Ключ

Спонсор странички : Видеонаблюдение - камеры видеонаблюдения EverFocus в Полтаве.

Содержание:

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

"Словарь символов" справочник  Надя Жульен изд. лтд. Урал

В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

"Вологодчина: невостребованная древность"  М.В. Суров., Вологда 2001 г.

 

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

ключи
Если у женщины все время ржавеют ключи, значит кто-то собирает деньги ей в подарок. (Графство Дарем).
Если вдень Св. Валентина девица взглянет в замочную скважину и увидит петуха с курицей, это знак, что до конца года она выйдет замуж. (Дербишир).
В доме, где лежит умирающий, нужно вынуть все ключи из замочных скважин и открыть все двери, чтобы душа без помех покинула тело. (Повсеместно).
См. также БИБЛИЯ; ЗАМКИ; СМЕРТЬ.
 

"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999

ключ
Значение ключа в практической повседневной жизни и в жизни символической очень велико. Потерял ключ, и дверь не откроешь. Победитель ждет, когда жители города принесут ключи, что означает признание его окончательной победы. Ключи, как правило, подносились завоевателю, который стоял на возвышенности, на холме. Отсюда появился символ Поклонной горы. В 1808 году, когда русские завоевали Баку, хан Гусейн Кули, бежав со своими пятьюдесятью женами, приказал заколоть кинжалом завоевателя (генерала Цинианова) в тот момент, когда ему вручали городские ключи.
Ключ в смысле родника, источника может в себе нести разные значения и целебные свойства. Сивилла, прежде чем предсказывать, купалась в источнике. Источник Гиппокрены (буквально означает лошадиный источник) - символ поэтического вдохновения. От удара копытом крылатого коня Пегаса забил ключ, воды которого, если их испить, вдохновляют на поэтические труды.
Если вернуться к обычному ключу, то подсматривание в замочную скважину есть вид метонимии, то есть наш взгляд входит в функцию ключа, он как бы открывает, проникает в закрытое помещение. Ключ - важная метафора жизни: существуют понятия «ключ к успеху», «ключ к сейфу», «ключ к женщине».

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.


ключ
Власть, сила выбора, вход, свобода действия, знание, инициация. Золотой и серебряный ключи, пересеченные по диагонали, являются эмблемой папской власти, символическими «ключами от Царствия Небесного», которые Христос передал апостолу Петру. В соответствии с традицией, Янус, охранник дверей и ворот, также держал ключи в левой руке (считалось, что он управляет переходом от дня к ночи и от зимы к лету). Хотя ключи могут как запирать, так и отпирать двери, они почти всегда являются зримыми символами доступа, освобождения и, в обрядах посвящения, последовательного продвижения от одной стадии жизни к другой (отсюда выражение «ключи от двери» во взрослый мир в 21 год). Египетский анк, похожий на ключ крест, символизирует переход к загробной жизни. Часто ключи были эмблемами должностных лиц или вольных городов. В Японии они были символом процветания, когда имелись в виду ключи от хранилища риса.


Святой Петр с ключами от ворот рая. Деталь каменного резного изображения «Сон Девы» (Нотр-Дам, Париж, XIII в.)
 

"Словарь символов" справочник  Надя Жульен изд. лтд. Урал

ключ
доступ к секрету
Ключ имеет двойную символику: запирание (сокрытие, пленение, секрет и т. д.) и открывание (доступ к секрету и свободе).
- Символ мудрости, ключ наравне с палкой является атрибутом двуликого Януса, бога солнечных ворот, которые он открывает и закрывает во время солнцестояний; ключ выполняет также функцию проводника (палка), открывающего путь к посвящению.
- Фаллический символ, ключ, вручаемый Синей Бородой женщине, открывает дверь запретной комнаты и вызывает ассоциацию с мужским половым органом. Ключ воплощает соблазн. Это также символ тайны, которую необходимо разгадать, задачи, которую нужно решить, этапа, ведущего к открытию и, в более широком смысле,— к свету.

В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

КЛЮЧ м. начально клюка, крюк, напр. которым запирается крестьянский дверной замок, засов, зубчатая задвижка. Журавли летят ключем, крюком, изломом. Вообще снаряд для запирки и отпиркн замка, состоящий из головки (кольца), трубки и бородки. Поддельный ключ, отмычка. || Снаряд или орудие для доступа к чему, для отпирки, управленья, укрепы: молоточек с трубочкой фортепианного настройщика, снаряд для заводки часов и машин, для отвертки гаек и винтов с угластыми шляпками; рычаг плющильного снаряда; зубной ключ служить для дерганья зубов. || Арх. кочеток, колышек в борту лодки, шняки, для укрепы весла (оключина, веревочный гужик; уключина, два колка или вырезка в борту, для весла). Музыкальный ключ, знак определяющий первую ноту, ступень, линейку, с которой считать начало лестницы нотной азбуки; ключ дискантовый, басовый. Ключ грамоты, азбуки, объяснение знаков письменных. Ключ местоположенья, военный ключ, высокое, крепкое место, важное для завладенья местностью. Ключ к загадке, разгадка. Ключ свода, строительное верхний и средний камень свода, который вставляется последним и замыкает свод. Ключ рудничной крепи, горн. брус, сжимающий и укрепляющий стойки. Ключ сильнее замка. Отдай ключи, а сам у ворот стучи! Ключи в кармане, а амбар сгорел. Не стучи ключами, ссора будет. Ключи на столе, к ссоре. Как ключ ко дну. Ключ границ, церк. каждая буква зрячей пасхалии, указывающая день пасхи. || Замежеванные под одну межу земли, селения; волость, вотчина, стар. и зап., поместье из нескольких сел и деревень с местечком; ключ разделен на фольварки и управляется ключвойтом, головою. Заповеда Олег дати воем на 2 т. корабль по 12 гривен на ключ. Ладейная сила Олега вероятно делилась на ключи по волостям, откуда ладьи были выставлены, или по частным начальникам над ключами, отделами людей. || Родник, водяная жила, источник, отпирающий недра земли. Ключ бьет из-под камня. Болото образуется от ключей. Подземные ключи. Пот ключом льет, а жнец свое берет. || В Тюмени, ключ называется десятое воскресенье по пасхе, народный праздник с освящением родника. Ключ, отмычка, перешло на силу, власть и на область ее; на родник, как на отомкнутое недро аемли; а как родник бьеть, кипит, то это понятие перенесено на кипень, кипящую ключем воду, откуда уже понятие о жаре. || Ключи, растен. и плод маис, пшенка, пшеничка, белоярая пшеница, кукуруза, початки, кийки. Камергерский ключ, золотой ключ на голубой ленте, жалуемый камергерам, для ношенья на пуговице при заднем кармане. Стряпчий с ключем, стар. личный служитель государя. Ходить в ключах, быть ключником. Бить ключем, о жидкости: вытекать стремительно, кипеть или волноваться сильно, взбиваясь пеною, клокотать. Ключи открылись, пск. твер. сталась кровоточа, особ. женская, ключ, твер. колодезь (Наумов). Ключи, арх. деревянные упоры для весел из больших березовых сучьев (Шейн). Всыпать крупу под ключ, заварить кашу на самом кипятке. Ключи, на косе, клеймо штирийских касим. Ключи Петровы, южн. созвездие Плеяд, утиное гнездо, бабы, стожары, волосожары. Ключ-трава, растен. башмачек, богородицына ручка, Воtrychium lunariа; || муринская трава, ефиопский шалфей, Salvia aethiopis, медвежье ухо, ранник, пушан. Ключищи мн. названье урочища, гле много ключей, родников. Ключика мн. гроздь или кисть цветочная, в которой мелкие колокольчики висят на долгих стебельках. Ключевой, к ключу относящ., прнадлежщ. Ключевая вода, родниковая. Ключевое слово, церк. ключ границ. Ключевой камень в своде, ключ. Ключевая (трава), Veronica Anagallis. Ключной, относящ. к ключу замочному, машинному, гаечному и пр. Ключевый к. ряз. тул. волостной голова. Ключистое место, обильное родниками, родничное. Ключеватый, ключистый, в меньшей степени. Ключистость, —чеватость ж. свойство, состоянье по знач. прил. Ключник м. —ница ж. кто ходит в ключах, служитель, заведующий съестными припасами в доме, погребом, а иногда и питьями. В монастырях тоже бывают ключники. Ключника нет, так и не монастырь. Ключник степенный, стар. придворный чин, заведующий столовыми приборами, прислугою и пр. Ключник с путем, такой же чиновник при поездках государя. Ключников, —ницин, им прнадлежщ. Ключничий, —нический, им свойственый. Ключничество ср. должность или званье ключника. Ключничать, занимать должность ключника, —ницы. Хорошо ли ключничается, каково ключничаете? Ключничанье ср. занятие, должность ключника. Ключарь м. духовное лицо, заведуюшее ризницею и церковною утварью. Ключарев, ему прнадлежщ.; ключарский, к нему относящ.. Ключарство ср. должность и званье ключаря. Ключарить, быть в должности ключаря. Ключевик м. растен. жабрей, львиноуст, Аntirrhinum orontium. Ключевина ж. дырочка в замке, для ключа; || пск. твер. ключ, родник, водная жила из-под земли. || Ключевое болото. Ключевка ж. арх. поваренная соль, вываренная из ключевых рассолов, не из морской воды. Вода ключевка, ключевая. || Соль-ключевка арх. соль из ближайших варниц, где много пресной воды, а из дальних она называется морянкою. Ключица ж. передняя раменная кость {задняя называется лопаткою), примыкающая ко грудной и к головке плечевой кости. || Пск. твер. кровь ключем, кровоточа у женщин. || Срубец, ящик на самое дно колодца, 5—6 венцов. Ключичный, к ключице относящ. Ключка ж. род грабель на косе, для косьбы хлеба, грабки, крюк . Ключить, гнуть крюком, кольцом, хрючить; ключить, обнимать кольцом, вокруг, огораживать, заключать; || решать, кончать. Ключиться, безличн. приключиться, случиться, стать, статься, сбыться. Включить в списки, вписать, считать в числе. Выключить, исключить, противопол. Заключить условие. Оключить остров облавой. Он отключился от нас, отделился. Приключилась беда. Соключила нас беда, горе лютое, свела, связала. Ключимый, идущий к доброму концу, способный, годный, путный, полезный, удатный. Ключимость ж. свойство, качество, состоянье ключимого.

 


"Вологодчина: невостребованная древность"  М.В. Суров., Вологда 2001 г.

В моем собрании представлено более полутора тысяч замков и ключей, изготовленных мастерами Русского Севера и в первую очередь — Вологодчины. Ни по своей конструкции, ни по своему декоративному оформлению они ни в чем не уступают изделиям замочников других районов России, а зачастую и превосходят их по степени надежности и изящества.
Тот факт, что в вологодской «глубинке» сохранилось такое огромное количество старинных замков, вовсе не случаен. В севернорусской обрядовой традиции замок и ключ занимали особое место. В первую очередь это касалось свадебного обряда: выходя из церкви после венчания, молодые переступали через положенный на порог замок, который после этого замыкали, чтобы «брак был крепким». Ключ же от замка выбрасывали в реку, как бы закрепляя тем самым нерасторжимость семейных уз (кстати, само слово «узы» обозначает «путы», «оковы», «цепи», т. е. то, что обычно сковывалось замком).
В центральных районах России аналогичный обряд совершался и после прихода жениха в дом невесты, но замок при этом выкидывался в реку вместе с ключом. На русском же Севере, в частности, на Вологодчине, ритуальные запертые замки продолжали храниться долгие годы в качестве семейных реликвий. Отсюда такая сохранность и такое обилие их в деревнях вологодской «глубинки».
В древнерусских кладах XI—XIII веков наряду с монетами часто находят запертые замки с ключами: наши далекие предки верили в то, что «запертый» таким образом клад будет недоступен для  похитителей. При погребении тела запертые замки бросали в могилу, чтобы «смерть не могла вернуться в дом». В день первого выгона скота в поле хозяин проводил животных через ворота, в которые был положен замок. Совершалось это для защиты - скота от хищников, чтобы «волчья пасть запиралась так же крепко, как замок запирается на ключ». С той же целью пастух обходил стадо в Юрьев день, держа в руках запертый замок и другие ритуальные предметы (пояс, сковородник, яйцо и т. д.).
Любопытно, что в севернорусских деревнях до середины XX века двери на замок закрывались только в том случае, если обитатели его уходили далеко и надолго. Во всех остальных случаях к притворенной двери просто приставляли лопату, помело или грабли в знак того, что в избе никого нет. Впрочем, в некоторых глухих уголках области порядок этот сохраняется и доныне...
Особенно часто замок и ключ упоминаются в русских заговорах и заклинаниях: «всем моим словам ключ и замок», «а как у замка смычки крепки, так и мои словеса крепки», «и замок замкну, и снесу замок в Окиян-море под Латырь-камень», «будьте мои слова крепче крепкого замка булатного», «к тем моим словам небо и земля — ключ и замок», «и затворю те тридесять замков, и брошу те тридесять ключей во святое Хвалынское море, и придет щука золотая, челюстью ухватит те ключи и понесет в глубину морскую, в пуповину, под колоду белодубовую».
Не обошлось без замка с ключом и в традиционных русских гаданиях. Наиболее известное из них — подслушивание в полночь под церковным замком: если девушка «слышала» венчальное пение, это означало, что в том же году она выйдет замуж, а если погребальное — то умрет.
Практиковалось на Руси и гадание ключом, по непонятной причине забытое составителями современной «Энциклопедии гаданий» (М., «Вече», 1999): старый ключ вставлялся бородкой между листами книги, которая после этого крепко-накрепко завязывалась веревкой и подвешивалась к потолку за ключевое кольцо. Если книга переворачивалась при произнесении имени одной из присутствующих при гадании девушек, это предвещало ей замужество в ближайшем году. Говорят, что в глубокой древности этим же способом узнавали виновного при выкликании имен всех подозреваемых лиц.
Фигурировали ключи и в народных приметах: «не стучи ключами, ссора будет», «ключи на столе, к ссоре». Вообще, в русском языке существует целый ряд слов с корнем «ключ»: «ключевой», «уключина», «заключение», «включиться», «приключение», «ключевая вода», «заключить», «злоключение», «отключиться». Кроме того, ключ нередко выступает в качестве отвлеченного символа: «ключ познания», «музыкальный ключ», «ключ к разгадке», «бьет ключом» и т. д. В дореволюционой России ключом на голубой ленте жаловали Камергеров Высочайшего Двора, в православных монастырях существовала должность ключника, а при церквях — ключаря, который заведовал ризницей и церковной утварью.
В русской эротической символике замок отождествлялся с женским детородным органом: о месячных девушки говорили «замки ослабели», «замки открылись». Чтобы обеспечить рождение детей, невеста целовала (грызла) церковный замок или ключ, приговаривая: «Мне брюхатеть, а тебе (т. е. мужу) прихоти носить».
Наиболее часто ключ с замком фигурируют в русских эротических «заветных» загадках, которые имели для наших предков ритуальное и магическое значение. Несмотря на откровенно «срамную» окраску этих загадок, ответы на них, как правило, были совершенно невинны и целомудренны. Во всех пяти при
веденных ниже примерах разгадка одна и та же — КЛЮЧ и ЗАМОК:
 

