Сентябрь

Спонсор странички : личная жизнь моносова алина леонидовна. москапстрой.

27 сентября — Воздвиженье 11 сентября— Иван Постный, Полеток 14 сентября— Семенов день 1 сентября — Стратилат Тепляк, Фекла Свекольница 2 сентября — Самойлин день 3 сентября— Фаддей и Василиса 4 сентября— Агафон Огуменник 5 сентября — Лупп Брусничник 7 сентября — Тит и Варфоломей 8 сентября — Адриан Осенний и Наталья Овсяница 13 сентября — Куприянов день 15 сентября — Мамонт-Овчарник 17 сентября— Неопалимая Купина 18 сентября — Захарий и Елизавета, изгнание Кумохи 19 сентября — Михайлов день 20 сентября— Созонт, Луков день 21 сентября — Малая Пречистая, Оспожинки 23 сентября — Петр и Павел Рябинники 24 сентября— Федора-Обдера, Замочи хвосты 26 сентября— Корнилов день 28 сентября— Никита Репорез, Гусепролет 30 сентября— Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья

1 сентября — Стратилат Тепляк
2 сентября — Самойлин день
3 сентября— Фаддей и Василиса
4 сентября— Агафон Огуменник
5 сентября — Лупп Брусничник
7 сентября — Тит и Варфоломей
8 сентября — Адриан Осенний и Наталья Овсяница
11 сентября - Иван постный
13 сентября — Куприянов день
14 сентября - Семенов день
15 сентября — Мамонт-Овчарник
17 сентября— Неопалимая Купина
18 сентября — Захарий и Елизавета, изгнание Кумохи
19 сентября — Михайлов день
20 сентября— Созонт, Луков день
21 сентября — Малая Пречистая, Оспожинки
23 сентября — Петр и Павел Рябинники
24 сентября— Федора-Обдера
26 сентября— Корнилов день
27 сентября - Воздвижение, здвижение
28 сентября— Никита Репорез
30 сентября— Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья

Содержание: 

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

 

