Содержание:
Энциклопедический словарь "Славянский мир I-XVI века" В. Д. Гладкий,
Москва Центрополиграф 2001 г.
Википедия
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Энциклопедический словарь "Славянский мир I-XVI
века" В. Д. Гладкий, Москва Центрополиграф 2001 г.
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК — в восточнославянской мифологии и
былинном эпосе антропоморфный чудовищный противник героя, поражающий
врагов страшным посвистом. Родствен Змею — рогатому Соколу (Соловью) в
белорусском эпосе. Сидя в своем гнезде (на 12 дубах и т. п.), С.-р.
преграждает дорогу (в Киев); герой (Илья Муромец в русских былинах)
поражает С.-р. в правый глаз; поединок завершается разрубанием С.-р. на
части и сожжением его, что напоминает миф о поединке громовержца с его
змеевидным противником. Само имя С.-р. связано если не генетической, то
анаграмматической связью (намеренным звуковым сходством, сопровождавшим
сходство смысловое) с именем бога Волоса, противника громовержца.
Википедия
Иван Яковлевич Билибин. Соловей-разбойник и
Илья Муромец
Реальное предположение
Вероятно, что Соловьем-Разбойником являлся реальный человек. Скорее
всего, это был князь, который проживал на острове на территории
нынешнего села Зазимье Броварского района Киевской области. Село
находится в 10-15 км от Киева, на берегу Десны (правда, за последние
пару столетий Десна ушла от села на 3 км оставив заплавные озера). Мимо
села в древние времена шла дорога на Киев из Остра по Десне и суше. А
собственно и изо всей северной Руси. Не исключено, что этот князь брал
дань у путешествующих. В свою очередь, киевскому князю явно хотелось
монополии, и он отправил разобраться рать
Ильи Муромца.
Существует и другая версия места сражения Соловья-Разбойника и Ильи
Муромца.
Ой, ты, гий еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут речка Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах,
сидит тридцать лит,
Ни конному, ни пешему пропуска нет…
Сидит Соловей-разбойник
на сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник,
Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник,
по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все
преклоняются,
А что есть людей — то все
мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой —
пятьсот есть вёрст,
Ай окольноей дорожкой —
целая тысяча.
Согласно былине Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою
от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не
пропускал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом
разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел попрыски
богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брынские, на те грязи
топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник
послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская
Илью Муромца
за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но
богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст,
засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь
спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на
девяти дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского
богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до
смерти. К востоку от города Карачева лежит село с былинным названием
Девять Дубов, что в лесах Брынских. Имеется там и речка Смородинка,
упоминаемая в былине.
Энциклопедия
Брокгауза и Ефрона
Соловей разбойник
Ахматович, Одихмантьевич, Рахматович, Рахманов — птица рахманная,
представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в
котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря. С. залег
дорогу в Киев, по которой едет
Илья Муромец; он тридцать лет никого не
пропускает, оглушая своим свистом и ревом; его гнездо на 7 дубах, но
есть у него и терем; у С. есть сыновья и дочь богатырша — "перевозница".
Илья привозит С. в Киев и за его коварство убивает его или подвергает
иной казни. В одном случае С. является помощником Ильи в бою, и его
образ сливается с представлением о С. Будимировиче. Академик Ягич
пытался объяснить происхождение С. из легенд о Соломоне, но, как доказал
проф. Вс. Ф. Миллер, для такого объяснения нет достаточных данных, а
самое производство имени С. от Соломона, при чем впоследствии явилось
представление о птице, оказывается крайне натянутым. В свою очередь,
исходя из своей восточной гипотезы, Вс. Ф. Миллер сближает С. с иранской
птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом, а в
сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к С. в образе
Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В. В.
Стасов. Проф. Халанский, сближая соответственную былину об Илье Муромце
с германскими сказаниями о Тетлейфе, видит в С. отражение образа Зигурда.
Историческую основу для представления о разбойнике Буслаев указывал в
летописном сказании о разбойнике Могуте. Вообще литературная история
типа С. до сих пор не вполне выяснена, так как во всех приведенных
построениях, рядом с ценными указаниями, заключается немало произвола.
См. Ягич, "Die christlich-mythologische Schicht in der russischen
Volksepik" ("Arch. für sl. Phil.", вып. I); Вс. Миллер, "Экскурсы" и
"Очерки"; Халанский, "Южно-славянские сказания о Кралевиче Марке";
Буслаев, "Критич. зам. на книгу Ор. Миллера" ("Ж. M. H. Пр.", часть CLIX).
А. Б.
|