Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
7 января Рождество
По церковному преданию в ночь на 7 января (25 декабря по
старому стилю) родился Иисус Христос. Перед рождением Спасителя в
Римской империи, к которой в то время относилась и Палестина, проходила
всенародная перепись. Мария и ее муж Иосиф, как представители Давидова
рода, должны были прибыть в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои
имена в список подданных кесаря. А Назарет, где проживала тогда
супружеская чета, отделяло от Вифлеема примерно трое суток пешего пути.
Мария, ожидавшая рождения ребенка, не могла идти быстро, поэтому, когда
они подошли к городу, все постоялые дворы и гостиницы были уже
переполнены, а жители обычных домов не захотели принимать на постой
женщину «в тягостях».
Не найдя теплого пристанища в городских кварталах, Иосиф и Мария
вынуждены были остановиться на окраине Вифлеема в известковой пещере,
куда пастухи в непогоду загоняли свое стадо. В этом убогом пристанище
вдали от людей, в холодную зимнюю ночь появился на свет Иисус Христос —
будущий Спаситель человечества.
Первыми о тайне его рождения узнали находившиеся неподалеку от
вертепа (пещеры) пастухи, которым, по преданию, об этом радостном
событии возвестил спустившийся с неба ангел. А следом за пастухами в
известковую пещеру, где в яслях на соломе лежал новорожденный
Богочеловек, пришли волхвы, принадлежащие к трем разным племенам. Старец
Мельхиор — халдейский царь, Валтасар — перс по происхождению и юный
эфиоп Каспар.
Волхвы не были чародеями, как считают многие, их, по нынешним
меркам, скорее, можно назвать учеными астрономами или астрологами.
Наблюдая за небом, они стали невольными свидетелями рождения новой
удивительно яркой звезды, появившейся на небосклоне к востоку от
Вифлеема. В ней мудрецы сразу же узнали звезду, о которой прорицатель
Валаам предупреждал еще за 1450 лет до Рождества Христова. Согласно его
пророчеству, звезда должна была возвестить человечеству о рождении
истинного Царя, который станет владеть и править всем миром. Вслед за
этой загадочной и нестерпимо яркой звездой, будто указывающей им путь,
волхвы и отправились в Иудею, чтобы поздравить Богоматерь с рождением
Спасителя и возложить к его ногам свои дары: ладан, золото и смирну.
Праздник Рождества Христова считается Величайшим, Всемирным и
Радостнейшим. Рождеству предшествует сорокадневный пост, который
заканчивается Навечерием Рождества, или Сочельником. А со времен
правления римского императора Юстиниана отмечаются и зимние
рождественские святки, которые начинаются за неделю до Рождества и
продолжаются до самого Крещения. Издавна принято было первую неделю
святок называть Святые вечера, а вторую — вечера Страшные. Наверное, от
того, что народ в это время уже не столько о благочестии пекся, сколько
мирским и даже языческим наслаждениям предавался, занимаясь гаданием,
колядованием, пением подблюдных песен и хождением ряженых по домам.
Едва наставал первый святочный день Страшных вечеров, как на улице
появлялись маленькие выряжонки, в сумерки наряжались подростки, а к ночи
уже плясали, пели и «представлялись» взрослые. Девицы любили рядиться в
мужское платье, а юноши — в женское. Лица закрашивали сажей, на голову
надевали самодельные «кудельные космы», в рот вставляли вырезанные из
репы зубы, а к шапкам прикрепляли воловьи рога, превращая порой ряженого
в жуткого дьявола. Хотя не меньше любили рядиться цыганами, солдатами и
медведями. Вечером орава колядующих носилась по деревне, вваливаясь в
избы и вовлекая хозяев в свои шумные игры.
А кроме того, на Рождество жгли костры, полагая, что усопшие
родители могут возле них обогреться и что от этого огня летом непременно
пшеница уродится. Спутывали ножки столов, «привязывая» скотину ко двору.
Кормили овец первым испеченным на Рождество блином, чтобы в новом году
они здоровыми были. А курам в этот день даже зерна не давали, дабы они
летом огородов не копали. Хозяин в рождественскую ночь со двора старался
не уходить для того, чтобы ненароком «не вынести из избы достатка и
благополучия». А первого пришедшего с поздравлениями гостя принято было
на меховой тулуп сажать в надежде на большой приплод ягнят.
В разговенье, то есть первое рождественское утро нельзя было пить
за завтраком воду — иначе летом на сенокосе от жажды иссохнешь. Не
принято было в этот день заниматься «гнутой работой», то есть мастерить
обручей, полозьев, хомутов, чтобы скотина без приплода не осталась. А в
надежде на урожайный год все, как один, встречали праздник в новых
платьях.
Что же касается «природных» примет, то их на Рождество было
множество, причем все только хорошее предсказывали. Выпавший на праздник
снег — большие хлеба ворожил, звездное небо — горох сулило, иней —
богатый урожай садовых плодов предсказывал, метель пчелиных старателей
радовала, а гладкие дороги густую гречиху обещали.
Но какой бы ни случилась в этот день погода, чем бы ни заняты были
люди в светлый праздник Рождества Христова, каждый в память о том, как
отказали жители Вифлеема Богоматери в ночлеге и ужине, ставил на окошко
зажженную свечу, словно приглашал Господа и Богородицу в гости.
День Двадцать пятый (7 января)
Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
|