21 ноября— Михайлов день

Спонсор странички :

Содержание:

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

21 ноября— Михайлов день 

   Архангела Михаила православная церковь дважды в году чтит. 19 сентября считается днем воспоминания о чуде, совершенном святым архистратигом Михаилом в Хонех. Когда, согласно преданию, архангел Михаил помешал язычникам погубить храм, построенный в его честь одним из жителей Фригии в благодарность за исцеление немой дочери. Говорят, тогда святой Михаил ударом жезла открыл в горе широкую расщелину, куда устремились воды двух горных рек, соединенных язычниками в одно русло, чтобы удвоенной силой потока смыть Михайлов храм с лица земли. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие» или «расселина».
   Что касается дня сегодняшнего, то он в православном календаре отмечается как Собор архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Причем ноябрь выбран для праздника не случайно, ведь по старому календарю год начинался с марта, а ноябрь был его девятым месяцем, что соответствует и 9 чинам Ангельским. А чины Ангельские, в свою очередь, разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. В высшую входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю иерархию составляют: Господства, Силы и Власти, а в низшей пребывают Начала, Архангелы и Ангелы.
   Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой архистратиг Михаил, чье имя в переводе с еврейского означает «Кто как Бог». В святом Писании он именуется «князем» или «вождем воинства Господня», потому что является «главным борцом с диаволом и беззаконием среди людей». А приставка «архи» указывает на его более высокое звание по сравнению с другими ангелами. Архистратиг— значит старший воин, вождь.
   Ведь именно архангелу Михаилу было поручено Господом возглавить небесное воинство, «чтобы низвергнуть в преисподние бездны земли врагов рода человеческого». Кроме того, на него возлагалась обязанность перевозить души праведных через огненную реку, отделяющую переходящую земную жизнь от загробной и вечной. И именно он — святой Михаил — принес на землю огонь, зажженный от «зениц Господних».
   На Руси архангел Михаил считается одним из самых почитаемых святых. Ему посвящено множество часовен, храмов, монастырей. А на иконах Михаил изображается с зеленой финиковой ветвью в левой руке, с копьем или огненным мечом в правой, ногами попирающим дьявола или дракона.
   Говорят, если накануне дня архистратига Михаила поститься, имя твое будет написано на престоле Господнем. Но сам праздник всегда отмечается широко, весело, хлебосольно. А почему бы не порадоваться, если хлеб уже убран и его пока более чем достаточно, деньги за часть проданного урожая еще не закончились, основные работы позади, а по деревням «одна свадьба другую переигрывает».
   Да и погода в этот день, как правило, на редкость для конца ноября теплой выдается. Недаром же в народе Михаил своими оттепелями знаменит. Но если день не туманом, а инеем начнется, скорее всего, уже к вечеру повалит с неба ледяная крупица, затейница пороша, кружась и подпрыгивая, пробежится по улицам и лягут на промерзшую землю большие сугробы снега. Что, впрочем, совсем неплохо, ведь снежная зима всегда предвестницей хорошего урожая считалась.
   Кстати, несмотря на искреннее почитание и уважение архангела Михаила, среди русского народа долгое время сохранялся обычай в этот день еще и батюшку Дворового ублажать и задабривать. Иначе мог он обидеться и к своему давнему приятелю Лешему в лес податься, а его место тут же нечистый занимал, в два счета пуская хозяйское добро по ветру. Поэтому рано утром, до восхода солнца, когда еще вся деревня спала, выносили хозяйки к дверям хлева большую чашу с пивным суслом и, ставя ее у порога, приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»
   Дворовым называли в народе бесплотное существо — дух, который в отличие от домового не за домом, а за подворьем хозяйским присматривал, все свое внимание уделяя скотине. Говорят, что он не плохо ладил с козлами и собаками, а из остальных животных больше всего отмечал своим вниманием лошадей, но только тех, что мастью напоминали цвет хозяйских волос и бороды. Лошадей другой масти нужно было проводить во двор с опаскою и не иначе как по овчинной шубе, разосланной в воротах. Но если и после этого не по нраву приходилась Дворовому хозяйская Сивка-Бурка, лучше было от нее избавиться, потому что рано или поздно до смерти изводил ее сердитый «суседко».
   Чтобы «пришлись ко двору», то есть были приняты Дворовым новорожденные телята и ягнята, их сразу после рождения подносили к устью печки. Считалось, что после этого они, пропитавшись духом родного дома, никогда не потеряются и станут для Дворового своими, то есть «домашними».
   На глаза людям Дворовой никогда не показывался. Разве что сразу после Пасхи хозяин подворья мог упросить Дворового выйти хоть на минутку для серьезного разговора. Для этого нужно было встать в дверях хлева с зажженной свечой и пасхальным яичком, поклониться и проговорить: «Дядя Дворовой, приходи ко мне, не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я,— а я тебе Христово яичко дам!» Говорят, после этого появлялся в дверях мужик — точная копия говорящего — и внимательно его просьбу выслушивал.
Как правило, хороший хозяин всегда мог с Дворовым договориться, а тот в замен лишь одного требовал: «Чтобы ни в сонной грези, ни в пьяном виде, ни отцу, ни матери, ни попу, ни разбойнику не говорить о встрече и договоре, что заключен был». Если кто-то нарушал данное Дворовому слово, он на подворье весь скот переводил, дом разорял, а обманщика порой доводил до самоубийства.
   Впрочем, человек серьезный и самостоятельный никогда бы не позволил себе данное слово нарушить, а хозяин, что сумел Дворовому угодить, жил в достатке и благополучии. Он и покупал все задешево и продавал задорого, и мороз его посевов не бил, и скотина у него не болела, и в амбарах его хлеб не переводился, а домочадцы в мире и согласии пребывали.

Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. День Восьмой (21 ноября)

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz