Содержание:
"Шаманизм по ту сторону" . изд. Минск Плопресс 2002
"Кельтский шаман" Джон Меттьюс, изд. София ИД Гелиос
Москва 2002
"Шаманские практики в кланах ворона и малого лебедя" изд. Рефл-бук
Москва 2001
В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Большая советская
энциклопедия
"Шаманизм
по ту сторону" . изд. Минск Плопресс 2002
Самым эффективным способом входа в состояние
транса являются ритмичные удары в шаманский
бубен. Научными исследованиями было установлено, что повторяющиеся ритмы
с определенной частотой ударов могут вызвать гипнотическое состояние,
аналогичное шаманскому трансу. Ритм ударов
в бубен должен быть не постоянным, как у метронома, а плавающим: частота
ударов должна медленно уменьшаться и увеличиваться, сами удары должны
быть то громче, то тише, в зависимости от состояния сознания шамана в
данный момент. Бубны у монгольских и сибирских племен обычно имеют
довольно большой диаметр и обладают глубоким резонирующим звуком,
вибрации которого проходят сквозь тело. Часто бубен держится рядом с
лицом или над головой, так что его вибрации резонируют в голове и
верхней части тела с большой силой.
Типичный шаманский бубен состоит из круглой деревянной рамки в форме
кольца, диаметром около 50 сантиметров, обтянутой коровьей или бараньей
кожей. Кожа на барабане сильно натягивается с помощью кожаных шнуров,
которые в центре привязывают к металлическому кольцу, служащему также
ручкой. Внутри рамки прикрепляют медные монеты или зубы животных таким
образом, чтобы они звенели или гремели, когда бубен трясут. Палочка,
которой бьют в бубен, изготавливается из бамбука или кости из ноги
небольшого животного. Ручка бубна украшается с помощью полосок яркой
(обычно красного цвета) материи, символизирующих солнечные лучи. В
некоторых племенах вместо деревянной рамки используется железное кольцо
с прикрепленной к нему ручкой.
Конструкцию и украшение бубна шаман должен увидеть в особом сновидении.
Перед тем как приступить к его изготовлению, необходимо в течение
нескольких дней воздерживаться от сексуальных контактов, а перед
началом работы шаман должен хорошо вымыться.
У опытного шамана обычно есть несколько бубнов. Когда он умирает, один
из них сжигают вместе с ним, чтобы душа шамана смогла совершить на бубне
путешествие на небеса.
До или во время ритуала шаман может также
употребить наркотические
вещества. Перед началом камлания шаманы часто пьют алкогольные напитки,
а во время его делают несколько пауз, чтобы покурить табак. Практически
во всех монгольских ритуалах, как и во многих других районах Сибири,
используется можжевельник, являющийся слабым галлюциногеном при вдыхании
его дыма. Во время ритуала воздух в юрте становится весьма плотным из-за
большого количества можжевелового дыма. Как считается, священный дым
увеличивает количество хиимори и приятен для духов. Более сильным из
применяемых
Шаманские инструменты
галлюциногенов является мускарин, содержащийся в некоторых видах грибов.
Эти грибы используются в традиции монгольского и сибирского шаманизма с
незапамятных времен, причем не только во время ритуалов. Шаманы могут
употреблять их в засушенном виде, чтобы достигать экстатического
состояния между церемониями.
Еще одним путем достижения экстаза является подъем
по дереву тору. В
монгольском языке для таких понятий, как выход наружу и подъем,
используется одно и то же слово, гарах. Исследователи
предположили,
что связь между этими двумя значениями кроется в традиции шаманизма.
Совершая символический подъем по Древу Мира, шаман фактически выходит
за пределы этого мира, отправляясь в мир духов. Дерево тору девяти шагов
в высоту, и одновременно с тем, как шаман поднимается по нему все выше
и выше, пение, барабанный бой и поощрительные крики собравшихся на
церемонии людей вводят его в состояние экстатического транса. Некоторые
шаманы демонстрируют наличие контакта с миром духов, исполняя
хумей
(гортанное и полное обертонов пение), которое обычно состоит из базовой
ноты и
свистящего обертона. Именно обертоны служат доказательством наличия
контакта шамана с миром духов, в то время как его физическое тело
остается на земле (что представлено базовым тоном).
Барабаны лапландских шаманов
Как и везде, в Лапландии шаманы для вхождения в состояние транса и
поиска «правды» в других мирах использовали барабан. С его помощью они
общались с духами, спрашивая их о причинах болезней и о будущем, прося
послать удачу. Почти все из настоящих финских шаманских барабанов были
уничтожены церковью в XVII столетии.
Лапландские шаманские бубны
Священник Самуэль Рин, живший в то время, писал, что барабан помогал
шаману:
1) получить знание того, что произошло в других местах, даже весьма
отдаленных;
2) предсказывать, будет ли сопутствовать успех планам на будущее, а
также то, заболеет ли какой-либо человек;
3) находить метод лечения больного;
4) узнать, какое жертвоприношение умилостивит богов и какое животное
необходимо принести в жертву.
Изображения лапландских барабанов, нарисованные в XVII веке, показаны на
рисунке.
«Колдовской», или «лапландский», барабан делали из дерева и кожи. На ее
поверхности рисовали символы, каждый из которых служил для собственной
цели. На некоторых барабанах были изображены символы разных мест и
событий, таких как охота. На других — более новых, относящихся к
христианскому периоду, — были нарисованы рай с ангелами и ад с дьяволом.
Перед игрой на барабан клался небольшой предмет, который под
воздействием боя перемещался в какую-либо область. С помощью этого
перемещения шаман ставил свой «диагноз» или заставлял духов выполнять
то, что он хотел.
"Кельтский шаман" Джон Меттьюс, изд.
София ИД Гелиос Москва 2002
БУБНЫ И БУБЕННЫЙ БОЙ
Хорошо известно, что шаманы в большинстве
стран пользуются бубнами. Главным образом их используют в качестве
средства для изменения состояния сознания шамана; бубен помогает ему
войти в транс, и в таком состоянии
шаман может отправиться в путешествие за
пределы этого мира. Среди некоторых сохранивших шаманские традиции
народов бубен также считается продолжением тотемного животного. При этом
говорят, что шаман «едет» на бубне, который символически представляет то
животное (обычно олень,
конь или медведь),
из шкуры которого он сделан.
Факт отсутствия в кельтской литературе упоминаний об использовании бубна
можно объяснить тем, что бубен был инструментом простого народа. Более
«благородным» инструментом считалась арфа, количество упоминаний о
которой огромно.
О таких средствах изменения сознания, как темнота или пение, мы
поговорим в главе 8. И хотя нельзя отказать им в некоторой
действенности, разумно предположить, что кельтские шаманы все-таки
использовали какие-нибудь бубны, достигая с их помощью состояния транса,
из которого можно отправиться во внутренние царства.
Наиболее вероятным претендентом на роль древнего кельтского бубна
является ирландский bodhran* (что означает «песнь коровы»),
односторонний бубен, ко-
* Произносится bo:ran
торый делали из коровьей, оленьей или козлиной шкуры. Упоминания о нем
встречаются, по меньшей мере, с XVIII века, а использование его
ассоциируется с такими праздниками, как Невестин
день, или День Бригиты* (1 февраля),
Бельтан (1 мая) и день святого
Стефана (26 декабря). Эти древние церемонии
проводятся в кельтском мире и поныне. И то, что в такие важные дни
используется bodhran, делает весьма вероятным его использование и в
более древние времена, когда на Западе еще была широко распространена
шаманская практика.
Бубен такого типа можно легко сделать самому, или же купить. Такой бубен
весьма звучен. По нему можно бить как руками, так и палочками. Палочки
обычно продаются вместе с бубном, однако я не рекомендую ими
пользоваться, поскольку они не удобны для шаманского боя.
Когда вы приобретете себе бубен, его шкура будет неухоженной, поэтому,
чтобы сделать бубен упругим и предохранить его от порчи, вам потребуется
жир для смазывания кожи. Однако, возможно, вы вначале захотите
изобразить на нем символические рисунки. Это может быть уместно по двум
причинам: бубен это магический инструмент, которым вы будете много
пользоваться в своей шаманской практике, кроме того, он является
продолжением вас как шамана.
Во многих частях нашей планеты, в частности в Лапландии, шаманы
традиционно изображают на бубнах образы из своей внутренней космологии,
и вам было бы
* В английском языке слова «невеста» (bride) и «Бритта» (Brighid)
созвучны. — Прим. пер.
полезно сделать то же самое. Вы уже научились ориентироваться описанным
в главе 3 способом, и теперь вполне можете изъявить желание отобразить
священный крут и его основные точки на своем бубне так, чтобы они
составили основу карты ваших предстоящих путешествий.
Начните с простого разделенного на четверти круга (рис. 18).
Итак, у вас есть четыре четверти. В них вы можете символически
нарисовать внутренний ландшафт, по которому будете путешествовать,
отобразить свой опыт. Вы можете нарисовать одно из своих животных силы
или внутреннего проводника, которого вы встретили на своем пути, работая
с каким-то конкретным направлением. Или вы можете изобразить ландшафт,
по которому вам приходилось путешествовать, отмечая какие-либо
встретившиеся вам на пути детали. Вы также можете в абстрактной
символической манере изобразить в каждой четверти по времени года.
Приведенный на рисунке 19 пример — лишь вариант того, как может
выглядеть законченный бубен; далее в этой главе мы еще будем обсуждать,
какие символы тут можно использовать.
Некоторые организации проводят курсы, где вы можете научиться, как
сделать свой бубен самостоятельно. Этот опыт очень ценен. Ведь, сделав
бубен собственными руками, вы сможете наполнить его большей энергией.
Неплохо сочинить песнь силы, которую вы могли бы петь про себя, работая
над бубном. Вот пример:
Мой голос — бубен,
Мой друг — бубен,
Проводник — бубен
И помощник — бубен,
Приглашает бубен,
Провожает бубен,
Возвращает бубен,
Ритм песни — бубен,
Мой голос — бубен...
Для большинства первобытных народов Запада бубен представлял собой нечто
большее, чем просто инструмент для изменения состояния сознания. Он
считался также могущественным животным-помошником, чья шкура
использовалась, чтобы захватить в плен его душу
Рис. 18. Шаманский бубен
после смерти. Может быть, ныне эти представления и неуместны, но внутри
священного круга бубен, в некотором смысле, все же становится
проводником и помощником.
Приобретя себе бубен, вы должны будете совершить «ритуал оживления»,
который не только даст ему больше силы, но также отметит его вашим
личным знаком. (Следующий пример разработан для бубна из оленьей шкуры.
Если ваш бубен сделан из кожи другого животного, произведите
соответствующие замены.)
Практические навыки
ОЖИВЛЕНИЕ БУБНА
Положите бубен в центр круга. Сядьте с ним и спойте приведенную выше
(или свою собственную) песнь силы. Спустя некоторое время представьте
себе оленя, как голограмму прямо над поверхностью кожи бубна. Приложите
руки к бокам бубна и скажите:
Быстрота оленя
Сила бубна
Стань одним, стань одним, стань одним.
Будь конем моим, бубен,
Унеси меня далеко,
Унеси на своей спине,
В иные миры.
Быстрота оленя
Сила бубна
Стань одним, стань одним, стань одним.
Представьте себе, что олень «впитывается» в кожу бубна. Как только это
произойдет, семь раз мягко ударьте по бубну раскрытой ладонью. Потом
поднимите бубен и немного побаюкайте его на руках. Теперь бубен отмечен
вашим личным духовным знаком и может стать продолжением вашей шаманской
сущности.
Бубну можно найти множество применений. Например, если поставить его в
символическом центре вашего круга, он может служить портативным алтарем.
Однако главным образом он используется как средство передвижения между
мирами, как средство освобождения от цикличности времени и обретения
возможности путе-
Рис. 19. Символический пейзаж на бубне
шествовать в Иной мир. При этом используются разные ритмы, и каждый
обычно разрабатывает их для себя сам, в соответствии с личными нуждами.
Поговорка гласит: «У каждого бубна есть свой ритм». И в этом есть
значительная доля истины. Но можно с таким же успехом сказать, что «у
каждого человека есть свой ритм». Работая с бубном, вы обнаружите, что
естественно переходите к определенным ритмическим рисункам, которые
представляют собой вашу личную «подпись». Поэтому следующие ниже
замечания можно считать не более, чем отправными точками для вашей
собственной работы. Кроме того, чтобы в полной мере получить пользу от
бубна, вы должны сосредоточиться на вибрациях и моментах тишины, которые
случаются между ударами бубна. Это очень быстро вызывает именно то
состояние сознания, которое необходимо для путешествия во внутренний
мир.
Как я уже говорил ранее, существует три основных уровня кельтского
космоса: Нижний мир, Средний мир и Верхний мир. Все они связаны между
собой Великим деревом. Работая с этими царствами и путешествуя по ним, я
обнаружил особенную эффективность следующих вариантов боя:
Нижний мир: три удара, очень медленно и равномерно.
Средний мир: пять ударов, равномерно, но несколько быстрее, чем для
Нижнего мира.
Верхний мир: семь ударов, довольно быстро, но равномерно.
Эти ритмы (как и любые другие музыкальные ритмы) воздействуют на тех,
кто их слушает, по-разному. Я заметил, что уже одно намерение бить в
бубен в определенном ритме, само по себе помогает войти в состояние
транса и попасть во внутренние пространства. Однако, пользуясь бубном,
вы, вероятно, обнаружите, что у вас получаются совсем другие ритмы.
Бубен — очень важный предмет шаманского снаряжения. Он — ваш спутник,
ваш друг души и ваш проводник. Он всегда даст вам вдохновение. Так что,
взяв в руки бубен, помните, что вы держите в руках предмет, способный
наделить голосом ваши глубочайшие чувства, отправиться с вами в
важнейшие путешествия вашей жизни и стать для вас таким другом и певцом
духа, какого никогда не сможет заменить ни один человек. Со временем у
вас с вашим бубном разовьется глубочайшая связь, и он станет вашим
спутником во многих приключениях духа. Заботьтесь о нем, как о друге,
смазывайте его жиром для кожи и держите в сухости.
"Шаманские практики в кланах ворона и малого лебедя" изд. Рефл-бук
Москва 2001
Игра на барабанах и техника
передачи посланий духам
Обучение молодого шамана у старшего наставника продолжалось многие годы.
За это время молодой шаман учился понимать язык зверей, птиц и растений,
совершал свои первые путешествия в мир
*Полный вариант нахождения фигур три удара по бубну для триграмм и шесть
ударов по бубну для гексаграмм (см. соответствующую главу). — Прим. О.Д.
Рис. 100. Священные символы на саамских бубнах. Рисунок 1674 года
Рис. 101. Предсказание на бубне амба-шамана Элъвиля. Фото из архива ОИП
"Мезосознание а"
духов, толковал предсказательные знаки и постигал азы искусства игры на
музыкальных инструментах. Исполнение священной музыки было подчинено
очень жестким правилам. Любая оплошность или вольность была абсолютно
недопустима, потому что каждый звук был наполнен глубоким смыслом, а
череда звуков, извлеченных в определенной последовательности,
рассматривалась как послание духам. Строгость к ученику со стороны
учителя оправдывалась тем, что если уже будучи посвященным
новоиспеченный шаман допускал ошибки в
игре, его могли жестоко покарать. Например, в Африке за плохую игру на
барабанах могли даже отрубить руки.
Согласно представлениям некоторых африканских племен, человека научил
правильно бить в барабан дух, живущий на Луне. Его можно увидеть в
полнолуние в виде антропоморфной фигуры, держащей над головой барабанные
палочки. Когда его руки опускались - барабанщик умирал, а его душа
оставалась жить в инструменте. Поэтому у ряда народов барабанщика (или
играющего на бубне сибирского шамана) хоронили вместе с инструментом.
Его боем он прокладывал себе путь в обитель предков. Бой барабана
прекрасно разносится на многие километры, особенно если барабанщик
играет на берегу реки. Средний радиус действия африканского сигнального
барабана составляет 10 километров днем и 12-14 ночью. Но встречаются
барабаны, которые можно услышать, находясь от них за 40 километров.
Такой барабан до недавнего времени стоял у водопада Стенли на Конго. На
этот счет у говорящих на суахили есть поговорка: «Когда в Занзибаре
играют на барабанах, танцует вся Африка до великих озер». Такая
особенность барабанного боя до сих пор используется аборигенами для
передачи сообщений из одного селения в другое. При этом сообщение может
покрывать очень значительные расстояния. Например, в 1877 году известие
о путешествии Стенли по Конго, переходя от одного барабана к другому,
разносилось на 1000 миль. Таким же способом чиновники, находящиеся в
глубине континента, узнали о смерти королевы Виктории за неделю до того,
как пришло официальное подтверждение.
Первым белым, кто прикоснулся к тайне сигнальных барабанов был капитан
Р.С. Рэттрей. Для этого он брал уроки игры у лучших барабанщиков ашанти,
в результате чего установил, что бой в различных тональностях на разных
типах барабанов и с соблюдением пауз формирует звуки, имеющие значение
гласных, согласных и даже знаков пунктуации. В начале 50-х годов
французским кинематографистом — исследователем Пьером-Домиником Гэсо был
записан в племени тома (Гвинея) танец людей-птиц, исполнявшийся под
аккомпанемент маленького деревянного барабана. Когда он затем давал
послушать эту запись жителям разных селений тома, последние начинали
смеяться в определенных местах. За пояснениями он обратился к своему
переводчику и тот ответил: «Барабаны мололи чепуху. У тома они говорят,
как рожок кавалеристов, по звукам которого сразу становится известно,
пришла ли пора обедать или командир требует адъютанта».
Священный бой сибирских бубнов так же отвечает требованиям передачи
сообщения. В отличие от африканских барабанов им редко пользуются в
межличностных отношениях и отводят ему роль посредника между шаманом и
духами. Для передачи информации духам существует специальный язык,
похожий на азбуку Морзе. Его основа построена на восьми изначальных
тотемических знаках*. Ярус знака с
*Судя по всему, для общения с духами в Африке используются шестнад¬цать
символов Фа, о которых речь пойдет в следующих главах. Прим. О.Д.
Рис. 102. Движения камчадальского шамана во время камлания. Из книги Г.
Штеллера "Описание страны Камчатки", 1774 год
Рис. 103. Эскимосский шаман с о. Св. Лаврентия. Из альбома к путешествию
О.Е. Коцебу на бриге "Рюрик"
Pиc. 104. Священный ритм для танца Огня у народов Нижнего Амура,
основанный на знаках Черепахи и Змеи
одной точкой обозначается одним ударом колотушкой, а с двумя двумя
быстрыми ударами. Звуковое построение фигуры ведется снизу вверх, то
есть с нижнего яруса триграммы. Так знак черепахи ()
можно воспроизвести, сделав один длинный удар, два коротких и вновь один
длинный. Монотонное повторение этих звуков создает священный ритм,
употребляющийся, например, североамериканскими индейцами в гимне в честь
весеннего пробуждения духовного огня.
Значение звуковых триграмм аналогичны выкидывающимся костяными
пластинками. Для обретения решительности выстукивается символ Змеи, для
разделения и благополучного разрешения от родов -Оленя, для достижения
примирения - Черепахи, для отпора врагу -Быка, для преодоления
препятствий на пути к цели - Цапли (Лебедя), для создания противостояния
- Паука, для сохранения достигнутого -Медведя, для обретения могущества
- Тигра. Помимо этого существуют специальные таблицы соответствий всех
вещей окружающей Природы восьми знакам, зная которые можно существенно
обогатить приведенные понятия. Ритм бубна может быть составлен из
нескольких переходящих друг в друга фигур и быть очень сложным. На
хорошее овладение музыкальным языком может уйти не один год постоянных
тренировок, причем неправильно выстроенные комбинации, даже во время
обучения, могут вызвать негативные последствия, если непосвященный
играет на «оживленном» бубне. Если такое происходит, делают
искупительную жертву духам в виде подношения щепоток табака. Поэтому, на
первых порах обучение лучше производить на только что сделанном бубне,
который еще не участвовал в настоящих камланиях и не был окроплен. В
этом случае риск будет минимальным, хотя и не исключается полностью.
Построить музыкальные триграммы, а так же отдельные слова из звуков,
можно не только на ударных, но и на других инструментах (хомусе,
духовых) и свистом. У народов Африки наряду с барабанами сообщения
передаются с помощью полых рогов атилоп и буйволов, а также бивней
слонов. Однажды Фрэнк Хайвс, находясь в Нигерии, спросил переводчика,
что означают доносящиеся звуки рога. Переводчик ответил, что это говорят
местные жители. Одни спрашивают: «Почему вы не прислали нам никакого
«мяса»? Мы голодны». Другие оправдываются: «Извините, но никто не умер».
В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
БУБЕН м. или мн. бубны, музыкальное орудие, в роде барабана, литавров:
обечайка, обтянутая сухой выделки кожей, с колокольцами, бубенчиками;
употреб. более при пляске. || Карточная масть, красным кирпичиком, сиб.
буби, твер. боти, южн. зап. звонки. || Голыш, человек все промотавший.
Гол, как бубен. Проигрался как бубен (как грек). Славны бубны за горами.
Звонки бубны за горами (а к нам придут, как лукошко). У него в голове
бубны (бубен). Звонок бубен, да страшен игумен. Хорошо звенят бубны да
плохо кормят. Сам наг пойду, а тебя как бубна пущу. Тяжбу завел — стал
как бубен гол. Бубны (карточная масть) люди умны. Не с чего (ходить),
так с бубен. Бубны все дело поправят. Бубны пустили как бубна,
проигрался. Бубень м. яросл., тучный лентяй, прихлебатель, тунеяд.
Бубенный, относящийся к бубну, барабану; бубновый, принадлежащий к этой
масти. Бубна, лучше бубновка, одна карта бубновой масти. Бубенчик м.
бубенец костр. балабончик, гремок, громотунчик, гормотушка, громышек,
бухарь, болхарь, глухарь, гремушка. || Бубенчики также растение Iris
sibirica, косички, петушок, чистяк, и || Trollius europaeus, полевой
хмель, колтушки, авдотька, кугольник, куриная слепота, желтоголовник,
ошибоч. купальница. Бубенщик м. бьющий в бубны. Бубенить ниж. вор.
звонить в колокола, трезвонить; || пск. перм. бить, колотить кого; ||
разглашать, разносить вести. Бубнить, кур. болтать без умолку и толку,
барабанить; || тул. разглашать вести; || костр. говорить, беседовать; ||
пск. грызть голову; брюзжать. Бубанить кур. шумно беседовать, горланить.
Бубетенить, бутетенить оренб. трезвонить; бить, колотить, сечь. Бубнила
об. тул. докучливый болтун, вестовщик. Бубнилка ж. пск. брыла, губа,
говорки, рот, относительно болтовни. Подбери бубнилки-те, замолчи, полно
тебе молоть вздор.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
БУБЕН, ударный одномембранный музыкальный инструмент,
часто с металлическими тарелочками в прорезях обечайки. Распространен у
многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский
дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего
Востока.
Большая
советская энциклопедия
Бубен, ударный музыкальный инструмент; деревянный или
металлический обруч, затянутый с одной стороны перепонкой (кожей или
пузырём). Некоторые виды Б. снабжены бряцающими металлическими кольцами,
пластинками, тарелочками или бубенцами и колокольчиками. Звук извлекают
ударом по перепонке и встряхиванием. Применяют для ритмического
сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Исполнение на Б. бывает
подлинно виртуозным, обнаруживает большое богатство ритмических
рисунков. Б. входит в некоторые народные и профессиональные ансамбли и
оркестры.
Известен с древнейших времён во многих странах, особенно на Востоке.
Национальные разновидности Б.: дэф, дяф или габал (азербайджанский), даф
или хавал (армянский), дайра (грузинский), дойра (узбекский и
таджикский), дайре или дэф (иранский), бендеир (арабский), пандеро
(испанский). С 20-х гг. 19 в. применяется в симфоническом и духовом
оркестрах, главным образом в музыке восточного характера, в испанских,
цыганских и итальянских танцах. В Древней Руси Б. называли также барабан
и военные литавры.
К. А. Вертков.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Бубны, музыкальный инструмент
(то же бубен) — ритмический ударный музыкальный инструмент. В нем кожа
натягивается не с обеих сторон, как в барабане, а с одной. Этот
полубарабан состоит из обруча шириною в 2—4 дюйма, на котором крепко
натягивается кожа. В продольных отверстиях обруча (около 6—8)
прикреплены на проволоках маленькие медные пластинки в виде тарелочек,
издающие бряцание при игре на бубнах. К обручу прикрепляются тоже иногда
бубенчики (пустые металлические шарики, с дробью в середине, с
небольшими отверстиями по бокам и ушком в верхней части). На бубнах
играют, скользя пальцем по окраине кожи или по ее средней части. В бубны
ударяют тоже кистью руки или локтем. Этот инструмент имеет большое
распространение. Он встречается в России и других странах.
Преимущественно применяется он для сопровождения пения и танцев. На
западе, сохраняя почти тот же вид, этот инструмент известен под
названием tambour de basque, tambourin. Его разновидности встречаются и
на Востоке. В южных странах Европы — Б. применяются в разных танцах;
например в Испании: в арагонской хоте, болеро, фанданго, сегидилье; в
Италии: в тарантелле, сальтарелло. Этот народный инструмент, под
названием тамбурина, перешел в оркестр, как оперный, так и
симфонический. Им пользуются в опере или симфонической музыке там, где
она касается народностей, у которых тамбурин вошел в употребление. Б.
бывают больших и малых размеров.
Н. Соловьев.
|
Бубен финский L=36, M=24, H=7. № П/006
|