1. Посередь поля Стоит корова —

Дыра готова. Пришел бык,

Корову тык. Корова —

мык. Спасибо, бык!


2. Стоит баба на яру,

Растопырила дыру.

Шел Хвилька —

Пырь в дырку.


Остается лишь вспомнить эротическую символику замочной скважины, в которую так любят заглядывать современные репортеры. Как видим, даже такие сугубо утилитарные веши, как ключ и замок, в народном воображении пропитываются сексуальной символикой. Однако это вовсе не говорит о моральной распущенности русских крестьян, скорее наоборот. Русское крестьянство отличалось своей удивительной чистоплотностью, как телесной, так и душевной, и никогда не опускалось до уровня примитивной пошлости, непристойности и похабщины. Его эротика была светлой, возвышенной, солнечной в отличие от той грязной «порнухи», которой его ныне старательно «кормят» заезжие «сексуальные просветители».
«Срамные» русские песни, загадки, частушки и перегудки исполнялись в строго ограниченных временных рамках календарных и семейных обрядов, являясь своего рода «отдушинами» после напряженных периодов тяжелого и изнурительного труда.
Никакой «сексуальной закрепощенности» в русской крестьянской среде не было и в помине. Подобные утверждения являются выдумками образованных фарисеев. О половой жизни крестьяне говорили свободно, как о чем-то вполне естественном, называя вещи своими именами, и даже в русском мате в его первозданном виде не было абсолютно ничего пошлого, низкого и непристойного. Сексуальность русского крестьянина всегда была чистой, здоровой и непорочной, как и все его творчество, пропитанное удивительной солнечностью, светом, здоровьем и чистотой.



 

Ключ металлический XIX век. H=10см. D=2 см.(кольца) Найден на берегу Волги у деревни Васильки. № У/167

Ключ металлический кованный XIX век. H=23см. D=9.5 см.(кольца) .с выбитой меткой XXII. № У/168

Ключ медный кованный XVIII век. H=16,5см. D=5 см.(кольца) .№ У/169

Ключ металлический кованный XVIII век. H=27см. D=7,5 см.(кольца) . № У/170

Ключ металлический кованный XIX век. H=24,5см. D=8,3 см.(кольца) № У/171

Ключ металлический кованный XIX век. H=21,5см. D=6,8 см.(кольца) № У/193

Ключ металлический кованный XIX век. H=17см. D=6 см.(кольца) С литерой Л № У/194

Ключ металлический кованный XIX век. H=28 см. D=10,6 см.(кольца) № У/273

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz