17 сентября— Неопалимая Купина

Спонсор странички :

Содержание:

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004


17 сентября— Неопалимая Купина

   Несмотря на то что сентябрь — «пора мокропогодна», усердные прихожане в этот день заказывали молебны о сохранении домов от пожара, а людей и скот от «горючих болезней» — антонова огня, огневицы, летуч-огневика и всех прочих «пламенючих, огнем крещеных». Молились и сами, преклоня колени перед образом Богородицы Неопалимой Купины, которая на иконах изображалась стоящей поверх горящего куста с младенцем на руках.
   Этот ярко полыхающий, но не сгорающий куст являлся своего рода символом противостояния «адскому огню», который по одной из существующих версий «вырвался из недр земных» после грехопадения Адама и Евы. Посланное самим Сатаной пламя смущало легковерных кладоискателей плясками болотных огоньков, манило усталых путников вспышками холодных кладбищенских костров, раздуваемых нежитью, а более всего досаждало пожарами.
   Хотя, если не брать в расчет всех бед и несчастий, творимых огнем, за основу его происхождения можно принять другую — «небесную» версию, согласно которой огонь был послан на землю самим Богом, чтобы согреть изгнанных из рая грешников.
   Но так или иначе, а к огню на Руси относились с уважением и опаской. Затапливая печь, например, никогда не только не ругались, а даже голоса не повышали, чтобы ненароком не напугать и не разозлить «пламенного» кормильца.
   Полагая, что «в огонь плевать — весь дом обижать», пламя на свече предпочитали не задувать, а тушить пальцами. А пожар, возникший от удара молнии, и вовсе не гасили, считая его «живым», самим Господом с небес посланным. Разве что при сильной необходимости огонь могли залить молоком черной коровы. Но, как правило, мало кто и на это решался. «Божий огонь тушить — против Господа грешить».
   Другое дело обычный пожар, взявшийся из-за людской неосторожности. Его, не раздумывая, и водой заливали, и ветками хлестали, и засыпали землей. А чтобы он на другие дома не перебросился, затапливали печи, веря, что огонь против огня не выстоит.
   Не дать пожару разгуляться могла, по мнению людей знающих, и женщина «при регулах» (месячных), которая, обегая трижды вокруг горящего дома, «закольцовывала» огонь. А если такой бабы в деревне не находилось, искали человека, сохранившего за божницей Пасхальное яйцо, но лишь то, что получено было от первого встречного, с кем похристосоваться пришлось. Им трижды обносили объятый пламенем дом, перебрасывая затем через крышу или бросая в огонь, который якобы тут же и начинал стихать.
   Но если не было ни женщины подходящей, ни яйца пасхального, выходили добрые люди с иконами Неопалимой Купины, вставали вокруг горевшего дома и, вознося молитвы Богородице, с надеждой на небесное ее заступничество ждали исхода, надеясь на лучшее.
 

Реклама :

            &nbssp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz