Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
В.В Усачева Магия слова и действия в народной культуре славян
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
3 января — Петр Полукорм
Еще продолжала по городам и весям шуметь и
веселиться молодежь, отмечая новогодний праздник, а хозяева
степенные отгуляв, отдохнув и выспавшись хорошенько за дела
принимались. «Мужик-проказник — работает и в праздник», ведь у
него «сердце радостно поет, а голова спать не дает». Да к тому
же Петр Полукорм напоминал о быстротечности времени, вместе с
которым стремительно таяло все, что было осенью припасено.
В подвалах, где еще месяц назад от обилия овощей, солений, варений
хозяйки с трудом разворачивались, к этому дню уже и на полках
заметно редело, и бочки с маринадами полупустыми стояли. Скудели
погреба, а «в амбарах и овинах все дошло до половины». Значит,
пришла пора подсчитать оставшееся и распределить его так, чтобы
до нового урожая хватило.
В.В Усачева Магия слова и действия в народной культуре славян
Для магического возбуждения вегетации и обеспечения роста
Конопли на Рождество,
масленицу, в первую неделю Великого поста, на
Ивана Купалу, в
Петров день прыгали с
лавок, столов, печей; поднимали или
подбрасывали вверх предметы; женщины катались с гор на санях, на
скамьях, на донцах от
прялок,
катались на лошадях
(восточные славяне); качались на качелях, танцевали с подскоками — «на
высокий лен и коноплю» (западные и южные славяне); зажигали костры и
прыгали через них — чем выше, тем лучше урожай Конопли (русские, чехи,
болгары). Чтобы Конопля выросла высокой, девушки выбирали для танцев
самого высокого парня (словаки, болгары); семена Конопли на поле несли
на плечах, т.е. высоко (белорусы). Чтобы Конопля выросла густой,
тонковолокнистой, выбирали сеятеля с густыми волосами и бородой.
Житие святого Петра,
митрополита Киевского и всея России
|