Варган - хомус

Спонсор странички :

Содержание:

"Шаманские практики в кланах ворона и малого лебедя" изд. Рефл-бук Москва 2001

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Большая советская энциклопедия

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

 

Варган - хомус

 

"Шаманские практики в кланах ворона и малого лебедя" изд. Рефл-бук Москва 2001

Магия хомуса

Хомус относится к тем немногочисленным музыкальным инструментам, которые с доисторических времен дошли до сегодняшнего дня в практически неизмененном виде. Родину хомуса определить затруднительно, потому что он распространен по миру очень широко. Его можно встретить во всех частях света: в Европе, Азии, Африке, Америке. Назвать точную дату зарождения этого инструмента так же невозможно. По всей видимости, первые музыкальные инструменты, сходные с хомусом по принципам игры, существовали уже в мезолите (от 12 до 9 тыс. лет назад), когда был изобретен лук. Лук был одним из ранних вариантов хомуса. При игре один его конец упирали в зубы или в верхнее небо, а другой устанавливали на земле. Извлечение звука происходило в результате удара по тетиве пальцами или от скольжения по ней палочки. Ротовая полость и горло исполнителя выполняли функцию резонатора. Подобного звучания можно было добиться и без древка лука. Для этого один из концов тетивы из жил животных нужно было зажать зубами или, сделав петлю, охватить ей один из зубов. Аналогичный способ игры сохранился и в настоящее время среди некоторых центральноамериканских племен. Вот как описывает этот прием Майерхофф: «...Рамон положил один конец тетивы из оленьей кожи в рот; затем, используя рот в качестве резонатора, зажал другой конец тетивы пальцами ног и начал ритмически издавать вибрирующие звуки, проводя по тетиве стрелой... Так он разговаривает с теми, кто впереди, — с древнейшими, которые ожидают нас». Фюрст добавляет: «Музыка "вибрирующего лука" призвана сообщить сверхъестественным существам, что к ним направляются паломники, а так же ублажить Оленя-Пейот (тотемическое животное древней Мексики, дух галлюциногенного кактуса Лофофора Вильямси)».

Рис. 15. Различные варианты хомусов: а) пластинчатые, б) дуговые

Древнейшей формой можно назвать и пластинчатые хомусы, сделанные из кости или дерева, часто - из бамбука. Они возникли, возможно, даже раньше, чем «вибрирующий лук», так как встречаются у аборигенов в Австралии, не использующих лук вообще. Такой хомус представляет собой узкую пластинку 10-15 см длиной, 1-2 см шириной и 0,2 см толщиной. Пластинка распилена на три части, по типу трезубца (см. рис. 15). При игре крайние части пластинки прижимаются к зубам или зажимаются зубами, а по средней части наносится скользящий удар пальцем свободной руки. Изменение исходящего звука осуществляется точно так же, как и при игре на луке - горлом и ротовой полостью. О древности пластинчатого хомуса говорит один из амурских мифов, повествующий о времени «когда нивхи еще ка-

Таблица 1. Наименование хомуса и его разновидности у народов Европы и Азии (по материалам Р. Галайской с добавлениями) 

Народность

Местное название хомуса

Материал изготовления

Алтайцы

Темир-комус (комос), кобыс-тюнюр

Металл

Башкиры

Агач-кубыс (кымыз) Темир-кубыз

Дерево

Металл

Белорусы

Дрымба, друмля, орган, ворган, вигран

Металл

Буряты

Хур

Металл

Венгры

Доромба

Металл

Итальянцы

Скаччиа пенсьери, марандзано

Металл

Казахи

Комыз Темир-комыз

Дерево Металл

Кеты

Пымель

Кость, дерево

Киргизы

Темир-комуз (комус)

Металл

Китайцы

Ченг

Дерево (бамбук)

Коряки

Ванни-яяй

Кость, дерево

Латыши

Варгас

Металл

Литовцы

Бандурелис, бандурка, шейвяле

Металл

Манси

Тумран Сууп-турман

Дерево Кость

Марийцы

Ковыж (комыж), кабас, кабаш, умша-ковыж

Металл

Молдаване

Дрымба, доромба

Металл

Нанайцы

Кунгха Пангапоан

Металл Металл (жесть)

Негидальцы

Конкихи

Дерево

Немцы

Маультроммель

Металл

Ненцы

Вывко

Дерево

Нивхи

Канга Выч-ранга Кунгахкеи

Дерево Металл (медь) Кость

Ороки

Кунга

Металл

Орочи

Кунган

Дерево

Русские

Варган, зубанка

Металл

Селькупы

Кызыл-пыныр, кызыл-аль-пыныр Поль-пыныр

Металл Дерево

Таджики

Чанг-кобус, темир-чанг, чанги занона

Металл

Татары

Темир-кубыс, кымыз

Металл

Тувинцы Туркмены

Демир-хомус Кулузун-хомус Ыяш-хомус, чарти-хомус

Металл Дерево (бамбук) Дерево

Таблица 1. Продолжение

Народность

Местное название хомуса

Материал изготовления

Туркмены

Кобыз

Металл

Удэге

Конгкой

Металл

Узбеки

Чанг-кобуз (кавуз), темир-чанг

Металл

Украинцы

Дрымбы, друмбля, орган, ворган

Металл

Ульчи

Панга

Металл

Филиппинцы

Кубинг

Дерево (бамбук)

Ханты

Тумра, томра

Кость, дерево

Чуваши

Варам-туна, купас, палнай, вархан

Металл

Чукчи

Ванни яяр

Кость, дерево

Эвенки

Кэнгипкэвун, конгипкавун, пангипкавун Пургин-кавун

Металл Металл Дерево

Эвены

Кункон

Дерево,     кость, металл

Эстонцы

Пармупиллъ, коннапиль

Металл

Якуты

Хомуз, хамiс

Металл

менные наконечники к стрелам делали». Тогда жил храбрый Азмун, который, увидев нужду своего народа, отправился за рыбой к духу моря Тайрнадзу. Он приплыл к жилишу Тайрнадза на спине косатки, а когда увидел, что тот спит, стал играть на кунгахкеи (нивхский вариант костяного пластинчатого хомуса). Хозяин морских глубин проснулся и, выслушав Азмуна, послал на Амур рыбу. В благодарность Азмун подарил Тайрнадзу кунгахкеи и показал, как на ней играть. «Обрадовался Тайрнадзу, в рот пластинку взял, зубами зажал, за язычок стал дергать... Загудела, зажужжала кунгахкеи то будто ветер морской, то словно прибой, то как шум деревьев, то будто птичка на заре, то как суслик свистит. Играет Тайрнадз, совсем развеселился. По дому пошел, приплясывать стал. Зашатался дом, за окном волны взбесились, водоросли морские рвутся — буря в море поднялась». С тех пор нивхи говорят о волнении моря: «Это Морской Старик, чтобы не заснуть, на кунгахкеи играет, в подводном доме своем пляшет». Звукоподражательный характер звучания хомуса отражается в некоторых его местных названиях. Эстонцы именуют его пармупилль (овод, шмель) и коннапилль (лягушка), чуваши — варамтуна (комар), киргизы — комыс (майский жук). Десятки других различных названий, зафиксированных в Азии и Европе, восходят в своем большинстве к нескольким словам: севернословянскому «варга» («губа», «уста»), южнославянскому «дрымбаты» («танцевать», «пританцовывать»), тюркскому «хомус» (музыкальный инструмент вообще), тунгусскому «кэн» («звук», «закусить зубами», «дребезжать»), полеоазиатскому «ванни» («губной») и самодийскому «выварць» («гудеть») (см. табл. 1). Для обозначения материала, из которого сделан хомус к общему термину часто добавляется соответствующее слово, например демир-хомус (тувинск. «железный хомус») или «сууп-турман» (мансийск. «костяной турман»). Иногда, в названии хомуса прослеживается и его ритуальная связь с шаманским бубном: кобыс-тюнюр (алтайск. «музыкальный бубен»), ванни яяр и ванни яяй (чукотск. и корякск. «зубной бубен»).
Металлические хомусы появились гораздо позже жильных, деревянных и костяных и, благодаря огромным звуковым преимуществам, оттеснили прочие на второй план. В начале они были похожи по форме на своих предшественников из дерева и кости. Затем возникла модификация — добавление кольца, делающего звучание более громким и выразительным. Такие хомусы получили название «дуговых» (см. рис. 15). В словаре Российской Академии Наук 1789 и 1806 годов о славянском варианте хомуса — варгане, сказано следующее: «Варган — железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиною около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущие треугольные брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску».
Пластинчатые и дуговые хомусы позднего образца получались в результате ковки металлического прута — железного, медного, бронзового или серебрянного. Их поверхность украшалась инкрустацией и выгравированными магическими символами, имеющими вид орнамента. Подобными рисунками покрывался и футляр, в котором хранился хомус. Иногда, футляр был сделан в виде тотемического животного или духа. Это изображение трактовалось, как Хранитель инструмента. Жизнь Хранителя была связана с самим хомусом, а его сила заключалась в вибрирующем звуке. Он определял принадлежность хомуса и показывал его характер. Футляр требовался для всех видов хомусов, но для пластинчатых его мог заменить кожаный чехол. Для металлических он не годился, потому что в мягком чехле могла случайно сломаться загнутая ручка язычка. Обычным материалом для производства жестких футляров было дерево. Чаще всего футляр имел две половинки, в одной из которых выбиралось отверстие точно повторяющее контуры инструмента. Вторая половина служила крышкой — скользящей по направляющим или навесной на петле.
В ритуальной практике хомус применялся наровне с бубном или даже вместо бубна. Буряты называют свой хомус «хур» и говорят, что изготавливают хур только кузнецы, ведущие происхождение от Небесного Кузнеца. Хороший хур при камлании всегда говорит правду, почему и обращают внимание на тщательность его приготовления. Одна из шаманских манипуляций с хомусом подразумевает вызов духов любых предметов и донесение до них сообщений. Для этого хомус прикладывают стороной с кольцом с какому-либо предмету и прижимают пальцем руки. Второй конец остается навесу. Пальцем другой руки наносится скользящий удар по ручке язычка (загнутый край срединной стальной полоски). Чем больше предмет, тем лучше он будет резонировать. Перемещением хомуса по поверхности предмета можно найти точку или несколько точек наиболее чистого звука, а также задать определенную мелодию. Когда точка или точки наилучшей резонации найдены, исполнитель наклоняется почти вплотную к хомусу и, направляя потоки вдыхаемого и выдыхаемого воздуха на язычок, произносит то или иное сообщение для духов. Так он вступает в связь с духом, которая может стать диалогом при условии концентрации на звуке инструмента, усиленном используемым для вызова предметом.
Привлечение дополнительного резонатора применяется и при обычной игре на хомусе, если его звук недостаточно громкий. Нивхи, желая усилить звучание, иногда привязывают свою кунгахкеи к обуху топора. К подобным действиям прибегают и другие народы, используя, как резонатор полый ствол дерева, бамбук или чашку. Во время игры исполнитель может существенно разнообразить звучание хомуса различными методами: от сокращения амплитуды колебания язычка пальцем и создания трели быстрым перемещением языка в ротовой полости до присвиста и проговаривания через хомус отдельных слов. Когда одного хомусиста спросили, что он играет, он ответил, что он не играет, а разговаривает.
В древности хомус считался священным инструментом и обязательно присутствовал на камланиях, особенно в целительских и похоронных. Бубен открывал проход между мирами, а хомус отпугивал недоброжелательных духов и призывал духов-помощников. В целительстве хомус применялся как средство, прочищающее сознание и благотворно влияющее на все силовые центры человека. Он рассматривался в роли энергетического генератора, создающего мощную вибрацию жизненной силы в ротовой полости. Согласно шаманской модели тонкопланового строения человека, на верхнем нёбе имеется выход на поверхность особого координирующего центра, отвечающего за контроль над состоянием окружающей среды и реакцией тела на получаемые из мозга сигналы. Китайская философия добавляет, что в этом месте происходит стыковка мужского энергетического канала «ду-май» с женским «жэнь-май». При игре на хомусе нарушенный энергетический баланс восстанавливается в результате замыкания так называемого «малого небесного крута». Не так давно медицинскими аспектами хомуса заинтересовались ученые разных стран, которые доказывали, что взгляды древних имеют под собой реальную практическую основу. Звук хомуса действительно гармонизирует функции всех органов человека. Лечение при помощи хомуса получило в научной среде название хомусотерапия.
Место хомуса в современной музыке, медицине и рилигии у различных народов неодинаково. Где-то он полностью забылся, где-то остался, как архаичный пережиток, в других местах приобрел иное значение. В Германии хомус долгое время считался элитным инструментом и играть на нем позволялось лишь знатным персонам. В России он использовался для развлечения низшим классом, причем преимущественно женщинами. В. Одоевский писал: «Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, как в России, где варганы составляют забаву почти каждого простолюдина». Наиболее любопытное применение хомуса нашла итальянская мафия «Коза ностра». Одно время она применяла этот инструмент как переговорное устройство, передавая сообщения по типу азбуки Морзе. После этого хомус окрестили в Сицилии «скаччиа пенсьери» — «тихий убийца».
В начале XIX века немецкий мастер И.Г. Шайблер создал на основе нескольких хомусов новый концертный инструмент и назвал его аура. Аура состояла из металлического диска с закрепленными на нем хомусами, создающими полный хроматический звукоряд. На ауре можно было играть очень сложные произведения из классического репертуара, но инструмент не прижился. Изобретение Фридриха Бушмана оказалось более удачным. В 1821 году этим берлинским мастером была сделана первая губная гармоника. В ее основе стоял ряд маленьких хомусов выстроенных по высоте звучания. Чуть позже губную гармонику снабжают мехами для подачи воздуха и получают аккордеон и баян. После распространения этих инструментов, хомус в странах Европы окончательно забывают.



Рис. 16. Фрагмент нотировки для "говорящего якутского хомуса" (хомуса вместе с голосом исполнителя)

НАИГРЫШ НА ДЕМИР-ХОМУСЕ



Рис. 17 а. Фрагменты нотировок А. Аксенова для тувинских железного и бамбукового хомусов


НАИГРЫШ НА КУЛУЗУН-ХОМУСЕ

Рис. 17 б. Фрагменты нотировок А. Аксенова для тувинских железного и бамбукового хомусов

 

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Варган — металлический народный древнерусский музыкальный инструмент. В. состоит из железного ободка, величиною с вершок и имеющего форму лиры. К нижней, широкой части прикреплена медная пластинка, проходящая вдоль инструмента и между суживающимися его верхними частями. При выходе своем из ободка, пластинка загнута крючком. В. прикладывается широкой частью к нижнему ряду зубов и придерживается играющим одной рукой и верхней губой. Играющий пропускает более сильную или слабую струю воздуха сквозь В. и в это время приводит пластинку пальцем другой руки в очень быстрое сотрясение. Инструмент этот встречается и в настоящее время среди русского народа, в особенности в поволжских губерниях. Характер звука жужжащий и не особенно приятный. Вероятно вследствие этого у русского народа существует выражение “варганить”, т.е. нестройно играть на каком-либо музыкальном инструменте. Касательно самого названия “варган” следует заметить, что оно напоминает латинское слово organum — орган. В летописях наших упоминается о В., как о военном музыкальном инструменте; но встречающееся в них слово “варганы” обозначает, вероятно, другой музыкальный инструмент, более пригодный для военной музыки, а не тот варган, о котором говорится выше. О В. упоминается в истории музыки Стаффорда (перевод Воронова, Спб., 1838) и у Фетиса (“Revue musicale”, 1832, № 14).

Н. Соловьев.
 

Большая советская энциклопедия

Варган (от лат. organum, греч. órganon — орудие; музыкальный инструмент), самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Представляет собой пластинку из дерева, кости, металла или металлическую дугу с язычком посередине. При игре В. прижимают к зубам или зажимают ими; язычок защипывают пальцем, нитью или палочкой. Рот служит подвижным резонатором; изменяя форму и объём ротовой полости, выделяют необходимые для исполнения мелодии тоны обертонового ряда. Тихий звук и небольшой квартовый или квинтовый диапазон В. ограничивают его репертуар короткими танцевальными мелодиями, традиционными наигрышами и напевами. В. распространён у многих народов Средней и Юго-Восточной Азии и Океании (пластинчатый), а также в Европе, Центральной Азии и Африке (дугообразный); бытует под различными национальными наименованиями. В конце 18 — начале 19 вв. в Европе пользовался популярностью усовершенствованный В. — аура.

Р. Б. Галайская.
 

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"


 

Варган металлический с кожаным футляром № П/007
Послушать 600 Kb

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру