Помело

Спонсор странички :

Содержание:

Из энциклопедии "Русская изба"

В. Даль

Энциклопедия русских примет

 

Из энциклопедии "Русская изба"

ПОМЕЛО.

Приспособление для подметания пода печи, чтобы очистить его от угля и золы перед посадкой хлебов в печь. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. Кроме бытового назначения помело широко применялось в различных обрядах. В свадебной обрядности в Курской губ. отец жениха или выбранный им сват связывали помело с кочергой перед сватовством, чтобы начатое дело имело положительный результат и «связался» предполагаемый союз (кочерга символизировала «молниеносную» палицу бога Агни, а помело — вихрь, раздувающий грозовое пламя).
В Тверской губ. ряженые с помелом и печной заслонкой ездили по улицам на следующий день после свадьбы. В Рязанской губ. существовал свадебный обычай возить по улице окрутника, называвшегося «хвастуном» (им обычно был близкий родственник невесты), которого вечером перед свадьбой наряжали в рваную одежду, давали в руки помело. Посадив в салазки, девушки возили его по деревне, стараясь опрокинуть в сугроб, а хвастун грозил им помелом и кривлялся.
В г. Чердыни помело ставили посреди экипажа в день «хлебин», второй день свадьбы, когда мужчины надевали женское платье, женщины — мужское, натирались сажей, запрягали лошадей, украшая их колокольчиками, боталами, голиками, вениками, бантами из мочала, брали печные заслонки, сковородки, гармонии и под песню съезжали со двора, направляясь к родителям и родственникам молодой, сопровождая свою поездку шумом и плясками.
Использовали помело в свадебном обряде и во время так называемых «умывок», когда свахи, наряженные чучелами, вымазанные сажей и с помелом в руках (иногда верхом на лошади), шли по деревне с кличем: «Идите нашу молодую умывать!», а также в обряде бани для молодых в первый послебрачный день (подробнее см. ухват).
В календарной обрядности помело использовали в святочных гаданиях о замужестве. На Русском Севере девушки насыпали овес под помело у печки и заклинали: «Во сне хочу увидеть своего суженого». В святочных ряжениях помело изображало лошадь, домового, русалку и кикимору. Во Владимирской губ. надевали вывороченную шубу, приделывали рога, хвост, брали помело, в Рязанской губ., чтобы изобразить русалку, одевались в рваную одежду и садились на помело. Во всех случаях помело употреблялось  как «предмет магической практики и колдовской принадлежности».
В субботу на масленичной неделе в Тульской, Пензенской и Симбирской губ. дети строили снежный городок с башнями и воротами. Построив, они делились на две команды: «охранителей», которые вооружались метлами и помельями, и «храбрецов» с палками в руках. Первые должны были охранять городок, последние — его отбить и разрушить. Иногда в этой игре принимали участие и взрослые, тогда она заканчивалась угощением и песнями. В Благовещенье между заутреней и обедней хозяйке предписывалось согнать помелом кур с насеста, тогда к Пасхе они будут хорошо нестись, В Великий четверг принято было делать новое помело (оно, по народным представлениям, обновляло печь, охраняло ее от разрушения), за ветками для его изготовления ходили с песнями в лес. Кроме того, в этот день рано утром, как говорили, «до солнышка», обнаженная женщина (обычно это делала хозяйка дома) должна была верхом на помеле объехать вокруг дома, чтобы уберечь его от нечистой силы. Во многих местах этот обряд приобрел иной смысл — его исполняли для защиты от клопов, тараканов и блох.
В Нижегородской, Костромской и Владимирской губ. во время вьюнишника (иначе — вьюницы или «окликания молодых»), происходящего в субботу или в первое воскресенье после Пасхи (так называемое кликушино воскресенье), под окнами молодых супружеских пар (тех, что вступили в брак в этот год) пелись особые песни. За исполнение подобных песен новобрачные давали детям пряники и сласти, мужчинам — яйца, пиво и мед, а женщинам — вино и закуску. В песнях, особенно детских, существовало требование подарка за пение — яйца, в случае отказа молодых поднести угощение звучала угроза: «Не дашь яйца, потеряешь молодца, мы тебя в хлеб запрем, помелом заткнем».
В Чухломском у. Костромской губ. исполнительниц вьюнишных песен возглавляла женщина верхом на помеле и с большой палкой в руке.
Требование яиц в данном случае сближало этот обряд со сбором яиц в семик, когда ряженые так же держали в руках помело, которым они отгоняли любопытных детей. На помеле ездила одна кума к другой для справления Моргостьи (так в Лихвинском у. Калужской губ. называли нарядный поезд кумы), где гостью угощали пирогами. Использовали помело и в обряде проводов русалки.
В день Козьмы и Демьяна, 1 ноября (14 ноября), в Ярославской губ. помелом и дегтем усмиряли дворового — домового, связанного с домашним скотом. Для этого брали помело, садились на лошадь, которую не жаловал дворовой, и ездили по двору, размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину», в другом варианте помело обмакивали в деготь с намерением сделать отметку на лысине дворового, с которой он уже не остается во дворе.
Особо следует отметить обряд опахивания, который был широко распространен во многих местах России и служил средством защиты животных (а также людей) от эпидемий. Во время обряда женщины и девушки деревни, тайно собравшись ночью вместе, босые, в одних только белых рубахах, с распущенными волосами, впрягались в соху и проводили ею борозду вокруг деревни; при этом необходимо было поднять сильный шум, создаваемый косами, печными заслонками, сковородами, ухватами, кочергами, щелканьем кнутов. Важным элементом обряда было помело: его либо несли в руках, либо одна из женщин ехала на нем верхом. Реже использовали зажженные лучины, пучки соломы, банные веники без листьев, череп животного, живого петуха и т. д. А также брали с собой икону, свечи и ладан в кадиле или просто в горшке с раскаленными углями. Мужчинам в обряде участвовать не разрешалось. Встречающееся на пути живое существо убивалось или забивалось до полусмерти, так как в нем видели «олицетворенную коровью смерть (эпидемию)».
В Нижегородской губ. на помеле, так же как и на хлебной лопате, перевозили при переезде в новый дом домового. На Вологодчине помело или печной крюк (кочергу) выкидывали во двор, чтобы уберечься от града.
В народной медицине помелом на Русском Севере лечили детей от полуночницы (бессонницы): «Она помелом в печи пашет, потом полуночну дерет: — Что делаешь? — Полуночну деру. — Так дери, чтобы век не была». В Мезенском у. Архангельской губ. существовал обычай наговаривания болезней на помело. Нельзя не сказать о помеле, которое используется наравне с кочергой, ухватом, хлебной лопатой, граблями для полетов ведьм и ведунов по воздуху. В данном случае помело олицетворяло собой ветер, который «метет туманы и тучи и расчищает небо». Русские ведьмы и Баба Яга, летя по воздуху в железной ступе (котле-туче), погоняя пестом или клюкою (громовою палицей), заметали след помелом. На помельях летали ведьмы на Лысую гору в Ивановскую ночь 24 июня (7 июля). Народные предания говорят о том, что, садясь на кочергу, ухват, лопату или помело, ведьмы вылетали в дымовую трубу тем же путем, каким являлись огненные змеи и нечистые духи. Ведьмино помело и само являлось обиталищем разных духов.
Говорится о помеле и в русских сказках, где оно, олицетворяя вихрь и заменяя собой топор-саморуб и диковинную палицу, устремляется на враждебные силы и, покончив с ними, возвращается в руки своего обладателя: «Где махнет помело, — там в неприятельской рати улица, что ни захватит клюка, то и в плен волочит». Упоминается помело в пословицах, поговорках, былинах, загадках. Например: «Вышла туторья из подполья, зачала золото загребать» (помело и жар в печи); «В углу, за полицей сидит стар с бородой» (помело); «У нас во дому серо поле распахано, разглажено, не сохой, не бороной, а козлиной бородой» (печной под и помело); «Побежали на лисицу девки с кокотами (вилами), бабы с помелами» (Олонецкая губ.).
Термин помело широко распространен по всей России.

