Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
31 января — Афанасий-Ломонос
Холодна зима российская, а батюшка январь, уходя, свой
последний день на земле особыми морозами отмечает — афанасьевскими,
которые, как говорят в народе, «шуток шутить не любят». Так что «пришел
Афанасий Ломонос — береги щеки и нос».
Но как бы ни был суров январь напоследок, а прежней силы ему не
вернуть, да и «мороз лишь ленивых за нос хватает, а перед проворными
шапку снимает». Пережили крещенские холода, перетерпим и афанасьевские,
да и не в них дело, когда по деревням знахари
ведьм гоняют, зная, что для этого им лишь
день в году отпущен.
Ведьмы (от глагола «ведать», то есть
«знать») издавна пользовались в народе дурной славой. В повседневной
жизни их трудно было отличить от обыкновенных людей, а ночами, говорят,
они, распустив волосы, вылетали через печные трубы на
помеле,
венике или
ухвате, отправляясь на
шабаш. Там вместе с чертями и прочей
нечистью они развлекались до самого утра, танцуя спиной к спине,
пародируя церковные обряды, например, венчая ужа
с жабой, и совершая множество других
пакостей, противных духу христианского вероучения и законам природы.
Шабаши могли происходить ежедневно, но
ведьмы почему-то отдавали предпочтение
ночам с субботы на воскресенье. А главный, так сказать, итоговый
шабаш устраивался ими на
Ивана Купалу. В это время суеверные люди
предпочитали из дома не выходить, проводя вечер в молитвах и чтении
духовных книг. А для верности вывешивали на окнах пучки крапивы,
загораживали двери осиновыми деревцами, а по углам избы и над входом
рисовали кресты.
Говорят, ведьмы бывают природные и невольные. То есть одним из них
ворожба и колдовство передаются по праву рождения, а другие становятся
ими по воле случая, взяв, например, из рук умирающей ведьмы какой-то
предмет или уснув ненароком на ее перине. Считается, что природные
ведьмы рождаются с маленьким хвостиком, а у невольных его нет. Зато те и
другие обладают двойным зрением, то есть видят то, чего простые люди
нипочем не разглядят. А кроме того, они умеют летать, превращаться в
свиней, сорок, собак и черных кошек, напускать порчу, вызывать засуху
или проливные дожди.
В день Светлого
Христова Воскресенья ведьмам дается дьявольская сила,
благодаря которой они становятся невидимыми. На
Васильев вечер эти летающие на
помелах и
ухватах
особы могут украсть месяц, случайно спрятавшийся за тучку. В
Лукову ночь они пропитывают росой холсты, с
помощью которых ворожат потом над скотиною. А в канун
Егория
Вешнего ходят по дворам, срезают стружки с дверей
хлева и варят их в
подойниках,
от чего у коров вымя сохнет, а молоко пропадает.
Отличить настоящих ведьм от обыкновенных деревенских баб бывает
очень сложно. Ведь они, говорят, даже церкви посещают, простаивая всю
службу спиной к царским вратам. Но это только очень внимательный
священник может заметить и то лишь при выносе святых даров. А люди
простые используют для распознавания ведьм иные средства. Считается,
например, что если в день заговенья лечь спать с кусочком творога за
щекой, а на утро отправиться с ним в церковь, сразу среди молящихся
невольную ведьму заметишь, хотя природная так и останется невидимой.
Впрочем, и у нее слабость есть, которая настоящую ведьму с головой
выдает. Не могут или не смеют природные ведьмы считать как обыкновенные
люди: один, два, три и т.д. Им почему-то нужно так говорить: оди-он,
другиан, тройчан, черичан. Вместо цифры 5 у них получается подон, 6
звучит как лодон, 7 — сукман, 8 — дукман, 9 — левурда, а 10 — дыкса.
Если человек покалечит ненароком черную кошку, свинью или собаку, а на
утро окажется, что одна из знакомых изувечена таким же образом, можно не
сомневаться в ее ведьмацком происхождении.
Хотя люди знающие утверждают, что ранить настоящую ведьму очень
трудно, потому что, пока не запоют петухи, все удары от нее отскакивают.
Разве что бить ее тележной осью, повторяя при каждом ударе: «раз».
Сказать «два» — себя погубить, оттого что с этим словом человека при
встрече с ведьмой покидает вся сила, а вместе с ней и жизнь.
Но все же «умеючи и ведьму бьют». Только для этого нужно выбрать
подходящее время, место, а главное — найти человека, в этих вопросах
сведущего. Вот и приходится на поклон к колдунам
и знахарям идти, которые охотнее всего
берутся за это рискованное дело в день
святителя
Афанасия, заговаривая особым образом печные трубы, забивая под «князек»
осиновый клин, рассыпая по загнетке собранную из семи печей золу. А
потом отправляются они к деревенской околице, чтобы у последнего плетня,
выходящего на запад, той же заговоренной золой путь ведьме преградить.
Считается, что после этих колдовских манипуляций бежит она из деревни
куда глаза глядят или обмирает на месте, ступив ногой на рассыпанную
семипечную золу. Тут следует расстараться и для верности вбить гвоздь в
ее тень, чтобы все козни и злобные чудачества разгулявшейся ведьмы
пресечь раз и навсегда.
|