.), иначе счастье уйдет из дома [1].
Вместе с тем "уральские казаки ... были того убеждения, что если во время багрения рыбы на Урале попадется кому лягушка на багор, которые там встречаются очень велики, тому не удастся поймать ни одной рыбы, хотя бы он несколько раз менял и места, и багры" [2].
Лягушек используют в качестве лекарственного средства — "собирают лягушечью икру и моются ею: она избавляет от веснушек, которые рябят лицо; лягушечью икру прикладывают и к опухоли [ср. английское поверье, что лягушки помогают от рака]: будто это помогает от рожи" [3].
Если брать в руки лягушек — появятся бородавки. Так взрослые до сих пор повсеместно предупреждают детей (см. БОРОДАВКИ). (Ср. английский способ избавления от бородавок с помощью лягушки, наколотой на палку).
Во многих областях России был хорошо известен способ приворожить или отворожить желаемого человека с помощью лягушачьих костей. Для этого "весной ловят пару лягушек, стараясь захватить их во время полового акта, и опускают этих лягушек в туес, в крышке которого проделаны маленькие дырочки.
При этом советуют как можно крепче затыкать уши, так как лягушки будто бы "доспеют" в это время такой визг, что никакое человеческое ухо не может его вынести, и если не заткнешь хорошенько ушей, то оглохнешь. Затем этот туес с лягушками относят в лес и ставят в муравейник. А через некоторое время приходят смотреть, причем оказывается, что муравьи, проникнув через дырочки в туес, съедают лягушек, и от последних остается только груда костей. Из этих костей выбирают две маленькие косточки — одну в виде "петельки'1), а другую в виде "крючочка" (причем сургутяне думают, что первая есть женский половой орган лягушки, а вторая — мужской). И вот, чтобы приворожить какую-либо девушку, следует как-нибудь незаметно для нее поддеть ее за платье или еще за что этим крючочком, а если нужно девушку оттолкнуть, то употребляется петелька (или вилка)" [4].
Согласно широко распространенному поверью, "лягушки и жабы могут проникать в тело или через рот, при проглатывании их или их икры, вместе с водой, или через нос. По народным верованиям, между полостью носа и мозгом существует какое-то непосредственное сообщение, через которое различные порошкообразные вещества, втягиваемые в нос, могут проникать в полость черепа. Злые люди, желающие наслать на кого-нибудь указанных животных, обращаются к знахарю, который и снабжает их нюхательным табаком, смешанным с высушенной и стертой в порошок лягушачьей или жабьей икрой. Достаточно понюхать человеку такого табаку, чтобы в нем завелись соответствующие гады. Смешанная с табаком икра проникает в череп, и из нее развиваются там жабы или лягушки" [5].
Вместе с тем, согласно народным представлениям, змея, "проникнув" в человека, может его вылечить от той или иной болезни, например, от желтухи (см. ЖЕЛТУХА). Возможно, это поверье является опосредованной аналогией английскому народному способу избавиться от молочницы или вылечить рак посредством глотания лягушат.
"Лягушки квакают к дождю.
Лягушки кричат — пора сеять.
Лягушка квачет — овес скачет (сеять пора).
Если лягушки заквакают и опять замолкнут (от холодов), то будет такая же помеха, когда хлебу красоваться" [6].
"Лягушки квакают к ненастью. Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это предвещает скорое наступление осени. Между прочим, существует поверье о том, что будто бы у лягушки при наступлении осени зарастает рот. Мимоходом заметим, что лягушки вообще пользуются нелюбовью простого народа. По одним рассказам, в лягушку обращена дочь, проклятая матерью; по другим — баба, полоскавшая в пятницу белье" [7].

1) По другим рассказам в виде "вилки". — Прим. И.Я. Неклепаева.

Марцелл, умерший за 23 года до Рождества Христова, писал в своей книге "De Medicamentis": "Встань на земле под открытым небом, поймай лягушку, плюнь ей в пасть, и пусть она убежит и унесет с собой твою зубную боль".

 

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

лягушка

лягуша, лягуха. От ляга I. "ляжка", лягать. Образование, аналогичное скакуха, плясуха; см. Mi. EW 171; Преобр. I, 496

 "Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

   ЛЯГУШКИ
   Хотите верьте, хотите нет, но бытовало когда-то в народе мнение, что лягушки — это люди, утонувшие во время всемирного потопа. Недаром, мол, у них, как и у людей, по пяти пальцев на руках и на ногах, причем четыре длинных, а один короткий. И наступит якобы время, когда все лягушки снова станут людьми, а люди, ныне живущие, в лягушек обратятся.
   Убивать лягушек — грешно, за это, говорят, на том свете кроме лягушачьего пирога ничего не подадут. И вообще, судя по всему, с лягушками лучше не связываться. Они-де и сглазить могут, и, сидя под печкой, хлеба испортить. Да и смотрит на человека лягушка не просто так — из праздного любопытства, она, оказывается, зубы ему пересчитывает, а они, между прочим, от этого выпадают.
Даже колдуны, когда кому-нибудь отомстить хотели, без лягушек не обходились: ловили их, сушили, толкли в порошок и в питье своим врагам тот порошок подмешивали. Говорят, после этого в животах у несчастных появлялись лягушачьи гнезда, и только если обкладывали грудь человека свежими ягодами малины и земляники, все гады наружу выползали.
   Но, несмотря на все перечисленные неприятности, кое-какая польза и от лягушек случалась. В одном из лечебников XVII века описан удивительный способ борьбы с «черной немочью». Когда человек от слабости не мог уже ни пить, ни есть, ни говорить, к его рту подносили лягушку и заставляли больного дышать прямо на нее. Через 8-10 мин, как утверждали знахари, «черная немочь» из человека выходила и в лягушке поселялась, а больной полностью выздоравливал.
   Те же знахари считали, что человек, страдающий болями в спине, должен, услышав весеннюю «песню» лягушки, покататься по траве, при этом боль «уймется, а спина станет прямой и крепкой». А если положить лягушку за пазуху — перестанешь щекотки бояться.
   И вот еще что: не прогоняйте лягушку, поселившуюся в вашем саду, говорят она счастье в дом приносит.
 

Рекламма :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народ;  

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz