Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
16 января — Малахия Доильница, Тихий день
Бывает же такое —обычно очень точный в своих
определениях народ, назвав этот январский день «Тихим днем Малахии
Доильницы», дважды ошибся. Во-первых,
святой пророк Малахия,
живший за 400 лет до Рождества Христова, хоть и слыл человеком
необыкновенно душевным и благочестивым, был, извините, мужчиной. А
во-вторых, согласитесь, день, когда из припадочных, одержимых и
кликуш изгоняют нечистую силу
назвать Тихим довольно сложно.
Впрочем, наш народ не только мудростью, но и чувством юмора обделен
не был. Да и не узнать сейчас — досадное недоразумение в названии дня
сказалось или чья-то пущенная по ветру шутка к листку календаря
пристала. Пусть этот вопрос каждый сам для себя решает, а мы постараемся
поделиться всем, что сумели разузнать об этом действительно загадочном
дне.
Испокон веку на Руси принято было одержимых, порченых и припадочных
кажениками называть. Считалось, что людей этих «обошел, обвеял нечистый
ветер», поэтому одни из них впадали в беспамятство, другие — в
бешенство, а третьи погружались в меланхолический бред. Исцелить
Каженика мог лишь очень опытный знахарь, владеющий специальной
«заговоренной молитвою», использовать которую разрешалось только один
раз в году — на Малахию Доильницу. Но даже среди сильных колдунов и
умудренных опытом знахарей дело это считалось крайне опасным и далеко не
всегда заканчивалось благополучно. Ведь изгнанная из тела Каженика
нечистая сила стремилась тут же найти себе другое пристанище,
поселившись в очередном бедолаге или пристроившись в хозяйской
Буренушке.
Стремясь оградить себя от подобных неприятностей, простодушный
деревенский люд держался от места обрядового действа на почтительном
расстоянии, загораживая двери хлева осиновыми деревцами, а самих
коровушек перепоручая на время заботам Домового. Для чего нужно было
войти в горницу, поклониться в пояс и произнести: «Дедушка-доможирушко,
береги мою скотинушку. Пои да корми, да гладко води».
Но ведь не в каждой деревне жили каженики, а день Малахии Доильницы
не только изгнанием нечистой силы «из болезных и порченых» отмечен.
Поэтому те, кого судьба здоровьем не обошла, «жалобами Бога не гневили»,
а занимались потихоньку своими повседневными делами. Не забыв, правда,
смастерить для ребятишек глиняную коровку, убраться в хлеву, а во время
вечерней дойки лишний раз обласкать коровушку, приговаривая: «Беги
молочко по жилочкам да в вымечко, из вымечка да в
подойничек, из
подойничка да по
крыночкам, на толсту
сметанушку да жирный творожок». |