1 сентября — Стратилат Тепляк 2 сентября — Самойлин день 3 сентября— Фаддей и Василиса 4 сентября— Агафон Огуменник 5 сентября — Лупп Брусничник 7 сентября — Тит и Варфоломей 8 сентября — Адриан Осенний и Наталья Овсяница 11 сентября - Иван постный 13 сентября — Куприянов день 14 сентября - Семенов день 15 сентября — Мамонт-Овчарник 17 сентября— Неопалимая Купина 18 сентября — Захарий и Елизавета, изгнание Кумохи 19 сентября — Михайлов день 20 сентября— Созонт, Луков день 21 сентября — Малая Пречистая, Оспожинки 23 сентября — Петр и Павел Рябинники 24 сентября— Федора-Обдера 26 сентября— Корнилов день 27 сентября - Воздвижение, здвижение 28 сентября— Никита Репорез 30 сентября— Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья |
Содержание:
"Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
Сентябрь
Месяц сентябрь
Слово: сентябрь, или септемврий — не русское; оно зашло к нашим отцам
из Византии. Коренные, славянские названия сего месяца были другие.
Наши предки называли его: рюин и рюен, малоруссы: вресень, поляки:
вржесень, чехи: заржи, словаки: грудень, сорабы: назимский, карниолъцы:
кимовц, венды: деветник, лесеник и косаперск, кроаты: ма-ломешняк,
михолчак и рюян, иллирийцы: рюян. Народное название сентября: ревун.
Первая неделя сентября у народа известна под именем семенской, вторая
Михайловской, третья никитской, четвертая дмитриевской. В старой русской
жизни сентябрь был седьмым месяцем; а когда год начали считать с
Семена-летопроводца, он был первым. С 1700 года он считается девятым.
Замечания старых людей в сентябре месяце
Наблюдения поселян о сентябре месяце сохранились в поговорках:
Батюшка-сентябрь не любит баловать. — В сентябре держись крепче за
кафтан. — Считай, баба, осень с сентября по шапкам да по лаптям. —
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь! — Хвалилися бабы да бабьим
летом на Семен-день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь. —
Зажигай огонь с сентября в избе и на поле. В сентябре одна ягода, да и
та горькая рябина. — В сентябре и лист на дереве не держится. — У
мужика в сентябре только те и праздники, что новые новины.
1. Обычаи.
Первое сентября в замосковных селениях называется бабьим летом. Там
говорят: бабье лето восемь дней. Это лето известно у чехов, сербов,
малоруссов и поляков. Малоруссы справляют свое бабыно лето. У чехов
бабье лето слывет под именем паутинного, и от чего даже произошла у них
поговорка: «Бабье лето летает (babj leto ljta)». У карпаторуссов есть
предание, что бабин мороз заморозил на Полониных горах (Альпийских)
бабу-чародейку. Бабье лето в других местах начинается с 8 сентября. В
Саратовской и Пензенской губерниях этот день называется Пашковым. Там в
это время убирают улья. В Ярославской и Вологодской губерниях тот же
день называется луковым днем. Там в это время вырывают с гряд лук и
чеснок. В Рязанской губернии он слывет Аспосовым днем. Там говорят:
Бабье лето по Аспосов день.
По погоде бабьего дня судят поселяне об осени. В Тульской губернии
замечают: если первый день бабьего лета будет ясным, то вся осень выдет
теплая и ведренная. В Костромской губернии есть свои приметы. Там, если
на бабье лето луга будут опутаны тенетником, гуси гуляют стадами,
скворцы не летят, то осень будет протяжною и ведренною. В московских
окрестностях по вечерней заре также замечают о теплой осени.
В Московской и Тульской губерниях поселяне под Семен-день тушат огонь,
кроме тепла лампадного. Едва только начнет заниматься утренняя заря,
вздувают новый огонь. В старину новый огонь добывали из сухого дерева.
Старики и старухи садились середи двора и терли сухое дерево об дерево.
Молодая невестка или девица, или сын зажигали спицею новый огонь. Этим
огнем топили печи в избах и банях, на засидках зажигали свечи и лучину.
В селах с Семена-дня зачинались бабьи работы. Дневная работа начиналась
с пеньки и льна. С раннего утра мнут и треплют пеньку, лен моют в воде и
стелят по лугам. На этот же день затыкают красна. Вечером садятся за
пряслицы и веретены. В селах с бабьего лета начинаются осенние
хороводы.
В городах на Семен-день отправляются игры, хороводы и обряды- В Туле и
Серпухове девушки хоронят мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронят
мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходят женихи
смотреть невест. Тульские девушки хоронят мух в садах в репных гробах,
а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого
погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек,
родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез
своих зватых объявить гостям: У нас-де пироги напечены и мед наварен. В
старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом.
Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их.
С первого августа начинаются у рабочих засидки, или Семенинские вечера.
На этих засидках зажигаются свечи, хозяева угощают рабочих, и весь вечер
проводится в песнях. В Киеве об этих засидках говорят: женить Семена.
Семен-день, бывший прежде первым днем нового года, отправлялся на Руси
со всеми веселиями. Московское празднество преимуществовало перед
всеми. Москвичи, собрав у себя гостей, проводили с ними всречный вечер
до петухов. Эти вечера бывали семейные: молодые и старые сходились на
Семенины посиделки к старшему в роде, с тишиною и скромностию встречать
новое лето. С посиделок отправлялись к заутрени в церковь
Симеона
Столпника. В полночь ударяла в Кремле вестовая пушка, гудел колокол на
Иване Великом и городские ворота растворялись настежь. Так новый год
возвещался на Руси. С рассветом дня москвичи спешили в Кремль, где
патриарх и царь встречали новый год в Успенском соборе. В книге,
глаголемой Потребите мирской, 1639 г., находим: «чин препровождению
лету», или «начало индикта, еже есть новое лето». Патриарх Филарет
совершал этот обряд на Ивановской площади, между Архангельским и
Благовещенским соборами. У Благовещенского собора устраивалось .
царское шатерничье место с паволоками, а патриаршеское с коврами.
Патриарх выходил, после утренней службы, из Успенского собора в
западные двери со святыми образами и духовенством и на дворе, пред
вратами, совершал молитвос-ловие. После сего царь подходил к евангелию и
принимал благословение от патриарха. Осенивши государя животворящим
крестом, спрашивал о царском здравии. Потом отправлялись на Ивановскую
площадь, где совершалось молебствие с водоосвящением. В это время
государь и патриарх стояли на своих местах. По окончании чина, патриарх
подходил к государю и приветствовал его речью:
«А государь боговенчанный, и благочестивый и христолюбивый царь и
великий князь владимирский, московский, новгородский, царь казанский,
царь астраханский, и многих государств государь и обладатель и всея
Русии самодержец! В нынешний и настоящий день праздника начало индикту,
сиречь новаго лета, соборне молили всемилостиваго, и всещедраго и
человеколюбиваго, в Троице славимаго
Бога и пречистую Его Матерь, и всех святых о вселенском устроении святых
Божиих церквей, и о вашем государеве многолетном здравии, Богом
венчанного, и благочестиваго и христолюбиваго государя нашего, царя и
великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, и о болярех, и о
христолюбивом воинстве, и о доброхотех, и о всем православном
христианстве, чтобы всемилостивый, в Троице славимый Господь Бог наш, в
нынешний и в настоящий год, и в предбудущия многая лета, вам, великому
государю, царюи великому князю Михаилу Феодоровичу всея Русии, умножил
лет живота вашего и даровал бы Господь Бог вам, великому государю, и
христолюбивому нашему воинству свыше победу, и крепость, и храбрость, и
одоление на вся видимые и невиди¬мые враги, и возвысил бы Господь Бог
вашу царскую десницу над бесерменством, и над латинством, и над всеми
иноплеменными языки, иже бранем хотящая; и покорил бы Господь Бог под
нозе ваша всякаго врага и супостата, и царство бы ваше устроил мирно и
немятежно во благоденствии и во изобилии плодов земных. Дай, Господи,
чтобы вы, государь, царь и великий князь, всея Русии самодержец, здрав
был с своею государевою царицею и великою княгинею, а с нашею великою
государынею, и с своими государевыми благородными чады, и с своими
государевыми богомольцы, с преосвященными митрополиты, с архиепископы и
епископы, и со архимандриты и игумены, и со всем освященным собором, и
с боляры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми
православными Христианы. Здравствуй, государь, нынешний год и в
предбудущия многая лета в род и род и во веки». После сего, патриарх,
осенив государя крестом и окропив его св. водою, возвращался в
Успенский собор. Государь приветствовал весь народ своим милостивым
словом. На его царские речи народ восклицал: «Здравствуй, здоров будь на
многая лета, надежа государь». Из царской казны в этот день раздавалась
милостыня бедным и нищим — молить о многолетнем здравии государя царя.
Последнее торжество летопровождения было в Москве 1699 года. Здесь
великий Петр справлял старый обычай своих предков, сидя на престоле, в
царской одежде. В 1689 году патриарх Иоаким, отправляя чин
летопровождения, поздравлял государя и говорил речь по письму. Вероятно, эта речь была одна и та же,
что говорил патриарх Филарет.
В старину, на Семен-день приезжали в Москву ставиться на суд пред
государем и его боярами. Неявившиеся на этот срочный суд считались
виноватыми. Челобитчик получал правую грамоту и по суду считался
правым. Судебная формула: копиться жалобным людям на судебный день в
Москву — известна со времен великого князя Иоанна Васильевича. Для
монастырских слуг и крестьян были три срока в году ставиться на суд:
Рождество Христово, Троицын и Семен-дни. Царь Василий Иоаннович Шуйский
в 1607 году уложил: «Если не подадут челобитья по первое сентября о
крестьянах, то, после того срока, написать их в книги за тем, за кем они
ныне живут».
Семен-день считался срочным днем для взноса оброков, даней и пошлин. С
него начинались и оканчивались все условия между поселянами и торговыми
людьми; с него отдавались в наем земли, рыбные ловли и другие угодья. В
условиях писали: «Платить оброк ежегодно на срок по Семен-день
летопроводца».
В старину наши бояре выезжали на Семен-день поохотиться за зайцами.
Выезды бывали сборные, от богатого боярина. У них было поверие, что от
Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая
затравка наводит зимою большие добычи. Выезды барские продолжались от
одной недели до двух и более, объезжали по всем островам (лесам). Для
выездов готовились запасные кушанья, наливки, меды и романеи, для
ночлегов бирались шатры. Выходя на двор, бояре садились на коней, а
псари, держа на сворах собак, кричали: Восяй! Здесь-то раздавались
заветные, охотничьи слова: Бери, бери, улю, лю, лю! Ту тут был, тут
играл, тут сметку дал.
С Семенина дня начинались запашки, особенное празднество поселян при
опахивании полей. Для этого пиршества на мирскую складчину варилась
брага, пекли пироги, убивался баран. В Костромской губернии говорят: На
Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря и вальком погоняй. В
Тверской и Новгородской губерниях говорят: На Семен-день с головней на
постатъ (пахотная полоса земли) ходи.
Костромичи говорят: На Семен-день семена выплывают долой из колосьев.
Наши предки на Семен-день перебирались в новые дома. Для сего сзывали
родных и почетных гостей. На такое новоселье хаживал сзывать гостей сам
хозяин. Первыми гостями считались тесть с тещей, сваты, дяди и кумовья.
Гости наперед присылали на новоселье хлеб-соль, по усердию и состоянию.
Тесть присылал коня любимому зятю, а теща корову для внучат. Коня
встречал зять у ворот с поклонами и почетами из полы, у крыльца кормил
ячменем и пшеницей из рукавицы, а в конюшне поил сытой медовой чрез
серебро, из ковша. Корову провожала сама теща до зятина двора. Хозяин с
хозяйкой встречали корову на дворе с поклонами и ласковым словом, у
крыльца кормили хлебом и с радостью провожали все свою буренушку до
сарая. Кум с кумой приносили на новоселье мыло и полотенце Встреча им
была в сенях, где угощали чаркою вина. Сваты приносили домашнюю птицу,
и новых переселенцев кормили на дворе овсом и гречихою. Все званые
сходились праздновать новоселье к обеду, и пиршество оканчивалось
вечером, с большими проводами гостей.
Перейдем теперь к тайной стороне новоселья, раскроем поверье наших отцов
и их заботу с новым домом. Дом готов, все отделано, все припасено, все
убрано; но не сделано важного, не исполнено нужного. Это важное, это
нужное не продается, не покупается. Об нем все старшие в доме со
страхом вспоминают. А без этого нужного, как перейти в новый дом? Как
будет жить? Давно ли были приметы у соседей, что в новом доме пропадало
и счастье, и богатство, и веселье? Если вы знаете заветные тайны наших
отцов, вы уже догадались, что в новый дом нельзя перейти без домового
дедушки. Он в старом доме берег все хозяйское добро, холил домашний
скот, радел и заботился о дворе пуще хозяйского глаза. И его ли
оставить, бросить на старом попелище? Может быть, на новом дворе
заведется лихой и грозный домовой? И вот хозяева решаются перевесть с
собою и домового дедушку. Свекровь, или бабка, или старшая нянька
отправляет с старого попелища молодую хозяйку, а сама топит печь в
последний раз. Весь жар выгребает она из печи в печурку и дожидается
в
полдня. У ней уже заранее приготовлен горшок с скатертью. Ровно в
полдень, по солнцу, свекровь кладет в горшок горячие уголья и накрывает
его скатертью. Потом растворяет двери и, обращаясь к заднему кугу,
говорит: Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье. После сего
отправляется из старого попелища на новый двор. Здесь хозяин с хозяйкой,
у растворенных ворот, ожидают уже дедушку с хлебом-солью. Подходя к
воротам, свекровь стучится в верею и спрашивает: Рады ли хозяева гостям?
Ей отвечают молодые хозяева с низкими поклонами: Милости просим,
дедушка, к нам на новое место. Свекровь идет в новые покои; впереди
несет хозяин хлеб-соль; сзади провожает хозяйка. Входя в избу, свекровь
ставит горшок на загнетку, берет скатерть и трясет ее по всем углам,
как будто выпуская домового; потом высыпает все уголья в печурку. С
восторгом и радостью садятся всею семьею за стол и едят хлеб-соль.
Горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома. Для
предосторожности, чтобы злые люди не напустили на двор лихого домового,
вешают в конюшню медвежью голову. Все это делается будто для того, чтобы
лихой не вступал в борьбу с добрым за жилое и не обессилил бы его. В
старину, на Семен-день бывали постриги и сажание на коня. Постриги
совершались в одних семействах на каждом сыне, а в других на одном
первенце. Этот древний русский обычай ныне прекращается. В наших
летописях, мы находим его в 1191 г. едва ли не в первый раз. Он тогда
был совершен над Ярославом, сыном великого князя Всеволода (Кенигсбер.
список летоп., стр. 286). Великий Всеволод III постригал сына своего
Георгия: «Быша постриги у великаго князя Всеволода Юрьева сына
Долгорукаго сыну его князю Юрию в граде Суздале; того же дни и на конь
всадиша его» (лет. по Никон, сп. т. III, стр. 226 под годом 6699). В
1230 году, «князь Михаил сотвори постриги сынови своему, Ростиславу в
Новегороде у святой Софии; и у я влас архиепископ Спиридон» (полн. собр.
русск. лит. т. III, стр. 46). Константин Всеволодович постригал сыновей
своих, Василия и Михаила, в 1213 году (лет. по Никон, сп. т. И, стр.
314). Возраст для постриг не имел определенного времени. Так, Георгий
Всеволодович, рожденный в 1189 г., был пострижен в 1191 г., следственно
на третьем году. Василий Константинович родился 1209 г., а постриги его были в 1213 г., — на
4 году. Всеволод Константинович родился в 1210 г., а постриги его были в
1213, — на 3 году. Древний обряд пострижения над великокняжескими детьми
совершался в церкви, от руки епископа. Все подробности этой старой
жизни наших отцов остаются в неизвестности. Историк Татищев передал нам
о своих современниках, и после него все стали утверждать, что постриги
на Руси прекратились. В 1840 году М. Н. Макаров в «Русских преданиях»
(кн. 3, стр. 52), рассказал, что в роде Писаревых сохранялись постриги
и сажание на коня, и что он сам то же испытал на себе. Заметим здесь:
древние постриги, вероятно, разнились в обрядах с новыми, современными
нам. Ныне совершаются постриги между старообрядцами и простым народом
более по старой привычке, нежели в воспоминание древнего обряда. Казаки
совершали постриги после сорока дней от рождения. Простой народ
совершает постриги на Семен-день, а другие в именинный день. Для сего
созывают родных, приглашают кума с кумой. После молебствия, отец подает
куму ножницы, а кум выстригает у крестника гуменцо. Выстриженные волосы
кума передает матери. Волосы зашивали в ладонку. Кум и кума выводили
своего крестника на двор, где отец ожидал их с конем, а мать
расстилала для них ковер. Здесь кум, на ковре, передавал своего
крестника отцу с ласковым словом, а отец, принимая своего сына с
поклонами, сажал на коня. После сего кум водил коня по двору за узду, а
отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его
куму; кум отдавал его из-полы своей куме с поклонами; кума с ласковым
словом вручала его матери. Наконец, отец с матерью одаривали кума с
кумой, а они крестника. Подарки кума почти всегда состояли из коня, а
кума дарила подпоясью и галицами. За обедом, на голове крестника,
разламывали кум с кумою именинный пирог, с пожеланием всякого
богатства и счастия. Наши поселяне ранее семи лет не приступают к
постригам. Первенца постригают кум с кумою, а всех других сыновей отец
с матерью, по прошествии трех лет, без всяких обрядов. Выстриженное
гуменцо сохранялось до самой смерти. В старину, на боярские постриги,
прихаживали крестьяне с челобитьем и подарками. Челобитчиков угощали
вином и именинным пирогом.
В Новгородской губернии, в селениях около Валдая, есть поверие, что на
Семен-день рыба угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается
лугом на три версты по росе. Эта рыба будто тогда смывает с себя все
болести. Наши поселяне считают угорь в числе непозволенных яств. Одна
только крайность заставляет мужика покуситься на эту рыбу, но и то с
условием: обойди наперед семь городов, и если не сыщешь никакой яствы,
тогда можно есть угорь, не касаясь головы и хвоста. Они считают его за
водяного змея, хитрого и злобного, но, за какие-то грехи, лишенного
жалить людей и зверей. При всем том колдуны употребляют его в своих
кудесах, когда нужно знать о пропаже. Тогда они кладут угорь на горячие
уголья и по прыжкам и движениям гадают, где скрыта пропажа.
8. Аспосов день.
На Аспосов день наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром
женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку осенину с
овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг ее поют
песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им
домашний скот.
В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые.
Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их
житье-бытье и поучить их уму-разуму. После сытного обеда, молодая
хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению,
должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор,
показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду
угощал пивом из бочонка.
12. Приметы. ,
В селениях Московской губернии есть поверие, что змеи с этого дня
перебираются из полей в леса и уходят в землю.
14. Приметы и обычаи.
Поселяне Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний
сохранили свои наблюдения в поговорках: Шуба за кафтаном тянется. — Гад
и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется. — Вздвиженские зазимки
мужику не беда. — Смекай баба про капусту, на Вздвиженъев день. — У
доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.
С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки — капустницы. Это
народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих
местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых
уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где
приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками.
За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест.
Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустенские
вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли
хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво,
приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог
хлебалъный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси
продолжались две недели.
15. Наблюдения.
Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными
обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках.
Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою
охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородъ, где
содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость
рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и
оканчивались вечером пирушками. Друзья охотники дарили друг друга
лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными
пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие
уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача
охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на
столе. Гость, входя в дом, после обыкновенных приветствий, угощался из
этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После
сбора всех гостей, хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на
похвальбу
своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих
красавцев все гости пили из круговой чаши вино, или мед. Хозяин
сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на
веселой пирушке заводили споры и побоища.
Поселяне сей день называют: гусепролет, гусари, репорезы. По их
замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на теплые моря. По
крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов.
Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они
говорят: Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы. — Не дремли,
баба, на репорезов день. Гусиные промышленники с этого дня начинают
скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 15
сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на
челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной
ширинкой, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца.
Челобитчиков бояре одаривали ширинками и угощали вином.
Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето
живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого
дедушку, они ночью, под 15 сентября, отрывают гусю голову и бросают
туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не
дает их в обиду. В противном случае, он мучит гусей, или изводит их.
Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по
убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый
домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет
головы, мужик виноват.
Во многих городах на этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки. В
Ярославле бывает гулянье на Никитской улице, в Москве близь Никитского
монастыря. Наши поселяне в старину приезжали с своими новинами на
ярмарки, не то чтобы для продажи, а так запросто, чтобы допытаться,
какие цены установятся на хлеб.
18. Приметы.
Наши поселяне замечают о последнем полете журавлей на теплые моря. Если
в сей день полетят журавли, то на Покров будет первый мороз. Если не случится заметить им полета журавлей,
то ожидают первого мороза не ранее 20 октября. Тогда дети и взрослые,
заметивши издали журавлей, кричат: Колесом дорога! Колесом дорога! Они
твердо уверены, что сей крик расстраивает журавлей; отвращает их от
полета на теплые моря, а с ними вместе возвращается и зима назад. В Туле
очень часто мои земляки спорили о возможности этим средством отдалить
зиму.
20. Наблюдения.
Поселяне в сей день замечают течение ветров. Так, на Онеге шелоник,
ветер, дующий с юго-запада, производит бури. Рыбаки о нем говорят: ветер
шелоник на Онеге разбойник. Другие ветры называют там: зимняк, северик,
подсеверный, меженец. Галицкие рыбаки ветер, дующий вдоль озера,
называют продольным; второй восточным от столбища, где когда-то близь
княжеского дворца стоял столб; третий средним, когда он дует с севера;
четвертый ребровским, когда он дует от села Реброва. Средний ветер,
дующий при начале ловли, по их замечаниям, приносит с собою стужу и
дождь. Северный ветер почитается у них самым опасным, а в окрестности
называется галицкими ершами. О нем рыбаки говорят: подули галицкие ерши.
На озере Селигере есть свои названия. Там попутный ветер называют:
поветер, северо-восточный: межник, меженец, противный: противень,
боковой: покаченъ, боковик. Южный ветер волжские рыбаки называют хилок и
считают его предвестником ведра. Наши степные поселяне имеют свои
названия. Сладимые ветры, дующие с юга, при начале посева, обещают
плодородие. Ветер весняк, дующий с юго-востока, разбивает почку у дерев.
О ветрах полуденном и полуночном они имеют свои поверья. Все подробности
о ветрах с их олицетворениями будут изложены в Русской народной
символике. Свежий, юго-восточный ветер на Волге называется: моряно,
моряна. Когда там говорят: «дует моряна», то это значит, что ветер дует
с моря. Там он всегда поднимает воду в Волге, что рыбаки называют
нагоном. Перекатом называют переменный, благоприятный ветер, дующий на
Каспийском море. При перекатах идет рыба на ловлю. Перекатом дошел — у
них значит: проплыл переменными, попутными ветрами в море. Сорочиком или соровчаком называется в Каспийском море ветер,
дующий с
северо-восточной стороны. Ветры на Байкальском озере имеют свои
названия. Веток есть ветер восточный, шелоник — юго-восточный,
полуденик — южный, глубник — юго-западный, горный — северо-западный,
обетонь — дующий прямо, битезь — наискось, колышенъ — зыбление воды под
ветром, пурга — вьюга и метелица с ветром и снегом, толкунцы — бурные
ветры со шквалами. На Белом море зводнями называются валы, обедником —
юго-восточный ветер, шелоником — юго-западный, полудником —
северо-западный, полуношником — северо-восточный, голымя — ветр, дующий
в открытое море. В Туле московским ветром называют северо-западный; он,
по мнению их, приносит с собою холод и дожди. Киевским величают южный;
об этом думают, что он приносит с собою теплую погоду. Может быть, со
временем, успеем привести в известность все местные названия ветров,
успеем ими заменить нашу морскую технику. Все эти ожидания скорее
исполнятся нашими потомками. Мы слишком спесивы.
21. Заревницы.
С этого дня наши бояре в старину начинали замолотки. С вечера топились
овины, около их собирались молотильщики и всю ночь проводили с песнями
и играми. С полуночи зажигались костры — заревницы и начинались
замолотки. Первый овин наши поселяне называют именинным. Для именинного
овина варят молотильщикам кашу. Садясь за завтрак, они говорят: Хозяину
хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок. Вечером бояре угощали на
своем дворе молотильщиков пирогами и брагою.
25. Приметы.
Наши поселяне по погоде сего дня замечают об установлении зимы. Первый
снег, по их наблюдениям, выпадает за 40 дней до зимы. О первом снеге
они говорят: Если выпадет первый снег на Сергиев день, то зима
установится на Михайлов день. Они думают, что первый снег выпадает от
Сергиева дня в продолжение четырех семин (недель). На основании этих
данных выводятся все их рассчеты. Числа: 5, 11 и 21 ноября и 6 декабря —
принимаются за основные
указания установки зимы. Впрочем, эти правила принадлежат местностям и
имеют свои исключения.
30. Наблюдения.
Вечером молодые бабы в степных селениях сжигают свои соломенные постели
— одни в печах, другие в овинах. Все это делается будто от призора
недоброго глаза. С этой ночи они уже спят на новых постелях. Между тем,
старушки сжигают только одни лапти. Детей купают на пороге из решета. И
это все делается в избежание будущих болезней.
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
Сентябрь Как и другие месяцы года, своим названием
сентябрь обязан Византии, где до реформы календаря Юлием Цезарем в 46 г.
до нашей эры он значился седьмым. И хотя с тех пор прошло уже более 2000
лет, первый осенний месяц, получив по воле императора девятый порядковый
номер, так и не изменил своего названия, оставшись сентябрем, что по-латински звучит как
September и означает «семь». А в Древней Руси его называли не иначе как
зоревик, хмурень, ревун и вере-сень. Видимо, потому, что в это время
года еще по-летнему синее небо все чаще затягивали тяжелые дождевые
тучи, лес по утрам содрогался от грозного рева «брачующихся» лосей, а
вереск, словно назло непогоде, вдруг начинал цвести. Но хоть и холоден
батюшка сентябрь—да сыт. «Что июль с августом не сварят — сентябрь
приберет», а «кто запаслив —тот и счастлив», недаром же говорят: «Что
осенью руками соберешь, то зимой губами подберешь». А холода не за
горами. Сентябрьское солнце, будто устав за долгое лето, все ближе к
земле льнет, темные ночи смелеют, а туманы норовят с холодными
утренниками побрататься. Но если раскатисто и по-хозяйски громко гремит
в занавешенном тучами небе сентябрьский гром — осень обещает быть
теплой. Кружащая по улицам паутина солнечные деньки предсказывает, а не
спешащие с отлетом журавли две-три недели хорошей погоды гарантируют. И
хотя говорят: «Теплая осень —к долгой зиме», поживем — увидим. |