Куриный бог

Спонсор странички :

Содержание:

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

КУРИНЫЙ БОГ — камешки со сквозными отверстиями; горшок или кринка без дна, отбитое горлышко кувшина, изношенный лапоть и пр. Куриный бог служил оберегом домашней птицы. Обычно его помещали в курятнике около насеста или над ним, под стрехами хлевов; вешали его на кол во дворе и т.д. Делали это, чтобы куры хорошо неслись и были целы, чтобы домовой и кикимора не пугали, не давили и не воровали кур, не выщипывали им перья и т.д. Во многих местах горлышки от разбитых кувшинов вешали и в курятниках, и под стрехами домов, полагая, что это помешает домовому и вредить курам, и мучить скот; старые лапти вывешивали связками на скотном дворе или у входа в дом для того, чтобы уберечь скотину от сглаза.
«Курячьим богом» в некоторых местах называли также старый горшок, который вешали на высоком шесте во дворе у насестов; верили, что в этом горшке «селится дух, покровительствующий курам». Характерно то, что камню, служившему куриным богом, часто придавался антропоморфный вид: он напоминал голову с глазами, ушами, носом и просверленными ноздрями.
Для различных предметов, воплощающих собой куриного бога, была характерна необычная форма; кроме того, все они помещались на высокое, видное место, что, очевидно, должно было сразу привлечь взгляд постороннего человека, вызвать его удивление и тем самым уберечь хозяйство от сглаза. Роль куриного бога обычно выполняли старые, поломанные, вышедшие из употребления предметы; они традиционно связывались с культом мертвых. Другая характерная деталь — сквозное отверстие, отбитое дно и т.п. -позволяет усмотреть в курином боге женский эротический символ, что соответствует одной из его функций — способствовать плодовитости кур.
Помимо предметов-оберегов, «курьими богами» называли также святых Кузьму и Демьяна — покровителей кур.

 

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

ДЫРЯВЫЕ КАМНИ
Камни с естественными отверстиями в них обладают, согласно былому поверью, того или иного рода магической силой. Это в равной мере относилось к скалам, отдельно стоящим большим камням и к мелким камешкам, которые находят в земле и носят в качестве талисманов. В некоторых регионах эти верования распространялись на древние веретенные блоки, которые порой находили в земле при вспашке и назначения которых не понимали, потому что такие вещи давно уже вышли из употребления.
Знаменитый «ползучий камень» в Мэдроне, графство Корнуолл, излечивал от люмбого и прочих болей в спине, если пациент проползал сквозь него девять раз по ходу солнца. В том же приходе есть так называемый «Мен-ан-тол», и к нему прибегают мамаши для лечения своих больных детей, просовывая их в большой пролом в центральном камне этой группы. Немного на север, в Файви, графство Абердиншир, камень «Шагар» придавал сил слабым детям, которые проползали под ним. На Гебридских островах страдающие туберкулезом тоже проползали через отверстие в камне и оставляли на нем пищу в качестве жертвоприношения.
Иногда такие камни посещали в иных, чем излечение, целях. Каменный столб под названием «Камень Одина» в графстве Оркни сочетал браком тех, кто, взявшись за руки сквозь отверстие в нем, приносил друг другу клятву верности. Если впоследствии они желали развестись, им достаточно было посетить христианскую церковную службу и потом разойтись через разные двери. В Каслдермоте на церковном кладбище есть камень, который называют «Клятвенным» потому, что клятвы, принесенные, держась за руки сквозь отверстие в нем, считались самыми нерушимыми.
Эти и многочисленные схожие с ними традиции в Великобритании и других странах определялись конкретными камнями, находящимися в том или ином месте; но вот мелкие камешки с дырочками встречаются практически повсеместно. Их называли колдуньиными камнями, ведьмиными, иногда священными, а в Шотландии кобыльими. Если такой камешек носить в кармане или подвесить в изголовье кровати, то он предохранял от колдовства и от целого ряда болезней. Привязанный у входной двери, он не допускал в дом ведьм и злых духов. Если его привязать к дверному ключу или к гвоздю, на котором тот обычно висит, то камень и железо вместе составят мощную силу против несчастья. Если его подвесить над кроватью, то спящий будет избавлен от ночных кошмаров. Хинли (97) рассказывает, как он нашел такой камешек в земле под поваленным деревом, и сосед сказал ему, что это очень счастливая находка, потому что если держать его над кроватью, то никогда не будешь страдать от ревматизма.
Фермеры использовали колдуньины камни для защиты стада от чар и болезней, а также лошадей от чрезмерной потливости. Обри в «Remaines...» (9) замечает, что «...на западе Англии (и, я полагаю, почти повсеместно у нашего народа) извозчики, конюхи и коноводы действительно подвешивают кремень (в котором есть отверстие) на лошадей, которые одержимы колдовскими чарами, для защиты от оных». Они же использовались для помощи жеребящимся кобылам, а также для предотвращения покражи молока у дойных коров ведьмами с помощью своих магических средств, для защиты этих животных от эльфов и насылаемых ими болезней и от других неприятностей, естественных и сверхъестественных.
В сельском музее Эшуэлла в Херефордшире хранится дырявый кремень из близлежащей деревни. В статье Т. У. Бэгшо, опубликованной в «Фольклоре» (70, том 66, 1955), говорится, что этот амулет раньше висел в конюшне, но когда в 1850 году она сгорела и на ее месте выстроили новую, кремень забыли поместить на его старое место под стрехой. Несколько лет спустя три лошади пали от сапа, и когда обратились к коновалу, он порекомендовал использовать амулет. Кремень вернули на прежнее место, и с тех пор болезнь не повторялась. Лет тридцать назад, когда конюшню белили, хозяин велел снять и помыть кремень. Коновод отказался, заявив, что никто, как-либо связанный с фермой, не должен его снимать. В 1952 году, когда ферма была уже механизирована и лошадей на ней не было, кремень передали на хранение в музей на том, однако, условии, что снять его должен был кто-нибудь, не имеющий отношения к ферме, и что он будет немедленно возвращен, если проявятся какие-либо нежелательные последствия его удаления.

 

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz