Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
17 сентября— Неопалимая Купина
Несмотря на то что сентябрь — «пора мокропогодна»,
усердные прихожане в этот день заказывали молебны о сохранении домов от
пожара, а людей и скот от «горючих болезней» — антонова огня, огневицы,
летуч-огневика и всех прочих «пламенючих, огнем крещеных». Молились и
сами, преклоня колени перед образом Богородицы Неопалимой Купины,
которая на иконах изображалась стоящей поверх горящего куста с младенцем
на руках.
Этот ярко полыхающий, но не сгорающий куст являлся своего рода
символом противостояния «адскому огню», который по одной из существующих
версий «вырвался из недр земных» после грехопадения Адама и Евы.
Посланное самим Сатаной пламя смущало легковерных кладоискателей
плясками болотных огоньков, манило усталых путников вспышками холодных
кладбищенских костров, раздуваемых нежитью, а более всего досаждало
пожарами.
Хотя, если не брать в расчет всех бед и несчастий, творимых огнем,
за основу его происхождения можно принять другую — «небесную» версию,
согласно которой огонь был послан на землю самим Богом, чтобы согреть
изгнанных из рая грешников.
Но так или иначе, а к огню на Руси относились с уважением и
опаской. Затапливая печь, например, никогда не только не ругались, а
даже голоса не повышали, чтобы ненароком не напугать и не разозлить
«пламенного» кормильца.
Полагая, что «в огонь плевать — весь дом обижать», пламя на свече
предпочитали не задувать, а тушить пальцами. А пожар, возникший от удара
молнии, и вовсе не гасили, считая его «живым», самим Господом с небес
посланным. Разве что при сильной необходимости огонь могли залить
молоком черной коровы. Но, как правило, мало кто и на это решался.
«Божий огонь тушить — против Господа грешить».
Другое дело обычный пожар, взявшийся из-за людской неосторожности.
Его, не раздумывая, и водой заливали, и ветками хлестали, и засыпали
землей. А чтобы он на другие дома не перебросился, затапливали печи,
веря, что огонь против огня не выстоит.
Не дать пожару разгуляться могла, по мнению людей знающих, и
женщина «при регулах» (месячных), которая, обегая трижды вокруг горящего
дома, «закольцовывала» огонь. А если такой бабы в деревне не находилось,
искали человека, сохранившего за божницей Пасхальное яйцо, но лишь то,
что получено было от первого встречного, с кем похристосоваться
пришлось. Им трижды обносили объятый пламенем дом, перебрасывая затем
через крышу или бросая в огонь, который якобы тут же и начинал стихать.
Но если не было ни женщины подходящей, ни яйца пасхального,
выходили добрые люди с иконами Неопалимой Купины, вставали вокруг
горевшего дома и, вознося молитвы Богородице, с надеждой на небесное ее
заступничество ждали исхода, надеясь на лучшее.
|