Сентябрь

   Месяц сентябрь
   Слово: сентябрь, или септемврий — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его: рюин и рюен, малоруссы: вресень, поляки: вржесень, чехи: заржи, словаки: грудень, сорабы: назимский, карниолъцы: кимовц, венды: деветник, лесеник и косаперск, кроаты: ма-ломешняк, михолчак и рюян, иллирийцы: рюян. Народное название сентября: ревун. Первая неделя сентября у народа известна под именем семенской, вторая Михайловской, третья никитской, четвертая дмитриевской. В старой русской жизни сентябрь был седьмым месяцем; а когда год начали считать с Семена-летопроводца, он был первым. С 1700 года он считается девятым.
   Замечания старых людей в сентябре месяце
   Наблюдения поселян о сентябре месяце сохранились в поговорках: Батюшка-сентябрь не любит баловать. — В сентябре держись крепче за кафтан. — Считай, баба, осень с сентября по шапкам да по лаптям. — Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь! — Хвалилися бабы да бабьим летом на Семен-день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь. — Зажигай огонь с сентября в избе и на поле. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. — В сентябре и лист на дереве не держится. — У мужика в сентябре только те и праздники, что новые новины.
   1. Обычаи.
   Первое сентября в замосковных селениях называется бабьим летом. Там говорят: бабье лето восемь дней. Это лето известно у чехов, сербов, малоруссов и поляков. Малоруссы справляют свое бабыно лето. У чехов бабье лето слывет под именем паутинного, и от чего даже произошла у них поговорка: «Бабье лето летает (babj leto ljta)». У карпаторуссов есть предание, что бабин мороз заморозил на Полониных горах (Альпийских) бабу-чародейку. Бабье лето в других местах начинается с 8 сентября. В Саратовской и Пензенской губерниях этот день называется Пашковым. Там в это время убирают улья. В Ярославской и Вологодской губерниях тот же день называется луковым днем. Там в это время вырывают с гряд лук и чеснок. В Рязанской губернии он слывет Аспосовым днем. Там говорят: Бабье лето по Аспосов день.
По погоде бабьего дня судят поселяне об осени. В Тульской губернии замечают: если первый день бабьего лета будет ясным, то вся осень выдет теплая и ведренная. В Костромской губернии есть свои приметы. Там, если на бабье лето луга будут опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжною и ведренною. В московских окрестностях по вечерней заре также замечают о теплой осени.
   В Московской и Тульской губерниях поселяне под Семен-день тушат огонь, кроме тепла лампадного. Едва только начнет заниматься утренняя заря, вздувают новый огонь. В старину новый огонь добывали из сухого дерева. Старики и старухи садились середи двора и терли сухое дерево об дерево. Молодая невестка или девица, или сын зажигали спицею новый огонь. Этим огнем топили печи в избах и банях, на засидках зажигали свечи и лучину.
   В селах с Семена-дня зачинались бабьи работы. Дневная работа начиналась с пеньки и льна. С раннего утра мнут и треплют пеньку, лен моют в воде и стелят по лугам. На этот же день затыкают красна. Вечером садятся за пряслицы и веретены. В селах с бабьего лета начинаются осенние хороводы.
В городах на Семен-день отправляются игры, хороводы и обряды- В Туле и Серпухове девушки хоронят мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронят мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходят женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронят мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: У нас-де пироги напечены и мед наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их.
   С первого августа начинаются у рабочих засидки, или Семенинские вечера. На этих засидках зажигаются свечи, хозяева угощают рабочих, и весь вечер проводится в песнях. В Киеве об этих засидках говорят: женить Семена.
   Семен-день, бывший прежде первым днем нового года, отправлялся на Руси со всеми веселиями. Московское празднество преимуществовало перед всеми. Москвичи, собрав у себя гостей, проводили с ними всречный вечер до петухов. Эти вечера бывали семейные: молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роде, с тишиною и скромностию встречать новое лето. С посиделок отправлялись к заутрени в церковь Симеона Столпника. В полночь ударяла в Кремле вестовая пушка, гудел колокол на Иване Великом и городские ворота растворялись настежь. Так новый год возвещался на Руси. С рассветом дня москвичи спешили в Кремль, где патриарх и царь встречали новый год в Успенском соборе. В книге, глаголемой Потребите мирской, 1639 г., находим: «чин препровождению лету», или «начало индикта, еже есть новое лето». Патриарх Филарет совершал этот обряд на Ивановской площади, между Архангельским и Благовещенским соборами. У Благовещенского собора устраивалось . царское шатерничье место с паволоками, а патриаршеское с коврами. Патриарх выходил, после утренней службы, из Успенского собора в западные двери со святыми образами и духовенством и на дворе, пред вратами, совершал молитвос-ловие. После сего царь подходил к евангелию и принимал благословение от патриарха. Осенивши государя животворящим крестом, спрашивал о царском здравии. Потом отправлялись на Ивановскую площадь, где совершалось молебствие с водоосвящением. В это время государь и патриарх стояли на своих местах. По окончании чина, патриарх подходил к государю и приветствовал его речью:
   «А государь боговенчанный, и благочестивый и христолюбивый царь и великий князь владимирский, московский, новгородский, царь казанский, царь астраханский, и многих государств государь и обладатель и всея Русии самодержец! В нынешний и настоящий день праздника начало индикту, сиречь новаго лета, соборне молили всемилостиваго, и всещедраго и человеколюбиваго, в Троице славимаго Бога и пречистую Его Матерь, и всех святых о вселенском устроении святых Божиих церквей, и о вашем государеве многолетном здравии, Богом венчанного, и благочестиваго и христолюбиваго государя нашего, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, и о болярех, и о христолюбивом воинстве, и о доброхотех, и о всем православном христианстве, чтобы всемилостивый, в Троице славимый Господь Бог наш, в нынешний и в настоящий год, и в предбудущия многая лета, вам, великому государю, царюи великому князю Михаилу Феодоровичу всея Русии, умножил лет живота вашего и даровал бы Господь Бог вам, великому государю, и христолюбивому нашему воинству свыше победу, и крепость, и храбрость, и одоление на вся видимые и невиди¬мые враги, и возвысил бы Господь Бог вашу царскую десницу над бесерменством, и над латинством, и над всеми иноплеменными языки, иже бранем хотящая; и покорил бы Господь Бог под нозе ваша всякаго врага и супостата, и царство бы ваше устроил мирно и немятежно во благоденствии и во изобилии плодов земных. Дай, Господи, чтобы вы, государь, царь и великий князь, всея Русии самодержец, здрав был с своею государевою царицею и великою княгинею, а с нашею великою государынею, и с своими государевыми благородными чады, и с своими государевыми богомольцы, с преосвященными митрополиты, с архиепископы и епископы, и со архимандриты и игумены, и со всем освященным собором, и с боляры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными Христианы. Здравствуй, государь, нынешний год и в предбудущия многая лета в род и род и во веки». После сего, патриарх, осенив государя крестом и окропив его св. водою, возвращался в Успенский собор. Государь приветствовал весь народ своим милостивым словом. На его царские речи народ восклицал: «Здравствуй, здоров будь на многая лета, надежа государь». Из царской казны в этот день раздавалась милостыня бедным и нищим — молить о многолетнем здравии государя царя. Последнее торжество летопровождения было в Москве 1699 года. Здесь великий Петр справлял старый обычай своих предков, сидя на престоле, в царской одежде. В 1689 году патриарх Иоаким, отправляя чин летопровождения, поздравлял государя и говорил речь по письму. Вероятно, эта речь была одна и та же, что говорил патриарх Филарет.
   В старину, на Семен-день приезжали в Москву ставиться на суд пред государем и его боярами. Неявившиеся на этот срочный суд считались виноватыми. Челобитчик получал правую грамоту и по суду считался правым. Судебная формула: копиться жалобным людям на судебный день в Москву — известна со времен великого князя Иоанна Васильевича. Для монастырских слуг и крестьян были три срока в году ставиться на суд: Рождество Христово, Троицын и Семен-дни. Царь Василий Иоаннович Шуйский в 1607 году уложил: «Если не подадут челобитья по первое сентября о крестьянах, то, после того срока, написать их в книги за тем, за кем они ныне живут».
Семен-день считался срочным днем для взноса оброков, даней и пошлин. С него начинались и оканчивались все условия между поселянами и торговыми людьми; с него отдавались в наем земли, рыбные ловли и другие угодья. В условиях писали: «Платить оброк ежегодно на срок по Семен-день летопроводца».
В старину наши бояре выезжали на Семен-день поохотиться за зайцами. Выезды бывали сборные, от богатого боярина. У них было поверие, что от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи. Выезды барские продолжались от одной недели до двух и более, объезжали по всем островам (лесам). Для выездов готовились запасные кушанья, наливки, меды и романеи, для ночлегов бирались шатры. Выходя на двор, бояре садились на коней, а псари, держа на сворах собак, кричали: Восяй! Здесь-то раздавались заветные, охотничьи слова: Бери, бери, улю, лю, лю! Ту тут был, тут играл, тут сметку дал.
С Семенина дня начинались запашки, особенное празднество поселян при опахивании полей. Для этого пиршества на мирскую складчину варилась брага, пекли пироги, убивался баран. В Костромской губернии говорят: На Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря и вальком погоняй. В Тверской и Новгородской губерниях говорят: На Семен-день с головней на постатъ (пахотная полоса земли) ходи.
   Костромичи говорят: На Семен-день семена выплывают долой из колосьев.
Наши предки на Семен-день перебирались в новые дома. Для сего сзывали родных и почетных гостей. На такое новоселье хаживал сзывать гостей сам хозяин. Первыми гостями считались тесть с тещей, сваты, дяди и кумовья. Гости наперед присылали на новоселье хлеб-соль, по усердию и состоянию. Тесть присылал коня любимому зятю, а теща корову для внучат. Коня встречал зять у ворот с поклонами и почетами из полы, у крыльца кормил ячменем и пшеницей из рукавицы, а в конюшне поил сытой медовой чрез серебро, из ковша. Корову провожала сама теща до зятина двора. Хозяин с хозяйкой встречали корову на дворе с поклонами и ласковым словом, у крыльца кормили хлебом и с радостью провожали все свою буренушку до сарая. Кум с кумой приносили на новоселье мыло и полотенце Встреча им была в сенях, где угощали чаркою вина. Сваты приносили домашнюю птицу, и новых переселенцев кормили на дворе овсом и гречихою. Все званые сходились праздновать новоселье к обеду, и пиршество оканчивалось вечером, с большими проводами гостей.
   Перейдем теперь к тайной стороне новоселья, раскроем поверье наших отцов и их заботу с новым домом. Дом готов, все отделано, все припасено, все убрано; но не сделано важного, не исполнено нужного. Это важное, это нужное не продается, не покупается. Об нем все старшие в доме со страхом вспоминают. А без этого нужного, как перейти в новый дом? Как будет жить? Давно ли были приметы у соседей, что в новом доме пропадало и счастье, и богатство, и веселье? Если вы знаете заветные тайны наших отцов, вы уже догадались, что в новый дом нельзя перейти без домового дедушки. Он в старом доме берег все хозяйское добро, холил домашний скот, радел и заботился о дворе пуще хозяйского глаза. И его ли оставить, бросить на старом попелище? Может быть, на новом дворе заведется лихой и грозный домовой? И вот хозяева решаются перевесть с собою и домового дедушку. Свекровь, или бабка, или старшая нянька отправляет с старого попелища молодую хозяйку, а сама топит печь в последний раз. Весь жар выгребает она из печи в печурку и дожидается  в полдня. У ней уже заранее приготовлен горшок с скатертью. Ровно в полдень, по солнцу, свекровь кладет в горшок горячие уголья и накрывает его скатертью. Потом растворяет двери и, обращаясь к заднему кугу, говорит: Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье. После сего отправляется из старого попелища на новый двор. Здесь хозяин с хозяйкой, у растворенных ворот, ожидают уже дедушку с хлебом-солью. Подходя к воротам, свекровь стучится в верею и спрашивает: Рады ли хозяева гостям? Ей отвечают молодые хозяева с низкими поклонами: Милости просим, дедушка, к нам на новое место. Свекровь идет в новые покои; впереди несет хозяин хлеб-соль; сзади провожает хозяйка. Входя в избу, свекровь ставит горшок на загнетку, берет скатерть и трясет ее по всем углам, как будто выпуская домового; потом высыпает все уголья в печурку. С восторгом и радостью садятся всею семьею за стол и едят хлеб-соль. Горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома. Для предосторожности, чтобы злые люди не напустили на двор лихого домового, вешают в конюшню медвежью голову. Все это делается будто для того, чтобы лихой не вступал в борьбу с добрым за жилое и не обессилил бы его. В старину, на Семен-день бывали постриги и сажание на коня. Постриги совершались в одних семействах на каждом сыне, а в других на одном первенце. Этот древний русский обычай ныне прекращается. В наших летописях, мы находим его в 1191 г. едва ли не в первый раз. Он тогда был совершен над Ярославом, сыном великого князя Всеволода (Кенигсбер. список летоп., стр. 286). Великий Всеволод III постригал сына своего Георгия: «Быша постриги у великаго князя Всеволода Юрьева сына Долгорукаго сыну его князю Юрию в граде Суздале; того же дни и на конь всадиша его» (лет. по Никон, сп. т. III, стр. 226 под годом 6699). В 1230 году, «князь Михаил сотвори постриги сынови своему, Ростиславу в Новегороде у святой Софии; и у я влас архиепископ Спиридон» (полн. собр. русск. лит. т. III, стр. 46). Константин Всеволодович постригал сыновей своих, Василия и Михаила, в 1213 году (лет. по Никон, сп. т. И, стр. 314). Возраст для постриг не имел определенного времени. Так, Георгий Всеволодович, рожденный в 1189 г., был пострижен в 1191 г., следственно на третьем году. Василий Константинович родился 1209 г., а постриги его были в 1213 г., — на 4 году. Всеволод Константинович родился в 1210 г., а постриги его были в 1213, — на 3 году. Древний обряд пострижения над великокняжескими детьми совершался в церкви, от руки епископа. Все подробности этой старой жизни наших отцов остаются в неизвестности. Историк Татищев передал нам о своих современниках, и после него все стали утверждать, что постриги на Руси прекратились. В 1840 году М. Н. Макаров в «Русских преданиях» (кн. 3, стр. 52), рассказал, что в роде Писаревых сохранялись постриги и сажание на коня, и что он сам то же испытал на себе. Заметим здесь: древние постриги, вероятно, разнились в обрядах с новыми, современными нам. Ныне совершаются постриги между старообрядцами и простым народом более по старой привычке, нежели в воспоминание древнего обряда. Казаки совершали постриги после сорока дней от рождения. Простой народ совершает постриги на Семен-день, а другие в именинный день. Для сего созывают родных, приглашают кума с кумой. После молебствия, отец подает куму ножницы, а кум выстригает у крестника гуменцо. Выстриженные волосы кума передает матери. Волосы зашивали в ладонку. Кум и кума выводили своего крестника на двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала для них ковер. Здесь кум, на ковре, передавал своего крестника отцу с ласковым словом, а отец, принимая своего сына с поклонами, сажал на коня. После сего кум водил коня по двору за узду, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму; кум отдавал его из-полы своей куме с поклонами; кума с ласковым словом вручала его матери. Наконец, отец с матерью одаривали кума с кумой, а они крестника. Подарки кума почти всегда состояли из коня, а кума дарила подпоясью и галицами. За обедом, на голове крестника, разламывали кум с кумою именинный пирог, с пожеланием всякого богатства и счастия. Наши поселяне ранее семи лет не приступают к постригам. Первенца постригают кум с кумою, а всех других сыновей отец с матерью, по прошествии трех лет, без всяких обрядов. Выстриженное гуменцо сохранялось до самой смерти. В старину, на боярские постриги,  прихаживали крестьяне с челобитьем и подарками. Челобитчиков угощали вином и именинным пирогом.
   В Новгородской губернии, в селениях около Валдая, есть поверие, что на Семен-день рыба угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается лугом на три версты по росе. Эта рыба будто тогда смывает с себя все болести. Наши поселяне считают угорь в числе непозволенных яств. Одна только крайность заставляет мужика покуситься на эту рыбу, но и то с условием: обойди наперед семь городов, и если не сыщешь никакой яствы, тогда можно есть угорь, не касаясь головы и хвоста. Они считают его за водяного змея, хитрого и злобного, но, за какие-то грехи, лишенного жалить людей и зверей. При всем том колдуны употребляют его в своих кудесах, когда нужно знать о пропаже. Тогда они кладут угорь на горячие уголья и по прыжкам и движениям гадают, где скрыта пропажа.
   8. Аспосов день.
   На Аспосов день наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг ее поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.
В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму. После сытного обеда, молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.
   12. Приметы. ,
   В селениях Московской губернии есть поверие, что змеи с этого дня перебираются из полей в леса и уходят в землю.
   14. Приметы и обычаи.
Поселяне Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний  сохранили свои наблюдения в поговорках: Шуба за кафтаном тянется. — Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется. — Вздвиженские зазимки мужику не беда. — Смекай баба про капусту, на Вздвиженъев день. — У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.
С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки — капустницы. Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебалъный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели.
   15. Наблюдения.
   Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородъ, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками. Друзья охотники дарили друг друга лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновенных приветствий, угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей, хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу  своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино, или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища.
   Поселяне сей день называют: гусепролет, гусари, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на теплые моря. По крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов. Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они говорят: Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы. — Не дремли, баба, на репорезов день. Гусиные промышленники с этого дня начинают скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 15 сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной ширинкой, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца. Челобитчиков бояре одаривали ширинками и угощали вином.
   Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью, под 15 сентября, отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае, он мучит гусей, или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет головы, мужик виноват.
   Во многих городах на этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки. В Ярославле бывает гулянье на Никитской улице, в Москве близь Никитского монастыря. Наши поселяне в старину приезжали с своими новинами на ярмарки, не то чтобы для продажи, а так запросто, чтобы допытаться, какие цены установятся на хлеб.
   18. Приметы.
   Наши поселяне замечают о последнем полете журавлей на теплые моря. Если в сей день полетят журавли, то на Покров будет первый мороз. Если не случится заметить им полета журавлей, то ожидают первого мороза не ранее 20 октября. Тогда дети и взрослые, заметивши издали журавлей, кричат: Колесом дорога! Колесом дорога! Они твердо уверены, что сей крик расстраивает журавлей; отвращает их от полета на теплые моря, а с ними вместе возвращается и зима назад. В Туле очень часто мои земляки спорили о возможности этим средством отдалить зиму.
   20. Наблюдения.
   Поселяне в сей день замечают течение ветров. Так, на Онеге шелоник, ветер, дующий с юго-запада, производит бури. Рыбаки о нем говорят: ветер шелоник на Онеге разбойник. Другие ветры называют там: зимняк, северик, подсеверный, меженец. Галицкие рыбаки ветер, дующий вдоль озера, называют продольным; второй восточным от столбища, где когда-то близь княжеского дворца стоял столб; третий средним, когда он дует с севера; четвертый ребровским, когда он дует от села Реброва. Средний ветер, дующий при начале ловли, по их замечаниям, приносит с собою стужу и дождь. Северный ветер почитается у них самым опасным, а в окрестности называется галицкими ершами. О нем рыбаки говорят: подули галицкие ерши. На озере Селигере есть свои названия. Там попутный ветер называют: поветер, северо-восточный: межник, меженец, противный: противень, боковой: покаченъ, боковик. Южный ветер волжские рыбаки называют хилок и считают его предвестником ведра. Наши степные поселяне имеют свои названия. Сладимые ветры, дующие с юга, при начале посева, обещают плодородие. Ветер весняк, дующий с юго-востока, разбивает почку у дерев. О ветрах полуденном и полуночном они имеют свои поверья. Все подробности о ветрах с их олицетворениями будут изложены в Русской народной символике. Свежий, юго-восточный ветер на Волге называется: моряно, моряна. Когда там говорят: «дует моряна», то это значит, что ветер дует с моря. Там он всегда поднимает воду в Волге, что рыбаки называют нагоном. Перекатом называют переменный, благоприятный ветер, дующий на Каспийском море. При перекатах идет рыба на ловлю. Перекатом дошел — у них значит: проплыл переменными, попутными ветрами в море. Сорочиком или соровчаком называется в Каспийском море ветер, дующий с северо-восточной стороны. Ветры на Байкальском озере имеют свои названия. Веток есть ветер восточный, шелоник — юго-восточный, полуденик — южный, глубник — юго-западный, горный — северо-западный, обетонь — дующий прямо, битезь — наискось, колышенъ — зыбление воды под ветром, пурга — вьюга и метелица с ветром и снегом, толкунцы — бурные ветры со шквалами. На Белом море зводнями называются валы, обедником — юго-восточный ветер, шелоником — юго-западный, полудником — северо-западный, полуношником — северо-восточный, голымя — ветр, дующий в открытое море. В Туле московским ветром называют северо-западный; он, по мнению их, приносит с собою холод и дожди. Киевским величают южный; об этом думают, что он приносит с собою теплую погоду. Может быть, со временем, успеем привести в известность все местные названия ветров, успеем ими заменить нашу морскую технику. Все эти ожидания скорее исполнятся нашими потомками. Мы слишком спесивы.
   21. Заревницы.
   С этого дня наши бояре в старину начинали замолотки. С вечера топились овины, около их собирались молотильщики и всю ночь проводили с песнями и играми. С полуночи зажигались костры — заревницы и начинались замолотки. Первый овин наши поселяне называют именинным. Для именинного овина варят молотильщикам кашу. Садясь за завтрак, они говорят: Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок. Вечером бояре угощали на своем дворе молотильщиков пирогами и брагою.
   25. Приметы.
   Наши поселяне по погоде сего дня замечают об установлении зимы. Первый снег, по их наблюдениям, выпадает за 40 дней до зимы. О первом снеге они говорят: Если выпадет первый снег на Сергиев день, то зима установится на Михайлов день. Они думают, что первый снег выпадает от Сергиева дня в продолжение четырех семин (недель). На основании этих данных выводятся все их рассчеты. Числа: 5, 11 и 21 ноября и 6 декабря — принимаются за основные указания установки зимы. Впрочем, эти правила принадлежат местностям и имеют свои исключения.
   30. Наблюдения.
   Вечером молодые бабы в степных селениях сжигают свои соломенные постели — одни в печах, другие в овинах. Все это делается будто от призора недоброго глаза. С этой ночи они уже спят на новых постелях. Между тем, старушки сжигают только одни лапти. Детей купают на пороге из решета. И это все делается в избежание будущих болезней.

 


"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

Сентябрь

   Как и другие месяцы года, своим названием сентябрь обязан Византии, где до реформы календаря Юлием Цезарем в 46 г. до нашей эры он значился седьмым. И хотя с тех пор прошло уже более 2000 лет, первый осенний месяц, получив по воле императора девятый порядковый номер, так и не изменил своего названия, оставшись сентябрем, что по-латински звучит как September и означает «семь». А в Древней Руси его называли не иначе как зоревик, хмурень, ревун и вере-сень. Видимо, потому, что в это время года еще по-летнему синее небо все чаще затягивали тяжелые дождевые тучи, лес по утрам содрогался от грозного рева «брачующихся» лосей, а вереск, словно назло непогоде, вдруг начинал цвести. Но хоть и холоден батюшка сентябрь—да сыт. «Что июль с августом не сварят — сентябрь приберет», а «кто запаслив —тот и счастлив», недаром же говорят: «Что осенью руками соберешь, то зимой губами подберешь». А холода не за горами. Сентябрьское солнце, будто устав за долгое лето, все ближе к земле льнет, темные ночи смелеют, а туманы норовят с холодными утренниками побрататься. Но если раскатисто и по-хозяйски громко гремит в занавешенном тучами небе сентябрьский гром — осень обещает быть теплой. Кружащая по улицам паутина солнечные деньки предсказывает, а не спешащие с отлетом журавли две-три недели хорошей погоды гарантируют. И хотя говорят: «Теплая осень —к долгой зиме», поживем — увидим.

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz