Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
В. И. Даль
"Толковый словарь живого великорусского языка"
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
6 мая — Юрьев день, Егорий Вешний, храбрый
Егорий и Юрий — имена, разницы которых наши предки не
признавали. На Руси отмечалось два Егория: один холодный —
9 декабря, а другой
голодный — б мая. И действительно, в это время пояса приходилось потуже
затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было
нечем. Но так как Егорий считался покровителем домашней скотины, к этому
дню приурочивали первый выгон скота в
поле, на весеннюю траву. Воспринимался он как большой праздник и
обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями.
Сначала, по старому обычаю, делали «соченое молоко» — чтобы узнать,
здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное и льняное семя,
перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животные, пившие это
«молоко», считались больными и в общее стадо не брались. Остальных,
наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята-подпаски сгоняли со
всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали
их всей деревней, а скотину стегали вербой, оставленной от вербной
недели, и кричали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья! Верба, хлест
— бей до слез! Бери хворостинку, выгоняй скотинку!»
Выгон проходил, как правило, на утренней зорьке. Ведь Юрьева
роса, по уверениям людей сведущих,
помогала животным стать на удивление тучными и здоровыми. В некоторых
областях России к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую
ветку: сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивала идущим вслед
за ней богатый удой.
По старинному обычаю пастухов окатывали колодезной водой, «чтоб во
все лето не дремали», а потом угощали их мирской яичницей. По вечерам в
деревнях для «коровьих поводырей» устраивался настоящий праздник:
накрывались столы, разыгрывались хороводы, пелись обрядовые песни,
которые всегда оканчивались припевами о сохранении стад.
Но как бы ни был важен первый выгон скотины на пастбище,
большинство примет, связанных с этим днем, все же обращены к
предстоящему лету и будущему урожаю: «Коли весенний Егорий с кормом, то
осенний
Никола (19 декабря) будет с мостом», то есть зима установит-,
ся, будет хороший санный путь; «Коли на Егорьев день лист в полушку, на
Ильин день клади хлеб в кадушку», «Сей рассаду на Егория,
будет щей вдоволь», «На Юрья снег — урожай на гречу, на Юрья дождь — в
грече недород», «На Юрья
роса
— будут добрые проса».
Впрочем, Юрьева роса ценилась и
за иные качества. Раньше, например, выходили в Егорьев день крестьяне на
засеянные поля служить молебен с водосвящением, окропляя нивы святой
водой. После этого мужчины и женщины катались по полю, чтобы стать
сильными и здоровыми, как «Юрьева
роса»: «Юрьева роса — от сглазу, от
семи недугов».
И еще одно любопытное предание связано в народном календаре с
Юрьевым днем. В незапамятные времена крестьяне начинали производить
торговые сделки и, по старому обычаю, нанимались в работники «с
весеннего Юрия по Семен день или по Покров». Почему, спросите вы, именно
этот временной отрезок выбирали? А дело в том, что жило в народе
предание, будто есть в Лукоморье люди, которые 9 декабря умирают, а 6
мая оживают. Перед смертью они сносят свои товары в определенное место,
где зимою соседи могли их брать за известную цену и без всякого обмана.
С обманщиками и бессовестными покупателями рассчитывались весною,
расправляясь с ними нещадно. Звались эти удивительные люди торговым
народом, а как они точный учет покупок вели — никому неведомо.
День Двадцать третий (6 мая)
Страдание святого великомученика Георгия Победоносца
В. И. Даль
"Толковый словарь живого великорусского языка"
День 6 мая, в народе, горошник; Иова горошника, росенника. Иов
росы распустил. Сеют горох; приходи
работать на белые горохи. Сею, сею, бел горох:
уродися, мой горох, и крупен, и бел, и
сам-тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье! приговаривают,
сея горох. Большая роса, либо ясный день, на
горошника, к урожаю огурцов. |