ПОМЕЛЬЦЕ.
Кисть, использовавшаяся для обметания пыли. Выполнялась из связанных в пучок перьев или тряпочек.
 

В. Даль

ПОМЕЛО ср. пук мочал или тряпья, ветоши, или хвойнику, на помелище ср. для обмету печного поду, под посадку хлебов. || Помелище также увелич. помело. У бедного мужичка борода клином, у богатого помелом. Еду в лес по помелья. В подпечье, помело большак. Она замест помела в доме, в загоне. И в барском (в чистом) доме не без помела (без помела нельзя). Ноги колесом, голова помелом, руки веником. Ведьмино помело, болезненый выгон веток кучкой на дереве, или вихорево гнездо. Ведьма в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Мохры от помела, в ладанке, прогоняют лихорадку. Она там и толкач и помело, на все руки. Врет, что помелом метет. Языком, что помелом возит. Борода помело, а брюхо голо! Бабий язык — чортово помело. Во время града выкинь помело в окно: пройдет. Через помело шагать — тяжело детей рожать. || Помельце, умалит. помелишко, тряпичная, перяная или иная кисть, для обмету пыли. Помелье ср. тряпье на помело. Помельный, к помелу относящ. Помелистый, помельчатый, на помело похожий. Помельник м. арх. помело; || хвойник на помелья; || кто делает, вяжет и продает их, помещик (см. также помалывать).

Энциклопедия русских примет

помело
Если помести капусту тем помелом, которым выметали печку перед печением пасхального кулича, то черви немедленно уйдут не только с капусты, но и из огорода.
 

Рекламма :