Паук

Спонсор странички :

Содержание:

В. И. Даль

БиЕ

Энциклопедия русских примет

Энциклопедия примет и суеверий

Словарь символов иллюстрированный справочник

Словарь символов

Энциклопедия символов знаков и эмблем

Энциклопедия суеверий.

Энциклопедия символов

Макс Фасмер

 

В. И. Даль

ПАУК м. павук, павок, павко, павел, мизгирь, муховор, сетник, кошель, тенетник, повсюду известное насекомое. Пауковы, паучьи яйца. Пауковое, паучное и паукообразное насекомое. Лови паук мух — покеле ноги не ощипаны! Паутина, паучина ж. павчина, волокна паутинника, нити паутинной сети или ткани. Паутинный, паучинный, к паутине относящ. Обмети паутинник. Вот паучек, паученок, паучишка; эка паучища! Паучище ср. паучье гнездо. Паучник растен. Anthericum.

БиЕ

Пауки (Агаnеinа) — отряд в классе паукообразных. Тело состоит из двух отделов, головогруди и большею частью нерасчлененного брюшка, соединенных друг с другом тонким стебельком (petiolus s. реdiculus), обыкновенно коротким, реже значительно удлиненным (у родов Myrmecium, Formicinoides); головогрудь бороздкой разделена на две явственные области, головную и грудную; из них первая несет две пары конечностей: щупальце жвала (chelicerota, chelae, mandibulae), состоящие из одного толстого, обыкновенно короткого членика, вооруженного подвижным коготком, близ острия которого имеется отверстие канала, выводящего ядовитое выделение желез, находящихся в основном членике, и щупальцы (palpi), состоящие из 6 члеников (coxa, trochanter, femur, patella, tibia и tarsus), из которых последний, у самца, превращен в совокупительный аппарат. Между щупальце жвалами на вершине бугорка (rostrum) находится ротовое отверстие, служащее для сосания; этот бугорок снизу ограничен передним отростком груди (sternum), так наз. губой (pars labialis), а по бокам двумя максиллярными пластинками (lamina maxillares). К грудной, торакальной, части головогруди прикреплены 4 пары ног, из которых каждая состоит из 7 члеников: ляшки (соха), вертлуга (trochanter), бедра (femur), чашечки (patella), голени (tibia), предлапки (metatarsus) и лапки (tarsus), вооруженной снизу гладкими или зазубренными коготками; между которыми имеется иногда более короткий непарный коготок. На передней выпуклой лобной части головогруди, которая у некоторых родов принимает форму то конуса (Theridion, Erigone), то булавы (на вершине которой расположены щупальце жвалы (Eriauchenius), то снабжена острием, находятся глаза в числе 8, 6 редко 2 (роды Nops и Сароnina), расположенные обыкновенно в два прямых или изогнутых ряда, иногда, как у Pholcus podophthalmus E. Sim., боковые глаза сближены по три и расположены на роговидных отростках. Глаза простые, двух родов: средняя пара передних глаз, так называемых лобных или главных, снабжена особого устройства ретиной и аккомодационным аппаратом, остальные глаза называются обыкновенно добавочными (средние задние также — теменными) и имеют внутренний светящийся орган (tapetum lucidum). Брюшко большею частью имеет овальную форму, реже круглую, угловатую, или оно снабжено различного рода отростками (pp. Gasteracantha, Phoroncidia), иногда же имеет очень удлиненную, червовидную форму (Ariamnes flagellum Dol.); снизу близ его основания находится половое отверстие, у самцов в виде простой поперечной щели, у самок же оно окружено утолщенной хитиновой пластинкой (epigynum s. sarum) с языковидным, изогнутым отростком (clavuss. ovipositor). На заднем конце брюшка снизу расположены попарно 6 бородавочек или цилиндрических трубок, представляющих прядильный аппарат; из них верхняя более длинная пара 2, 3 или 4 (Avicularidae) члениковая, средняя короткая — одночлениковая и нижняя почти всегда двучлениковая; эти бородавочки снабжены на верхушке или снутри и снизу многочисленными трубочками, служащими выводными отверстиями для паутинных желез. У нескольких сем. (Cribellatae) под нижней парой бородавок находится так наз. cribellum (s. organum inframamillare), имеющий вид поперечной пластинки, усаженной паутинными трубочками и представляющей измененную 4 пару паутиновых бородавочек; в дополнение к cribellum всегда имеется у этих П. так наз. calamistrum, щеточка из ряда загнутых щетинок, находящихся на верхней стороне предлапки четвертой пары ног; трением calamistrum о cribellum П. вытягивает из трубок очень тонкие нити. Нервная система состоит из головного узла, инервирующего глаза и щупальце жвала и расположенной в головогруди ганглиозной массы, состоящей из слившихся брюшных узлов и дающей нервы в ноги, щупальца и брюшко. Кишечный канал начинается глоткой, переходящей в пищевод, который в задней своей части расширен в так наз. сосательный желудок, при помощи мускулов прикрепляющих его к стенкам тела, он при сосании действует как насос; средняя, энтодермическая часть пищеварительного канала начинается широким собственно желудком, снабженным 5 парами отростков, из которых 4 задние проникают своими концами иногда в основание ног ; пройдя стебелек брюшка, кишечник опять расширяется и принимает многочисленные печеночные отростки, выполняющие всю полость брюшка и затем переходит в заднюю кишку, которая, приняв пару разветвленных мочевых. так наз. мальпигиевых каналов, расширяется в клоаку. Дыхательные органы состоят из 2 пар легочных мешков (Теtrapneumones) или из одной пары легочных мешков и двух или одной системы трахейных трубок (Dipneumones); легкие имеют вид углублений, попарно лежащих на нижней стороне брюшка, прикрытых выпуклой крышечкой и заключающих многочисленные пластинки, перегородки, циркулируя в которых окисляется кровь; два или одно трахейное отверстие расположены позади легочных. Кровеносная система состоит из расположенного в брюшке сердца, имеющего 3 пары лишенных клапанов и запирающихся кольцевидными мускулами боковых щелей и открывающегося назади широким отверстием в лакуну; в головогрудь сердце дает артерию, которая ветвится на конце дихотомически; венозную систему представляют синусы. Половые органы самки состоят из подковообразных или кольцевидных яичников развивающих на всей своей поверхности или лишь на внешней стороне яйцевые фолликулы; яичники открываются в общее влагалище (vagina); впереди наружного полового отверстия лежат выводные отверстия парного или непарного семяприемника (receptaculum seminis); впрочем, иногда этот последний открывается также непосредственно во влагалище, а у Araneus каждый семяприемник имеет по два выводных протока, наружу и во влагалище. Мужские половые органы состоят из пары семенников, длинные извитые выводные протоки которых перед наружным отверстием соединяются вместе. У самца при половых органах нет особенного совокупительного органа и функцию такового исполняет измененный последний членик щупалец: совокупительный аппарат состоит из измененного членика лапки (cymbium), снабженного иногда различными выростами и всегда углублением (alveolus), в котором помещается способный сокращаться тонкостенный мешок (haematodocha), на верху с толстостенным грушевидным или иной формы, часто с разного рода отростками, семяприемником, имеющим извитой канал внутри; этот канал (receptaculum seminis) прикрывается толстой пластинной (tegulum) и имеет выводное отверстие на вершине удлиненного шиловидного отростка (embolus). Перед совокуплением самец наполняет канал семяприемника семенем из полового отверстия, всасывая его через embolus, а затем вводит embolus в половое отверстие самки и, накачивая сокращением брюшка кровь в полость cymbium и haematodochae, заставляет эту последнюю вздуться и выдавить семя из семяприемника в половое отверстие самки; семя иногда заключено в сперматофоры. В противоположность насекомым - у П., в течение жизни особи период размножения имеет место несколько раз. Оплодотворенные яйца откладываются в коконы, сделанные из паутины, которые самки или носят с собою (Citigradae), или прикрепляют к растениям, прячут в листьях, под корой и т. п. Яйцо богато желтком и дробится по центролецитальному типу; после дробления клетки дробления выходят наружу желтка и образуют однослойную бластодерму; зародышевая полоска развивает двулопастный головной отдел, с непарной верхней губой, 6 грудных сегментов и около 10 брюшных, на которых появляются зачатки брюшных конечностей; с течением времени брюшко теряет членистость; первая пара брюшных конечностей превращается в легочные крышечки, а третья и четвертая — в паутинные бородавки; эмбриональных оболочек нет. Величина П. варьирует в довольно широких пределах: самые мелкие из них, напр. из сем. Theridiidae — около 1 — 2 мм., напротив самые крупные представители сем. Avicularidae, птицеедов — 10 — 12 см. Рост сопровождается периодическим сбрасыванием старой кожицы, линянием; число линек, напр. у тарантула, может доходить до 12 и период линек продолжается от 160 дней до года, причем первая линька происходит в яйце, вторая чрез 5 — 6 дней в коконе, остальные через постепенно увеличивающееся число дней (до 30) уже на свободе; во время линьки кожица лопается большей частью по бокам головогруди и сбрасывается с конечностей чехлом, брюшко линяет отдельно трещиной вдоль сердца или с боков. Молодые П. первое время находятся под защитой матери, иногда носятся ею на спине (Lycosidae). У взрослых резкий половой диморфизм: самец всегда меньше, иногда почти микроскопических размеров сравнительно с самкой, его конечности длиннее, брюшко меньше; кроме того щупальца, превращенные в совокупительный аппарат, украшены часто разного рода отростками. У П. существует так наз. автотомия конечностей, т.е. способность при опасности отбрасывать их, отрывая на определенном месте соединения ляжки со вторым члеником; оторванная конечность легко и совершенно восстанавливается у П., находящихся в периоде первых линяний, после 8 — 9 линек восстановленные конечности обыкновенно короче и тоньше, взрослые особи, по-видимому, не могут восстанавливать потерянных конечностей. П. типичные хищники, пожирающие при случае себе подобных; так, часто самка съедает самца, не успевшего ускользнуть после совокупления; живут почти исключительно одиночно; сближаясь только в момент половых отношений; известны П., у которых несколько очень мелких самцов живет в тенетах крупной самки; примеры общественной жизни среди П. открыты только недавно: в Южн. Америке (Венесуэла) Uloborus republicanus E. Sim. и в Сингапуре U. Raffrayi E. Sim. плетут общие для нескольких особей тенета. Многие П. (Orbitelariae, Territelariae) ткут на деревьях и в домах тенета для ловли добычи, почти исключительно летающих насекомых; тенета в более совершенном типе состоят из известного числа радиально натянутых основных, поддерживающих толстых нитей и концентрических более тонких, липких, так наз. ловчих нитей; другие П. (Citigradae, Salticidae и др.) бродят и ловят добычу на бегу. В обоих случаях добыча убивается с помощью яда, вытекающего из желез щупальце жвал; яд у некоторых видов очень силен и иногда действует убийственно на теплокровных животных и человека. Таковы обыкновенный тарантул (Trochosa singoriensis), водящийся во всей южн. России, на Кавказе и Центральной Азии; каракурт (Latrodectus erebus), живущий в центральноазиатских степях; другие его виды на Корсике, так наз. мальмигнат (L. 1З-guttatus Rossi), на Мадагаскаре (L. Menavodi Vins.) и в Чили (L. mactans Fabr.); по образу жизни выделяется Argyroneta aquatica, живущая под водой, где среди водорослей делает наполненное воздухом гнездо. Многие мелкие П., а также молодь Citigradae и Laterigradae осенью выпускают в воздух тонкую паутинку и подхваченные ветром переносятся в защищенный места для зимовки. Первые несомненные следы П. известны из отложений каменноугольной системы, где найдены отпечатки П. (Protolycosa antracophila и Phalaranea borassifolia), имеющих расчлененное брюшко и отнесенных Тореллем к сем. Liphistiidae; вплоть до третичных отложений остатков вообще паукообразных неизвестно, за то янтарь Европы и различные отложения (Florissan bad и вулканические туфы Колорадо) в Америке доставили обильные данные для суждения о фауне олигоцена и отчасти миоцена третичного периода. Большая часть остатков падает на Тubitеlarae (рр. Dysdera, Clubione, Segestria, Amaurobius и вымершие Therea, MizaIia и др.), хорошо представлены Retitelariae (Pholcus, Linyphia, Theridion и вымершие Phalangopus, Flegia, Anandrus и др.) и Laterigradae (Thomisus, Xysticus и вымершие Clythia, Syphax и своеобразный Archaea); из Citigradae известен лишь один вид вымершего рода Linoptes из янтаря; из П. третичного периода почти 37 родов следует считать вымершими; фауна П. янтаря носит тропический характер. Ныне П. распространены во всех поясах земного шара и даже в Гренландии и на Новой Земле найдена довольно обильная фауна, большей частью состоящая из мелких форм, живущих среди мха и лишаев. Тропический и подтропические пояса наиболее богаты числом видов, величиной и разнообразием форм. Так, большое семейство птицеядов (Avicularidae), представителем которого может служить П.- птицеяд (Avicularia [Mygale] avicularia Fabr.), заключающее около 487 видов, распространено почти исключительно в жарком поясе и более половины их (248 видов) обитает в южн. и центральной Америке; самые богатые видами роды Theridion (320 видов) и Araneus (=Epiera, 800 вид.) распространены преимущественно в умеренных и холодных поясах; вполне космополитических видов неизвестно, но некоторые, напр. Pholcus phalangoides, живущий в человеческом жилье, благодаря по-видимому человеку, распространился во всех странах с умеренным климатом в обоих полушариях, а также в горах под тропиками (Каракас, Квито); в вертикальном распространении П. достигают значительных высот; так, крестовики (Агаneus) найдены на высоте 2400 м. Во всех классификациях П. большое значение придавали биологическим особенностям, образу жизни этих животных: обыкновенно, согласно Лятрейлю, Валькенеру и К. Коху, П. делят сначала на основании анатомич. признака на четырехлегочных (Теtгарnеumоnеs) и двулегочных (Dipneumones), этих же последних на тенетных (Sedentaria), заключающих 4 меньших группы: трубчатников (Tubitelariae), сетчатников (Retitelariae), круготенетников (Orbitelariae) и бокоходов (Laterigradae), и блуждающих (Vagabundae), распадающихся на две группы бегунов (Citigradae) и скакунов (Saltigradae). Образцом классификации на основании анатомического строения может служить недавно опубликованная система отряда Е. Симона; принимаемые им 41 семейства распадаются на два подотряда: Агаnеае Theraphosae (Mygalomorphae Pocock=Parallelodontes Thiorell), соответствующий Tetrapneumones и заключающий три семейства Liphistiidae, Avicularidae и Atypidae. Сюда принадлежат П. с 2 парами легочных мешков, коготками щупальце жвал, загнутыми книзу, 4 (или 8) паутинными бородавками и без максиллярных пластинок; замечательно семейство Liphistiidae, имеющее брюшко из 7 явственных сегментов и наибольшее число паутинных бородавок (8); к этому малораспространенному (Суматра) и, по-видимому, вымирающему сем. принадлежат П., остатки которых найдены в каменноугольных отложениях. Другой подотряд Агаnеае verae (Arachnomorphae Pocock =Antiodontes Thorell), соответствующий Dipneumones, характеризуется большею частью одной парой легочных мешков, коготками щупальце жвал загнутыми друг к другу, 6 паутинными бородавками и присутствием максиллярных пластинок; этот подотряд распадается на Cribellatae (8 сем.), П. снабженных cribellum и calamistrum, и Ecribellatae (30 сем.), лишенных таковых. Ср. Walckenaer, “Histoirе naturelle des Insectes apteres” (1837); Menge, “Ueber die Lebensweise der Arachniden” (1843); W. Wagner, “L’Industrie des Araneina” (1894); Е. Simon, “Histoire naturelle des Araignees” (1892, 2 изд.).

A. Бир.

Паутина, жидкое выделение паутинных желез некоторых членистоногих (пауков, паутинных клещей, ложноскорпионов, эмбий и др.), способное растягиваться в виде тонких нитей, быстро затвердевающих на воздухе. П. близка к шёлку гусениц шелкопрядов (тутового, дубового и др.), состоит главным образом из нерастворимого в воде очень прочного фиброина. П. может обладать не только упругостью и прочностью, но и липкостью и др. свойствами; используется животным для постройки ловчих сетей, убежищ, опутывания добычи, устройства яйцевого кокона и т.д.
 

Энциклопедия русских примет

ПАУК, ПАУТИНА
Закопошился паук в паутине — жди скорой зимы.
Если в зимнее время пауки очень деятельно ткут свою паутину, взад и вперед бегают, друг с другом дерутся, это означает, что через девять-десять дней наступит холод; если пауки прячутся, будет оттепель.
Паук не раскидывает летом своих сетей перед дождем и старанием перед бурею или дождем; нередко перед наступлением непогоды пауки сами уничтожают сотканную ими же паутину и поспешно забиваются в; щели; если паук снова принимается за работу или заделывает изъяны в своих тенетах, это предвещает перемену погоды к лучшему; когда же он прилагает к своей работе особое старание — будет ясная погода.
Если летом пауков не видно, неминуемо будет дождь, если их множество — надо ждать долгой хорошей погоды.
Паук уносит добычу из паутины — жди грозы.
Пауки рвут свои сети — к грозе.
Пауки свою кожу сбрасывают — к вёдру.
Мало пауков — к перемене погоды; много пауков — к вёдру.
Если зимою пауки в жилище попрятались — будет оттепель.
Молодые паучки весною — знак долгой теплой погоды.
Пауки яички кладут — к вёдру. Пауки за ночь сети свои расширяют — к вёдру. Паук прядет много паутины — на дождь. Прячется в нору — перед дождем. Спускается по паутине — к ненастью. Паук со стены свалился — к дождю. Забился в темный угол — будет буря. Длинные нити паутины — к долгому вёдру; короткие нити — к дождю.
Много паутины летает по весне — к жаркому лету; много по осени — к вёдру и теплу.
Паутина стелется по земле — к долгому вёдру. Если весной много паутины, то осень будет холодная.
Если паутины много осенью, на бабье лето, то осень будет ясная, зима холодная, а будущая весна — теплая.
Толстые нити паутины — небо захмурится.
Паутина колесом — к вёдру.
Как паутина полетит — хорошо сеять.
Если осенью во время посева озими пар покрыт паутиною, то к урожаю ржи, а нет паутины — к неурожаю.
 

Энциклопедия примет и суеверий
ПАУК
Паук — насекомое, приносящее удачу, и, как бы отвратительны или ужасны для человека ни были его крупные особи, убивать их нельзя никогда. «Хочешь жить, здоровым быть — паука не смей убить», — предупреждает известная присказка, которая, надо полагать, за время своего существования спасла жизнь миллионам этих насекомых. В пользу сохранения жизни пауку часто приводят то обстоятельство, что он когда-то защитил младенца Иисуса во время бегства в Египет. Легенда гласит, что во время этого опасного путешествия Святое семейство как-то раз укрылось в пещере. Пришел паук и оплел вход в нее густой паутиной, а потом прилетела голубка и снесла в нее яичко. Когда подоспели преследователи, они увидели неповрежденную паутину и, заключив, что в пещеру давно уже никто не заходил, отправились дальше, не став ее обыскивать.
Почти дословно такие же истории рассказывают и о Моисее, и о Магомете, когда они убегали от преследовавших их врагов. Но все эти легенды представляются более следствием, чем причиной всеобщего почтения к пауку, которое встречается во всем мире, включая и те его уголки, куда ни христианство, ни ислам и не заглядывали. В языческой древности, а также среди нынешних африканских и азиатских племен его воспринимали и воспринимают как трудолюбивое насекомое, мудрое и наделенное целебными свойствами и, за исключением разве что ядовитых особей, доброжелательное и полезное для человека.
Паук в доме — добрая примета, знак процветания и счастья. Если он спустится или упадет на человека с крыши, этот человек скоро получит наследство или деньги из какого-нибудь другого источника. Маленького красного паучка называют по-английски «день-гопрядом»; если такой паук ползает по одежде, то ее скоро заменят на новую; если его поймать и носить в кармане, этот карман всегда будет полон денег. Увидеть паука вне дома обычно считается хорошей приметой, хотя в горных районах Шотландии это так только вечером. Поутру там это считают плохой приметой, но ввечеру очень хорошей, особенно если он ползет вам навстречу.
Паутина и сами пауки фигурируют во многих старинных лечебных рецептах. Страдающие лихорадкой и желтухой живьем глотали пауков, закатанных в сливочное масло; впрочем, в некоторых северных районах Англии пауки считались ядовитыми, и проглотить паука было очень опасно. Лихорадку можно было лечить также, заперев паука в коробочку, чтобы он там умер, или нося одного или нескольких в ладанке на шее. «Нынче утром рано принял изрядную дозу эликсира, — пишет в семнадцатом веке в своем дневнике Илайес Эшмоул, — и повесил на шею трех пауков, и они прогнали мою лихорадку». В Суффолке, когда у ребенка был коклюш, мать находила где-нибудь в укромном уголке дома темного паука и держала его над головой больного, приговаривая:
Эй паук, поди умри, Коклюш с собою забери.
После этого она подвешивала его в мешочке над камином на погибель. Более милостивый вариант этой же ворожбы, встречавшийся в Херефордшире, состоит в том, что паука держали над ртом ребенка, повторяя те же слова, а потом отпускали, чтобы он убежал вместе с болезнью. Еще один способ — просверлить дыру в притолоке входной двери и замуровать в ней бедное насекомое. Паутину (см.) использовали для лечения кровотечений, астмы, лихорадки, бессонницы и для выведения бородавок.
Херефордширское суеверие, вдохновленное памятью святого Патрика, заключается в том, что паук никогда не вьет паутину на ирландской древесине. Эмили Лэзер (121) рассказывает, что в замок Вудрич, согласно преданию, лес привозили из Ирландии, чтобы паутина не мешала жить, а пол в подвале насыпали ирландской почвой, чтобы там не заводились жабы.
ПАУТИНА
Комок паутины, приложенный к ране, считают самым быстрым кровоостанавливающим. Многие и поныне прибегают к этому всегда имеющемуся под рукой средству, которое и на самом деле нередко бывает эффективным, если рана не слишком глубока и если пользователь может заставить себя пренебречь скопившейся на паутине пылью. Некоторые хозяйки даже оставляют паутину в одном углу во всех остальных отношениях безукоризненно чистого дома — на случай как раз такой нужды.
Иногда паутину использовали для лечения и других недугов, не только порезов. Во времена, когда была распространена лихорадка, для облегчения при тяжелых приступах паутину скатывали в шарики и давали проглотить больному. Уже в текущем веке подобные «пилюли» принимали от астмы и сонливости. Топсел (181) описывает магическое средство от бородавок. «Имеются такие хирурги, — пишет он, — что излечивают бородавки вот каким манером: берут паутину, скатывают в круглый комок наподобие шарика и накладывают на бородавку; затем ее поджигают и сжигают дотла, и таким путем я порядком бородавки удаляются так, что уже не вырастают снова».
Хотя вера в кровоостанавливающие свойства паутины зиждется частично на факте, все прочие ее целительные свойства выводятся, вероятно, из ее связи с пауком насекомым, которое встречается во многих целительных ритуалах и стоит в центре многих древних легенд, как христианских, так и мусульманских и языческих.

Словарь символов иллюстрированный справочник

ПАУК
ужас, тоска
Символическое значение паука связано с греческим мифом об Арахне — прославленной вышивальщице и ткачихе, которая осмелилась вызвать на состязание в мастерстве саму богиню Афину, дочь Зевса, за что была превращена ею в паука, обреченного вечно ткать паутину. Таков печальный исход неумеренных амбиций.
Образ паука, который ткет паутину, а закончив работу, обрывает нить, близок богиням древнеримской мифологии — Паркам, управляющим человеческой судьбой. В такой трактовке пауку приписывается роковая сила, а паутина (бесконечная замысловатая сеть) символизирует Космос и сокровенные основы Бытия. Некоторые легенды Западной Африки наделяют паука творческой силой солнца. В других странах ему приписывается дар пророчества, даруемый Космосом.
В сказаниях Берега Слоновой Кости паук символизирует человека суетного и непостоянного, увлеченного эфемерными и тщетными победами, значение которых мгновенно улетучивается; человека, неспособного радикально изменить собственную судьбу.
С психоаналитической точки зрения, паук, неподвижно сидящий в самом центре своей паутины, воплощает символ эгоцентризма и нарциссизма, вызывая отвращение и ужас у окружающих.
♦ Приснившийся паук свидетельствует о скрытых страхах, о состоянии,, близком к умопомешательству, о сосредоточенности на собственной личности и трудностях, испытываемых при общении.
 

Словарь символов
ПАУК
Лунный и женский знак; символ, ассоциирующийся с «нитью человеческой судьбы». В Индии паутина — символ «майа» («иллюзии»), связанный с хрупкостью и фатальностью человеческого существования. В других культурах пауки часто предстают как спутники богинь Луны или даже как создатели мироздания.
Они могут символизировать коварство (например, дьявольское, как в христианской традиции) или защиту от штормов (как у некоторых индейских племен в Северной Америке). Широко распространены ассоциации паука с удачей, богатством или дождем; паук, спускающийся сверху на паутине, — эмблема божественных даров.
 

Энциклопедия символов знаков и эмблем

ПАУК                                                        

Паук олицетворяет кровожадность и неутомимость в плетении сетей для улов­ления удачи. Его паутина- символ связи а также символ ветхости и тщеты. Паутина - прообраз кружев, рыболовной  сети и системы коммуникаций. Паук приносит удачу и письмо. У кельтов он собиратель и держатель нитей жизни, у греков и египтян - символ судьбы, хрис­тиане видят его паутину как паутину Сатаны. Он также олицетворяет Великую Мать в ее разрушительном аспекте. Осьминог - другой аспект паука. Представляет раскручивание творения из единого мистическо­го центра. Связан с идеей центра, лабиринта.

Паук, плетущий искусную паутину, в центре кото­рой он находится, рассматривался в Индии как символ космического порядка и уподоблялся Майе, непрерыв­но плетущей паутину иллюзий мира чувств. Известно

изображение Майи как паука в центре сплетенной ею паутины, которую замыкает кусающий себя в хвост Уроборос. Воплощает процесс непрерывной трансмутации, происходящий на протяжении жизни, регуля­цию связей и соотношений с биологическим, соци­альным и космическим порядком вещей. В пауке выражена актуализация процесса созидания космоса. Выбрасывая луч из самого себя, он уподобляется Солнцу, бросающему солнечные лучи и является его сим­волом. Его сеть можно сравнить с эманацией боже­ственного духа. В кельтской мифологии сеть паука обозначает ту сеть, кото­рая держит мир вместе и не дает ему распасться. Паук также ассоциируется со спиралью. Темным аспектом паука у кельтов и на Кипре является медуза со своими щупальцами, выпускающая из себя об­лака темной жидкости. Очень важен созидающий аспект паука, плетение им нити из самого себя. В «Упанишадах» он является символом саморазвития. В Библии рассматривается как знак вещей тленных и тщетных. Паук как разру­шительная сила означает другой цикл в становлении мира. Амбивалентный об­раз, означающий чередо­вание сил созидания и разрушения в космосе с преобладанием то одной, то другой, подобно концен­трическим кругам в паути­не. Как сила, поглощенная плетением смертной ло­вушки, имеет лунный аспект. Связан с Луной, с по­стоянными трансформа­циями ее формы, с сетью лунного света, набрасыва­емой ею ночью на предме­ты. Как создающий покры­вало, скрывающее подлин­ную суть явлений, вопло­щает элемент фантазии. Связан с символом ткаче­ства. И в этом смысле ассоциируется с Пенелопой, си­дящей за ткацким станком и плетущей из себя нить времени в ожидании Одиссея. С другой стороны, ассо­циируется с Парками, прядущими нить человеческой жизни и связан с идеей судьбы. Также символ пожира­ющего аспекта времени, соединяющего временное с вечным. Связан с идеей лабиринта, центр которого занят пауком, его производителем. Содержит идею колеса жизни, центром вра­щения которого является паук - потенциальный ис­точник смерти. Вариант мифа о Медузе. За этим образом стоит элемент буддийского представле­ния о жизни, как о стра­дании, а также следы гно­стического представле­ния о мире, созданном из зла и движимым злыми побуждениями. По приме­там предвещает хорошую или плохую судьбу в зави­симости от цвета [черный или белый).

«И паутины тонкий во­лос блестит на праздной полосе». Паутина блестит на солнце как радуга - ра­достный символ связи неба и земли, знак благо­воления неба к земле. В ее спиралевидной форме про­читывается идея творения. Древние видели тво­рение как сеть переплета­ющихся сил. Паутина, ас­социируемая с сетями, с неводом, несет в себе идею смертоносности. В.А..А.Р.

 Энциклопедия суеверий.

ПАУК
Если на твое лицо с потолка упадет паук — это добрая примета.
Если по пути к венцу жених и невеста увидят паука — не видать им счастья в семейной жизни.
Если ты болен лихорадкой, возьми паука и посади его в коробочку. Как только паук издохнет, вместе с ним издохнет и лихорадка. (Сомерсет).
Кроме того, паук считался превосходным средством от коклюша и астмы, особенно в Корнуолле.
В Южном Нортгемптоншире считалось, что тот, кто увидит паука среди своей одежды или рядом с собой, вскоре получит какие-то деньги.
Тораджа с Центрального Целебеса используют пауков для лечения клептомании. Знахарка кладет мешочек с пауками и крабами на ладонь человека, обуреваемого страстью к воровству, рассчитывая, что острые челюсти этих существ оставят след и на ладони, и в душе юного вора; его руки перестанут "шалить", и позорная страсть будет вырвана из его сердца, как заноза из пальца.
Может быть, это средство стоит применить и к нашим магазинным воришкам?
В русском фольклоре с пауком связано два прямо противоположных поверья.
"Паука убить — сорок грехов проститься" — "Убивать пауков — грех" Пауку, спускающемуся на паутине, надо сказать: "К гостям — поднимись, к вестям — опустись". И он укажет, что следует ожидать .

ПАУТИНА
Кровотечение тут же остановится, если приложить к ране паутину. (Повсеместно).
Разорвать паутину — к несчастью. (Старинное поверье).
Что касается первого суеверия, в старину широко распространенного среди легковерных людей, то оно, очевидно, возникло из легенды о том, что паутина скрыла младенца Иисуса от посланцев Ирода. Оно едва ли искоренено и продолжает жить во многих уголках нашей страны. И нам не раз приходилось убедиться в этом.
Второе суеверие в наше время полностью изжило себя, однако могло бы послужить превосходным оправданием для нерадивых и ленивых хозяек.
Паутина как кровоостанавливающее средство хорошо известна и в русских деревнях: "А у нас вот как останавливали кровь. Вот где паутинка, вот паук наводит, заводит, этой паутинкой накидывают это место и кровь перестает... Как обрежем палец, так скорей за паутинку, накрыли ей и всё. И ничего никогда не болело особенно" .

Энциклопедия символов

Паук

Символ зла и дьявола, ткущего паутину для душ грешников. Символ скупости и кровопийства. Символ нервного узла в человеческом теле. Племена Тропической Африки обожествляли паука как творца Вселенной (ср. Мать-ткачиха)-

Имена божественных пауков — Ананси, Дидобе, Заколо — со­храняются не только в мифах тайных обществ (совершающих обряды инициации), но и в сказках этих народов. Паук в них наделен чувством юмора, сноровкой и мудростью.

Макс Фасмер

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz