Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
18 сентября — Захарий и
Елизавета, изгнание Кумохи
День этот считался одним из самых
удачных для предсказаний, гаданий и других «тайных» дел. Но все эти
приятные занятия приходилось откладывать до вечера, потому что с утра и
до полудня все от мала до велика Кумоху гоняли. А потом, набегавшись и
умаявшись, шли в баню «косточки распарить и земные грехи смыть».
Кумоха (Кумаха) в народе близкой
родственницей сестер Лихорадок слыла. И, как все представители нечистой
силы, красотой и добродетелью не отличалась. Те, кому якобы доводилось с
ней встретиться, перекрестившись и оглядевшись по сторонам, шепотом
рассказывали: «Большеглаза Кумоха и с лица худю-ща, а кожа у нее вся
синью подернута. Ходит в отрепьях, водит за собой Горе-злосчастье, а
Хвори за ней и сами бегут».
Впрочем, находились среди людей
сведущих такие, кто утверждал, что, несмотря на ее врожденное уродство,
Кумоху скорее щеголихой, нежели оборванкой назвать можно. Потому что
любит она в чужие платья рядиться и в зеркала глядеться, а более всего —
в гладь речную.
Но и те и другие сходились на том, что, кроме пакости, ждать от Кумохи
нечего. А так как она с самого Тарасия (10 марта) по земле колобродит,
никому покоя не давая, пора уже и ей честь знать.
А если не хочет Кумоха добровольно отправиться на свое постоянное
место жительство— в самую чащу темного леса, надо ее туда силой
препроводить. Чуть-что кликнув на помощь домовых, которых она как огня
боится.
Бог его знает, то ли суета людская с
криками, шумом и руганью, то ли вмешательство домовых помогало, но с
этого дня о беспокойной лесной «барышне» в деревнях не вспоминали,
считая себя свободными от ее вмешательства до самой весны.
Нелюбима и презираема была Кумоха, а
вот дети, рожденные в день ее изгнания, отличались необычайными
талантами. Считалось, например, что знают они управу на черта, лешего и
волка перехожего, а потому деревенские хозяева с радостью нанимали их в
пастухи, доверяя «кумохиным детям» любое стадо.
Да и косарями они слыли отменными, потому что одни на всю округу могли
обкосить «дальние низины и горючие лощины». А туда никто из самых
отчаянных мужиков и сунуться-то не смел. Но сено, в этих гиблых местах
добытое, не только с особой охотой поедалось скотиной, а еще и своими
целебными качествами славилось. Коровы на нем быстро «добрели», а
хозяйки с гордостью похвалялись перед соседками невиданно жирным
молоком, которое ведрами надаивали и все выдоить не могли.
Но не только подобными талантами и
трудолюбием славны были «ку-мохины дети», отличала их от прочих людей
недюжая сила, добронравие и отменное здоровье. А потому с особой охотою
шли за них замуж первые деревенские красавицы, надеясь, что при таком
муже их любая лихоманка стороной обойдет, беда минует, а бесплодица не
зацелует.
Житие святого пророка Захарии
День Пятый (18 сентября) |